Чему учит рассказ пиранделло черепаха
«Черепаха», анализ произведения Луиджи Пиранделло
Сведения об авторе
Луиджи Пиранделло (1867 – 1936) — итальянский писатель, драматург. В 1934-ом году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за творческую смелость», а также «за изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
В творчестве Пиранделло явно прослеживаются черты декаданса, пессимизма, бессмысленности человеческого бытия. Но при этом писатель и драматург остается гуманистом.
В период господства идеологии фашизма в общественном сознании итальянского общества и, особенно, в конце жизни в творчестве Луиджи Пиранделло начинают явно прослеживаться черты скованности и замкнутости, пессимистического психологизма, неверия в человеческие силы.
Черепаха как «барометр» человеческих отношений
Краткое содержание произведения «Черепаха»
Нью-Йорк, США. Начало XX века. Обычный человек мистер Мишкоу по совету своего друга, играющего на бирже, покупает черепаху, которая должна принести ему счастье и удачу.
Однако члены семьи Мишкоу – жена и дети – не разделяют его уверенности и отрицательно относятся к появлению животного в их доме. Первоначально главный герой соглашается найти черепахе новое место жительства, стремясь избежать развода, на котором настаивала его супруга.
Но потом, в процессе общения с черепахой и наблюдения за ее бытием, он понимает, в чем заключается подлинное, а не мнимое счастье. И делает выбор в пользу животного.
Основные идеи рассказа «Черепаха»
В произведении тесно переплетаются несколько идей и оценок Луиджи писателя и драматурга Пиранделло:
— отношение к реальной действительности, к миру денег и капитала (оценка США как проявления такого мира);
— роль и место природы в жизни человека;
— сущность воспитания подрастающего поколения и его современные проблемы;
— понятие, смысл и значение истинной свободы в человеческом существовании.
Все эти идеи и оценки автора тесно переплетены в относительно небольшом рассказе с, казалось бы, банальным названием – «Черепаха».
Отношение к действительности и оценка современности
Для реализации данной цели Луиджи Пиранделло не зря выбрал США. Эта страна уже в его время считалась образцом благополучия, сосредоточием демократии и цитаделью благоденствия людей. И совсем не зря из всех американских городов драматург выбрал именно Нью-Йорк – столицу мирового предпринимательства, бизнес-центр планеты Земля.
Как писатель характеризует действительность?
Нью-Йорк предстает перед читателями как город сумасшествия, фантасмагорический мегаполис. Парадокс состоит в том, что вся грандиозность сооружений является дымом, фикцией. Непрочность, суетность и временность – вот подлинные характеристики мирового бизнес-центра. Нью-Йорк, следовательно, оценивается автором в качестве колосса на глиняных ногах, который может внезапно, в одночасье рухнуть. И не подняться.
И этот город (а реально – целый мир!) и для Мишкоу, и для черепахи – чужд, холоден, бесполезен и даже враждебен. Вот она отчужденность человека и того, что ему дорого! Именно эта мысль и присуща творчеству Луиджи Пиранделло.
Природа и человек
Единение человека и природы – это то, что может вернуть человеку смысл его существования. И мистер Мишкоу, первоначально брезгливо относившийся к черепахе, изменяет сове отношение к природной среде, понимая, что черепаха – это живое существо.
В противовес ему и его позиции – жена и дети, которые явно не пришли в восторг от покупки мужа и отца. Негуманное отношение детей к животному – это аллегорический прием. Весь мир людей разделился по вопросу их отношения к природе и всему природному. По одной стороне баррикад – Мишкоу, по другую – его семейные.
На этот вопрос в рассказе нет четкого ответа, но финал позволяет нам сделать весьма достоверный вывод: автор выступает за гуманное отношение к природе.
Воспитание детей и его проблемы
Современный автору мир безумен. Как Нью-Йорк. И эти безумие, отсутствие сострадания, равнодушие, «старческие глаза» детей являются проявлением окружающего мира. Даже мать детей – миссис Мишкоу – предстает в образе эгоистичной, циничной, надменной и равнодушной женщины, которая все эти перечисленные качества передала своим детям.
Стремление главного героя расшевелить детей, привить им чувство ответственности, интерес к окружающим через заботу о черепахе разбились о непреступные скалы детского равнодушия.
