Чему учит толстой в своих произведениях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Камышки
«В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя». Л. Н Толстой
Проблема: В творчестве много маленьких произведений для детей, которые он включил в свою Азбуку. Неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?
Формирование компетенций: информационная, коммуникативная, общекультурная, учебно-познавательная.
Научная область: литература
Выполнил: Беляков Данил
Исследовать, несут ли рассказы нравственные уроки детям нашего времени.
Задачи исследовательской работы:
2.Вспомнить содержание ранее изученных произведений.
3. Исследовать эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает
4. Оформление результатов исследования(презентация)
Поэтапный план исследования:
— подбор пословиц к произведениям и иллюстрирование
— обобщение результатов исследования
«Надо…чтобы не для
одного меня шла моя жизнь…»
.
Лев Николаевич Толстой был основателем школы для крестьянских детей. В 1859 году он устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей, а потом помог открыть более 200 школ в окрестных деревнях. Толстой сам учил крестьянских детей, писал для них учебные книги.
Лев Николаевич составил для детей «Азбуку»и«Книги для чтения». (Слайд 4)
Это была очень трудная работа. Толстой отдал ей несколько лет жизни. Он хотел, чтобы рассказы в «Азбуке» были понятные, интересные и учили ребят добру. Он пересказывал сказки, были, басни, сочинения разных писателей, вспоминал происшествия, которые приключились с ним самим или о которых слышал от других ; некоторые истории он записал со слов своих учеников. Толстой мечтал о том, чтобы русские дети учились читать по его «Азбуке», получали из неё новые знания о жизни. Создание этой книги он считал одним из самых важных дел в своей жизни.
— Какие произведения мы читали? (Слайд 6)
Всего Львом Николаевичем написано для детей 629 произведений различных
жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни, пословицы, поговорки,
В баснях, сказках, рассказах хочет показать нам то, что
необходимо в нашей настоящей и будущей, взрослой жизни: добро не только
лучше, но и «выгоднее» зла; к другому человеку нужно относиться так, как ты
хочешь, чтобы относились к тебе; за бескорыстную помощь воздастся сторицей
«В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя».
Л. Н Толстой
В одну из книг по чтению включил рассказ о том, как
крестьянские ребятишки тянулись к школе. («Филипок»). О значении обучения
говорит пословица «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». (Слайд 10)
На примерах из жизни животных («Лев и собачка») учит дружбе, преданности, бережному отношению к животным. Писатель показывает, что животные, как люди переживают разлуку, горе, утрату. Этот рассказ будит сострадание, учит сопереживать и сочувствовать чужой боли. (Слайд11)
Рассказ «Акула» учит выбирать правильное решение, от которого может зависеть жизнь человека. Всегда надо стараться найти такое решение, как это сделал отец одного из мальчиков. Если в жизни наступит такой момент, когда человек не знает как поступить, что ему делать дальше, советует быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. (Слайд 12)
Толстой посвятил много произведений природе. Этими рассказами автор
учит наблюдательности, любви к природе, к её красоте. («Какая бывает роса»)
« Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны
Сказка «Два брата» учит тому, что все люди на свете разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека. (Слайд 15)
Басня «Отец и сыновья.»учит взаимопомощи. Надо жить всем дружно: «Один за всех, а все за одного». (Слайд 16)
Басня Толстого «Старый дед и внучек»учит быть добрым, заботливым
к другому человеку, особенно если это пожилой родной человек, нужно относиться так, как ты хочешь чтобы относились к тебе.
«Кто родителей почитает, тот во век не погибает» (Слайд 18)
Из басни «Два товарища» дети могут вынести один урок: не стоит называть друзьями тех, кто в трудную минуту тебя может бросить.( Слайд 19)
Басня «Лгун» учит тому, что не надо обманывать людей. Ведь «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят». (Слайд 20)
Басня «Мужик и водяной.»учит честности.«Честному человеку честь и поклон». (Слайд 21)
Результаты исследовательской работы:
В результате исследовательской работы я пришёл к выводу, что простые, понятные и увлекательные рассказы интересны и в наше время. Писатель учит нас жить в мире людей – правильному поведению в разных жизненных ситуациях. Его произведения учат быть добрыми, отзывчивыми, дружными, преданными, честными, воспитанными, учат сопереживать и сочувствовать чужой боли, учат любить и восхищаться красотой природы, бережному отношению к животным, помогают избавиться от лжи, от лени, безразличия и злобности к окружающим людям.
М. Горький так писал о Толстом и его творчестве: «Толстой – это целый мир. Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.»
1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, часть 2 (Начальная школа
Воспитательный аспект произведений Л. Н. Толстого
«Учитесь и читайте. Жизнь сделает всё остальное», – говорил Ф. М. Достоевский. Ни телевидение, ни другие современные средства массовой информации не заменят книги. Место произведений Л. Н. Толстого, несомненно, одно из главных в этом процессе.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный аспект произведений Л. Н. Толстого»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО
Вся творческая деятельность Л. Н. Толстого определялась стремлением через художественное слово влиять на духовно-нравственное воспитание не только детей, но и взрослых. К практическому участию в деле народного просвещения писатель стремился с юношеских лет. Об этом повествует его ранний автобиографический рассказ «Утро помещика». Высказанные в нём гуманистические идеи не остались пустой деклараций, благим пожеланием, но выразились и в его педагогической деятельности, и в художественном творчестве.
При правильном подходе к воспитанию дети знакомятся с произведениями Л. Н. Толстого ещё в раннем возрасте. Благотворное влияние на развитие души ребёнка оказывают рассказы и сказки писателя. Многое зависит в этот период нравственного становления человека от родителей, их желания принимать активное участие в воспитании сына или дочери. Читая вместе с ребёнком рассказы, басни, сказки Л. Н. Толстого из книг «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения», обсуждая с ним непростые жизненные ситуации, в которые попадают герои («Мать и дочь», «Старый дед и внучек», «Косточка», «Собака Якова», «Птичка» и др.), родители и педагоги (если ребёнок посещает детский сад) способствуют формированию у него чёткой установки: так делать можно и нужно, а так нельзя. В этом возрасте дитя пока ещё оперирует только понятиями «хорошо» – «плохо», для него не существует промежуточных, нейтральных позиций, поэтому этические нормы, заложенные в раннем детстве, непременно дадут свои результаты по мере его взросления.
«Учитесь и читайте. Жизнь сделает всё остальное», – говорил Ф. М. Достоевский. Ни телевидение, ни другие современные средства массовой информации не заменят книги. Место произведений Л. Н. Толстого, несомненно, одно из главных в этом процессе.
Более крупные произведения Толстого попадают на книжную полку школьника в V-VI классах. «Кавказский пленник» учит верности в дружбе (когда Жилин, совершив побег из плена, не бросает беспомощного Костылина), милосердию (участие Дины в судьбе Жилина), состраданию и благодарности за помощь, умению жить в поликультурном мире.
Трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» помогает подростку принимать взрослый мир с меньшими разочарованиями и потерями. Остановимся только на некоторых моментах первой книги трилогии. Мало кого из ребят оставляет равнодушным эпизод, в котором рассказывается о переживаниях Николеньки из-за своей внешности, так как многих из них волнует та же проблема. Когда в классе вместе с учителем дети читают эпизод разговора мальчика с матерью на эту тему, они начинают понимать, что красота души важнее красоты лица, так как она и есть тот свет, который даже некрасивого делает привлекательным. Николенька запомнит наказ матери: «. ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком» – и потом будет постоянно думать о том, что нужно стать «вполне хорошим».
Слёзы мальчика «от любви и стыда» (глава «Наталья Савишна») заставляют подростков задуматься над своими поступками, осознать и прочувствовать, как часто мы обижаем тех, кто любит нас и поэтому прощает нашу невнимательность, а подчас жестокость и неблагодарность.
Не бывает человека без недостатков, и, к сожалению, нельзя прожить жизнь без ошибок. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость», – эта позиция Толстого характерна как для его творчества, так и для собственной жизни.
Став старшеклассником, школьник знакомится с великим романом-эпопеей «Война и мир»; это поистине кладезь мудрости и сокровищница, содержащая ответы на многие вопросы, волнующие юношей и девушек. Здесь есть всё: и проблемы воспитания детей в семье, и устройство самой семьи, и самоопределение человека, и объяснение «скрытой теплоты» патриотизма, и философские размышления писателя.
Но мы обратимся к тем проблемам героев романа, которые в первую очередь волнуют шестнадцатилетних. Каждый из них, хотя и обуреваем комплексами, тем не менее уверен в собственной уникальности, а порой и превосходстве. Им понятен князь Андрей Болконский, одержимый идеей подвига, стремлением прославиться, желанием сравниться в героизме и народном почитании с Наполеоном, кумиром многих не только в веке XIX, но и в XX, так как подростки сами мечтают о чём-то подобном, пусть и с поправкой на нынешние приоритеты. Толстой, гениальный педагог, приводит своего читателя к пониманию неприемлемости такого пути реализации личности. Ошибки князя Андрея, как и ошибки современных юношей, неизбежны: через многое нужно пройти человеку, чтобы стать мудрым. Сравним, к примеру, два эпизода, доказывающих нашу мысль.
Вот князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения. Он готов ради минуты славы пожертвовать всем, что у него есть, даже самыми дорогими для него людьми, в том числе и не родившимся ещё сыном: «. я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей. » И как же тяжела расплата за подобную гордыню! Но писатель даёт своему герою возможность понять опасность такого решения, и в результате постоянной работы мысли Болконский придёт наконец к пониманию вечных истин, провозглашённых Пьером Безуховым на пароме: «Надо жить, надо любить, надо верить. » К сожалению, это случится только на Бородинском поле, когда смертельно раненный князь Андрей заплачет «нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».
Все любимые герои писателя пройдут через испытания, через нравственные муки, их жизненный путь не будет гладким, но ведь только выстраданное счастье оценивается высоко и бережно сохраняется человеком.
Вот Пьер, молодой наследник миллионного состояния. Сделало ли оно его счастливым? Права была княжна Марья, когда беспокоилась за Пьера, зная его с детства как доброго и умного юношу: «Столь молодому быть отягощённым таким огромным состоянием, – через сколько искушений надо будет пройти ему!» И неудачная женитьба (а разве сейчас все браки удачны?), и угрызения совести после дуэли с Долоховым, и увлечение ложными истинами масонов. Читатель понимает, что, по мысли автора, едва человек научится думать, он должен воспитать себя сам. Так и Пьер в муках рождает себя – человека, живущего не бесцельно. Он научился видеть в людях их лучшие стороны и, «беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их». Это умение необходимо и нашим сегодняшним школьникам, взрослеющим в очень непростое, полное противоречий время.
Женские образы романа. Какой благодатный материал для воспитания! Для современной девушки, жаждущей любви и счастья, Наташа Ростова во многом становится помощницей в выборе образца для подражания, ведь ей, как и героине Толстого, хочется, чтобы её любили, ею восхищались. А княжна Марья, с её некрасивостью, тяжёлой поступью, кажется поначалу жалкой и несчастной. Не сразу разглядев сокровища её души, наши юные современницы, читая роман, постепенно понимают, что без той внутренней духовной работы, которая идёт в героине и должна происходить в каждом, любая девушка превратится в Элен.
Обращаясь вновь и вновь к тексту романа «Война и мир», перечитывая знакомые строки, постоянно открываешь для себя что-то новое, неизведанное, и хочется поделиться со своими учениками бесконечной мудростью великой книги.
Тот круг чтения, которому подросток оказывает предпочтение, имеет огромное значение для формирования личности человека. Произведения Л. Н. Толстого по степени воспитательного влияния превосходят многие другие и практически все сегодняшние книги-однодневки, обладающие занимательностью, но не трогающие душу и забывающиеся сразу, как только перелистывается последняя страница.
«Анна Каренина», «Воскресение», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» – все эти произведения представляют богатейший материал для формирования духовно-нравственной позиции человека. Самостоятельно шестнадцатилетний ученик вряд ли сможет понять всю глубину писательской мысли.
Не нужно обходить и пытаться сгладить идейно-мировоззренческие противоречия Толстого, его нравственно-религиозные искания: знание этой стороны личности писателя будет способствовать развитию интереса к его творчеству. А опасения, что старшеклассники в силу своего возраста не смогут понять их суть, вообще беспочвенны.
На школьников производит впечатление, что знаменитый писатель всю свою жизнь проводил в поиске истинного пути, не останавливаясь на достигнутом, и постоянно занимался самосовершенствованием. Разве это не пример для подражания? Особенно ярко эти искания отразились в произведениях позднего периода его творчества, в 80-е гг. XIX в. Труды, созданные в это время, связаны с пропагандируемым писателем-просветителем морально-этическим учением. Л. Н. Толстой утверждал, что в деле общественного благосостояния исключительная роль принадлежит религиозному воспитанию. В одном из поздних своих дневников он писал, что «нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему». Этическое требование писателя этого периода можно сформулировать следующим образом: чтобы сказать всю правду, надо говорить прямо и договаривать всё до конца. Многие страницы его поздней прозы и драматургии объясняются именно этим убеждением. Отсюда – «грубая правда» драмы «Власть тьмы», в которой идейно-мировоззренческие и просветительские позиции заявлены очень чётко: власть тьмы может быть побеждена только светом совести.
«Исповедь» – одна из самых глубоких и сильных книг Толстого, книга о смысле жизни и личной ответственности за её устройство. Она начата в 1879 г., когда, пережив мучительный идейный и нравственный кризис, писатель пришёл к новому пониманию смысла жизни – своей собственной и каждого человека вообще.
Л. Н. Толстой посмотрел на свою прошлую жизнь и на жизнь людей своего круга с высоты нового миросозерцания и не нашёл в ней того смысла, какой он теперь придавал всякому человеческому существованию. Главная задача «Исповеди» – обличить свою прошлую жизнь, чтобы тем самым отвергнуть всё жизненное устройство общества, к которому по рождению и воспитанию принадлежал он сам.
Большое впечатление на чуткую душу подростка оказывает произведение этого периода, в полной мере раскрывающее мировоззрение Толстого, – повесть «Холстомер», строящаяся на контрастных сопоставлениях. Рассказывая историю лошади, погубленной людьми, писатель утверждает: естественные сила и красота гибнут от искусственных понятий, выдуманных людьми. Авторскому суду подвергаются все те, кто живёт, нарушая заповеди Христа.
Постоянный интерес писателя к внутреннему миру человека сопровождается показом полного переворота в сознании героя. Чтобы совершился этот переворот, нужна катастрофа. Она присутствует во всех поздних произведениях Л. Н. Толстого и определяет их композиционное построение. Катастрофа служит тем толчком, от которого пробуждается человек. Процесс мучительной борьбы всегда завершается «просветлением». В центре внимания – душевная жизнь героя, осуждающего своё прошлое и взаимоотношения с людьми.
На этом принципе строится и драма «Власть тьмы», написанная специально для народа. Здесь катастрофу переживает Никита, совершивший преступление, но покаявшийся перед людьми и тем самым обретший надежду на спасение. Власть тьмы, охватившая героев пьесы (Матрёну, Анисью, Никиту), будет побеждена светом совести. К её пробуждению взывает отец Никиты – старик Аким. Его нравственная позиция, выраженная в словах и поступках, побеждает: сын кается перед людьми, собравшимися на свадьбу Акулины, и просит прощения. «Бог простит, дитятко родимое, – в восторге произносит Аким, обнимая сына. – Себя не пожалел. Он тебя пожалеет. Бог-то. Бог-то! Он во. »
По Толстому, человек обязан быть добрым, даже вопреки своей природе, так как только таким путём может осуществиться в жизни идея всеобщего братства.
Соловьёва С., Семёнов Ю. «Нельзя быть добрым человеку, неправильно живущему» (к 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого) // Воспитание школьников. 2007. № 9. С. 11-14.
Методический материал «Роль Л.Толстого в развитии детской литературы»
Роль Л.Н.Толстого в развитии детской литературы и детского чтения
1. Роль Л.Н.Толстого в развитии детской литературы и детского чтения
В современном мире вопрос о нравственном воспитании детей стоит наиболее остро. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Лев Николаевич Толстой был широко известен как создатель оригинальной педагогической системы, как автор совей особой «Азбуки», как основатель своеобразной школы для крестьянских детей. В связи с педагогической деятельностью в Яснополянской школе Лев Николаевич создает произведения для детей.
Характерными чертами этих книг были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Эти рассказы для учебных книг богаты и разнообразны по содержанию, они явились ценным вкладом в литературу для детей. Многие из этих рассказов помещены в современных книгах для чтения в начальной школе, в хрестоматиях для детей дошкольного возраста и выпускаются отдельными изданиями.
В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей.
Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859–1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной постановкой вопросов и особенно предложением о способах их решения.
Л. Н. Толстой убежденно заявил, что народ, находящийся по воле господствующих классов в тягчайших условиях, тем не менее стремится к образованию и что такое его стремление, особенно заметное в 60-е годы, составляет естественную и вечную народную потребность. Доказывая это, Толстой обращался и к своему опыту по организации сельских школ в Крапивенском уезде: население уезда быстро преодолело недоверие к новому начинанию и охотно помогало в открытии школ, которые быстро наполнились крестьянскими детьми.
Не может быть сомнений в том, что народ признает школы своим делом, если они будут отвечать его потребностям и интересам, а сам народ привлечен к организации школ. Одна из статей Л. Н. Толстого на эти темы имела характерное название «О свободном возникновении и развитии школ в народе». В статье автор доказывал, что отсутствие насилия при организации народного образования и есть тот путь, идя которым «дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и. безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования».
Наряду с введением демократических, свободных от насилия над народом способов организации народного образования, необходим коренной пересмотр теоретических основ педагогики, а также методов воспитания и обучения, применяемых в школах.
С огромной болью, полный сострадания к народу и его детям, Л. Н. Толстой признается в основных мотивах, заставляющих его заниматься педагогической деятельностью.
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях.
Все современные школы, как помещичье-монархической России, так и буржуазной Европы, вместо того чтобы обеспечивать развитие детей, извращают природу ребенка, – бросает Толстой обвинение официальной педагогике. Между тем все нормальные дети обладают всесторонними возможностями нравственного и умственного развития.
Эти слова дали повод к обвинению Л. Н. Толстого в том, что он признает в природе ребенка наличие мистических, божественных начал и в создании теории «свободного воспитания». Признавая в целом ошибочность этих рассуждений Л. Н. Толстого, нельзя вместе с тем не заметить в них верные мысли писателя о том, что дети стремятся к общению со взрослыми, что они доверчиво относятся к разумным педагогическим воздействиям, что им присущи большие возможности для развития и воспитания. Очень важно отметить, что настойчивое требование Л. Н. Толстого о свободном воспитании было формой его протеста против царской официальной педагогики и казенной школы.
Свои представления о демократических и гуманных принципах организации народного образования и обучения детей Л. Н. Толстой воплотил в школе, организованной им в 1859 году в Ясной Поляне и реорганизованной в 1861 году.
Толстой был тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. По словам Н. К. Крупской, «душу ребенка умел видеть Толстой: и душу Анютки из «Власти тьмы», и душу Сережи из «Анны Карениной», и душу Коленьки Иртеньева, и душу яснополянских ребят».
Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861–1862 годах Яснополянская школа.
2. Произведения писателя, доступные детям дошкольного возраста, их анализ
В цикле рассказов о Бульке и Мильтоне («Булька», «Булька и кабан», «Фазаны», «Мильтон и Булька», «Черепаха», «Булька и волк», «Что случилось с Булькой в Пятигорске», «Конец Бульки и Мильтона») автор не толко сообщает много интересных сведений о повадках и свойствах собак, фазанов, волков, диких кабанов, но и обращает внимание детей на преданность животного человеку, стремится внушить им любовь ко всему живому. Свойственная Толстому простота и сжатость повествования не исключает сюжетной напряженности эпизодов, выразительности описаний.
Значительно реже обращается писатель к жанру сказки. Большинство его сказок носят познавательный («Волга и Вазуза», «Шах и Дон»), реже дидактический («Три подводы») или аллегорический характер («Царь и рубашка»). Толстой пересказал для детей известную сказку Г. X. Андерсена «Царское новое платье» (1858) и поместил ее в «Азбуке». В дальнейшем он переработал эту сказку, высоко оценивая ее за остро критическую направленность. Толстой обращался и к русскому былинному эпосу. Сохраняя былинный ритм, он пересказал для детей несколько былин героического содержания, отражающих могущество, силу, патриотические чувства человека из народа («Микулушка Селянинович», «Вольга-богатырь», «Сухман»).
Наблюдая, как дети воспринимают прочитанное им произведение, Л. Н. Толстой отмечал ряд художественных принципов, необходимых в произведениях для маленьких читателей: лаконизм повествования, простоту содержания. Занимательность в произведениях для детей писатель видел в содержании, а не в изощренности и надуманности формы. В рассказе «Прыжок» подробное описание положения мальчика, стоявшего на рее, он заменяет короткой фразой: «Стоило ему оступиться, и он разбился бы о палубу». В басне «Собака и повар» Толстой изменяет первоначальный текст на описание, более понятное крестьянскому ребенку. Краткость изложения, однако, «не исключила применения писателем художественно-изобразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, антитез» 10 (вспомним рассказы «Булька», «Лев и собачка»). В поисках естественности повествования Толстой нередко применяет прием сказа, когда рассказ исходит от действующего лица или очевидца событий («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»).
Особое внимание обращал он на язык произведений. Художник писал: «Работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно». Обращаясь преимущественно к крестьянским детям, Толстой стремился к демократизации языка и потому пользовался, по его выражению, «языком, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может делать поэт».
Детство – счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как росли мальчишки» Е. Морозова и многие другие произведения.
Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого – Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.
Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.
Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как незаслуженное для нее наказание и порвала документ. Только матушкино заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя «жила скупо и над всякой тряпкой тряслась», по выражению ее брата. Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что «бог ненадолго разлучил её с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила её любви». Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший и посерьёзневший, постоянно думал о том, что провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них.
Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.
Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.
Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии – в «Отрочестве». Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.
3. Что можно рассказать детям о Л.Н.Толстом?
Велика роль произведений Толстого в умственном, нравственном и эстетическом развитие ребёнка. На важность приобщения детей к красоте слога великого писателя, на развитие культуры речи указывали известные педагоги, психологи, лингвисты: Ушинский, Запорожец, Выготский, Флерина и др. И нам, родителям и воспитателям, необходимо продолжать эту работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков, И.В. Теория литературы. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И.В.Волков. – М., 1995. – 352 с.
2. Детская литература. Учебное пособие. / Под ред. Е.О. Путиловой. – М., «Академия», 2014. – 189 с.
3. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум Учебное пособие. / Под ред. Т.В. Рыжковой. – М., «Академия», 2014. – 261 с.
4. Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. Детская литература. Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений/С.А.Николаева, И.Н. Арзамасцева. – М., 1997. – 451 с.
5. Кубасова О.В., Выразительное чтение. – М., «Академия», 1998. – 225 с.