Чему учит рассказ ревизор гоголь
“Ревизор” главная мысль комедии и основная идея
«Ревизор» – комедия, которая является актуальной и по сей день. Взяточничество и пренебрежение обязанностям, глупость и халатность в сегодняшнем мире имеют место быть и процветают. Именно поэтому в произведении «Ревизор» главная мысль, которая выражена еще во времена написания произведения, актуальна и сегодня.
О чем произведение
В комедии «Ревзор» подчеркиваются основные пороки российского общества, в частности чиновничества и людей, которые несут ответственность за существование самого государства, ведь из каждого маленького уездного города и складывается большая страна. Столичные ревизоры обязаны проверять порядок в таких городах. Но человеческая глупость и нечестность доводят ситуацию до абсурда. В итоге читатель понимает, насколько важно быть честным по отношению к себе и своим обязанностям.
Основная мысль произведения
Автор пытается донести до читателя важную мысль о том, что за свои действия (или бездействие) необходимо нести ответственность. Даже если в какой-то момент тебе удается «выкрутиться», все равно справедливость восторжествует. Тот самый настоящий ревизор все равно приедет. Нужно быть честным и выполнять свои обязанности как нужно. Тогда не страшны будут никакие проверки, ведь честь и правильное отношение к делу всегда выше, чем глупость, халатность и пренебрежение к своей работе. В этом и заключается основная мысль «Ревизора».
Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Главная мысль комедии «Ревизор».
Анализ пьесы «Ревизор» (Н. В. Гоголь)
Н. В. Гоголь считается величайшим сатириком русской литературы. Все образы, созданные им, были злободневны и остры в его время, а некоторые из них остались актуальными и в наши дни. Комедия «Ревизор» стала эталоном сатиры и одним из главных творений писателя. Это бессмертное и повсеместно узнаваемое произведение сильно повлияло и на всю русскую литературу. Многомудрый Литрекон подробно изучил эту комедию, поэтому советует Вам прочитать разбор текста, где обозначено главное и основное, что нужно знать о творении Гоголя.
История создания
О создании «Ревизора» сохранились интересные факты:
Направление, жанр
«Ревизор» является образцом русского реализма. Несмотря на сильную гротескность, комедия преследует своей целью отобразить реальную жизнь людей того времени. Персонажи полностью соответствуют окружению.
Жанр произведения — социальная комедия сатирической направленности. Повседневные образы намеренно доведены до абсурда, а повествование приправлено жестоким высмеиванием пороков общества.
Смысл названия и финала
Название «Ревизор» — обозначает источник страха чиновников — проверяющего «сверху», который приехал, чтобы контролировать работу местной власти и доложить о ней куда следует. Именно страх приводит сюжет комедии в движение и руководит действиями всех персонажей.
Название комедии лучше всего подчёркивает ту черту, которую больше всего осуждал Гоголь — страх ответственности и наказания.
Кроме того, название подчеркивает символичность и смысл финала комедии — приехал настоящий ревизор, и всем чиновникам грозит реальное разоблачение. Именно этого и желал автор. Приезд ревизора стал бытовым воплощением религиозного понятия — судного дня. Гоголь был религиозным человеком и нередко вплетал в канву произведения библейские мотивы.
Композиция и конфликт
В своей комедии Гоголь меняет традиционную структуру пьесы.
Композиция «Ревизора» — кольцевая. Вот, что о ней писал литературовед В. Г. Назиров:
Возвещение жандарма о настоящем ревизоре закругляет композицию, и это возвращение «на круги своя» символизирует неподвижность системы, в которой поступательное движение заменено вращением в замкнутом кругу: система вечно буксует.
Градоначальник маленького провинциального городка, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Собрав людей, ответственных за городские службы, он начинает лихорадочно готовиться к проверке, однако местные помещики — Добчинский и Бобчинский, сообщают о таинственном молодом человеке из Петербурга, который находится в городе уже очень долгое время. Перепуганное градоначальство делает вывод, что именно этот проезжий и является ревизором из столицы.
На самом деле таинственный молодой человек — обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, промотавший все деньги. Он не был в состоянии оплатить услуги в трактире, где остановился, поэтому медлил с отъездом. Стремясь избежать наказания и добиться своих целей, самые влиятельные люди города окружают проезжего Хлыща почётом и вниманием. В итоге Хлестаков, получив многочисленные взятки и подарки, а также пообещав жениться на дочери городничего, уезжает.
Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.
Главные герои и их характеристика
Гоголь очень активно использует говорящие фамилии. С их помощью писатель насмешливо характеризует деятельность персонажей и черты их характеров.
Таблица чиновников в «Ревизоре»:
Тематика пьесы «Ревизор» актуальна по сей день.
Проблемы
Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:
Основная идея
Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.
Гоголь хотел высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться, которые делают жизнь богатого, по сути, народа нищей и рабской. Главная мысль автора — показать, как делать не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки, не сглаживая углы и не соглашаясь на компромиссы с совестью.
Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.
Чему учит?
Эта комедия рассказывает о том, как не надо жить. Она учит нас, что воровство, карьеризм и враньё — удел жалких и глупых людей. Николай Гоголь высмеивает мещанскую жадность и мелочность. Каждый из нас после прочтения должен сделать вывод: к чему приведет такое безответственное отношение ко всему и всем? По мнению автора, к неизбежности ответа перед правосудием.
Также писатель в «Ревизоре» говорит о том, что, однажды встав на скользкую дорожку, человек уже не сможет сойти с неё, и рано или поздно наказание настигнет его. Такова мораль пьесы, продиктованная открытым, но выразительным финалом.
Критика
Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:
«Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных разговорах, — ни в чем не было недостатка (П. А. Вяземский)
Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:
«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями » (О. И. Сенковский)
«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия. (К.С. Аксаков)
«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир..» (В. Г. Белинский)
Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:
Он первым применил гоголевскую сатиру к реальным лицам. В одной губернии его карета опрокинулась на скверной дороге. Оправясь от ушибов, император устроил смотр местной бюрократической верхушке и сказал: «Где же я видел эти рожи?» Когда же чиновники дошли до надлежащего сотрясения, государь вспомнил: «А-а, в комедии Гоголя „Ревизор“!»
Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:
«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…» (Ф. В. Булгарин, 1836 г.)
Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:
А. Л. Слонимский писал:
«Как могло случиться, что такой опытный служака, как городничий, „сосульку, тряпку“ принял за важного человека? Подобное недоразумение возможно только там, где господствует слепое чинопочитание и никому не приходит в голову сомневаться в словах „начальства»
В Хлестакове дана гиперболизация политической безответственности, типичной для николаевского рококо, а в городничем — гиперболизация готовности к «сюрпризам».
Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Гоголь Н. «Ревизор» Читательский дневник, краткое содержание
Гоголь Н. «Ревизор» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Гоголь Николай Васильевич, родился в 1809г, умер в 1852г. Один из классиков русской литературы, писатель, поэт, критик. Самые известные произведения — «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Петербургские повести».
Название: «Ревизор»
Жанр произведения: Комедия
Тема произведения: Обличение пороков современного автору общества
Число страниц: 125
Годы написания комедии «Ревизор» — 1835. Первая публикация — 1836. Вторая редакция – 1842 год. Эпоха царствования Николая I. По официальной версии, сюжет комедии Гоголю по его просьбе «дать какой-нибудь […] русский чисто анекдот» подсказал А.С. Пушкин.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
Многие исследователи полагают, что в комедии «Ревизор» нет положительных персонажей. Каждый герой является воплощением характерных для своего круга, возраста, положения недостатков.
Время и место действия комедии «Ревизор» — Россия, 1831 год. Такой вывод можно сделать потому, что судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле пятнадцать лет. Действие ориентировочно охватывает двое суток. Провинциальный уездный город N, удаленный от центра, типичный для глубинки.
Краткое содержание комедии «Ревизор»
Главная мысль комедии «Ревизор».
В комедии высмеиваются и олицетворяются главные человеческие пороки: жадность, трусость, лицемерие, подлость, корыстолюбие, лживость.Типичность этих пороков и их носителей актуальна для любого времени и общественного строя.
Отзыв о комедии «Ревизор».
«Ревизор» — острая сатира на жизнь уездного городка, погрязшего в злоупотреблениях, взятках, казнокрадстве. Текст комедии фактически разошелся на цитаты и нарицательные выражения. Автор изобличает бездуховность и низость современного ему чиновничества. Развитие комедии основано на страхе разоблачения, однако даже под этим страхом чиновники уездного города не могут отказаться от своих пороков, они боятся только проверяющего, а не раскаиваются. Отсутствие положительных героев характерно: мелкий мошенник Хлестаков ничуть не лучше напуганных им чиновников. Нужно отметить, что Николай I не стал запрещать пьесу, напротив, лично присутствовал на премьере, и, по отзывам современников, «хохотал от всей души».
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнилось явление VIII действия пятого комедии «Ревизор». Когда почтмейстер читает вслух письмо Хлестакова его другу Тряпичкину. Письмо написано хлестко, живо, Хлестаков, не стесняясь делится с другом подробностями щедрого приема, оказанного ему в доме городничего. Особенно сатирически выпукло описана сцена, где Хлестаков характеризует своих новых знакомых. Каждый из них присутствует при чтении, и каждый надеется избежать общей участи, жалко оспаривает эпитеты Хлестакова. Сообща все герои сцены понимают, что их выставили на всеобщее осмеяние, и за это они заплатили собственными деньгами.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
Главная мысль и смысл комедии Гоголя «Ревизор»
Гоголь в своих произведениях поднимает темы, которые остаются актуальными и по сей день. Так, главная мысль комедии «Ревизор» находит непосредственное отображение в современном обществе. Автор, раскрывая великие пороки отдельных персонажей, как бы переносит их на всё государство в целом.
Основные темы произведения
При детальном рассмотрении вопроса, какова тема комедии «Ревизор», становится понятно, что в произведении их несколько:
Раскрытие этих тем носит сатирическое изображение жизни дворянского сословия в условиях провинции. Город представлен как невзрачное захолустье, в котором проживают лишь невежественные и глупые люди. Всё население живёт в ненависти к управляющей верхушке, но при этом не предпринимает никаких действий, чтобы хоть немного изменить свою жизнь к лучшему. Вместо этого, люди тешат себя мечтами о лучшей жизни в столице.
Проблема пороков
Основная идея комедии заключается в том, что за свои действия необходимо нести должную ответственность. И даже если до этого у чиновника получалось при помощи лести, взяток и обмана уйти от неё, то справедливость всё равно восторжествует. В конце концов, приедет настоящий неподкупный проверяющий в самый неожиданный момент.
Нравственные и социальные пороки прослеживаются на протяжении всей комедии. Автор хотел показать, что пороки не дают великой стране развиваться и превращают богатый и свободный народ в нищих рабов.
В комедии наиболее выражены следующие пороки:
Казалось бы, чтобы не испытывать бесконечного страха и унижения, достаточно всего лишь жить честной жизнью и добросовестно исполнять свои обязанности. Ведь честность и ответственный подход всегда ценится выше, нежели пренебрежение, подхалимство и халатность. Однако, персонажи всё равно продолжат и дальше такую жизнь.
Пренебрежение чиновников службой
Все блюстители власти в произведении используют своё положение, только чтобы грабить население и казну. Они не исполняют свои прямые обязанности — работу на улучшение жизни общества. Автор позволяет проследить, к чему приводит такая служба.
При известии о приезде проверяющего городничий, который в курсе всех нарушений в городе, начинает раздавать советы своим «коллегам», как пережить эту ревизию:
Сам же городничий переживает, как бы ни получил донесение ревизор о его постоянных изнурительных поборах населения и купцов. Он сформулировал такое мнение, что каждый у власти должен взять что-то, только в меру, «по чину».
Семейные отношения
То, как человек ведёт себя в обществе, зависит зачастую от семьи и искомых в ней ценностях. Так, для полного понимания характеров персонажей необходимо проследить, как в комедии «Ревизор» раскрывается семейная тема на примере близких городничего. Семья служащего состоит из трёх человек: непосредственно сам Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, его супруга Анна Андреевна и единственная дочь Марья Антоновна.
Гоголь неспроста дал этому герою такую фамилию. Антон Антонович славится тем, что перед начальством используется подкуп и лесть, в то же время к подчинённым применяет издевательства и угрозы. Такую особенность поведения можно назвать «сквозным» мошенничеством.
Анна Андреевна представляет собой провинциальную кокетку, выросшую исключительно на любовных романах. Отличается любопытством и чрезмерным высокомерием. Перед приездом гостя перебирает долгое время свои наряды, затем развлекает светскими разговорами Хлестакова, пытаясь очаровать его. Общение с супругом и дочерью в основном выражается в высказывании мелких выговоров и насмешек.
Марья Антоновна в точности похожа на свою мать, также инфантильна и невежественна. Единственная мечта — светская жизнь в столице. Ради такой возможности она готова сразу принять неприличные ухаживания Хлестакова.
Вся семья находится в состоянии бескрайнего счастья, после того как такой значительный гость делает предложение руки и сердца. В этом случае не имеют значения чувства или внешность главного героя, всех интересует только возможность устроить свою богатую жизнь в столице.
Живя в таких условиях, Марья Антоновна однозначно вырастет такой же, как мать и отец. В итоге она будет провинциальной кокеткой, жаждущей богатства и красивой жизни.
Взаимоотношения служащих
Эта тема также прекрасно прослеживается по всему произведению и отражает смысл комедии «Ревизор». Сюда можно отнести корыстную взаимовыручку, чинопочитание и лицемерие. Для местных чиновников совершенно нормально получать взятки, и они открыто об этом говорят, при этом сами несут ревизору деньги и даже радуются, если получилось побольше дать.
Кроме того, всех персонажей можно назвать двуличными. Над просителями они издеваются, облагают поборами и угрожают, с начальством же используют только лесть и подобострастие. Общаясь в самых вежливых тонах с Хлестаковым, с обычным народом они не стесняются грубить и открыто презирать.
Лесть и лицемерие наблюдается и при общении между собой чиновников. При встрече все стараются показать, насколько уважают друг друга и готовы к сотрудничеству, в то время как наедине с ревизором делают доносы на своего же «товарища».
Смысл финала и названия комедии
Название произведения показывает единственный источник страха служащих — ревизия, по результатам которой может измениться полностью богатая и лёгкая жизнь. Только этот страх оказался способен заставить персонажей принять какие-то действия, которые должны были соблюдаться всегда для улучшения жизни подчинённых и населения.
Основная мысль «Ревизора» — за любые действия и проступки должна нестись ответственность. И в финале автор показывает, как чиновники понимают, что их реальное разоблачение настало с приездом настоящего проверяющего.
В произведении все действия и диалоги выражены в сатире и отображают в той или иной степени события и нравы того времени. Однако в современном обществе наблюдаются все те же проблемы и порой настолько же сатиричные действия реальных чиновников.
«Ревизор»: краткое содержание, анализ комедии
Иллюстрация к «Ревизору»: YouTube / InternetUrok
В перерыве от написания «Мертвых душ» Николай Гоголь создал выдающуюся комедию «Ревизор». Краткое содержание пьесы производит впечатление: история реалистична, а идеи автора актуальны спустя столетия. Ознакомившись с сюжетом комедии «Ревизор» кратко, сможете оценить гениальный замысел Гоголя.
«Ревизор»: краткое содержание
Одно из знаковых произведений, которыми прославился Гоголь, — «Ревизор». Краткое содержание знаменитой комедии вдохновит на прочтение произведения целиком. Благодаря насыщенной речи, чувству юмора и ремаркам автора читать пьесу легко и весело. А тем, кто уже прочел комедию «Ревизор», краткое содержание по главам — отличное подспорье для глубокого анализа идей, заложенных Гоголем.
«Ревизор» в кратком содержании представлен далее:
Иван Александрович Хлестаков — молодой и недалекий петербургский чиновник самого низкого ранга. По вызову отца вынужден отправиться в Саратов со своим слугой Осипом. По пути они попадают в один уездный городок, где чинуша проигрывает в карты все деньги.
Тем временем у начальства городка, погрязшего в коррупции, переполох: городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский узнал, что к ним инкогнито направляется ревизор с тайным поручением. Предчувствуя неладное, городничий созывает всех местных чиновников и велит навести порядки в делах, а почтмейстеру — просматривать все письма во избежание доноса (впрочем, он и раньше так делал, но для собственного развлечения).
Помещики Бобчинский и Добчинский докладывают городничему о неизвестном человеке, поселившемся в гостинице: он за всеми наблюдает, денег не платит, но и не уезжает. Кто это, если не ревизор? Подумав немного, Антон Антонович лично едет к гостю на поклон.
Хлестаков с Осипом живут в самом маленьком и дешевом гостиничном номере под лестницей. Пытаясь добыть немного еды, Иван Александрович посылает слугу просить бесплатный обед, а когда получает желаемое, то бранится: еды мало и она не вкусная.
Приезд городничего удивляет Хлестакова: он думает, что на него пожаловался хозяин гостиницы за неуплату. Он откровенно рассказывает об отце и цели путешествия, однако городничий воспринимает рассказ как хорошо продуманную легенду ревизора. Антон Антонович предлагает взятку и просит приезжего остановиться в его доме. Отправив жене записку, чтобы та готовила комнату для гостя, городничий зовет Хлестакова посетить местные заведения.
Городничий и Хлестаков возвращаются домой. Изрядно подвыпивший гость, увидев дам — жену городничего Анну Андреевну и их дочь Марью Антоновну, — хвастается своими придуманными успехами в Петербурге. Он рассказывает, как пишет оперы для «Московского телеграфа», устраивает фешенебельные балы, тесно дружит с Пушкиным и как его уговаривали стать руководителем департамента, отправляя к нему домой тридцать пять тысяч курьеров. А вскоре его вовсе должны назначить фельдмаршалом!
Оставив мужчин в страхе, а дам в изумлении, пьяный Хлестаков отправляется спать. Тем временем городничий ставит на крыльце полицейских: нельзя впустить в дом никого, кто хотел бы пожаловаться ревизору.
На следующее утро, едва проснувшись, Хлестаков обнаруживает очередь из местных чиновников, желающих дать ему взятку. Однако сам Хлестаков считает, что берет в долг, поскольку истратился в дороге. Позже к нему пробиваются купцы и другие просители, жалуясь на беспредел городничего. У них Хлестаков тоже берет деньги, а у некоторых — вино и сахар: в дороге пригодится.
Встретив Марью Антоновну и окончательно завравшись, Хлестаков целует ее и просит руки и сердца. Изумленный городничий, не до конца понимая, что происходит, благословляет парочку.
Осип уговаривает хозяина скорее покинуть город, пока обман не раскрыли. Хлестаков успевает написать своему другу Тряпичкину письмо о произошедшем курьезе. Слуга отправляет послание с местного отделения почты, а сам Хлестаков обещает семье городничего, что уедет на один день к дяде.
Проводив гостя, городничий предается мечтам о повышении, а его жена Анна Андреевна — о жизни в Петербурге. Антон Антонович наводит страх на купцов, которые на него жаловались, однако отпускает их, когда те обещают щедрые угощения на помолвку Марьи Антоновны.
В дом городничего прибывают чиновники с семьями, чтобы поздравить с удачным породнением. Но в разгар торжества появляется почтмейстер со вскрытым письмом Хлестакова и рассказывает об обмане.
Не успевает подавленный Антон Антонович прийти в чувства, как прибывает жандарм с неожиданным известием: петербургский чиновник, остановившийся в гостинице, срочно требует городничего к себе, после чего следует немая сцена.
«Ревизор»: анализ произведения
В комедии «Ревизор» сюжет разворачивается в коррумпированном провинциальном городке, которых много и сейчас. Яркие и порой утрированные образы, созданные автором, существуют и в современном обществе.
Как Гоголю удалось создать комедию на все времена? Общее представление об этом дает ее краткий пересказ. «Ревизор» не так прямолинеен, как может показаться. В чем истинный замысел автора и как создавалась знаменитая пьеса, расскажу далее:
Считается, что идею для пьесы «Ревизор» Гоголь почерпнул из личных рассказов Пушкина. В 1835 году, когда Николай Васильевич поставил на паузу написание «Мертвых душ», он обратился за вдохновением к другу-поэту.
Пушкин поведал Гоголю о реальном случае в городе Устюжна: проезжавший через него господин представился большим чиновником и обобрал местных жителей. Пушкин и сам был героем подобной истории: в Нижнем Новгороде, где поэт собирал информацию о пугачевском бунте, его приняли за ревизора. Гоголь оценил комичность ситуации и в октябре-ноябре того же года написал «Ревизора».
Пока Николай Васильевич работал над своей комедией, подобные сюжеты появлялись и у других авторов, что его огорчало. Пушкин уговорил писателя закончить работу, и Гоголь зачитал свое произведение на литературном вечере у Жуковского. Работу приняли с восторгом, но к разочарованию автора его истинный замысел не поняли.
Комедия Гоголя «Ревизор» показалась всем типичной пьесой с обычными персонажами, однако чувство юмора автора оценили высоко. Не сразу «Ревизор» появился и в театрах: его разрешили к показу только после личных уговоров императора Жуковским.
Николай Васильевич создал социально-сатирическую комедию, поместив ее в рамки реалистического письма. Как признавался сам Гоголь, «Ревизор» собрал все самое низменное и безнравственное, что было в российском обществе. В произведении нет ни единого положительного персонажа: все герои завязли в собственных пороках. И единственный выход из сложившихся обстоятельств — каждому начать меняться, в чем и заключается основной посыл пьесы.
Комедия «Ревизор» состоит из пяти действий и имеет кольцевую структуру: она начинается и заканчивается одним и тем же известием — едет ревизор. Еще одна особенность произведения — отсутствие экспозиции: автор сразу бросает нас в гущу событий.
В комедии «Ревизор» главные герои олицетворяют пороки и слабости целого общества:
Образы, созданные Гоголем, встречаются в обществе любой эпохи, а его замыслы актуальны и сейчас. Если хотите глубже усвоить сюжет и идеи комедии «Ревизор», фильм советского режиссера Владимира Петрова 1952 года окунет вас в события гоголевского уездного городка.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.