Чему учит рассказ в людях горький
Горький «В людях» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Одним из произведений автора является повесть «В людях», написанная в 1916 году.
Краткое содержание
Главные герои
1) Алексей – мальчик, которому в конце повести 15 лет, добрый, тянущийся к знаниям, переживший много трудностей, старается зарабатывать себе на жизнь.
Читайте по теме:
Главная мысль
Можно пережить множество тягот и лишений, но сохранить доброту, человечность и тягу к знаниям.
Чему учит?
Повесть учит быть добрым и отзывчивым, трудиться, любить знания, быть терпеливым и старательным, принимать людей какими они есть.
Пословицы
1) Терпенье и труд – все перетрут.
2) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
3) Ум без книги, как птица без крыльев.
Отзыв
«В людях» очень интересная и немного печальная повесть. Удивительно было узнать, что эта повесть является автобиографией писателя. Она рассказывает о его детстве, о том сколько трудностей пришлось пережить мальчику, как тяжело пришлось зарабатывать на жизнь, как узнавал о том, какими разными бывают люди, как развивалась его любовь к чтению и получению знаний.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса, 7 класса, 8 класса.
М. Горький «В людях»: какое краткое содержание, кто герои, чему учит?
Вторую книгу автобиографической трилогии повесть «В людях» Максим Горький написал в 1914 году. Главным героем этой замечательной повести является подросток Алёша, который вместо того чтобы учиться, вынужден жить у чужих людей и зарабатывать себе на жизнь нелёгким трудом. Алексей работал у разных людей и поэтому он так и назвал свою повесть «В людях». В самом начале повести происходит знакомство с Алёшей, который работает в обувном магазине. В этом магазине он выполнял разную тяжёлую работу. Однажды он сильно обжёгся и попал в больницу. Из больницы его забрала бабушка, но недовольный дед снова заставил Алёшу идти в город и там искать работу. В городе он скитался на пристани и вскоре получил работу на корабле, где должен мыть посуду. На корабле подросток Алёша познал подлость и жестокость некоторых людей. Да и работа не приносила удовлетворения. Поэтому он с корабля уходит. Где только не приходилось работать Алексею и везде он видел порочных людей. Только бабушка и была его светом в окошке. В свои 15 лет Алексей чувствовал себя человеком, прожившим целую жизнь. Где бы ни работал Алексей, он всегда умудрялся найти время почитать книгу.
Произведение Максима Горького «В людях» учит тому, что несмотря на всю окружающую действительность и жизненные трудности, нужно оставаться добрым и душевным человеком. А также не потерять веру в то, что хорошие и порядочные люди есть и их гораздо больше, чем порочных и непорядочных.
Слово «книга» имеет корень «-книг-» с чередующейся согласной Г/Ж, т.е. получим корень «-книж-«. Окончание «-а», основа слова «книг-«.
Однокоренные слова: книги, книголюб, книгопечатание, книгоиздательство, книжка, книжонка, чернокнижник, книгохранилище, книговед, книговедение, книжный, книгообмен, (много) книг, книжечка.
Однако формально первой женщиной-Героем Советского Союза считается В.Гризодубова. Она была командиром экипажа. Она же была награждена первой.
«В людях» — краткое содержание и пересказ по главам повести М. Горького
Краткие сведения о произведении
Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова, который с 11 до 15 лет вынужден был жить у чужих людей, работая на них. Такой образ жизни раньше называли фразой «в людях». Второй смысл её в данной повести, возможно, и в том, что автор описывает множество людей, с которыми пришлось встретиться мальчику во время его отрочества.
Главный герой повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дед отправил одиннадцатилетнего внука, оставшегося без родителей, работать и жить у чужих людей. Алёша терпит издевательства, побои. Его жизнь скучна и грязна. Мальчик наблюдает за простыми людьми и видит, что их жизнь тоже безрадостна. Чтобы отвлечься от неприятностей и тягостного впечатления от такого существования, Алёша начал читать книги. Со временем мальчик почувствовал тягу к знаниям и решил отправиться учиться.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Глава I
Алёшу Пешкова, одиннадцатилетнего подростка, дед Василий устроил на службу «мальчиком» в магазин «Модной обуви». В его обязанности входило открывать дверь перед посетителями. Хозяин часто напоминает ему, чтобы он стоял у двери, как статуя, не почёсывая руки, не гримасничая.
В этом же магазине работают приказчик и его помощник, Саша, двоюродный брат Алёши. Он старше и по годам, и по должности. При случае всегда готов унизить младшего брата и помыкать им.
Рабочий день у Алёши начинался очень рано. Пока магазин закрыт, кухарка заставляла его чистить одежду и обувь не только хозяев, но и приказчика, и Саши, приносить дрова, ставить самовар. Такая жизнь была очень тяжела, и Алёша решил сбежать, но побег не удался из-за того что он ошпарил на кухне руки и попал в больницу. Бабушка Акулина забрала его оттуда домой в слободу Кунавино.
Глава II
Дед Василий встретил Алёшу неласково. Оказалось, что он разорился. Акулина Ивановна тайком раздаёт милостыню, чтобы задобрить господа.
От своего товарища Костромы Алёша узнал, что кто-то из друзей тяжело болен, кто-то умер. Кострома рассказал, что у них появились новые соседи, у которых старшая дочь Людмила — хромая, но очень красивая девочка. Алёша познакомился с ней, и они подружились. Алёшина бабушка была этому рада.
Кострома рассказал, что умерший местный охотник вечером «встаёт из гроба и ходит по кладбищу». У мальчишек возникает спор, кто сможет пролежать на могиле недавно умершего старика. Соглашается на это только Алёша. Бабушка посоветовала ему всю ночь читать молитвы, Алёша так и сделал, и ему даже удалось уснуть. На следующий день он становится героем среди мальчишек.
Глава III
Болезненный Алёшин младший брат, Коля, умирает, и бабушка даже радуется за него — не проведёт всю жизнь в мучениях.
С дедом и бабушкой Алёша идёт в лес за дровами и лекарственными травами. Акулина Ивановна, собирая травы, рассказывает внуку о них.
Поздней осенью дед сообщил Алёше, что отвезёт его в Нижний Новгород к Матрёне, бабушкиной сестре, чтобы он выучился на чертёжника у её старшего сына.
Глава IV
В городе, в доме Матрёны, мальчику не по себе — там часты ссоры, ругань, собирание сплетен. Матрёна «очень сердита и криклива». Её старший сын, Василий, напротив, добрый человек, а младший, Виктор, был с Алёшей жесток.
У Алёши очень много обязанностей: чистка медной посуды и самовара, мытьё полов, доставка с базара овощей, выполнение разных поручений.
Наконец, хозяин начал обучать мальчика черчению, но Матрёна постоянно мешала этому. Она была недовольна, что сын учит чужого мальчишку, а не брата. Уроки прекратились. Виктор Алёшу часто бил, издевался над ним.
Глава V
Алёша стал работать под начальством повара по прозвищу Смурый, который отнёсся к мальчику доброжелательно. Узнав, что он грамотный, Смурый часто просил почитать вслух и постоянно говорил, что «правильные книги» помогают поумнеть. Он жалел, что не может отправить Алёшу учиться.
Глава VI
Второй посудник покинул пароход, на его место взяли «вятского солдатика». С первым же заданием он не смог справиться — курицы, которых должен был зарезать, разбежались по палубе. Пассажиры издевались над ним, а Алёше была непонятна такая жестокость.
Он хочет сбежать с парохода, останавливают только мысли о Смуром. Неожиданно Алёшу прогнали с парохода за то, что официант воровал у него посуду, чтобы продать пассажирам. При расчёте мальчик получает «около восьми рублей — первые крупные деньги» в его жизни, а Смурый дарит ему на память бисерный кисет.
Глава VII
Алёша вернулся к деду и бабушке, которые переехали в Нижний Новгород. Он стал ловить птиц, а бабушка их продавала на базаре. Таким способом они добывали деньги на еду до поздней осени.
Глава VIII
В начале зимы дед снова отправил Алёшу к Матрёне. Там по-прежнему постоянно ссорятся, злословят, сплетничают. Жизнь скучна, тосклива. Чтобы отвлечься от этого Алёша с усердием принимается за домашнюю работу.
Он часто ходит к ручью полоскать бельё. Там со всей округи собиралось много прачек. Мальчику «с ними было весело, интересно», так как прачки рассказывали друг другу городские новости. Алёше нравилась прачка Наталья, её уважали и другие прачки за то, что она была аккуратная, работящая и за то, что отправила дочку учиться в гимназию.
Алёша познакомился с двумя денщиками и от них узнал о жене закройщика, над которой офицеры зло подшутили. Они начали писать ей любовные письма и потешались над её ответами. Мальчику стало обидно за молодую женщину, и он рассказал ей правду. Закройщица, очень любившая читать, дала Алёше роман. Читал он по ночам, прятал от хозяев, которые считали, что от книг один вред.
Глава IX
Вслух же Алёша читал по вечерам газету, которую выписал хозяин. В ней печатались низкопробные романы. На длинный зимний вечер такой газеты не хватало, и Алёша предложил читать подписки «Живописного обозрения» и «Огонька», которые хозяева не читали, а выписывали их только из-за приложенных репродукций картин. Из них мальчик узнавал много нового, а непонятные слова ему объяснял аптечный провизор.
Во время Великого поста зазвонили соборные колокола, оказалось — убили царя.
Однажды ребёнок хозяина выпустил всю воду из кипящего самовара, и он развалился. Разгневанная Матрёна побила Алёшу за недогляд пучком лучины из сосны, под кожей от этого осталось множество заноз. Спина распухла, и мальчика отвезли к доктору. Тот хотел составить об истязании протокол, но Алёша жаловаться не стал. За это ему разрешили брать у закройщицы книги.
Читая авантюрные французские романы, мальчик начал замечать, что в них всегда зло побеждается добродетелью. Скоро ему надоели сюжеты, совершенно не сходные с жизнью. Вскоре закройщица уехала.
Глава X
Ещё до её отъезда в доме поселилась молодая красивая дама с матерью-старушкой и пятилетней дочкой. Алёша стал называть её про себя королевой Марго. Он подружился с её дочкой, часто играл с ней, читал сказки. За это королева Марго хотела отблагодарить мальчика деньгами, но он отказался и попросил только, чтобы можно было брать у неё книги. «Жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом», — сказал ей Алёша. В книгах королевы Марго он впервые стал читать русскую поэзию. Королева Марго часто говорила, что мальчику нужно учиться.
Однажды у Алёши «страшно вспухли веки, и совсем закрылись глаза». Хозяева испугались, что он ослепнет, и показали мальчика доктору. Тот прорезал ему веки изнутри, и несколько дней Алёше пришлось лежать с повязкой на глазах «в мучительной чёрной скуке».
На Троицу один денщик, Ермохин, разбил другому денщику, Сидорову, голову поленом. Алёша ухаживал за раненым, а на следующий день в сарае он нашёл пустой кошелёк Сидорова, и тот обвинил его в краже денег. Хозяйка, увидев, что Алёша разговаривает с прачкой Натальей, решила, что он украл деньги, чтобы отдать ей за близость. Когда мальчик грубо ответил ей, хозяйка его избила. О краже стали говорить уже соседи, но Наталья рассказала, что деньги ей предлагал Ермохин, который украл их у Сидорова.
Глава XI
На четвёртые сутки, оправившись от побоев, мальчик ушёл из дома и устроился «посудником» на пароходе «Пермь», оклад был 7 рублей в месяц. Прослужил он там всё лето. Самым интересным человеком на этом пароходе был кочегар Яков Шумов, большой обжора, картёжник и рассказчик баек.
От скуки Яков стал учить Алёшу играть в карты, тот проиграл 5 рублей, поддёвку и новые сапоги. Яков возвратил ему эти вещи, взяв «за науку» только рубль.
Мальчик, слушая рассказы Якова, замечает, что они какие-то бездушные, ему не нравилось в Якове равнодушие к людям.
Глава XII
Поздней осенью Алёша поступил «учеником в мастерскую иконописи». Хозяйка, вечно «пьяненькая старушка», распорядилась, что учиться он будет вечером, а днём — служить «мальчиком» в лавке, где продавали иконы. В обязанности «мальчика» входило заманивание покупателей в лавку. Часто приносили на продажу старинные книги, иконы. Эти ценные вещи приказчик и начётчик покупали очень дёшево, обманывая стариков и старух.
Глава XIII
Вечерами Алёша сидел в подвале, где помещалась иконописная мастерская. Там работало около двадцати человек, работа была неинтересная, так как иконы писали по конвейеру: фон делал один мастер, лица писал другой и т. д.
Управлял мастерской Иван Ларинович, он с мастерами обращался хорошо, давал им дельные советы.
Глава XIV
В начале своей службы в мастерской Алёша растирал краски, присматривался к мастерству. Вскоре ему стало понятно, что мастера не любят свою работу и страдают от страшной скуки.
Мальчик стал рассказывать мастеровым о том, как служил на пароходе, о книгах, читал вслух. Он подружился с Пашкой Одинцовым, с которым стал разыгрывать сценки, а иногда даже спектакли. Это спасало иконописцев от тоски и скуки.
Глава XV
В тот день, когда Алёше исполнилось 13 лет, мастеровые подарили ему «маленький, красиво написанный образ Алексия — божия человека». Но радость мальчика омрачается стычкой с приказчиком, который невзлюбил его. Этот человек постоянно придирался к Алёше, и тот уже собрался бежать в Персию, но однажды встретил своего бывшего хозяина, Василия, бабушкиного племянника. Тот сказал, что получил много подрядов, предложил мальчику стать его помощником и пообещал, что дома помогать по хозяйству он уже не будет.
Алёша согласился на это, ведь вернуться к бабушке он не мог — она помогала безработному внуку и внучке, сбежавшей от жестокого мужа, ухаживала за дедом, впавшим в старческое слабоумие.
Глава XVI
Каждый год после половодья торговые ряды, стоящие в низине, приходилось отстраивать заново.
Алёша возит хозяина на лодке, он доволен своей новой работой, так как вечером свободен и может много читать. В квартире, из которой уехала королева Марго, поселилась большая семья, гимназисты дают мальчику читать книги.
Новые товарищи старше Алёши, который завидует, что они учатся. «Не желая ни в чём отставать от них», мальчик влюбился в барышню Птицыну и предложил ей прокатиться на доске по пруду. Доска перевернулась, барышня оказалась в тине и потеряла всю свою привлекательность.
У хозяина было очень много чертёжной работы, и он пригласил в помощника отчима Алёши. Тот был аристократом, называл пасынка по имени и отчеству. Отчим был болен чахоткой, домашние относились к нему враждебно. Он считал, что мальчику необходимо учиться. Вскоре у отчима болезнь обострилась, и он умер в больнице на глазах у Алёши.
Глава XVII
В шесть часов каждое утро Алёша шёл на Ярмарку. Он стал служить десятником и следил, чтобы строители выполняли свои обязанности и не воровали.
Глава плотницкой артели Осип, видя, что мальчику неловко было следить за рабочими, рассказывал ему, кто из бригады честен, а кто вороват.
Платили Алёше очень мало, часто он был голоден. Работники подкармливали его, а Алёша читал им книги.
Глава XVIII
Мальчику всё больше нравился Осип, которого рабочие хоть и уважали, но предупредили Алёшу, чтобы он не очень доверял хитрому старику. Впоследствии мальчик узнал, что Осип передавал его слова хозяину.
Некоторые рабочие были честными людьми, но почти всех сломала безрадостная жизнь, полная разврата и пьянства. Особенно поразила мальчика судьба Ардальона. Этот каменщик был лучшим работником в артели, он собирался в Сибирь стоить церковь, но, неожиданно загуляв, все деньги потратил на непотребных девок. Оставшись без средств, он стал жить на Миллионной улице, где ютились нищие.
Алёша навещал каменщика, ставшего босяком. Когда Осип сообщил хозяину, что мальчик ходит на Миллионную улицу, Алёша стал тайком ходить туда, и однажды ему встретилась там прачка Наталья. Из-за того, что её единственная дочь, окончив гимназию, стала стесняться, что мать у неё прачка, и бросила её, Наталья стала пить. После того, как Алёша увидел, что Ардальон избил Наталью, потому что она «гулящая», мальчик перестал ходить к нему.
Глава XIX
В зимнюю пору работы на Ярмарке почти нет, и Алёша выполнял мелкие обязанности по хозяйству, а вечером читал вслух хозяевам. Он увлёкся поэзией и пытался сам писать стихи.
Мальчик видит, что хозяин стал очень задумчив, печален. Однажды Алёша позвал его в трактир послушать пение (трактирщик очень любил слушать хороших певцов из народа).
Хозяин под впечатлением пения поделился с мальчиком своим несчастьем. Оказалось, что он любит прекрасную женщину, но она отправилась на каторгу вслед за мужем, осуждённым за изготовление фальшивых денег. Чтобы заработать деньги на дорогу в Сибирь, эта женщина продавала себя.
Глава XX
Три года Алёша работал десятником и видел, как к зиме рабочие ломают лавки, а весной строят их снова. Это кажется мальчику глупостью. Ему надоело воровство рабочих, обман.
Пятнадцатилетний Алёша считал, что в жизни много глупого, он устал от этого и «чувствовал себя пожилым человеком». Понимая, что это житейское болото затягивает, Алёша решил уехать осенью в Казань, надеясь, что там удастся пристроиться учиться.
Заключение к краткому пересказу
Повесть М. Горького «В людях» во многом автобиографична. В ней раскрывается конфликт человека и эпохи. Идея этого произведения — при всех невзгодах и несчастьях необходимо сохранять чистоту души, человечность по отношению к другим.
Краткое содержание может пригодиться для заполнения читательского дневника, а пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.
Краткое содержание рассказа Горького «В людях»
Среди череды бесчисленных глав и событий порой бывает трудно выделить то единственное, ради чего было написано произведение. Не все до конца понимают, что диалоги, персонажи и события, пусть и являясь ключевыми факторами в повествовании, сами по себе не могут быть ответом на вопрос: «О чем было это произведение?».
Особенно это актуально в творениях известного российского писателя Максима Горькова, не даром его рассказы и повести изучаются исключительно в старших классах. Повесть «В людях» не является исключением из этого списка.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Разбор этого произведения вызывает у многих людей сложности, и порой им становится весьма затруднительно объяснить: «А о чем, собственно, был этот рассказ?».
Само произведение «В людях» на протяжении всех глав рассказывает о судьбе рано осиротевшего ребенка, что вынужден был все свое детство работать «в людях» вдали от дома и семьи. Ему то и дело приходилось выполнять самую грязную и трудную работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.
Много грязи и несправедливости мира видел он на своем пути, и только книги, что читал он в редкие минуты досуга, способны были спасти его от мрачности происходящего вокруг и раз от раза давать силы просыпаться каждым новым утром.
Конец этой повести открыт, но дает надежду на лучшее будущее: после долгих скитаний Алеша решает выбраться из окружающего его «болота» и принимает судьбоносное решение поступать в институт в большом городе.
Вторая тема плавно вытекает из первой: тема раннего взросления детей и их морального воспитания. Максим Горький неоднократно подчеркивал, что в свои 13-15 лет главный герой чувствовал себя едва ли не дряблым стариком, уставшим от жизни. В тех условиях жизни, в которых оказывались бедные дети, они не имели никакого шанса оставаться детьми.
Они взрослели слишком быстро, становились умны и печальны не по годам. Но Автор сохраняет и некий оптимизм. На примере главного героя он показывает, что такие тяжелые условия жизни для сильных людей становятся не только не губительными, но и спасают их. Ведь трудности только закалили душу и характер Алеши, сделали его по-настоящему сильным и добрым человеком, способным преодолеть любые тяготы жизни.
Третьей темой является тема роли книги в жизни ребенка. Подумайте, что все эти годы держало Алешу на плаву? Не давало сдаться, заставляло идти вперед, делало его действительно мудрым в своих мыслях и решениях и помогло в итоге не слиться с увядающей толпой? Помогло выбраться из порочного круга? Да, это были книги. Книги, в которых герои были храбры и умны, были правильным примером для Алеши. Книги, которые учили его думать, дали возможность поступить в институт. Они сыграли действительно огромную роль в жизни Алеши.
Так о чем же повесть М. Горького «В людях»? Оно об обнищании и уродстве общества, что в скуке и необразованности потеряло человеческий вид. Оно о раннем взрослении детей, что сталкиваются с недетскими трудностями и о моральном воспитании таких детей. В конце концов, оно о неоценимом вкладе книг в жизнь и совершенствование не только ребенка, но каждого отдельного человека.
«В людях», анализ повести Максима Горького
Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было называть на Руси отроком. Таким образом, период отрочества начинался уже с десяти-одиннадцати лет. Однако Максим Горький назвал свою повесть, посвященную жизнеописанию подростка Алеши Пешкова, к одиннадцати годам оставшегося круглым сиротой, совсем иначе – «В людях». Такое название говорит о многом: быть «в людях» означало жить у совершенно чужих людей, зарабатывая себе на жизнь подчас очень тяжелым трудом.
Действительно, после того как скончалась мать Алеши Пешкова, а еще раньше умер от холеры его отец, родной дед подростка, Василий Васильевич Каширин, заявил, что не собирается кормить внука и отправил его в магазин обуви «мальчиком». В обязанности Алеши входило встречать покупателей, но больше ему приходилось трудиться дома: он подметал пол, мыл посуду, ставил самовар. Ему приходилось вставать рано утром вместе с кухаркой, а ложиться спать очень поздно. Тоска охватывала мальчика, когда он ложился вечером в постель. Ситуацию усугублял двоюродный брат Саша, чувствовавший свое превосходство в возрасте. Он помыкал Алешей, грозил колдовством – в итоге мальчик готов был бежать куда глаза глядят, но из-за несчастного случая (опрокинул на руки горячий суп) оказался в больнице, а потом и у бабушки.
Однако возврата к прежней жизни не получилось: многие из старых приятелей умерли или уехали из города, из ребяческих игр Алеша уже вырос, поэтому спасла его любовь к чтению. Бабушка приобщила его к фольклору, раскрыла красоту родного языка. Благодаря ей он полюбил природу и с удовольствием ходил в лес, наблюдая, как бабушка разговаривает с травами и всем живым вокруг.
С наступлением холодов Алексею вновь приходилось отправляться «в люди», ведь он уже не мог зарабатывать на жизнь ловлей птиц, как летом. Но где бы он ни оказывался – в магазине обуви, в чертежной мастерской – его ждала только тяжелая, «черная» работа, а возможности учиться не предоставлялось.
Много жизненного опыта получил подросток, случайно оказавшись работником на пароходе. Он стал свидетелем человеческой подлости и слабости, видел пьянство и разврат и мучился от сознания того, что в жизни люди совсем не такие, как описаны в книгах. Нет героев, а есть только трусы и подлецы.
Но находились все же те, кто оставлял след в душе мальчика. Когда-то Хорошее Дело впервые подтолкнул его к книге, позже Алеша брал книги у образованных женщин, одна из которых больше всего потрясла воображение героя. Это была красивая и гордая женщина, окруженная вниманием мужчин, но явно страдающая от внутреннего одиночества. Алеша называл ее Королевой Марго. Именно она привила ему вкус к хорошему чтению, дала возможность прочесть русскую классику, полюбить поэзию Пушкина, Тютчева, Одоевского: она считала, что нужно читать русские книги, чтобы знать русскую жизнь. Первую настоящую влюбленность испытал Алеша именно к Королеве Марго.
Однако ему пришлось продолжать свой тяжелый путь «в людях». Судьба занесла его даже в иконописную мастерскую, где он столкнулся с несправедливостью: видел, как обирают стариков, за бесценок покупая старинные книги и иконы. По вечерам Алеша читал вслух мастерам, собравшимся отдохнуть после работы. Только вот доставать книги было нелегким делом – иногда приходилось выпрашивать их как милостыню. При этом не раз слышал подросток от людей выражение «запрещенные книги», значения которого уяснить пока не мог.
Слоняясь по городу, повзрослевший Алексей видел много мерзости в человеческой жизни, понимая, что еще несколько лет, и он сам станет таким, если не вырвется из этого провинциального «болота». К счастью для него, живущий недалеко гимназист Николай Евреинов уговорил Алешу отправиться в Казань, чтобы готовиться к поступлению в университет. Так заканчивается эта важная для каждого человека эпоха взросления.
Рисуя страшный быт, «свинцовые мерзости» жизни городских низов, Горький показывает, как преодолевалась в сознании подростка распространенная в то время проповедь терпения, как закалялась у него и его сверстников воля и крепло желание противостоять злу и насилию. Писатель с психологической точностью воспроизводит стремление мальчика, а затем юноши к «красивой, бодрой, честной» жизни.
Конечно, автобиографизм повести очевиден: Горький писал о своей судьбе. Но он искренне считал свою биографию типичной для представителей народных низов. Однако писатель доверяет своему герою контакт с эпохой, хотя на плечи героя ложится груз исторической ответственности за все, что читатель видит в его судьбе. Так Максим Горький одним из первых показал конфликт человека и эпохи. В произведениях, написанных в советское время, но оставшихся за рамками официальной литературы, такой конфликт станет основным, как в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» или в повести А. Платонова «Усомнившийся Макар».