Чему учит трагедия скупой рыцарь

Анализ трагедии Скупой рыцарь Пушкина сочинение

Задумка написать историю скупого рыцаря, пришла Александру Сергеевичу Пушкину, ещё в 1826 году. И только осенью 1830 года работа была завершена. Впервые издана пьеса, в журнале «Современник» в 1836 году.

«Скупой рыцарь» первое драматическое произведение, из серии коротких философских пьес, получивших название «Маленькие трагедии». В каждой пьесе, автор описывает одно из качеств человеческого характера. В «Скупом рыцаре» Пушкин мастерски раскрывает тему межличностных семейных отношений и человеческой скупости.

Сюжет. Эпоха средневековья. Барон Филипп очень богат. Владеет сундуками золота. Но скупость не позволяет ему пользоваться своим богатством. Он буквально, чахнет над золотом, проводит с ним много времени и ведет беседы. Ему когда-то были присущи рыцарские качества, такие как справедливость, честь, отзывчивость. Но они давно захвачены чрезмерной бережливостью перешедшей в скупость. Теперь барон считает смыслом жизни сохранить накопленное. Ведь в золоте, по его мнению — честь, сила и власть. Сын барона Альбер испытывает финансовые трудности и обращается за помощью к отцу. Но тот отказывает сыну, считая, что накопленное богатство будет бессмысленно спущено. В разговоре со слугой, приходит мысль, что завладеть богатством можно по наследству, отравив скрягу-отца. Сын не соглашается на убийство. Подав жалобу на отца, Альбер подключает к разбирательству местного герцога. В результате, барон Филипп, умирает от сердечного приступа со словами «Где ключи? Ключи мои!…»

Понятие рыцарской чести деформировалось не только в сознании барона, изменилось и все феодальное общество в целом. Главными качествами стали эгоизм и возвышение собственных интересов над интересами других людей, даже самых близких.

Происхождение истории сюжета автобиографическое. Тяжелые взаимоотношения с отцом способствовали созданию произведения. Александр Сергеевич, сам не раз оказывался без средств к существованию. Находясь в ссылке, автор обращался за помощью к отцу. Но Сергей Львович был равнодушен к просьбам сына, ссылаясь на недостаток благосостояния. При поступлении юного Пушкина в гвардейский полк, выбор был сделан в пользу более бюджетного подразделения, опять же по причине скупости отца.

В истории Пушкин не дает оценку болезненным взаимоотношениям между отцом и сыном. Он очень ярко раскрывает тему власти богатства над человеком и обществом в целом. Заботливое отношение к материальным благам — бережливость, переросшая в личную материальную зависимость, заманивает человека в ловушку, обрекая на неудачи. Когда душу состоятельного человека захватывает скупость, интересы членов семьи и общества, забота о близких и простые человеческие отношения обесцениваются.

Вариант 2

Трагическая пьеса «Скупой рыцарь» была задумана автором в 1826 г., а закончена в 1830 г. Впервые данное произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г.

Данная пьеса является начальным произведением цикла «Маленькие трагедии», в каждой из которых Пушкин раскрывает какую-либо сторону души человека. В «Скупом рыцаре» отражен такой человеческий порок как скупость.

Действие пьесы разворачивается во Франции в эпоху средневековья. В образе барона Филиппа поэт изобразил богатого, но скупого человека. Он владелец шести сундуков, наполненных золотом. Однако он не берет из них ни копейки. Барон Филипп – человек с огромной волей. Главная цель его жизни – это накопление золота. Но барон не признает тот факт, что его поработила любовь к деньгам. Первоначально барон воспринимает деньги как средство обретения полной независимости и свободы. Но затем жажда наживы поглощает этого мужчину, лишая его не только простых человеческих качеств, но и отцовских чувств. Барон воспринимает собственного сына как своего смертельного врага. В тоже время он наивно полагает, что с помощью денег может заполучить все: любовь, доброту, вдохновение. Филипп ради денег готов на все, даже на убийство родного сына, которого впоследствии вызывает на дуэль. Пагубная страсть к деньгам изменила достойного человека. Деньги поработили барона.

Сын барона Альбер – сильный и храбрый юноша, благородный рыцарь. Он нравится девушкам и частенько побеждает на рыцарских турнирах. Однако он финансово зависим от отца. У Альбера нет денег на покупку шлема и доспех, платья для пира и коня для турнира. В отличие от своего отца Альбер – прекрасный душевный человек, щедрый и добрый. Он не жалеет последнюю бутылку вина и отдает ее больному кузнецу. Однако безденежные обстоятельства сломили его и заставили мечтать о том времени, когда он унаследует все золото своего отца. Альбер соглашается на поединок со своим отцом, он готов сражаться насмерть с бароном, оскорбившим его честь.

В «Скупом рыцаре» Альбер и барон Филипп представлены отражателями двух противостоящих друг другу жизненных правд. Несмотря на их кровное родство отец и сын совершенно разные, противоположные друг другу личности.

Трагическую пьесу А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» можно назвать тонким психологическим описанием душевных качеств человека, анализом пороков человеческой личности, ее страстей.

Источник

«Скупой рыцарь»: зашифрованная пушкинская автобиография

Трагедию Пушкин написал в 20-е годы XIX века. И было опубликовано в журнале «Современник». С трагедии Скупой рыцарь начинается цикл произведений, именуемых «Маленькие трагедии». В произведении Пушкин обличает такую негативную черту человеческого характера, как скупость.

Он переносит действие произведения во Францию, чтобы никто не догадался, что речь идёт о очень близком ему человеке, об отце. Именно он и есть скупердяй. Вот живёт он себе в Париже в окружении 6 сундуков с золотом. Но оттуда он не берёт ни копейки. Откроет, посмотрит и снова закроет.

Главная цель в жизни – накопительство. Но барон не понимает, насколько он болен душевно. Этот «золотой змий» полностью подчинил его своей воле. Скупердяй считает, что благодаря золоту он обретёт независимость и свободу. Но он не замечает, как этот змий лишает его не только всех человеческих чувств. Но даже собственного сына он воспринимает как врага. Его разум совсем помутился. Он вызывает его на дуэль из-за денег.

Сын рыцаря сильный и храбрый человек, он часто выходит победителем на рыцарских турнирах. Он хорош собой и нравится женскому полу. Но он финансово зависим от отца. И тот манипулирует сыном при помощи денег, оскорбляет его самолюбие и честь. Даже у самого сильного человека можно сломить волю. Коммунизм ещё не наступил, и деньги по-прежнему правят миром сейчас, правили и тогда. Поэтому, сын втайне надеется, что убьёт отца и завладеет деньгами.

Герцог прекращает дуэль. Он называет сына извергом. Но барона убивает сама мысль потери денег. Интересно, а что банков ещё в те времена не было? Положил бы деньги под процент и жил бы себе припеваючи. А он, видимо, хранил их дома, вот и трясся над каждой монеткой.

Точный и меткий язык пушкинских сравнений и эпитетов позволяет представить скупого рыцаря. Вот он перебирает золотые монеты, в тёмном подвале среди мерцающего света свечей. Его монолог настолько реалистичен, что можно содрогнуться, представляя себе, как злодейство в крови приползает в этот мрачный сырой подвал. И лижет руки рыцарю. Становится страшно и мерзко от представленной картины.

Время действия трагедии – средневековая Франция. Конец, на пороге стоит новый строй – капитализм. Поэтому, скупой рыцарь с одной стороны – рыцарь, а с другой стороны – ростовщик, даёт деньги в долг под проценты. Вот откуда у него такое огромное количество денег.

У каждого своя правда. Сын видит в отце цепного пса, алжирского раба. А отец в сыне видит ветреного юношу, который не своим горбом заработает деньги, а получит их по наследству. Он его называет безумцем, молодым расточителем, который участвует в разгульных пирушках.

Главные и второстепенные герои

В драме «Скупой рыцарь», которую А. С. Пушкин написал в 1830 году, 2 главных и 3 второстепенных персонажа. Барон и Альбер — отец и сын, вокруг их взаимоотношений строится сюжет. Остальных героев исследователи творчества А. С. Пушкина причисляют к второстепенным. Характеристики действующих лиц:

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Мысль, что кто-то может покуситься на золото, вызывает у барона приступ ярости. Он не останавливается даже перед тем, чтобы из-за богатства погубить сына. Но судьба распоряжается иначе: поединок не состоялся, потому что вмешался герцог, а барон умер, одержимый страстью к деньгам.

Образ Альбера можно назвать положительным. Молодой человек ловок, силён. Он отчаянно сражается на турнирах, побеждает соперников, его любят дамы. Но юноша живёт на иждивении отца, своих денег у него нет. Для участия в турнирах нужны доспехи, шлем и конь, а чтобы появиться на пире, нужно иметь хорошее «платье». Купить всё это молодому человеку не на что, и его охватывает чувство безысходности. В отчаянии Альбер решается пожаловаться на скупость отца герцогу.

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.

Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.

Маленькая трагедия

Цикл «Маленькие трагедии», в который входят четыре пьесы, написан за две недели осенью 1830 года. Каждый драматический этюд описывает какие-либо порочные страсти. В «Скупом рыцаре» Пушкин представляет жадность и нежелание расходовать деньги даже на родного сына.

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Выбор сюжета автобиографичен. С юношеских лет у Пушкина сложились трудные финансовые отношения с отцом. Скупость Сергея Львовича не позволила выпускнику Царскосельского лицея определиться в престижный лейб-гвардейский гусарский полк. Позднее в письмах к брату Льву поэт неоднократно жаловался на скудную материальную поддержку от родителя. О бедности Александра упоминает наместник Бессарабии генерал Инзов в депеше министру иностранных дел Иоанну Каподистрию.

История создания «драматического наброска»

Третьего сентября 1830 года Пушкин приехал в деревню Болдино. Цель поездки — оформление юридических документов на владение селом Кистенёво, которое С. Л. Пушкин выделил сыну. Разразившаяся эпидемия холеры задержала молодого человека в родительской усадьбе до начала зимы. Время, проведённое поэтом в имении отца, вошло в историю как «болдинская осень».

Первое упоминание о замысле «Скупого рыцаря» встречается в дневниковых записях Пушкина от 1826 года. На болдинской рукописи указана дата окончания работы над произведением — 23 октября 1830 года. Опубликован драматический этюд в первом выпуске журнала «Современник», который поэт основал в 1836 году.

Сюжетная линия

События происходят в эпоху феодализма, в середине XV века. Место действия — герцогство Бургундия.

Персонажи пьесы:

Сцена 1. Альбер сетует на отсутствие денег, которое не позволяет купить амуницию и коня для участия в рыцарских турнирах. Бедность не даёт возможности обзавестись приличной одеждой, чтобы присутствовать на герцогских пирах. Иван сообщает о приходе Соломона.

Сцена 2. Барон спускается в подвал, где стоят шесть сундуков. Здесь хранятся сокровища старика. Филипп любуется кладом и размышляет о могуществе денег.

Краткое содержание

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Пьеса начинается с того, что юный рыцарь рассказывает о своих проблемах оруженосцу Ивану. Юноша, принадлежащий к богатому и знатному роду, стеснён в деньгах, и это приводит его в уныние. Во время недавнего поединка он победил противника — графа Делоржа, а тот пробил шлем Альбера копьём. Вместо испорченных доспехов нужны новые, иначе рыцарь не сможет участвовать в турнирах.

Конь юноши тоже пострадал в поединке, а значит, нужен новый. Также молодой дворянин нуждается в платье. Ему нечего надеть на званый ужин, и он сидит в доспехах, а дамам говорит, что оказался здесь случайно. В беседе с оруженосцем Альбер говорит, что к победе его привела скупость отца, а не храбрость. Барон выделяет на содержание крохи, и молодой человек горько сетует на бедность.

Размышления старика о богатстве

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

А. С. Пушкин показывает старика в тот момент, когда он стоит рядом сундуками, наполненными золотом. Осталось немного добавить в шестой, чтобы в нём было доверху монет. Он любуется состоянием и сравнивает его с холмами, выросшими по приказу правителя, когда воины приносили и насыпали по горсточке земли. Пока барон смотрит на золото, он чувствует удовлетворение и превосходство, ощущает себя всемогущим. Деньги дают возможность повелевать людьми, заставлять их делать добро и зло. Старику не нужно подтверждения — «довольно сего осознанья».

У каждой золотой монеты, оказавшейся в сундуке, есть своя история. Один старинный дублон принесла вдова. Её муж погиб, а перед этим задолжал. Женщина, растившая троих детей, полдня рыдала под дождём, но так и не сумела разжалобить богача. Ещё одна монета досталась барону от проходимца и плута, который, вероятно, украл её у прохожего. Похожие истории есть и у остальных денег, но старого скрягу это не трогает.

Радость от обладания несметным богатством омрачается предчувствием скорой кончины. Скупой рыцарь понимает: жить ему осталось недолго. Он знает, что после смерти богатство достанется беспечному юноше. Барон всю жизнь терпел лишения, чтобы наполнить сундуки золотыми дублонами, и его гложет мысль о том, что сын пустит добро на ветер. Весёлые приятели, юные красавицы вмиг сделают так, что от богатства не останется и следа.

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

В рассуждениях скупец доходит до несбыточных фантазий. Ему хочется и после кончины охранять добро, но уже в виде бестелесного существа. «Сторожевою тенью» будет он кружить над сундуками, и никто не посмеет воспользоваться монетами. Старому барону не хочется умирать, но не потому, что он чувствует вкус к жизни или беспокоится о близких: ему жаль расставаться с накопленным золотом.

