Чему учит рассказ косточка толстого
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
29.12.2018
Толстой Л. «Косточка»
Толстой Л., рассказ «Косточка»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Косточка» и их характеристика
Чему учит рассказ «Косточка»
Рассказ учит быть честным и уметь признавать свои ошибки. Учит не обманывать. Учит хитрости.
Отзыв на рассказ «Косточка»
Мне понравился этот поучительный рассказ, но Ваня поступил нехорошо. Он без спросу взял чужое, он не признался в своем поступке. Он обманул родителей. Но думаю, что урок, который ему преподал отец, мальчик запомнит на долго и больше так поступать не станет.
Пословицы к рассказу «Косточка»
На воре и шапка горит.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Не поймали вора сегодня, поймают завтра.
Красть вольно, да бьют больно.
Без спросу взял, да не сказал, так украл.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Косточка»
Однажды мама купила на обед сливы и оставила их на тарелке. Маленький Ваня, который никогда прежде не ел слив, все ходил вокруг да около, и наконец схватил одну сливу и быстро съел ее.
Мама пересчитала сливы и обнаружила, что одной не хватает. Она рассказала про это отцу.
За обедом отец стал спрашивать детей, кто из них съел сливу. Никто не сознавался. И тогда отец сказал, что страшно не то, что кто-то съел сливу, а страшно то, что если этот ребенок не умел есть сливы, то мог съесть сливу вместе с косточкой. И тогда он через день умрет.
И тут Ваня сказал, что косточку он выбросил в окно.
Все засмеялись, а Ваня заплакал.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Толстой Л. «Косточка» Читательский дневник, краткое содержание
Толстой Л. «Косточка» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Лев Николаевич Толстой
Название: «Косточка»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Обман
Число страниц: 1
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Мальчик без разрешения съел сливу и решил, что его обман не раскроется.
Сюжет — краткое содержание:
Мама поставила на стол сливы и не разрешила их есть до обеда. Ваня не удержался и съел одну. За обедом папа спросил у детей, кто же съел сливу. Все отрицательно помотали головами. Ваня тоже сказал, что ничего не ел и покраснел. Тогда отец рассказал, что кто съест косточку сливы, то скоро умрёт. А Ваня ответил: «Нет, я косточку бросил за окошко».
Понравившийся эпизод:
Папа очень смешно напугал Ваню, а мальчик сам себя выдал. За этим было очень интересно наблюдать.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Любая ложь очень быстро раскрывается.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит честности.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Очень поучительный рассказ. Думаю, Ваня вынес урок из этой ситуации и в будущем никогда не будет врать.
Новые слова и выражения:
Горница – неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище
Пословицы к произведению:
Верь не силе, а правде.
Врешь хорошо, да не в одно слово.
Ложь — на тараканьих ножках: того и гляди подломятся.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «Косточка»
Главный герой рассказа Толстого «Косточка» — мальчик Ваня. Мама Вани купила сливы и собиралась угостить ими детей после обеда. Сливы лежали на тарелке, и Ване очень хотелось съесть хотя бы одну, потому что он их никогда не пробовал. Ваня дождался, когда в комнате никого не будет, и тайком съел сливу.
Но мать заметила, что одной сливы не хватает, и сказала об этом отцу. За обедом отец спросил, не ел ли кто сливу. Все дети ответили отрицательно, и Ваня тоже сказал, что не ел сливу.
Тогда отец пояснил, что внутри сливы есть косточка. Если случайно эту косточку проглотить, то можно умереть. Тогда Ваня не выдержал, и сказал, что он косточку выкинул. Все дети засмеялись, а Ваня расплакался.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Толстого «Косточка» заключается в том, что обманывать – это плохо. Обман обязательно будет раскрыт и тогда обманщику будет очень стыдно. Рассказ учит быть правдивым и всегда слушаться старших. Ваня тайком съел сливу, и он ничего не знал про косточку, поэтому Ваня подвергал риску свою жизнь. Ему повезло, что он сумел почувствовать косточку и выбросил ее.
В рассказе Толстого мне понравился отец Вани. Он знал, что кто-то из детей тайком съел сливу, но не стал устраивать разбирательство, а пошел на хитрость, рассказав про опасность косточки. Этим рассказом он заставил Ваню признаться в своем проступке.
Какие пословицы подходят к рассказу «Косточка»?
Тайное всегда становится явным.
Запретный плод сладок.
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
«Чему хотел научить нас Лев Николаевич Толстой, написав рассказ «Косточка»
Цель формирование представлений о цели жизни личности, как о борьбе с пороками. Задача Осмыслить духовно-нравственные критерии «искушение», «порок».
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Классный час: «Чему хотел научить нас Лев Николаевич Толстой, написав рассказ «Косточка»?
Цель: формирование представлений о цели жизни личности, как о борьбе с пороками.
Осмыслить духовно-нравственные критерии «искушение», «порок».
Многие из вас, наверное, знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Сегодня я предлагаю ещё раз прочитать рассказ «Косточка», но прочитать его по-новому прилагая к чтению труд души, попытаться увидеть христианские смыслы в рассказе.
Сейчас мы будем читать рассказ, но попробуем увидеть всё, что происходит глазами души.
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда.
Что нам объясняет слово «купила»?
У них не было своего сада.
Может не было своего дома.
Наверное, они снимали квартиру.
Что нам объясняет «после обеда»?
Что мы можем предположить о семье, прочитав это предложение?
Это было особое угощение.
Наверное, такие угощения были редкостью.
Семья была небогата.
Они еще лежали на тарелке.
Какие наши предположения подтверждает это предложение?
Угощение сливами было редкостью.
Наверно, сливы стоили дорого.
Мать поставила, чтобы все любовались сливами.
Она хотела порадовать детей тем, что на обед будет особое лакомство.
Она не знала, когда в следующий раз сможет купить их.
Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.
Что мы можем предположить о Ване, прочитав это предложение?
Какие наши предположения оказались верными?
Дети, представьте себе маленького Ваню, опишите, какие чувства охватили его при виде слив.
Ваня маленький – за годы его жизни он ни разу не видел слив.
Он очень удивился, увидев на обеденном столе новый продукт.
Они были красивы. Источали прекрасный аромат.
Это аромат, напоминал Ване, что-то вкусное сладкое, например, конфеты.
И очень они ему нравились.
Дети, мы уже поняли, какое впечатление произвели сливы на маленького Ваню. Зачем Лев Николаевич включает это предложение в рассказ?
Он хочет усилить притягательность слив.
Он хочет показать, что очарование усилилось.
Он хочет показать, что сливы занимают все внимание Вани, он забыл обо всём.
Они как магнит притягивают Ваню.
Очень хотелось съесть.
Дети, в этой семье были правила приёма пищи? Знал о них Ваня? Можно предположить, что в семье соблюдалось православное правило молитвы перед вкушение пищи? Можно предположить, что трапеза была всегда общей.
Какое воздействие оказали сливы на Ваню?
О чём он начал помышлять?
Как в басне И.Крылова «Лисица видит сыр, лисицу сыр пленил»
Да, в этой семье строгие порядки.
Ваня о них знает, но сливы вызывают у него очень сильное чувство.
У него появляется соблазн, нарушить правила.
Ваня стал пленником слив.
Он все ходил мимо слив.
О чём здесь нам хочет рассказать Толстой?
Желания берут верх над правилами нравственности. Он решил воплотить задуманное. Он уже не сопротивляется желаниям.
Дети, давайте сделаем остановку в анализе текста и подумаем над тем состоянием в которое попал Ваня?
Как назвать такое состояние?
Кто знает молитву «Отче наш»? Если нет знающих, учитель читает сам.
Он обращает внимание на слово «искушение» в молитве. Он поясняет детям, что искушение – это внешний повод или вызов (соблазн) согрешить — нарушить данную заповедь, отступить от усвоенных убеждений и принципов;
Учитель уточняет, что такое состояние Вани называется «искушение».
Учитель может спросить, а случалось вам испытывать сильное искушение? Кто хочет поделиться своим опытом?(Нужно здесь или позже?)Учитель может начать разговор о столовой, где дети вместо того, чтобы есть кашу по- детскому меню покупают себе пиццу или котлеты по – киевски.(Нужно?)
Учитель предлагает анализировать текст далее. Итак, Ваней овладело сильное искушение. Сможет ли он устоять перед грехом? Сможет ли он побороть искушение?
Знающие дети могут прочитать молитву.
Или дети сами назовут это слово.
Дети желающие могут озвучить свой опыт.
Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Что удерживало Ваню от проступка?
Да, дети, авторитет старших или родителей, уважение к ним удерживало Ваню от греха. Их присутствие укрепляло его волю, но когда в горнице никого не было сам Ваня не смог противостоять искушению. Какой вывод можно сделать о важности родителей, учителей в воспитании детей?
Какую заповедь мы здесь вспомним?
Хорошо Ваня распробовал вкус сливы?
Получил ли Ваня ожидаемое удовольствие от вкушения сливы? Докажите.
Они помогают удерживаться от соблазнов и искушений, которые есть в жизни.
«Почитай отца и мать твою и продлятся дни на земле, которую тебе дал Господь твой»
Толстой пишет –«он схватил», скорее запихал, быстро проглотил, чтобы вошедшие не увидели.
Толстой пишет «съел», он не чувствовал даже особый вкус сливы.
Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.
Почему мать сочла(пересчитала) сливы?
Она по опыту знала, что маленькие могут не удержаться.
Она заметила состояние Вани, когда хлопотала по дому.
Она не хотела никого огорчить за столом. Вдруг кому-то не достанется.
Почему мать сказала отцу?
Какая была мама? Какие заповеди она соблюдала? Учитель может зачитать поучение Святого Иоана Златоуста: «Если есть между мужем и женой единодушие, и мир, и союз любви, то к ним стекаются все блага мира …»
Что вызвало их тревогу?
Они жили в согласии. Они советовались друг с другом.
Она соблюдала заповедь: возлюби ближнего как самого себя. И как жена – христианка слушалась мужа.
Ваня не может противостоять искушениям, это может привести его к беде.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Как вы думаете, догадались ли отец с матерью, кто съел сливу?
Почему отец решил спросить?
Огорчил ответ Вани отца? Заметил ли он, что Ваня покраснел, как рак? Что это означало?
Давайте разберём, что такое совесть.
Почему Ваня покраснел ка рак?
Он хотел, дать возможность Ване самому сознаться, проявить волю.
Да. Он узнал, что Ваня слабовольный.
Один грех ведёт за собой другой.
Он тайно взял, а теперь врёт, что бы не раскрыть первый проступок.
Он увидел, что Ване стало стыдно.
Это означало, что проснулась совесть.
Он стал осознавать свой поступок. Он очнулся от соблазна и уже мог анализировать, что случилось.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Значит, его слова в этом рассказе несут главный смысл:
Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Давайте расшифруем, что же они могли означать, что хотел донести до нас и до своих детей отец. Что он подразумевал под сливами? Что он подразумевал под косточками? Что будет с теми, кто «проглотит пороки», даст им укорениться?
Он пугает смертью, чтобы Ваня признал свой грех.
Сливы – это соблазны, искушения.
Они красивы на вид, источают прекрасный аромат, чтобы завлечь неопытные души.
Он умрет как личность, подчинится одному пороку, а там уже и другие укореняться.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
О чем нам говорит эта часть рассказа? Понял Ваня послание отца? Что помог отец понять Ване?
Ваня понял, что хотел сказать ему отец, говоря про косточки – пороки. Их надо «выбрасывать за окошко». То есть искоренять.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Почему Ваня заплакал?
Что особенно горько было для Вани?
О чём нам говорит противопоставление «все засмеялись, а Ваня заплакал»?
К нему пришло осознание его проступка.
Особенно горьким для Вани было понимание того, что порок, отдалил его от отца и матери, от сестёр и братьев.
Дети, какие искушения вы испытали в своей жизни? Как вам удалось или не удалось «выбросить косточки порока в окошко»
Желающие дети могут озвучить свой опыт.
Дети, какую библейскую историю вам напоминает рассказ «Косточка». Где вы узнали об этой истории? Как вы думаете Лев Толстой знал историю Адама и Евы? Зачем он написал рассказ «Косточка» Какая главная мысль рассказа?
Кто хотел бы прочитать истории содержащиеся в Библии?
Историю Адама и Евы – изгнание из Рая.
Учитель предлагает детям дерево со сливами –искушениями. Дети в сливах пишут каким искушениям они подвергались.
Внутри сливы нарисовать косточку – порок. Какие пороки укореняет это искушение? Дети пишут в косточках.
Дети, как же нам бороться с искушениями, чтобы не дать порокам пустить корни в наших душах? Какие советы вы бы взяли из рассказа «Косточка»? Ване дал совет отец, а кто является Отцом всех людей, кого мы называем Отче? Какие советы он нам даёт? Где об этом можно узнать? Учитель обобщает ответы детей и вывешивает правила, которые вывели дети. (Вариант: дети сами по группам пишут правила)
КОСТОЧКА
(быль)
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда.
Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Толстой «Косточка», кто главные герои, какая главная мысль?
В рассказе Толстого «Косточка» речь идет о ситуации, когда мальчик съел одну сливу и не сознался. его папа хитрым путем вывел Ваню на чистую воду.
Главных героев в рассказе я бы выделил троих.
Первый герой это мальчик Ваня, который до конца не сознавался, что съел сливу.
Вторая героиня это мама Вани, у которой все сливы были на счет и она без проблем определила их нехватку.
Главная мысль заключается в том, что надо быть честным и уметь отвечать за свои поступки. Плохо когда тебя разоблачат, потом веры не будет.
В рассказе один из детей полакомился сливой, а до этого долго ходил рядом с угощением: ему были ароматны плоды. Мальчику нравились сливы, вот поэтому не сдержался и съел одну.
Кроме Вани, также в рассказе участвуют, как ясно выше, его мама, папа, а еще упоминаются, что других детей папа тоже спрашивал насчет сливы, так как там есть словосочетание «все засмеялись», когда Иван невольно признался в «провинности».
Вывод и главная мысль таковы, что никогда не стоит лукавить, все тайное всплывает. А еще надо уметь был в меру строгим, как мама, которая считает сливы, в меру смекалистым, как папа, который вывел ребенка на чистую воду. И никогда не следует брать без разрешения! А вдруг, все правда, косточка «вредная» для здоровья?
В рассказе Льва Николаевича «Косточка» главным действующим лицом выступает мальчик по имени Ваня, который, поддавшись соблазну, не удержался и съел одну сливу.
Однако, отец, придумавший хитрость с косточкой (съеденной вместе с плодом), быстро вывел сына на чистую воду. Ваня настолько простодушен и по-детски наивен, что попался на «папин крючок» молниеносно, выдав себя практически мгновенно.
Если говорить о нравственной стороне рассказа, то, на мой взгляд, писатель хотел подчеркнуть такую человеческую черту, как ложь и боязнь правды. Ведь Ваня не знал наверняка: накажут его или нет, тем более, что сливы все равно были приготовлены для детей. Он просто проявил нетерпеливость, а потом уже не смог сознаться, поддавшись чувству «толпы», когда опрашивали всех детей. И ему стало стыдно, когда его обман оказался раскрыт. И это еще одна составляющая рассказа, где показано, что стыд, который испытывает человек после раскрытия его обмана, гораздо сильнее чем испуг сказать правду сразу.
В рассказе Толстого «Косточка» говорится о том, как маленький мальчик Ваня впервые в жизни увидел сливы и как он не удержался и съел одну сливу. Оказывается сливы были наперечет и мама сразу поняла, что одной сливы не хватает, но Ваня не признался. Тогда отец рассказал о том, что если съесть косточку от сливы, то она прорастает в животе, и испуганный Ваня сказал, что выбросил косточку.
Главный герой рассказа мальчик Ваня, который понял, что брать без спросу некрасиво. но еще хуже обманывать.
Главная мысль этого рассказа в том, что не умеешь врать не берись, а еще лучше никогда не ври, тем более своим родным, которые все равно простят.
Рассказу учит тому, что раскрытый обман всегда приносит человеку больше бед, чем принесла бы вовремя сказанная правда.