Чему учит рассказ выскочка михаила пришвина
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе М.Пришвина «Выскочка»
Главные героини рассказа Михаила Пришвина «Выскочка» — собака по кличке Вьюшка и глупая сорока. Вьюшка была родом из Сибири. Она умела охотиться и сторожить двор. Свои обязанности Вьюшка выполняла хорошо, мимо нее и муха незамеченной не пролетала.
Но однажды Вьюшку перехитрили сороки-воровки. От обеда Вьюшке перепало две косточки. Она вынесла их на улицу и стала грызть одну косточку, положив другую рядом. В этот момент к ней с разных сторон подлетели две сороки. Пока Вьюшка отвлеклась на одну из них, другая схватила лежавшую рядом с собакой косточку и унесла ее.
Сороки жили неподалеку и у них были уже взрослые птенцы. Когда с украденной косточкой было покончено, сороки решили утащить у Вьюшки и вторую косточку, которую собака еще грызла.
Крылатые воровки стали полукругом подбираться к Вьюшке, но одна из них, самая глупая и нетерпеливая, выскочила вперед и понеслась к собаке. Другие сороки пытались ее отозвать громким стрекотанием, но Выскочка их не слушала.
Она подскочила прямо к носу Вьюшки и попыталась обманом завладеть косточкой. Но собака разгадала ее планы и когда сорока схватила кость, вцепилась ей в хвост. Выронив добычу, Выскочка рванулась прочь, и ее хвост остался в зубах у собаки. Оставшись без хвоста, глупая сорока взлетела на дерево. Выскочка теперь совсем перестала походить на сороку без длинного хвоста.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Пришвина «Выскочка» заключается в том, что глупость и несдержанность часто приводят к неприятностям. Сорока-выскочка решил в одиночку отобрать у собаки косточку, и поплатилась за чрезмерную самоуверенность.
Рассказ учит безосновательно не высовываться, а грамотно действовать в составе коллектива. Если бы сорока-выскочка не поторопилась, а действовала, как остальные сороки, она бы не пострадала.
В рассказе мне понравилась собака Вьюшка, которая перехитрила нахальную сороку и оставила воровку без хвоста.
Какие пословицы подходят к рассказу Пришвина «Выскочка»?
Глупая голова по ветру летает.
Не лезь вперед батьки в пекло.
Хитри, да хвост береги.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
«Выскочка» Пришвин читательский дневник
Пришвин «Выскочка» читательский дневник по рассказу поможет записать кратко какой жанр, главная мысль, краткое содержание, кто главные герои, чему учит произведение, какой план рассказа для пересказа, сколько страниц всего, и какие пословицы подходят. Чем понравилось произведение и почему оно так называется также можно записать в читательский дневник.
Пришвин «Выскочка» читательский дневник 4 класс
Жанр: рассказы о животных
Главные герои «Выскочка»
Характеристика героев
Вьюшка — очень веселая собака, лайка, с хвостиком колечком, с острыми ушками, похожими на рожки. Ее имя произошло от названия реки, где она родилась — Бия. Но потом трансформировалось в Бьюшку, и далее во Вьюшку. Она Вьюшка была добродушной собакой, но когда сорока пыталась украсть у нее вторую косточку, то она решила проучить наглую птицу. Собака проявила хитрость и выдержку.
Выскочка — это самоуверенная и наглая сорока, которая думала, что она хитрее и умнее всех. Она хотела нагло отобрать вторую кость у собаки, словно позабыв, что собака крупнее и сильнее во много раз. Это говорит о глупости Выскочки. Выскочка вызывает раздражение и смех. Она лезет вперед всех и поэтому автор неслучайно называет ее Выскочкой.
Выскочка рассчитывала на свою скорость, думала, что пока собака не смотрит успеет схватить кость и улететь, но не тут-то было.
Автор с любовью и уважением описывает собаку. Выскочка описана с юмором и насмешкой. Писатель осуждает действия сороки и нисколько не жалеет её, когда сорока лишилась хвоста. Наглость должна быть наказуема.
План рассказа «Выскочка»
Пришвин «Выскочка» краткое содержание для читательского дневника
1 У охотников появилась лайка по кличке Вьюшка.
2 Вьюшка была прекрасным сторожем.
3 На обед Вьюшке дали две сахарные косточки.
4 Нахальные сороки похитили сахарную косточку у Вьюшки.
5 Сорока по прозвищу Выскочка пытается похитить у Вьюшки вторую сахарную косточку.
6 Вьюшка перехитрила Выскочку и схватила её за хвост.
7 Выскочка осталась без своего красивого длинного хвоста.
8 Сороки осуждали Выскочку, ведь она своей нерасторопностью опозорила сорочий род.
Основная мысль рассказа «Выскочка»
Главная мысль в том, что за плохие поступки ты всегда будешь наказан.
Основная идея рассказа в том, что нельзя отделяться от коллектива, ни к чему хорошему это не приведёт.
Чему учит рассказ «Выскочка»?
Рассказ учит нас быть честными и не воровать, ведь расплата может настигнуть в самый неудобный момент. Рассказ учит тому, что не стоит быть наглым и выделятся от коллектива. Цели можно достичь если думать сообща и действовать.
Отзыв на рассказ Пришвина «Выскочка»
Мне понравился этот рассказ и особенно то наказание, которое ждало Выскочку. То, что она лишилась хвоста, мне кажется очень правильным, ведь нельзя наглеть сверх всякой меры. Автору удалось показать, как опасно бывает отделяться от коллектива и не слушать умных советов.
Этот рассказ интересен наблюдениями за характером и поведением обычных животных. Читать его интересно и познавательно.
Пословицы к рассказу «Выскочка»
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Выскочка»
Почему Пришвин назвал рассказ «Выскочка»? Рассказ назван по имени главной героини, сороки, которая считала себя самой умной и хитрой.
Конспект урока по литературному чтению на тему «М.М. Пришвин «Выскочка» (4 класс)
Тема М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для парной работы)
1. Организационный момент
Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Ребята, на карточке поставьте оценку, которую вы хотите получить в конце урока и покажите мне жестом, рукой. Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно
2. Мобилизующий этап
1) Постановка проблемы
-Вам нужно вспомнить тему раздела, который мы изучаем
-Узнайте птицу по описанию, возможно, она станет героем произведения, которое мы сегодня будем изучать
Скороговорка (сорока и скороговорка на доске)
Три сороки – тараторки тараторили на горке
3. Формулирование темы и цели урока
-Какой писатель и какое его произведение мы будем сегодня изучать вы определите сами.
-Какие слова получились? (Пришвин, выскочка)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока полность ю ( М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка»)
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель
( Совершенствовать знания о творчестве М.М, Пришвина. Учиться исследовать идейно-художественное содержание произведения и правильно, выразительно читать его)
4. Знакомство с биографией М.М. Пришвина
1) Чтение стихотворения учителем
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек…
— О ком это стихотворение? ( о ММ Пришвине)
-Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина (Вывешивается портрет)
— Сообщение о писателе сделают ваши одноклассники
-Слушаем внимательно и анализируем
2) Сообщения учеников
1 Ученик: М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.
3 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой . У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя, что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.
-Какие рассказы Пришвина вы читали?
— В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее. Этого человека по праву можно назвать «Певцом природы» Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.
5. Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление
— Переходим к изучению произведения «Выскочка»
1) Работа с Толковым словарём С.И. Ожегова
-Кого в жизни люди называют выскочкой? ( человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)
-Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова
-Как там раскрыто значение этого слова?
( Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)
2) Словарная работа (в паре )
— Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу.
бдительность – внимательность, настороженность
выводок – птенцы, выведенные одной матерью ( птицей)
поскакала – дуром – двигалась странно
улучила момент – нашла подходящее время
-Ребята предположите о ком или о чем пойдет речь в произведении? Определите это по названию.
-Все ваши предположения проверим, когда познакомимся с этим произведением.
— Для этого мы прослушаем текст (аудио приложение)
— Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.
— Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью.
— Опустите руки, если было семь сорок.
— Присядьте, если верно, что сороки постигли от своих родителей все тайны воровства.
— Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость.
— Попрыгайте, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах.
7. Продолжение работы над темой урока
1) первичное понимание прочитанного
— Кто является героем рассказа?
— Как у собаки появилась такая кличка?
— Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
— Что случилось ? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
— Как повела себя Выскочка?
— Что же произошло между героями?
-Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?
-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?
-Какое чувство вызвала у вас сорока? ( чувства насмешки, сострадания )
2) Обобщение прочитанного
-К какому жанру относится это произведение?
-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный? (так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)
-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? ( описывает повадки животных, поведение)
— Оправдались ли ваши предположения, о чем рассказ?
-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение ? (автор использует прием наделения животных качеством человека)
-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
8. Организация исследовательской деятельности учащихся
(Этап закрепления работы над текстом)
-Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.
Объект исследования: рассказ М.М. Пришвина «Выскочка»
Выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев
Определить главную мысль произведения
2) Работа в группах
Описание сороки до происшествия
Воровка яиц – метафора
Описание сороки после схватки
-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке
-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся над ней)
-Какой художественный приём автор использует (ирония)?
Выскочка до схватки с Вьюшкой. Выскочка после схватки
храбрая, легкомысленная, вертлявая,
9. Составление “синквейна”.
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2-3 имени прилагательных
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. ( Осуждение. )
1.сорока
2. ловкая, хитрая, проворная
3. подскакала, вырвалась
4. Сорока осталась без хвоста.
5. Выскочка.
-Кто главный герой рассказа?
-Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? ( Не надо быть выскочкой)
-Чему мы научились, прочитав это произведение ( не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)
-Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод
-Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке (высказывание ребят)
-А теперь оцените работу всего класса (оценка детей)
Что такое природа для нас? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.
Творческий пересказ от имени Вьюшки( кто затрудняется сделает обычный пересказ)
Пришвин «Выскочка», кто главные герои, какая главная мысль?
В рассказе Пришвина «Выскочка» можно выделить всего двух главных героев.
Первый герой, а точнее героиня это собачка по имени Вьюшка. Это именно она разгадала планы ворон и наказала самую наглую воровку.
Вторая героиня это наглая ворона, которая по своей наивности и наглости лишилась хвоста.
Главная мысль скорее всего заключается в том, что воровство это плохо. И автор показывает, конкретный пример наказания за преступление.
Автор хотел показать, что нечестные и наглые действия могут быть жестко наказаны. Автор учит читателя быть честным. В противном случае за содеянное может ждать сиеминутное наказание.
Главная мысль рассказа состоит в том, что брать чужое непозволительно. За такие действия придется отвечать, в данном случае сорока-воровка поплатилась своим хвостом. Кроме того, автор призывает нас быть дружными и никогда не отрываться от коллектива.
Главные герои рассказа Пришвина «Выскочка» и их характеристика:
Главная мысль рассказа выражена самим Пришвиным в тексте рассказа: «В семье не без урода», но можно расшифровать, пояснить ее.
Выскочка выбилась из семьи, их коллектива, за что понесла двойное наказание, от собаки, откусившей ей хвост, и от сорок, которые потешались над бесхвостой сорокой.
Писатель предупреждает, что не следует считать себя лучше и умнее других, не следует отрываться от коллектива, не следует быть выскочкой.
В интересном и поучительном рассказе Пришвина под названием «Выскочка» главных героев всего несколько, хотя персонажей ни один.
Рассказ «Пришвина» повествует историю наглой сороки, которая ни чего не боится и готова обокрасть даже собаку.
Именно эти два героя в произведении «Выскочка» и являются его главными героями.
1 Собака по кличке Вьюшка породы лайка. Вьюшка добрая собака, но справедливая, поэтому она не терпит наглости сороки.
2 Смелая, отважная сорока, которую автор называет Выскочкой. Она самолюбивая и самоуверенная, желает забрать у Вьюшка косточку.
Главная мысль рассказа заключается в том, что не стоит быть самоуверенной и наглой «выскочкой», которая суёт свой нос не туда, желает выделиться из коллектива.
Сороку проучила собака, схватив её за хвост.
Не стоит думать, что ты лучше, умнее других.
Главные герои в произведении «Выскочка», автор М.Пришвин:
Главная мысль рассказа «Выскочка» М. Пришвин:
Главной мыслью произведения является то, что не стоит идти против правил. Не надо думать, что ты лучше других. Не всегда самомнение положительно влияет на человека. На примере сороки, оставшейся без хвоста автор показал нам, что не стоит быть выскочкой.
Главные герои рассказа «Выскочка»:
Главная мысль в том, что не нужно считать себя умнее других. И если договорились что-то делать сообща, то нужно и держаться этого плана, а не вести себя, как эгоист.
В рассказе Пришвина под названием «Выскочка» героев немного.
Это собака по кличке Вьюшка. Вьюшка опытная собака с добрым нравом, но ловкая и умная.
Вьюшке удается разгадать хитрый замысел сорок, которые приноровились воровать косточки, предназначенные для Вьюшки.
Собака наказала наглую сороку выскочку, когда та хотела схватить косточку и вырвала сороке хвост.
Главная мысль рассказа такая: не стоит пренебрегать коллективным разумом и становиться выскочкой, ведь не оценив всех обстоятельств и своих сил реалистично, можно поплатится за недальновидность и глупость.
В моем понимании, главная мысль произведения заключена в том, чтобы показать на примере поведения этой сороки, что повышенное самомнение и чрезмерная вера в свои не дюжие способности могут навредить общему делу. Не прислушиваясь к разумному выполнению какой-то задачи, понадеявшись на свою «гениальность», можно попасть впросак, что и показано в сцене с потерей хвоста Выскочки. А будь она более разумной птицей, и не отбиваясь от общей стаи, делая в такт с другими птицами обманные движения, глядишь и вторую косточку бы «отбили» у Вьюшки, оставив собаку без лакомства. Своим же поведением сорока навредила не только себе, но и остальным птицам, которым осталось лишь сердито стрекотать в ее адрес.
М. Пришивин «Выскочка», главные герои рассказа:
Главная мысль рассказа:
Считается, что наглые в жизни больше добиваются, чем скромные и тихие. Однако это далеко не так. За наглость следует также платить. Рано или поздно найдется тот, кто наглых поставит на место.
Главные герои рассказа Пришвина «Лесной доктор»:
Главная мысль рассказа в том, что все в природе очень тонко взаимосвязано. Дятел не только добывает себе пищу под корой деревьев, но при этом и лечит эти же деревья, освобождая их от вредителей. Связи в природе заметить не просто, поэтому их часто называют невидимыми нитями.
Главные герои рассказа Пришвина «Медведь»:
Главная мысль рассказа в том, что среди зверей нет специально злых и кровожадных. Что нападают они на людей только в порядке самообороны, а на самом деле они все добрые и пушистые. И при этом очень любопытные, со своим особенным чувством юмора.
Главные герои рассказа Пришвина «Лисичкин хлеб»:
Главная мысль этого рассказа в том, что всех нас манит тайна, что все таинственное кажется нам необыкновенно привлекательным, заманчивым. И даже обычный хлеб, с которым оказывается связана какая-то интересная история оказывается во сто крат лучше такого же куска, но лежащего дома.
Автор участвовал в войне и приехал как корреспондент. Однако вокруг была настоящая война, все взрывалось и автора задействовали в помощи раненым. Тут начали сооружать места для раненых солдат.
Вдруг один из умирающих солдат попросил у рассказчика воды из ручья. Автор захотел исполнить последнюю волю. Автор и санитар понесли раненого к ручью. Вокруг все зеленело и у ручья летала стрекоза с голубыми крыльями. Санитар ушел оставив автора с раненым наедине.
Солдат лежал неподвижно и по его лицу было видно, как он борется за жизнь. Приоткрыв глаза он сказал автору спасибо.
Солдат лежал и наслаждался звуком ручья. Вдруг он снова открывает глаза и спросил не улетела ли стрекоза. Рассказчик сказал что нет и солдат снова успокоился.
В итоге родной край, звук ручья, запах цветов и положительные эмоции помогли солдату выжить.
Главная мысль заключается в том, что родные места лечат. Иногда для веры не хватает простых положительных эмоций.
Главных героев в рассказе всего двое.
Первый герой это сам рассказчик, который помог солдату выжить.
Второй герой солдат, который несмотря на ситуацию смог выжить.
Какая главная мысль рассказа Лимон Пришвина, можно понять, прочитав это произведение.
Автор повествует о случае, произошедшем в одном совхозе. Директору совхоза Трофиму Михайловичу китаец подарил маленькую собачку с большими глазами и ушами. Она была почти без шерсти и все время дрожала. Директору собачка не понравилась, а его жене Елене Васильевне приглянулась. Звали её Лимон. Собачка сразу прыгнула на руки к Елене Васильевне. Всех, кто приближался к хозяйке, она принимала за врагов и отгоняла и даже укусила хозяина за палец. В доме у директора совхоза было много животных: баран Борис, грач, кот Мишка, две собаки по кличке Нелли и Трубач, ежик. Лимон всех животных, которые жили в дружбе и согласии, разогнала. Даже кот Мишка не стал связываться со зловредной собачкой.
Много беспокойства было от этой собаки даже по ночам. Лимон стал воевать с ежиком. Он так громко визжал среди ночи, что все сбежались.
Однажды хозяйка куда-то ушла, а Лимона оставила дома. И тогда автор решил проучить зловредную собачку и показать, кто в доме хозяин. Он взял шляпу и завернул собачонку в неё. Собачка присмирела, и только печальные глаза смотрели на автора.
Вот так рассказчик дал понять собаке, что она не главная в доме. С тех пор эта собачка перестала лаять на автора, когда он приближался к хозяйке поблагодарить за обед.
Главная мысль рассказа «Лимон» Пришвина состоит в том, что нельзя разрешать «лимонам» становиться главными. Шерсти мало, а крику много.