Кульминация и развязка

Альбер приходит к герцогу и рассказывает, как стыдно ему за свою бедность. Просьба молодого человека заключается в том, чтобы высокопоставленный господин образумил старого скрягу. Герцог вспоминает дни своей молодости и дружбу деда с бароном, который тогда тоже был молод. Благодаря трогательным моментам, всплывшим в памяти, герцог соглашается помочь молодому человеку.

Во время беседы герцог замечает в окне барона и просит Альбера спрятаться в другой комнате. Отец заходит в покои, и затем события разворачиваются следующим образом:

Высокопоставленный господин разгневан, он разнимает ссорящихся и выдворяет их прочь. Сердце барона не выдерживает, и он умирает. Герцог сокрушается об ужасном веке и таких же сердцах.

Проблематика, конфликт и композиция

«Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина посвящены человеческим порокам. Проводя анализ «Скупого рыцаря», можно заметить, что это произведение не стало исключением. В драме поэт показал силу разрушительного влияния человеческих страстей. Из-за скупости с героем происходят негативные изменения:

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Скупой барон готов оклеветать сына, только бы не расставаться с накопленным золотом. Основной конфликт разворачивается между сыном и отцом. Старик семьи считает, что богатство не должно доставаться легко, иначе оно будет истрачено впустую. Интересы старшего и младшего членов семьи вступают в противоречие: отец уверен, что богатство нужно приумножать, а сын — что его надо потратить.

Композиционно трагедия представляет собой три сцены. Деление на главы отсутствует. В первой сцене говорится о том, что Альбер страдает от бедности. Ему стыдно, что нет денег на предметы, необходимые каждому рыцарю. Во второй сцене перед зрителем предстаёт скупой старик. Он произносит монолог, из которого ясно, что им владеет скупость. Третья сцена — развязка драмы. Герцог честен и справедлив, и ему больно осознавать, как ужасны сердца людей.

Знакомство с храбрым, но бедным рыцарем

В нашей статье будет изложено лишь краткое содержание. «Скупой рыцарь», однако, достоин того, чтобы ознакомиться с трагедией в оригинале. Итак, приступим…

Молодой рыцарь, которого зовут Альбер, собирается на очередной турнир. Он попросил слугу Ивана принести его шлем. Как оказалось, тот пробит насквозь. Причиной этому было предыдущее участие в битве с рыцарем Делоржем. Альберт расстроен. Но Иван пытается утешить своего хозяина, говоря, что не стоит печалиться из-за поврежденного шлема. Ведь молодой Альбер все-таки отплатил обидчику. Противник до сих пор еще не оправился от страшного удара.

Но рыцарь отвечает, что именно поврежденный шлем и придал ему геройства. Именно скупость стала причиной, чтобы окончательно повергнуть противника. Альбер жалуется на свою нищету и скромность, которая не дала ему снять с Делоржа шлем. Он рассказывает слуге, что во время обедов у герцога все рыцари сидят за столом в шикарных нарядах, которые сшиты из дорогих тканей, в то время как Альберу из-за отсутствия денег для покупки новой одежды приходится присутствовать в латах…

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Так начинается сама трагедия, и с этого мы начали излагать ее краткое содержание.

Жанр и художественное своеобразие

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Жанр «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина — трагедия. Для драматических произведений характерно то, что главное действующее лицо умирает. Александр Сергеевич при создании трагедий старался исключить все малозначимые детали. Благодаря лаконичности описаний удалось раскрыть характер человека, для которого страсть к богатству затмила всё остальное. В этом и состоит идея «Скупого рыцаря» Пушкина. Другие «Маленькие трагедии» тоже раскрывают человеческие пороки, причём в каждом произведении показана отдельная страсть, но она очень подробно раскрыта.

Чтобы лучше понять и оценить художественное своеобразие трагедий А. С. Пушкина, их нужно не читать, а смотреть в виде театральных постановок. Это позволит глубже воспринять каждую деталь текста. Один из ярких образов — мрачный рыцарь, стоящий в тёмном подвале над сундуками с мерцающими монетами. Старика и пространство вокруг него освещает только тусклый свет свечи, который кажется волшебным. Зритель может представить, как «злодейство» заползает в подвал и облизывает старому барону руки.

Все образы, показанные в трагедии, отражают особенности времени, надолго остаются в памяти и вызывают гамму эмоций. Прочесть это произведение стоит всем, кто ещё успел этого сделать.

Мистические коллизии «Скупого рыцаря»

С этой пьесой связан один любопытный момент. Дело в том, что Пушкин заложил сюда автобиографические моменты. Однако эти детали из жизни писателя касались очень деликатной темы – скупости отца Александра Сергеевича. Чтобы немного запутать читателей и литературных критиков, Пушкин снабдил свое произведение подзаголовком – «Из Ченстоновой трагикомедии». Ченстон (или же Уильям Шенстон) – писатель XVIII века, у которого, однако, нет в наличии никаких похожих произведений. Традиция XIX века требовала писать имя этого автора именно как «Ченстон», поэтому порой возникает путаница, связанная с именами.

О тематике и сюжете произведения

«Скупого рыцаря» считают первым текстом из цикла с драматическими этюдами Пушкина. Это короткие пьесы, названные впоследствии «Маленькими трагедиями». У Александра Сергеевича была идея: посвятить каждую пьесу раскрытию какой-то определенной стороны души человека. И Пушкин хотел написать не просто о стороне души, но о страсти – всепоглощающем чувстве. В данном случае речь идет о скупости. Александр Сергеевич раскрывает глубину душевных качеств человека, показывая эти качества через острые и необычные сюжеты.

Источник

Анализ трагедии скупой рыцарь пушкина сочинение

«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

«Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в.

Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы.

Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» — первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги – не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его.

Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Альбер – достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству.

Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии – представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть – скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Конфликт

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона – сохранить и преумножить, цель Альбера – использовать и насладиться.

Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

Композиция

В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью.

В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя.

Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»

«Скупой рыцарь» — это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина – показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков.

Стиль и художественное своеобразие

Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря – поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.

По произведению: «Скупой рыцарь»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Анализ пьесы Пушкина “Скупой рыцарь”

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Ужасный век — Ужасные сердца…

Написанная А.С. Пушкиным пьеса «Скупой рыцарь» по праву может называться тонким психологическим анализом души человека, глубоким изучением сущности личности, её пороков и страстей.

Главенствующей темой драматического произведения является, как раз, скупость, жадность, гиперболизированная в некую необузданную страсть к накопительству и нежеланию тратить ни копейки.

Эта тема мастерски раскрыта автором в её самых мельчайших тонкостях.

Поэт обрисовывает трагичную картину происходящего — человек, развращаемый своим пороком, не только постепенно сходит с ума, но и отдаляется от родственников, вызывая их испуг и отвращение.

Более того, поэт уделяет внимание и первоисточникам, зародившим эту невиданную бесчеловечное стремление к золоту.

Александр Сергеевич преподносит главного героя—скупого рыцаря, как порождение определенной исторической эпохи, но однако же, каждый период истории способен сотворить такого человека.

Поэт не пускается в нравоучения, не старается изобличить мораль, он лишь во всей красе показывает ужаснуювласть пороков над людьми, власть и силу коварного металла над человеческими душами.

Рассуждая он заключает, что на его богатства можно купить абсолютно всё: любовь, доброе отношение к себе, нещадный труд батраков, и выстроить роскошные дворцы, и поработить умы…

Скупой рыцарь думает о своей безнаказанности и полном всевластии, возомнив себя неким божеством:

«Мне все послушно, я же — ничему…»

Однако, дальше сладких грёз и мечтаний барон не уходит, уверяя себя, что он выше желаний и ему достаточно лишь ощущать эту мощь.

На самом же деле, он обманывает самого себя.

Открывая сундуки, наполненные золотом и серебром, он лишь любуется ими и заковывает на замки вновь. Мечты остаются мечтами. Силы же, которыми наделяет себя скряга, не божественны. Он раб, жалкий раб своего богатства, презренного металла.

Сын Альбер в отчаянии восклицает:

«О! мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ; и сам им служит.»

Для отца — его сын враг номер один. Он тот, кто после смерти растратит всё до последнего гроша, изничтожит его мечты. И на краю гибели, с предсмертной агонии старик кричит:

«Ключи, ключи мои!»- страшась за будущее богатства.

(7 votes, average: 4.71

Маленькие трагедии «Скупой рыцарь»

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарьActionteaser.ru — тизерная реклама

Первая из «Маленьких трагедий» Пушкина «Скупой рыцарь». Автор отсылает нас к несуществующему произведению англичанина Ченстона быть может, для интриги, а может. чтобы отвести внимание от схожести героя произведения с отцом Александра Сергеевича, скупость которого была известна широкой публике.

Пьеса начинается с диалога Альбера со своим слугой в средневековом замке. Они говорят от прошлом и будущем турнире. Альбер вышел победителем в схватке, он предстал публике смелым и отважным рыцарем.

Однако весь романтизм рыцарства развеялся, как только мы узнаем истинную причину смелости Альбера: его разозлил противник тем. что испортил его шлем. Альбер — сын богатого барона, однако скупость отца приводит к тому, что его сын не в состоянии купить себе обязательную амуницию рыцаря.

Крестовые походы в прошлом, однако турниры являются известным развлечением, и шлем, и латы нужны герою для соблюдения всех приличий.

Альбер винит отца в своей несостоятельности, весь в долгах, он желает смерти Скупому рыцарю и жаждет завладеть баронскими богатствами. Он даже не может ссудить денег у ростовщика,- тот пришел за долгом.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

И наконец, Скупой рыцарь. Этот герой живет в своем мире. Обладая несметными богатствами, он живет более, чем скромно. Как и предыдущие герои деньги он считает силой, однако никаких целей не преследует. Скупой рыцарь ничего не хочет, ни к чему не стремится, он лишь осознает свою право на власть и чувствует, что может ею воспользоваться в любой момент.

Сетуя на расточительность сына барон обвиняет его в покушении. Альбер вызывает отца на поединок, а старый барон принимает его. Поединку не суждено было состоятся — герцог разнял дуэлянтов. Однако старое сердце барона не выдержало, он умер с мыслями о своих ключах от сундуков.

Жажда богатства полностью поглотила умы героев пьесы. Ни сострадания, ни радости, ни любви не знают они. Деньги не делают их свободными, открывая горизонты, они лишь порабощают и калечат их души: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Скупой рыцарь»: анализ трагедии (для студентов и учителей)

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

В «маленьких трагедиях» Пушкин сталкивает взаимоисключающие и вместе с тем неразрывно связанные точки зрения и правды своих героев в своеобразном полифоническом контрапункте. Это сопряжение противоположных жизненных начал проявляется не только в образно-смысловой структуре трагедий, но и в их поэтике. Это наглядно проявляется уже в названии первой трагедии — «Скупой рыцарь».

Действие происходит во Франции, в позднее средневековье. В лице барона Филиппа Пушкин запечатлел своеобразный тип рыцаря-ростовщика, порожденный эпохой перехода от феодальных отношений к буржуазно-денежным.

Это особый социальный «вид», своего рода социальный кентавр, причудливо сочетающий в себе черты противоположных эпох и укладов. В нем живы еще представления о рыцарской чести, о своей социальной привилегированности.

В то же время он носитель уже других устремлений и идеалов, порождаемых возрастающей силой денег, от которых уже в большей мере, чем от происхождения и титулов, зависит положение человека в обществе.

Деньги расшатывают, размывают границы сословно-кастовых групп, рушат перегородки между ними. В связи с этим увеличивается значение личностного начала в человеке, его свободы, но вместе с тем и ответственности — за себя и других.

Барон Филипп — крупный, сложный характер, человек огромной воли. Главной его целью становится накопление золота как главной ценности в формирующемся новом укладе жизни. Поначалу это накопительство для него не самоцель, а лишь средство обретения полной независимости и свободы.

И Барон как будто достигает своей цели, о чем говорит его монолог в «подвалах верных»: «Что не подвластно мне? Как некий демон Отселе миром править я могу…» и т. д. (V, 342-343). Однако эта независимость, власть и сила покупаются слишком дорогой ценой — слезами, потом и кровью жертв бароновой страсти.

Но превращением других людей в средство осуществления его цели дело не ограничивается.

Барон и себя в конце концов превращает лишь в средство осуществления этой цели, за что расплачивается утратой своих человеческих чувств и качеств, даже и таких естественных, как отцовские, воспринимая родного сына как своего смертельного врага.

Пушкин как бы заново, но уже реалистически переосмысливает проблему, поставленную в «Кавказском пленнике»: неизбежность обретения на путях индивидуалистического бегства от общества вместо чаемой свободы — рабства. Эгоистическая монострасть приводит Барона не только к его отчуждению, но и к самоотчуждению, т. е. к отчуждению от своей человеческой сущности, от человечности как ее основы.

Однако у барона Филиппа есть своя правда, которая объясняет и в какой-то мере оправдывает его жизненную позицию.

Думая о своем сыне — наследнике всех его богатств, которые ему достанутся без всяких усилий и забот, он видит в этом попрание справедливости, разрушение основ утверждаемого им миропорядка, в котором все должно быть достигнуто и выстрадано самим человеком, а не передаваться как незаслуженный дар божий (в том числе и царский престол — тут возникает интересная перекличка с проблематикой «Бориса Годунова», но на иной жизненной основе). Наслаждаясь созерцанием своих сокровищ, Барон восклицает: «Я царствую. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; В ней счастье, в ней честь моя и слава!» Но вслед за этим его обуревают вдруг смятение и ужас: «Я царствую… но кто вослед за мной Приимет власть над нею? Мой наследник! Безумец, расточитель молодой. Развратников разгульных собеседник!» Барона ужасает не неизбежность смерти, расставания с жизнью и с сокровищами, а нарушение высшей справедливости, которая придавала его жизни смысл: «Он расточит… А по какому праву? Мне разве даром это все досталось… Кто знает, сколько горьких воздержаний, Обузданных страстей, тяжелых дум, Дневных забот, ночей бессонных мне Все это стоило. Нет, выстрадай сперва себе богатство, А там посмотрим, станет ли несчастный То расточать, что кровью приобрел» (V, 345-346).

