Чему учит рассказ весенние перевертыши
Обсуждение повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши» Нам жизнь дана, чтобы любить
Обсуждение повести В.Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши» Нам жизнь дана, чтобы любить
Обсуждение повести В. Тендрякова «Весенние перевертыши» может быть проведено в 7-8 классе. Нравственные вопросы, поднятые в повести, близки и понятны подросткам, поэтом обсуждение произведения позволит учащимся высказать свое мнение, оценить собственное поведение в схожих ситуациях.
– образовательная: познакомить учащихся с творчеством В.Ф. Тендрякова и его повестью «Весенние перевертыши»; пробудить интерес к творчеству писателя, определить идейно-художественное содержание повести;
– развивающая: развивать интерес учащихся к книге и чтению; способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса.
– воспитательная: проследить отражение в произведении таких нравственных категорий, как человеческое достоинство, дружба, взаимовыручка, доброта, милосердие, первая любовь; воспитывать вдумчивого читателя.
Добрый день, дорогие наши читатели!
Мы очень рады новой встрече с вами в нашей библиотеке.
И сегодняшнюю встречу мы посвятим творчеству замечательного русского писателя, нашего земляка Владимира Федоровича Тендрякова. Родился будущий писатель в деревне Макаровская Верховажского района 5 декабря 1923 года. Да, мы гордимся, что родиной такого известного писателя является наш Верховажский край. Здесь он родился, сюда, на свою малую родину, он приезжал уже в зрелые годы.
Среднюю школу Владимир закончил в селе Подосиновец Кировской области. Это произошло накануне войны. Юноша добровольцем уходит на фронт, стал радистом стрелкового полка, ему довелось быть участником переломной Сталинградской битвы. В 1943 году был тяжело ранен под Харьковом, демобилизован. После демобилизации вернулся в Подосиновец, работал учителем в школе, затем секретарем райкома комсомола. В 1945 году Тендряков, мечтавший стать художником, поступил на художественный факультет ВГИКА, но, отучившись год, он перешел в литературный институт имени М. Горького.
Особое место в творчестве Тендрякова занимают произведения, посвященные школе, проблемам образования и воспитания, становление человека как личности, проблемы нравственности. Такие повести, как «Ночь после выпуска» и «60 свечей».
Ряд произведений о войне: «Дела моего взвода», «Костер на снегу»,
«Вилли», «День, вытеснивший жизнь», «День седьмой» и другие.
Творчество писателя изучают школьники и студенты России, его книги изданы на 20 языках народов мира.
Повесть о детстве Тендряков задумал написать еще в начале 60-х годов. Не раз в своих рассказах он возвращался к жизни в селе Подосиновец, как жадно отыскивал в журнале «Огонек» репродукции художников, вырезал их и прятал в папки, как ходил в библиотеку, чтобы отыскать и прочесть книги о Вселенной, как увлекался рыбной ловлей, зимним подледным ловом, игрой в шахматы, как бился с теми, кто, по его детским представлениям, нес в мир жестокость, мешал жить. Приходил домой избитый, в разорванной одежде, достать которую в те годы было почти невозможно. Все эти воспоминания в той или иной форме легли в основу повести «Весенние перевертыши». Повесть увидела свет в 1973 году, т. е. написана 40 лет назад.
Главный герой повести тринадцатилетний Дюшка Тягунов. Он – «как все», средний, обыкновенный: «… учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек – где уж! – однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен (фильм 1)
Однако Дюшка живет захватывающей и напряженной внутренней жизнью.
Почти каждое мгновение он делает какое-то открытие.
«Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на … Римку Братеневу!»
Она же из грязной земли выползла…»
В повести прослеживается лишь одна весна в жизни тринадцатилетнего школьника.
Скажите, какие чувства вы испытывали, когда начали читать эту повесть?
Может быть, вам она показалась скучной, неинтересной, может быть, у вас пропало желание читать ее дальше? Какой эпизод больше всего понравился, что захотелось дочитать повесть до конца? (ответы детей)
1 вопрос: Как вы считаете, почему «ясный устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши»? (фильм 2)
В. Тендряков изображает тринадцатилетнего героя в момент, когда в подростке пробуждается юноша, и его начинают волновать «взрослые» вопросы. Внезапно вспыхнувшая любовь к Римке Братеневой, бурлящая вокруг весна пробудили в Дюшке неведомые ему силы, обожгли сердце, обострили разум, и мир начал играть с ним в перевертыши. Это та кризисная ситуация, когда нравственные категории вдруг обнажают свою суть и человеку надо определить свое отношение к ним. Жизнь играет с мальчиком в перевертыши, в стремительном ритме показывает ему разнообразие своих ликов и превращений, ошеломляя его, требуя участия и понимания. Волшебное воплощение в Римке Братеневой Н.Н. Гончаровой и ощущение, что «время крадется», – это, конечно, самые фантастические перевертыши, но есть и такие открытия, которые озадачивают мальчика, заставляя познавать богатство окружающего мира и его противоречивость.
2 вопрос: Какое место в жизни Дюшки заняла Римка? (фильм 3)
«. вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на. Римку Братеневу.
Голос Римки за окном. Дюшка метнулся к дверям, сорвал с вешалки пальто.
Надо проверить: в самом ли деле Римка – красавица?
А на улице. что-то случилось. Небо не просто синее, оно тянет, оно засасывает, кажется, вот-вот приподымешься на цыпочки, да так и останешься на всю жизнь.
И никак нельзя отвести глаз от ее легко и бесстрашно летающих рук. За эти двадцать минут она не могла измениться. Значит – он сам. »
3 вопрос: Каков главный конфликт повести? Как он решается автором?
В центре внимания автора конфликт между добром и злом. Если до сих пор Тягунов знал Саньку, не любил и только сторонился его, то сейчас почувствовал, что – он враг непримиримый, что этот человек «из другого мира. Санька наслаждается мучением животных, страхом ребят перед ним. Он растлевает души слабых, трусливых – таких, как ребята из его компании – Колька Лысков и Петька Горюнов. Санька делает из ребят подонков, предателей, безжалостных садистов. Санька не позволит человеку быть чистым. Ему нужны подленькие, гадкие, трусливые исполнители его злой воли. Дюшка оказался перед выбором: или обезопасить свою жизнь покорностью, подчиниться Саньке, или бросить в лицо гневное обвинение и вступить в бой с этим хамом. Дюшка, не колеблясь, избрал второй путь – вступился за Миньку. Так Тягунов в первый раз преодолел свой
страх, «переступил через собственную слабость, нерешительность». Трусливый и омерзительный Ераха жаждал жестоко отомстить Дюшке, пустить
«кровушку». Отец Миньки, Никита Богатов, случайно защитивший Дюшку от врага, верно заметил: «Такие-то и портят жизнь. От таких-то, поди, и войны на земле идут…»
В «Весенних перевертышах» показано не только становление характера Дюшки и Миньки, но и как жить, каким должен быть человек – вот главный вопрос.
Меня поразило то, что Дюшка вдруг оказался способным на такой мощный протест верзиле Ерахе:
– Палач! Плевал я на тебя!
Пусть и дорого обошлось ему это, но Дюшка прав, вступив в борьбу со
4 вопрос: (фильм 4). Какие чувства вызывает у вас Санька Ераха? Что
страшного увидел в нем Дюшка?
Дюшка увидел в Саньке Ерахе то, что взрослые не замечали, – его ужасную жестокость, он настойчиво говорит отцу, как это страшно, когда человек любит убивать и мучить живое: «И не в кошках, не в лягушках дело, а в том, что он любит мучить и убивать… Он и людей бы убивал, если б можно было». И услышав равнодушное замечание отца: «Ну, знаешь!», мальчик в отчаянии кричит: «Боюсь! Вас всех боюсь! Никому нет дела до Саньки? Никому! Он вырастет и тебя убьет и меня! Убивать любит, а вам всем хоть бы что. Вам плевать! Живи с ним, люби его! Не хочу! Не хочу! Тебя видеть не хочу!»
5 вопрос: Встречались ли вам такие, как Санька? Какое решение принимаете вы в подобных случаях?
6 вопрос: Расскажите о гражданском подвиге Миньки Богатова. Почему Дюшка сказал: «Минька лучше меня»? (фильм 5)
7 вопрос: Сравните Дюшку Тягунова и Миньку Богатова. Что в них общего? Поняв страшную суть Ерахи, Дюшка, а за ним и Минька отчаянно бросаются в неравную схватку, не надеясь ни на кого. Они сами решили
расправиться со злом.
8 вопрос: Как вы думаете, ребята, наказано ли зло в этой повести? Какими вы представляете себе героев, когда они станут взрослыми?
Да, зло наказано, но автор все равно не спокоен, тревожно звучит его голос, потому что и в наше время еще много встречается таких людей, как Санька Ераха.
9 вопрос: Встречаются ли «герои Тендрякова» среди вас, среди ваших друзей?
«Нам жизнь дана, чтобы любить …». Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в современном мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Это значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Наше время, как никогда, требует от человека огромной душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед злом.
Человеческое достоинство – главное достояние каждого из нас – нужно отстаивать до конца любой ценой и при любых обстоятельствах.
Проблемы добра и зла, нравственных поисков человека, ценности человеческой жизни лежат в основе многих произведений русской литературы. Не остался в стороне от их решения и Владимир Федорович Тендряков. Он писал:
Это должно стать целью не только искусства, а любого общества».
Мне очень хочется, чтобы вы умели любить, и чтобы вас всегда любили. И сегодняшний разговор в какой-то мере должен этому помочь. Послушайте удивительное стихотворение Ф.М. Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
(читает выразительно заранее подготовленный ученик) Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело. Нам жизнь дана, чтоб утешать Униженных и оскорбленных, И согревать, и насыщать
Увеченных, слабых и бездомных. Нам жизнь дана, чтоб до конца Бороться с тьмой, бороться с ложью, И сеять в братские сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить, Любить без меры, без предела, И всем страдальцам посвятить Свой разум, кровь свою и тело.
1. За бегущим днем: В.Ф. Тендряков – в школе: сборник статей и материалов
/ Вологодский институт развития образования. – Вологда, 2001.
2. Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши: повесть. – М.: Дет. лит., 1977.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Весенние перевёртыши читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.
Краткое содержание для читательского дневника
Главный герой повести — 13-летний мальчик Дюшка Тягунов. В книге автор поднимает проблемы подростков: взаимоотношения между собой, с родителями, с учителями, первая любовь. Дюшка, прочитав однажды стихи Пушкина, понимает, что его соседка Римка Братенева похожа на Наталью Гончарову. Неожиданно для себя Дюшка влюбляется в нее. Но Римке нравится Лёвка, а он предпочитает книжки. У Дюшки конфликт с Санькой, который заканчивается тем, что Минька получает ножевое ранение от Саньки и мама Дюшки — врач — переливает Миньке свою кровь.
Весенние перевёртыши
Очень кратко: Первая любовь заставляет тринадцатилетнего мальчика по-новому взглянуть на окружающих его людей. Он пытается защитить друга от хулигана, а его «возлюбленная» обращает внимание на другого.
Читая Пушкина, тринадцатилетний Дюшка Тягунов делает открытие: на Наталью Гончарову похожа Римка Братенева, которая на класс старше мальчика. Он решает это проверить: выбегает на улицу, видит Римку, и что-то происходит в его душе.
На болоте Дюшка встречает Саньку и Лёвку, подростков старше его на два года. Санька любит издеваться над животными, вот и сейчас он поймал лягушку и заставляет ребят по очереди бить её об стену. Самый слабый из ребят, Минька, отказывается. Дюшка защищает Миньку от Саньки, пробуя увести его, но Минька сопротивляется, он боится Саньки. На Дюшку в один день сваливаются любовь к Римке, ненависть к Саньке и одиночество от предательства Миньки.
Откуда знать мальчишке, что вместе с любовью приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства — горькое чувство одиночества.
Дома родители заняты своими делами: отец говорит о производственных проблемах, а мать — о тяжёлых больных. Отец даже забыл, что у них сегодня годовщина свадьбы, и родители не заметили, что сын пришёл домой.
Продолжение после рекламы:
Чтобы защититься от Саньки, Дюшка кладёт в портфель кирпич. Занятый мыслями о Римке, мальчик получает двойку по математике. Он обращается за помощью к Лёвке, чтоб тот научил его приёмам борьбы, но тот отказывается. Дюшке остаётся надеяться только на кирпич.
Оказывается, как просто: для того чтобы жить без страха, нужен всего-навсего хороший кирпич.
Учитель математики жалуется Дюшкиным родителям, но они оправдываются тем, что слишком заняты на работе и не могут заняться сыном. Учитель считает, что отец Дюшки должен быть для сына примером, а вот от влияния такого отца, как у Миньки, он бы ребёнка оградил. Дюшка обижается за своего друга, он знает, что Минька несчастен. Минькиного отца в посёлке не любят, мать Миньки всё время жалуется, что муж не зарабатывает, не заботится о семье, да и Минька ходит в рваных ботинках.
Брифли существует благодаря рекламе:
Отец Дюшки договаривается с Лёвкиным отцом: Лёвка поможет его сыну в учёбе.
Минька жалуется Дюшке. Его отец добрый и непьющий человек, но они нуждаются. Мать плачет, что муж загубил ей жизнь, несмотря на то, что он её любит. Слёзы матери заставляют Миньку ненавидеть отца.
Однажды на Дюшку набрасывается Санька. Его защищает проходящий мимо Минькин отец. Узнав от Лёвки много нового о Пушкине, Дюшка воображает, что Римка — ожившая Наталья Гончарова. Своим наблюдением он делится с Минькой, который приглашает его на день рождения.
На дне рождения у Миньки Дюшка ближе узнаёт его отца. Для этого человека радость заключается в том, чтоб делать что-то полезное, вещи, еда для него значения не имеют. Мать Миньки придерживается противоположных взглядов. Отец несчастлив из-за безответной любви, а для матери муж и сын — обуза.
Дюшка исправляет двойку по математике. Он счастлив: ему кажется, что Римка вот-вот предложит ему дружить, и он сможет уговорить Минькину маму полюбить своего мужа. Но вскоре Дюшкин мир переворачивается — он видит Римку, идущую рядом с Лёвкой.
Продолжение после рекламы:
Дома мать равнодушно перевязывает распухший нос Дюшки, а отец говорит о Минькином отце, как о «перекошенном человеке», и спрашивает Дюшку, хочет ли он стать таким же. И какое сыну дело до Саньки, который любит мучить животных? Доведя сына до истерики, родители спокойно укладывают его в постель.
Брифли существует благодаря рекламе:
Не в силах перенести несчастье, Минькин отец решает всё бросить и уехать, но Дюшкин отец берётся сделать из него человека.
Опасность миновала, и Минька идёт на поправку. Дюшкиной маме хочется, чтоб её похвалили, как маленькую, и отец приносит ей нарциссы. В их посёлке нарциссы не росли, и Дюшкин отец съездил ночью на катере в город и оборвал городскую клумбу.
Дюшка извиняется перед Лёвкой и делится с ним своим открытием про Римку, но для Лёвки она обыкновенная девчонка, а не жена Пушкина. Дюшка признаётся Римке в любви, но девочка любит Лёвку, а он — только свои книжки. Мир снова переворачивается.
Противостояние – моральное и физическое
В лиричном настроении выходит подросток из дома и видит компанию ребят во главе с отъявленным хулиганом Санькой. Тот придумал отвратительное развлечение – привязал к лапке лягушки верёвку и кидал её в мишень. Мало того, он пытался привлечь к этому ужасному действу Дюшку Тягунова, но тот наотрез отказался. А друг Дюши, Минька, не смог противостоять напору хулигана. Он погубил лягушку, кинув её в мишень. Дюшка высказал всё, что думает о Саньке. Дети смотрели на мальчика, поражённые его смелостью. Понять, какой отважный был Дюшка, поможет читателю повесть и её краткое содержание. «Весенние перевертыши» — рассказ о чистом душой и помыслами ребёнке. Даже если парню было страшно, он не показывал вида.
Минька сказал, что теперь Дюшке нужно быть осторожным, так как Санька не простит ему высказываний против него. Андрей начал носить в ранце кирпич для самообороны, но никогда его не применял. Однажды на школьном дворе к нему подошёл парень из банды Саньки и сказал, что тот скоро ему отомстит. Дюшка не стал ждать этого, а тотчас же подошёл к Саньке и дал ему пощёчину. Завязалась драка. Всех прямых и косвенных участников происшествия вызвали к директору.
Трагедия и спасение
Вот и подошло к своему финалу краткое содержание. Весенние перевертыши после зимы проявились в поведении не только Дюшки, но и Миньки. Робкий парень удивил всех. Когда директор и учитель математики спросили, зачем Тягунов носит кирпич, то Минька объяснил, что это для самообороны от Саньки, так как тот может и ножом пырнуть. Хулиган вспыхнул, начал доказывать, что у него нет ножа. Тогда робкий Минька начал смело обвинять его, рассказывать, как тот издевается над животными. Санька не простил этого мальчику, и потом действительно пырнул Миньку ножом. Но всё закончилось хорошо. Мама Дюшки, врач, помогла спасти ребёнка.
На этом заканчивается пересказ повести «Весенние перевертыши». Краткое содержание познакомило читателя с основными моментами произведения всего за несколько минут.
Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик — самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.
Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого–то и кого–то ненавидели.
Пожалуй, я бы соврал, если б утверждал, что в этой повести о сегодняшнем детстве нет моего далекого детства. И. С. Тургенев однажды заявил, что биография писателя в его произведениях. И здесь нет исключения из этого правила.
Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное — очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.
Как бы вновь я здесь встретился со своим детством и в то же время хотел, чтоб каждый читатель независимо от возраста встретился со своим.
Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку…
Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек — где уж! — однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.
Но вот произошло странное. Как–то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши.
Он пришел с улицы, надо было садиться за уроки. Вася–в–кубе задал на дом задачку: два пешехода вышли одновременно… Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо. Снял с полки первую подвернувшуюся под руку книгу. Попались «Сочинения» Пушкина. Не раз от нечего делать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки. В одну картинку вглядывался чаще других — дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами.
Исполнились мои желания. Творец
Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно — красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. И не раз казалось: на кого–то она похожа, на кого–то из знакомых, — но как–то не додумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на… Римку Братеневу!
Римка жила в их доме, была старше на год, училась на класс выше. Он видел Римку в день раз по десять. Видел только что, минут пятнадцать назад, — стояла вместе с другими девчонками перед домом. Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов — ее голос.
Дюшка вглядывался в Наталью Гончарову — курчавинки у висков, точеный нос…
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Дюшка метнулся к дверям, сорвал с вешалки пальто. Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица?
А на улице за эти пятнадцать минут что–то случилось. Небо, солнце, воробьи, девчонки — все как было, и все не так. Небо не просто синее, оно тянет, оно засасывает, кажется, вот–вот приподымешься на цыпочки да так и останешься на всю жизнь. Солнце вдруг косматое, непричесанное, весело–разбойное. И недавно освободившаяся от снега, продавленная грузовиками улица сверкает лужами, похоже, поеживается, дышит, словно ее пучит изнутри. И под ногами что–то посапывает, лопается, шевелится, как будто стоишь не на земле, а на чем–то живом, изнемогающем от тебя. И по живой земле прыгают сухие, пушистые, согретые воробьи, ругаются надсадно, весело, почти что понятно. Небо, солнце, воробьи, девчонки — все как было. И что–то случилось.
Он не сразу перевел глаза в ее сторону, почему–то вдруг стало страшно. Неровно стучало сердце: не надо, не надо, не надо! И звенело в ушах.
Не надо! Но он пересилил себя…
Каждый день видел ее раз по десять… Долговязая, тонконогая, нескладная. Она выросла из старого пальто, из жаркой тесноты сквозь короткие рукава вырываются на волю руки, ломко–хрупкие, легкие, летающие. И тонкая шея круто падает из–под вязаной шапочки, и выбившиеся непослушные волосы курчавятся на висках. Ему самому вдруг стало жарко и тесно в своем незастегнутом пальто, он сам вдруг ощутил на своих стриженых висках щекотность курчавящихся волос.
И никак нельзя отвести глаз от ее легко и бесстрашно летающих рук. Испуганное сердце колотилось в ребра: не надо, не надо!
И опрокинутое синее небо обнимает улицу, и разбойное солнце нависает над головой, и постанывает под ногами живая земля. Хочется оторваться от этой страдающей земли хотя бы на вершок, поплыть по воздуху — такая внутри легкость.
Но вот изнутри толчок — сейчас девчоночий базар кончится, сейчас Римка махнет в последний раз легкой рукой, прозвенит на прощание: «Привет, девочки!» И повернется в его сторону! И пройдет мимо! И увидит его лицо, его глаза, угадает в нем подымающуюся легкость. Мало ли чего угадает… Дюшка смятенно повернулся к воробьям.
Привет, девочки! — И невесомые топ, топ, топ за его спиной, едва касаясь земли.
Он глядел на воробьев, но видел ее — затылком сквозь зимнюю шапку: бежит вприпрыжечку, бережно несет перед собой готовые в любой момент взлететь руки, задран тупой маленький нос, блестят глаза, блестят зубы, вздрагивают курчавинки на висках.
Топ, топ — невесомое уже по ступенькам крыльца, хлопнула дверь, и воробьи сорвались с водопадным шумом.
Он освобожденно вздохнул, поднял голову, повел недобрым глазом в сторону девчонок. Все знакомы: Лялька Сивцева, Гуляева Галка, толстая Понюхина с другого конца улицы. Знакомы, не страшны, интересны только тем, что недавно разговаривали с ней — лицом к лицу, глаза в глаза, надо же!
А раскаленная улица медленно остывала — небо становилось обычно синим, солнце не столь косматым. А сам Дюшка обрел способность думать.
Он хотел только узнать: похожа ли Римка на Наталью Гончарову? «Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна…» Он и сейчас не знает — похожа ли?
Двадцать минут назад ее видел.
За эти двадцать минут она не могла измениться.
Значит — он сам… Что с ним?
Вдруг да сходит с ума?
Что, если все об этом узнают?
Страшней всего, если узнает она.
Дюшка жил в поселке Куделино на улице Жан–Поля Марата. Здесь он и родился тринадцать лет тому назад. Правда, улицы Жан–Поля Марата тогда не было, сам поселок тоже только что рождался — на месте деревни Куделино, стоявшей над дикой рекой.
Дюшка помнит, как сносились низкие бараки, как строились двухэтажные улицы — Советская, Боровая, имени Жан–Поля Марата, названная так потому, что в тот год, когда ее начинали строить, был юбилей французского революционера.
В рассказе В.Тендрякова «Весенние перевертыши» повествуется о двенадцатилетнем мальчике — Дюшке Тягунове, которому жилось легко и весело, хотя он не был отличником и иногда позволял себе ослушаться взрослых.
Однажды произошло событие, которое нарушило его беззаботное существование. Перелистывая страницы сборника стихотворения А. Пушкина, он с удивлением отметил сходство соседской девочки Римки Братеневой с Натальей Гончаровой. Теперь очередная встреча с ней на фоне проснувшейся природы поселка Куделино была особенной. Мальчик старался скрыть нахлынувшие на него чувства. Смело дал отпор хулигану Саньке, который издевался над лягушками, кидая их в мишень за городом. На душе так ничего и не менялось. Чувствовались неуверенность, стыд и одиночество.
Вернувшись домой, он случайно услышал разговор родителей о подарке отца в виде букета белых нарциссов пятнадцатилетней давности.
За прошедшую ночь в сознании мальчика многое изменилось. Радостное, неизвестное ощущение чего-то нового становилось для него привычным чувством. Даже Минька это заметил. Но подобное состояние пошло во вред. В школе он получает выговор от учителя математики за нерешенную задачу. Встреча в коридоре с Санькой сопровождается молчанием и бездействием обоих. Главный герой видит в нем врага, поэтому носит в портфеле кирпич как средство защиты от него.
Глядя на Римку, весь мир радует Дюшку. Он по-новому воспринимает окружающих, с трепетом рассказывает о красоте природы, с гордостью об отце инженере, о матери, которая спасает жизни людям. От счастливого Дюшки, с которым «мир играет в перевертыши», Минька убегает без оглядки.
На пороге дома его ожидает разгневанный учитель, после ухода которого родители наказывают сына и обращаются за помощью к семье Левки Гайзера. На следующий день Дюшка получает книгу из рук Левки, от которой не может найти покой ночью, а утром чувствует себя умным и повзрослевшим. Он проявляет жалость к Миньке, который страдает от семейных проблем.
После уроков тайны мироздания перевешивают желание проводить Римку. В спортзале он беседует о Вселенной и дает обещание Левке сделать в будущем научное открытие. После этого разговора и прочтения книги Дюшка с интересом садится решать задачи.
Во время одной из вечерних прогулок главный герой выходит на улицу без кирпича. От набросившегося на него с кулаками Саньки спасает вовремя подоспевший отец Митьки.
По дороге на день рождения к Богатову Дюшка раскрывает тайну возрождения Гончаровой. За праздничным столом он становится свидетелем разговора взрослых о счастье.
Следующий урок математики вызвал у учителя восторг. Дюшка первым и правильно решил задачу. Похвалу получил он и от Левки. Окрыленный славой, решил проводить Римку домой. Однако мир «вновь играл в перевертышей» — девочка ушла с Левкой.
Однажды учитель увидел выпавший из портфеля Дюшки кирпич. Теперь все знали, что он обезоружен. Встретив Саньку, Дюшка услышал за спиной смех Римки, вся его ненависть вылилась в драку. После этого все отвернулись от обезображенного мальчика.
В тот день, когда в учительской преподаватели разбирали вопрос о том, чей кирпич, вина пала на Дюшку. Тогда на его защиту встал Минька, который позже вооружился кухонным ножом, чтобы отомстить Саньке.
Однажды в дом Тягуновых ворвался испуганный отец Богатова, сообщив о ранении сына ножом. На переливание крови, которое было необходимо больному, согласилась мать Дюшки. В этот же вечер его отец предложил Богатову Никите помощь с работой. Под утро хозяин вернулся домой с букетом цветов.
Этой весной Дюшка продолжал любоваться портретом Гончаровой, вспоминая Римку. Встретив ее на реке, он узнал, что Левку интересуют только книги, с сожалением понял, что сам ей безразличен.
Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Весенние перевертыши
Предисловие
Я пребывал в возрасте моего героя Дюшки тридцать восемь лет назад, тогда самолет считался высшим достижением техники, летчик – самой романтической профессией, а недавно скончавшегося К. Э. Циолковского больше знали как изобретателя цельнометаллического дирижабля, а не как пионера космонавтики.
Однако и тогда мальчишки жили сходно с нынешними мальчишками, увлекались фантастикой, верили в могущество науки и не выполняли домашних заданий, влюблялись в кого–то и кого–то ненавидели.
Пожалуй, я бы соврал, если б утверждал, что в этой повести о сегодняшнем детстве нет моего далекого детства. И. С. Тургенев однажды заявил, что биография писателя в его произведениях. И здесь нет исключения из этого правила.
Чем ближе к старости, тем чаще вспоминаешь то, увы, запредельное время, когда обычный мир для тебя начинает переворачиваться в сознании: знакомое вдруг становится непонятным, непонятное – очевидным. Наверное, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества.
Как бы вновь я здесь встретился со своим детством и в то же время хотел, чтоб каждый читатель независимо от возраста встретился со своим.
Весенние перевертыши
Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо – учиться на пятерки, хорошо – слушаться старших, хорошо – каждое утро делать зарядку…
Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек – где уж! – однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.
Но вот произошло странное. Как–то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши.
Он пришел с улицы, надо было садиться за уроки. Вася–в–кубе задал на дом задачку: два пешехода вышли одновременно… Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо. Снял с полки первую подвернувшуюся под руку книгу. Попались «Сочинения» Пушкина. Не раз от нечего делать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки. В одну картинку вглядывался чаще других – дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами.
Исполнились мои желания. Творец
Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно – красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. И не раз казалось: на кого–то она похожа, на кого–то из знакомых, – но как–то не додумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на… Римку Братеневу!
Римка жила в их доме, была старше на год, училась на класс выше. Он видел Римку в день раз по десять. Видел только что, минут пятнадцать назад, – стояла вместе с другими девчонками перед домом. Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов – ее голос.
Дюшка вглядывался в Наталью Гончарову – курчавинки у висков, точеный нос…
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Дюшка метнулся к дверям, сорвал с вешалки пальто. Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица?
А на улице за эти пятнадцать минут что–то случилось. Небо, солнце, воробьи, девчонки – все как было, и все не так. Небо не просто синее, оно тянет, оно засасывает, кажется, вот–вот приподымешься на цыпочки да так и останешься на всю жизнь. Солнце вдруг косматое, непричесанное, весело–разбойное. И недавно освободившаяся от снега, продавленная грузовиками улица сверкает лужами, похоже, поеживается, дышит, словно ее пучит изнутри. И под ногами что–то посапывает, лопается, шевелится, как будто стоишь не на земле, а на чем–то живом, изнемогающем от тебя. И по живой земле прыгают сухие, пушистые, согретые воробьи, ругаются надсадно, весело, почти что понятно. Небо, солнце, воробьи, девчонки – все как было. И что–то случилось.
Он не сразу перевел глаза в ее сторону, почему–то вдруг стало страшно. Неровно стучало сердце: не надо, не надо, не надо! И звенело в ушах.
Не надо! Но он пересилил себя…
Каждый день видел ее раз по десять… Долговязая, тонконогая, нескладная. Она выросла из старого пальто, из жаркой тесноты сквозь короткие рукава вырываются на волю руки, ломко–хрупкие, легкие, летающие. И тонкая шея круто падает из–под вязаной шапочки, и выбившиеся непослушные волосы курчавятся на висках. Ему самому вдруг стало жарко и тесно в своем незастегнутом пальто, он сам вдруг ощутил на своих стриженых висках щекотность курчавящихся волос.
И никак нельзя отвести глаз от ее легко и бесстрашно летающих рук. Испуганное сердце колотилось в ребра: не надо, не надо!
И опрокинутое синее небо обнимает улицу, и разбойное солнце нависает над головой, и постанывает под ногами живая земля. Хочется оторваться от этой страдающей земли хотя бы на вершок, поплыть по воздуху – такая внутри легкость.
Но вот изнутри толчок – сейчас девчоночий базар кончится, сейчас Римка махнет в последний раз легкой рукой, прозвенит на прощание: «Привет, девочки!» И повернется в его сторону! И пройдет мимо! И увидит его лицо, его глаза, угадает в нем подымающуюся легкость. Мало ли чего угадает… Дюшка смятенно повернулся к воробьям.
– Привет, девочки! – И невесомые топ, топ, топ за его спиной, едва касаясь земли.
Он глядел на воробьев, но видел ее – затылком сквозь зимнюю шапку: бежит вприпрыжечку, бережно несет перед собой готовые в любой момент взлететь руки, задран тупой маленький нос, блестят глаза, блестят зубы, вздрагивают курчавинки на висках.
Топ, топ – невесомое уже по ступенькам крыльца, хлопнула дверь, и воробьи сорвались с водопадным шумом.
Он освобожденно вздохнул, поднял голову, повел недобрым глазом в сторону девчонок. Все знакомы: Лялька Сивцева, Гуляева Галка, толстая Понюхина с другого конца улицы. Знакомы, не страшны, интересны только тем, что недавно разговаривали с ней – лицом к лицу, глаза в глаза, надо же!
А раскаленная улица медленно остывала – небо становилось обычно синим, солнце не столь косматым. А сам Дюшка обрел способность думать.
Он хотел только узнать: похожа ли Римка на Наталью Гончарову? «Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна…» Он и сейчас не знает – похожа ли?
Двадцать минут назад ее видел.
За эти двадцать минут она не могла измениться.
Значит – он сам… Что с ним?
Вдруг да сходит с ума?
Что, если все об этом узнают?
Страшней всего, если узнает она.
Дюшка жил в поселке Куделино на улице Жан–Поля Марата. Здесь он и родился тринадцать лет тому назад. Правда, улицы Жан–Поля Марата тогда не было, сам поселок тоже только что рождался – на месте деревни Куделино, стоявшей над дикой рекой.
Дюшка помнит, как сносились низкие бараки, как строились двухэтажные улицы – Советская, Боровая, имени Жан–Поля Марата, названная так потому, что в тот год, когда ее начинали строить, был юбилей французского революционера.
В поселке была лесоперевалочная база, речная пристань, железнодорожная станция и штабеля бревен. Эти штабеля – целый город, едва ли не больше самого поселка, со своими безымянными улочками и переулками, тупиками и площадями, чужой человек легко мог заблудиться среди них. Но чужаки редко появлялись в поселке. А здесь даже мальчишки хорошо разбирались в лесе – тарокряж, крепеж, баланс, резонанс…
Надо всем поселком возносится узкий, что решетчатый штык в небо, кран. Он так высок, что в иные, особо угрюмые, дни верхушкой прячется в облака. Его видно со всех сторон за несколько километров от поселка.
Он виден и из окон Дюшкиной квартиры. Когда семья садится за обеденный стол, то кажется – большой кран рядом, вместе с ними. О нем за столом каждый день ведутся разговоры. Каждый день целый год отец жаловался на этот кран: «Слишком тяжел, сатана, берег реки не выдерживает, оседает. В гроб загонит, будет мне памятничек на могилу в полмиллиона рублей!» Кран не загнал отца в могилу, отец теперь на него поглядывает с гордостью: «Мое детище». Ну, а Дюшка большой кран стал считать своим братом – дома с ним, на улице с ним, никогда не расстаются, даже когда засыпает, чувствует – кран ждет его в ночи за окном.
Отец Дюшки был инженером по механической выгрузке леса, мать – врачом в больнице, ее часто вызывают к больным по ночам. Есть еще бабушка – Клавдия Климовна. Это не родная Дюшке бабушка, а приходящая. У нее в том же доме на нижнем этаже своя комнатка, но Климовна в ней только ночует. А когда–то даже и не ночевала – нянчилась с Дюшкой. Сейчас Дюшка вырос, нянчиться с ним нужды нет, Климовна ведет хозяйство и страдает за все: за то, что у отца оседает берег под краном, что у матери с тяжелобольным Гринченко стало еще хуже, что Дюшка снова схватил двойку. «О господи! – постоянно вздыхает она обреченно. – Жизнь прожить – не поле перейти».