Чему учит рассказ радуга для друга

Эссе по книге «Радуга для друга»

Недавно я прочитала книгу «Радуга для друга». Это произведение мне очень понравилось, так как оно поднимает проблему, актуальную в наше время – положение инвалидов в обществе. Это очень интересная и душевная книга, она произвела на меня неизгладимое впечатление.

Повествование книги начинается с посвящения: «Тем, у кого мертвые глаза, но живые сердца». Книга написана не совсем обычным языком, потому что рассказ ведется не от лица человека, а от лица лабрадора, собаки-поводыря, помогающего слепым людям в повседневной жизни обходиться без посторонней помощи. Пес Трисон, обученный в специальной школе для собак-поводырей, для каждого своего подопечного становится не только помощником, но и настоящим другом. И для пенсионера Ивана Савельевича, и для подростка Саши, пес является связующим звеном с окружающим миром, он вселяет уверенность и дарит надежду. А Саше, мечтой которого после полной потери зрения в автомобильной аварии, является возвращение к полноценной жизни зрячего человека, пес дарит возможность вернуть утраченное зрение, спасая маленькую тонущую девочку, отец которой, в благодарность, помогает мальчику провести операцию и прозреть. Так собака помогает своему другу исполнить его мечту- увидеть радугу, переливающуюся всеми красками мира.

Книга помогает нам, обычным людям, оторваться от повседневных забот и, посмотрев по сторонам, увидеть нуждающихся в нашей помощи, протянув им руку. В книге много познавательных деталей о собаках и слепых людях. Эти детали мало кто знает. Тем, кто боится собак, это произведение может помочь перестать их бояться. Нам, детям, читать полезно для нравственного воспитания. А также взрослым, им надо быть более терпеливыми по отношению к другим людям и к животным. В этой книге больше воспитательного значения даже для взрослых людей, чем для детей. А детям она может помочь смотреть на мир более оптимистично.

«Радуга для друга» заставляет сопереживать главным героям, переживать их эмоции. Мы, так или иначе, встаем на место Сашки, Трисона, и понимаем, как же сложно живется незрячим людям. Книга дает возможность задуматься о нравственности, дружбе, отзывчивости и искренности.

Определенно книга для детей подросткового возраста, для формирования их личности.

Источник

«Нравственные проблемы в повести Михаила Самарского «Радуга для друга»»

Полынская Ирина Евгеньевна

Читаем вместе! Читаем вслух!

Тема занятия:
«Нравственные проблемы в повести
Михаила Самарского «Радуга для друга»»

Цели:
— познакомиться с творчеством молодого писателя, с его произведениями;
— на основании повести воспитывать у ребят уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к животным;

-продолжить развитие умений и навыков анализа текста художественного произведения.

Развивающая : развивать мышление, аналитические способности учащихся.

Воспитательная : воспитывать внимание, бережное отношение к природному миру, чуткость к самым близким людям; умение посмотреть на себя со стороны.

Форма занятия – круглый стол

2.На столах текст повести

И сегодня мы с вами познакомимся поближе с его творчеством, определим основные проблемы, темы его рассказов, для кого он пишет их и для чего?

И первое наше знакомство с повестью « Радуга для друга».

Вопросы классу:
-Ребята, а кто может рассказать о собаках – поводырях ( ответы ребят, просмотр презентации о таких собаках)(Презентацию подготовил ученик)

Интересная презентация. Спасибо. Теперь вы имеете представление о таких собаках, нам легко и интересно с вами сегодня будет общаться.
Ну а сейчас обратимся непосредственно к тексту. Я попросила вас на прошлой неделе, чтобы вы дома прочитали повесть « Радуга для друга» и сделали закладки интересных моментов, которые вам понравились больше всего. Также я попросила, чтобы вы при чтении обратили внимание на речь повествователя. Я вижу перед вами тексты с закладками. Молодцы. Скажите, с какими главами мы сегодня будем работать, какие вы выделили для обсуждения. ( ответы ребят, главы:4,9,13,14,17,19,22,23,24,26,27,28)

Работа по тексту ( прежде чем зачитать отрывок, ребята комментируют его, высказывая свое мнение по отношению к происходящему)

4 ученик: Трисон ищет дорогу домой. Устал до чертиков в глазах. Сон давил мне на все четыре лапы. Я нашёл укромное местечко между каким-то ларьком и заборчиком и завалился спать. Засыпая, вспомнил булгаковского Шарика. Иван Савельевич читал мне вслух на ночь по своему Брайлю. Я слушал и удивлялся. Какая тяжёлая судьба была у Шарика. Даже был шанс стать человеком, но пёс не выдержал испытаний, зазнался. Нет, так нельзя. Вот если бы мне встретился на жизненном пути профессор Преображенский, я бы ему сказал: «Уважаемый Филипп Филиппович, сделайте из меня человека, пожалуйста, я вас не подведу. Буду самым примерном гражданином. Знаете, в чём была ваша ошибка? Вам не нужно было из бездомной дворняги делать разумное существо. Шарик, он и в Африке, как говорит мой Санька, Шарик. Вот, если бы вы из меня сделали человека, могли бы мною гордиться. Понимаете ли, господин профессор, порода. Порода имеет значение. И очень большое. Ежели она собака беспородная, то и человеком она станет таким же беспородным. Как же вы об этом не догадались? Вы купились, Филипп Филиппович, на его вставания на задние лапы и совершаемые им фальшивые намазы. Признайтесь, купились? Они, эти бродяги, всегда так. Достойный пёс и ведёт себя достойно. Да, жаль, что вы никогда мне не встретитесь. Иван Савельевич говорил, что это фантастика. Писатель просто придумал Шарика. Хотя, по правде говоря, я не очень доволен этой повестью. Оболгали нас, Филипп Филиппович, ой, как оболгали. Дескать, если сердце у тебя собачье, то человека из тебя никогда не выйдет. Я же понял намёк. Но это неправда. Дело не в том, собака ты или нет. Дело в сердце. Вы знаете, что есть даже те, кто вроде и уродился человеком, а сердце у него собачье. Вот так и у нас. Посмотришь, с виду собака. А приглядишься, сердце человеческое.
Вот вы как думаете, у тех, кто поводок мне ножом перерезал и в багажник сунул, сердца были человеческими? Эх, Филипп Филиппович. Мне бы ваше умение. Я бы не из собак людей делал, а из некоторых, с позволения сказать, людей — собак. И пусть себе бегают по улице. Хорошо ведёт, на тебе колбаски, молочка полакай. Плохо — хвать по лбу. Зачем им жить по-людски, если сердца у них собачьи? Эхма…»

5 ученик. Кто добрее, что ли, отзывчивее. Прочитав 13 главу, я сделал некоторое сравнение с жизнью людей. Мы можем посмотреть на себя со стороны. Да, все мы разные, но человеком должны, я считаю, оставаться в любой ситуации.
Через две остановки меня окружили бродяги. Не ваши, не человеческие, наши. Не стану вам морочить мозги, вы всё равно ничего не поймёте. Потому сразу весь наш разговор привожу в переводе на людской язык.
Первым заговорил огромный лохматый рыже-серый пёс, с оторванным ухом. Я сразу догадался: он их вожак.
— Кто такой? — спрашивает.
— Трисон, — отвечаю.
— Ух ты, — запищала какая-то полуболонка-полутакса, — у него даже кличка есть.
— Из лабрадоров будешь? — спрашивает главный.
— А что, не заметно? — стиснув зубы, прорычал я.
— А что ты здесь делаешь? — спрашивает небольшого роста кобелёк, похожий на шакала из мультика «Маугли». Да и голос у него шакалий.
— Не встревай, — рыкнул вожак.
— А чё я, а чё я, — затявкал шакалёнок, — я просто спросил.
— Здесь есть кому спрашивать, — фыркнул рыже-серый и, обращаясь ко мне добавил: — Здесь наша территория. Вздумаешь, жратву просить или в мусорные баки полезешь, порвём. Понял?
— Да не собираюсь я в ваши баки лезть. У меня тут дом недалеко. Я своего подопечного потерял.
— Хозяина? — спросил вожак.
— Подопечного, — повторил я. — Я работаю поводырём у слепого парня.
— Ав-ав?! — удивился пёс. — Так ты с образованием?
— Спрашиваешь, — авкнул я в ответ, — кто же меня без образования в поводыри-то возьмёт.
— А как потерялся? — вожак сменил тон, подобрел.
— Украли меня, — отвечаю.
— Как украли? — удивился рыже-серый. — Ты на себя посмотри, как такого слона можно украсть?
— Вот так получилось, — опустил я глаза. — Поводок обрезали и сунули в машину.
— По башке, что ли, стукнули?
— Нет.
— В наморднике был?
— Да нет! — надоел он мне своими вопросами.
— Тогда не понимаю, — тявкнул он, — как же тебя могли в машину засунуть? И ты их не покусал?
— Нельзя мне людей кусать, — вздохнул я.
— Даже если они тебя крадут? — удивился пёс.
— Ав! — отвечаю.
— Нет, — рыкнул вожак, — это дурость какая-то. Тут уже, извини, брат. Если люди переходят все грани, нужно кусаться. Можно, нельзя — это дело десятое. А если твоего подопечного будут обижать?
— Это другое дело, — говорю, — в этом случае я обязан вступиться.
— Ну ты даёшь, Трисон! — покачал головой вожак. — Ладно, не будем тебя задерживать, беги, ищи своего парня.

— Спасибо, — кивнул я.
Свора расступилась, и я побежал дальше. Бомж был прав (тот который со мной в клетке без документов сидел), много бродячих собак. Впрочем, у людей бродяг не меньше.
Примерно через полтора часа я добрался до «кольца». И здесь мне не повезло. Пришлось возвращаться обратно к развилке. А это ещё полтора часа. По дороге я снова встретился со стаей. На ходу объяснил рыже-серому, что не туда повернул. Он окликнул меня:
— Стой, Трисон! Подойди.
Что ещё им нужно, думаю.
— Воды не хочешь попить? — спросил вожак.
— С удовольствием, — ответил я.
— Пошли, тут рядом, трубу прорвало, пока ремонтник не приехали, напейся…
Бегу дальше и размышляю. Вот тебе и бродячие собаки. Я заметил, и среди людей, и среди собак, бедные и голодные как-то добрее, что ли, отзывчивее. Почему так? Ну, вот зачем было главарю своры останавливать меня, вести к луже, угощать водой? Кто я ему? Родственник, друг, знакомый? А он проявил благородство. Нет, не прав я, наверное, был, когда Филиппу Филипповичу свою теорию доказывал. Хотя, может, у этого пса тоже родители были породистыми. Вон оно как жизнь оборачивается. А теперь бродяга. Впрочем, а кто я теперь? Такой же бродяга, как и они. Ну, может быть, почище немного. Так превратиться в грязную и облезлую дворнягу — дело времени. Ещё вот побегаю пару-тройку дней вместо трамвая и куда вся моя спесь денется. А там, глядишь, и Бобиком станут называть. Ну а что, я не прав? Рексом-то уже называли? Умка — куда ещё ни шло. Это как-то по-домашнему звучит. А вот от Рекса до Бобика несколько трамвайных остановок.( глава 13)

