Чему учит рассказ критики шукшина
«Критики» — читательский дневник по рассказу В. Шукшина
Рассказ «Критики» Василия Шукшина был написан писателем в 1964 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Шукшин Василий Макарович
Название произведения: «Критики»
Жанр: рассказ
Год написания: 1964
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2005
Главные герои и их краткая характеристика
Петька, 13 лет — мальчик добрый, впечатлительный. Азартный спорщик, умеет отстаивать свое мнение. Самостоятельный.
Дед Тимофей, 73 года — большой любитель кино, человек честный и принципиальный. Не любит, когда над ним смеются. Горячий и обидчивый.
Родители Петьки — простые люди, старающиеся все делать для удобства чужих людей.
Городские дядя и тетя — равнодушные, самоуверенные, насмешливые.
Ермолай Кибяков, милиционер.
Краткое содержание и сюжет
Семидесятитрёхлетний дед Тимофей вместе с тринадцатилетним внуком Петькой очень любят ходить в кино, хотя на билеты уходит половина дедовой пенсии. После просмотра внук и дед принимаются спорить. Если дед замечает неправдоподобную сцену, то ему не нравится весь фильм. Его любимый аргумент — «так не бывает».
Однажды Петька с дедом смотрят комедию, которая, к их большому неудовольствию, оказывается не смешной. Домой они приходят злые.
Дома они застают гостей: сестру Петькиной матери с мужем. Все смотрят телевизор, где показывают какую-то деревенскую картину. «Критики» телевизор не любили, посмотрев пару раз телевизионные передачи, дед пришёл к выводу, что это всё равно как подглядываешь.
Петька уходит учить уроки, а дед остаётся со взрослыми. Посмотрев фильм пять минут, дед заявляет, что «так не бывает». Деду не нравится плотник в картине, а себя он считает специалистом в этой области, так как плотничал всю жизнь. Петькина тётя говорит, что детали не важны, дед, напротив, находит их важными. Родители Петьки вместе с гостями не воспринимают его всерьёз и отправляют к внуку помогать делать уроки. Дед воспринимает это как личное оскорбление.
Пожаловавшись Петьке на взрослых, дед уходит. Вернувшись через час, пьяный и разгорячённый, дед идёт в комнату, где смотрят фильм. Напрасно внук пытается его успокоить. Старик бросает сапог в телевизор и разбивает экран. Происходит небольшая потасовка, и Петькин отец одолевает деда.
Петькина тётя приводит участкового, который составляет протокол. Петька не понимает, что происходит, и просто смотрит на происходящее. Мальчик осознаёт ситуацию, когда милиционер уводит деда в вытрезвитель. Петька плачет. Мать с тётей пытаются его успокоить, но напрасно. Вспомнив, что именно тётя привела милиционера, мальчик грубо отталкивает её, и ещё долго плачет в подушку.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дед с Петькой очень любили смотреть кино и обсуждать, что в фильме правда, а что нет. К родителям Петьки приехали родственники из города и стали смотреть фильм о деревне. Дед сказал, что в фильме все неправда, а над ним стали смеяться и прогнали. Дед сходил напился и сапогом разбил телевизор. Отец скрутил деда, пришел милиционер и составил протокол. Деда увели в отрезвитель, а Петька сильно плакал и на всех обиделся.
План пересказа
Основная мысль
Старый, что молодой, и того и другого обидеть легко, а вот извиниться сложно.
Чему учит
Рассказ учит уважительному отношению к старикам, учит уметь прощать их слабости, быть им благодарным за их труд, не спорить со стариками по пустякам. Учит не унижать другого человека, выставляя на показ свою мнимую образованность и воспитанность. Учит быть добрым, любящим, неравнодушным.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот рассказ, хотя отношение и родителей, и родственников к старому деду меня возмутило. Любой человек имеет право на собственное мнение и смеяться над этим мнением грех. Этим смехом эти люди только показали свою невоспитанность и хамство. Тем более, нельзя обижать стариков, потому что они уже иначе смотрят на вещи, и то что нам кажется безобидной шуткой, может их глубоко ранить.
Вывод и мое мнение
Рассказ «Критики» Шукшина поднимает глобальную проблему – взаимоотношения между поколениями, извечную проблему «отцов и детей». Рассказ пронизан идеями любви к ближнему, терпения, всепрощения, уважения к старшим.
Смысл произведения «Критики» Шукшина
Повествование в произведении «Критики» ведется от лица 13-летнего мальчугана. Его глазами мы видим все происходящее, потому что точка зрения мальчика самая мудрая среди всех персонажей этого литературного мира. Автор, словно, отвергает превосходство житейского опыта обывателей и склонен считать, что умнее тот, кто может любить и прощать. А лучше с этим справится, чем Петя, никто в этой семье не в состоянии.
В рассказе В.И. Шукшина читатель может наблюдать чрезвычайную трогательную картину взаимоотношений между дедушкой Тимофеем 73-х лет и внуком Петькой 13-ти лет от роду. Объединяющим их звеном были походы в деревенский клуб, где исправно показывали различное кино. Добрая половина дедовской пенсии уходила на это увлечение. А родственники с иронией в голосе называли их «критиками», словно уничижая их киноведческие споры. Хотя критиками в этом рассказе являются абсолютно все, только вот в чужом глазу им соринка видна, а в своем они и бревна не замечают.
В рассказе «Критики» затронута проблема взаимоотношений между поколениями. Она раскрывается в том, что спустя какое-то время люди становятся черствыми к своим пожилым родственникам, относятся к ним пренебрежительно, с презрением, нависает непросветное недопонимание друг друга и в разговорах все чаще присутствует язвительный сарказм.
Дед — ворчливый, нервный и глуховатый. В прошлом он был плотником, отстроившим практически всю деревню, в которой на тот момент жил со своей семьей. Более молодое поколение занято своими делами и не понимает увлечения деда. А для него это радость, любимое увлечение. Ему нравилось поспорить с внуком и он всегда выходил победителем, задавив юного собеседника более весомыми, по его мнению, аргументами. Со взрослыми же он спорить не любил и не мог, поскольку его аргументов, которые были вроде «Хреновина» или «Так не бывает», не хватало, чтобы переубедить более прытких в мышлении членов семьи.
Дед всегда оценивал любой фильм со стороны правдоподобности, по его мнению сюжет должен был повторять жизненные ситуации. Поэтому походы в кино были возможностью исподтишка заглянуть в другую горницу и посмотреть, что же там творится. То что плотник в кино держит топор неправильно возмущает до глубины души, а высказывания взрослых родственников вроде «любопытный старик» заставляет чувствовать себя оплеванным. Вежливые улыбки на его негодование он воспринимает как издевательский смех. Да и в целом часто повторяющееся слово всех родственников «Интересно» полная ложь, на самом деле они считают ересью все, что говорит старик. Проблемой деда было то, что он домысливал поступки и слова других людей и иногда неправильно. И однажды, будучи подкрепленным спиртным, разбивает телевизор и высказывает все свои обиды, накопленные годами.
Дед живет в своем клочке мира, вспоминая как все было и как переменилось. Глухота часто играет злую шутку: он не понимает порой что говорят, смеется невпопад и чужая улыбка порой кажется насмешкой, словно человек сначала что-то сказал, а потом посмеялся. Но в глубине души он очень сердечный, трепетный, жалостливый человек, который искренне плачет над смертью какого-нибудь героя в кино. Дед Тимофей не является глупым человеком, как может показаться. Его возмущения можно оправдать. Он просто другой, также как для вас родственник, приехавший, допустим, из Америки. Его закалка с 1963 года, его мировоззрение, воспитание, его образ жизни, — все отличается от современности, как и он сам.
Получается так, что дед живет со своими ценностями в глухом одиночестве, ни внук, ни сын не собираются их перенимать и их совершенно не волнует, что плотник держит топор не так, как следовало бы. Но Петька хотя бы стремится всегда утешить и пожалеть деда, объяснить то, что он не понял. Он единственный сопереживал, когда милиционер вел его в «отрезвитель». А вот сын деда будто стыдится его безыскусности, пережитки нравственности и чувствует себя опозоренным рядом с ним. Сын груб и нетерпим к своему отцу. Для него и всей остальной семьи дед является обузой.
В.И. Шукшин взывает с помощью этого небольшого рассказа ко всем, у кого в семьях есть пожилые люди. Он просит относиться к ним уважительно, быть снисходительными, отзывчивыми. Быть с ними более душевными, чуткими и ласковыми, не судить их строго. Это приободрит стареньких дедушек и бабушек, растопит сердце, они почувствуют, что не одиноки, не брошены и не забыты. Будьте добрее и к вам обязательно вернется!
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
23.12.2018
Шукшин В. «Критики»
Шукшин В., рассказ «Критики»
Главные герои рассказа «Критики» и их характеристика
Чему учит рассказ «Критики»
Рассказ учит уважительному отношению к старикам, учит уметь прощать их слабости, быть им благодарным за их труд, не спорить со стариками по пустякам. Учит не унижать другого человека, выставляя на показ свою мнимую образованность и воспитанность. Учит быть добрым, любящим, неравнодушным.
Отзыв на рассказ «Критики»
Мне понравился этот рассказ, хотя отношение и родителей, и родственников к старому деду меня возмутило. Любой человек имеет право на собственное мнение и смеяться над этим мнением грех. Этим смехом эти люди только показали свою невоспитанность и хамство. Тем более, нельзя обижать стариков, потому что они уже иначе смотрят на вещи, и то что нам кажется безобидной шуткой, может их глубоко ранить.
Пословицы к рассказу «Критики»
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семейное согласие всего дороже.
Дети родителям не судьи.
Злая обида горше полыни.
Не смейся над старым, сам будешь стар.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Критики»
Деду было 73, а Петьке 13 и они дружили. Больше всего они любили ходить в кино и на фильмы уходила половина дедовской пенсии. Они садились на первый ряд, потому что там было лучше видно и слышно. Но дед, который все равно был глуховат, часто не слышал слов и угадывал их по губам актеров. Иногда он смеялся невпопад, когда все молчали.
Когда убивали невиновного, дед плакал, за драками следил напряженно и сразу чувствовал фальшь, говоря, что так не бывает. Дед вообще любил обсудить фильм и покритиковать его, особенно фильмы о деревенской жизни.
Например, ему не нравился парень, который пел о своей любви и лез под окно любимой девушки. Такого дед называл Ваней-дурачком и говорил, что в их деревне этого парня подняли бы на смех. Потому что когда любишь, о любви молчишь, а не поешь. И любимую за несколько улиц обходишь, а не в окно к ней лезешь.
На этой почве они часто спорили с Петькой, который всегда заступался за актеров. А вот со взрослыми дед не любил спорить об искусстве, не умел. Только один раз он поспорил и навлек на свою голову беду.
Дело было так.
Однажды Петька с дедом посмотрели какую-то комедию и дружно разнесли ее в пух и прах, потому что ничего смешного в ней не было. Когда они пришли домой, там по телевизору смотрели деревенскую картину. А в гости приехали Петькина тетка с мужем.
Петька почти сразу пошел делать уроки, а дед, посмотрев немного, объявил, что фильм хреновина и так не бывает.
Вежливый городской мужчина спросил, почему так не бывает. И дед объяснил, что актер совсем не плотник и даже топор держать не умеет. Петькин отец сказал, что дед с Петькой критики, желая тем самым смягчить высказывание деда. Петькина тетя стала говорить, что это актер и ей не важно, как он держит топор, потому что ей интереснее человек.
А ее муж добавил, что такие как дед, и пишут письма на телевидение.
Дед ответил, что таких как тетя легко надуть, а его нет, потому что он сам был плотник. Городские посмеялись, а родители Петьки стали отправлять деда к Петьке, помогать делать уроки. При этом отец Петьки сказал городскому, что дед в уроках ни в зуб ногой, и смотреть на то, как он помогает Петьке умора.
Дед стоял как оплеванный. Потом пошел к Петьке и стал жаловаться. Сказал, что его назвали выжившим из ума дураком и над ним смеялись. Петька успокаивал деда как мог, но тот начал заводиться, потом достал деньги и ушел.
Дед вернулся через час пьяным и стал кричать, обращаясь к двери, за которой смотрели телевизор. Петька совсем растерялся и принялся успокаивать деда. Дед сел и Петька стал помогать ему снять сапоги. Но тут деду снова что-то пришло в голову и он, обещая показать всем, взял сапог и пошел в зал. Дед запустил сапогом в телевизор и экран разбился вдребезги.
Дед кричал и ругался, а Петькин отец стал заламывать ему руки и связывать их полотенцем. Дед продолжал кричать, что своими руками срубил половину деревни, а его дураком называют.
Тут пришли Петькина тетя и милиционер, Ермолай Кибяков. Ермолай сел к столу и стал составлять протокол. Он записал имя деда, год рождения, описал как семья смотрела фильм про колхоз, и как дед в сильном алкоголе вошел в комнату и бросил в телевизор сапог 43 размера.
Потом Ермолай встал и повел за собой присмиревшего деда. Петька долго не понимал, что происходит, но когда деда стали поднимать, он понял, что его сейчас отведут в каталажку и заплакал. Петька бросился защищать деда, а мать уговаривала его, говоря, что ничего страшного не случится, если дед переночует в тюрьме, а завтра вернется и ему будет стыдно.
Но Петька плакал все громче и оттолкнул городскую тетю, вспомнив, что это она привела милиционера.
Он забрался на печку и там горько рыдал.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Критики»
Шукшин «Критики» анализ
Шукшин «Критики» анализ — тема, сюжет, главная мысль
Шукшин «Критики» анализ
В рассказе «Критики » Шукшин предлагает нам задуматься над поступками, которые мы совершаем по отношению к близким людям, порой они могут быть жестокими, могут их ранить. Нужно помнить о душе, не быть черствыми.
Главная мысль рассказа В. Шукшина «Критики» — уважение к старшим, к людям, которые прожили непростую жизнь, перенесли тяготы и невзгоды. Да, они много не могут понять в нынешнее время, потому что продолжают жить в своей эпохе, им трудно перестроиться и подстроиться под новый лад, но они трудились всю жизнь, они устали и заслужили право на покой и уважение.
Сюжет: Дед с внуком ходили в кино и обсуждают его содержание, отношение к фильму разное из-за разницы в возрасте. Дома у телевизора сидят родственники и тоже смотрят какой-то фильм, название которого не знают, потому что, когда включили телевизор, фильм уже шел. Дед, как и все старики, пытается порассуждать, но его не слушают. Он обижается, выпивает спиртного и устраивает скандал, его забирают в милицию. Внук плачет от жалости к деду и несправедливости.
Главные герои:
Главная проблема рассказа – отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». Другая проблема состоит в том, что люди не ценят и не уважают близких. Можно выделить проблему стариков, чувствующих, что в этой жизни они «не у дел». Обычная для Шукшина проблема отношений между городскими жителями и деревенскими тоже поднимается в рассказе.
Анализ произведения Критики Шукшина
В рассказе Шукшина критики перед читателем предстает трогательная картина отношений дедушки и внука, которые увлекаются просмотром различного кино в деревенском клубе. Их иронично родители Петьки (внука) называют критиками, как бы намекая на подлинную ценность всех их споров и киноведческих бесед. Тем не менее, подобное отношение ничуть не заботит, да и может ли заботить таких людей.
Шукшин предлагает нам картину самого простого и примитивного восприятия искусства. Эти люди ходят для того чтобы получить эмоции, увидеть увлекательный сюжет. Например, если на экране драка, то они спорят не поддельная ли, если эротическая сцена – приговаривают от возбуждения и с легкой иронией.
На самом деле и тогда и сейчас довольно много людей воспринимает искусство именно таким образом. Развлечение является основным мотивом, кино становится своеобразной частью картины мира, перемешивается с жизненным опытом и фантазиями.
Такое восприятие в действительности довольно интересно, так как обладает многогранной структурой и представляет собой занятную психическую конструкцию. Шукшин даже подчеркивает как дед Тимофей может услышать какую-то другую фразу, не такую как сказали актеры и засмеяться не впопад. Он легко и простодушно воспринимает кино, не углубляется в какой-то язык выразительности, иносказательность, видит происходящее на экране подобно тому как наблюдают за природой.
Именно об этом и спорят эти две стороны, не отыскивая совершенно никаких точек соприкосновения. В свойственной ему манере Шукшин предлагает фигуру городского человека как немного насмешливого, такого, кто знает немного больше чем деревенский, относится снисходительно как относятся к ребенку. В этом восприятии на самом деле подчеркивается смена времен, утрата патриархального уклада.
В восприятии Тимофея все просто: драка на экране – драка, плотник – либо плотник, либо подделка. Он сам плотник и может об этом судить. Представитель города смотрит на эту простоту и только улыбается, для него такое «любопытно», как любопытны зверушки в зоопарке, но, по сути, он обладает более шаткой картиной мира, которую символически разрушает дед своим сапогом.
Вариант 2
В буддизме привязанность к собственному эго рассматривается как одна из причин страдания, а эго как таковое представляет собой простыми словами личность, то, как человек определяет и видит себя. Вероятно, Шукшин немного знал о буддизме, а может быть, знал многое, но он точно представлял себе, как мнимые различия могут мешать людям понять друг друга, ощутить взаимное счастье и действительно приносить другому пользу.
В рассказе Критики рассматривается пример именно такого мнимого различия в сфере, которая была довольно хорошо известна автору. Он говорит о том, как воспринимает мир человек деревни и образованный человек города. Деревню представляют «критики» дедушка и внук, которые обожают ходить в кино и на собственный лад обсуждать различные примеры этого искусства.
Со стороны города выступают родственники, которые приехали гостить. Между ними завязывается диалог касательно особенностей кино. Городские образованные люди видят в нем тонкое искусство, которое следует рассматривать образно, ориентироваться на содержание, деревенские – акцентируют внимание на деталях.
На самом деле Тимофей не является каким-то глупым человеком, его возмущение вполне понятно. Он просто другой, его личность немного другая, также как другой и приехавший из города родственник. Он воспитывался в определенных условиях и считает именно такое отношение к действительности верным и правомочным.
Тут трудно спорить или искать абсолютную истину. Даже если углубляться в сам вопрос – кино дает возможность для разного восприятия, именно поэтому и является искусством и, пожалуй, напрасно выделять какие-то строгие рамки, чтобы понять кино именно так «как нужно». При этом речь, конечно, не о том чтобы рассматривать сам вопрос, но о том, чтобы обратиться к взаимоотношениям между людьми.
Родственники Петьки непрестанно повторяют «интересно», но на самом деле им не интересно. Эти слова попросту выражают надменность. Гораздо лучше было бы если бы другой человек мог искренне и на самом деле заинтересоваться кем-то помимо себя и воззрений собственной личности, такой интерес позволил бы достигнуть чего-то действительно ценного.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Критики
Популярные сегодня темы
Москва тридцатых годов в самом начале романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита встречает читателей раскаленной жарой, несмотря на то, что на улице май. Это вызывает напряжение, ожидание странных
Куприн не так часто писал о счастливой любви, наверное, поэтому его «Куст сирени» кажется таким особенным. Двое героев – муж и жена, они бедны, но в их семье царит любовь
Различные цвета всегда окружают человека – в природе в принципе отсутствуют предметы, не окрашенные в определенный цвет или оттенок, такова наша реальность. Цвета формируют окружение человека и, что самое главное
Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивался с мыслью или ситуацией, в которой имело место равнодушие, отсутствие желание заниматься делом. Именно так проявляется безделье