Здесь есть своя логика, стройная философия сильной и трагической личности, со своей последовательной, хотя и не выдержавшей испытания на человечность правдой.

Кто виноват в этом? С одной стороны, исторические обстоятельства, эпоха наступающей меркантильности, при которой ничем не сдерживаемый рост материального богатства ведет к духовному обнищанию и превращает человека из самоцели всего лишь в средство достижения других целей.

Но Пушкин не снимает ответственности и с самого героя, выбравшего путь достижения свободы и независимости в индивидуалистическом отъединении от людей.

С проблемой выбора жизненной позиции связан и образ Альбера. Упрощенным представляется его распространенное истолкование как измельченного варианта личности его отца, в котором со временем будут утрачены черты рыцарства и восторжествуют качества ростовщика-накопителя. В принципе такая метаморфоза возможна.

Но она не фатально неизбежна, ибо и от самого Альбера зависит, сохранит ли он присущие ему открытость людям, общительность, доброту, умение думать не только о себе, но и о других (здесь показателен эпизод с больным кузнецом), или растеряет эти качества, как его отец. В этом плане знаменательна финальная реплика Герцога: «Ужасный век, ужасные сердца».

В ней вина и ответственность как бы равномерно распределяются — между веком и «сердцем» человека, его чувством, разумом и волей. В момент развития действия барон Филипп и Альбер выступают, несмотря на кровное родство, как носители двух противостоящих, но в чем-то и взаимокорректирующих правд.

И в той и в другой есть элементы и абсолютности, и относительности, проверяемые и развиваемые в каждую эпоху каждым человеком по-своему.

В «Скупом рыцаре», как и во всех других «маленьких трагедиях», реалистическое мастерство Пушкина достигает своего расцвета — по глубине проникновения в социально-историческую и нравственно-психологическую сущность изображаемых характеров, по умению рассмотреть во временном и частном — непреходящее и общечеловеческое. В них достигает своего полного развития и такая особенность поэтики пушкинских произведений, как их «головокружительная краткость» (А. Ахматова), заключающая в себе «бездну пространства» (Н. Гоголь). От трагедии к трагедии возрастает масштабность и содержательная емкость изображаемых образов-характеров, глубина, в том числе и нравственно-философская, отображаемых конфликтов и проблем человеческого бытия — в его особых национальных модификациях и глубинных общечеловеческих «инвариантах».

Источник: Русская литературная классика XIX века: Уч. пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. — Воронеж: Родная речь, 2003

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Скупой рыцарь. Маленькие трагедии. Пушкин А.С.

Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight

Альбер во что бы то ни стало хочет попасть на рыцарский турнир. Рассмотрев шлем, видит, что он пробит, испорчен, его невозможно одеть. Альтер сердится на графа Делоржа, попортившего шлем. Иван успокаивает хозяина, достойно отомстившего обидчику — граф едва поднялся через сут-ки. Альбер же горюет: “…Его нагрудник цел венецианский… // А грудь своя: гроша ему не стоит…

// Зачем с него не снял я шлема тут же! // А снял бы я, когда б не было стыдно // Мне дам и герцога. Проклятый граф!” Альберу легче бы потерять голову, чем шлем, у него нет денег на новый, нет приличного платья. Он сетует на бедность, унижающую его достоинство. Причиной его ярости и смелости на поединке была скупость.

К тому же конь захромал, но нет возможности купить нового, и ростовщик больше не дает в долг. Альбер сам беседует с жидом Соломоном, который вместо ссуды пришел получать старый долг. Соломону нужен заклад, т.к. слово рыцаря ценно, пока он жив, а как убьют его, кто на слово поверит ростовщику? Альбер не хочет ждать наследство годы, деньги ему нужны сейчас.

Альбер решается открыть герцогу свое плачевное состояние с тем, чтобы господин повлиял на отца Альбера, заставив содержать рыцаря “не как мышь, // Рожденную в подполье”.

Как молодой повеса ждет свиданья С какой-нибудь развратницей лукавой Иль дурой, им обманутой, так я Весь день минуты ждал, когда сойду В подвал мой тайный, к верным сундукам. Счастливый день! могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золоту накопленного всыпать.

Так я, по горсти бедной принося. Вознес мой холм — и с высоты его Могу взирать на все, что мне подвластно.

Что не подвластно мне? как некий демон Отселе править миром я могу; Лишь захочу — воздвигнутся чертоги; В великолепные мои сады Сбегутся нимфы резвою толпою; И музы дань свою мне принесут, И вольный гений мне поработится, И добродетель и бессонный труд Смиренно будут ждать моей награды.

Мне все послушно, я же — ничему; Я выше всех желаний; я спокоен; Я знаю мощь мою: с меня довольно Сего сознанья…

(Смотрит на свое золото)

А скольких человеческих забот,

Обманов, слез, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Тут есть дублон старинный… вот он. Нынче

Вдова мне отдала его, но прежде

С тремя детьми полдня перед окном

Она стояла на коленях воя.

Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,

Притворщица не трогалась; я мог бы

Ее прогнать, но что-то мне шептало,

Что мужнин долг она мне принесла

И не захочет завтра быть в тюрьме.

А этот? этот мне принес Тибо —

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно; или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще…

Да! если бы все слезы, кровь и пот,

Пролитые за все, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп — я захлебнулся б

В моих подвалах верных. Но пора.

(Хочет отпереть сундук.)

Я каждый раз, когда хочу сундук Мой отпереть, впадаю в жар и трепет.

Я чувствую, что чувствовать должны Они, вонзая в жертву нож: приятно И страшно вместе. Варон хочет устроить “пир”. Он зажигает свечи и отпирает все сундуки. Я царствую. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; В ней счастие, в ней честь моя и слава! Я царствую…

но кто вослед за мной Приимет власть над нею? Мой наследник! Безумец, расточитель молодой, Развратников разгульных собеседник! Едва умру, он, он! сойдет сюда Под эти мирные, немые своды С толпой ласкателей, придворных жадных. Украв ключи у трупа моего, Он сундуки со смехом отопрет. И потекут сокровища мои В атласные диравые карманы.

Он разобьет священные сосуды, Он грязь елеем царским напоит — Он расточит…

А по какому праву? Мне разве даром это все досталось, Или шутя, как игроку, который Гремит костьми да груды загребает? Кто знает, сколько горьких воздержаний, Обузданных страстей, тяжелых дум, Дневных забот, ночей бессонных мне Все это стоило? Иль скажет сын, Что сердце у меня обросло мохом, Что я не знал желаний, что меня И совесть никогда не грызла, совесть, Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть.

Но сердце мне теснит Какое-то неведомое чувство… Нас уверяют медики:лесть люди, В убийстве находящие приятность. Когда я ключ в замок влагаю, то же

Нет, выстрадай сперва себе богатство, А там посмотрим, станет ли несчастный То расточать, что кровью приобрел. О, если б мог от взоров недостойных Я скрыть подвал! о, если б из могилы Прийти я мог, сторожевою тенью Сидеть на сундуке и от живых Сокровища мои хранить, как ныне.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/

Сравнительный анализ трагедии «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина и комедии Мольера «Скупой»

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Категория: Пушкин А.С.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Почему мы так любим театр? Почему по вечерам спешим в зрительный зал, забыв об усталости, о духоте галерки, оставив домашний уют? И не странно ли, что сотни людей напряженно смотрят часами в открытый зрительному залу ящик сцены, смеются и плачут, а потом ликующе кричат «Браво!» и аплодируют? Театр возник из праздника, из желания людей слиться в едином чувстве, в чужой судьбе понять свою, увидеть воплощенными на сцене свои мысли и переживания. Как мы помним, в Древней Греции на праздниках веселого бога вина и плодородия Диониса были приняты обряды с переодеванием, пением, разыгрыванием сцен; на площади, среди народного шествия, родились комедия и трагедия. Затем покровителем искусства стал другой бог — бог Солнца, строгий и изящный Аполлон, а его спутницами стали не козлоногие сатиры, а прелестные музы. От необузданного веселья человечество шло к гармонии. Муза трагедии получила имя Мельпомена. Она исполнена воли и движения, порыва и возвышенной мысли. На лице Мельпомены скорее просветление, чем уныние. И только маска, которую муза держит в руках, кричит от ужаса, боли и гнева. Мельпомена как бы преодолевает страдание, которое всегда было содержанием трагедии, и возвышает нас, зрителей, до катарсиса — очищения души страданием, мудрого понимания жизни. «Сущность трагедии, — писал В.Г. Белинский, — заключается в столкновении… естественного влечения сердца с нравственным долгом или просто с необоримым препятствием… Действие, производимое трагедиею, — потрясающий душу священный ужас; действие, производимое комедиею, — смех… Сущность комедии — противоречие явлений жизни с назначением жизни ». Вглядимся в музу комедии Талию. Сбросив тяжелый плащ, она присела на камень, и кажется, что ее легкое тело готово к полету, игре, юным проказам и дерзости. Но есть и усталость в ее позе, и недоумение в лице. Может быть, Талия думает о том, как много в мире зла и как трудно ей, юной, прекрасной, легкой, быть бичом пороков? Комедия и трагедия противостоят друг другу как разные отношения к жизни. Сравните маски, которые держат в руках Мельпомена и Талия. Они непримиримы: скорбь — и злоба, отчаяние — и насмешка, боль — и лукавство. Так несходно откликаются на противоречия жизни комедия и трагедия. Но и Талия не весела, а скорее печальна и задумчива. Комедия бодро сражается со злом, но в ней есть и горечь. Чтобы понять, в чем противостоят и в чем родственны комедия и трагедия, сравним «Скупого рыцаря» Пушкина и «Скупого» Мольера. Заодно увидим разницу и в двух направлениях искусства — классицизма и реализма. В комедии классицизма допускалась правда — «подражание природе», ценилась яркость характера, в котором преобладало какое-то одно, главное свойство, но требовалось и изящество, легкость. Буало бранил Мольера за то, что его комедии слишком остры, язвительны, резки. Комедия Мольера «Скупой» беспощадно высмеивает старика Гарпагона, который больше всего на свете любит деньги. Сын Гарпагона Клеант влюблен в девушку из небогатого семейства, Марианну, и очень горюет, что не может помочь ей. «Так горько, — жалуется Клеант своей сестре Элизе, — что и сказать нельзя! В самом деле, что может быть ужаснее этой черствости, этой непонятной скаредности отца? На что нам богатство в будущем, если мы не можем воспользоваться им теперь, пока молоды, если я весь в долгу, оттого что мне жить не на что, если нам с тобой приходится, чтобы мало-мальски прилично одеваться, брать в долг у купцов?» Через ростовщика Симона Клеант пытается раздобыть денег, платя чудовищные проценты. Оправдываясь, он говорит: «Вот до чего наши отцы доводят нас проклятой скупостью! Можно ли после этого удивляться, что мы желаем им смерти?» Старик Гарпагон сам хочет жениться на юной Марианне. Но влюбленность не делает его ни щедрым, ни благородным. Постоянно подозревая своих детей и слуг в желании его обокрасть, он прячет шкатулку со своим капиталом в 10 тысяч экю в саду и все время бегает туда присмотреть за нею. Однако ловкий слуга Клеанта Лафлеш, выбрав момент, похищает шкатулку. Гарпагон в ярости: «Гарпагон (кричит в саду, затем вбегает). Воры! Воры! Разбойники! Убийцы! Смилуйтесь, силы небесные! Я погиб, убит, зарезали меня, деньги мои украли! Кто бы это мог быть? Что с ним сталось? Где он? Куда спрятался? Как мне найти его? Куда бежать? Или не надо бежать? Не там ли он? Не здесь ли он? Кто он? Стой! Отдай мои деньги, мошенник. (Сам себя ловит за руку.) Ах, это я. Я потерял голову — не пойму, где я, кто я и что делаю. Ох, бедные мои денежки, друзья мои милые, отняли вас у меня! Отняли мою опору, мою утеху, мою радость! Все для меня кончено, нечего мне больше делать на этом свете! Не могу я без вас жить! В глазах потемнело, дух захватило, умираю, умер, похоронен. Кто воскресит меня?»

Комедия заканчивается благополучно. Ради возвращения шкатулки Гарпагон соглашается на брак сына и Марианны и отступается от своего желания жениться на ней.

Начало 20 века дало русской литературе немало талантливых имен. Александр Иванович Куприн – одно из них.

К творчеству этого автора существует очень неоднозначное отношение, поскольку он затрагивал и раскрывал такие темы, о которых не решались говорить другие. У Куприна было свое, уникальное, восприятие любви.

Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и лишь немногие счастливчики могут испытать любовь. По мнению Куприна, без искренней страсти, любви жизнь пуста и

Зачем мне нужно читать книги? Этот вопрос как нельзя актуален в наше время. Мы живем в эпоху всеобщей компьютеризации. Любую книгу я могу найти в Интернете. Больше того, мне совсем не обязательно ее читать, я могу ее просто прослушать или посмотреть экранизацию. Честно говоря, это намного легче, чем читать.

Осень в лесуСентябрь — это первый месяц осени. Осень, можно сказать, только начинается. Еще тепло, почти как летом. Деревья уже начали желтеть, но не все.

Особенно хорошо это было видно в лесу: одно дерево стоит себе зеленое, даже и не думает окрашиваться в осенний цвет. А другое — уже желтое-желтое, и начинает сбрасывать листья. Они падают на тропинку и здорово шуршат под ногами.

Лес осенью очень красивый. Дышится там хорошо, поют птицы. А некоторые птицы не поют, а трещат — это сороки, любят

К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России.

В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства.

На идейное содержание его произведений начинает оказывать пре имущественное влияние драматическая сторона жизни, крушение старого общественного строя вместе с его привычками, традициями, верованиями. Отсюда повышенный интерес писате

«Бородино» — первое печатное произведение М. Ю. Лермонтова, написанное к 25-й годовщине Бородинского сражения. В этом сражении простые русские солдаты героически сражались с врагом и спасли от него родину.

Старый русский солдат рассказывает молодому о Бородинском сражении как об одном из величайших в истории родины: «Вам не видать таких сражений!», «Не даром помнит вся Россия про день Бородина». Бородино — это небольшое поселение в пригороде Москвы.

Армия французов была намного больше, чем армия

В романе «Обломов» И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.

Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар — слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне — серый сюртук.

«Дом Обломовых был когда-то богат и зн

Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3(15) апреля 1886 года. Отец его служил военным врачом на флоте.

Детские года писатель провел в Царском Селе, потом вместе с родителями жил некоторое время в Тифлисе (именно там 8 сентября 1902 года в газете “Тифлисский листок” появилось его первое напечатанное стихотворение).

В 1906 году, закончив гимназию, он уехал в Париж. К этому времени он уже был автором книги “Путь конкистадоров”, замеченной не только в кругу знакомых, но и одним из законода

Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с традиционными темами — любовь, дружба, семья, но дал им свое самобытное решение, драматическое звучание сложного переломного времени.

Оттого его романы и повести пользуются неизменной популярностью у новых и новых поколений читателей.

В романе «Белая гвардия», во многом автобиографическом, писатель рассуждает о непреходящих ценностях нашего I мира — долге перед родиной, друзьями, семьей. В центре повествования дружная и инте

Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. В этих произведениях показана значимость борьбы и победы, героизм советских людей, их нравственная сила, преданность Родине.

В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем». Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь.

И писатель сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.

Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, он хотел изобразить путь своего героя Чичикова сначала в «аду» (первый том), затем «в чистилище» – второй и «в раю» – третий том. Но этот

Сейчас смотрят: Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Трагедия Скупой рыцарь характер и образ Альбера (Пушкин А. С.)

Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть фото Чему учит трагедия скупой рыцарь. Смотреть картинку Чему учит трагедия скупой рыцарь. Картинка про Чему учит трагедия скупой рыцарь. Фото Чему учит трагедия скупой рыцарь

Действие трагедии “Скупой рыцарь” происходит в эпоху позднего феодализма. Средневековье в литературе изображалось по-разному.

Писатели часто придавали этой эпохе суровый колорит строгого аскетизма в мрачной религиозности. Такова средневековая Испания в “Каменном госте” Пушкина.

Согласно другим условно-литературным представлениям, средневековье – мир рыцарских турниров, трогательной патриархальности, поклонения даме сердца.

Рыцари наделялись чувствами чести, благородства, независимости, они вступались за слабых и обиженных. Такое представление о рыцарском кодексе чести – необходимое условие правильного понимания трагедии “Скупой рыцарь”.

В “Скупом рыцаре” изображен тот исторический момент, когда феодальный порядок уже дал трещину и жизнь вступила в новые берега.

В первой же сцене, в монологе Альбера, нарисована выразительная-картина. Дворец Герцога полон придворными – нежными дамами и кавалерами в роскошных одеждах; герольды славят мастерские удары рыцарей на турнирных поединках; вассалы собираются за столом сюзерена. В третьей сцене Герцог предстает покровителем своих верных дворян и выступает их судьей.

Барон, как и велит ему рыцарский долг перед государем, по первому требованию является во дворец. Он готов защищать интересы Герцога и, несмотря на преклонный возраст, “кряхтя, взлезть снова на коня”. Однако, предлагая свои услуги на случай войны, Барон уклоняется от участия в придворных увеселениях и живет затворником в своем замке.

Он с презрением отзывается о “толпе ласкателей, придворных жадных”.

Сын Барона, Альбер, напротив, всеми помыслами, всей душой рвется во дворец (“Во что бы то ни стало на турнире явлюсь я”).

И Барон и Альбер крайне честолюбивы, оба стремятся к независимости и превыше всего ее ценят.

на свободу обеспечивали рыцарям их дворянское происхождение, феодальные привилегии, власть над землями, замками, крестьянами. Свободен был тот, кто обладал полнотой власти.

Поэтому предел рыцарских упований – абсолютная, безграничная власть, благодаря которой завоевывалось и защищалось богатство. Но в мире уже многое изменилось. Чтобы сохранить свою свободу, рыцари вынуждены продавать владения и с помощью денег поддерживать достоинство.

Погоня за золотом стала сущностью времени. Это перестроило весь мир рыцарских отношений, психологию рыцарей, неумолимо вторглось в их интимную жизнь.

Уже в первой сцене блеск и пышность герцогского двора – всего лишь внешняя романтика рыцарства. Раньше турнир был испытанием силы, ловкости, мужества, воли перед трудным походом, а теперь он тешит взоры сиятельных дворян. Альбер не очень-то радуется своей победе. Конечно, ему приятно одолеть графа, но мысль о пробитом шлеме тяготит юношу, которому не на что купить новые доспехи.

О бедность, бедность!

Как унижает сердце нам она! –

Горько сетует он. И признается:

Геройству что виною было? – скупость.

Альбер покорно подчиняется потоку жизни, который несет его, подобно другим дворянам, во дворец Герцога. Жаждущий увеселений юноша хочет занять достойное место в окружении сюзерена и встать вровень с придворными.

Независимость для него – сохранение достоинства среди равных.

Он нисколько не надеется на те права и привилегии, которые дает ему дворянство, и с иронией отзывается о “свиной коже” – пергаменте, удостоверяющем принадлежность к рыцарству.

Деньги преследуют воображение Альбера всюду, где бы он ни находился, – в замке, на турнирном поединке, на пиру у Герцога.

Лихорадочные поиски денег и легли в основу драматического действия “Скупого рыцаря”. Обращение Альбера к ростовщику, а затем к Герцогу – два поступка, определяющих ход трагедии. И не случайно, конечно, что именно Альбер, для которого деньги стали идеей-страстью, ведет действие трагедии.

Перед Альбером открываются три возможности: либо получить деньги у ростовщика под заклад, либо дождаться смерти отца (или ускорить ее насильственным путем) и наследовать богатство, либо “заставить” отца достойно содержать сына. Альбер пробует все пути, ведущие к деньгам, но даже при его чрезвычайной активности они кончаются полным провалом.

Это происходит потому, что Альбер не просто вступает в конфликт с отдельными лицами, – он вступает в конфликт с веком. В нем еще живы рыцарские представления о чести и благородстве, но он уже понимает относительную ценность дворянских прав и привилегий.

Наивность сочетается в Альбере с прозорливостью, рыцарские добродетели – с трезвой расчетливостью, и этот клубок противоречивых страстей обрекает Альбера на поражение.

Все попытки Альбера достать деньги, не поступившись рыцарской честью, все его расчеты на независимость – фикция и мираж.

Пушкин, однако, дает нам понять, что мечты Альбера о независимости остались бы иллюзорными и в том случае, если бы Альбер наследовал отцу. Он предлагает нам заглянуть в будущее. Устами Барона открывается суровая правда об Альбере.

Если “свиная кожа” не спасает от унижений (в этом Альбер прав), то и наследство не убережет от них, потому что за роскошь и увеселения надо платить не только богатством, но и дворянскими правами и честью. Альбер занял бы место среди льстецов, “придворных-жадных”. А разве есть независимость в “дворцовых передних”? Еще не получив наследства, он уже соглашается идти в кабалу к ростовщику.

Барон ни секунды не сомневается (и он прав!) в том, что его богатство вскоре перекочует в карман ростовщика. И в самом деле – ростовщик уже даже не на пороге, а в замке.

Таким образом, все пути к золоту, а посредством его к личной свободе, ведут Альбера в тупик. Увлекаемый потоком жизни, он, однако, не может отринуть рыцарские традиции и тем самым противостоит новому времени. Но эта борьба оказывается бессильной и напрасной: страсть к деньгам несовместима с честью, благородством.

Перед этим фактом Альбер уязвим и слаб. Отсюда рождается ненависть к отцу, который мог бы добровольно, по родственной обязанности и рыцарскому долгу, избавить сына и от бедности, и от унижений.

Она перерастает в то исступленное отчаяние, в то звериное бешенство (“тигренок” – называет Альбера Герцог), которое превращает тайную мысль о смерти отца в открытое желание его гибели.

Если Альбер, как помним, предпочел деньги феодальным привилегиям, то Барон одержим идеей власти.

Золото нужно Барону не для удовлетворения порочной страсти к стяжательству и не для наслаждения его химерическим блеском. Любуясь своим золотым “холмом”, Барон чувствует себя властелином:

Я царствую. Какой волшебный блеск!

Послушна мне, сильна моя держава;

В ней счастие, в ней честь моя и слава!

Барон хорошо знает, что деньги без власти не приносят независимости. Острым штрихом Пушкин обнажает эту мысль. Альбер восхищен нарядами рыцарей, их “атласом да бархатом”. Барон в своем монологе тоже вспомнит об атласе и скажет, что его сокровища “потекут” в “атласные диравые карманы”. С его точки зрения, богатство, не опирающееся на меч, “расточается” с катастрофической быстротой.

Альбер и выступает для Барона таким “расточителем”, перед которым не устоит веками воздвигавшееся здание рыцарства, а в него вложил лепту и Барон своим умом, волей, силой. Оно, как говорит Барон, было “выстрадано” им и воплотилось в его сокровищах.

Поэтому сын, способный лишь расточать богатства, – живой укор Барону и прямая угроза защищаемой Бароном идеи.

Отсюда понятно, сколь велика ненависть Барона к наследнику-расточителю, сколь велико его страдание при одной мысли о том, что Альбер “приимет власть” над его “державой”.

Однако Барон понимает и другое: власть без денег также ничтожна. Меч положил к ногам Барона владения, но не удовлетворил его мечтаний об абсолютной свободе, которая, по рыцарским представлениям, достигается безграничной властью. То, что не довершил меч, должно сделать золото. Деньги, таким образом, становятся и средством защиты независимости, и путем к неограниченной власти.

Идея беспредельной власти превратилась в фанатическую страсть и придала фигуре Барона мощь и величие.

Затворничество Барона, удалившегося от двора и сознательно заперевшегося в замке, с этой точки зрения может быть осмыслено в качестве своеобразной защиты своего достоинства, дворянских привилегий, вековых жизненных принципов.

Но, цепляясь за старые устои и пытаясь отстоять их, Барон идет наперекор времени. Распря с веком не может не закончиться сокрушительным поражением Барона.

Однако причины трагедии Барона заключены также в противоречии его страстей. Пушкин всюду напоминает, что Барон – рыцарь. Он остается рыцарем и тогда, когда беседует с Герцогом, когда готов обнажить за него меч, когда вызывает сына на поединок и когда он одинок. Ему дороги рыцарские доблести, у него не исчезает чувство чести.

Однако свобода Барона предполагает безраздельное господство, и другой свободы Барон не знает. Властолюбие Барона выступает и как благородное свойство натуры (жажда независимости), и как сокрушительная страсть для приносимых ей в жертву людей. С одной стороны, властолюбие – источник воли Барона, который обуздал “желания” и теперь наслаждается “счастием”, “честью” и “славой”.

Но, с другой стороны, он мечтает о том, чтобы ему все повиновалось:

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды.

Я свистну, и ко мне послушно, робко

Вползет окровавленное злодейство,

И руку будет мне лизать, и в очи

Смотреть, в них знак моей читая воли.

Мне все послушно, я же – ничему…

Одержимый этими мечтами, Барон не может обрести свободы. В этом причина его трагедии – добиваясь свободы, он ее растаптывает. Более того: властолюбие перерождается в иную, не менее могущественную, но гораздо более низменную страсть к деньгам. И это уже не столько трагическое, сколько комическое преображение.

Барон думает, что он царь, которому все “послушно”, но безграничная власть принадлежит не ему, старому человеку, а той груде золота, которая лежит перед ним. Его одиночество оказывается не только защитой независимости, но и следствием бесплодной и сокрушительной скаредности.

Однако перед кончиной рыцарские чувства, увядшие, но не исчезнувшие вовсе, всколыхнулись в Бароне. И это проливает свет на всю трагедию. Барон давно уверил себя, что золото олицетворяет и честь его и славу. Однако в действительности честь Барона – его личное достояние. Эта истина пронзила Барона в тот момент, когда Альбер его оскорбил. В сознании Барона разом все рухнуло.

Бессмысленными вдруг предстали все жертвы, все накопленные драгоценности.

Зачем он подавлял желания, зачем лишал себя радостей жизни, зачем предавался “горьким воэдержаньям”, “тяжелым думам”, “дневным заботам” и “бессонным ночам”, если перед короткой фразой – “Барон, вы лжете” – он беззащитен, несмотря на огромное богатство? Наступил час бессилия золота, и в Бароне проснулся рыцарь:

Так подыми ж, и меч нас рассуди!

Оказывается, власть золота относительна, и есть такие человеческие ценности, которые не продаются и не покупаются. Эта простая мысль опровергает жизненный путь и убеждения Барона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *