Чему учит растрепанный воробей паустовский
Паустовский Константин сказка «Растрепанный воробей»
Читательский дневник по сказке «Растрёпанный воробей» Константина Паустовского
Автор: Паустовский Константин Георгиевич.
Название произведения: «Растрёпанный воробей»
Главные герои: Маша, мама, няня Петровна, седая ворона и воробей Пашка.
Второстепенные герои: милиционер, воробей Чичкин.
Характеристика главных героев:
Маша — добрая и отзывчивая девочка.
Любит животных. Любопытная.
Пашка — Воробей, которого спасли.
Смелый и благородный. Благодарный и добрый.
Ворона — седая и старая.
Мама — добрая и красивая. Танцовщица.
Характеристика второстепенных героев:
Милиционер — строгий и справедливый.
Чичкин — старый, опытный воробей. Много повидал.
Краткое содержание сказки «Растрёпанный воробей»
Больше всего мама берегла стеклянный букетик, который подарил ей папа.
Она хотела надеть букетик на премьеру, но ночью его украла ворона.
Воровка часто уносила разные вещи и хранила их в ларьке для мороженого.
Однажды она потрепала воробья Пашку, которого спас и отогрел милиционер.
Он отдал воробья Маше, и Пашка был очень благодарен девочке за заботу.
Он решил вернуть букетик и Чичкин помог ему собрать армию воробьёв.
Воробьи напали на ворону.
Мама танцевала лучше всех, и люди не понимали, почему у неё на глазах слёзы.
Но тут прилетел Пашка и бросил маме букетик.
Теперь мама плакала от счастья.
План сказки
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Растрёпанный воробей»
Главная мысль сказки в том, что если сделать кому-то добро, то этот человек отплатит тебе тем же.
Основная идея сказки в том, что делая добро ты помогаешь сам себе.
Чему учит произведение
Сказка учит нас быть благодарными другому за проявленное сочувствие и доброту.
Учит бороться за справедливость.
Учит любить животных и помогать попавшим в беду.
Краткий отзыв о сказке «Растрёпанный воробей» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что благодарность великая сила.
Если ты помог кому-то в трудную минуту, то это доброе дело вернётся к тебе.
Маша помогла несчастному Пашке, и тот не забыл этого.
Когда ворона украла дорогой букетик, Пашка смело вступил в бой с воровкой и отобрал его.
Он вернул букет и всё были счастливы.
Это очень интересная и поучительная сказка.
Зло в ней было наказано, а добродетель вознаграждена.
Автору удалось совместить сказочные события и реальную жизнь.
Он написал поучительную историю о том, что добро всегда побеждает.
Мне очень понравились в этой сказке девочка Маша за то, что она была доброй и отзывчивой.
И Пашка за то, что был смелым и благородным.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, всегда ли мы замечаем и помним то добро, которое кто-то сделал для нас.
Ведь умение быть благодарным очень важно для построения отношений между людьми.
Пословицы к сказке
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Раньше, — рассказывал Чичкин, — воробьи собирались стаями по две — три тысячи штук.
Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали:
«Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?»
А какие были воробьиные драки на базарах!
Пух летал облаками. Теперь таких драк нипочём не допустят…
Ещё читательские дневники по произведениям Константина Паустовского:
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Паустовский «Растрепанный воробей». Чему учит сказка?
Чему учит сказка Константина Паустовского «Растрепанный воробей»?
Паустовский «Растрепанный воробей». Чему учит сказка?
Но воробей Пашка оказался благодарным созданием и он не позабыл свою спасительницу. Он регулярно появлялся возле окна и приносил Маше небольшие презентики.
А однажды ему даже удалось вернуть похищенную вороной брошь, которая принадлежала маме девочки. Чтобы одержать победу над воровкой, Пашка созвал своих собратьев, и все вместе они отбили ценную для мамы вещицу.
Сказка очень поучительная и она учит нас обращать внимание на тех, кто рядом с нами. Нужно быть внимательными, добрыми и отзывчивыми, не проходить мимо тех, кому плохо.
Автор призывает нас всегда оказывать помощь нуждающимся, не рассчитывая на благодарность. Делать это нужно по зову сердца, из сострадания.
Кроме того, сказка учит нас заботиться о животных и птицах, не обижать их, а стараться сделать их жизнь лучше.
Исключением не стала и сказка «Красная горка».
Каждый из нас, как и Чик с Чирикой, хоть раз в жизни, решая свои проблемы, пытался полагаться только на свои силы (свить гнёздышко вдали от всех).
Каждый из нас, как и Чик с Чирикой, хоть раз попадал в такие ситуации, когда без друзей тяжело преодолеть свои жизненные трудности, а порой и невозможно это сделать без потерь (нападение рыжего кота на воробьиную семейку и разорение их гнезда).
И скитания Чика и Чирики не могли продолжаться вечно. Чик понял свои ошибки и изменил своё поведение, перестал драться со всеми. Он повзрослел и стал более ответственно относиться к своей семье.
Изображение из мультфильма «Высокая горка», снятого по произведению В.В.Бианки «Красная горка» (Союзмультфильм, СССР, 1951 год)
Изображение из мультфильма «Высокая горка», снятого по произведению В.В.Бианки «Красная горка» (Союзмультфильм, СССР, 1951 год)
Смысл книги «Растрепанный воробей» Паустовского
Произведение Константина Паустовского «Растрепанный воробей» за литературным жанром — сказка. При том классическая, популярная и востребованная читателем, как детьми так и взрослыми. Часто издается как отдельное произведение, а также в сборниках сказок, в детских энциклопедиях.
Сказка была написана автором в далеком 1948 году. Это было тяжелое время для страны, когда она поднималась из руин после долгой войны с немецкими захватчиками. И в то время доброта, взаимопонимание, выручка, помощь играли немаловажную роль в человеческих отношениях: поддерживали, помогали кому-то выжить, а порой и спасали жизнь. Книга Паустовского «Растрепанный воробей» имела в послевоенное время и сейчас имеет большое влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения, воспитания в них гуманных черт характера.
Довольно часто в природе можно наблюдать картину ссоры, а порой даже и драки между воробьями, и всегда они какие-то неопрятные, с перышками торчком, задиристые и смелые. Если увидят где-то корм, то налетают прямо стаями, дружно, тогда и кошка им нестрашна. Образ воробушка любим писателями. Воробей — такой себе джентльмен, смельчак, готов прийти на помощь в любой ситуации, не дать в обиду, защитить слабого, несмотря на то, что сам маленький и порой беззащитный. В сказке «Растрепанный воробей» Константина Паустовского таким выступает воробей Пашка — центральный персонаж. Он очень смелый (не боится большую ворону, сражается с ней), хитрый (прикидывается мертвым, когда она его клюнула), хороший товарищ, лидер (собирает много воробьев-друзей и побеждают ворону), умный (прилетев к Маше и узнав о пропаже цветка, задумался, а потом полетел за уходящей на работу в театр мамой, таким образом узнал туда дорогу, чтобы вскоре принести пропажу). На добро отвечает добром (за то, что девочка Маша спасла его от смерти, находит и возвращает в семью украденные вороной-воровкой продукты, вещи). Воробей приносит радость и утешение Машиной семье, возвращая маме-балерине, подаренную мужем брошь, которая ей очень дорога, и благодаря этому сказка имеет счастливый конец. В образе воробья автор показывает человека з положительными чертами характера.
Смысл произведения «Растрепанный воробей»
Все произведение «Растрепанный воробей» пронизано любовью и добротой друг к другу и к окружающему миру. Царит любовь и уважение в семье, где живут мама-балерина с дочерью Машей и няней Петровной, и все домашние проникнуты глубоким уважением и любовью к отсутствующему папе-моряку, который воевал, потопил два вражеские корабли, был ранен, а в настоящее время служит родине на дальней Камчатке. Излучает доброту и внимательный милиционер, подобравший и отдавший девочке раненого воробья. Имея отзывчивое, любящее сердце, Маша бескорыстно лечила и ухаживала за птицей. Воробей-Пашка в свою очередь полюбил и привязался к девочке и, узнав о беде — пропаже стеклянного букетика, решается на отважный поступок, готов биться с вороной, жадной и хитрой, которая намного сильнее его. Пашку опекает и любит его дед, старый воробей Чичкин и дворовые воробьи-друзья, пришедшие ему на выручку в драке с вороной. Из этого напрашивается вывод: «Сделанное добро возвращается добром!» Не нужно забывать, что животные и птицы также нуждаются в нашей помощи.
Автор сказки также желает нам показать насколько сильны могут быть у человека любовь, радость, доброта и какие эмоции они вызывают. Мама, прекрасно сыгравшая роль Золушки и получив утраченную дорогую сердцу брошь, плачет, но это слезы радости, а не горя. Человек настолько счастлив, что позитив и эмоции выплескиваются наружу слезами. Наивысшее чувство, которое нельзя объяснить словами.
Смысл финала книги «Растрепанный воробей»
Маленькая Маша не поняла, почему мама плачет, ведь все же хорошо: зрителям очень понравилась Золушка, да и папин подарок вернулся и так идет ее платью. Но это не важно, она вырастет и все поймет. Мама успокоилась, спят домашние, спит воробей, только тихо падает снег. Добро всегда побеждает зло!
Открытый урок по литературному чтению К.Паустовский «Растрепанный воробей»»3 класс
Предмет: литературное чтение
Тема: «К.Г. Паустовский. «Растрепанный воробей. Герои произведения, их характеристика».
Тип урока: Комбинированный. Закрепление и систематизация новых знаний
Данному уроку предшествовали темы:
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Знакомство с автором и произведением.
Формы организации учебной деятельности :
• групповая; в парах; индивидуальная;
Оборудование и ресурсное обеспечение : портрет К.Г. Паустовского, видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К.Г. Паустовского, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., карточки с заданием для групповой, индивидуальной работе и работе в парах, букетик.
Цель : Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.
1.Обучающие : продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие их словам, обучать краткому пересказу;
2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к «братьям меньшим».
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, принятие чужой точки зрения.
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о различии сказки и рассказа, анализировать, сравнивать характеристика героев и их поступка.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения на события
Предметные – воспринимать прочитанный текст, уметь пересказывать сказку близко к тексту, осмысленно правильно читать, отвечать на вопросы, соотносить пословицу с темой урока, давать характеристику героям и их поступкам.
Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.
Учитель : Включает отрывок и мультфильма «Взъерошенный воробей».
II . Актуализация знаний
Учитель : Ребята, вы узнали из какого произведения эти герои?
Ответы детей : Это герои из сказки «Растрепанный воробей».
Учитель: А кто автор этой сказки?
Ответы детей : Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 1-портрет К.Г. Паустовского)
Учитель: Что вы запомнили о писателе?
Ответы детей: К.Г. Паустовский писал рассказы и сказки о людях и животных. Основными темами К. Г. Паустовского являются Родина, природа. Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза, музыкальная, легкая, грациозная, несет в себе огромный запас знаний о мире, о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.
Ответы детей: К какому жанру мы отнесли это произведение – сказке или рассказу?
Ответы детей: Это сказка.
Ответы детей: Потому что здесь вымышленная история. Воробей не может на самом деле найти и вернуть пропавшую вещь. (Другие высказывания детей, подтверждающие, что это сказка).
Учитель: А можно ли его отнести к рассказу?
Ответы детей: Можно.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ответы детей: Здесь описываются реальные люди и события, которые могли произойти на самом деле.
III . Подготовительный этап
Учитель : Теперь давайте перечислим героев сказки «Растрепанный воробей».
Ответы детей: Герои сказки – это девочка Маша, ворона, воробей Пашка, мама, Нянюшка Петровна.
Учитель: Кто из них является главными героями?
Ответы детей: Главные герои – это Маша, воробей Пашка и ворона.
Учитель : Как вы думаете, зачем мы перечислили героев сказки?
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Кто попробует назвать тему и цель урока?
Ответы детей: Будем говорить об этих героях.
Давать им характеристику, рассказывать об их жизни.
Будем учиться давать характеристику персонажам.
Тема: «Характеристика главных героев».
Цель: Научиться давать характеристику героям, уметь работать с учебником. (Слайд 4 – тема урока)
Учитель: Дома вы перечитали сказку-рассказ. Сначала давайте вспомним события по порядку, которые происходят в сказке «Растрепанный воробей». У вас на партах лежат листочки с основными названиями этих событий. Ваша задача восстановить цепочку этих событий, найти правильные ответы и соединить стрелками в правильном порядке.
(На партах лежат листочки с основными сюжетными линиями (На листах номера и стрелки проставлены неправильно. Дети распределяют эти события в нужной последовательности и соединяют стрелками.)
Проверка. Один ребенок выходит к доске расставляет цифры по порядку, другой рисует стрелочки. (Слайд – цепочка)
Учитель : Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся вначале произведения?
Ответы детей: Первой мы узнаем Машу.
Учитель: Что вы знаете о семье Маши? (краткий пересказ эпизодов)
— Кем был Машин отец?
Ответы детей: Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной».
— Что можем сказать про ее маму?
Ответы детей: Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».
— Что вы знаете о нянюшке?
Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.
Учитель: Где мы видим первое появление вороны? (Зачитайте ответ)
— При каких обстоятельствах знакомимся с воробьем Пашкой? (Зачитайте)
Учитель: Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте объединимся и поработаем в группах. Вам нужно на листочках написать, как можно больше качеств, которыми обладает данный персонаж по вашему мнению. О каком герое вы будете писать, узнаете, когда выберите себе листок. Воспользуйтесь планом, который у вас в тетрадях или смотрите на слайде. Вы помните, что мы даем краткую характеристику и не всегда пользуемся всеми пунктами плана. Пользуйтесь учебниками и указывайте странички в подтверждение своих слов. (Слайд с планом характеристики героя)
Дети выбирают лист с картинкой героя. Вторая сторона листа чистая. Пишут на ней фломастером.
План характеристики литературного героя
1. Описание внешности (портрет)
2. Поведение, поступки героя.
3. Чувства, переживания, мысли.
5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.
6. Отношение к герою других действующих лиц.
1. Проверка образа Маши. Представитель от группы зачитывают качества персонажей, другие представители дополняют, но не повторяются. Вопросы:
Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила» Стр.18. Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша»(стр.19).
Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. (стр.14)
Любопытная. «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.(стр.19)
— Посмотрите, сошлись ли ваши словесные описания с тем, как вы изобразили героев. Посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки. (Рисунки детей вывешены в классе).
— А теперь давайте сравним ваши образы с тем, какими видит этих героев мультипликатор. Для этого мы посмотрим фрагменты из мультфильма по сказке К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей». (Слайды с фрагментами из мультфильма)
(Просмотр фрагментов о Маше, воробье и вороне) Рассуждаем, совпало ли словесное описание героев учащимися с образом мультипликатора?
Седая (стр. 14) Но непонятнее всего была седая ворона. Наглая (стр.15) Как только Петровна и Маша уходили, ворона протискивалась в комнату, хватало первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разбойница (стр.15) –Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла. Скупая, сварливая (стр.15) Ворона была скупая и сварливая. Ребята, а как вы понимаете значение этих слов. ( ответы детей). А давайте найдем точное значение этих слов в толковом словарике и зачитаем. (Дети находят значение слов).
Жестокая (стр.17) Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула…
Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши слова с рисунками. А как видит мультипликатор эту героиню посмотрим на слайде.
Учитель: Хорошо поработали, пришло время и отдохнуть. (проводит один из уч-ся под музыку)
Вот на ветках посмотри (руки вверх, показывают веточки)
В серых майках воробьи (руками хлопают по бокам, показывают грудки)
Распустили перышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (бегут на месте, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели. (машут руками)
А мы на место тихо сели. (садятся на места)
3) Отвлеклись, расслабились и продолжаем работать над образами. У нас остался самый главный герой –это воробей. Посмотрим первый фрагмент.
— А что вы записали о воробье? Зачитайте свои ответы. Похоже ли ваше описание с мультяшным героем?
Беспризорный (стр.17) –Эх ты, беспризорник!- сказал милиционер. (Как вы думаете, кто такой беспризорник? –ответы детей). Несчастный (стр. 17) Невесёлой жизни ты воробей! Голодный (стр.17) Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Благодарный (стр. 18) С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Сообразительный. (стр.20) Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Юркий (стр.17) Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларёк…Ребята, а как вы понимаете слово юркнуть? – ответы детей. Найдите, пожалуйста это слово в словарике. Растрепанный (стр.22) … в то самое время в зрительный зал ворвался маленький, растрепанный воробей. А как вы понимаете это слово? – ответы детей. Давайте дадим точное определение этому слову. Ищем в толковом словаре.
Посмотрим на ваши рисунки, вывешенные на доске. Так ли вы описали его на бумаге.
Давайте посмотрим 2 фрагмент. Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку одолеть ворону?
Кто пришел к нему на помощь? Вспомним пословицы о дружбе. (Один в поле не воин. Один за всех и все за одного).
Учитель: А сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы читали текст и хорошо ли вы помните подробные детали о других героях произведения. Поработаем с тестом. (Индивидуальный тест для каждого ребенка лежит у каждого на парте)
1. Как звали нянюшку Маши?
2. Мама Маши в театре:
3. Мама готовилась танцевать:
4. Маленький букет цветов был сделан из:
5. Папа должен был вернуться:
6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:
а) когда Петровна уйдет;
б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;
в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.
Проверка: Я читаю вопрос, дети дают ответы, кто выполнил верно- поставьте себе 5.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста на слайд. На нем зашифрована пословица, давайте составим ее. «НА ДОБРЫЙ ПРИВЕТ – БЛАГОДАРНЫЙ ОТВЕТ». К какому из героев он подходит?
Ответы детей : К воробью.
Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети дают ответы).
Учитель: Как же воробей отблагодарил Машу? Пауза. Ответов детей нет.
Появляется воробей. Он приносит букетик.
— Как вы думаете, какое чувство испытывала мама в это время?(счастье, радость)
Объясните, как вы понимаете эти пословицы. (высказывания детей)
Наш урок подходит к концу. Вы все хорошо потрудились, и пришло время подвести итоги.
Оцените свою работу (Д ети по желанию читают начало фразы и дают свои ответы 1-2 слова)( Слайд)
VII . Подведение итогов. Выставление отметок
Все сегодня работали хорошо. Но хочу отметить тех, кто работал сегодня на уроке более активно. По работе с тестами так же все получат отметки.
Давайте поспешим, друзья
1)Пересказ наиболее понравившегося эпизода из сказки «Растрепанный воробей».
2) Инсценировать эпизод из сказки.
3)Проследить за поведением птиц в их жизни и сочинить свою сказку.