Чему учит учебник русского языка

Чему и зачем мы учим на уроках русского языка

Юлия Фишман

27 ноября 2017 • 18:36

В таблице мне хочется обобщить опыт тех, кто искал лучшие методики преподавания русского языка, и попытаться разобраться, как же всё-таки вести этот предмет.

Все наиболее интересные методики, технологии, методы, с которыми мне пришлось столкнуться, можно условно разделить на три основных подхода.

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Развивающие методики

Запоминание созданного другими.

Ученики запоминают, как надо писать, всеми возможными способами, которые предлагает преподаватель. Предполагается, что моторные навыки должны формироваться с опорой на правильные образцы письма.
Осмыслению правил также уделяется много внимания, но выбор буквы ученик осуществляет после того, как проработал образцы без пропусков.

Осмысление созданного другими.

Ученик должен понять правило и научиться обосновывать выбор буквы или знака, пользуясь этим правилом. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока.
Предполагается, что выбор по аналогии лучше «бездумного зазубривания» и поможет детям качественнее освоить правила.

Знание правил

Внутренняя

Вы видите, что я работаю с крайностями. Конечно, в чистом виде таких методик не существует. Каждый педагог, каждый автор учебника старается в той или иной мере, в тех или иных пропорциях совместить эти три подхода. На мой взгляд, лучше всего это удалось авторам комплекта учебников программы «Школа 2100» Бунеевым. Я вывожу чистые типы методик для того, чтобы, опираясь на эту таблицу, преподаватели могли разобраться, что и зачем они делают в каждый момент на уроке, не упускают ли какой-то важной части.

Вы спросите, какой подход ближе лично мне. Смотрите на цели. На мой взгляд, русский язык надо изучать для того, чтобы ученик, в первую очередь, начал грамотно писать. А для достижения этой цели тренинговые методики работают эффективнее. Однако нельзя забывать и о развитии мышления и вообще о подаче материала левополушарным детям.

В любом случае выходит, что традиционные методики проигрывают по многим параметрам и развивающему обучению, и тренингу. Это не компромисс между крайностями. Традиционная программа не совмещает разные подходы, а уходит и от того, и от другого. Выпускники школ, которые учатся по обычным программам, на выходе не могут похвастаться ни грамотным письмом, ни развитой речью, ни гибким мышлением. А если и могут похвастаться, значит, преподаватель в значительной степени всё же использовал элементы развивающего обучения или тренинговые упражнения. Или то и другое в каком-то соотношении.

Надеюсь, мой материал кому-нибудь поможет в методологической работе над выработкой единой методики, совмещающей противоположные по принципам подходы. Если это, конечно, вообще возможно.

Важно понимать, что в таблице описаны только методы освоения орфографии и пунктуации. Сейчас я не веду речи о развитии лингвокреативности и подготовке к сочинению.

Источник

Психологи о школьном учебнике. Как учить русскому языку и литературе современных школьников?

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Авторецензия на книгу: Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: Коллективная монография / Под науч. руков. Г. Г. Граник; отв. ред. Н. А. Борисенко. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 320 с.

Начну с отрицания. Представляемая книга, разумеется, не отвечает на весь спектр вопросов, связанных с обучением русскому языку и тем более литературе. В ней нет ни методических рецептов, ни технологических карт, ни советов по выполнению домашних заданий и подготовке к ЕГЭ. Она – о школьном учебнике русского языка. Только в совокупности обоих названий («Как учить русскому языку и литературе современных школьников?» и «Школьный учебник сегодня») и стоит рассматривать это издание.

Чтобы никого не вводить в заблуждение, отвечу на три вопроса, касающихся адресата, авторского замысла и возможностей («границ») книги.

Вопрос первый: для кого?

Адресат в данном случае диктуется жанром – коллективной научной монографии, обращенной в первую очередь к специалистам: педагогам, психологам, методистам, авторам учебников… В книге собраны как уже опубликованные в профессиональной печати, так и новые научные статьи, посвященные самым разным вопросам создания учебников по русскому языку и учебных книг по литературе, – от глобальных (структура и функции учебника, обучение пониманию текста, «выращивание» Читателя) до «точечных» (переключение внимания школьников при работе с учебником, психологические проблемы запоминания учебного материала, знакомство с «портретами» лингвистов). При всей сложности затронутых в монографии проблем она, смею надеяться, написана доступным, ясным языком – не для авгуров, и именно поэтому, будет интересна не только теоретикам, но и тем, кого называют «учителями-практиками» (как будто учитель не может быть «теоретиком» и не интересуется психологией и дидактикой).

Вопрос второй: зачем было писать очередную монографию об учебнике, когда одних только научных сборников «Проблемы школьного учебника» под редакцией Д.Д. Зуева в свое время (1971–1991) было выпущено свыше двух десятков?

Затем, что эта монография не «очередная» и посвящена учебникам не прошлого, а нынешнего века. Разговор в ней ведется о болевых точках филологического образования: как изгнать из учебника скуку, возможно ли организовать общение с учебником, как сблизить два родственных, но безнадежно разлученных предмета – русский язык и литературу? Главный объект внимания авторов – учебники нового типа, созданные коллективом психологов и филологов под руководством академика РАО Г.Г. Граник (понятие «учебник нового типа» раскрывается на первой же странице, см. ознакомительный фрагмент).

Цель наша была проста по замыслу и неимоверно трудна по воплощению: показать, что учебники могут быть другими, что они могут быть обращены непосредственно к ученику, написаны живым, образным языком («языком образной грамматики»), вызывать интерес к предмету, учить читать самые разные тексты, рассказывать о памяти, понимании, воображении (и использовать эти знания при изучении родного языка), растить Читателя, решать многие другие задачи.

О чем еще эта книга? Если совсем коротко – о проблемах чтения и понимания текста и создания учебных книг по литературе. Назову только некоторые из книг Г.Г. Граник и ее соавторов, которые будут интересны читателю любого возраста: «Русская литература. От былин до Крылова» (2001), “Я – другой”. М. Ю. Лермонтов» (2011), «Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Читаем, размышляем» (2016), «Пушкин, его друзья и современники» (вот-вот выйдет из печати) – учебных пособиях, составивших серию «Школьное литературоведение на психологическом фундаменте». Отдельный разговор – о лирической поэзии и ее понимании подростками, об организации такого понимания (на примере стихотворений Пушкина и Лермонтова), роли учебников в приобщении школьников к досуговому чтению.

И, наконец, в монографии есть «практический блок», в котором представлен многообразный опыт работы учителей из разных регионов по учебникам Г.Г. Граник (больше всего из г. Медынь Калужской области, где в течение ряда лет проходил лонгитюд по внедрению этих учебников). В последней части книги слышны голоса как словесников, так и самих детей, в разное время учившихся по нашим учебникам.

Вопрос третий: может ли чтение этой монографии изменить сознание читателя?

Нет, ни одна книга этого сделать не может. Но она может изменить точку зрения, поколебать уверенность в том, что учебник – «книга, не предназначенная для чтения» (Б. Шоу), расшатать представление о школьном учебнике как о некой застывшей, мертвой глыбе.

Итак, если вы не пренебрегаете чтением научной литературы и открыты новому знанию, знакомы с учебниками и другими книгами авторского коллектива Г.Г. Граник, интересуетесь новыми исследованиями в области обучения русскому языку и понимания текста, – эта книга для вас. Она приглашает к нетривиальному разговору о том, как учить современных школьников… (см. первое название) и каким может быть … (см. второе название).

В конце не могу не выразить благодарность издательству «Нестор-История», воплотившему коллективный авторский замысел в прекрасно изданную книгу, и Российскому фонду фундаментальных исследований, осуществившему финансовую поддержку издания.

Книга есть – читатель найдется. И именно тот, на которого авторы и рассчитывают.

Источник

Проект на тему «Почему нужно изучать русский язык»

Исследовательская работа на тему:

«Зачем нужно изучать русский язык?»

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка
Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Автор: Семенович Александра учащаяся МАОУ «Школа №10 города Белогорск»

Руководитель: Данилова Ольга Станиславовна учитель русского языка и литературы.

Русский язык — один из самых распространённых языков в мире. Он входит в число восьми международных языков. Это означает, что люди разных национальностей общаются друг с другом на русском языке. Нужно ли его изучать русскоговорящим людям? Может, лучше изучить как можно больше иностранных языков? Конечно, чем больше языков знает человек, тем он культурнее и развитее. Но знать язык, на котором общаешься и мыслишь, — это просто необходимо!

Но не все школьники осознают важность изучения русского, не видят практического применения языка в дальнейшем.

Н Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языкао не все изучения русского языка

Наша цель выявить основные мотивы к изучению русского языка учащимися подросткового возраста и определить, что вызывает у них наибольший интерес во время уроков

Для достижения нашей цели нам нужно решить следующие задачи:

изучить научную литературу по данному вопросу;

провести опрос учащихся об их интересах;

проанализировать собранный материал и прийти к определенному заключению

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Русский язык очень важен для современного человека.

Русский язык- это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём, пишутся важнейшие документы страны, и ведётся преподавание в учебных заведениях.

Так как наша страна многонациональна, то русский язык служит средством межнационального общения людей: он понятен каждому гражданину России. Русский язык является родным для большей части населения нашей страны.

На протяжении всей своей истории русский язык существовал не автономно, а вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки.

Зачем человеку нужен язык, какова его роль в жизни общества? На эти вопросы искали ответы величайшие умы человечества. Но, если не углубляться в дебри славословия, то можно сказать коротко и емко: при помощи языка люди от одного поколения к другому передают свои знания и опыт. А в тот момент, когда речь зафиксировали в письменном виде, и возникла человеческая цивилизация.

В современном мире языки многих народов находят многогранное применение в народном хозяйстве, обучении, историческом аспекте, развиваясь вместе с научно-техническим прогрессом.

Почему надо быть грамотным

Историк Николай Карамзин говорил, что быть неграмотным – невежливо по отношению к тем, кто тебя будет читать. Неграмотная речь, неправильно написанные слова усложняют понимание текста. А порою делают его противоположным по своему значению.

Подростки больше любят практические знания, теория их занимает намного меньше. Они стремятся в экспериментах находить подтверждение полученным знаниям.

Подростки, не осознающие практической важности русского языка, не испытывают не малейшего желания изучать предмет и, соответственно, не видят смысла изучать его.

зыка, н Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языкае в

Источник

Правильно писать и говорить: 7 бесплатных ресурсов для развития грамотности

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

В детстве складывание слов в предложения казалось мне магией: они сами соединялись по неведомым законам.

В школе я поняла, что русский язык хотя и мистичен, но строг и все его волшебство подчиняется суровым правилам с бесконечными исключениями из них. Ошибки в тексте — это нормально, потому что можно научиться их находить и исправлять.

Вот семь сайтов, которые помогут прокачать русский язык. Выбирайте, что бы вы хотели улучшить:

Кратко: получить ответ на вопрос «А почему так?»
Подробнее: на сайте

«Грамота-ру» — самый простой портал для проверки слов. Но это не только онлайн-словарь: тут можно узнать и происхождение слова, и примеры употребления. Еще здесь можно задать вопрос по всем аспектам языка и получить подробный комментарий от научных консультантов или попробовать найти решение среди ответов на вопросы других людей.

Для детей на сайте есть раздел «Игра», в котором правила представлены в форме загадок и головоломок. Возможно, это один из лучших способов научиться видеть ошибки даже взрослым.

Кратко: первый раз в первый класс
Подробнее: на сайте

Городской методический центр Москвы предлагает вспомнить школьные годы и написать диктант. Можно прослушать текст и воспроизвести его целиком или вставить пропущенные символы на сайте диктанта. В этом случае система подсчитает количество ошибок и покажет, как нужно было написать.

Но сайт не дает пояснений к ошибкам: тренажер рассчитан только на сиюминутную проверку уровня грамотности.

Часто мы совершаем ошибки, потому что не понимаем логику языка. Любое незнакомое слово кажется исключением из правил, а сложные синтаксические конструкции мы максимально упрощаем, чтобы не пришлось выбирать между запятой, тире и двоеточием.

Дизайнер Илья Бирман создал сайт-справочник по русскому языку, где собрал основные правила орфографии и пунктуации. Главный плюс — простота поиска: вы выбираете нужный раздел, например «Знаки при прямой речи», и изучаете правила с примерами из классической литературы.

Кратко: увидеть пунктуацию в тексте Евгения Водолазкина и не умереть
Подробнее: на сайте

Тотальный диктант был задуман как проект, популяризирующий грамотность. Любой желающий может записаться на ежегодный диктант и проверить себя на примере текста русскоязычного автора. В 2020 году событие перенесли с весны на осень и провели в двух форматах: онлайн и офлайн. В 2021 году диктант состоится 10 апреля — еще есть возможность принять в нем участие.

Тотальный диктант — это еще и бесплатная онлайн-школа по совершенствованию своих знаний в области русского языка. На сайте можно написать диктанты прошлых лет и просмотреть полный разбор текстов, пройти бесплатный курс по пунктуации, изучить историю орфографии и даже самостоятельно провести диктант в своем городе.

Источник

10 книг, которые в увлекательной форме учат правильно говорить и писать на русском языке

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

«Речь как меч. Как говорить по-русски правильно», Татьяна Гартман

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Книга от учителя русского языка, которая превратила профессию в увлекательное хобби. Татьяна Гартман в своей книге учит читателей не совершать грубых ошибок на примере тех, кто говорит неправильно. Она давно «коллекционирует» забавные оговорки и ошибки актёров и ведущих, а материал, представленный в книге, заставляет задуматься о собственной речи.

«Слово живое и мертвое», Нора Галь

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Впервые это издание от профессионального переводчика Норы Галь вышло в печать почти полвека назад и после этого переиздавалось не один десяток раз, что говорит о сегодняшней актуальности книги. Автор даёт очень полезные советы по увеличению словарного запаса и способов, как можно избавиться от слов-паразитов в собственной речи.

«Русский без нагрузки», Юлия Андреева, Ксения Туркова

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Одно из лучших изданий последних лет о правилах русского языка. Книга позволит желающим усовершенствовать письменную речь и заново познакомиться со многими правилами. Авторы и сами демонстрируют прекрасное знание предмета, объясняя весьма сложные правила очень простым языком.

«Говорим по-русски…», Марина Королёва

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Идея для появления своеобразного увлекательного словаря родилась на основе обширного материала, собранного автором во время работы на радио «Эхо Москвы», где Марина Королёва вела передачу с таким же названием, которое теперь дала своей книге. Стоит отметить, что автор сама является журналистом и кандидатом филологических наук, а её книга похожа на интересное путешествие в мир грамотной русской речи.

«Пиши, сокращай», Максим Ильяхов, Людмила Сарычева

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Это издание стало весьма увлекательным учебником для тех, кто работает с текстами. Авторы учат грамотно и без лишнего словесного «мусора» строить свою письменную речь, а наглядные примеры, сопровождающие каждую главу, позволят читателям научиться писать лёгкие информативные статьи и письма.

«В погоне за русским языком. Заметки пользователя», Елена Первушина

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Врач-эндокринолог по образованию и писатель по призванию относится к русскому языку по-особенному. Она предлагает читателю научиться не просто грамотно писать и говорить, но строить предложения так, чтобы они были наполнены глубоким смыслом и оставались при этом лёгкими для восприятия. Увлекательный курс этимологии русского языка от Елены Первушиной познакомит с происхождением заимствованных слов, благодаря которому правила их написания станут куда более понятными.

«Знаем ли мы русский язык?», Мария Аксенова

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Автор этой книги уверена, что для обучения грамотной речи и письму правил недостаточно. А вот понимание логики развития русского языка, изучение его природы позволит усвоить многие правила без их бездумного заучивания. Впрочем, некоторые правила есть и в её книге, но большая часть издания посвящена именно развитию языка, его изменениям. В книге представлено множество интересных фактов, а стиль изложения делает издание по-настоящему увлекательным.

«Русский для тех, кто забыл правила», Наталья Фомина

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Книга Натальи Фоминой – это вовсе не сборник многочисленных правил. Скорее, она похожа на путеводитель по литературному языку талантливейших русских писателей, на произведениях которых выросли многие поколения. Захватывающий экскурс в историю русского литературного языка позволит усвоить культуру грамотной речи и познакомиться с многообразием словоформ на основе художественных произведений.

«Рифмуем! Нормы и правила русского языка в стихах», Мария Чепиницкая

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Эта книга однозначно понравится и взрослым, и детям. Мария Чепиницкая, учитель русского языка и блогер, зарифмовала самые сложные слова, которые теперь запоминаются с такой же лёгкостью, как запомнилось когда-то зарифмованное правило: «Жи, ши пишутся через и». Коротенькие стихи, благодаря которым читатель усвоит написание самых разных слов, могут показаться несерьёзными. Зато потом останется только удивляться, как просто стало писать слова, в которых люди часто делают ошибки. При этом в книге можно встретить множество современных слов, которые прочно вошли в наш лексикон благодаря сети интернет.

«Русский язык на грани нервного срыва», Максим Кронгауз

Чему учит учебник русского языка. Смотреть фото Чему учит учебник русского языка. Смотреть картинку Чему учит учебник русского языка. Картинка про Чему учит учебник русского языка. Фото Чему учит учебник русского языка

Книга доктора филологических наук и профессора РГГУ и НИУ ВШЭ в свое время вызывала много споров. Одни критики находили «Русский язык на грани нервного срыва» актуальным, другие же ратовали за сохранение чистоты русского языка. Но время показало, что изменения в жизни влекут за собой обязательные изменения языка. Автор рассказывал именно о взаимосвязи жизни и речи, о том, как язык подстраивается под изменившуюся реальность.

При написании тех или иных слов любой может ошибиться, ведь, право же, не у всех абсолютная грамотность и не все, к большому сожалению, имели в школе пятёрку по русскому языку. Особенно часто пестрят такими ошибками комментарии и посты в интернете, а иногда – и статьи на сайтах. Однако есть слова, в написании которых люди ошибаются наиболее часто. И если не удалось выучить их в школе, теперь можно их просто запомнить.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тренинг грамотностиТрадиционные методики Создание теоретического материала и собственных текстов.
Ученики анализируют языковой материал, ищут закономерности и сами формулируют правила. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. После того, как ученики вывели и какое-то понятие или правило, преподаватель сообщает, как это называется в официальной науке. Предполагается, что теория, выведенная самостоятельно, лучше запомнится. Ученики получают много творческих заданий. Предполагается, что формирование навыков письма должно базироваться на развитии речи. ;
Основные упражненияЗрительные диктанты

Списывание текстов без пропусков букв

Запонимание таблиц с опорными сигналами

Постоянные маленькие диктанты

Быстрое прорабатывание большого количества тестов (с объяснением)

Частые контрольные диктанты

Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания

Списывание слов по столбикам

Медленное самостоятельное выполнение тестов

Редкие контрольные диктанты

Работа с текстами и карточками по заданию в малых группах

Творческие работы, требующие создания собственного текста (устного или письменного)

Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания

Редкие контрольные диктанты

Что получает ученик и какие задачи перед ним ставятсяГотовые правила в компактном изложении

Наборы слов на правила и словарных слов для запоминания

Готовые правила по отдельным пунктам для медленного прорабатывания каждого пункта.

Слова и тексты с пропущенными буквами для отработки применения правила.

Готовые наборы слов на правила для анализа и вывода правила.

Задания на создание собственного текста.

Изучаются части речи и все правила, связанные с каждой частью речи, словарная работа ведётся без особой системы по небольшим спискам, предложенным учебниками.

Сначала выводятся основные понятия теории языка. Потом при оперировании этими понятиями выводятся правила. Порядок работы с правилами не имеет особого значения.
Цель, которая будет достигнута в первую очередьПовышение грамотностиРазвитие мышления
Раскрытие творческого потенциала
Для каких детей лучше подходитДля правополушарныхДля левополушарныхДля левополушарных и правополушарных
Мотивация