Чему учит сын полка катаева
Анализ произведения Сын полка Катаева
В произведении Валентина Петровича можно заметить много историй, которые произошли во времена Великой Отечественной. В то тяжелое время много детей оставались сиротами, их принимали в подразделения и там рядом становились настоящими солдатами. Маленькие мальчишки были очень сильными. Когда с ними происходили такие страшные события, как потеря родителей, они не собирались горевать, у них была одна цель – отомстить. В свои ранние годы из-за мерзкого неприятеля вся их жизнь пошла под откос.
Дети лишились мирного неба над головой, любви, ласки и заботы родителей, еды, воды, жили в страшных условиях. Самое главное, их детство кончилось, так и не начавшись. Они так и не узнали, что такое беззаботное детство, когда можно отдыхать и радоваться жизни. Им пришлось очень быстро повзрослеть. Мальчишки сами рвались защищать родину, они хотели, как можно быстрее выгнать с нашей земли неприятеля, Ваня Солнцев был один из них.
Главному герою всего двенадцать лет, он уже лишился всей своей семьи и остался абсолютно один. Родителей Вани расстреляли нацисты. Произведение показывает насколько сильно ужасы войны отразились на ни в чем неповинных детях и подростках. Которые были вынуждены скитаться в поисках еды и ночлега. В свои ранние годы мальчишки были настолько полны ненависти к врагу, что были готовы отдать собственную жизнь ради победы. Мало того, им было нечего терять.
Бойцы Красной армии обнаружили его в лесу. Иван отличается невероятной храбростью, мужеством и умом. Все военнослужащие полюбили мальчугана. Иван – тот парень, который умеет уважать старших, выполнять возложенные на него дела и нести ответственность за свои действия.
У мальчика сложились очень хорошие отношения с военнослужащими. Он очень мечтал быть одним из них. Судьба не сразу ему позволила это. Однако, упорство и целеустремленность мальчика сделали свое дело. Капитан все же принял его в строй, даже был готов усыновить его.
Однако, война вмешалась и здесь. В одном из ожесточенных боев, капитан погибает, но просит, чтобы мальчика определили в Суворовское училище. Он очень заинтересован, чтобы жизнь ребенка не пошла под откос. Благодаря Енакиеву, Солнцев станет настоящим офицером.
2 вариант
В произведении, которое написал Катаев, практически все события происходят во времена войны. В это тяжелое и очень трудное время все отправлялись на войну, а дети оставались одни. Сироты бродили по улицам и искали еду не только себе, но и своим братьям и сестрам. Многих ребят забрали в специальные подразделения и потом из них сделали настоящих солдат, которые потом отправлялись в самое пекло войны. Мальчишки старались и выполняли все что им прикажут и чему учат. А потом превращались в сильных мужчин, которые ничего не боятся и готовы отдать последнюю каплю крови за защиту своей родины.
Дети лишились всего чего заслуживали. Они потеряли своих родителей, а также дом. Теперь им приходилось выживать в страшных условиях, в которых раньше они никогда не бывали. Они прекрасно понимали, что детство навсегда закончилось и больше никогда не повториться. Если другие дети знают, что такое отдыхать и просто радоваться жизни, то этим детям никогда этого не узнать, ведь теперь для них открывается совсем другая жизнь. И принимать решения им придется самостоятельно.
К этим же ребятам относится и Ваня, которому совсем недавно исполнилось двенадцать лет. Его родители также как и родители других детей ушли на фронт. Их поймали нацисты и расстреляли. На протяжении всего произведения показаны и подробно описаны все ужасы войны во всех ее красках. И все это видели маленькие дети. Они бродят по улицам города и ищут еду. Мальчики не только обижены, но и обозлены на жизнь и готовы сделать все для того чтобы защитить свою родину.
Как раз бойцы проходили через лес и там находился Ваня. Парень был смышленым, умным и храбрым и ничего и никого не боялся. Он сразу же подружился с бойцами, и они полюбили его и приняли в свою команду. А парень обещал не только помогать им, но и выполнять все, что ему будет приказано.
Больше всего на свете ему хотелось воевать и защищать свою родину. Бойцы старались отправить мальчика в безопасное место, где ему не будет угрожать опасность, но каким-то образом, ему удавалось догнать их и дальше отправиться вместе с ними.
Он многому научился у бойцов и даже если с первого раза у него ничего не получалось, то он пробовал еще и еще и понемногу стал добиваться успеха.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Сын полка Катаева
Популярные сегодня темы
Основным персонажем является пятидесятилетняя одинокая женщина по имени Татьяна Борисовна, поселившаяся в собственном небольшом поместье, похоронив мужа.
Варвара Кабанова – персонаж из пьесы «Гроза» А.Н. Островского. Варвара родилась и выросла в городе Калинове в обеспеченной семье.
Работа, впервые обнародованная во время передвижной выставки, в этот же момент надёжно установилась среди публики и неповторимых изображений русской природы. В наше время крайне трудно найти подобную по известности картину, относящуюся к пейзажу России
Тема войны описана писателями, выражена в стихах, показана в фильмах. Героическая победа, одержанная народом над фашистской Германией, увековечена в памятниках и мемориалах.
Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Место рождения была усадьба Овстуг. Мальчик ещё с малых лет начал обучаться латыни и поэзии древнего Рима. К 12 годам Тютчев уже мог переводить лирические стихотворения оды Горация
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о повести В.Катаева «Сын полка»
Главный герой повести «Сын полка» — мальчик Ваня Солнцев. В годы Великой Отечественной войны он остался сиротой, долго скитался по оккупированной немцами территории, пока его в лесу не подобрали разведчики, возвращавшиеся с задания. Смышленый мальчик, которого разведчики прозвали «пастушком», так им понравился, что они решили оставить его у себя и обучить профессии разведчика. Но капитан Енакиев был против того, чтобы ребенок находился в районе боевых действий, и он приказал отправить Ваню в тыл.
Но по дороге в тыл Ваня сбежал от сопровождающего его разведчика Биденко, а когда тот его сумел найти и привязал к себе веревкой, Ваня сбежал от него повторно. После этого он самостоятельно вернулся назад и, встретившись с капитаном Енакиевым, сумел создать о себе такое впечатление, что капитан разрешил ему остаться у разведчиков и поставил мальчика на полное армейское довольствие.
Вскоре после этого Ваня уговорил разведчиков взять его с собой на задание, уверяя их в том, что он отлично знает здешние места и проведет разведчиков в любое место. Поскольку форма для мальчика была еще не готова, и он по-прежнему выглядел потрепанным крестьянским мальчишкой, разведчики согласились. Поначалу все шло по плану – Ваня разведывал местность, потом возвращался и разведчики вместе с ним продвигались вперед. Но они не знали, что юный разведчик тайком прихватил компас и на полях старого букваря старался зарисовывать немецкие позиции. За этим занятием его и застал вражеский патруль. Мальчик попал в плен, но никого не выдал, а вскоре началось наступление наших войск, и Ваня благополучно вернулся в часть.
После этого случая капитан Енакиев забрал мальчика от разведчиков, решив заняться его воспитанием. Он определил его к артиллеристам, чтобы воспитанник смог постепенно изучить работу всего артиллерийского расчета. Поначалу Ваня относил от орудия стреляные гильзы, потом ему стали доверять более сложную работу.
Капитан Енакиев, семья которого погибла в самом начале войны, решил усыновить мальчика и написал об этом рапорт командованию. Ваня продолжал осваивать артиллерийское дело. Бои шли уже на территории Германии, когда во время одного из таких боев враг ввел в действие резервы, в том числе и танки. Капитан Енакиев, понимая сложность положения, отослал Ваню с донесением в штаб, а сам во время тяжелейшего боя погиб.
Он успел написать предсмертную записку, в которой попросил, чтобы мальчика воспитали настоящим офицером. По решению командования Ваню Солнцева направили в суворовское училище. Сопровождал его к месту учебы тот самый разведчик Биденко, от которого мальчик поначалу дважды сумел убежать. На этот раз они благополучно добрались до места назначения и расстались, как старые боевые товарищи. Для Вани Солнцева начался новый и важный этап его жизни – обучение воинской профессии.
Таково краткое содержание повести.
Главная мысль повести «Сын полка» состоит в том, что даже в суровое военное время ничто человеческое не было чуждо нашим солдатам. Они приняли живейшее участие в судьбе маленького мальчика и считали его сыном своего полка, всячески заботясь и стараясь воспитать из него настоящего воина. Повесть «Сын полка» учит быть настойчивым и ответственным при выполнении любых заданий. Ваня проявил самодеятельность и взял на разведку компас, хотя он должен был изображать простого деревенского мальчишку. Это своеволие едва не стоило ему жизни. Лишь начавшееся наступление позволило Ване избежать гибели.
В повести «Сын полка» мне понравился капитан Енакиев. Это настоящий офицер, целиком преданный своему делу. И, в то же время, это человек, заботящийся о своих подчиненных. Он полюбил Ваню, как родного сына, и в минуту опасности, под предлогом выполнения поручения отослал мальчика из зоны боевых действий, спасая ему тем самым жизнь.
Какие пословицы подходят к повести «Сын полка»?
Командира приказ — закон для нас.
Хочешь победить на войне — работай вдвойне.
Война — суровая школа.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Краткое содержание Катаев Сын полка для читательского дневника
Краткое содержание «Сын полка» для читательского дневника
ФИО автора: Катаев Валентин Петрович
Название: Сын полка
Число страниц: 224. Катаев В. П. «Сын полка». Издательство «Эксмо». 2015 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1944 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
Замысел повести «Сын полка» начал формироваться у Катаева в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое. Однажды писатель заметил мальчика, облачённого в солдатскую форму: гимнастёрка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребёнка. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана — голодного, злого и одичавшего — разведчики нашли в блиндаже. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим[2].
Позже писатель ещё не раз сталкивался с подобными историями[2]:
Я понял, что это не единичный случай, а типичная ситуация: солдаты пригревают брошенных, беспризорных детей, сирот, которые потерялись или у которых погибли родители. |
Название повести ассоциативно связано с комической оперой «Дочь полка», которая была известна Катаеву с юношеских лет. В нужный момент оно всплыло в памяти и «выстрелило»[2].
Главные герои
Ваня Солнцев – двенадцатилетний мальчик, сирота, храбрый, настойчивый.
Капитан Енакиев – командир батареи, храбрый, добросовестный, уравновешенный.
Ефрейтор Биденко – весёлый, уверенный в себе.
Ефрейтор Горбунов – смелый, сильный, верный друг.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Разведчики, возвращаясь с боевого задания, нашли в яме худенького мальчика. К тому времени Ваня уже несколько лет бродил по лесу и при виде солдат потерял сознание. Разведчики привели больного и голодного оборвыша в своё расположение, сытно накормили и обогрели.
Несмотря на то, что командир артиллерийской батареи капитан Енакиев готовился к бою, он подробно расспросил о Ване. Выяснилось, что все его родные погибли и он был круглым сиротой. Енакиев сразу вспомнил любимую жену и маленького сына, которые погибли во время вражеского налёта. Прекрасно понимая, что фронт является не самым подходящим местом для ребёнка, капитан приказал эвакуировать Ваню в тыл. Но Ваня так сильно хотел остаться на батарее, что по дороге в тыл дважды сбегал. Первый раз он выпрыгнул прямо на ходу из машины. Сопровождавшему Биденко пришлось даже привязать мальчика к себе, но он всё равно умудрился сбежать. Ване удалось уговорить капитана Енакиева оставить его – так двенадцатилетний мальчик стал «сыном полка».
Перед запланированным масштабным наступлением красной армии батарея получила задание разведать расположение вражеских войск. Разведчики Горбунов и Биденко взяли с собой на задание Ваню, который ловко занялся сбором разведданных. За этим занятием его и поймали немцы. От верной смерти мальчика спасло лишь наступление красной армии: немцы попросту забыли о нем, спасаясь от советских солдат.
Сын полка получил солдатскую форму и начал во всём помогать батарее. Тем временем капитан Енакиев настолько привязался к мальчику, что даже хотел усыновить его.
Война уже подходила к решающей развязке, когда батарее предстоял серьёзный бой. Чтобы обезопасить Ваню, который ни в какую не хотел покидать батарею, Енакиев написал ему приказ на листке бумаги и отослал в штаб. Мальчик был вынужден подчиниться приказу капитана, которого он видел в последний раз. Ради обеспечения прохождения частей отважный капитан вызвал огонь на себя. Никто из батареи не выжил. Енакиева похоронили на родине, а Ваню Солнцева определили в суворовское училище.
Сын полка краткое содержание
Повесть Катаева «Сын полка» была написана в 1944 году. В книге впервые в советской литературе тема война была раскрыта через восприятие ребенка – Вани Солнцева, мальчика двенадцати лет. За повесть «Сын полка» Катаев был удостоен Сталинской премии II степени. Произведение написано в рамках литературной традиции соцреализм.
Повесть «Сын полка» входит в школьную программу по литературе 4 класса. Прочитать краткое содержание «Сына полка» по главам можно прямо на нашем сайте. Предлагаемый пересказ будет интересен школьникам, а также всем, кому нужно быстро ознакомиться с сюжетом произведения.
Главные герои
Ваня Солнцев – мальчик 12 лет, сирота, которого нашли разведчики. Стал «сыном полка», а затем был зачислен в суворовское училище. Разведчики дали ему прозвище «пастушок».
Капитан Енакиев – мужчина 32-х лет, командир батареи. Хотел усыновить Ваню, но был убит во время сражения.
Ефрейтор Биденко – разведчик, до войны был донбасским шахтером, «костистый великан». Вместе с Егоровым и Горбуновым подобрали Ваню в лесу.
Другие персонажи
Ефрейтор Горбунов – разведчик, друг Биденко, «богатырь», «сибиряк», до войны был забайкальским лесорубом.
Сержант Егоров – мужчина 22-х лет, разведчик.
Краткое содержание
Глава 1
Три разведчика возвращались осенней ночью через сырой холодный лес. Неожиданно они обнаружили в небольшом окопчике бредившего во сне, что-то бормочущего мальчика. Ребенок проснулся и, резко вскочив, выхватил «откуда-то большой отточенный гвоздь». Один из разведчиков – сержант Егоров – успокоил его, сказав, что они «свои».
Глава 2
Капитан Енакиев, командир артиллерийской батареи, «был храбр», но «при этом холодноват, сдержан, расчётлив, как подобает хорошему артиллеристу».
Глава 3
Найденный разведчиками мальчик Ваня Солнцев был сиротой. Его отец погиб на фронте, мать убили, бабушка и сестра умерли с голоду. Мальчик пошел «собирать куски», по дороге попался жандармам. Те посадили Ваню в детский изолятор, где он едва не умер от чесотки и тифа, но вскоре сбежал. Теперь он пытался перейти через фронт. С собой в сумке носил отточенный гвоздь и потрепанный букварь.
Ваня напомнил Енакиеву о его собственной семье – матери, жене и семилетнем сыне, которые погибли «в сорок первом».
Глава 4
Разведчики накормили Ваню «необыкновенно вкусной кротёнкой». Проголодавшийся мальчик ел жадно, с аппетитом. «Впервые за эти три года Ваня находился среди людей, которых не надо было опасаться».
Биденко и Горбунов пообещали Ване зачислить его «на все виды довольствия» и обучить военному делу, но сначала им нужно получить приказ о зачислении от капитана Енакиева. Однако, вопреки желанию разведчиков, Егоров передал Биденко распоряжение Енакиева отправить Ваню в тыл в детский дом. Расстроенный мальчик говорит, что все равно сбежит по дороге.
Глава 5
Биденко, хмурый и молчаливый, вернулся в часть на другой день поздно вечером. В это время армия, преследуя врага, продвинулась далеко на запад.
Глава 6
Биденко не хотел признаваться, что Ваня от него дважды сбегал, но после расспросов все-таки рассказал. Первый раз мальчик на повороте выпрыгнул из грузовика и спрятался в лесу. Биденко так бы и не обнаружил Ваню, если бы на ефрейтора не упал букварь – мальчик заснул, сидя на верхушке дерева.
Глава 7
Чтобы Ваня снова не убежал, Биденко привязал к его руке веревку, второй конец которой обмотал вокруг своего кулака. В грузовике ефрейтор периодически просыпался и, дергая за веревку, проверял, на месте ли Ваня. Однако, поспав чуть больше, ефрейтор под утро обнаружил, что второй конец веревки привязан к сапогу ехавшей с ними женщины-хирурга. Мальчик же сбежал.
Глава 8
Ваня, долго блуждая по военным дорогам, пришел к штабу. По дороге ему встретился «роскошный мальчик» в полной походной форме гвардейской артиллерии – «сын полка», который служил связным при майоре Вознесенском. Именно эта встреча подтолкнула Ваню найти главного командира и попросить помощи, чтобы вернуться к разведчикам.
Главы 9 – 10
Ваня, не зная Енакиева в лицо, принял его за важного командира. Мальчик начал жаловаться капитану, что строгий Енакиев не захотел взять его сыном полка. Капитан забирает мальчика с собой к разведчикам.
Глава 11
Разведчики были очень рады возвращению мальчика. «Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время».
Глава 12
Биденко и Горбунов взяли Ваню в разведку, не доложив командиру, что берут мальчика с собой за проводника – он хорошо знал эту местность. Ване еще не выдали обмундирование, поэтому внешне он был похож на «настоящего деревенского пастушка».
Глава 13
Разведчики отправили Ваню вперед, но через несколько часов вернулась только его лошадь. Горбунов отправил Биденко в часть сообщить о случившемся.
Разведчики не знали, что пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно с помощью компаса делал зарисовки на полях букваря – пытался снять план местности. За этим делом и застали его немцы, схватили и посадили в темный блиндаж.
Глава 14
Ваню допрашивала немка. Несмотря на то, что чертежи в букваре и русский компас были очевидными уликами против мальчика, он ничего не рассказал.
Глава 15
Главы 16. – 17
После случившегося Ваню постригли, сводили в баню, выдали новое обмундирование и «поставили на полное довольствие».
Глава 18
«У Вани была счастливая способность нравиться людям с первого взгляда». «Капитан Енакиев, так же как и его солдаты, с первого взгляда полюбил мальчика». Узнав о задании, в котором участвовал Ваня, Енакиев очень рассердился на разведчиков, которые любили мальчика слишком «весело».
Капитан вызвал мальчика к себе и назначил его связным.
Главы 19. – 20
С того дня Ваня начал жить в основном у Енакиева. Капитан хотел лично воспитать мальчика. Енакиев «прикомандовал Ваню к первому орудию первого взвода в качестве запасного номера», чтобы он научился «постепенно выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта». «Первые дни мальчик очень скучал по своим друзьям-разведчикам. Сначала ему показалось, что он лишился родной семьи. Но скоро он увидел, что новая его семья ничем не хуже старой».
Главы 21. – 22
Разговаривая с наводчиком Ковалевым о Ване, Енакиев делится своими планами о том, что хотел бы усыновить мальчика.
Неожиданно начали наступать немцы. Противник окружил пехотные части.
Глава 23
Глава 24
Находясь в первом взводе, Ваня, чем мог, помогал солдатам. В разгар сражения Енакиев заметил мальчика и приказал ему вернуться назад на батарею. Ваня отказывался. Понимая, что спорить с мальчиком бесполезно, капитан что-то написал на листке бумаги и попросил Ваню доставить пакет командиру штаба.
Глава 25
Когда Ваня возвращался назад, битва была уже окончена. Мальчик не знал, что, расстреляв все патроны, солдаты дрались с немцами лопатами и штыками, а затем Енакиев «вызвал огонь батарей на себя». Ваня шел по полю сражения и, наконец, на лафете пушки увидел убитого Енакиева.
К мальчику подошел Биденко. «В душе у Вани будто что-то повернулось и открылось». Он обнял Биденко и заплакал.
Глава 26
В кармане Енакиева нашли записку, в которой командир прощался со своей батареей, просил похоронить его на «родной, советской земле» и позаботиться о судьбе Вани. Вскоре Биденко по направлению командира артиллерийского полка отвез Ваню в суворовское училище. Разведчики дали ему с собой еду, мыло и погоны капитана Енакиева, завернутые в газету «Суворовский натиск».
Глава 27
В первую ночь в училище Ване снилось, как он бежит по мраморной лестнице, «окруженной пушками, барабанами и трубами». Ему было трудно подниматься, но седой старик с алмазной звездой на груди повел его по ступенькам выше, говоря: «Иди, пастушок… Шагай смелее!».
Заключение
В повести «Сын Полка» Катаев описывает историю простого крестьянского мальчика Вани Солнцева, у которого война отобрала родной дом и семью. Однако тяжелые испытания только закалили дух Вани, а среди солдат он находит свою вторую семью. Автор показывает храбрость, смелость и выдержку мальчика даже в самых трудных ситуациях.
Повесть «Сын Полка» была дважды экранизирована, а также поставлена на сцене театра юного зрителя в Ленинграде.
Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Сына полка», а прочитать книгу полностью.
2094. Анализ произведения Катаева Сын полка Русский язык
Сочинение — Анализ произведения Катаева Сын полка. Русский язык и литература
Жанровая направленность произведения представляет собой историческую прозу, в которой изображаются реально происходящие события с участием вымышленных героев.
Композиционная структура повести представляется в виде последовательного повествования, при этом сюжетные события отличаются стремительным развитием.
Главным персонажем повести является Ваня Солнцев, представленный в образе двенадцатилетнего мальчика, оказавшегося в период войны круглой сиротой, поскольку вся его семья погибает. Мальчик отличается отвагой, смелостью, мужеством, желанием освободить страну от вражеских захватчиков.
Второстепенными персонажами произведения представляются советские воины в лице Биденко, являющегося разведчиком, ефрейтором, в мирное время работающим шахтером, Горбунова, также воюющего разведчиком, бывшего лесоруба, Енакиева, капитана, а также Ковалева, изображенного в качестве наводчика орудия, баяниста и весельчака.
Сюжетная линия разворачивается в момент встречи обездоленного Вани с советскими разведчиками, которые забирают его в полк, где мальчик становится подопечным всех солдат, в особенности Биденко и Горбунова, считающих ребенка сыном полка, лишенного родительской любви, заботы и ласки.
Среди военных мальчик обучается не только выживанию в сложных условиях в период войны практически не имея одежды и пищи, но и осваивает военное дело, помогая солдатам в разведывательных мероприятиях, тем самым утоляя свою месть немцам за погибшую семью.
Командир полка в лице Енакиева также привязывается к смышлёному и умному ребенку, а также мечтает по окончании войны стать для Вани Солнцева официальным усыновителем. При этом неоднократно капитан пытается отправить ребенка в тыл, но Ваня все равно возвращается в полк.
Однако жизненные обстоятельства складываются таким образом, что Енакиев погибает, сумев предварительно спасти жизнь мальчика путем его отправки на задание в штаб, подальше от места ожесточенного боя с немецкими захватчиками.
Отличительной особенностью произведения является описание автором не только внешность героев с их характерными чертами, а также изображение переживаний, мыслей персонажей, выраженных в диалогах, а также воспоминаниях и мечтах о будущем.
Смысловая нагрузка рассказа заключается в проявлении русским народом патриотических чувств, мужества, отваги, героизма, храбрости, вне зависимости от возраста, веры в справедливость и готовности умереть ради победы и освобождения родины.
Вариант 2
Повесть «Сын полка» была написана Валентином Катаевым в 1943 году, в то время, когда писатель, будучи военным корреспондентом, переезжал из одной армейской части в другую. События, которые описаны в произведении, основаны на реальной истории мальчишки, которого приютили солдаты.
Рассказ представлен в жанре исторической прозы. Имена героев, конечно, выдуманы, но история их жизни правдоподобна.
Война осиротила сотни детей, которые лишись в одночасье не только своего дома, но и родителей. Многие из этих мальчишек и девчонок стали свидетелями кровавой драмы. У них на глазах фашисты расстреливали матерей, братьев, сестер, односельчан. Солдаты не решались удерживать этих ребят от стремления отомстить врагу. Они были еще маленькими, но очень мужественными солдатами, самоотверженно идущими в бой с мыслью освободить родную землю от фашисткой нечисти.
Группа разведчиков случайно обнаружила в окопе мальчонку, который вот уже около трех лет скитался по лесу. Ваня Солнцев поведал солдатам свою нехитрую историю. Похоронку на отца семья получила еще в начале войны, мать убили немцы, а меленькая сестренка и бабушка умерли от голода. Парнишку накормили, обогрели, заметив его знания окружающей местности и способность хорошо ориентироваться в лесу, захотели оставить в отряде.
Капитан Енакиев несмотря на симпатию к Ване, принимает решение отправить его в тыл, ведь война это не детское дело. Мальчик непреклонен, угрожает побегом. Он не привык подчиняться, его твердое решение бить фашиста в строю с взрослыми, не видит препятствий. Ваня ловко обманывает ефрейтора Биденко и убегает. Возвращаясь в отряд, он встречает такого же мальчишку, одетого в военную форму. Из расспросов узнает, что его ровесник зачислен в отряд и считается сыном полка.
Герой решает найти главного командира, который сможет заставить Енакиева поставить мальчика на довольствие как полноценного члена группы разведчиков. В штабе, парень с горячностью рассказывает, встретившемуся офицеру о своих мытарствах, и требует дать указание несговорчивому Енакиеву, зачислить его во взвод. Ваня даже не догадывался, что разговаривал с тем самым капитаном Енакиевым.
Настойчивость мальчишки взяла верх, и вскоре он уже ходил на опасные задания с разведчиками. Но после очередного рейда в тыл врага, когда Ваня попал в плен и чудом был спасен, его прикомандировали к артиллерийскому расчету, где он и продолжил службу.
Енакиев настолько привязался к мальчику, что планировал его усыновить, ведь он, как и Ваня остался совсем один, потеряв семью за годы войны. Но война диктует свои условия, этим планам не суждено было сбыться. В одном из кровавых сражений капитан погибает, но оставляет письмо, в котором просит в случае его гибели позаботиться о мальчике и отправить его в Суворовское училище. На этот раз Ваня осознает ответственность за оказанное доверие. Он не подведет, будет учиться и станет достойным офицером.
Ваня Солнцев двенадцатилетний осиротевший мальчишка, является главным героем повести. Второстепенные персонажи: группа разведчиков, капитан Енакиев, ефрейторы Биденко и Горбунов, наводчик Ковалев.
Композиция произведения выстроена последовательно, сюжет отличается стремительным развитием Встреча разведчиков с ребенком, описание его одинокого скитания по лесу является завязкой повести. Жизнь Вани в полку сложная, но интересная, мальчик обучается у солдат военному делу, помогает им в разведывательных операциях. Кульминационным моментом становится ожесточенный бой, из которого Енакиев постарался вывести мальчишку, отправив его с поручением в другой взвод. Развязка повести жизнеутверждающая. Бой окончен, капитан погиб, но успел оставить напутствие своему воспитаннику, благодаря которому сын полка сможет преодолеть все трудности, и станет настоящим защитником Родины.