Чему учит рассказ старосветские помещики
Н. В. Гоголь «Старосветские помещики»: анализ произведения
История создания
«Старосветские помещики» — идиллия, жанр, на первом месте в котором стоит описание безмятежной жизни с патриархальными устоями. Еще одним признаком, помогающим определить жанровую принадлежность произведения, становится полная идеализация всего, что окружает помещиков. Будничные вещи наполнены особой прелестью в тексте Николая Васильевича Гоголя.
Название произведения и его смысл
Название повести можно трактовать следующим образом: «старосветские», значит, принадлежащие к старому свету. Лица старичков так дисгармонично смотрятся на фоне модных фраков, потому что абсолютно не уместны в этом новом свете. Для жизни Афанасия Ивановича и его супруги все просто и понятно, дни идут так, как было давным-давно заведено, ничего не меняется. Следует обратить внимание и на слово помещики, анализируя его, мы явственно обнаруживаем связь Товстогубов с землей, с тем, что она дает человеку.
Рассказчиком в повести «Старосветские помещики» выступает добрый знакомый четы Товстогуб. Герои доверяют рассказчику, а он может давать им свою оценку. Он, как добрый сосед, постоянно наблюдает за их жизнью и судьбой. После смерти Пульхерии Ивановны рассказчик навещает вдовца, а после рассказывает о том, что с ним произошло. Интересная деталь образа повествователя заключается в том, что он, помимо всего прочего, является и независимым персонажем произведения. Получается, что рассказчик и вовлечен в действие и является его сторонним наблюдателем.
Тема и идея произведения. Проблематика.
Повесть Николая Васильевича Гоголя рассказывает о жизни обычных помещиков, которая наполнена пустотой, бессмысленностью и полным отсутствием социальной деятельности. Но это только одно тематическое звено. Если посмотреть с другой стороны, писатель показывает искренние и уважительные отношения двух людей, проживших вместе целую жизнь, сумевших пронести свои чувства через годы.
Соответственно, и проблематика произведения напрямую вытекает из заявленных тем. Гоголь заставляет задуматься о смысле жизни, о неминуемой старости и смерти, которая обязательно придет.
Тема любви. Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.
А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.
Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.
Главная мысль
Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.
По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.
Сюжет
Сюжет повести складывается из нескольких основных эпизодов. Сначала Гоголь знакомит нас с героями своего творения, старичками, Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной, живущими тихо и уединенно в отдаленной деревне. Герои обитают в своем мире, лишенном волнений и тревог.
Детей у них нет, поэтому всю свою привязанность супруги отдают друг другу. В их доме любят угощать, да и сами они не прочь откушать вкусненьких блюд.
И вот однажды эту идиллию нарушает печальное событие – пропадает любимая кошечка Пульхерии Ивановны. Когда же она вернулась через три дня, в доме все равно не осталась, наелась и снова убежала в лес. Пульхерия Ивановна посчитала это дурным знаком, предчувствуя приход смерти, старушка слегла, перестала кушать и пить и вскоре ушла в иной мир.
Афанасий Иванович продолжает жить без своей спутницы, дом приходит в запустение без ее заботливых рук. Через пять лет он тоже умирает, услышав в саду зовущий его голос Пульхерии Ивановны. Теперь уже уютный домик совсем осиротел, а имущество постепенно растаскано.
Ключевым эпизодом повести является пропажа кошечки. Именно с этого неприятного момента начинается череда печальных событий в земном раю, обустроенном милыми старичками.
Система образов
В произведении буквально три основных образа: старичок Афанасий Иванович, его супруга Пульхерия Ивановна и сам рассказчик, который, как мы уже говорили выше, играет двойственную роль, являясь персонажем и сторонним наблюдателем. Есть и второстепенные герои – ключница Евдоха и приказчик Ничипор.
Главные герои
Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.
Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику. Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят. Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.
Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.
Композиция
Художественные средства
Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.
Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.
День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.
Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.
Отзыв о произведении
Повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» не оставила меня равнодушной, она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, какое существование мы ведем, правильно ли поступаем. А еще, конечно, восхищает искренняя привязанность старичков, проведших вместе целую жизнь и не утративших своих чувств.
Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»
Автор: Guru · Опубликовано 20.07.2017 · Обновлено 08.10.2017
Главная мысль
Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.
По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.
Главные герои
Тема любви
Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.
А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.
Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.
Особенности произведения
Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.
Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.
День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.
Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.
Тема: «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести
Анализ повести Старосветские помещики Гоголя
Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.
Композиционная структура повести выстраивается в двух частях, первая из которых представляет собой описание дома семейства Товстогубов, принятого в нем уклада, а также изображение характеристик главных героев. Вторая часть повести представляет собой повествование основных событий в виде быстрой смерти супруги-помещицы и картины полного разорения усадьбы.
Повествование в повести ведется от лица рассказчика, представленного в образе частого гостя дома старосветских помещиков, отличающегося сентиментальностью, красноречием и наблюдательностью, описывающего пасторальные портреты персонажей со светящейся нежностью и добротой.
Главой семейства Товстогубов писатель представляет Афанасия Ивановича, изображенного в образе высокого помещика, одевающегося в один и тот же бараний тулуп, отличающегося постоянной улыбкой на лице, обожающего собственную супругу, относясь к ней с нежностью и лаской, являющегося смешливым и любопытным человеком, интересующимся событиями окружающего мира, поскольку лично не покидает родового гнезда.
В лице его супруги представляется Пульхерия Ивановна, описываемая в образе кругленькой помещицы, имеющей доброе лицо, самостоятельно ведущей собственное хозяйство, являющейся искушенной домохозяйкой, знающей кулинарные хитрости, отличающейся мужественностью и силой духа, которые проявляются в момент предчувствия ею своей скорой кончины, когда она не отчаивается и заботится о будущем Афанасия Ивановича.
Главная тема произведения сочетается с описанием писателем настоящей любви пожилой семейной пары, которую они сохраняют на протяжении всей жизни, подтверждением чего является уход из жизни овдовевшего Афанасия Ивановича, не выдержавшего боли от смерти жены.
Смысловая нагрузка повести заключается в демонстрации читательской аудитории тихой гавани настоящих искренних чувств, объединяющих людей и делающих их добрее, счастливее и мягче.
Жизнь стариков в атмосфере спокойствия, добра, радушия, взаимной заботы противопоставляется писателем шумным петербургским толпам, торговцам и жалобщикам, который заполнили российскую столицу.
В финале повести автором подчеркивается настоящая человеческая ценность, которая, с его точки зрения, заключается в проявлении людьми сильной привязанности, искреннего чувства доброты, несмотря на бесполезную суету жизненного существования.
2 вариант
Литературная работа «Старосветские помещики» стала глумлением писателя над аристократами в совокупности, над всей той эпохой и всеми остальными традициями, которые были вокруг писателя. Писатель находит образ жизни аристократов как пресыщение главных нужд, прекращающихся физиологическими потребностями, и не более. Автор отважно отображает весь подтекст этого всего, а вернее нехватку его на жизненном пути аристократов. Гоголь грустит о здравом народе, который исчезает.
Литературный творец детально показывает 2-х солидного возраста аристократов – это Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. «Добрые старички» олицетворяют в самих себе совокупность кретинизма, чревоугодничества и до такой степени неимоверных кухонных пристрастий, которые перещеголяли всякие остальные потребности. Гоголь, как филантроп становится против подобного жизненного уклада, когда всё что совершает личность – это питается и дремлет каждый день. Тем более, автор касается не только народа, как следствие, но и по большому счету общественный порядок, все факторы, которые могут ввергнуть каждого в такой упадок. На самом деле личность проживает жизнь дармоеда и это поедает ее, изменяет, уродует. Писателю представляется неприемлемой не имеющая целей человеческая жизнь, с отсутствием устремлений и эмоций. Со скорбью он усмехается над собственными персонажами, которые позволили себе подобные ужасные изменения.
Надо сказать, что благодушие писателя к главным персонажам истории двусмысленное. Гоголь предстает как обличитель, он преподносит на всеобщее обозрение вульгарность, низменность и извращенность. Но в то же время плечом к плечу с этим угадывается его неравнодушие к этим лицам, соучастии в их трагедии. Не нужно считать, что Гоголь хочет оправдать аристократов либо причислить изъяны к достоинствам. А также не стоит забывать, что Гоголь являлся человеколюбивой личностью. Этим можно пояснить основной смысл сочинения – писатель глядит на личности касательно определенных находящихся рядом обстоятельствах. Писатель показывает, что оба помещика – это, в первую очередь народ, они не звери, они не полоумные с малых лет, правда так можно предположить. Сквозь завесу унылости и ничтожности заметны их неплохие стороны, которые характерны обычным, порядочным лицам. Аристократы достаточно открыты и великодушны.
Работа является не просто обличением помещиков, это рассуждения Гоголя о действительности и мотивах, вовлекающих народ к бездушию и пустоте жизни. В этом описывается поэтическая часть работы – народ с хорошими душами умирает под давлением временных оков и социальных норм.
Автор рекомендует читателю жалеть не о том, что за ничтожная действительность у его главных персонажей, а о том, почему такое произошло. Гоголь раздосадован тем, что видит на родине, в которой мощные народные массы очутились подавленными и угнетенными. Общество душит народ их же изъянами взамен того, чтобы данные изъяны изничтожать или хотя бы защищаться от них. Писатель сожалеет о личности и, добавив к собственному плачу нотки юмора, показывает свою личную гуманность.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Старосветские помещики
Популярные сегодня темы
Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.
В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов изображает типичных представителей своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века. Глубина и противоречивость характера главного героя наиболее отчетливо проявляется
У художника есть большое количество картин, на которые можно смотреть с замиранием сердца. Одна из таких его работ, это картина «Голубятник». Написана в 1873 году. На данный момент, она находится в Москве
Пожалуй, каждый из нас задумывался о том, что необходимо совершать победы над самим собой. Ведь это придает человеку уверенности, укрепляет его силу воли, характер, заставляет его проявлять себя даже в моменты
Александр Иванович любил животный мир, он часто включал в свои произведения моменты и случаи с животными, будь какая-то интересная выдумка или рассказ, основанный на реальных событиях.
«Старосветские помещики», анализ повести Гоголя
После успеха романтично-фантастичной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь издает сборник «Миргород», в котором большинство произведений вполне реалистичны. К их числу относится и небольшая повесть «Старосветские помещики». Она совершенно не похожа на яркие, захватывающие и полные эмоций сюжеты из предыдущей книги.
Что может быть особенного в описании жизни и смерти двух стариков из малороссийской глубинки? Пушкин назвал повесть «шутливой идиллией». Белинский посчитал, что автор высмеял в этом произведении пустое и бездуховное существование провинциального дворянства. Словом, по-разному восприняли современники Николая Васильевича его произведение.
Даже самые талантливые и тонко чувствующие братья по перу не всегда понимали, не могли разглядеть глубину творчества Гоголя, которая объясняется одним словом – гуманизм. Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше. Поэтому «Старосветские помещики» – не бытописание жизни милых провинциальных старичков, не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования.
Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой Гоголь подробно описывает дом четы Товстогубов и принятый в нем уклад, дает развернутые характеристики своим героям. Читатель узнает об однообразном течении жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. У них есть два развлечения – вкусно поесть и принять гостей. Писатель с любовью рисует картины природы своей малой родины: пышный сад, лес с вековыми дубами, пруд, широкие поля. Не менее обстоятельно рассказывает он о домашней обстановке Товстогубов, вплоть до перечисления картин. Все здесь создает атмосферу старинного уюта и покоя, который Гоголь противопоставляет стремительному течению столичной жизни. Автор признается, что в таких местах он отдыхает душой.
Идея произведения
Повесть Гоголя «Старосветские помещики» и ее герои вызывают неоднозначное отношение. Одни критики увидели в чете Товстогубов праздно живущих «небокоптителей». Они отмечали их ограниченность, сосредоточенность лишь на еде и «состоянии животного покоя» (И. А. Виноградов). Другие, например И. Ф. Анненский, М. Н. Бойко, восхищались душевной чистотой и теплотой Пульхерии Ивановны, взаимной любовью и преданностью. В любом случае герои с их естественностью, где-то даже детской непосредственностью вызывают у читателя восхищение и сочувствие.
Анализ произведения Гоголя Старосветские помещики
Повесть «Старосветский помещик» начинает сборник Н.В.Гоголя «Миргород». В отличие от привычных ярких, мистических сюжетов произведений автора повесть наполнена реальностью жизни.
Основная идея создания произведения- показ жизни людей-обывателей. Старые, добрые герои живут по установленным им правилам и ничего менять не собираются. Их основные потребности еда в неограниченном количестве, глупые рассуждения о кулинарии и беседы, наполненные глупостями. Гоголь хочет показать читателю, как животные потребности поглощают человеческий разум и автор призывает не подаваться пассивной старости.
Главные герои – семейная пара Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Более тридцати лет прожили супруги в мире и согласии. Детишек Бог им не дал, и жили они исключительно друг для друга. Автор не делает акцента на прошлую жизнь, перед читателем пожилые люди, которые понимают, что их дни жизни сочтены. До глубокой старости пара пронесла в сердце свою преданность и безграничную любовь.
Глава дома Товстогубов- высокий мужчина, одевается в одну и ту же одежду, состоящую из тулупа. Он постоянно радуется окружающей жизни, главным человеком в своей жизни считает любимую супругу. Афанасий Иванович никогда не покидал свой родной дом, а о жизни за его пределами знает лишь со слов других. Как и его супруга, он обожает принимать у себя гостей.
Пульхерия Ивановна – толстенькая помещица, изображает из себя домовитую хозяйку. Она как и муж, добрая и приветливая, все свое время она проводит в приготовлении пищи и делая несметные запасы, которые воруют все кому не лень.
Пропажа кота была растолкована хозяйкой как предвестник ее смерти. Женщина старается как можно лучше угодить супругу и беспокоится лишь о его благосостоянии после ее ухода. В этом и заключается великая сила любви.
После смерти супруги Афанасий Иванович не смог жить, он умирает и перед кончиной просит лишь об одном, чтобы его положили рядом с женой.
Возможно, повесть «Старосветский помещик» не самое значимое в творчестве писателя произведение, но отличает оно своим реализмом. Одно из самых чувствительных и горько смешных творений автора. Как ни в каком другом произведении, Гоголь описал в нем доброту человеческих отношений без какого-либо хамства и пошлости. В этом и заключается особенность повести Н.В.Гоголя «Старосветский помещик».
Анализ повести Старосветские помещики
Несколько интересных сочинений
Ипполит – молодой юноша, которому скоро предстоит оставить этот свет, он страдает от чахотки и полностью отгородился от мира. Молодой человек всего 17 лет размышляет как умудренный философ.
Настоящее искусство – отражение человеческой жизни, но каждый по своему дает определение этому понятию, я считаю так.
Лермонтов один из самых талантливых поэтов, наверно не возможно найти человека, который не читал его произведений. Бородино-одно из самых запоминающихся произведений этого великого поэта
В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности. Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь
Я считаю, что жить без людей, отрешенно – невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая
Прототипы главных героев
Исследователи гоголевского творчества считают местом действия событий из повести «Старосветские помещики» Васильевку, где находилось имение рода писателя. В этом месте будущий мистический писатель провел все свое детство и юность. Но и потом Николай Гоголь не забывал это место и часто приезжал в дом отца, чтобы навестить своих близких людей: сестер и родителей. Но не только место действия сюжета известно литераторам. Главные герои имеют прототипов. Гоголю была известна история помещиков Гоголь-Яновских, которые были для писателя дедушкой и бабушкой. Бабушка в девичестве носила фамилию Лизогуб.
Итак, прототипом Пульхерии Ивановны оказывается Татьяна Семеновна, бабушка писателя. Образ Афанасия Ивановича писатель срисовал со своего дедушки – Афанасия Демьяновича. Известна история женитьбы этих двух людей, а также и дальнейшая совместная жизнь, которая очень похожа на ту историю, которую поведал Николай Гоголь своим читателям. Поженились они, нарушив волю своих родителей. Случилось это так: Афанасий Демьянович в то время учился в Киеве в духовной академии. Влюбившись в Татьяну Семеновну, он тайно увозит свою любимую.
Литературоведы, изучающие жизнь предков писателя, считают, что жизнь их не была столь спокойной и умиротворенной, как у героев повести. И хотя между супругами были теплые отношения, как и у героев гоголевского произведения, дожить до старости вместе им не привелось.
Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»
Автор: Guru · Опубликовано 20.07.2017 · Обновлено 08.10.2017
Главная мысль
Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.
По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.
Главные герои
Тема любви
Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.
А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.
Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.
Особенности произведения
Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.
Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.
День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.
Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.
Общая характеристика сборника «Миргород»
1835 год – год величайшего творческого подъема Гоголя (рис. 1).
Рис. 1. Николай Васильевич Гоголь ()
В этом году написано столько, что непонятно, как Николай Васильевич успевал все это. Был буквально за полтора месяца написан «Ревизор», вышел сборник «Арабески» (рис. 2),
Рис. 2. Титульный лист сборника «Арабески» (1833)
где одновременно с критическими статьями, с эссе Гоголь начинает публиковать свои петербургские повести, а именно: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
Рис. 3. Титульный лист сборника «Миргород» (1835) ()
В этом же году появляется сборник «Миргород» (рис. 3), который состоит из четырех повестей: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». И сразу же возникает множество вопросов, которые возникли и у тогдашней критики. Критика устами Белинского (рис. 4) расхвалила этот новый этап в творчестве Гоголя.
Рис. 4. В.Г. Белинский
Белинский говорил о том, что Гоголь стал серьезнее, стал глубже проникать в тайны жизни. В то же время Белинский высказывал и ряд недоумений, особенно это касалось первой повести: «Возьмите его «Старосветских помещиков»: что в них? Две пародии на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают. Но отчего же это очарование? Вы […] принимаете участие в персонажах повести, смеетесь над ними, но без злости, и потом рыдаете с Палемоном о его Бавкиде, сострадаете его глубокой, неземной горести…» Создается впечатление, что от критики ускользала проблематика повестей Гоголя.
Можно поговорит и о названии. С одной стороны, понятно, что речь идет об одном из совершенно заурядных провинциальных малороссийских городков. Гоголь пишет, что главной достопримечательностью этого городка была огромная лужа посреди городской площади. Но с другой стороны, в этом названии звучат и другие слова: «Миргород», «мир», «город». Возможно, самое название намекает на некую более универсальную и масштабную проблематику. Но больше всего вопросов возникает по другому поводу: перед нами четыре повести, совершенно разные не только по сюжету, но и по жанру.
Первая повесть посвящена двум старичкам, горячо и искренне любящим друг друга: Пульхерии Ивановне и Афанасию Ивановичу, которые едят и пьют, а потом умирают.
Вторая повесть совершенно иного плана: мощные героические фигуры Тараса Бульбы и его сыновей, Остапа и Андрия, подвиги, страшные исторические события отдаленных эпох.
Третья повесть написана в жанре романтической фантастики: ведьмы, черти, потусторонние существа, храбрый казак Хома Брут, который не смог одолеть самого Вия и оказался жертвой демонической панночки.
И, наконец, четвертая повесть, написанная в духе жесткого реализма. Достаточно гадкие обыватели маленького жалкого городка с их маленькими страстями, с их грязной повседневной и унылой жизнью.
Что может объединять эти повести? И действительно ли они объединены неслучайно? Составляют ли они просто некое собрание повестей, или же здесь можно говорить о некоем единстве, идеологическом, художественном? Для этого последовательно рассмотрим каждое из этих произведений.
Гоголь Н.В. «Старосветские помещики», краткий анализ
Повесть «Старосветские помещики» была впервые опубликована в 1835 году. Она входит в сборник «Миргород». Этот сборник вышел в свет после сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Герои произведения
Главными героями повести являются:
Второстепенными героями повести являются:
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Сюжет произведения
Повесть «Старосветские помещики» состоит из двух частей. В первой части мы видим описание дома и быта помещиков, автор дает им характеристики, так же он рисует нам картины природы своей родины. Основные события повести развиваются во второй части произведения.
Главный герой повести Афанасий Иванович Товстогубов добродушный человек, он живет вместе со своей женой Пульхерией Ивановной в небольшой деревеньке. Они ведут тихий и спокойный образ жизни. В их тихом доме гостю, который случайно к ним заехал, кажется, что всех тех невзгод, которые есть в мире, и вовсе не существует. Их дом небольшой и уютный является отражением их самих: дом окружен зеленым садом, комнаты маленькие, в них много всевозможных вещиц, двери поскрипывают, в кладовых томятся различные запасы. Непорядочные приказчик и лакей обкрадывают стареньких помещиков, однако земля родит достаточно, что чета Товстогубовых не замечает пропаж.
У Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны нет детей, поэтому всю любовь, нежность и заботу они дарят друг ругу. Они всегда обращаются друг к другу на «вы». Они уже заранее знают желания друг ругу и предупреждают каждое слово. Товстогубовы очень гостеприимны и хлебосольны. Гостей они всегда принимают радушно, угощают своими припасами. Сами хозяева тоже любят вкусно поесть. Пульхерия Ивановна в заботе о муже предлагает ему то одно то другое кушанье.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
«Старосветские помещики». Анализ
В «Старосветских помещиках» Гоголь высмеял ничтожную животную жизнь обитателей помещичьих гнезд, сводившуюся только к физиологическим отправлениям. Гоголь разоблачает нелепую бессмысленность такой жизни, «где ни одно желание не перелетает за частокол двора». Тоской по подлинной, здоровой общественной жизни людей проникнута вся повесть.
В повести Гоголь до конца отрицает бессмысленную жизнь людей. И теплота, которой, кажется, овеяно повествование о жизни «добрых старичков» — горькая насмешка над ними, которую не заметить нельзя. Анализируя повесть «Старосветские помещики», стоит указать на двойственное отношение Гоголя к своим героям: с одной стороны, беспощадное разоблачение их пошлости и уродливости, с другой стороны, чувствуется участие к ним. В этом, однако, нет противоречия, которое обнаруживали в повести Гоголя некоторые критики, объясняя его стремлением писателя опоэтизировать никчемную жизнь представителей своего класса. Смысл двойственного отношения Гоголя к своим героям кроется в его гуманизме, во взглядах на человека, на его положение в конкретных социально-исторических условиях. И в этом заключена основная идея повести.
Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — люди как люди, а не скоты и полуидиоты от рождения, какими они кажутся на первый взгляд. Даже сквозь беспросветную атмосферу пошлости, мелочности и скуки их существования можно обнаружить в них хорошие человеческие качества — гостеприимство, бескорыстие, сердечность, преданную любовь. Поэтому «Старосветские помещики» представляются нам не только произведением, резко обличающим паразитизм «небокоптителей», «прорех на человечестве», они являются вместе с тем и глубоким раздумьем писателя над вопросами современной жизни, над причинами этой страшной пустоты человеческого существования.
Именно с этим раздумьем связан лиризм повести. Гоголь с поразительной силой таланта показал, как опошляются, гибнут люди в условиях уродливой жизни современного общества. По словам Белинского, Гоголь «в пошлой и нелепой жизни нашел человеческое чувство». Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — это золотые люди по своим душевным свойствам. И писателю глубоко симпатичны лучшие качества его героев. Эти добрые люди,- читаем мы в повести, — можно сказать, жили для гостей. Все, что у них ни было лучшего, все это выносилось. Они наперерыв старались угостить вас всем, что только производило их хозяйство. Но более всего приятно мне было то, что во всей их услужливости не было никакой приторности. «Старосветские помещики» — не только яркое обличительное, сатирическое произведение, но и лирическая повесть о любви.
Вот почему еще Пушкин тонко подметил, что повесть заставляет «смеяться сквозь слезы грусти и умиления». Н.В.Станкевич в письме к одному из своих друзей писал: «Прочел одну повесть из Гоголева «Миргорода» — это прелесть! (Старомодные помещики», так, кажется, она названа). Прочти! Как здесь схвачено прекрасное чувство человеческое в пустой, ничтожной жизни». Именно благородное чувство преданной любви, которое пробилось через всепоглощающую пошлость обывательской жизни, заставило Станкевича так высоко оценить эту повесть, назвать ее «прелестью». Такое же впечатление оказала повесть и на Белинского, который, прочитав ее, воскликнул: «О бедное человечество! жалкая жизнь! И однако ж вам все-таки жаль Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны! Вы плачете о них, о них, которые только пили и ели и потом умерли!… ». Не «жалкую жизнь» заставляет пожалеть Гоголь, а человека в его трагическом положении: лучшие человеческие качества оказались зарыты спудом скудного низменного существования. С негодованием и скорбью изображает Гоголь современную ему Россию, в которой скрыта, задавлена могучая сила «бойкого народа», изображает никчемность человеческих характеров, ложь общественных отношений. Величайшая грусть о человеке, «незримые слезы» и разящий смех сатиры — вот чем характеризуется гоголевский гуманизм.