Чему учит рассказ железная дорога некрасов
Чему учит стихотворение Железная дорога
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» — легендарное; вы слышали строки из него, даже если самого стихотворения так и не удосужились прочитать. Оно больше, состоит из 4-х частей. В гражданской лирике, в социальной поэзии, считается образцовым, эталонным.
Сюжет стихотворения
«Железную дорогу» Некрасов написал в 1964 году, через три года после отмены крепостного права. Эпиграфом, отправной точкой стал диалог отца и маленького сына в поезде. Мальчик, удивленный железной дорогой, спрашивает папу, кто ее построил. На что мудрый отец, ни секунды не раздумывая, отвечает: «граф Петр Андреевич Клейнмихель». Видимо, диалог этот реальный. Наверное, Некрасов слышал его, был возмущен до глубины души, и решился рассказать правду ребенку, ответить всем, кто считает, что Зимний дворец построила лично Екатерина II, а Колизей воздвигали римские императоры.
Далее поэт рассказывает как голод и пореформенная безысходность, породившая тьму деревенской бедноты, согнала людей на строительство железной дороги. Со всей страны оборванные, голодные, безработные люди потянулись, чтобы заработать себе хоть на кусок хлеба, чтобы просто выжить, не умереть с голоду. Однако и здесь они умирали – от недоедания, непосильной работы, от того, что жили в землянках из месяца в месяц. В снег, в лютый мороз и жару, в дождь, в весеннюю распутицу русские мужики прокладывали путь.
Некрасов подробно описывает все бедствия безымянных строителей, всю непосильность их работы. И учит мальчика уважать народный труд, его великий подвиг. И тогда отец мальчика смеется над поэтом. Народ, вы считаете, что эту дорогу построил народ? Ваш народ – это сборище лодырей, грубых варваров, разбойников и воров. Он не способен ни на что. Без кнута не построит и амбара.
Затем отец просит не смущать детский ум рассказами о бедствиях и ужасах. Что ж, решает поэт, расскажу, пожалуй, и о светлой стороне строительства. Но далее идут горькие строки об обманутых людях, которые за все время строительства больше, чем на хлеб насущные ничего не заработали. За каждый промах, за любой огрех надзиратели записывали штрафы и неустойки. Так что, к концу строительства люди оказались не только не в прибыли, но все в долгах.
И затем лирический герой красноречиво описывает явление подрядчика. Этот «народный благодетель» был так щедр, что «подарил недоимку» работникам. Простил долги, да водкой угостил. А теперь ступайте подобру-поздорову, любезные – с чем пришли, с тем и уходите. Картина народного ликования выглядит особенно ужасающе и безысходно. Но мы знаем, что главные строки этого стихотворения навеки вошли в русскую жизнь. И в них – надежда на избавление от морока бедности. Это строки о русском народе, который вынес уже много бед и вынесет еще, проложив себе дорогу к счастью. А не путь чужой славы…
Чему учит стихотворение
В те времена, когда было написано это стихотворение, оно перевернуло сознание многих, заставив иначе смотреть не только на русскую жизнь, но и на всю человеческую историю, которая до этого понималась как история царей, героев и полководцев. Но вот на историческую сцену выходит народ – с его вековечным страданием и покорным молчаньем. Некрасов говорит вместо них – сотен и тысяч, и сотен тысяч, и миллионов забитых, угнетенных и обманутых людей. Этот стих учит нас тому, что есть истинное величие и достоинство человека. А еще милосердию, совестливости и человечности, которой так не хватало в мрачной русской жизни.
«Железная дорога» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – антитеза, жанр, история создания, главная мысль
“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.
История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.
Тема – стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.
Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.
Эпитеты – “Здоровый, ядреный воздух“, “славная осень”.
Сравнения – “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.
Гиперболы – “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
Метонимия – “А по бокам-то всё косточки русские”.
Олицетворение – “Свисток оглушительный взвизгнул”.
История создания
Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.
Композиция
Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.
Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.
Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.
Средства выразительности
В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения: “Лед… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковер”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”. Также автор применяет эпитеты: “Здоровый, ядреный воздух”, “славная осень”, гиперболы: “Труд этот, Ваня, был страшно громаден”.
Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию: “А по бокам-то всё косточки русские”, олицетворение: “Свисток оглушительный взвизгнул”.
Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.
Чему учит стихотворение «Железная дорога» Некрасова?
Стихотворение Некрасова «Железная дорога» учит уважать труд человека и ценить человеческие жизни. В стихотворении описывается жестокость по отношению к рабочим, которые строили железную дорогу. Строили простые мужики, которые работали и работали, умирали и снова работали. Основная мысль стихотворения «Железная дорога» только на выносливости русского мужика была построена дорога, только русский мужик может вывести к будущему, так нужно ценить силу русского мужика, а не загонять их в гроб, считая, что народа много и на место умершего придет другой.
Незаменимых нет, что есть правда, но сила и терпение есть не у всех и уничтожив лучших, останутся слабые, с которыми уже далеко не уйдешь.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» учит маленького Ваню (и читателя вместе с ним) любить «Отчизну любезную» и ее многострадальный народ. Автор убеждает нас, что Русь всегда славилась талантами и трудолюбием, а трудности и невзгоды ее только закаляют, делают еще сильнее и мудрее. Эта физическая и моральная устойчивость и позволяет верить в светлое будущее народа:
Правда, все эти мысли автор не надеется донести до современного ему поколения, до власть предержащих. К его словам абсолютно глух генерал. Более того, он раздражен тем, что всей этой крамолой смущают ум его мальчика.
Надежду лучшее будущее поэт связывает с Ваней, чья душа еще восприимчива к мудрым наставлениям. Именно Ванино поколение, по мысли Некрасова, должно стать строителем нового общества. Но вот полное народное счастье не суждено увидеть даже ребенку:
Честно говоря, не знала, что Некрасов автор стихов и о природе. В моем понимании он больше социально- бытовой поэт. Но, возможно, что я субъективно ошибаюсь потому, что стих красивый, а я читала его впервые только что.
Это не всё описание природы, а только часть. Но для примера хватит и
Н.А.Некрасов большую часть своей жизни прожил в Петербурге. Мемориальный музей-квартира Н.А.Некрасова находится на Литейном проспекте д.26.
На противоположной стороне Литейного проспекта размещается дворец с великолепным подъездом, принадлежавший очень богатому и знатному царскому сановнику.
Из окон своего кабинета Н.А.Некрасов наблюдал жизненные сцены у подъезда.
Вот наблюдая все эти сцены Н.А.Некрасов и назвал свое стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
В рассказе «Клякса» повествуется об озорнике Феде Рыбкине, который обожал смешить окружающих. Однажды он измазался в туши и в таком виде присутствовал на уроке, пытаясь таким образом позабавить своих товарищей. Но в результате оказался сам в неловком положении, а все потому, что учительница вовремя «раскусила» проделку мальчика.
Лучше всего ситуация с Федей описана в мудрых пословицах, таких как
Спустя два года Агарин вернулся и был настолько очарован Сашей, что предложил ей выйти за нее замуж, но получил отказ.
Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. Некрасов)
Строительством руководил Клейнмихель, который к моменту написания стихотворения был снят с должности за жестокость. Тема постройки железной дороги была актуальна и в 1964 г., при Александре II, строившем железные дороги силами освобождённых в 1861 г. от крепостного права рабочих и крестьян.
История создания
Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.
Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.
Описание белоруса
Из бегущей вслед за поездом толпы выделяется застывшая фигура одного из трудяг. Он не движется, а лишь «ржавой лопатою мерзлую землю долбит».
В полной мере понять последствия невыносимого труда и нечеловеческих условий жизни позволяют подробное описание его фигуры и внешности, а также их анализ («Железная дорога» Некрасова — глубоко реалистическое произведение, показывающее все без прикрас). Упавшие веки и бескровные губы, покрытые язвами тощие руки и опухшие ноги («вечно в воде»), «ямою грудь» и горбатая спина… Автор описывает даже колтун в волосах — признак антисанитарии и постоянной мучительной болезни. А еще однообразные, доведенные до автоматизма движения. Здесь стирается различие между мертвым и живым, но очень больным человеком, каким изображает белоруса Николай Некрасов. Железная дорога в результате для одних становится источником славы, для других — могилой. В ней погребены тысячи безвестных замученных людей.
Так чувство восторга, вызванное красотой природы в 1 главе, сменяется описанием жестокой эксплуатации одних людей другими.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).
Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.
Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.
Глава 1. Осенний пейзаж
Начало стихотворения «Железная дорога» Некрасова проникнуто чувством восхищения и умиротворения. Такой тон задает уже первая строчка: «Славная осень!» Для автора картины природы, мелькающие за окном вагона, олицетворяют всю родимую Русь (от самого названия, древнего и уже отошедшего в прошлое, веет теплотой и любовью), такую неповторимую и дорогую сердцу. Здесь все прекрасно и гармонично, даже попадающие в поле зрения «кочи», «моховые болота и пни». Из общего плана выбивается лишь одно слово, которое заставляет читателя насторожиться: «нет безобразья в природе…». Невольно возникает вопрос: «Тогда где же оно есть?»
Образы и символы
Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.
Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.
Глава 2. Строители железной дороги
Далее Некрасов Николай Алексеевич возвращает читателя к эпиграфу и просит «папашу» не в «обаянии» (здесь — заблуждении) держать сына, а рассказать ему горькую правду о создании дороги. В начале разговора повествователь отмечает тот факт, что «труд этот … не по плечу одному», а значит и Клейнмихель не мог сам вести строительство. Сильнее управляющего и даже русского императора мог быть только один царь — Голод. Именно он во все времена решал судьбы миллионов людей. Насколько прав в этом утверждении повествователь, помогают понять следующие нарисованные автором картины и их анализ.
«Железная дорога» Некрасова продолжается рассказом о том, насколько неисчислимы были беды и страдания народные во время строительства дороги. Первый вывод, который делает автор, — эти чудесные пути были построены на косточках русских. «Сколько их?!» — в данном случае говорит красноречивее всяких слов и цифр. И вдруг дремлющему под стук колес Ване видится жуткая картина. Еще недавно такой прекрасный пейзаж сменяется описанием бегущих вслед за вагоном мертвецов — строителей дороги. Тишина и покой нарушаются звоном лопат, стоном, плачем и громкой песней об испытанных страданиях. Многие вместо хлеба и денег обрели здесь могилу, так как работы велись все светлое время суток с ранней весны до поздней осени, а порой и зимой. Но торжеством наполняются слова мертвецов (автор говорит от их лица, что еще больше придает достоверности изображаемому): «Любо нам видеть свой труд». Именно на эту «привычку … благородную» — работать — и обращает внимание мальчика повествователь.
Темы и настроение
Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.
Проблемы
Проблематика произведения богата и насыщенна.
Основная идея
Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.
Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.
Образ лирического героя в стихотворении «Железная дорога»
Некрасов, тема унижения и закабаления народа для которого являлась одной из главных, проявил себя как гражданин, чувствующий личную ответственность за судьбу родной страны.
Лирический герой открыто заявляет о своей позиции и отношении к тому, что становится предметом изображения. Признавая забитость и покорность, на самом деле, присущие русскому мужику, он восхищается его силой духа, крепостью характера, стойкостью и невероятным трудолюбием. Поэтому его не оставляет надежда, что наступит момент, когда чувство человеческого достоинства одержит верх, и униженные народные массы смогут встать на свою защиту.
Средства художественной выразительности
Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам. Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями. Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.
«Железная дорога» читательский дневник
Всего получено оценок: 318.
Всего получено оценок: 318.
«Железная дорога» – стихотворение, повествующее о том, какой ценой достался технический прогресс не только в России, но и во всём мире. Произведение посвящено подвигу простых тружеников, руками которых создавалось величие страны.
Краткое содержание «Железная дорога» для читательского дневника
Число страниц: 5. Некрасов Н. А. Издательство «Советская Россия». 1958 год
Жанр: Стихотворение
Год написания: 1864 год
Время и место действия
Действие поэмы разворачивается в 1864 году в России, спустя всего три года после отмены крепостного права. Но, даже получив долгожданную свободу, крестьяне не могли прокормить свои семьи. Многие из них подались в город, что послужило удешевлению рабочей силы. Именно в такой ситуации оказались строители железной дороги, которые тяжело работали практически за одну еду.
Главные герои
Рассказчик – смелый, справедливый, принципиальный человек, который превыше всего ценил правду.
Ваня – маленький мальчик.
Генерал – важный, самодовольный человек, презирающий простой народ.
Народ – собирательный образ простых тружеников.
Сюжет
Ваня спросил у своего отца генерала, кто построил железную дорогу. Тот ответил, что это заслуга графа Петра Андреевича Клейнмихеля. Попутчик, сидевший в одном вагоне с генералом и его маленьким сыном, не согласился и решил рассказать мальчику правду о подлинных строителях железной дороги.
Рассказчик поведал, что в мире есть отвратительный царь – голод, который и согнал сюда множество обездоленных людей. Для многих из них это строительство стало могилой, и железнодорожное полотно лежит на костях мертвецов. Рассказчик живо описал, как эти мертвецы бегут вслед за поездом и поют страшную песню о том, как они надрывались в зной и холод, болели страшными болезнями, надрывались на тяжёлых работах, жили в убогих землянках.
Автор успокоил Ваню и предложил ему не бояться этих мертвецов, ведь это простые русские мужики, приехавшие сюда со всех концов страны. Они зарабатывали на хлеб тяжёлым, честным трудом, и рассказчик призвал мальчика перенять эту благородную привычку трудиться и уважительно относиться к мужику.
Под эти рассказы Ваня уснул, а когда проснулся, рассказал отцу, что видел множество мужиков, которые и построили эту железную дорогу. Но генерал лишь захохотал в ответ. Он сказал, что был в Ватикане, любовался Колизеем и собором Святого Стефана в Вене – и к этим чудесным архитектурным сооружениям народ не имеет никакого отношения. Генерал считал мужиков отсталыми варварами, жалкими пьяницами, не способными создать что-либо гениальное. Он попросил попутчика не смущать разум ребенка и показать ему светлую сторону жизни.
Рассказчик согласился и описал, как после окончания строительства все мужики оказались ещё и должны подрядчику. Приехав на железную дорогу, подрядчик похвалил мужиков за проделанную работу и согласился погасить им все «долги», а сверх того – выкатил работникам бочку дешёвого вина. Мужики были искренне рады такому повороту и даже качали подрядчика на руках. Рассказчик сказал генералу, что сложно представить более радостную картину.
Вывод и своё мнение
Через описания многочисленных лишений, которые пришлось пережить строителям железной дороги, автор показал судьбу всего простого народа в России. Страшная бедность, бесправие, тотальное невежество, рабская покорность – основные составляющие жизни мужиков. Писатель призывал помнить, что всё великое в стране построено руками простого народа, и не забывать, какой большой ценой эти достижения достались.
Главная мысль
Очень важно ценить труд простых рабочих, руками которых воздвигнуты все грандиозные сооружения, выполнены все масштабные работы.
Авторские афоризмы
«…В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему…»
«…Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять…»
«…приглядись к нему, Ваня, внимательно: Трудно свой хлеб добывал человек. »
«…Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе..»
«…Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе…»
«…Что там? Толпа мертвецов. »
«…Детское сердце грешно возмущать…»
«…Логика ваша немножко дика…»
«…Нет безобразья в природе. »
Толкование непонятных слов
Ткач – рабочий, занимающийся изготовлением тканей на ткацком станке.
Землянка – углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землей.
Новые слова
Ядрёный воздух – свежий, чистый воздух.
Артель – добровольное объединение людей для совместной работы.
Дебри – места, заросшие непроходимым, густым лесом.
Цинга – болезнь, вызываемая острым недостатком витамина C.
Роковой – приносящий горе, несчастье, доставляющий неизбежно страдания, неотвратимый.
Подрядчик – человек, обязующийся по договору выполнить определённый вид работ.