Бродя по городу, Мишкоу никак не мог найти места, где бы мог оставить черепаху, убедившись в ее безопасности. Повсюду он встречал грубых людей с равнодушными взглядами.
Что такое истинное счастье?
Счастье – это центральное понятие новеллы Луиджи Пиранделло. И поиск истинного, подлинного счастья и его источника – смысл рассказа «Черепаха».
Счастье драматург подразделяет на подлинное и вымышленное. Последнее заключается в достижении каких-то мирских и приземленных благ:
— для друга мистера Мишкоу счастье состоит в том, чтобы выиграть на бирже, заработать деньги;
— для супруги – миссис Мишкоу – счастье предстает в виде красивого дома и обладания статусом хорошей хозяйки, матери, жены.
Главный герой ищет смысл счастья, но находит его только в самом финале рассказа. Первоначально же Мишкоу, стремясь достичь счастья, приобретает черепаху, но продолжает оставаться несчастным. Он заключен в рамки некой роли, которую вынужден играть всю свою жизнь: 9 лет семейной жизни он не был самим собой, находясь под пристальным взглядом «старческих глаз» своей супруги и детей.
В финале новеллы он обретает-таки понимание благоденствия. Видя, как черепаха, высовывается из своего панциря – тесного мирка – он воскликнул: «А счастье-то вот оно, счастье!». Обретя себя и свое собственное «Я», мистер Мишкоу осознанно идет на распад семьи, понимая, что истинное счастье – это обретение свободы человеком.
Только подлинно свободный от оков предопределенности человек способен быть истинно счастливым! Это и есть генеральная мысль произведения Луиджи Пиранделло.
Заключение
Новелла «Черепаха» несколько выбивается из общего контекста идеологии итальянского писателя и драматурга Луиджи Пиранделло. Здесь свойственный автору пессимизм обретает черты надежды на лучшее, на реальную возможность обретение свободы. А бессмысленность человеческого существования наполняется смыслом надежды на такое обретение.
Критика социальных основ индустриального общества, любовь к природе, гуманность и сдержанный оптимизм – идеологическая основа произведения Луиджи Пиранделло «Черепаха», так несвойственные автору и его мировоззрению.
Человек заслуживает счастья, и стремление к нему – нормальное и естественное состояние. А основа счастья – это возможность и способность быть самим собой!
Тема: Луиджи Пиранделло. Новелла «Черепаха». Чувства любви и преданности. Общечеловеческие вопросы в новелле
Тема: Луиджи Пиранделло. Новелла «Черепаха». Чувства любви и преданности. Общечеловеческие вопросы в новелле.
Цели: познакомить с писателем, его рассказом; отметить лицемерие героев, их непримиримость; показать на примере рассказа, что такое сатира, научить внимательному и вдумчивому чтению, умению анализировать текст; выявить основную идею рассказа.
Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа.
I. Чтение и анализ сочинений
Познакомимся поближе с героями одного из рассказов писателя — «Черепаха».
III. Беседа по вопросам
— Где и когда происходит действие рассказа? Как это можно определить?
— Как изображен Нью-Йорк? Каковы отношения героя с городом?
(Нью-Йорк изображен огромным фантасмагорическим городом. На мистера Мишкоу он наводит грусть: «все эти грандиозные сооружения как долговечные архитектурные памятники, и они высятся со всех сторон, словно колоссальная, но временная декорация некоей огромной ярмарки с этим неподвижным, пестроцветным, ярким блеском бесчисленных ламп и фонарей, нагоняющим нечто вроде тоски, когда долго идешь под ним, и со множеством других вещей, столь же суетных и непрочных». Это как будто дурной сон: подчеркивается фантасмагоричность, нереальность города. Его основательность, грандиозность парадоксально сочетаются с ощущением временности, суетности, непрочности города-декорации.)
— Как подчеркивается враждебность города, отчужденность людей друг от друга?
— Как изображено в рассказе время? Какова его роль?
— Как автор характеризует мистера Мишкоу?
(Если мы будем читать рассказ во второй раз, то поймем, что о мистере Мишкоу речь идет уже в первом предложении: «Как ни странно, но даже в Америке имеются люди, верящие, что черепахи приносят счастье». Мистер Мишкоу кажется всем чудаком, прохожие удивленно оборачиваются, видя у него в руке черепаху. Подчеркнутое здравомыслие и расчетливость американцев противопоставляется чуткости и почти детской наивности героя.)
— Как относятся к черепахе герои рассказа и автор?
(Пиранделло пишет о черепахе с сочувствием, жалеет живое существо, которое все отвергают: «несчастная, неприкаянная зверюшка». Мистер Мишкоу представляет, что было бы, если бы он оставил черепаху в такси: «Жалко, что у этой зверюшки, все еще съежившейся под своим щитком, мало воображения. Интересно представить себе, как черепаха ночью разъезжает по всему Нью-Йорку».
Сам мистер Мишкоу сначала испытывает к ней легкое отвращение. Но он понимает, что «эта вещь вроде неподвижного, холодного камня на самом деле нисколько не камень», а «таинственное животное».
Жена мистера Мишкоу сразу же поставила ему ультиматум: «либо в доме не будет черепахи, либо она через три дня вместе с матерью уедет в Англию».
Дети, как ни странно, к черепахе равнодушны, для них она все равно что булыжник, она не производит на них никакого впечатления: «Терпеть в ломе черепаху они станут, лишь поскольку смогут обращаться с ней, как с самой жалкой игрушкой, которую подбрасывают кончиком ботинка».)
— Какова роль черепахи? Какое значение имеет название рассказа?
(«Черепаха» — символическое название. Это животное своенравно: уж если оно не захочет, ни за что не заставишь выглянуть из своего домика-панциря. Однако меркантильные американцы даже черепаху могут использовать как биржевой «барометр». Приятель мистера Мишкоу играл на бирже и по поведению черепахи определял, как ему действовать.
Черепаха действительно оказывается необыкновенной. Она тоже становится «барометром», как и черепаха приятеля мистера Мишкоу, но не биржевым, а семейным, барометром человеческих отношений. Благодаря черепахе проявились истинные чувства людей (или их отсутствие).
В конце рассказа черепаха наконец оживает: «зверюшка внезапно выпустила из-под щитка свои четыре лапки, хвост, голову и, слегка раскачиваясь, почти приплясывая, поползла по гостиной». И мистер Мишкоу тоже как будто выходит из своего панциря, освобождается от того, что его тяготило, и чувствует себя счастливым.)
— Как Пиранделло понимает счастье? В чем счастье мистера Мишкоу?
Счастье приятеля мистера Мишкоу в том, чтобы выигрывать на бирже, то есть счастье в деньгах.
В конце рассказа герой, глядя на черепаху, думает: «А счастье-то вот оно, счастье!» Так Пиранделло показывает, что на самом деле ценно в жизни: не разучиться верить, чувствовать, смотреть на мир глазами ребенка, быть самим собой.)
Чему учит рассказ черепаха л пиранделло. Луиджи Пиранделло: Черепаха
На уроке учащиеся познакомятся с сюжетом и композицией рассказа Луиджи Пиранделло «Черепаха». Также рассмотрят общечеловеческие проблемы, которые поднимаются в произведении: отношения в семье, воспитание, поиск смысла жизни, счастье.
Тема: Зарубежная литература XX века
Урок: Рассказ Луиджи Пиранделло «Черепаха»
Рис. 1. Фото. Пиранделло Луиджи (1867-1936) ()
Нобелевскую премию по литературе (1934 г.) писатель получил прежде всего как драматург «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».
В рассказе «Черепаха» происходит именно это. Главный герой мистер Мишкоу покупает черепаху, поскольку считалось, что она приносит счастье.
Это событие изменило его жизнь. Сам герой и его близкие (жена и дети) вдруг сбросили маски и показали свое истинное лицо. Дети отнеслись к черепахе бездушно и жестоко. Жена нашла повод для развода. А сам герой задумался о своей жизни и понял, что очень устал от игры, что хочет быть самим собой.
План новеллы «Черепаха»:
1. Экспозиция. Поверье, что черепаха приносит счастье.
2. Завязка. Мистер Мишкоу покупает черепаху.
3. Развитие действия. Жена и дети мистера Мишкоу не хотят видеть черепаху в своем доме. Мишкоу пытается избавиться от животного.
Новелла «Черепаха» психологична. На нескольких страницах писатель сумел затронуть многие общечеловеческие проблемы :
отношение человека к природе,
взаимопонимание в семье,
осмысление человеком своего места в этом мире.
Проблема №1: «Отношение человека к природе»
Однако жена и дети Мишкоу не пришли в восторг от покупки. Они не смогли увидеть в черепахе живую душу. Обращение с ней детей кажется нам жестоким, бесчеловечным. Сын кончиком ботинка грубо опрокинул черепаху на спину, а дочь громко смеялась, пока бедное животное пыталось принять естественное положение. «…все их поведение с яркой очевидностью свидетельствует о том, что терпеть в доме черепаху они станут, лишь поскольку смогут обращаться с ней, как с самой жалкой игрушкой, которую подбрасывают кончиком ботинка».
Проблема №2: «Воспитание детей»
Огромную роль в воспитании детей играет мать. Однако ее образ нарисован очень схематично. Она ни минуты не захотела оставаться в доме с «мерзким животным». Представление о миссис Мишкоу формируется у нас через призму воспоминаний ее мужа. Перед нами возникает образ женщины равнодушной, надменной, циничной, эгоистичной. Такими же стали ее дети, и мистеру Мишкоу кажется, что они уже родились стариками. Не уважая своего мужа, миссис Мишкоу не смогла привить детям уважение к отцу. Поэтому он оказался бессилен в стремлении хоть как-то расшевелить замерзшие души своих детей. Они стали чужими друг другу.
В воспитании детей большую роль играет общество. Семья живет в большом городе. Его мы также видим глазами главного героя: «Хотя он и привык к зрелищу своего огромного фантасмагорического города, но тем не менее сохранил способность всегда по-новому изумляться ему, притом с некоторой даже грустью, ибо все эти грандиозные сооружения как долговечные архитектурные памятники, и они высятся со всех сторон, словно колоссальная, но временная декорация некой огромной ярмарки с этим неподвижным, пестро-цветным, ярким светом бесчисленных ламп и фонарей, нагоняющим нечто вроде тоски, когда долго идешь под ним, и со множеством других вещей, столь же суетных и непрочных».
Проблема №3: «Осмысление человеком своего места в этом мире».
А вот для главного героя ответ на этот вопрос приходит лишь в финале новеллы.
Давайте вспомним, почему Мишкоу купил черепаху? Во-первых, потому что черепаха приносит счастье, во-вторых, потому что друг практически заставил его сделать покупку. На протяжении всей новеллы наблюдая за героем, мы понимаем, что он несчастен. И причина в том, что герой никогда не был самим собой. 9 лет семейной жизни прошли в страхе под пристальным взглядом старческих глаз его жены и детей. Автор пишет, что «мистер Мишкоу на редкость не знает жизни». Но еще печальнее, что, дожив до 40 лет, герой ничего не знает о себе, поэтому так удивило нас его решение поступить наперекор воле жены и оставить черепаху. Это поистине бунт отчаявшегося человека: «Жену он находит в гостиной. Ни слова не говоря, наклоняется и кладет черепаху, словно камень, на ковер прямо перед ней. Жена вскакивает с места, устремляется в свою комнату и возвращается оттуда в шляпе.
— Скажу судье, что обществу своей жены вы предпочитаете общество черепахи. И исчезает».
Впервые герой поступил так, как подсказывало ему его сердце, впервые почувствовал себя самим собой. В произведениях Луиджи Пиранделло герои сбрасывают маски. В финале новеллы мы видим лицо человека, который с улыбкой произносит:
«- А счастье-то вот оно, счастье!»
Удивительно, но и в Соединенных Штатах, некоторые верят, что черепахи приносят удачу.
Друг мистера Мишкоу в этом уверен, сам он биржевик и каждое утро свою черепаху ставит перед небольшой лестницей, если она пытается ползти вверх, то и бумаги подорожают, прячется в панцирь – никаких изменений не будет, а уползает назад, значит, цена будет снижаться.
Рассказывая это, он подарил черепаху мистеру Мишкоу.
Неся её, мистер Мишкоу волновался, вдруг черепашка высунется из панциря и он выронит её от неожиданности.
Мистер Мишкоу женат девять лет, но до сих пор не понимает, как такая холодная красавица стала его супругой. Вернувшись, домой от матери и застав, мужа возившимся с черепахой, миссис Мишкоу молча ушла, а потом прислала короткое письмо с требованием сделать выбор между ней и черепахой. Жену терять он не хотел, поэтому пообещал пристроить животное в другом месте.
Другие пересказы для читательского дневника
В книге, адресованной непослушным детям, в стихотворной форме даются оригинальные советы, как вести себя в различных ситуациях. Например, на день рождения нужно прийти без подарка, постараться сесть за столом поближе к торту
Хурдин пять лет не был дома, в своем родном хуторе. Он очень рад возвращению, родным местам, матери. В хуторе его внимание привлекает паренек, лет десяти, на велосипеде. Удивительно, как ловко он возит сено на своем стареньком велосипеде, ведра с водой
Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию
Главный герой Гекльберри Финн воспитывается вдовой Дуглас. Мальчишка ведет себя не по-джентельменски, поэтому женщина прикладывает немало усилий, чтобы его перевоспитать.
Как ни странно, но даже в Америке имеются люди, верящие, что черепахи приносят счастье. Однако можно с полной уверенностью сказать, что сами черепахи этого даже не подозревают.
У мистера Мишкоу есть приятель, который совершенно в этом убежден. Он играет на бирже и каждое утро, перед тем как туда идти, ставит свою черепаху перед маленькой лесенкой. Если черепаха делает попытки подняться по лесенке, он проникается уверенностью, что ценные бумаги, на которые он намеревается играть, поднимутся в цене. Если черепаха вбирает голову и лапы под щиток, бумаги будут иметь прежний твердый курс; если она отворачивается и уходит, он решительно играет на понижение. И это дело безошибочное.
Высказавшись как-то раз в таком духе, он зашел в магазин, где продавались черепахи, купил одну и вложил ее в руку мистеру Мишкоу:
– Попробуй, сам увидишь.
Мистер Мишкоу – особа впечатлительная. Неся домой черепаху (тьфу!), этот подвижный кругленький человечек весь охвачен дрожью – может быть, удовольствия, но, возможно, также и легкого отвращения. Ему крайне безразлично, что встречные прохожие удивленно оборачиваются, замечая у него в руках черепаху. Он дрожит при мысли, что эта вещь вроде неподвижного, холодного камня на самом деле нисколько не камень, а, напротив, под этим щитком живет таинственное животное, которое в любой момент может выпустить тут, у него на ладони, четыре кривые шершавые лапки и головку старой морщинистой монашки. Будем надеяться, что черепаха этого не сделает. Мистер Мишкоу швырнул бы ее на землю, содрогаясь с головы до ног.
Нельзя сказать, что дома его дочь Элен и сын Джон пришли в особый восторг от черепахи, когда он положил ее, как подобранный булыжник, на ковер в гостиной.
Просто невероятно, насколько старческими кажутся глаза обоих детей мистера Мишкоу по сравнению с удивительными глазами отца.
Дети роняют на черепаху, лежащую, словно булыжник, на ковре, тяжелый-тяжелый взгляд этих своих свинцовых глаз. Затем они смотрят на отца с абсолютно твердой уверенностью в том, что он не сможет дать им разумного объяснения неслыханной вещи, которую сделал, положив на ковер в гостиной черепаху, и бедный мистер Мишкоу весь как-то тускнеет, разводит руками, на губах его блуждает растерянная улыбка, и он выдавливает из себя, что, в конце концов, это всего-навсего совершенно безвредная черепаха, с которой можно бы даже поиграть.
Словно в доказательство того, что он всегда был славным парнем, по натуре немного ребячливым, он становится на четвереньки на ковер и осторожненько, деликатно принимается подталкивать черепаху сзади, побуждая ее таким образом выпустить из-под щитка лапки и голову и поползти. Но, бог ты мой, поистине это стоило сделать, чтобы убедиться, каким веселым был этот красивый дом, весь стеклянный и зеркальный, куда он ее принес. Неожиданно сын его Джон находит гораздо менее деликатный, но зато более действенный способ вывести черепаху из состояния окаменелости, в котором она упорно пребывает. Кончиком ботинка он опрокидывает ее на щиток, и тогда зверюшка начинает двигать лапками и с трудом вытягивать шейку, пытаясь вернуться в естественное свое положение.
Элен при виде этого, не меняя выражения своих старческих глаз, разражается громким смехом, похожим на скрип заржавленного колодезного блока при внезапном резком падении какого-нибудь спятившего ведра.
Легко понять, что на детей не производит никакого впечатления то обстоятельство, что черепахи приносят счастье. Напротив, все их поведение с яркой очевидностью свидетельствует о том, что терпеть в доме черепаху они станут, лишь поскольку смогут обращаться с ней как с самой жалкой игрушкой, которую подбрасывают кончиком ботинка. А это весьма и весьма не нравится мистеру Мишкоу. Он смотрит на черепаху, которую сразу же перевернул спинкой вверх и которая вновь возвратилась к своей окаменелости; смотрит в глаза своих детей и внезапно обнаруживает таинственное сходство между старческим выражением этих глаз и извечной каменной инертностью зверька на ковре. Он охвачен каким-то ужасом перед своей детской непосредственностью в том мире, который, обнаруживая столь неожиданные и странные сходства вещей и явлений, как бы расписывается в собственном одряхлении; ужасом перед тем, что он, сам того не зная, может быть, ожидал чего-то, чего уже не может произойти, так как дети на земле рождаются теперь столетними, как черепахи.
Входит старый камердинер Джованни во фраке. Юноши начинают в шутку прогонять его как человека другой эпохи. Джованни велит им прекратить игру и объявляет, что прибыл хозяин замка маркиз ди Нолли с доктором и ещё несколькими людьми, среди которых маркиза Матильда Спина, изображённая на портрете в костюме Матильды Тосканской, и её дочь Фрида, невеста маркиза ди Нолли. Синьора Матильда смотрит на свой портрет, написанный двадцать лет назад. Теперь он кажется ей портретом её дочери Фриды. Барон Белькреди, любовник маркизы, с которым она без конца пикируется, возражает ей. Мать маркиза ди Нолли, умершая месяц назад, верила, что её сумасшедший брат, вообразивший себя Генрихом IV, выздоровеет, и завещала сыну заботиться о дяде. Молодой маркиз ди Нолли привёз врача и друзей в надежде вылечить его.
Слышен стук в заднюю дверь: это пришёл старый камердинер Джованни, изображающий монаха-летописца. Юноши начинают смеяться, но Генрих IV останавливает их: нехорошо смеяться над стариком, делающим это из любви к хозяину. Генрих IV начинает диктовать Джованни своё жизнеописание.
Пожелав всем спокойной ночи, Генрих направляется через тронный зал в свою опочивальню. В тронном зале на месте портретов, в точности воспроизводя их позы, стоят Фрида в костюме Матильды Тосканской и маркиз ди Нолли в костюме Генриха IV. Фрида окликает Генриха IV; он испуганно вздрагивает. Фриде становится страшно, и она начинает кричать как безумная. Все, кто находится на вилле, спешат к ней на помощь. Никто не обращает внимания на Генриха IV. Белькреди рассказывает Фриде и маркизу ди Нолли, что Генрих IV давно выздоровел и продолжал играть роль, чтобы посмеяться над ними над всеми: четверо юношей уже успели разгласить его тайну. Генрих IV смотрит на всех с негодованием, он ищет способ отомстить. У него вдруг появляется мысль снова погрузиться в притворство, коль скоро его так коварно предали. Он начинает говорить маркизу ди Нолли о своей матери Агнесс. Доктор считает, что Генрих IV опять впал в безумие, Белькреди же кричит, что он снова начал разыгрывать комедию. Генрих IV говорит Белькреди, что он хотя и выздоровел, но ничего не забыл. Когда он упал с лошади и ударился головой, то действительно сошёл с ума, и это продолжалось двенадцать лет. За это время его место в сердце любимой женщины занял соперник, вещи изменились, друзья изменили. Но вот в один прекрасный день он словно очнулся, и тогда почувствовал, что не может вернуться к прежней жизни, что он придёт «голодный, как волк, на пир, когда все уже убрано со стола».