6 ученик: Долгожданная встреча с Сашкой. Слезы появились у меня на глазах в этот момент: Ура! Гав-гав! Ав-ав-ав-ав-ав! Дверь лифта снова распахнулась. Вот они мои родные люди, мои милые Сашенька, мама и бабушка. Я бросился к ним, расцеловал (в смысле разоблизал). Санька обнял меня, да так крепко, что у меня даже рёбра захрустели.
— Тришенька, миленький мой, я так тебя ждал, я так ждал тебя…Сашка не выдержал и, сев прямо здесь, в коридоре, на пол, разрыдался. Все бросились его успокаивать, а я прижался к нему и тихонечко заскулил.
— Пойдёмте-пойдёмте, — говорит Светлана Сергеевна бабушке и соседке. — Пусть побудут вдвоём.
— Пусть тоже заходят, — забубнела непонятливая соседка. — ну чё они тут на полу будут сидеть?
— Пойдём, говорю, — шикнула мама, — пусть посидят, успокоятся.
Нас оставили наедине. Сашка, ещё немного пошмыгал носом, погладил меня, поцеловал, я в ответ пару раз его тоже лизнул.
— Ну что ты, Трисончик? — вдруг спросил Саша.
Ты смотри, а я думал, что они уже и забыли о моём царском имени. Ну спасибо тебе, Сан… Нет, тоже скажу торжественно: спасибо тебе, Александр! Если бы ты знал, как приятно, что ты не забыл моё настоящее имя. Да после этого, можешь меня хоть чучелом называть, я не обижусь. Честное слово. Главное — помни имя моё, Саша. Не забывай, имя собаки — это её судьба, жизнь. Впрочем, как и у вас, людей. Ты знаешь, Саня, я тут недавно журнальчик потешный видел, «Собака» называется, хотя он и о людях. Так вот, благодаря ему, пока тут под дверью сидел, вас дожидался, стишок сочинил. Конечно, жаль, что я не могу тебе рассказать, но для наших друзей-читателей всё же озвучу, ибо книга-то переведена на людской язык. Слушай:
Иногда я думаю: собака
Никогда не станет человеком.
Только вот мне кажется, однако,
Что собаки — всё же человеки.( глава 14)

— Извините, — женщина схватилась за сердце, — извините, но… я не знала, я думала, что он просто в тёмных очках… ну, в смысле… пляжных…
— «Думала»! — снова бухнул мужчина, но, обращаясь к нашей маме, добавил мягко: — Ничего страшного, значит, ноутбук дарю вам. Берите, — он протянул коробку маме, — а с парнем мы решим, что ему подарить.
— Спасибо, но как-то неудобно, всё-таки, — залепетала мама.
— Светлана Сергеевна, прекратите, пожалуйста, — остановил её Борис Михайлович. — Я не из тех людей, которые обратно подарки увозят. Если бы Люба… Любовь Васильевна, сразу мне сказала, то…
— Боря, ну я… я…, — снова попыталась оправдаться бедная женщина. Мне показалось, она так перепугалась, что все слова забыла.
— Проехали, Любовь Васильевна, — перебил её муж, — нужно быть повнимательнее.
Борис Михайлович, вручил коробку маме и тут тётя Тоня объявила:
— А у Светы сегодня день рождения!
— Во! — Воскликнул Борис Михайлович и раскинул руки. — Вы поняли? Я же всегда чувствую, где праздник назревает. Ну, тогда Светлана Сергеевна, сам бог велел, подарок вам вручить. Погодите секундочку!
Он подошёл к машине, нырнул наполовину в салон и вынырнул с большой бутылкой коньяка.
— Если не возражаете, — говорит, — предлагаю по пятьдесят грамм.
— Проходите-проходите в дом, — спохватилась тётя Тоня.
— Спасибо, — отвечает Борис Михайлович, — заодно и с парнем вашим познакомимся.
— Трисон, зови Сашу, — сказала мама.
Я метнулся в помещение, но успел расслышать, как гость сказал:
— Какой умный у вас пёс. Так, значит, он поводырь? О! Эти собаки бывают поумнее человека.
Соображает мужик, подумал я и направился в Сашкину комнату. Конечно, с «поумнее человека» ты перегнул, хотя человеки тоже разные бывают…
Вообще-то, Борис Михайлович мне очень понравился. Не из-за того, конечно, что меня похвалил или подарок привёз. Нет, просто он как-то ведёт себя иначе, чем в такой ситуации ведут другие. Когда Сашка вошёл на кухню, мужчина не стал разводить муси-пуси, сюсюкаться, а бодро и весело спросил:
— Александр?
— Да, — отвечает Сашка.
— А я Борис Михайлович, папа Рады.
— Очень приятно, — говорит Санька.
— Слушай, какой ты молодец, Саша, — гость взял Санькину руку и крепко её пожал, — ты так здорово держишься, что Любовь Васильевна, это моя жена, даже не догадалась о твоём недуге. Это чисто по-мужски. Молодца, парень. Очень достойно!
— Спасибо, — ответил Сашка и улыбнулся.
— Спасибо-то оно спасибо, — рассмеялся Борис Михайлович, — да вот оконфузились мы немного, но мы это дело быстро исправим.
— Что случилось? — удивлённо спросил Саша.
— Ничего страшного, привезли тебе ноутбук, а он для зрячих. Но это ещё и лучше. Тут оказалось, что у твоей мамы день рождения. Это же хорошо? Теперь и у неё будет ноутбук, и тебе тоже привезём, но только специальный. Ты по брайлю читаешь?
— Конечно, — отвечает Сашка, — читаю, и… у меня есть даже мониторчик…
— И прекрасно, — говорит Борис Михайлович. — Всё, что ни делается, к лучшему.
Гости и женщины сидели за столом, а мы втроём неподалёку на полу — Сашка, я и маленькая Рада. Девчонка оседлала меня, словно пони и весело хохотала, когда я мотал головой. Я люблю детский смех. Не знаю, почему, но у меня от него поднимается настроение.
— Тлиша, — говорит Рада, — а плавда, что ты собака-водолаз?
Сашка рассмеялся и спрашивает у неё:
— Кто тебе такое сказал?
— Папа сегодня утлом говолит: вставай, Лада, поедем к твоему водолазу.
— Ну, если тебе нравится, называй его так.
А что, я тоже не против. Водолаз — хорошая профессия. И главное — полезная.

Борис Михайлович подробно расспрашивал маму о том, что случилось с Санькой, когда всё произошло, каков диагноз. А напоследок сказал:
— Светлана, я не буду ничего загадывать, но приложу максимум усилий, чтобы помочь вашему сыну. Сейчас медицина в этих вопросах шагнула далеко вперёд. Так что, я думаю, шансы есть.
— Спасибо вам, Борис Михайлович, — говорит мама, — большое спасибо.
— Это вам спасибо, — вздохнул мужчина, — за мою Радужку. Я как подумаю, что могло произойти, даже… Нет-нет, лучше об этом не будем говорить… Вы знаете, у меня есть близкий друг, доктор Николай Соболев. Он проводит уникальные операции. Я не разбираюсь в этом, но слышал, что врач под микроскопом вводит в глаз пациента свёрнутую в трубочку мягкую радужку. Вы знаете, мой друг вернул зрение уже многим людям. К ним в клинику едут со всего мира — и немцы, и итальянцы, и югославы. А это о чём говорит? Умеют ребята работать. Вы не волнуйтесь, я сам обо всём договорюсь. Вы пока сыну не говорите, пусть врач посмотрит.
— Даже не знаю, как вас благодарить, — говорит мама. — Так всё неожиданно… Просто случайно всё произошло…
— Ничего случайно, Светлана, не бывает, — улыбнулся Борис Михайлович, — на всё воля божья. Вы мне мою Радужку спасли, а я, может, вашу радужку разыщу. Спасибо вам за угощение, нам нужно ехать, — гость встал и, обращаясь к дочери, сказал: — Радуля, прощайся с ребятами, мы уезжаем…
Рада — девочка без церемоний. Она звонко чмокнула меня в нос, у меня аж в ушах зазвенело.
— Площай, водолаз! — Громко сказала девчонка и добавила: — Плиезжай к нам в гости. Договолились?
— Ав-ав! — ответил я.
— Что он сказал? — спросила она у Саньки.
— Говорит, что договорились, — рассмеялся Сашка.
Не знаю, какие механизмы привёл в действие Борис Михайлович, но последнее время наша квартира наполнилась мудрёными словами и совершенно непонятным фразами. Тут вам не только радуга-радужка, здесь и искусственные хрусталики, и имплантации, и интраокулярные линзы, и деформация камеры глаза, и компенсация травматического дефекта и ещё миллион всяких незнакомых и мозголомающих выражений…
Как оказалось, с этой радужкой не всё так просто. Она заказывается индивидуально для каждого пациента. Иными словами, жизнь моих родственников закрутилась вокруг возможного прозрения Сашки. Сейчас уже и не скажу, сколько времени прошло, но однажды Саньку увезли в больницу.
Стыдно мне признаваться, но всё же придётся. В какой-то момент меня посетили гадкие мысли. Вернее одна мысль, но очень гнусная. Как только я себя за неё не ругал.
Выл от досады и обзывал себя подлой собакой, коварным псом. В конце-концов, даже сволочью назвал. А знаете, почему? Да потому что однажды я подумал: это ж что получается, если Саньке вернут зрение, я ему буду не нужен? И (ой, как же мне стыдно!) представляете, мысленно говорю: это плохо. Ляпнул и тут же подскочил как ужаленный.
Да что ж ты такое говоришь, морда твоя собачья? Животина ты обнаглевшая! Скотина безмозглая. Кому плохо? Тебе? Да чтоб твои глаза после таких слов ослепли. В общем, я долго ругал себя. Даже потом жалко стало. Не знаю, как такое вырвалось у меня, но, поверьте, чисто случайно. С вами случается такое? Мелькнёт подленькая мыслишка, а потом точит, точит вас изнутри. Вот так и у меня получилось.
Конечно, я желаю своему подопечному выздоровления: Санечка, миленький, ты прости меня за эту подленькую мыслишку. Выздоравливай, мой родной. Пусть мне хоть хвост отрежут, хоть уши, как доберману искромсают, да пусть хоть на колбасу пустят, лишь бы ты увидел свою мечту. Я и так виноват перед тобой — обманул тебя с этой треклятой радугой, до сих пор совесть мучает. Нет-нет, Саша, ты обо мне не думай. Вот лежу тут в уголочке, скулю и жду новостей. Почему я так разволновался? Думаю, а вдруг мой мимолётный коварный вздох как-то повлияет на твою судьбу? И что тогда? Как мне потом жить со своим грехом?
Но всё обошлось. Операция прошла успешно. Сашка вернулся домой зрячим.
И вот тут вплотную подступила к нам разлука. Через какое-то время парню объявили, что меня забирают обратно в школу.
— Нет, — говорит он. — Я не хочу расставаться с Тришей.
— Понимаешь, Александр, — убеждал его какой-то мужчина, представитель моей школы, — так положено.
Сашка обнял меня и, насупился.
— Мы же с ним друзья, — говорит Санька, — мы не можем с ним расстаться. Я не смогу без него жить.
— Но мы не имеем права собаку-поводыря оставить у вас.
— Но почему? Почему?
— Саша, — вступила в разговор мама, — Трисон профессионал своего дела, он должен помогать людям. Понимаешь?

— Мамочка, ну сделайте что-нибудь, не забирайте у меня Тришку. Ну, пожалуйста! Очень вас прошу!
— Сынок, да пойми же ты…
— Ничего не хочу понимать, — он прижался ко мне: — Тришенька, миленький, они хотят нас разлучить.
Эх, Сашка-Сашка, ничего не поделаешь. Вот такая у меня профессия.
— Александр, — говорит чиновник, — после того, как вы… вас… вылечили.
— Лучше бы я остался незрячим, — вдруг выпалил Сашка, и в комнате повисла тишина.
— У-у-у! — взвыл я.
— Триша, ты не понимаешь! Нас с тобой хотят разлучить.
— Ав-ав! — говорю я.
И тут мама, посерьёзнев, строго сказала:
— Прекрати немедленно, Саша. Будь мужчиной. Давай поговорим серьёзно. Тебе хорошо было с Трисоном?
— Да, — буркнул Санька.
— Он здорово тебе помогал?
— Мама…
— Ты не перебивай меня, дослушай!
— Слушаю.
— Скажи, тебя разве не будет мучить совесть, если Трисон у нас будет домашней игрушкой, а какой-то слепой человек не сможет даже выйти на прогулку? Ты сейчас о себе думаешь? А, может, подумаешь и о тех, кому нужна помощь собаки-поводыря?
Сашка умолк. Затем, спустя несколько минут, приподнялся, подошёл к матери, обнял её и сказал:
— Я всё понял, мама. Извини. Да, конечно, я неправ.
Он вернулся ко мне, присел на корточки и, поцеловав меня, прошептал:
— Прости меня, Трисон. Прости, родной. Но они правы. Ты не обижаешься на меня?
— У-у! — ответил я.
— Спасибо, — Сашка погладил меня, потрепал уши и, поднявшись, сказал незнакомому мужчине: — Можно, я сам привезу его в школу?
— Да-да, конечно, — ответил мужчина — Приезжайте завтра, оформим документы.
На следующий день мы всей семьёй отправились в мою школу. Сашка настоял, чтобы женщины купили билет и на меня.
— Зачем ему билет? — удивилась бабушка.
— Бабушка, он поводырь, а не какой-то заяц.
— Хорошо-хорошо, Шурик, — согласилась бабушка, уловив на себе взгляд дочери.
До школы мы добрались без каких-либо приключений. Женщины, доверившись хорошей погоде в Москве, не прихватили с собой зонты. И мы попали под небольшой дождь. В школе нас встретил вчерашний гость. Мама вместе с ним ушла подписывать какие-то бумаги. К нам подошёл мой знакомый инструктор:
— О! Трисон, вернулся!
— Ав-ав! — грустно ответил я.
— Ну, как он работал? — спросил он у Саньки.
— Отлично! — ответил Сашка и тяжело вздохнул: — Жаль только вот расставаться, привык я к нему.
— Ну что поделаешь, — говорит инструктор, — тысячи людей ждут своего поводыря.
Им тоже нужна помощь. Ну, прощайтесь, что ли.
Я встал на задние лапы, опёрся на Сашкину грудь. Он обнял меня, поцеловал и расплакался.
Сань, ну что поделаешь? Вот так в жизни получается.
И вдруг…
— Ав! Ав! Ав! — громко залаял я и опустился на землю.
Сашка замер, затем медленно обернулся.
На небе сияла радуга.
Он долго-долго смотрел на свою мечту. А когда повернулся обратно, меня уже не было.( главы 27-28)

Ученик: Мне очень понравилась повесть. Сашкина мечта сбылась, он стал видеть, он увидел радугу. И в этом ему помогли его близкие люди, хорошие знакомые и, конечно же, Трисон, который был с ним рядом все это трудное для мальчика время. Хотелось бы сказать огромное спасибо автору произведения. Он познакомил нас с главными героями, рассказал, как живут и трудятся собаки – поводыри. Я уверена в том, что многие из нас пересмотрят свои поступки и свое отношение к больным людям, к тем, кто помогает этим людям, и никогда мы не пройдем мимо, если нужна будет наша помощь.

Источник

Можно говорить о том, что ничего в этой жизни не происходит случайно, или даже больше, что все происходит по строго определённому плану свыше (об этом я уже много наговорил в предыдущем посте). Можно видеть в тех или иных случайных стечениях обстоятельств знаки судьбы, а можно принять тот факт, что какие-то вещи могут случаться с нами просто так. Так или иначе книги попадают к нам в руки, и того, какие это книги, зависит на самом деле очень многое. Это многое сложно пощупать руками и как-то еще заметить прям сейчас, оно не является каким-то сиюминутным изменением в нас, а является тем, что можно назвать воспитанием или развитием, а это уже заметно гораздо погодя.

До определенного возраста мы «читаем» то, что нам читают наши родители, здесь мы зависимы от мамы с папой, отчаянно пытаясь повлиять на то, что нам «читать», если нам книжка не нравится – мы плачем, нравится – слушаем всеми ушами и глазами. Пойдя в школу, мы получаем школьную программу и с ней ворох книг, про который Министерство образования (или что у кого было) решило, что нам надо их прочитать. Учителя от себя могут добавить что-то, чего нет в программе, иногда вопреки разрешению руководства. Еще есть советы друзей, тематические каталоги в интернете, реклама и еще очень многое, и от всего этого так же зависит наш библиотечный набор.

Я очень не хочу затрагивать здесь тему засилья «не той» литературы в книжных магазинах, эта проблема очень серьезна, и я, не будучи в ней достаточно подкован, просто не берусь рассуждать на эту тему, оставлю это профессионалам. Я верю, что чем больше хороших книг написано писателями, тем больше их попадет в руки их читателей. Как? Это другой вопрос. Говорят, что подобное притягивает подобное, и не важно людей ли притягивает к тем или иным книгам, или те или иные книги притягиваются к людям, или они (люди и книги) притягиваются друг к другу одновременно. Бог с ним, главное чтобы эти книги были, а притянуть их к себе человек так или иначе сможет. И я уверен, что именно те, что нужно именно ему.

Ко мне, например, в старших классах так притянуло книги Чингиза Айтматова. Уже не очень помню, были ли они тогда включены в школьную программу, или это наша учительница литературы их включила, но притянуло. По правде говоря, это были почти единственные книги, которые я тогда читал, проходя бодрым шагом мимо школьной программы и книжных полок вообще, ну разве что еще «Война и Мир» своей эпохальностью меня заворожила. Но «Плаха», «Буранный полустанок», «Белый пароход», «Пегий пес …» меня просто покорили. Я конечно же мало сейчас что помню в деталях из их содержания, но я помню основную мысль, которую я для себя вынес тогда из них. Человек – пусть и венец творений природы, НО всего лишь одно из ее творений!

Вот про ценность такого равновесия в отношении людей к животным, животных к людям, людей к людям в конце концов, и есть книга «Радуга для друга», написанная еще совсем юным, но таким уже «взрослым» Михаилом Самарским. Скажу сразу, что я сначала познакомился с ее автором, правда не лично, а в интернете, а потом уже прочитал его книгу, так как просто на просто обещал ему это сделать. Но как уже было сказано выше, никогда не знаешь как к тебе притянет ту или иную книгу.

У меня в голове до сих пор не укладывается, что Мише было тринадцать лет (ну или около того), когда он ее написал. Нет, не потому, что я в его возрасте даже представить себе не мог, как это можно написать сочинение больше, чем на 5-ти страницах, да еще и без ошибок (для меня это и сейчас проблема), редактора наверняка много их наисправляли перед выпуском и его книги в тираж. И не потому, что книга написана каким-то выдающимся стилем, просто хороший понятный русский язык без претензий к новому слову в нашей словесности. А потому, что мне не понятно, как пацану в 13 лет может быть так важно и близко то, о чем он пишет. Важно настолько, что он хочет это донести до других и делает это. Конечно же вопросы добра и зла, любви и ненависти в головах детей появляются в еще более раннем возрасте, у подростков они обретают уже совсем конкретные очертания, но чтобы вот так – снимаю перед Мишей шляпу!

Книга эта про собаку, про собаку, собаку-поводыря, чье призвание помогать слепому мальчику, быть его глазами в нашем непростом мире, мире, полном опасностей и таком неприспособленном для незрячего человека. Книга про то, как эта собака служит своему подопечному, любит или не очень его и других людей, любит или не очень других животных, переживает, боится, скучает, ждет и расстается. Книга про то, как люди, с которым эта собака живет, или просто, кого встречает на своем пути, любят или не очень ее и других животных, любят или не очень других людей, переживают, боятся, скучают, ждут и расстаются.

Я не буду пересказывать ее содержание, книгу конечно же нужно читать, но скажу, что нашел в ней очень много тепла, доброты и любви. Той любви, о которой я в Мишином возрасте читал в книгах Айтматова. Да я ставлю Мишу Самарского в один ряд с Чингизом Айтматовым! Да, конечно же, они – писатели совершенно разного уровня, а я и не хочу их сравнивать ни по какому-либо профессиональному их качеству. Просто для меня они оба в своих книгах несут любовь и доброту, и в этом они для меня одинаково ценны. Я не хочу рассуждать о том, кто из них крупнее, красивее и лучше написал эти любовь и доброту.

Я хочу, чтобы таких писателей и просто людей было как можно больше. Я хочу, чтобы в книжных магазинах было как можно больше таких добрых книг, как книги Айтматова и Самарского, чтобы люди, а может когда-нибудь даже и собаки, могли их к себе притянуть и прочитать, и тогда любви, тепла и доброты в этом мире стает чуть больше.

Станет ли Миша в своей взрослой жизни профессиональным писателем или не станет, я не знаю, но я уверен, что, чем бы он не занимался в будущем, он будет делать это с добротой и любовью, и за это ему заранее огромное спасибо!

А пока дам почитать «Радугу для друга» своему старшему сыну, ему как раз сейчас столько, сколько Мише, когда он ее написал. Я думаю, мой поймет все правильно, книжка то хорошая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *