Чему учит юность толстого

Л. Н. Толстой «Юность» чему учит это произведение, какие уроки можно извлечь из него?

На примере своей юности Толстой учит молодых людей самовоспитанию,
не допускать ошибок, совершенных им самим.

«Юность» Л. Н. Толстого очень насыщенное произведение с точки зрения выявления общественных моральных законов и нравственных принципов. Общечеловеческое значение повести заключается в её ценности как очень хорошего «учебника жизни».

Николенька Иртеньев мог много раз сойти с пути формирования доброго характера, положительного мировоззрения. Оценивая поведение Володи и Дубкова, Николай подмечает, что Дмитрий совсем другой и сильно отличается от Володи и Дубкова в лучшую сторону. Но Николай, незрелый эмоционально человек и гонится за всем ярким, броским из-за мальчишеского восхищения перед взрослой жизнью. Ему хочется быть похожим на Володю и Дубкова.

Повесть «Юность» проиллюстрирована подлинными ситуациями, эмоциональными смятениями и моральным выбором любого молодого человека. Толстой, помня свои переживания, размышления описал в повести очень правдивые эмоциональные волнения.

В последней части трилогии происходит очень важный этап развития характера, становления личности Николая. Причём воспитание Иртеньева это не только влияние окружающих. Важнейшим аспектом является самовоспитание. Каждый человек, прочитав повесть «Юность» представит себя, узнает или вспомнит своё нравственное формирование, и молодые люди наверняка задумаются о многом.

Лишь правдиво описывая свою жизнь можно добиться полноты и истинности повествования.

Источник

Юность Толстой Л.Н. — читательский дневник

Чему учит юность толстого. Смотреть фото Чему учит юность толстого. Смотреть картинку Чему учит юность толстого. Картинка про Чему учит юность толстого. Фото Чему учит юность толстого

Повесть была написана в 1855-1857 гг, описываемый период – 1844-1845 годы. Действие повести происходит в Москве и в деревенском имении.

Николенька Иртеньев – 16-летний юноша, который поступает в университет и переживает период взросления;

Володя Иртеньев – старший брат главного героя, пример для подражания;

Дмитрий Нехлюдов – друг Коли;

Сонечка, Варенька – девушки, в которых попеременно был влюблен Коля;

16-летний Коля Иртеньев готовится к экзаменам для поступления в университет. Он желает поскорее стать взрослым, хочет вести осознанную жизнь по тем нравственным «правилам», которые придумал для себя. Однако пробует поначалу лишь поверхностные атрибуты взрослой жизни: курение, алкоголь, денежные траты, влюбленность в разных женщин. Постепенно приходит понимание, что взросление – прежде всего ответственность.

Взросление приходит не оттого, что человек начинает заниматься взрослыми вещами, а оттого, что он учится брать ответственность за свои поступки, слова, поведение. Так, для Коли важным этапом становятся не пирушки, гулянки и веселые знакомства, а осознание последствий своих действий.

Несмотря на погруженность в мир собственных переживаний, Коля учится взаимодействовать с людьми, выстраивает первые дружеские и любовные отношения.

Настоящее возмужание происходит тогда, когда Коля окончательно понимает, что у него есть обязательства перед собой, перед окружающими и перед богом.

Интересно наблюдать за личностным ростом Коли Иртеньева, за избавлением его от юношеского максимализма. Юноша учится принимать и то, что он далек от совершенства, и то, что все люди несовершенны.

Наблюдая за окружающими, он учится замечать не только внешнюю красоту, но и нравственную. Он видит это в Дмитрии и его возлюбленной, также меняется его отношение к однокурсникам Зухину и Семенову, которых считают хулиганами и неблаговоспитанными людьми.

Герой понимает, что хочет следовать составленным «Правилам жизни» и готов понести ответственность за свое беспечное отношение к учебе. Часть юношеских иллюзий исчезает, зато появляется нравственная опора.

Система образов произведения показывает, как важно влияние старших на молодое поколение.

Главным другом и человеком, направляющим Колю к правильным ценностям, становится Дмитрий Нехлюдов.

Брат Володя показывает пример не лучшего поведения, но он кажется Коле более опытным и зрелым, поэтому он невольно подражает ему.

Отец принимает мало участия в жизни повзрослевших детей, к тому же спешит устроить свою личную, но он также дает сыновьям определенные уроки. Николеньке трудно принять повторную женитьбу отца, но он внезапно видит в нем потерянного человека, который боится расстроить детей своим решением.

Женские персонажи, начиная с Сонечки и заканчивая образом умершей матери, показывают читателю, как Коля пытается понять загадочную женскую натуру и всю сложность отношений между полами.

Нанковая – сшитая из нанки, плотной хлопчатобумажной недорогой ткани.

Фрак – мужской нарядный пиджак, короткий спереди, но имеющий длинные фалды сзади, изначально был одеждой офицеров.

Франт – старинное название модника, человека, любящего хорошо одеваться.

Своекоштный (студент) – тот, который сам платил за обучение, у которого был собственный «кошт» (расход).

Дрожки – легкие открытые экипажи, запряженные 1-2 лошадьми.

Чубук – часть трубки для курения, представляющая собой стержень, через который вдыхается дым.

« Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно ».

« Он был один из тех людей, которые любят друзей на всю жизнь, не столько потому, что эти друзья остаются им постоянно любезны, сколько потому, что раз, даже по ошибке, полюбив человека, они считают бесчестным разлюбить его ».

Источник

«Юность» читательский дневник

Чему учит юность толстого. Смотреть фото Чему учит юность толстого. Смотреть картинку Чему учит юность толстого. Картинка про Чему учит юность толстого. Фото Чему учит юность толстого

Всего получено оценок: 259.

Всего получено оценок: 259.

«Юность» – это третья повесть Л. Н. Толстого, завершающая его знаменитую трилогию о детстве, отрочестве и юности главного героя – молодого дворянина Николая Иртеньева.

Краткое содержание «Юность» для читательского дневника

Название: Юность

Число страниц: 224. Толстой Лев Николаевич. «Юность». Издательство «Эксмо». 2017 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1857 год

Чему учит юность толстого. Смотреть фото Чему учит юность толстого. Смотреть картинку Чему учит юность толстого. Картинка про Чему учит юность толстого. Фото Чему учит юность толстого

Время и место

События повести происходят в 40-х годах XIX столетия в Москве, куда главный герой переехал, став студентом. Повесть во многом автобиографична и отражает молодые годы писателя.

Главные герои

Николай Иртеньев – юный дворянин, студент, добрый, открытый, порядочный молодой человек, познающий взрослую жизнь.

Дмитрий Нехлюдов – друг Николая, правильный, глубоко порядочный, рассудительный молодой человек, пример для подражания для героя.

Володя – старший брат Николая, весёлый, беззаботный молодой человек, привыкший вести разгульную жизнь.

Сюжет

Николаю Иртеньеву уже минул шестнадцатый год. Это умный, добрый и целеустремленный молодой человек, оказавшийся на пороге взрослой жизни. Быть лучше и чище его подстёгивала дружба с Дмитрием Нехлюдовым, в котором он видел идеал человека. Николай даже завёл особую тетрадь, в которую записал так называемые «правила жизни», которым он намеревался следовать.

Однажды отец Николая пригласил в дом духовника и всё семейство исповедовалось ему. После долгой исповеди юноша почувствовал приятное облегчение и радость. Однако той же ночью он вспомнил ещё один проступок, за который ему было стыдно, и на следующее утро он отправился в монастырь. Монах исповедовал его и благословил.

Весной, успешно сдав экзамены, Николай стал студентом московского университета. По такому случаю отец выделил ему, как взрослому, собственного кучера и лошадь. Столь радостное событие было решено отпраздновать в ресторане с лучшим другом Дмитрием Нехлюдовым. На месте Николай встретил старшего брата Володю и его товарища Дубкова. В ресторане было много выпито, и юноша попал в весьма неловкое положение, о котором он ещё долго будет с досадой вспоминать.

Закружившись в вихре взрослой жизни, Николенька совершенно запутался в своих предпочтениях. С одной стороны, он очень хотел походить на правильного, рассудительного, умного Дмитрия, но вместе с тем его, словно магнитом, притягивали к себе всевозможные развлечения и соблазны разгульной жизни, которую вёл брат Володя. Юноша пришел к выводу, что взросление – это не просто течение времени, а становление души.

Николенька с Володей приехали в деревню. В отчем доме на юношу нахлынули воспоминания о детских годах, любимой матушке, у него появилось много времени для размышлений. Братья узнали о намерении отца жениться на молодой соседке Авдотье Епифановой. Однако отношения между детьми и мачехой не заладились с самого начала. Характер и привычки молодой женщины были неприятны Николаю.

Начался учебный год, но беззаботная студенческая жизнь в столице уже не прельщала юного героя. В бесконечных кутежах и светской жизни в целом он видел одно лишь притворство. Душевные переживания и поиск себя дали свои плоды: Николай с треском провалил экзамен по математике, и его не перевели на второй курс. В этот непростой период ему на глаза попалась тетрадка «Правила жизни». От нахлынувших чувств Николенька расплакался и решил переписать все правила, чтобы раз и навсегда следовать им по жизни.

Вывод и своё мнение

В произведении автор поднимает тему смысла жизни, которую он рассматривает сквозь призму взросления главного героя. Николай пытается отыскать своё истинное «я», обрести душевную гармонию и правильные цели в жизни. Он совершает ошибки, но искреннее желание к самосовершенствованию и развитию помогает ему двигаться в правильном направлении. Большое значение автор уделяет очищению и духовному обновлению человека на этом непростом пути.

Главная мысль

Взросление – непростой период в жизни каждого человека, в ходе которого важно правильно расставить жизненные приоритеты.

Авторские афоризмы

«…Любовь красивая заключается в любви красоты самого чувства и его выражения…»

«…назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и усовершенствование это легко, возможно и вечно…»

«…Есть три рода любви: 1) Любовь красивая, 2) Любовь самоотверженная и 3) Любовь деятельная…»

«…что за глупость, бессмыслица – любить красоту. »

Толкование непонятных слов

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Образчик – образец, пример.

Исповедь – в христианстве добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом.

Духовник – в православной церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния.

Пуд – устаревшая единица измерения массы, равная 16,38 кг.

Новые слова

Праздный – пустой, порожний, ничем не занятый.

Конюшня – помещение для содержания лошадей.

Проталина – место, где растаял снег и открылась земля.

Чулан – подсобное помещение хозяйственного назначения, предназначенное для хранения продуктов питания длительного хранения, вещей, предметов быта.

Источник

Краткий и полный анализ повести Л. Н. Толстого «Юность»

Чему учит юность толстого. Смотреть фото Чему учит юность толстого. Смотреть картинку Чему учит юность толстого. Картинка про Чему учит юность толстого. Фото Чему учит юность толстого

Краткий и полный анализ повести помогут понять специфику произведения и станут помощниками в написании сочинения.

Год написания – 1856. Другие части повести («Детство» и «Отрочество») были написаны с 1853 по 1855 гг;
История создания – повесть является автобиографическим произведением и основана на дневниковых записях, которые писатель начал вести с 1847 года;
Жанр – автобиографическая повесть, направление – критический реализм;
Основная идея – развитие личности начинается с детства, на неё влияет и воспитание в семье, и самовоспитание, и социум;
Тема – взросление и становление характера подростка;
Проблема – личностный рост невозможен без ошибок, промахов и неправильных поступков. Именно они обучают и закаляют;
Композиция – повесть состоит из 45 отдельных глав, в каждой из которых описывается оказавший влияние на героя эпизод жизни;

п.1. Тематика и проблематика

Толстой поднимает в повести такие темы и проблемы, которые отзываются и современному читателю.

Тема самоконтроля и самовоспитания

Николенька постоянно занят анализом своих поступков, мыслей и чувств. Он ловит себя порой на негативных или постыдных мыслях, а порой – на очень возвышенных. Молодому человеку свойственно идеализировать многие явления и даже людей. Поэтому он испытывает разочарование, когда понимает, что его друг Дмитрий – обычный человек со своими слабостями.

Проблема:человеку трудно достичь совершенства, всегда что-то мешает на пути, не все получается так, как задумано.

Тема влияния дружбы на нравственный и духовный рост человека.

Герой заводит множество дружески-приятельских отношений, учится дружить, быть верным и преданным.

Проблема: Дружба – это сложное взаимодействие, которое требует от человека умения выносить разногласия, споры и ссоры, не теряя при этом близости.

Коле Иртеньеву это трудно дается, поэтому наступает разобщение между ним и Дмитрием: «Я уже слишком давно начал обсуживать его для того, чтобы не найти в нем недостатков; а в первой молодости мы любим только страстно и поэтому только людей совершенных.»

п.2. Идея и пафос рассказа

Духовный рост не всегда проходит легко, в процессе развития человек совершает много неверных шагов. Но всё это впоследствии приносит пользу, потому что позволяет прочувствовать последствия своих решений.

Николенька все время ищет любви, влюбляясь в прелестные девичьи образы. Это помогает ему понять, что он еще далек от настоящих чувств. В общении он нередко отталкивает людей своей критикой, высокомерием и юношеским максимализмом, впоследствии ему удается стать мягче к людям.

Он с трудом учится принимать другую точку зрения, стараясь не осуждать женитьбу отца, странный выбор Дмитрия (Любовь Сергеевна), разгульный образ жизни своих однокурсников, людей не comme il faut.

п.3. Место героев в образной системе

Николенька Иртеньев чаще всего соотносит себя с другом, Дмитрием Нехлюдовым. Тот воплощает в себе некий идеал, к которому стремится Коля, ему нередко удавалось удержать младшего Колю от неверных поступков и плохого влияния. Дмитрий показан честным, искренним, преданным человеком. Он часто решает внутренние конфликты Коли, подсказывая ему, как лучше поступить.

Антиподом Дмитрия является брат Володя.

Коля разделяет не все взгляды брата, но часто подражает ему, перенимая даже его поведение и манеры. Однако увидев Володю за азартной карточной игрой, Коля понимает, что подражать в этом он не станет. Также он находит, что брат необоснованно презирает Любочку и Катеньку, что девочки заслуживают понимания и теплого общения.

Остальные приятели (Иконин, Дубков, Зухин, Семенов) словно показывают Николеньке разные сценарии того, как можно было поступать в той или иной ситуации.

Задача этих персонажей – показать разные варианты поведения, чтоб наш герой мог определиться с выбором.

п.4. Литературные приёмы

«Я в юности не только не любил отношений с людьми, которые считали себя выше меня, но такие отношения были для меня невыносимо мучительны, вследствие постоянного страха оскорбления и напряжения всех умственных сил на то, чтобы доказать им свою самостоятельность».

«…я уже думал о том, как теперь духовник, верно, думает, что такой прекрасной души молодого человека, как я, он никогда не встречал в жизни, да и не встретит, что даже и не бывает подобных. Я в этом был убежден…»

Но чем больше он был ласков, тем больше мне все казалось, что он хочет обласкать меня только с тем, чтобы не дать заметить, как ему неприятна мысль, что я его наследник. (Николенька постоянно додумывает за других людей мнение о нём самом, ему все время кажется что-то не то).

«Ей было семнадцать лет. Она была очень мала ростом, очень худа и с желтоватым, нездоровым цветом лица. Шрамов на лице не было заметно никаких, но прелестные выпуклые глаза и светлая, добродушно-веселая улыбка были те же, которые я знал и любил в детстве».

(портрет Сонечки после долгой болезни)

«Зачем все так прекрасно, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применять к ней что-нибудь из того, что думаю?»

п.5. Конфликт произведения

Обычно в произведении конфликт выражается через противостояние мнений или ценностей героев. Конфликт может быть и буквальным, когда героям приходится бороться.

В повести «Юность» нет ярко выраженного внешнего конфликта, но зато представлен конфликт внутренний.

Он борется сам с собой: со своими ленью, вспыльчивостью, непоследовательностью, тем самым формируя новые черты характера.

«Оправившись, я решился снова писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.»

Источник

Краткое содержание «Юность» для читательского дневника

Произведение Л. Н. Толстого «Юность» было написано в 1857 году. Оно вошло в трилогию, которая описывает детские, отроческие и юные годы Николеньки Иртеньева. Повесть раскрывает темы взросления, поведения, поступков, взаимоотношений, смысла существования, целей. Эти важные аспекты затрагиваются во многих работах Л. Н. Толстого. Краткое содержание «Юность» для читательского дневника позволит понять замысел автора, суть книги.

Анализ произведения

«Юность» — последняя повесть в автобиографической трилогии писателя. В ней описываются студенческие годы главного героя, его переживания.

Краткий пересказ

Главному герою исполнилось 16 лет, и он оказался на пороге взрослой жизни. Николай дружил с Дмитрием Нехлюдовым, что мотивировало его развиваться, становиться лучше. В своем друге он видел идеал человека. Парень завел тетрадь, куда записывал «Правила жизни», которым необходимо было следовать.

Как-то глава семейства Иртеньевых пригласил в дом священника, чтобы вся семья исповедовалась ему. Николенька после исповеди испытал приятное облегчение и радость. Только ночью он вспомнил про свой поступок, за который ему было стыдно. Это воспоминание мучило его всю ночь, и утром парень пошел в монастырь. Там он вновь исповедовался, а монах его благословил.

По весне Николай сдал экзамены, поступил в университет.

Отец посчитал, что сын стал совсем взрослым и выделил ему собственного кучера и коня. Николенька очень обрадовался этому и решил отметить такое событие. Вместе со своим лучшим другом он отправился в ресторан, где встретил брата с товарищем. Парни выпили много. Николенька попал в весьма неловкое положение, испытал досаду и стыд. Так, он вступил на путь развлечений.

Николай испытывал противоречия. Он хотел быть таким же умным, грамотным, рассудительным, как его друг, но веселье и разные соблазны его также привлекали. Тем более перед ним был пример — его старший брат, который вел разгульную жизнь. Парень пришел к выводу, что взросление — это непростой период, когда происходит становление души.

Николай и Володя приехали в деревню, где на главного героя нахлынули воспоминания о детстве, матери. Там у него было много времени для размышлений. Спустя некоторое время ребята узнали, что отец собрался жениться на молодой соседке Авдотье Епифановой. Отношения между детьми и мачехой не задались, и они так и не смогли найти общий язык с женщиной.

Ее поведение и характер были отталкивающими для Николая.

В начале учебного года главный герой отправился в столицу, но беззаботная студенческая жизнь в столице уже его не привлекала. Светское общество и кутежи стали ему неприятны, так как в них он видел обман и притворство. Парень стал все больше переживать, искать смысл жизни, размышлять. Это негативно сказалось на учебе, и он провалил экзамен по математике, отчего его не перевели на второй курс.

Для Николеньки это был сложный период. Но именно в этот момент ему попалась его тетрадь «Правила жизни». Парень перечитал все записи, на него нахлынули воспоминания, он расплакался. С этого дня Николай решил, что теперь всегда будет следовать этим правилам по жизни.

Описание героев и основная мысль

В произведении представлен один главный герой — Николенька Иртеньев. Это юный дворянин и студент, который имеет следующие черты:

Он переживал период взросления, становления личности, познавал взрослую жизнь. Главный герой испытывал противоречия, так как одновременно его привлекали два человека — его лучший друг Дмитрий Нехлюдов и старший брат Володя. Это противоположные личности, так как для первого персонажа были важны ум, порядочность, рассудительность, а для второго — веселье, беззаботность, праздный образ жизни. Николенька брал пример с обоих, но в итоге сделал правильный выбор.

Писатель затронул тему смысла существования, рассматривал ее через взросление героя.

Николай искал себя, пытался обрести душевную гармонию и равновесие, старался ставить правильные цели в жизни. Он совершал ошибки, стремился к саморазвитию и самосовершенствованию. Исповедь главного героя показывает важность очищения и духовного обновления.

Таким образом, взросление — сложный период в жизни каждого человека. Именно в это время важно правильно расставить приоритеты.

Эта повесть учит следующему:

Отзывы о книге

Произведение актуально до сих пор, несмотря на то, что год написания «Юности» Толстого — 1857. Автор верно подметил все проблемы, с которыми сталкивается подросток, описал выбор юноши, через который проходит каждый человек, а именно пойти по пути праздной жизни или работать над собой, идти к своим целям. Николай попробовал и то, и то, но все-таки принял верное решение. Я советую прочитать эту повесть, так как в ней можно найти ответы на многие вопросы.

Это произведение мы недавно проходили в школе, писали по нему сочинение. Я ознакомился с повестью в читательском дневнике. «Юность» Л. Н. Толстого мне так понравилась, что решил прочесть все три книги (еще «Детство» и «Отрочество»). Был в восторге. Это самые нужные книги в период взросления и становления личности, как здорово, что они попались мне именно сейчас. Рекомендую, не пожалеете.

Я прочитала всю трилогию писателя, осталась в восторге, жаль, что своевременно мне не удалось это сделать. Думаю размышления главного героя помогли бы мне не допустить некоторые ошибки, которые были сделаны, да и сейчас не было бы стыдно за них. Но лучше поздно, чем никогда.

Я рекомендую каждому человеку прочитать эти книги Л. Н. Толстого, в них есть чему поучиться. Вот очень краткое содержание «Юность»: Николай поступил в университет, искал смысл жизни, боролся со своими негативными качествами, не сдал экзамен из-за переживаний, но в итоге выбрал верный путь. Он решил, что будет следовать своим правилам всю жизнь и ничто не собьет его с пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *