Чему учит стих железная дорога

Чему учит стихотворение Железная дорога

Стихотворение Некрасова «Железная дорога» — легендарное; вы слышали строки из него, даже если самого стихотворения так и не удосужились прочитать. Оно больше, состоит из 4-х частей. В гражданской лирике, в социальной поэзии, считается образцовым, эталонным.

Сюжет стихотворения

«Железную дорогу» Некрасов написал в 1964 году, через три года после отмены крепостного права. Эпиграфом, отправной точкой стал диалог отца и маленького сына в поезде. Мальчик, удивленный железной дорогой, спрашивает папу, кто ее построил. На что мудрый отец, ни секунды не раздумывая, отвечает: «граф Петр Андреевич Клейнмихель». Видимо, диалог этот реальный. Наверное, Некрасов слышал его, был возмущен до глубины души, и решился рассказать правду ребенку, ответить всем, кто считает, что Зимний дворец построила лично Екатерина II, а Колизей воздвигали римские императоры.

Далее поэт рассказывает как голод и пореформенная безысходность, породившая тьму деревенской бедноты, согнала людей на строительство железной дороги. Со всей страны оборванные, голодные, безработные люди потянулись, чтобы заработать себе хоть на кусок хлеба, чтобы просто выжить, не умереть с голоду. Однако и здесь они умирали – от недоедания, непосильной работы, от того, что жили в землянках из месяца в месяц. В снег, в лютый мороз и жару, в дождь, в весеннюю распутицу русские мужики прокладывали путь.

Некрасов подробно описывает все бедствия безымянных строителей, всю непосильность их работы. И учит мальчика уважать народный труд, его великий подвиг. И тогда отец мальчика смеется над поэтом. Народ, вы считаете, что эту дорогу построил народ? Ваш народ – это сборище лодырей, грубых варваров, разбойников и воров. Он не способен ни на что. Без кнута не построит и амбара.

Затем отец просит не смущать детский ум рассказами о бедствиях и ужасах. Что ж, решает поэт, расскажу, пожалуй, и о светлой стороне строительства. Но далее идут горькие строки об обманутых людях, которые за все время строительства больше, чем на хлеб насущные ничего не заработали. За каждый промах, за любой огрех надзиратели записывали штрафы и неустойки. Так что, к концу строительства люди оказались не только не в прибыли, но все в долгах.

И затем лирический герой красноречиво описывает явление подрядчика. Этот «народный благодетель» был так щедр, что «подарил недоимку» работникам. Простил долги, да водкой угостил. А теперь ступайте подобру-поздорову, любезные – с чем пришли, с тем и уходите. Картина народного ликования выглядит особенно ужасающе и безысходно. Но мы знаем, что главные строки этого стихотворения навеки вошли в русскую жизнь. И в них – надежда на избавление от морока бедности. Это строки о русском народе, который вынес уже много бед и вынесет еще, проложив себе дорогу к счастью. А не путь чужой славы…

Чему учит стихотворение

В те времена, когда было написано это стихотворение, оно перевернуло сознание многих, заставив иначе смотреть не только на русскую жизнь, но и на всю человеческую историю, которая до этого понималась как история царей, героев и полководцев. Но вот на историческую сцену выходит народ – с его вековечным страданием и покорным молчаньем. Некрасов говорит вместо них – сотен и тысяч, и сотен тысяч, и миллионов забитых, угнетенных и обманутых людей. Этот стих учит нас тому, что есть истинное величие и достоинство человека. А еще милосердию, совестливости и человечности, которой так не хватало в мрачной русской жизни.

Источник

Анализ стихотворения «Железная дорога» Николая Некрасова

Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» было написано в 1864 году. Будучи живым свидетелем этой эпохи и её проблем, автор рассказал через него о сложностях жизни в те времена, как страдали простые крестьяне, живя в бедности и занимаясь тяжёлым и неблагодарным трудом. Само произведение адресовано детям и написано в форме беседы с мальчиком. Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» позволяет более глубже вникнуть в его основную идею.

История написания

В 1842 году царь Николай I издал указ о строительстве железнодорожных путей. Эта дорога была первой на территории Российской Империи. Соответствующему событию и посвящено было произведение Некрасова. Рельсам указанной дороги предстояло соединить между собой Москву и Петербург. Руководил строительством граф Пётр Андреевич Клейнмихель, упоминаемый в эпиграфе. В 1852 году оно уже было окончено, что считалось для того времени невероятно быстрым.

Впервые стих был напечатан в журнале «Современник». Произошло это в 1864 году. Он сразу же обратил на себя внимание общественности, став важным явлением в гражданской лирике. Поэт не занимался прославлением дороги, а заострял внимание на болезненной теме — как это строительство происходило и чем отозвалось для простого народа.

Специалисты по истории критиковали Некрасова за искажение исторических фактов. В частности, его обвиняли, что он указывал число погибших 5000, тогда как точное количество установить оказалось невозможным.

Делая анализ «Железной дороги» Некрасова, необходимо отметить, что оно написано в виде диалога между умным мальчиком Ваней и его отцом-генералом, а также авторской фигурой рассказчика, который берёт на себя смелость возразить родителю и рассказать, как на самом деле строилась дорога.

Жанр, размер и направление

Жанр соответствует гражданской лирике. Написано произведение дактилем, рифмовка перекрёстная (abab), используются мужская и женская рифмы.

Произведение написано в направлении реализма. Повествование обладает чётким ритмом, словно действительно написано под стук колёс поезда, катящегося по просторам страны. Читатель без прикрас видит:

Делая анализ стихотворения «Железная дорога», важно указать, что оно пронизано сочувствием к народу, которому пришлось пройти через это всё. Этим оно выделяется среди других произведений того времени.

Отдельного слова достойны образы в стихотворении. Основной символ отражён в самом названии этого произведения. Железнодорожное полотно, словно красная нить, связывает все остальные элементы и персонажей и проходит сквозь всё повествование. Ведь именно оно послужило причиной страданий людей, о которых рассказчик говорит Ване. Они предстают в образе сотни мертвецов, поднимающихся из земли и следующих за поездом, где едут мальчик с отцом и рассказчиком.

Несчастный белорус — собирательный образ простого труженика, принесшего в жертву жизнь в угоду властям и их желанию облагораживать территорию города. На протяжении долгих лет его сопровождали утомительный труд и выживание в землянке. Автор с глубоким уважением говорит о представителях народа, восхищается трудолюбием крестьян. Первые 3 главы — правда, как на самом деле происходило строительство дороги и какой ценой она строилась для обычных людей.

На просьбу же показать «светлую сторону» рассказчик тоже не теряется и иронично, с юмором повествует о лабазнике, рабочих и бочке вина. Купец кажется благодетелем, но на самом деле он эксплуатирует людей, не испытывая к ним ни уважения, ни простого человеческого сочувствия.

Настроение и тематика

Главная тема произведения — как тяжело трудились и страдали рабочие при постройке дороги, как поступали с ними чиновники, не считавшие их за людей. Общество в те времена было подвержено сильному социальному расслоению, и жизнь элиты общества разительно отличалась от условий, в которых приходилось существовать крестьянам и рабочим. Это были 2 параллельные линии, нигде не пересекавшиеся, но автор решил пролить на это свет, будто предвосхищая грядущие революции. Такова ключевая мысль стиха.

Так писатель подходит и к другой теме — социального неравенства. Есть господа, а есть крестьяне и рабочие. В произведении осуществляется попытка понять, возможно ли им понять образ жизни друг друга и осознать, что все они люди, жители одной страны. Ваня относится к привилегированному классу, его жизнь ничем не омрачена, в отличие от тяжёлой и иногда трагической судьбы крестьянских детей. Один человек никак не в силах изменить ситуацию, но Некрасов видит умного Ваню, как олицетворение мыслящей, думающей молодёжи. По его мнению, она будет смотреть на мир по-другому не так, как их отцы.

Также поэт говорит, что не стоит закрывать глаза на правду, даже если она страшнее и неприятнее, чем ложь. В уютном вагоне нового поезда не видно, что творится за его пределами. Однако стоит помнить, какими усилиями далась стране эта дорога, что не так легко и просто это было, как говорил отец-генерал. Труд человека не должен быть забыт, его нужно уважать и знать о нём.

Настроение произведения так же двойственно, как жизнь людей в 19 веке: с одной стороны, новое железнодорожное полотно, стремительно бегущее между городами, с другой же — то, что стояло за его строительством, не самая приятная картина.

Проблематика стихотворения

Проблемы, описанные в произведении, достаточно разнообразны. Они отражают сразу несколько моментов:

Невежество и темнота — еще один немаловажный аспект. Он находит отражение в незнании, как защитить свои права. Это даёт возможность обманывать людей и дальше, ведь они не выражают недовольства, молчат, будто их всё устраивает.

Что касается композиции, можно выделить 4 основные части. Они имеют тесную взаимосвязь и представляют собой синтез нескольких образов. Речь идет о людях, находящихся в вагоне поезда. Следует отметить и построение описания на антитезе, когда в первой части описываются пейзажи осени, лес, тонкий лёд на реке. После этого представляются другие картины: жесткие условия труда, в которых приходится находиться людям, голод.

Главная идея и средства выразительности

Стихотворение Некрасова «Железная дорога» несёт в себе идею, что за большим и ярким творением стоят простые труженики из народа, крестьяне, рабочие. Это — то основное, что хотел донести автор устами рассказчика, повествующего об этом мальчику Ване. И большой несправедливостью является, что помнят чиновников, подрядчиков, тех, кто был жесток к этим рабочим и пользовался их трудом, мало давая взамен, а не тех, кто трудился в поте лица, создавая материальные ценности.

Без простых людей не было бы многого из того, что создаёт комфорт, уют и достаток в жизни. Всё создано руками людей. В произведении говорится, что не помнить о тех, кто создал железную дорогу, кто страдал и даже погибал ради этого, значит, предать себя и свой народ. Отдельного слова достойны средства художественной выразительности, используемые в произведении.

К ним относят:

В стихотворении «Железная дорога» автор показывает читателю картину колоссального труда русского человека в жестоких для него условиях. Пусть господа получили все почести и о них говорят, но поступки их являются низкими и подлыми. Настоящий труд, хоть и остался невидим, не должен быть забыт, и о нём это произведение. Русские рабочие, крестьяне сделали для страны очень много, и об этом важно помнить.

Таков краткий анализ стиха с обзором литературных приёмов, использованных в нём, а также обозначением основного смысла. Он пригодится всем, кто изучает в школе произведение и намерен писать сочинение по теме. Для составления плана по «Железной дороге», обзор также будет полезен.

Источник

Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова

Чему учит стих железная дорога. Смотреть фото Чему учит стих железная дорога. Смотреть картинку Чему учит стих железная дорога. Картинка про Чему учит стих железная дорога. Фото Чему учит стих железная дорога

Всего получено оценок: 255.

Всего получено оценок: 255.

“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжёлой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железная дорога” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Чему учит стих железная дорога. Смотреть фото Чему учит стих железная дорога. Смотреть картинку Чему учит стих железная дорога. Картинка про Чему учит стих железная дорога. Фото Чему учит стих железная дорога

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Железная дорога.

История создания – стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвящённых народу, повествующих о его нелёгкой жизни.

Тема – стихотворение о страданиях простых людей при строительстве железных дорог в России XIX века, безрассудстве чиновничества, жёстокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырёх частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при строительстве железной дороги.

Жанр – лирическое стихотворение, некоторые исследователи называют поэмой. Вид лирики – гражданская.

Стихотворный размер – стихотворение написано четырёхстопным дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты“ Здоровый, ядрёный в оздух “, “славная осень”, “труд страшно громаден”.

Сравнения“Лёд… словно как тающий сахар лежит”, “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно”, “Листья… желты и свежи лежат, как ковёр”, “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь”.

Синекдоха“А по бокам-то всё косточки русские”.

Олицетворение“Свисток оглушительный взвизгнул”.

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжёлых условиях, голодали, болели, умирали. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в данном стихотворении.

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики,– это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые управляли этими работами. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих целей.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Жанр – лирическое стихотворение, впрочем некоторые литературоведы склонны его считать поэмой, что небезосновательно: есть сюжет, есть лирические отступления. Вид данного стихотворения определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чём не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стих написан трехсложным размером – четырёхстопным дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковёр, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину современной поэту действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Источник

Ваня (в кучерском армячке).
— Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (в пальто на красной подкладке),
— Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно. »

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что Господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
«Вот они — нашей дороги строители. »
Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!»-
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

«Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…»

Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной:
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты. » Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нешто… молодца. молодца.

С Богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю. »

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

Чему учит стих железная дорога. Смотреть фото Чему учит стих железная дорога. Смотреть картинку Чему учит стих железная дорога. Картинка про Чему учит стих железная дорога. Фото Чему учит стих железная дорога

Выразительное чтение

Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» (тема, идея, суть и смысл)

Стихотворение Николая Некрасова изучают на уроках литературы в 6 классе. Чтобы читателям было интереснее читать и понимать стих, нужно произвести анализ текста, понять, в чем смысл и суть, а также какие выводы мы можем сделать из этого произведения.

Николай Некрасов в своем творчестве много внимания уделял простому народу на Руси, описанию его тяжелой жизни, труду, а также бед и страданий. Некрасов искренно верил, что настоящий писатель и поэт должен писать о правде, о настоящей жизни и не впадать в романтические мечты и иллюзии.

Давайте проведем анализ стиха о железной дороге.

История написания поэмы

Стих Некрасова «Железная дорога» — хороший пример гражданской позиции и лирики. Стихотворение написано в 1864 г. Поэт посвятил произведение строительству Николаевской железной дороги, которое состоялось в 1843-1851 гг.

Железная дорога была построена между Санкт-Петербургом и Москвой. Это был громадный проект. Строительство улучшал авторитет России с позиции Европы.

Но! Как бы хорошо это не выглядело, дорога строилась с применением отсталых методов. На стройке использовался труд крепостных крестьян, которым фактически были рабами. Государство не считало жертвы, а ведь от тяжелой работы умирало тысячи людей.

Составим план и разберем произведение по частям

Вступление к стихотворению – тонкая ирония Некрасова. Строителем железной дороги генерал обозначает не бесправных крестьян-рабочих, а графа Клейнмихеля, известного своей жестокостью.

Часть первая стиха: поэтическая лирика, описание красоты родных просторов, которую видят пассажиры поезда. Некрасов и сам восхищается родиной.

Итоги: Мальчику Ване показывают «светлую сторону» строительства дороги. Работа закончена, погибшие мужики похоронены, наступило время подводить итоги. Россия очередной раз доказала миру свой прогресс. Император, генералы и высшее общество торжествуют. Начальники и купцы желеной дороги обогатились. Рабочие мужики, которые остались живы получили награду: бочку вина и прощением накопленных штрафов.

Чему учит стихотворение и изображение народа в поэме

Источник

Урок Н.А.Некрасов «Железная дорога»

Картины подневольного труда в стихотворении
Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова; репродукция картины «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого.

Благослови же работу народную и научись мужика уважать.

I. Постановка целей и задач урока.

II. Изучение нового материала.

1. Устный рассказ учителя «Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года». (См. Ресурсный материал.)

– Что предваряет текст стихотворения? ( Эпиграф.)

– В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)

– Кто участвует в диалоге? (В диалоге участвуют отец и сын.)

– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу.)

– Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении же говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой.)

– Таким образом, мы убедились, что Н. А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.

К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ.)

4. Анализ стихотворения.

– Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-х частей.)

– О чем говорится в первой части? (Поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона.)

– Природа предстает перед нами во всем великолепии.

А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? ( Эпитеты: славная осень; здоровый, ядреный воздух; лед неокрепший; речка студеная; морозные ночи. Сравнения: лед… словно тающий сахар; листья лежат, как кове; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)

– Давайте выразительно прочитаем эту часть, пытаясь передать великолепие природы.

– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот о чем думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. Что нам рассказывается в этой части? (Во 2-й части показаны страдания мужиков-строителей.)

– Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? (Они как бы противопоставляются друг другу. В первой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во второй – ужасаемся картинами подневольного труда.)

– Какие картины вы рисуете в своем воображении?

– Как называет голод поэт? (Царем.)

– Какой художественный прием используется здесь? (Метафора.)

– Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте .

. Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

– Какой художественный прием встретился нам здесь? (Олицетворение.)

– Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? (Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили.)

– Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? (Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной. )

– Что из себя представляет третья часть? (Спор поэта и генерала.)

– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц.)

– Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? (Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу.)

– А вы согласны с таким мнением? (Высказывания учащихся.)

– Что мы видим в четвертой части? (Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное.)

. Труды роковые кончены.

Мертвые в землю закрыты; больные

Скрыты в землянках.

– А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?

. С Богом, теперь по домам, – поздравляю!

Шапки долой – коли я говорю!

Бочку рабочим вина выставляю

– Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.

. Все заносили десятники в книжку –

Брал ли на баню, лежал ли больной.

– Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.)

– Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.)

– Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «“Железная дорога” – есть. поэма о творческом народном труде».

Ш. Практическая деятельность: сопоставление стихотворения Н. А. Некрасова и картины К. А. Савицкого. (См. Ресурсный материал.)

– Перед нами иллюстрация картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 года и текст стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Давайте попытаемся сравнить эти две работы.

Вопросы для сравнения:

– Какова главная мысль художника? Поэта?

– Какие краски выбрали поэт и художник для выражения своей основной мысли?

– Что мы видим на полотне художника и какие возникают при этом мысли и чувства?

– Видит ли К. А. Савицкий выход из данного положения?

– Какие картины рисует поэт в стихотворении, что за мысли и чувства вызывают у нас как читателей?

– Как природа помогает понять авторский замысел?

– Что сближает поэта и художника?

– Является ли картина К. А. Савицкого иллюстрацией к стихотворению «Железная дорога»?

IV. Сообщение учащегося «Народность лирики Н. А. Некрасова».

Учитель вносит свои дополнения, уточнения.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение, – мысль народная. Именно своими думами о народе делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.

Мы поняли, что болеет за свой народ поэт не случайно: доля его тяжела. Но поэт возмущен пассивностью народа, его долготерпением.

Однако Некрасов призывает «мужика уважать», особенно его труд, тяжелый, непосильный, изнурительный. Труд, как замечает Некрасов, тяжел, он уродует человека, но он необходим.

На примере строительства железной дороги Петербург – Москва можно понять, какая огромная работа произведена! И в то же время надо помнить, как велика цена преобразований в России! Труд завершен. Труд огромный, но созидательный, а не разрушительный. Поэтому и народ по праву следует назвать творцом, созидателем.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Какой этап урока вызвал у вас особый интерес?

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога», подготовиться к участию в конкурсе выразительного чтения.

Тема: «Железная дорога». Картины подневольного труда. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа

Цель: продолжить работу над стихотворением «Железная дорога».

I. Проверка домашнего задания
Слушаем пересказ статьи о жизни и творчестве Н. А. Некрасова. Несколько учеников читают наизусть первую часть стихотворения. Попросим их определить размер стиха в «Железной дороге» и составить его схему. Ученик на доске рисует схему дактиля. Попутно учитель предлагает вспомнить, как называются другие трехсложные размеры стиха.
II. Роль пейзажа в стихотворении (I часть)
Комментированное чтение
Обратим внимание на эпитеты. В первой строфе — «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «речка студёная» противопоставлены «усталым силам» человека. Важно, чтобы ученик в первых двух строках увидел антитезу.
— Найдите сравнения в первых двух строфах.
«Лед неокрепший» лежит, «словно как тающий сахар», около леса можно выспаться, «как в мягкой постели», листья желты и свежи, «как ковер».
— Какое желание высказывает автор во второй строфе?
Автор высказывает желание выспаться, потому что чувствует в природе покой и простор.
Ответим на 2-й вопрос учебника (с. 224, ч.1).
Мы можем сказать, что человек, который так увидел картину природы, чувствует себя очень уставшим, он не высыпается, тоскует по «родимой Руси». Простонародные слова «ядрёный» и «студёный» говорят нам о том, что человек этот не чуждается народного языка и смело употребляет в поэтической речи слово, которое в то время не относилось к поэтической лексике. Автор любуется гармонией природы. «Кочи», «моховые болота» и «пни» могут показаться некрасивыми, безобразными. Но для автора все это — «родимая Русь», и поэтому он любит ее целиком — с прекрасными лесами, с кочками и болотами.
— Найдите инверсии в первой части стихотворения. Для чего, по-вашему, автор использует этот прием?
«Лед неокрепший», «на речке студеной», «под сиянием лунным», «по рельсам чугунным».
Важно, чтобы ученики почувствовали народный, песенный ритм первой части. Особенно ярко он выражен в четвертой строфе. Это поможет тем, кто еще не ответил наизусть выученный отрывок из стихотворения, лучше подготовить его выразительное чтение.
Картина природы противопоставлена разговору автора с соседями по вагону. Некрасов использует прием антитезы, чтобы подчеркнуть контраст между гармонией природы и противоречием в мире людей.
III. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа
Вторая часть стихотворения — обращение автора к Ване, к детям вообще, которые имеют право знать правду о том, что происходит в реальной жизни.
— Почему автор называет голод царем? В чем проявляется власть этого царя?
Некрасов называет голод царем, потому что голод заставляет людей выполнять часто тяжелую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей:

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Н. А. Некрасов намекает на то, что в голоде, который испытывает большое количество работающих людей, не получающих достаточного вознаграждения за свой труд, виноват существующий строй.
С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, т. е. заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое.
Перечитаем строки:

Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу бесплодным дебрям и гробу, т. е. смерти. С помощью антитезы выражена мысль о том, какой тяжелый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри.
С помощью учителя ученик услышит интонации русской народной песни в строфе:

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то все косточки русские.
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Именно эти интонации без громких слов убеждают читателя в сочувствии автора народному страданию и труду.
Автор создает фантастическую картину, рисует «толпу мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:

«Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда. »

Слова «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог все равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.
Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на строительстве железной дороги для того, чтобы другие могли ездить на поездах, т. е. «плоды пожинать». Она вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев-десятников» и начальства. Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы такие же люди, как и они, но занимающие определенные должности, относились к рабочим, как к братьям, с уважением к их труду. Прочитаем обращение автора к Ване:

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это все братья твои — мужики!

Дети должны понять: в этой строфе важно утверждение поэта, что нет людей голубой крови, так называемых «благородных», что презрение к простонародью, которое воспитывалось в дворянских детях, — это сословный предрассудок. Все люди равны на Земле, и генеральские дети такие же братья детям, родившимся в деревне. Благородна одна лишь привычка к труду, и жить, не работая, за чужой счет — это нарушение высшей справедливости. Автор призывает Ваню и всех своих читателей:

Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Привычка к труду, народное терпение и выносливость — качества, которые позволяют Н. А. Некрасову верить в лучшее будущее народа. Он говорит о будущем с надеждой и сожалением оттого, что ему, видимо, не придется «жить в эту пору прекрасную».

Литература и изобразительное искусство
Обратим внимание на репродукцию картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Хорошо, если есть возможность показать цветную репродукцию картины, где на фоне коричневатой глины, серого неба и испачканных холщовых одежд рабочих выделяется одно яркое пятно: толстый приказчик с рыжей бородой, в красной рубахе. Рабочие, среди которых есть дети, надрываясь, катят тачки с глиной. Лишь приказчик один стоит неподвижно, надзирая за работами, в любую минуту готовый резко окликнуть решившего передохнуть человека.
— Чем идея картины близка стихотворению Н. А. Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
Картина художника К. А. Савицкого показывает тяжелый физический труд русских мужиков. Но в стихотворении есть надежда на лучшее будущее; глядя на картину, зритель такой надежды не ощущает.
Домашнее задание
I часть стихотворения выучить наизусть.
Перечитать части III и IV. Ответить на вопросы 7—9 учебника (с. 225, ч. 1).
Повторить размеры стиха по записям в тетради и по 1-му заданию учебника (с. 244, ч. 1).

Ресурсный материал . Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года

19 февраля 1861 года Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков.)

А спустя 3 года автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога» (1864). В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842–1851 годах Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.

Все это припомнилось Н. А. Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

Стихотворение Н. А. Некрасова и картина К. А. Савицкого
«Ремонтные работы на железной дороге» (1874)

Константин Аполлонович Савицкий (1845–1905) – активный участник «Товарищества передвижных художественных выставок». Его картины – яркий протест против войны («На войну», 1880), религиозного дурмана ( «Встреча иконы», 1878), эксплуатации простого народа («Ремонтные работы на железной дороге», 1874).

Картина «Ремонтные работы на железной дороге» написана в тот же год, что и «Бурлаки» И. Е. Репина: обе картины близки по идейной направленности. Рассмотрим внимательно картину

К. А. Савицкого, чтобы понять замысел художника.

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда.

Но чем же отличается главная мысль стихотворения от идеи картины? Непоэтические на первый взгляд картины природы («кочи, и моховые болота, и пни») становятся прекрасными под волшебным «лунным сиянием», это части огромного – «родимой Руси». В природе есть многое, что кажется некрасивым, но это наша Родина. И только от самого человека зависит, как он будет видеть свою родную землю: глазами любящего сына или критическим взором ценителя прекрасного. В жизни народа тоже есть много ужасного и уродливого, но, по мысли Некрасова, это не должно заслонять главного: созидательной роли простого труженика. Рассказчик именно после страшных картин подневольного труда предлагает Ване присмотреться внимательно к строителям железной дороги и учиться «мужика уважать». Поэт говорит о том, что этот труд совсем не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но такой труд достоин уважения, так как он необходим. Осознание созидательной силы труда дает Некрасову веру в будущее.

Тема: Диалог-спор. Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха

Цель: подвести учащихся к главному выводу Некрасова – к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей.

I. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».
II. Диалог-спор
Комментированное чтение
Третья часть стихотворения представляет собой разговор Вани, генерала и рассказчика. Теоретически эту часть можно назвать диалогом, но последнее время мы вкладываем в это понятие дополнительное значение. Диалогом мы называем разговор, когда обе стороны хотят понять друг друга. Но после обращения Вани к отцу тот вовсе не старается понять рассказчика, хотя и адресует свои слова ему. Автор однозначно определяет эту ситуацию словами: «Но генерал возражать не давал. »
Начнем на уроке читать и комментировать третью часть.
Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так в стихотворении Н. А. Некрасова видения исчезли от резкого свистка паровоза. Ваня обращается к отцу с рассказом об увиденном. Что видел Ваня — сон или что-то другое? Если рассказчик, сосед по вагону, обращается к мальчику со словами об истинных строителях дороги, то почему генерал не слышит этих слов? Кто показывает Ване картины тяжкого труда народа? Вспомним, что рабочие во второй части названы «Божьими ратниками». В рассказе мальчика важно слово он, выделенное курсивом. Можно думать, что он — это рассказчик, но этим словом часто обозначается высшая сила, стоящая над людьми.
Генерал в ответ захохотал. Он говорит о своей поездке в Европу, в Рим и Вену, стараясь показать себя культурным человекам. Но генерал разоблачает сам себя:

Вот ваш народ — эти термы и бани,
Чудо искусства — он все растаскал!

Тéрмы — это и есть бани, только в Древнем Риме (обратим внимание учеников на примечания в сносках).

Рассказчик не желает ввязываться в спор с генералом. Но генерала уже не остановить. Из уст его вылетает злобная брань:

— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары, дикое скопище пьяниц.

Авторское отношение к изображаемому противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны.
После того как генерал зачисляет в варвары целые народы, создавшие богатейшую культуру, он лицемерно обращает внимание на «Ванюшу», которому нельзя смущаться «зрелищем смерти, печали», но можно слышать злобную брань отца:

Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону.

III. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны»
Продолжаем комментированное чтение.
«Следует рассказ об ужасном труде людей, — пишет Н. Н. Скатов. — Явной иронии нет. Она лишь в начальном определении новой картины как светлой. Есть опять подчеркнуто объективный, почти сухой рассказ о том, что скрыто за занавесом конечного итога:

. труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках.

«. Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю. »

Ученики прочитают в сносках, что такое недоимка. Казалось бы, такое заявление подрядчика должно было вызвать возмущение рабочих. Но они кричат «ура!» и впрягаются вместо лошадей в повозку «купчины». Н. Н. Скатов пишет: «Самая светлая картина оказалась в произведении самой безобразной».
У современных детей такое поведение рабочих обычно вызывает глубокое недоумение. Предложим им вспомнить стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге»:

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?

Поэта мучит не только впечатление от картин подневольного труда, но и мысль о том, почему народ терпит и покоряется своим угнетателям.
Ответим на 8 и 9-й вопросы учебника к стихотворению (с. 225, ч. 1).
— Почему стихотворение посвящается детям?
Стихотворение посвящается детям, потому что именно дети имеют возможность, когда вырастут, исправить что-то несправедливое в мире.
— В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. Что оно открывает нам, живущим сегодня?
Несмотря на то, что стихотворение написано о прошлом, оно помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться ее исправить.
IV. Своеобразие композиции стихотворения
Проблемы, отраженные автором в стихотворении, сложны и неоднозначны. Поэтому композицию стихотворения тоже нельзя назвать линейной. Предложим детям озаглавить каждую его часть. Это позволит окинуть взглядом все произведение в целом.
Вариант плана
1) «Славная осень!» Осенний пейзаж.
2) «Божии ратники, / Мирные дети труда!» Сон Вани.
3) «Захохотал генерал!» Диалог-спор.
4) «Отрадная картина». Описание праздника.
Различные по характеру части стихотворения связаны единым ритмом и чувством любви к родному народу. В этом особенность композиции стихотворения.
Подчеркнем, что, показывая разговор в вагоне, автор раскрывает перед нами картины прошлого и намечает контуры будущего. Таким образом, временные границы стихотворения широко раздвигаются, заставляя человека вдумываться в смысл этого стихотворения. Вот почему К. И. Чуковский назвал это произведение Н. А. Некрасова поэмой. Дело не только в количестве строк, но и в широте осмысления, и в глубине постановки проблем.
V. Размеры стиха
Обращаемся к заданиям учебника, посвященным размерам стиха (с. 244, ч. 1), и проверяем ответ на 1-й вопрос.
Далее выполняем 2-е задание (3—4 примера).
Если позволяет время, оставшиеся примеры можно дать в качестве небольшой самостоятельной работы. Если время урока подошло к концу, то предложим определить размер оставшихся примеров дома.
Домашнее задание
2-е задание учебника (с. 244, ч. 1) выполнить до конца.
Прочитать самостоятельно поэму Н. А. Некрасова «Дедушка» и статью о ней в учебнике (с. 225—226, ч. 1), приготовить по ней вопросы к учителю (отметить, если что-то непонятно).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *