Чему учит рассказ возвращение платонов

«Возвращение» (А. Платонов)

Цитата: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».

Проблематика: нравственная (проблема перехода от войны к миру, проблема совести и ответственности).

Смысл названия: Андрей Платонов поднял в этом рассказе важную тему — эмоциональный износ после войны. Физически герой рассказа Иванов возвращается домой, но он перестал ощущать любовь к жене и нежность к детям. Его душевное возвращение происходит только в финале рассказа.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: неповторимость рассказов Андрея Платонова обусловлена его вниманием к духовной стороне личности.

И очень часто духовность находит отображение в образах детей. Не стал исключением и рассказ «Возвращение»: двенадцатилетний Петрушка помогает своему отцу многое понять и прочувствовать.

Время и место действия: действие рассказа происходит после Великой Отечественной войны в родном городе главного героя.

Действующие лица

Краткое содержание

Алексей Иванов после войны едет в родной город. По дороге он знакомится с девушкой Машей, сближается с ней и два дня проводит в родном городе Маши. После он всё же отправляется домой. Алексея встречает на вокзале его сын Петрушка. Сын ведёт Иванова домой. Чувствуется, что члены семьи отвыкли от Алексея: жена не знает, о чём с ним говорить, а маленькая Настя даже плачет — она забыла отца.

Любовь Иванова упоминает в разговоре, что к детям приходил Семён — знакомый Ивановых. Алексей начинает подозревать, что жена была ему неверна. Позднее он подробно расспрашивает Любовь Васильевну. Жена отвечает, что с Семёном у неё ничего не было. От тоски она однажды сошлась с инструктором районного комитета, но на самом деле любит только своего мужа Алексея. Иванов отталкивает жену и сообщает о намерении уйти из семьи. Он хочет уехать к Маше, с которой провёл два дня. Ни жена, ни дети не будят в нём никаких чувств.

Утром Иванов одевается, идёт на вокзал и садится в поезд. Тем временем Петрушка замечает, что отца нет. Он одевает Настю и ведёт девочку искать отца.

Алексей проезжает мимо своего дома и видит, как Пётр торопится за поездом и тащит за руку маленькую сестру. В нём просыпаются замороженные, но не убитые войной чувства, и он торопливо сходит с поезда, чтобы пойти навстречу своим детям.

Экранизации

«Возвращение» (СССР, 1968, телеспектакль); «Возвращение» (Россия, 1997, телеспектакль-чтение).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как изначально назывался рассказ Андрея Платонова «Возвращение»?

Ответ. «Семья Иванова».

В чём смысл названия рассказа «Возвращение»?

Ответ. Это тройное возвращение: в начале рассказа солдат Иванов приходит с войны домой, а в финале — возвращается (физически и душевно) к жене и детям, в результате чего происходит третье возвращение — Иванов возвращается к себе, обретает прежние человеческие качества.

Источник

«Возвращение» — читательский дневник по рассказу А. Платонова

Чему учит рассказ возвращение платонов. Смотреть фото Чему учит рассказ возвращение платонов. Смотреть картинку Чему учит рассказ возвращение платонов. Картинка про Чему учит рассказ возвращение платонов. Фото Чему учит рассказ возвращение платонов

Рассказ «Возвращение» Андрея Платонова впервые был опубликован в 1946 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Андрей Платонович Платонов
Название произведения: «Возвращение»
Жанр: рассказ
Год написания: 1946
Издательство: Молодая гвардия
Год издания: 1989

Главные герои и их краткая характеристика

Алексей Алексеевич Иванов – капитан гвардии, мужчина 35 лет, прошедший всю войну.
Любовь Васильевна – жена Иванова, измученная тяжелым трудом добрая, нерешительная женщина.
Петрушка – не по годам взрослый двенадцатилетний мальчик, сын Иванова.
Семен Евсеевич – вдовец, потерявший в войну жену и детей, добрый, отзывчивый человек.
Маша – двадцатилетняя девушка, наивная, доверчивая, любовница Иванова.
Настя – дочка Иванова, хозяйственная, смышленая девочка пяти лет.

Краткое содержание и сюжет

Трижды капитан Иванов пытался оставить часть и уехать домой, но поезда все не было. В последний раз он остался на вокзале и разговорился с Машей, молодой девушкой, которая работала помощником повара в их части, а теперь тоже ехала домой.

Иванову оказалось очень хорошо с девушкой и он поцеловал ее. Потом они двое суток ехали в поезде, а когда Маша добралась до родного ей города. Иванов вышел с ней, и провел у девушки два дня. Маша не знала, женат ли Иванов, но просила не думать о ней, когда они расставались. Хотя знала, что сама Иванова никогда не забудет.

Иванов приехал домой и был встречен строгим, повзрослевшим Петрушей. Пришла жена Люба, а Настя все время плакала. За обедом Петруша на всех покрикивал и командовал, а мать пыталась тихо успокоить сына. Потом Иванов стал расспрашивать Любу о том, как она жила без него, и та рассказала про работу на кирпичном заводе. Иванов никак не мог почувствовать себя дома, все казалось ему незнакомым и непривычным.

Но вот Настя оставила кусок пирога для дяди Семена, и Иванов с удивлением узнал, что к его жене ходит некий Семен Евсеевич, одинокий и добрый человек, потерявший на войне семью.

Ночью Иванов стал выговаривать жене, что та обманула его, и пригласила жулика, а Люба заступалась за Семена Евсеича. Родители ругались долго и Петрушке это надоело. Он встал и сурово отчитал родителей, особенно отца, который не понимал главной вещи, что у них сейчас одно дело — жить надо.

Утром Петруша проснулся и узнал, что отец ушел, прихватив с собой мешок. А Иванов уже садился в поезд, решив вернуться в Маше. Он стоял в тамбуре и бросил последний взгляд на вокзал, как вдруг заметил двух детей, которые бежали вслед за поездом. Он понял, что это его дети. Они махали ему руками, словно звали назад. И Иванов сошел с поезда на песчаную дорожку прямо на ходу.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дважды Иванова провожали из части, а на третий он не стал возвращаться с вокзала. Там он встретил Машу, с которой провел несколько дней, а потом поехал домой. Дома все изменилось, и сын Петрушка стал взрослым и ведет хозяйство. К жене Иванова ходит в гости дядя Семен, и Иванов терзается ревностью Он решает отправиться к Маше, садится на поезд и уезжает. Дети бегут за поездом, и Иванов сходит с поезда прямо на ходу.

План пересказа

Основная мысль

Влияние войны на семьи, на судьбы и личности людей, их взаимоотношения. Возвращение в привычное русло жизни было тяжелым и не всегда удавалось – далеко не все могли простить и принять горькую правду жизни.

Чему учит

Рассказ учит прощать других и прощать себя. Учит хранить семейные ценности и жить ради счастья близких людей. Учит тому, что все в жизни проходит, а дети остаются.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, и большей всего мальчик Петрушка. Он рано повзрослел, но в этом рассказе он кажется самым нормальным и адекватным. Он понимает, что жизнь сложная вещь, в которой может случится разное, а потому просто надо жить.

Вывод и мое мнение

Любой человек способен поддаться чувствам и начать действовать под влиянием ревности и злости. Но потом на смену приходит чувство долга и ответственность перед детьми и семьей, так долго ожидавших отца и мужа с войны.

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Чему учит рассказ возвращение платонов. Смотреть фото Чему учит рассказ возвращение платонов. Смотреть картинку Чему учит рассказ возвращение платонов. Картинка про Чему учит рассказ возвращение платонов. Фото Чему учит рассказ возвращение платонов

Отзыв о рассказе Платонова «Возвращение»

Чему учит рассказ возвращение платонов. Смотреть фото Чему учит рассказ возвращение платонов. Смотреть картинку Чему учит рассказ возвращение платонов. Картинка про Чему учит рассказ возвращение платонов. Фото Чему учит рассказ возвращение платоновГлавный герой рассказа Андрея Платонова «Возвращение» — гвардии капитан Алексей Иванов. После окончания войны он демобилизовался из армии и поехал на поезде домой, где его ждала жена и двое детей. В дороге он познакомился с девушкой Машей, которая тоже возвращалась в родные места после войны. Родители у Маши пропали без вести, и она ехала в родной город, где у нее жили две тетки.

Алексей почувствовал симпатию к Маше и даже сошел с поезда в родном городе девушки, чтобы помочь ей устроиться на месте. Через два дня он решил ехать дальше, к семье, а Маша провожала его на вокзале. Алексей во время прощания сказал девушке, что будет вечно помнить ее образ.

Когда Иванов приехал в родной город, на вокзале его встретил сын Петр, которому шел двенадцатый год. Уже несколько дней жена Иванова, Люба, отпрашивалась с работы и ходила на вокзал встречать мужа. А в день приезда она послала к приходу поезда сына.

Петрушка спросил, почему отец так долго ехал и тот ответил, что поезд шел медленно. Потом они пошли домой, где их уже ждала Люба, снова отпросившаяся с работы, и дочь Настя. Настя была еще маленькой, когда отец ушел на войну и совсем не помнила его.

Потом были приготовления к праздничному обеду по случаю возвращения капитана Иванова домой. За обедом Алексей расспрашивал домашних, как они без него жили. Он узнал, что Люба теперь работает на заводе, а дома хозяйничает Петруша.

Во время разговора Алексей случайно узнал, что последние два года в их дом постоянно приходил человек, которого звали Семен Евсеич. Его семья погибла, и он привязался душой к Петруше и Насте. Семен Евсеич приносил ребятам гостинцы и читал Насте книжки.

Алексею не понравилось, что в его семью приходил чужой мужчина в его отсутствие и поздно вечером он устроил Любе скандал, упрекая ее в неверности. Петруша слышал, как родители спорят, но боялся вмешиваться. Однако, после того, как отец разбил лампу, он вмешался и встал на защиту матери, говоря отцу о том, как трудно им жилось, пока тот был на фронте.

Утром Петруша проснулся поздно. От Насти он узнал, что мама ушла на завод, а отец взял свой мешок и тоже ушел. Мальчик понял, что отец решил уехать от них. Он решил идти вместе с сестрой на вокзал.

Алексей Иванов действительно решил уехать от семьи в тот город, где он расстался с Машей. Когда подошел поезд, он вошел в тамбур и не стал проходить в вагон, чтобы посмотреть на родную улицу, когда поезд будет проезжать переезд.

Не доезжая до переезда, Алексей решил уже идти в вагон, когда заметил двух детей, бегущих по улице. Сначала они направлялись к вокзалу, а потом увидели поезд и побежали к переезду. Поезд миновал переезд и Алексей выглянул из вагона, чтобы посмотреть на детей. Они бежали за поездом и старший из них стал махать Иванову, как бы призывая его вернуться.

В этот момент Алексей понял, что эти двое ребятишек – его дети, Петруша и Настя. У него стало жарко в груди и Алексей понял, что поступил неправильно. Он выбросил из вагона свой мешок и сошел с поезда.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Возвращение» заключается в том, что важно понимать мотивы поступков других людей. Алексей, который сам при возвращении домой ухаживал за девушкой Машей, не смог простить жене того, что ей уделяли внимание мужчины во время его отсутствия. Но решив уехать из города, Алексей не подумал о детях. И лишь увидев, как они бегут вслед за поездом, капитан Иванов понял, что поступил необдуманно.

Рассказ Платонова «Возвращение» учит не быть излишне самолюбивым и быть более внимательным к близким людям, доверять им и верить в них.

В рассказе мне понравился Петруша, который стал опорой для матери в суровые военные годы и который приложил все усилия, чтобы вернуть отца домой. Детям нужен отец и ребята очень хорошо понимали это. Они ждали отца с фронта и дождались, и в их планы не входило его терять. А что касается Алексея, то не стоит рубить с плеча, а стоит относиться ко всему с большим пониманием. Война много бед принесла, не стоит сотворять ещё одну — бросать детей.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Возвращение»?

Всякий дом хозяином держится.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто мудр, тот и добр.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Сочинение по произведению Возвращение Платонова

В своем рассказе «Возвращение» Андрей Платонов повествует о тяжелых послевоенных временах. Главным героем произведения является капитан Алексей Иванов, вернувшийся домой после войны.

Дома его ждали жена Люба и двое ребятишек – Петруша и Настенька. Война изменила Иванова, изменила его взгляды, интересы, ощущения. Вот и отношение к собственной семье стало другим. Алексей отвык от своих близких и не спешил с возвращением к ним. В поезде он познакомился с девушкой Машей и решил остановиться в ее городе на некоторое время. Домой он вернулся только на шестой день.

В то время, пока капитан находился в чужом городе, его неустанно на перрон ходили встречать близкие. Автор дает прочувствовать томительное ожидание своего мужа и отца его детьми и женой. Но Алексея Иванова видимо мало заботила жизнь семьи. Его волновали только собственные переживания. Капитан чувствует себя одиноким без армии и своих военных товарищей.

Иванов даже не задумывался о том, почему его жена так изменилась внешне. Ей приходилось тяжело работать, чтобы прокормить детей. Она работала, оставляя своих голодных детей надолго одних.

Возвращение в семью не делает счастливой ни одну из сторон. Война изменила людей когда-то родных и близких друг другу. Изменила и сделала их совершенно чужими. Алексею Иванову стыдно за свое равнодушие к детям, к жене.

Как-то раз Настенька рассказала отцу, что у них часто бывал Семен Евсеевич, который присматривал за ними. После этого супруга честно призналась мужу в своей неверности. Капитан почувствовал себя униженным и оскорбленным. Он решается уйти из семьи и уехать к девушке Маше. Однако дети не дали отцу уехать. Он увидел их бегущими к переезду. Петруше было неудобно бежать, потому что ноги были обуты в разную обувь. В этот момент мужчина понимает, что нужен своей семье. Он возвращается домой.

Когда капитан увидел детей, бегущих за ним, у него кольнуло в сердце и он понял и ощутил всю ту боль, которую пережила его семья. До этого момента он жил под влиянием собственного эгоизма и не замечал действительности.

2 вариант

Андрей Платонович Платонов является одним из творцов русского слова начала 20-го века, литературная судьба которого сложилась достаточно печально. Пусть писателя всякими различными способами старались запретить, его творчество не проходило цензуру, но он несмотря на это оставил яркий след в русской литературе прошлого века. Его небольшие по объемам рассказы читаются и сегодняшними школьниками, и людьми всех социальных слоев. Это доказывает то, что слово можно назвать бессмертным, ведь оно не сгорит в огне, в водице не утонет, ветром не сдуется.

Но что же такого было в рассказах сына железнодорожника, выходца из семьи среднего класса? Наверное, искренность, естество, нечто настоящее и неискусственное, что и смогло побудить интерес советского читателя и современного к этакой прозе.

Андрей Платонов не старался писать вычурно, но зато это было и есть понятно каждому. Он писал о том, что чувствовал, прожил, знал и хотел об этом рассказать другим людям, которые такие же, как и он.

Одним из его знаковых произведений является рассказ «Возвращение». Относится этот небольшой по объемам рассказик к теме войны. Война – это самое страшное, что может быть. Она рушит семьи, отнимает отцов у детей, сыновей у матерей, разрывает близких надолго, а некоторых и навсегда, порождает злость, предательства и измены. Именно это хочет донести к своим читателям Андрей Платонович Платонов.

По сюжету рассказа солдат возвращается с войны в родной дом к своей жене и дети. По пути к хате он знакомится с девушкой, в которой отыскивает близкую по духу, интересам, взглядам, склонностям, настроениям душу. Они мило беседуют целую ночь. Вот мужчина прибывает в место назначения и отправляется в так знакомый дом. Там его встречают жена и дети. Но это происходит не так мягко, мило и прекрасно, как хотелось бы. Чувствуется, что несколько лет отсутствия его дома изменило отношения между ними. Они отдалились. Скоро солдат узнает, что жена изменяла ему, пока тот отсутствовал. Он в гневе решается уехать к Маше (та девушка из поезда). Вот он стоит на перроне, но бегущие к нему дети заставляют его остаться. Он прощает жену и остается дома из-за любви к детям.

Это произведение учит, что каким мы тяжким не было возвращение, необходимо прощать и понимать, любовь побеждает всегда. Война рушит судьбы, но каждый способен отыскать в себе силы, чтобы выстоять.

Сочинение-рассуждение по рассказу

Война искалечила жизни и судьбы миллионов людей. Нелегко пришлось и тем, кто выжил. Им предстояло вернуться с войны. И это оказалось не так просто, как закрыть одну дверь и открыть другую — в прежнюю, довоенную жизнь, к своей семье и детям. Война изменила людей, и жизни уже не суждено было стать прежней. Герою рассказа Платонова предстояло долгое возвращение не только домой, но и к самому себе.

Алексея Иванова война не отпускала. С одной стороны, тянуло домой, к жене и детям. А с другой — что-то задерживало, какой-то страх не давал покоя. Этот страх и сблизил его с Машей, которая тоже боялась возвращения к полузабытыми родственниками. Остановку на пару дней с Машей в ее городке Алексей объяснил себе как стремление помочить девушке освоиться, не оставлять ее в одиночестве. На самом деле его тянуло к молоденькой Маше, к ее запаху волос, широкому открытому сердцу. Скорее, это было желание немного отойти душой от войны, расслабиться, переключиться. Оставаться с Машей навсегда Иванов не собирался.

Дома Алексея ждали: жена и дети ежедневно встречали все поезда, шедшие с запада, в надежде поскорее увидеть мужа и отца. Долгожданная встреча состоялась, но все чувствовали себя скованно. Алексей и Люба научились жить друг без друга, и даже их дети стали вполне самостоятельными: 12-летний сын Петрушка научился вести хозяйство и заботился о матери и младшей сестре.

Алексей не хотел принять жизнь такой, какой ее сделала война, а вот сын Петруша оказался мудрее: «Я все дочиста понимаю. Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо». 12-летний мальчик не смог убедить отца, и наутро Алексей решил уехать от семьи к своей знакомой Маше. Петруша и Настя бежали за поездом, надеясь вернуть Алексея. И сердце отца дрогнуло, он сошел с поезда и отправился навстречу детям — своему продолжению, а значит, навстречу к самому себе. Именно в этот момент состоялось настоящее возвращение Алексея домой.

По произведению Возвращение Платонова

Чему учит рассказ возвращение платонов. Смотреть фото Чему учит рассказ возвращение платонов. Смотреть картинку Чему учит рассказ возвращение платонов. Картинка про Чему учит рассказ возвращение платонов. Фото Чему учит рассказ возвращение платонов

Популярные сочинения

Герасим является одним из основных персонажей произведения и представляется автором в образе крепостного крестьянина, средних лет, принадлежавшего старой капризной барыне, проживающей постоянно в столице.

Школьная жизнь наполнена большим количеством школьных предметов. Каждый урок важен по-своему. Но физкультура это мой любимый предмет в школе. На этом уроке дети могут бегать

Великий русский классик Иван Сергеевич Тургенев наиболее известен читателю благодаря ряду произведений, которые затрагивают его искреннее единение с народом

Источник

Сочинение: Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» (А. Платонов)

Рассказ Платонова «Возвращение» — это одно из самых прекрасных произведений автора. В нем читатель знакомится с жизнью семьи Ивановых, испытавшей на себе тяжелое бремя войны. Какие же проблемы затрагивает Платонов в своем произведении?

В рассказе Платонова «Возвращение» поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности всех людей. После четырех лет на войне Алексею Иванову мирная жизнь кажется странной и чуждой. Он привык к своим боевым товарищам и даже не спешил возвращаться домой после демобилизации. Его жене Любе пришлось работать целыми днями, чтобы и детей прокормить, и Родине пользу принести. А сыну Алексея, Петруше, пришлось взять на себя ведение хозяйства. Война разлучила семью Ивановых на несколько лет. Герой рассказа не видел, как росли его дети. Он не понимает, почему у его сына сложился такой характер. Война не только убивает солдат, но и разрушает жизни спасшимся. И фронтовики, и их семьи отвыкают от мирной жизни, им трудно вернуться к довоенному образу жизни.

Также очень важно упомянуть о проблеме ответственности и прощения. После приезда домой Алексей должен взять на себя роль отца и главы семьи. Но ему сделать это трудно. Во время ссоры с женой герой ведет себя как маленький ребенок, а его одиннадцатилетний сын берет на себя роль рассудительного главы семьи. Только в конце, когда Алексей увидел бегущих за поездом детей, он понял, что нужен своей семье. Герой сошел с поезда и был готов взять на себя обязанности отца и мужа. Чтобы вернуться к мирной жизни, надо уметь прощать. Алексей узнал, что жена изменила ему, пока он воевал. Люба объясняла, что сильно нуждалась в тепле и поддержке. Женщина боялась не выдержать такой жизни. Читатель видит, что не только Алексею пришлось трудно, но и его семье. Только любовь, прощение и милосердие могут помочь воссоединить семью.

В своем рассказе автор поднимает проблему духовного возвращения домой, к мирной жизни. После нескольких лет на войне у фронтовиков меняется характер, надо вновь привыкать к мирной жизни. Недостаточно просто физически прийти домой, нужно внутренне вернуться к семье и к себе доброму, понимающему и милосердному. Иванову предстоит стать главой своей семьи, в Любе просыпается миловидная и хлопотливая жена, а Петруша должен вернуться к роли ребенка.

В своем рассказе Платонов говорит о нескольких важных проблемах: о негативном влиянии войны на жизни людей, превращении мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; о разлуке членов одной семьи; о проблеме верности и измены, ответственности и прощения; о проблеме любви, с помощью которой можно воссоединить семьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *