Чему учит рассказ возвращение

«Возвращение» (А. Платонов)

Цитата: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека».

Проблематика: нравственная (проблема перехода от войны к миру, проблема совести и ответственности).

Смысл названия: Андрей Платонов поднял в этом рассказе важную тему — эмоциональный износ после войны. Физически герой рассказа Иванов возвращается домой, но он перестал ощущать любовь к жене и нежность к детям. Его душевное возвращение происходит только в финале рассказа.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: неповторимость рассказов Андрея Платонова обусловлена его вниманием к духовной стороне личности.

И очень часто духовность находит отображение в образах детей. Не стал исключением и рассказ «Возвращение»: двенадцатилетний Петрушка помогает своему отцу многое понять и прочувствовать.

Время и место действия: действие рассказа происходит после Великой Отечественной войны в родном городе главного героя.

Действующие лица

Краткое содержание

Алексей Иванов после войны едет в родной город. По дороге он знакомится с девушкой Машей, сближается с ней и два дня проводит в родном городе Маши. После он всё же отправляется домой. Алексея встречает на вокзале его сын Петрушка. Сын ведёт Иванова домой. Чувствуется, что члены семьи отвыкли от Алексея: жена не знает, о чём с ним говорить, а маленькая Настя даже плачет — она забыла отца.

Любовь Иванова упоминает в разговоре, что к детям приходил Семён — знакомый Ивановых. Алексей начинает подозревать, что жена была ему неверна. Позднее он подробно расспрашивает Любовь Васильевну. Жена отвечает, что с Семёном у неё ничего не было. От тоски она однажды сошлась с инструктором районного комитета, но на самом деле любит только своего мужа Алексея. Иванов отталкивает жену и сообщает о намерении уйти из семьи. Он хочет уехать к Маше, с которой провёл два дня. Ни жена, ни дети не будят в нём никаких чувств.

Утром Иванов одевается, идёт на вокзал и садится в поезд. Тем временем Петрушка замечает, что отца нет. Он одевает Настю и ведёт девочку искать отца.

Алексей проезжает мимо своего дома и видит, как Пётр торопится за поездом и тащит за руку маленькую сестру. В нём просыпаются замороженные, но не убитые войной чувства, и он торопливо сходит с поезда, чтобы пойти навстречу своим детям.

Экранизации

«Возвращение» (СССР, 1968, телеспектакль); «Возвращение» (Россия, 1997, телеспектакль-чтение).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как изначально назывался рассказ Андрея Платонова «Возвращение»?

Ответ. «Семья Иванова».

В чём смысл названия рассказа «Возвращение»?

Ответ. Это тройное возвращение: в начале рассказа солдат Иванов приходит с войны домой, а в финале — возвращается (физически и душевно) к жене и детям, в результате чего происходит третье возвращение — Иванов возвращается к себе, обретает прежние человеческие качества.

Источник

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Чему учит рассказ возвращение. Смотреть фото Чему учит рассказ возвращение. Смотреть картинку Чему учит рассказ возвращение. Картинка про Чему учит рассказ возвращение. Фото Чему учит рассказ возвращение

Отзыв о рассказе Платонова «Возвращение»

Чему учит рассказ возвращение. Смотреть фото Чему учит рассказ возвращение. Смотреть картинку Чему учит рассказ возвращение. Картинка про Чему учит рассказ возвращение. Фото Чему учит рассказ возвращениеГлавный герой рассказа Андрея Платонова «Возвращение» — гвардии капитан Алексей Иванов. После окончания войны он демобилизовался из армии и поехал на поезде домой, где его ждала жена и двое детей. В дороге он познакомился с девушкой Машей, которая тоже возвращалась в родные места после войны. Родители у Маши пропали без вести, и она ехала в родной город, где у нее жили две тетки.

Алексей почувствовал симпатию к Маше и даже сошел с поезда в родном городе девушки, чтобы помочь ей устроиться на месте. Через два дня он решил ехать дальше, к семье, а Маша провожала его на вокзале. Алексей во время прощания сказал девушке, что будет вечно помнить ее образ.

Когда Иванов приехал в родной город, на вокзале его встретил сын Петр, которому шел двенадцатый год. Уже несколько дней жена Иванова, Люба, отпрашивалась с работы и ходила на вокзал встречать мужа. А в день приезда она послала к приходу поезда сына.

Петрушка спросил, почему отец так долго ехал и тот ответил, что поезд шел медленно. Потом они пошли домой, где их уже ждала Люба, снова отпросившаяся с работы, и дочь Настя. Настя была еще маленькой, когда отец ушел на войну и совсем не помнила его.

Потом были приготовления к праздничному обеду по случаю возвращения капитана Иванова домой. За обедом Алексей расспрашивал домашних, как они без него жили. Он узнал, что Люба теперь работает на заводе, а дома хозяйничает Петруша.

Во время разговора Алексей случайно узнал, что последние два года в их дом постоянно приходил человек, которого звали Семен Евсеич. Его семья погибла, и он привязался душой к Петруше и Насте. Семен Евсеич приносил ребятам гостинцы и читал Насте книжки.

Алексею не понравилось, что в его семью приходил чужой мужчина в его отсутствие и поздно вечером он устроил Любе скандал, упрекая ее в неверности. Петруша слышал, как родители спорят, но боялся вмешиваться. Однако, после того, как отец разбил лампу, он вмешался и встал на защиту матери, говоря отцу о том, как трудно им жилось, пока тот был на фронте.

Утром Петруша проснулся поздно. От Насти он узнал, что мама ушла на завод, а отец взял свой мешок и тоже ушел. Мальчик понял, что отец решил уехать от них. Он решил идти вместе с сестрой на вокзал.

Алексей Иванов действительно решил уехать от семьи в тот город, где он расстался с Машей. Когда подошел поезд, он вошел в тамбур и не стал проходить в вагон, чтобы посмотреть на родную улицу, когда поезд будет проезжать переезд.

Не доезжая до переезда, Алексей решил уже идти в вагон, когда заметил двух детей, бегущих по улице. Сначала они направлялись к вокзалу, а потом увидели поезд и побежали к переезду. Поезд миновал переезд и Алексей выглянул из вагона, чтобы посмотреть на детей. Они бежали за поездом и старший из них стал махать Иванову, как бы призывая его вернуться.

В этот момент Алексей понял, что эти двое ребятишек – его дети, Петруша и Настя. У него стало жарко в груди и Алексей понял, что поступил неправильно. Он выбросил из вагона свой мешок и сошел с поезда.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Возвращение» заключается в том, что важно понимать мотивы поступков других людей. Алексей, который сам при возвращении домой ухаживал за девушкой Машей, не смог простить жене того, что ей уделяли внимание мужчины во время его отсутствия. Но решив уехать из города, Алексей не подумал о детях. И лишь увидев, как они бегут вслед за поездом, капитан Иванов понял, что поступил необдуманно.

Рассказ Платонова «Возвращение» учит не быть излишне самолюбивым и быть более внимательным к близким людям, доверять им и верить в них.

В рассказе мне понравился Петруша, который стал опорой для матери в суровые военные годы и который приложил все усилия, чтобы вернуть отца домой. Детям нужен отец и ребята очень хорошо понимали это. Они ждали отца с фронта и дождались, и в их планы не входило его терять. А что касается Алексея, то не стоит рубить с плеча, а стоит относиться ко всему с большим пониманием. Война много бед принесла, не стоит сотворять ещё одну — бросать детей.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Возвращение»?

Всякий дом хозяином держится.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто мудр, тот и добр.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

«Возвращение» — читательский дневник по рассказу А. Платонова

Чему учит рассказ возвращение. Смотреть фото Чему учит рассказ возвращение. Смотреть картинку Чему учит рассказ возвращение. Картинка про Чему учит рассказ возвращение. Фото Чему учит рассказ возвращение

Рассказ «Возвращение» Андрея Платонова впервые был опубликован в 1946 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Андрей Платонович Платонов
Название произведения: «Возвращение»
Жанр: рассказ
Год написания: 1946
Издательство: Молодая гвардия
Год издания: 1989

Главные герои и их краткая характеристика

Алексей Алексеевич Иванов – капитан гвардии, мужчина 35 лет, прошедший всю войну.
Любовь Васильевна – жена Иванова, измученная тяжелым трудом добрая, нерешительная женщина.
Петрушка – не по годам взрослый двенадцатилетний мальчик, сын Иванова.
Семен Евсеевич – вдовец, потерявший в войну жену и детей, добрый, отзывчивый человек.
Маша – двадцатилетняя девушка, наивная, доверчивая, любовница Иванова.
Настя – дочка Иванова, хозяйственная, смышленая девочка пяти лет.

Краткое содержание и сюжет

Трижды капитан Иванов пытался оставить часть и уехать домой, но поезда все не было. В последний раз он остался на вокзале и разговорился с Машей, молодой девушкой, которая работала помощником повара в их части, а теперь тоже ехала домой.

Иванову оказалось очень хорошо с девушкой и он поцеловал ее. Потом они двое суток ехали в поезде, а когда Маша добралась до родного ей города. Иванов вышел с ней, и провел у девушки два дня. Маша не знала, женат ли Иванов, но просила не думать о ней, когда они расставались. Хотя знала, что сама Иванова никогда не забудет.

Иванов приехал домой и был встречен строгим, повзрослевшим Петрушей. Пришла жена Люба, а Настя все время плакала. За обедом Петруша на всех покрикивал и командовал, а мать пыталась тихо успокоить сына. Потом Иванов стал расспрашивать Любу о том, как она жила без него, и та рассказала про работу на кирпичном заводе. Иванов никак не мог почувствовать себя дома, все казалось ему незнакомым и непривычным.

Но вот Настя оставила кусок пирога для дяди Семена, и Иванов с удивлением узнал, что к его жене ходит некий Семен Евсеевич, одинокий и добрый человек, потерявший на войне семью.

Ночью Иванов стал выговаривать жене, что та обманула его, и пригласила жулика, а Люба заступалась за Семена Евсеича. Родители ругались долго и Петрушке это надоело. Он встал и сурово отчитал родителей, особенно отца, который не понимал главной вещи, что у них сейчас одно дело — жить надо.

Утром Петруша проснулся и узнал, что отец ушел, прихватив с собой мешок. А Иванов уже садился в поезд, решив вернуться в Маше. Он стоял в тамбуре и бросил последний взгляд на вокзал, как вдруг заметил двух детей, которые бежали вслед за поездом. Он понял, что это его дети. Они махали ему руками, словно звали назад. И Иванов сошел с поезда на песчаную дорожку прямо на ходу.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дважды Иванова провожали из части, а на третий он не стал возвращаться с вокзала. Там он встретил Машу, с которой провел несколько дней, а потом поехал домой. Дома все изменилось, и сын Петрушка стал взрослым и ведет хозяйство. К жене Иванова ходит в гости дядя Семен, и Иванов терзается ревностью Он решает отправиться к Маше, садится на поезд и уезжает. Дети бегут за поездом, и Иванов сходит с поезда прямо на ходу.

План пересказа

Основная мысль

Влияние войны на семьи, на судьбы и личности людей, их взаимоотношения. Возвращение в привычное русло жизни было тяжелым и не всегда удавалось – далеко не все могли простить и принять горькую правду жизни.

Чему учит

Рассказ учит прощать других и прощать себя. Учит хранить семейные ценности и жить ради счастья близких людей. Учит тому, что все в жизни проходит, а дети остаются.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, и большей всего мальчик Петрушка. Он рано повзрослел, но в этом рассказе он кажется самым нормальным и адекватным. Он понимает, что жизнь сложная вещь, в которой может случится разное, а потому просто надо жить.

Вывод и мое мнение

Любой человек способен поддаться чувствам и начать действовать под влиянием ревности и злости. Но потом на смену приходит чувство долга и ответственность перед детьми и семьей, так долго ожидавших отца и мужа с войны.

Источник

Анализ рассказа Платонова Возвращение

Главная мысль произведения заключается в трагедии отдельно взятой семьи Ивановых, на долю которых выпало непростое испытание: война и разлука. Автор рассказывает о том, как главный герой Алексей Иванов возвращается с фронта к своей семье, но никак не может привыкнуть к новым реалиям послевоенной жизни. А все дело в том, что война в корне изменила жизнь вернувшегося с войны солдата и членов его семьи. Автор отчетливо дает понять, что война разрушает семьи не только физически, но и психологически, духовно и нравственно. Для того, чтобы вернуться к прежнему нормальному образу жизни, необходимо пойти на компромисс.

Платонов в своем произведении отражает проблематику влияния войны на судьбы миллионов советских людей. Автор поднимает тему супружеской неверности и говорит о том, что война делает из детей «маленьких стариков», разлучает и ломает некогда счастливые семьи.

С войны возвращается демобилизованный из армии Алексей Иванов. Он очень соскучился и жаждет увидеть свою семью, которая его очень ждет и любит. Однако приехав, герой понимает, что жизнь в доме изменилась: супруга словно невеста, стесняется мужа, сын стал очень прагматичным, и вместо игр и забав хлопочет по хозяйству, дочка совсем не помнит отца, и плачет при виде Алексея. Ко всему прочему герой узнает о неверности супруги: она честно рассказывает ему об измене.

Не сумев простить предательства супруги герой решает оставить семью и садится на поезд. Но увидев бежащих вслед за поездом детей, смягчается и прощает жену, понимая, что сам неоднократно изменял ей с другими женщинами. Алексей меняет свое мнение о жене: в нем «умирает» эгоист, он переосмысливает ситуацию и возвращается домой к детям.

Автор очень пронзительно и трогательно показывает свое отношение к героям. Он их жалеет, и в некоторой степени оправдывает за их поступки, как-бы говоря читателю, что война заставила их быть такими. Если бы не война и разлука эта семья жила бы спокойно, без измен и недопонимания.

Анализ 2

Каждое произведение, которое написал Платонов проживают свою маленькую жизнь. В каждом рассказе изображается чья-нибудь судьба или жизнь. Кроме этого Платонов является писателем, которые большинство своих произведений написал после войны. Здесь рассказывается о том, как главный герой менялся. А главным героем стал Алексей Иванов, который недавно вернулся с войны домой, где его ждала семья. Конечно, он возвращается в свой прежний мир, в котором жил до наступления войны и к тому каким он был раньше. Ни одного из героев писатель не выделяет, а старается жалеть и понимать каждого из них.

Здесь писатель не изображает саму войну, но она показана через природу. Кроме этого здесь изображено еще и внутреннее состояние главного героя, а также весь мир, который окрасился в грусть и печаль. Многим может показаться герой не очень-то приятным, а некоторым даже скверным. Ведь даже после войны он не изменился, а продолжал вести себя словно на поле боя.

Алексей Иванов возвращается домой с войны. Вот только домой он не торопиться, а все потому что столько событий произошло за это время у него перед глазами. Да к тому же он отвык от всех, кто раньше находился рядом с ним и заботился о нем. Вместе с ним добиралась домой красивая и молодая девушка по имени Маша. Она сразу же ему понравилась, и поэтому он вместе с ней вышел на ее станции.

А тем временем жена и его дети каждый день приходили на перрон для того чтобы встретить своего любимого отца и мужа. Он только показался дома на одиннадцатый день. Сын его встретил не очень-то радостно, да и отцом сын остался недоволен. Жена не может привыкнуть к мужу и поэтому постоянно стесняется его. Маленькая дочь Настя помогает во всем матери. А сын Петя выполняет все, что прикажет ему родной отец.

Неожиданно Настя рассказала отцу о том, что к ним ходит сосед, у которого всю семью убили. Он помогает матери не только по дому, но иногда сидит с детьми. А жена признается, что изменила мужу с инструктором, который давно за ней ухаживает.

На следующий день Алексей решает вернуться к Маши. Он уже купил билет на поезд и даже зашел в вагон, но дети прибежали за ним и начали упрашивать не уезжать, а остаться с ним, ведь он им очень нужен. И Алексей остается.

Здесь Платонов раскрывает всю проблему того времени, когда мужу приходится разлучаться с семьей и отправляться на войну. Кроме этого здесь затрагивается еще и проблема характера героя, который очень много пережил за это время и теперь совсем другими глазами смотрит на жизнь.

Вариант 3

Рассказ Андрея Платонова повествует о событиях послевоенного времени – в его основу взято возвращение демобилизованного капитана Алексея Иванова на поезде домой. Два дня Алексей проводил со случайной попутчицей Машей – дочерью пространщика. Иванов чувствовал себя свободным рядом с ней, ощущает в девушке родственную душу, потому как саму Машу не связывали какие-то обязательства, у нее не было семьи, это свободная и одинокая личность. Герой выходит на станции в ее родном городе и даже не говорит, что дома его ждет семья.

Далее мы можем ближе ознакомится с семьей Алексея. Дети и жена ждали его у каждого проходящего поезда, на шестой день сын Алексея – 11-летний Петр, встречает его. Отец удивлен прагматичностью и хозяйственностью сына, он поражается, как выросли дети и как рано стали самостоятельными. Пятилетняя младшая дочь – Настя, совсем не помнит отца, она уже приучена к домашнему труду, дети Алексея не учатся и не играют, как им положено, а помогают во всем матери и хозяйничают в доме. Жена Иванова – Любовь Васильевна тревожно ждала их встречи все это время, она стесняется при нем, как «невеста».

Главный герой не может понять тех изменений, что произошли в доме за четыре долгих года их разлуки. Автор показывает, как он становится чужим для своей же собственной семьи. Он понимает, что семья привыкла жить без него, все ему здесь становится далеким и неродным.

Впоследствии Алексей узнает, что жена Любовь одно время была близка с инструктором райкома профсоюза. Сын Петя, случайно подслушавший разговор, может понять поступок женщины, он уже понимает все по взрослому и старается примирить родителей, только Иванов упорно не хочет видеть перед собой то, как тяжело было его семье все эти годы – обида застилает его разум. Он осуждает жену, однако сам и не вспоминает про свою измену – несмотря на уговоры сына и жены он решает покинуть семью и уходит из дома.

Автор рассказа осуждает главного героя в том, что он задумывается только о себе и в упор не замечает чувств и трудных обстоятельств родных ему людей. В самом конце рассказа дети возвращают главного героя домой – они выбегают к поезду. Для самостоятельного Петруши резкий уход отца возрождает в нем ребенка, даже впопыхах он одевает на одну на одну ногу галошу, а на другую – валенок. Герой видит собственных детей, и в душе у него прозревает понятие того, что действительно ценно, в нем рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Платонова Возвращение

Популярные сегодня темы

Клод Моне, знаменитый импрессионист, написал целую серию картин со зданием парламента в Лондоне в тумане. Всего художник создал более 30 картин с подобным сюжетом.

Данное произведение было написано Жан-Батистом Мольером, который в своей творческой карьере написал множество замечательных и интересных комедийных историй. В них он старался показать такие человеческие пороки

9 мая – это особенный день для каждого и для всей нашей страны. Вечно будут находиться в наших сердцах те мучительные слезы и ужасы, которые видела наша земля.

Грибной дождь – это естественно природное явление. Он проходит тихо и спокойно с небольшой интенсивностью, и с присутствием солнечного света.

Источник

Сочинение: Смысл рассказа «Возвращение» (А.П. Платонов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.08.2020 · Обновлено 04.08.2020

(495 слов) Рассказ «Возвращение» – это произведение, наполненное глубоким эмоциональным подтекстом. Рассказ описывает возвращение солдата к своей семье, его попытки вернуться к обычной жизни и понимание им того, как сильно меняет людей война.

Центральный герой произведения – Алексей Алексеевич Иванов – капитан гвардии, который покидал службу в связи с демобилизацией. Пройдя всю войну, мужчина возвращался в родной город, где его ждала любимая жена и двое детей. Несмотря на радость от победы и ожидания скорой встречи с родными, Иванов, как и повстречавшаяся ему на вокзале «Маша – дочь пространщика», чувствовал себя опустошённым. Новая, гражданская жизнь казалась непривычной и чужой, абсолютно далёкой и даже пугающей. На фоне страха и волнения перед возвращением Иванов и Маша находят друг в друге поддержку, ведь они оба прошли войну, и они оба не знали, как жить дальше.

Свою неготовность к обычной жизни Иванов начинает осознавать ещё при первой встрече с сыном на вокзале. Подросший мальчик кажется не по годам серьёзным и умудрённым опытом. Однако, придя домой, почувствовав запах родного места, солдат успокаивается и старается не думать о плохом. Мужчина удивляется жизни родных: Петя руководил хозяйством, Любовь Васильевна во всём была послушна сыну, как и маленькая Настя, непременно помогающая всем, чем только может. Иванова не покидало чувство отдалённости: ему казалось, что он лишний, что семейный быт налажен и без него. Он высказывал негодование по поводу того, что Петрушка теряет своё детство, управляясь по хозяйству. Иванов, возможно, сам того не понимая, искал поводы для разочарования, которые позволили бы ему принять решение об отъезде. Так, нагнетая обстановку вопросами о Семёне Евсеевиче, солдат доводит жену до слёз, выманивая у неё признание в близкой связи с другим мужчиной.

Солдат, вернувшийся с войны, надломлен физически и морально. Годы боевых действий оставили отпечаток на его характере и восприятии мира. Иванову казалось, что там, где-то далеко, с Машей, ему будет хорошо. Ведь она понимала его, тоже видела ужасы войны и была «по-военному» родной. Трудности, с которыми столкнулся Иванов после возвращения в семью, показались ему неисправимыми, хотя на самом деле он просто их боялся. Он опасался того, что так и не сможет привыкнуть к гражданской жизни, покалечив этим и судьбы родных.

Рассказ «Возвращение» – это история солдата, вернувшегося с войны, но бегущего от самого себя. Иванов всё ещё помнил запах войны – запах тревожности, опасности, запах волос Маши. Но сейчас он ощущал и аромат дома – он чувствовал «тихую радость в сердце и спокойное довольство». Этот контраст смущал солдата и заставлял задумываться о том, что же будет с ним и его семьёй дальше. Лишь после отправления поезда мужчина понимает, что же ему было нужно и что он чувствует: «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». Солдат наконец-то увидел, как дороги ему дети и жена, как счастлив он в своём доме и как далеко теперь оставалась война.

В рассказе «Возвращение» заключён важный посыл автора: война может разрушить семью, но люди должны сделать всё, чтобы этого не произошло. Ведь поддаться эмоциям и принять эгоистичное решение – легко, а обрести спокойствие и быть со своей семьёй и разумом, и сердцем – очень трудно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *