Чему учит рассказ вий

Вий Гоголь Н.В. — читательский дневник

Чему учит рассказ вий. Смотреть фото Чему учит рассказ вий. Смотреть картинку Чему учит рассказ вий. Картинка про Чему учит рассказ вий. Фото Чему учит рассказ вий

Предлагаем рассмотреть читательский дневник по произведению Гоголя «Вий». В этой страшной мистической повести автор чередует веселые эмоциональные эпизоды реальной жизни со страшными фантастическими сценами, создавая впечатление достоверности.

«Вий» написан Гоголем в 1833 году. Действия повести происходят в первой половине XIX века, на Украине, в одном из хуторов, расположенным неподалеку от Киева.

Хома Брут — семинарист, которого «оседлала» ведьма. Ему и было суждено читать молитвы над усопшей панночкой.
Панночка — молодая красавица, знавшаяся с чертовщиной и умершая при странных обстоятельствах. Она богата, дочь сотника.
Сотник — отец панночки-ведьмы.
Вий — персонаж славянской мифологии, убивавший взглядом и имевший тяжелые веки.

Философ Хома Брут учился в духовной семинарии в Киеве. Отправляясь на каникулы домой, он остановился ночью на хуторе. Старуха, хозяйка ночлега, оказалась ведьмой и взобралась на плечи Хоме, погоняя его, как жеребца. Освободившись от ее оков, он забивает ведьму до смерти, но перед собой видит не старуху, а молодую красавицу. По воли отца панночки, Хома читает в церкви отходную по усопшей. В момент отпевания он подвергается нападкам сил тьмы и погибает.

Мне очень интересен мистический мир Гоголя, описанный в этой повести. Он меня и захватывает, и немного пугает. Когда просыпаешься утром и вспоминаешь свой сон – непонятные и необычные символы и образы, то возникает такое же интересное чувство. Прикасаешься к чему-то мистическому, необъяснимому, тайному, и понимаешь, что как-то оно связано с реальным миром. Гоголь описывает жутковатую историю, где ведьма летает в гробу, призывая на помощь силы тьмы, а Хома в ужасе творит молитвы и заклинания. Читать об этом интересно, но страшно.

На мой взгляд, важно понять, как противостоять силам зла, уметь не бояться сил тьмы, доверять своей интуиции, верить в провидение, в Бога, в Высший разум.

Бурсак — учащийся в бурсе – в духовной семинарии или в училище.
Богослов — преподаватель дисциплины, в основе которой лежит изучение, обоснование знаний о Боге.
Дискант — высокий певческий детский голос.
Галушки — национальное украинское блюдо, кусочки теста, отваренные в воде.
Царедворец — придворный, человек, занимающий должность при царском дворе.

А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать.

И так как малороссияне, когда подгуляют, непременно начнут целоваться или плакать, то скоро вся изба наполнилась лобызаниями

– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий

Источник

«Вий» — читательский дневник по повести Н. Гоголя

Чему учит рассказ вий. Смотреть фото Чему учит рассказ вий. Смотреть картинку Чему учит рассказ вий. Картинка про Чему учит рассказ вий. Фото Чему учит рассказ вий

Повесть «Вий» Николая Гоголя была опубликована в 1835 году, вошла в сборник писателя «Миргород».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Николай Васильевич Гоголь
Название произведения: «Вий»
Жанр: повесть
Год написания: 1835
Издательство: Амфора
Год издания: 2011

Главные герои и их краткая характеристика

Хома Брут — семинарист, которого «оседлала» ведьма. Ему и было суждено читать молитвы над усопшей панночкой.
Панночка — молодая красавица, знавшаяся с чертовщиной и умершая при странных обстоятельствах. Она богата, дочь сотника.
Сотник — отец панночки-ведьмы.
Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.
Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.
Вий — персонаж славянской мифологии, убивавший взглядом и имевший тяжелые веки.

Время и место действия

Действия повести происходят в первой половине XIX века, на Украине, в одном из хуторов, расположенным неподалеку от Киева.

Краткое содержание и сюжет

Трое юных семинаристов по дороге домой останавливаются на ночлег в одном хуторов, расположенных под Киевом. Одного из них, Хому Брута, старая хозяйка укладывает в сарае. Ночью она седлает юношу, чтобы отправиться верхом на шабаш. Однако парень не теряется, и убивает старую ведьму, которая неожиданно превращается в юную красавицу.

Вечером Хому отводят в маленькую темную церковь, и запирают за ним дверь. Неожиданно мертвая панночка встает из гроба и направляется к Хоме. В страхе он очерчивает вокруг себя круг, и принимается горячо шептать молитвы. Панночка бродит по церкви в попытке найти Хому, но очерченный круг надежно защищает юношу от злых сил.

Следующей ночью история повторяется. Ведьма читает страшное заклинание, чтобы добраться до семинариста, но безуспешно. За одну ночь Хома седеет, и превращается в старика.

На третью ночь ведьме удается вызвать в церковь несметное полчище чудищ. Самым жутким среди них является Вий. Он просит поднять ему веки и указывает на Хому. Вся нечисть тут же бросается на юношу, и он умирает.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Судьба сталкивает семинариста со страшной ведьмой. Он убивает ее, но в отместку вынужден три ночи подряд читать над ее гробом молитвы, и в итоге погибает страшной смертью.

План пересказа

Основная мысль

Важно знать, как противостоять силам тьмы – не стоит бояться, следует иметь веру в сердце и слушать свой внутренний голос.

Чему учит

Повесть учит нас не боятся, верить в себя в любых обстоятельствах, что не нужно иди сразу на любое дело, нужно его обдумать прежде чем сделать решение.

Отзыв и что понравилось

Гоголь описывает жутковатую историю, где ведьма летает в гробу, призывая на помощь силы тьмы, а Хома в ужасе творит молитвы и заклинания. Читать об этом интересно, но страшно.

Вывод и мое мнение

Хому победил его собственный страх, он боялся ведьму и нечистую силу, и хотя находился в храме, не мог найти для себя спасения. На мой взгляд, человек должен бороться со своими страхами, и тогда он станет непобедим.

Пословицы

Словарь новых и незнакомых слов

Бурсак — учащийся в бурсе – в духовной семинарии или в училище.
Богослов — преподаватель дисциплины, в основе которой лежит изучение, обоснование знаний о Боге.
Дискант — высокий певческий детский голос.
Галушки — национальное украинское блюдо, кусочки теста, отваренные в воде.
Царедворец — придворный, человек, занимающий должность при царском дворе.

Источник

Анализ повести «Вий» (Н. В. Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь – самый загадочный русский писатель XIX века. Его имя постоянно ассоциируется с мистикой и загадочностью, а произведения считаются «нечистыми» и проклятыми. Однако именно этот факт рождает неутолимый интерес к нему, и заставляет его творчество жить вместе с нами. Самой пугающей и загадочной работой автора считается повесть «Вий»

История создания

Стоит отметить, что само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа.

Эта работа имела большое значение для писателя и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к наработкам своих сочинений этой повести. При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды.

Жанр, направление

Как отмечалось ранее, жанр произведения – повесть. Исходя из содержания работы, можно смело добавить, что повесть мистическая. В отечественной литературе это не самое распространённое направление, однако, именно это добавляет таким литературным произведениям вкуса. Также в повести достаточно много мифологических замечаний, основанных на поверьях народа.

Направление творчества – мистический реализм.

Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег. Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено. С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь. Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.

Главные герои и их характеристика

Темы и проблемы

Как бы не была завуалирована повесть мистическими событиями, основная проблематика очень насущна – противостояние добра и зла. Но в данном случае она рассмотрена под необычным ракурсом – борьба этих сил за душу человека. Зло побеждает, потому что личность не находит в себе силы и веры противиться ему.

Основная тема книги – народные предания, одно из которых было реализовано в этой истории. Автор детально изобразил злые силы и все, что известно о способах борьбы с ними. По сути, они и есть главные герои повести. Писатель, обращаясь к этим древним образам, продемонстрировал свое уважение к народной культуре.

Главная мысль

Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.

В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.

Критика

Неоднозначное произведение вызывает неоднозначное восприятие. Кто-то видит в «Вие» только неприсущее тому времени откровенное изображение нечисти. А кто-то смотрит глубже и видит отражение целой эпохи.

Например, в работах Ю. В. Манна, В. А. Зарецкого, А. В. Моторина описано мнение, что Гоголь в повести «Вий» показал отечественное общество с его пороками. Страна, разъеденная злом, в которой царит социальное неравенство и беззаконие.

Источник

Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя «Вий»

Чему учит рассказ вий. Смотреть фото Чему учит рассказ вий. Смотреть картинку Чему учит рассказ вий. Картинка про Чему учит рассказ вий. Фото Чему учит рассказ вий

Год написания и публикации — Повесть написана в 1833 году, а опубликована в 1835 году.
История создания — Вий – это страшный мифологический славянский персонаж, убивающий взглядом. Со слов самого автора этот образ взят из мифологии и народных преданий.
Жанр — Повесть.
Направление — Мистический реализм.
Основная идея — Борьба сил добра и зла. Человек подвергается нападкам сил зла. Он призывает к себе силы добра, чтобы спастись, но не выдерживает и погибает. Силы зла побеждают, но временно. Вся нечисть, во главе с Вием, не может вернуться в свой мистический мир, они навеки остаются в заброшенной церкви. Такое чувство, что схватка этих сил бессмысленна и трагична для обеих сторон.
Тема — Взаимодействие сил добра и зла.
Проблема — Добро не может ужиться со злом. Обе силы противостоят друг другу, принося несчастья и беды.

п.1. Тематика и проблематика

1.
Тема – Противостояние добра и зла.
Проблема – В противоборстве этих двух сил нет победителей и побежденных. Эта схватка заканчивается только временной победой. Вначале силы зла в образе старухи атакуют философа, а после он одержал над ведьмою вверх. Панночка-ведьма платит за свой поступок большую цену – отдает жизнь. И после смерти она имеет силу, хочет отомстить своему убийце. Панночке удается расправиться с ним. Однако Вий и полчища чудовищ, пришедшие к ней на помощь, погибают в стенах церкви. В этой повести Гоголь показывает только временную победу одной силы над другой.
Возникает чувство, что это противоборство бессмысленно. Возможно, оно учит жизни, например, для Хомы – это урок, что не стоит бояться нечисти, что важно слушать себя, верить в свою победу. Важно не хлестать поленом даже ведьму, если в этом нет крайней необходимости.

2.
Тема – Взаимодействие с силами зла.
Проблема – Зло – сильный соперник. Если не уметь правильно обходиться со злом, то силы тьмы могут одержать победу.
Произведение учит взаимодействию с силами зла, подсказывает слабые места сил тьмы. Человеку стоит прислушиваться к своим чувствам, ощущениям, к своей внутренней мудрости. Хома игнорирует внутреннее сообщение – не смотреть на Вия. Гоголь описывает мифологическое существо, убивающее взглядом. Я считаю, что, если бы философ не глядел на него, что остался бы жив.
Человеку важно воспитать в себе веру в Бога, который сумеет его защитить в любой ситуации. В начале повести вера помогает философу, под силой молитвы ведьма ослабевает. Потом его захватывает страх, что сразу усиливает силу служителей тьмы.

3.
Тема – Описание персонажей народных преданий.
Проблема – В народных преданиях выражена человеческая жизнь с ее радостями и горестями. Так в повести «Вий» показано социальное неравенство, сильное давление на человека, существовавшее во времена Гоголя.
Автор знакомит нас с интереснейшим пластом человеческого наследия – с народными преданиями. Их всегда интересно читать, от народных поверий, персонажей веет загадкой, тайной, стариной. В наследии людей есть и очень страшные истории, характеризующие их жизнь в те далекие времена.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Образы Хомы Брута и Панночки находятся в противоборстве, они противопоставлены друг другу. Их сражение продолжается на протяжении всей повести, только в начале панночка живая, а потом – мертвая. Образ философа поддерживают образы его друзей, а образ панночки – образы ее отца, Вия и нечисти.

п.4. Литературные приёмы

Любое произведение в своем повествовании имеет значимые символы. Я думаю, что силы тьмы «Вия» – это символы того общества, в котором жил Гоголь. Возможно, именно социальное неравенство и зло, которое терпели люди, побуждает автора написать эту страшную историю.

Ведьма взбирается на Хому насильственным путем, подчиняет его себе, заставляя служить. Она унижает его, превращая в жеребца. Сотник силой заставляет философа нести заупокойную службу о его дочери, он распоряжается парнем, как своею собственностью, не беря в расчет его нежелание совершать обряд над усопшей.

С первых строк я читаю о тяжелой необустроенной жизни молодых семинаристов. Они идут пешком домой с самого Киева, зарабатывают песнопением на хлеб, ночуют в овечьем хлеву.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – вечная борьба добра со злом. Хома Брут – центральный персонаж, вокруг которого идет эта схватка. Героя одолевают силы тьмы.

Источник

Сочинение по повести Вий Гоголя

Вий – повесть, написанная по мотивам народного фольклора. Страшная и пугающая история, приключившаяся с семинаристом Хомой Брутом, до последних строк держит читателя в напряжении. Ужасное и печальное сочетается здесь со смешным и веселым, поэтому описанные события выглядят реалистично.

Автор демонстрирует противостояние двух верховных начал: божественных сил и чертовщины. Обе оказывают влияние на человеческую сущность. Господь и сатана без устали сражаются за души людей, ведь только там могущественные противники могут соприкоснуться.

Главного героя зовут Хома. Так же звали Христова апостола, который усомнился. Гоголевский Хома изучает богословие, но божьи заповеди его мало тревожат. Веселый и озорной Хома проводит время в плотских утехах и делает это с размахом – нюхает табак, вкушает скоромную пищу, выпивает. Легкомысленные поступки, совершенные шутя, герой не считает нарушением божественных законов.

Однако в жизнь юноши вторглась злая сила, пожелавшая овладеть его душой. Коварная ведьма в образе старухи задумала погубить Хому. Из этой схватки семинарист вышел победителем: он ослабил ведьму молитвами и засек до полусмерти. Но пропели петухи, и старая ведьма превратилась в прекрасную панночку. Случившееся напугало Хому так сильно, что он переменил свои планы и укрылся от возмездия в бурсе. Тут бы ему покаяться в прегрешениях и вступить на путь искупления. Вместо этого юноша продолжил разгульную жизнь. И божественные силы отвернулись от него, а дьявольские – предприняли новую атаку.

Обезумевший от страха Хома так и не понял пагубность своего поведения. В божий храм он заходил во хмелю и читал заклинания вместо молитв. Подсознание подсказывало Хоме не смотреть на Вия, в образе которого воплотилось зло. Это была последняя попытка божественных сил защитить Хому. Но герой перестал противиться и в очередной раз поддался искушению. Не сумев отвернуться от зла, Хома открыл душу нечисти, и она его погубила.

Слова молитвы, произнесенные вперемежку с заклинаниями неверующим Хомой, оказались слабее злых чар. Автор дает понять, что действия нечистой силы напрямую связаны с поступками людей и предлагает читателю задуматься о своей жизни.

2 вариант

Несмотря на невостребованный в ту пору сюжет (мистика, ужасы), данное произведение по праву заняло место одного из шедевров литературы XIX века не только на бывшей территории Российской империи, но и во всем мире. Очень интересно как писатель комбинирует народные предания с классической манерой повествования. Этот уникальный стиль до сих пор держит читателя в напряжении, вплоть до последних страниц. Но чтобы полностью понять авторский замысел, возможно, потребуется не одно и не два прочтения. Это произведение – история контрастов, где ужасы могут перемежаться с забавными моментами, очевидный вымысел чередуется с существовавшими реалиями тех лет.

Многие фундаментальные художественные произведения затрагивают тему добра и зла. Вспомним «Фауста» Гете или «Мастера и Маргариту» Булгакова. В этих же мотивах проходит канва «Вия». Здесь тоже золотой нитью проходит конфликт божественных и демонических сил. А призом за победу в конфликте выступает человеческая душа.

Как видно, уже в имени протагониста писатель обыгрывает извечную борьбу добра и зла: Древнеримский предатель – Брут борется со средневековым праведником Фомой Аквинским.

В доме старухи Хоме дается предостережение, что таинственные силы не дремлют и в любой миг могут забрать его душу. Брут не прислушивается к этому предостережению и продолжает вести неправедный образ жизни.

Чему учит повесть Гоголя? Она учит тому, что к каким силам примкнуть решает сам человек. Как правило, творить зло легче, для этого не нужно ни каких усилий. В этом и заключается сущность зла – слабоволие – неспособность изменить ход существующих вещей. Добро же требует созидательной тяжелой работы над собой и своей волей к действию.

Человек, примкнувший к добру, получит и божественную силу и всю положительную энергию Вселенной. Но выбор остается всегда остается за каждым отдельным человеком.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Вий

Популярные сегодня темы

Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов

Александр Сергеевич Пушкин написал роман, действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачева. В этом произведении весомую роль играют женщины. Давайте кратко поговорим о них.

В своём романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев затрагивает различные философские, политические, идеологические вопросы. Каждый из героев является носителем какой-либо идеи, которая по ходу сюжета опровергается либо

Лев Николаевич Толстой во всех красках описал события Первой Мировой войны в романе-эпопеи «Война и Мир», которое в дальнейшем стало бесценным произведением всех времён и народов.

Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *