Чему учит рассказ косцы бунина
«Косцы» (И. Бунин)
Цитата: «. Бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далёкие — и невозвратимые».
Проблематика:
Смысл названия: в названии фигурируют те самые труженики из народа, которыми восхищается автор.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: это лирический рассказ: в нём нет событийной фабулы.
Время и место действия: действие рассказа происходит летом, в полях России (в Орловской губернии).
Действующие лица
Краткое содержание
Сейчас косцы пели песню о добром молодце и его помощниках, и песня была истинно русская, и рассказчик явственно ощущал духовное родство между собой и этими косцами. И в этой песне было такое беспредельное счастье, какое может быть только в прошлом.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Откуда были косцы, фигурирующие в одноимённом рассказе Бунина? Где происходило действие?
Ответ. Косцы были из Рязанской губернии. Действие происходило в Орловской губернии.
Обозначьте основную жанровую особенность этого рассказа.
Ответ. Это лирический рассказ, в нём нет фабулы. Событийный ряд, характерный для обычного рассказа, отсутствует. Рассказ «Косцы» в жанровом отношении сближается со стихотворениями в прозе.
Рассказ «Косцы» Бунина: краткое содержание, анализ и характеристика героев
Великим мастером создания небольших прозаических произведений был Иван Алексеевич Бунин. Читателей впечатляют главные мотивы его рассказов, их редкая художественная тонкость, своеобразные приемы. Одним из замечательных шедевров является рассказ Бунина «Косцы». Анализ произведения, приведенный в данном материале, демонстрирует талант главного писателя русского зарубежья. Ведь Ивану Алексеевичу пришлось жить вдалеке от своей Родины.
Находясь в эмиграции, писатель посвящал свои книги России, русскому народу. Это касается и рассказа Бунина «Косцы». С кратким содержанием этого маленького произведения мы предлагаем ознакомиться в нашей статье. После прочтения рассказа вы поймете, почему за воссоздание в прозе русского характера Ивану Алексеевичу вручили Нобелевскую премию.
Иван Алексеевич длительное время до эмиграции жил в Орловской губернии и был верным сыном России. Когда ему вручали премию, то он отметил, что ее достоин весь русский народ.
Бунин. «Косцы». Содержание в кратком изложении
Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ «Косцов» Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.
Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.
Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.
Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.
Особенности сюжета
Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета. Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ «Косцы» не имеет определенных сюжетных линий. Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.
В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.
Композиционное и жанровое своеобразие
Четко выраженной композиции в рассказе «Косцы» нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.
В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.
К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.
Природа в рассказе Бунина «Косцы»
Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.
На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова «Сенокос» и Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы». Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.
Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение. Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе. Слово «прелесть» повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.
Труженики в рассказе
Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.
И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.
Значение народной песни
В своем произведении «Косцы» Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они – дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.
Образ Родины в произведении
Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию. Поэтому в рассказе Бунина «Косцы» Родина показана безмерной и далекой. Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле. Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.
Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе. Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы. Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.
Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет «родной сторонушкой». А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах «беспредельная родная Русь» выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.
Печальная концовка
В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.
Как и другие произведения писателя, «Косцы» наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.
Анализ рассказа И.А. Бунина «Косцы»
Образец анализа прозаического текста
(на примере рассказа И.А. Бунина «Косцы»)
В основе авторской медитации лежит развитие художественного образа – образа песни, который переплетается с предметом рассуждения и тесно связан с целым рядом других художественных образов, важных для представления Родины в восприятии автора.
Так, название рассказа – «Косцы» – вводит метонимически образ русского народа. И первое предложение рассказа словно вытекает из его названия, т.к. слово «косцы» не повторяется (во избежание тавтологии) и заменяется местоимением «они». И читатель сразу понимает, о ком идет речь, благодаря глаголу «косили». В результате читатель сразу окунается в атмосферу рассказа и становится свидетелем описываемой картины.
Более того, уже здесь, в первом предложении, сконцентрированы все ключевые образы рассказа: косцы (как весь русский народ), дорога (как воплощение исторического пути страны и судьбы ее народа), лес (как символ русской природы) и через глагол «пели» песня (как душа русского народа и России в целом), – все они в дальнейшем получат свое художественное развитие.
Это первое предложение является своего рода лирической экспозицией медитации в композиционной организации текста. Далее следует тезис, характерный элемент композиции текста типа рассуждение: «…та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки». Здесь же есть указание на ретроспективный план, углубление в план прошлого («это было давно, это было бесконечно давно»); причем оно выглядит гиперболично и отсылает читателя к глубокой старине, напоминая зачин былины. Затем идет пространная и очень глубокая разработка темы – собственно медитация, а последний абзац выглядит как некий вывод – финальный компонент композиции рассказа-рассуждения.
Важное значение для понимания рассказа имеет развитие временного плана. Так, начинается повествование с обращения ко временам глубокой старины («бесконечно давно»), а заканчивается остановкой времени («конец»), концом истории русской земли, который, однако, преодолевается всем строем произведения. В основной же части медитации сложным образом сочетаются и чередуются конкретный временной план и временные обобщения.
Сначала мы видим точное указание на время суток и года («предвечернее время июньского дня»). Но далее внутри достаточно конкретного описания встречается упоминание более глубоких временных пластов («следы давней жизни наших отцов и дедов» и далее: «вечная тишина», «первобытность», «былинная свобода и беззаветность»). В результате конкретное описание углубляется во времени. Не случайно после многоточия следует почти философское обобщение о вне временном, надвременном существовании этой описываемой картины: «Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой – или благословенной Богом стране». И это придает повествованию объемность, глубину и сказочное очарование. А затем вновь идет конкретизация: описание артели рязанских косцов. Но то, что они были «как-то стариннее и добротнее» орловских, углубляет их образ, возникает ассоциация с русскими былинными богатырями.
Потом временной план воспоминаний еще больше углубляется в прошлое («неделю тому назад»), но несмотря на это возникает еще более конкретная картина: крупным планом дано описание работы и ужина косцов. Мотив пения тоже конкретизируется через название той песни, которую пели косцы («Ты прости-прощай, любезный друг!»), но сразу после этого вновь начинается обобщение – рассуждение автора о «дивной прелести их песни». Разработка этого мотива идет прежде всего в тесной взаимосвязи с ностальгическим настроением рассказчика, который воскрешает этот образ в памяти, уже зная, что Родина утрачена им в действительности и осталась только в памяти. При этом развитие художественной идеи происходит по ступенчатому принципу: одна ассоциация вырастает из другой и поднимается на новую высокую ступень осмысления темы родины.
Так, первая мысль автора самая естественная, и подсказана она еще в начале рассказа: прелесть песни в откликах леса («лес. звучно откликался»; «лес принимал и подхватывал их песню также свободно и вольно»), т. е. прелесть песни в ее единстве с природой, в тесной органической связи с ней. Недаром косцы «пели, сами не замечая того», т.к. это часть их самих, их природы. Об этом говорит и автор: «. не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали мы и они». И далее мысль автора развивается и углубляется: ему важна не только связь между песней и природой, но и между ним и косцами, между интеллигенцией и народом, между людьми и родной природой, между народом и страной. И все это объединяет простая русская песня.
Из этого следует вторая, важная для понимания рассказа, мысль автора: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины». В этом единении и родстве автор видит залог благополучия, счастья, гармонии («нам было хорошо, спокойно и любовно»), хотя в то время это им не осознавалось, и в самой этой неосознанности была особая прелесть. Именно после этих слов звучит «уж совсем не сознаваемая тогда», но, можно сказать, кульминационная по своему лирическому звучанию мысль о родине: «. прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу». И здесь опять воедино стягиваются ключевые образы и мотивы: родина – дом – Россия; ее душа – песня; ее народ – косцы; ее природа – откликающийся лес. В этом ряду действительно самые важные и значимые образы для представления родины как общего дома для всех, с одной стороны, и в то же время родины как неповторимой, непередаваемой песни души каждого человека. И эта ее непередаваемость, сказочность отражается в метонимичном представлении песни как вздоха, подъема «певучей груди». Но и сама песня выступает как метонимия по отношению к образу родины (так же, как и образы косцов, леса). Но особенность этой песни еще и в том, что это родная русская песня русской души; она и чувства, вызванные ею, – именно русские, родные. Поэтому песня становится символом памяти о потерянной родине. И это осознает рассказчик только в настоящем, реальном временном плане.
Соотношение временных пластов выглядит очень сложно, они все больше проникают друг в друга: событийная сторона связана с воспоминанием, с прошлым, а эмоциональная окраска этого воспоминания напрямую связана с настоящим. Вслед за восхищением «чисто русской красотой» песни идет осознание ее печального содержания. Не случайно воспоминание выбирает эту грустную песню, ведь косцы наверняка пели разные песни, но в настоящем положении рассказчику важна песня именно такого содержания. Косцы пели о разлуке с «родимой сторонушкой», с которой и у них, и у автора связано представление о счастье, о надеждах. У каждого оно свое, отсюда такое разноголосие в пении («вздыхали по-разному»; «по-разному жалуясь и тоскуя»; «по-разному ударяя на слова»), но все это многоголосие сливается в едином, хотя и парадоксальном, «согласном чувстве», которое передано через оксюморон: «почти восторг перед своей гибелью». Это, казалось бы, непонятное и невозможное чувство объясняется на следующем этапе авторского размышления: очарование и радость песни в том, что человек не верит в эту безнадежность, «все-таки нет ему подлинной разлуки с родиной», и «беспредельная родная Русь» всегда будет с ним в его памяти и в его сердце.
В несобственно-прямой речи словно сливаются воспоминания автора с народным восприятием счастья и чувства родного, близкого. Создается ощущение сказочной защиты человека в любых трудных ситуациях. Возникает красивый образ родины, основанный на народно-поэтических и сказочно-фольклорных образах и мотивах («царевны прекрасные и премудрые», Баба-Яга, ковры-самолеты, шапки-невидимки, живая вода, ясный сокол, Земля-Мать)
Более того, весь рассказ выглядит как песня: так активны в нем традиционные песенные образы, так мелодична его лирическая интонация и даже синтаксическая организация текста, особенно его второй части (см. например, анафорический повтор-припев «Прелесть была. »; а также почти былинный зачин и сказочная концовка). Но рассказ-песня звучит более трагично, чем песня косцов, т.к. к рассказчику осознание прелести всего родного пришло только после горькой утраты. Трагизм положения автора еще и в том, что косцы-то поют о своей разлуке с малой родиной, с родными краями, но они остаются при этом в России, и русские поля, леса будут всегда с ними; а рассказчик «поет» лебединую песню об утраченной навсегда горячо любимой России, которую уже ничто не напомнит, возврат в которую возможет только в памяти. «Родимая сторонушка» косцов продолжает жить независимо от их присутствия, а Россия в рассказе Бунина погибла и все светлое невозвратно осталось в прошлом.
Особое внимание в рассказе обращает на себя оппозиция «мы»—«они», возникшая уже с первой строки. С одной стороны, вначале обозначено явное противопоставление за счет противительного союза «а», но с другой стороны, «мы» и «они» находятся рядом, «поблизости» и связаны друг с другом тем, что живут на одной земле. Такое соотношение отражает сложные и неоднозначные взаимоотношения между интеллигенцией («мы») и народом («они»), которое всегда проблемно существовало в русской общественной мысли и литературе.
В сцене ужина косцов, которая дана крупным планом, показана разница восприятия жизни теми и другими. Для рассказчика мухоморы, которые ели косцы, «были страшные своим дурманом», а для мужиков – «они сладкие, чистая курятина». И рассказчик смотрит на это «с ужасом», а косцы «только засмеялись», т.к. они-то, видимо, знают, что не это настоящий ужас, что есть гораздо более страшные и ужасающие потрясения, о которых даже не подозревает в своей благополучной жизни рассказчик. Только теперь после разлуки с родиной, с косцами, с природой, приходит к нему сознание действительно ужасной трагедии утраты. Поэтому тогда, слушая песню косцов, ему казалось, что «никогда не понять» ему этой песни, ее «дивной прелести» и «не высказать вполне». А все последующее размышление идет от лица человека, многое переосмыслившего и глубже понимающего после пережитых потрясений. И именно теперь намечается сближение «мы» и «они», развивается мысль о единении («между ими и нами», «и они и мы», «наш общий дом»). Таким образом, «мы» постепенно вбирает в себя и «мы» и «они». Поэтому усиливается трагизм финала: родина и ее заступничество утрачены не только эмигрировавшей интеллигенцией, но, по мнению автора, и теми, кто остался в России; для всех: интеллигентов, народа, самой страны – для всех «настал конец, предел Божьему прощению».
1 Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. М., 1995. С. 113.
Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: И.А. Бунин «Косцы».
Конспект урока будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, вступление, психологический настрой, слово учителя, актуализация опорных знаний, физкультминутка, работа с произведением, анализ, закрепление, обобщение, словарная работа, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: И.А. Бунин «Косцы».
Задачи:
Ход урока
1. Сообщение целей и задач урока. Организация класса на работу.
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Прозвенел уже звонок,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку … («пять»)
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные друг другу, пронесите это настроение через весь урок.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Актуализация знаний
3накомство с личностью писателя:
а) воспроизводящая беседа;
б) сообщение ученика.
3.Чтение и анализ рассказа:
а) беседа по выявлению первичного восприятия;
б) выделение основных микротем;
в) беседа по основным микротемам (тема природы, нар.труда, нар. песни, тема Родины), составление опорной схемы.
4. Подведение итогов урока, выводы.
Домашнее задание. Оценка.
Выразительное чтение рассказа учащимися.
Словарь урока:
Эпиграфы к уроку:
Подробная запись урока
1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья. ”
— Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.
— О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).
— Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.
— В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.
2. 3апишите тему урока:
“И.А.Бунин. “Косцы”. Изображение природы и крестьянского труда. Образ Родины”.
3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.
И.А.Бунин. Вы видите его портрет на доске и в учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?
Детские годы ИА.Бунина прошли в Орловской губернии, среди неброской красоты природы. Многие произведения писатель посвятил описанию природы, народа. Например, поэма “Листопад”).
— К сегодняшнему уроку группой учащихся нашего класса подготовлена презентация, посвященная И.А.Бунину. (Просмотр презентации, комментарий авторов)
Прослушаем сообщение о жизни и творчестве И.А.Бунина.
За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.
— Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.
4. Чтение наизусть учеником начала рассказа на фоне музыки “Звуки природы”.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.
Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
5. Беседа. Анализ рассказа.
Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
— Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
— Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).
— К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)
— Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).
Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).
Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
Удалось ли автору в данном описании “дать с природой часть своей души”?
Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание. (Стр.5)
Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).
Как понимаете эти слова? (Любят работать).
А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
На прошлом уроке мы разбирали отрывок из стихотворения А.В.Кольцова “Косарь”. Дома вы должны были сравнить описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе “Косцы”. Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили? Прослушаем выразительное чтение этого стихотворения и ответ на вопрос.
— Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.
Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.
Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?
(Включается фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”. В это время учитель прикрепляет на доску слово “песня”.)
Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).
Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).
А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).
Такой композиционный приём называется лексический повтор- повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.
— Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.
1. Обаяние, очарование, привлекательность. 2. Приятные, пленяющие явления, впечатления.. 3 0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем. 4. Внешние черты женской красоты.
— В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте.
(Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).
В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).
В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.
(Русские люди едины в любви к Родине).
Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.
В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).
Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).
Поместим и это слово на доску.
Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).
Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).
Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).
Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).
(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).
В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.
Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).
— Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.
— Я хочу, чтобы вы выучили эти слова наизусть к следующему уроку, а также я попрошу вас выполнить одно из двух заданий, записанных на доске. (Переносная доска).
Д. зад. 1. Составить связное, развёрнутое сообщение на тему: “Из чего складывается образ Родины в рассказе И.А.Бунина “Косцы”.
2. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.