Чему учит рассказ рождественская ночь станюкович
Проблематика рассказа «Рождественская ночь» Станюковича
Произведения, приуроченные к определенной дате, получили названия святочные, а иногда рождественские рассказы. Они несут определенную смысловую нагрузку, раскрывают такие вопросы, которые всегда сохраняют свою актуальность и беспокоят умы множества людей во все времена. И рассказ «Рождественская ночь» следует отнести к данному жанру прозы, в котором совершаются чудеса с помощью мистических сил, а иногда – и простых людей.
О чем рассказ «Рождественская ночь»
Автор рассматриваемого произведения, Константин Михайлович Станюкович, часть своей жизни провел с морем. Именно там он собрал большое количество информации и интересных сведений, которые затем применил для написания своих рассказов. И «Рождественская ночь» также касается темы моря и моряков.
Жизненные условности, чистосердечные порывы и обыкновенные человеческие чувства рассматриваются в разрезе простого повествования, помогая читателю задуматься об их важности. Умение делать добро же в самых непростых обстоятельствах – важная тема, которая не теряет своей актуальности в любое время и при любых условиях.
Развитие сюжетной линии
События разворачиваются в особо звездную рождественскую ночь. Матросы рассказывают друг другу о волшебстве ночи, о том, что именно сегодня в море сбрасываются Господом самые мятежные звезды. И, вероятно, для экипажа судна мальчик и стал такой волшебной звездой. Когда на борт возвращаются офицеры, новость о новом члене команды воспринимается ими спокойно, и мальчик остается на клипере.
Однако по действующему закону о находке сообщается губернатору острова, в результате чего после недельного проживания на борту мальчик был вынужден отправиться в детский приют.
Замысел автора и рассматриваемые проблемы в рассказе
Простой сюжет рассказа, отсутствие слишком сложного или закрученного сюжета при максимальной приближенности к реальной жизни каждого из нас – именно об этом говорит автор в повествовании «Рождественская ночь». Используя простой, доступный для каждого читателя язык, Станюкович изучает движения души в ситуации, когда требуется проявить великодушие, отзывчивость и закрыть глаза на существующие в обществе условности и ограничения.
И хотя в итоге одинокий малыш все же оказался в приюте, а команда клипера была вынуждена пойти на такое решение губернатора, все же при прочтении рассказа остается приятое послевкусие. Ведь стремление сделать доброе дело, помочь слабому и сообща не допустить жестокости уже следует назвать важным шагом на пути к улучшению общества в целом, что в рассказе представляется на примере команды клипера.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 1.5 / 5. Количество оценок: 2
Краткое содержание рассказа «Рождественская ночь» Константина Станюковича
XIX век, остров Ява, город Батавия, «волшебная тропическая ночь» накануне Рождества Христова. У берега на рейде стоит русский клипер (парусник) «Забияка». Город разделен на 2 части. В нижней части, у моря и акул, малайский квартал. Тут в грязи и нищете живут местные жители (туземцы). Здесь же – все склады и конторы голландцев. Сами они, хозяева Явы, живут наверху, на горе, в чистой и красивой части города.
Тихо, скоро полночь. Только крокодилы охотятся. Русские матросы на пристани ждут в катере офицеров с берега. Три года они в чужих краях. Надоело. Тянет в Россию, особенно в Рождество. Хотя офицеры у них хорошие, кормят тоже досыта. «Чернявый матросик» Живков глядит, как падают звезды. Белобрысый некрасивый гребец Ефремов объясняет, что в эту ночь Бог сбрасывает с неба в море мятежные звезды. «Велика эта ночь». Спаситель родился в бедности и пострадал за всех. В такую ночь грех обидеть ребенка.
Матросы слышат с берега детский плач. Пожилой унтер-офицер Андрей Егорыч нехотя отпускает Живкова и Ефремова узнать, в чем дело. Те приносят брошенного пятилетнего мальчонку-малайца «в одной рубашонке». Ефремов с ним, как нежная нянька. Хлебушка дал, спать уложил. Ждали реакции офицеров на «пассажира». Офицеры разрешили взять найденыша на клипер. Но дали знать о нем губернатору острова. Неделю мальчик был на корабле. Сшили ему костюмчик, дали обувку. Ефремов прикипел к нему всей душой. Матросы просили капитана оставить мальчика насовсем. Но тот передал его в местный приют. Долго потом Ефремов вспоминал и ночь под Рождество, и спасенного от беды ребенка.
Читательский дневник по рассказу «Рождественская ночь» Станюковича
Сюжет
Русские матросы на острове Ява в рождественскую ночь подбирают на берегу брошенного мальчика-малайца. Гребец Ефремов неделю заботится о нем. Потом офицеры передают ребенка в приют. Ефремов скучает, но радуется, что в святую ночь спас малыша от крокодилов и акул.
Отзыв
Рассказ о том, как важно сохранить в себе отзывчивое, сострадательное сердце. Тема добра, милосердия, совести, веры. Автор пишет о нравственных качествах русских моряков: взаимовыручка, неравнодушие, жалость к слабому, маленькому, бедному, несчастному. Матросы были на службе, но нарушили правила, чтобы спасти ребенка. Они были готовы к наказанию за это. Рассказ учит быть добрее к людям, не проходить мимо чужой беды.
Константин Станюкович — Рождественская ночь:
Краткое содержание
XIX век, остров Ява, город Батавия, «волшебная тропическая ночь» накануне Рождества Христова. У берега на рейде стоит русский клипер (парусник) «Забияка». Город разделен на 2 части. В нижней части, у моря и акул, малайский квартал. Тут в грязи и нищете живут местные жители (туземцы). Здесь же – все склады и конторы голландцев. Сами они, хозяева Явы, живут наверху, на горе, в чистой и красивой части города.
Тихо, скоро полночь. Только крокодилы охотятся. Русские матросы на пристани ждут в катере офицеров с берега. Три года они в чужих краях. Надоело. Тянет в Россию, особенно в Рождество. Хотя офицеры у них хорошие, кормят тоже досыта. «Чернявый матросик» Живков глядит, как падают звезды. Белобрысый некрасивый гребец Ефремов объясняет, что в эту ночь Бог сбрасывает с неба в море мятежные звезды. «Велика эта ночь». Спаситель родился в бедности и пострадал за всех. В такую ночь грех обидеть ребенка.
Матросы слышат с берега детский плач. Пожилой унтер-офицер Андрей Егорыч нехотя отпускает Живкова и Ефремова узнать, в чем дело. Те приносят брошенного пятилетнего мальчонку-малайца «в одной рубашонке». Ефремов с ним, как нежная нянька. Хлебушка дал, спать уложил. Ждали реакции офицеров на «пассажира». Офицеры разрешили взять найденыша на клипер. Но дали знать о нем губернатору острова. Неделю мальчик был на корабле. Сшили ему костюмчик, дали обувку. Ефремов прикипел к нему всей душой. Матросы просили капитана оставить мальчика насовсем. Но тот передал его в местный приют. Долго потом Ефремов вспоминал и ночь под Рождество, и спасенного от беды ребенка.
Читательский дневник по рассказу «Рождественская ночь» Станюковича
Сюжет
Русские матросы на острове Ява в рождественскую ночь подбирают на берегу брошенного мальчика-малайца. Гребец Ефремов неделю заботится о нем. Потом офицеры передают ребенка в приют. Ефремов скучает, но радуется, что в святую ночь спас малыша от крокодилов и акул.
Отзыв
Рассказ о том, как важно сохранить в себе отзывчивое, сострадательное сердце. Тема добра, милосердия, совести, веры. Автор пишет о нравственных качествах русских моряков: взаимовыручка, неравнодушие, жалость к слабому, маленькому, бедному, несчастному. Матросы были на службе, но нарушили правила, чтобы спасти ребенка. Они были готовы к наказанию за это. Рассказ учит быть добрее к людям, не проходить мимо чужой беды.
Конспект урока по родной литературе на тему «Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа»
Тема: Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Подготовка к PISA
Цель урока: познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, вера, ответственность, доброта.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
Русский писатель Константин Михайлович Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам.
В 1856 году юноша был зачислен кандидатом в Пажеский корпус Петербурга, но вскоре он почувствовал в себе тягу к литературе. В 1959 году в журнале «Северный цветок» было напечатано первое стихотворение Константина, и тогда молодой человек всерьез задумался о переходе в Петербургский университет. Отец Станюковича был против такого решения, поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание.
Вопреки желаниям отца, это путешествие наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно здесь молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были изданы отдельной книгой, получившей название «Из кругосветного плавания» (1867).
В 1864 году Станюковичу все-таки удалось уйти в отставку и заняться литературным трудом. Он сотрудничал со множеством петербургских изданий, а в 1972 году стал работать в журнале «Дело». Здесь в дальнейшем были напечатаны такие его произведения, как роман «Без исхода» (1873), рассказ «Оригинальная пара» (1877), «Письма знатных иностранцев» (1878), романы «Два брата» (1880) и «Омут» (1881).
В конце 70-х годов Станюкович много бывал за границей. Там он сблизился с представителями революционной эмиграции, за что в 1885 году был сослан в Томск.
В 1902 году Станюкович закончил свое главное произведение — «Морские рассказы». Вскоре из-за ухудшения здоровья по настоянию врачей он переехал в Италию, где скончался 20 мая 1903 года в Неаполе.
3. Работа по теме урока
Рождественский рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал рассказа хороший. – Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к святочным? (Слушаем ответы учеников) Вывод. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.
— Чтение текста + беседа по вопросам.
— Где происходило действие? (Батавия – город на северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).
— В какое время суток начинается повествование? (Ночью).
— Какая это ночь? (Рождественская ночь).
— О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те, которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах… Опротивело… Скорей бы вернуться!»).
— Что увидели матросы? (Упавшую звезду).
— Чей жалобный крик с берега услышали матросы? (Крик младенца).
— Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).
— Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).
— Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с ними? (Да).
— Куда обещали поместить маленького малайца? (В приют).
— Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел попросить, чтобы его оставили).
— Согласился ли капитан оставить мальчика? (Нет).
— Какие нравственные качества проявили матросы? (Милосердие, сострадание, доброту).
— Стали бы вы спасать ребенка на месте матросов? Обоснуйте свой ответ. (Письменные ответы учеников)
1. К какому жанру относится произведение «Рождественская ночь»?
Презентация по родной литературе на тему «Святочный рассказ К.М. Станюковича «Рождественская ночь»
Описание презентации по отдельным слайдам:
К.М. Станюкович «Рождественская ночь» (1892)
Цели: Познакомиться с жанром рождественского (святочного) рассказа. Развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, ответственность, доброта, милосердие. Познакомить учащихся с особенностями рассказов К.М. Станюковича.
Константин Михайлович родился 18 (30) марта 1843 года, в Севастополе, в семье коменданта севастопольского порта и военного губернатора города адмирала Михаила Николаевича Станюковича. Отец, всю жизнь посвятивший морской службе, видел в сыне продолжателя семейной традиции, и Константин был определен сначала в Пажеский, затем в Морской корпус. Позже, «чтобы выбить из головы дурь» – мысль об университете, отец послал шестнадцатилетнего сына в трехгодичное кругосветное плавание. Но Константин по-прежнему мечтал о другой, литературной карьере. Надежды отца не оправдались, вернувшись в Петербург, Константин Станюкович сразу же подал в отставку, твердо решив посвятить себя литературе.
Айвазовский И.К. «Корабль» Море вошло в плоть и кровь его рассказов; за прекрасное описание моря его называют «Айвазовским слова». «Ветер крепчал, посвистывая в снастях. Словно птица, расправившая могучие крылья, клипер, накренившись набок, несся все быстрее и быстрее, легко перепрыгивая с волны на волну и раскачиваясь. Седые гребешки волн, с шумом разбивавшиеся о бока вздрагивающего клипера, все чаще и чаще обдавали брызгами палубу… Кругом одна беспредельная холмистая равнина бушующего океана да небо, покрытое бегущими облаками… Вдали, на горизонте, собирались тяжелые свинцовые тучи».
Когда происходит действие рассказа? «В эту чудную ночь, накануне Рождества Христова…» Что вы знаете об этом дне?
Рождественские праздники становились днями семейного сбора, днями милосердия, примирения и всеобщей любви.
Теплые и трогательные истории были предназначены для семейного домашнего чтения. Во второй половине XIX – начале XX веков в России готовили к Рождеству специальные сборники святочных (рождественских) рассказов.
Сюжеты детских рождественских (святочных) рассказов незамысловаты: ¤ воспроизводится событие, приуроченное к празднику Рождества, святкам; ¤ происходит чудо (удачное стечение обстоятельств, счастливая случайность); ¤ финал рассказов благополучный, счастливый.
Запишите определение Рождественский (святочный) рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал рассказа хороший. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.
Словарная работа Найдите лексическое значение слов: Клипер Верста На рейде Пакгауз В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.
Работа с текстом Где происходило действие? В какое время суток начинается повествование? Какая это ночь, в чем ее особенность? О чем вспоминали матросы? Что увидели матросы? Что сказал Ефремов по поводу падения звезды? Чей жалобный крик с берега услышали матросы? Кого увидели матросы? Что сделали с ребенком матросы? Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с ними? Куда обещали поместить маленького малайца? Как относился Ефремов к найденышу? Согласился ли капитан оставить мальчика? Какие нравственные качества проявили матросы? Стали бы вы спасать ребенка на месте матросов? Обоснуйте свой ответ. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.
Домашняя работа Докажите, что рассказ К. М. Станюковича «Рождественская ночь» относится к святочным? Чему учит этот рассказ? «В какие чудеса следует верить людям?» Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то прочитайте следующие художественные произведения: Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», Л. Андреев «Ангелочек», А. Куприн «Чудесный доктор», Н.С. Лесков «Зверь», «Жемчужное ожерелье», «Неразменный рубль», «Штопальщик», «Старый гений», «Пугало».