Чему я научился в 1 классе по технологии

Конспект урока по технологии для 1 класса «Что такое технология»

УРОК 3 Тема «Что такое «технология»?»

Целевые установки: раскрыть содержание понятия «технология», показать разнообразие видов деятельности в зависимости от использования материала и инструментов; показать возможности изготовления изделия из бумаги; помочь учащимся освоить понятие «технология».

— предметные (под руководством учителя): объяснять значение понятия «технология» на основе приведённого в тексте учебника определения, выделять некоторые виды деятельности при работе с различными материалами;

— метапредметные: — регулятивные (под руководством учителя): осваивать способы изготовления изделия из бумаги при помощи сгибания и вырезания простейшей фигуры; организовывать рабочее место для работы с бумагой; соотносить последовательность выполнения изделия со слайдовым и/или текстовым планом; — познавательные (под руководством учителя): осуществлять поиск необходимой информации в «Словарике юного технолога»; — коммуникативные: уметь выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них; развивать способность к совместному обсуждению поставленных вопросов; — личностные: осмыслять понятие «технология» как процесс выполнения изделия, осознавать значение технологии в жизни человека; на основе слайдового плана оценивать качество выполнения работы, на основе оценки качества корректировать работу (при помощи учителя).

Ресурсы и оборудование: Учебник, Рабочая тетрадь, изделия из различных материалов; «Цветок желаний» (лепестки); готовое изделие; материалы, инструменты, приспособления для показа приёмов работы при изготовлении изделия.

Материалы и инструменты для выполнения изделия: бумага средней плотности, соответствующая размеру заготовки, для изготовления подставки (раздаётся учителем), клей, карандаш, ножницы, фломастеры.

1. Мотивация и самоопределение к учебной деятельности

— Ребята, мы уже знаем, что нужно взять с собой в путешествие в мир «Технологии», как использовать рабочую тетрадь, учебник, как грамотно организовать своё рабочее место. Но этого недостаточно. Для того чтобы выполняемое изделие получилось качественным, красивым, необходимо

знать технологию его изготовления. Сегодня на уроке мы с вами наконец узнаем, что означает слово «технология», которое мы упоминали и будем упоминать много раз на уроках».

Ученики слушают учителя, настраиваются на работу.

2. Изучение теоретического материала (5—7 мин).

— Прочитаем, что такое Технология.

— Чему мы научимся на уроках технологии?

— Что мы будем использовать в работе для создания изделий?

— Как вы думаете, будем ли мы применять какие-нибудь правила в работе? Что это за правила?

-Что значит экономно расходовать материалы, силы и время человека?

— Рассмотрим фотографии на странице 12.

Аня говорит, что на них показано, чему вы научитесь на уроках технологии. На фотографиях представлены изделия, значит, вы научитесь выполнять их. Попробуйте дать им названия и определить, какие материалы использованы для изготовления данных изделий.

— Как назовём изделие на первой фотографии? … «Собака»? А может быть, «Верный друг»?

— Какие материалы использованы для изготовления данного изделия?

— Рассмотрим «Цветок умений» на

— Чему же мы научимся на уроках технологии?

— Лепить — делать изображение, сооружать из пластического, мягкого материала; вязать — плести руками, крючком, спицами или на машине из какого-нибудь материала; вышивать — изображать, украшать шитьём; клеить — изготовлять, скрепляя клеем; шить — изготовлять, скрепляя нитью края

ткани, какого-либо мягкого материала; вырезать — разрезать, делать что-нибудь с помощью резания; конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, строить и т.д.

Читают слова Вани на странице 11 и находят определения понятия «технология»:

юного технолога», с. 126);

2) «Технология — …» (с. 12 учебника).

— Изготавливать различные вещи, предметы, изделия.

— Различные материалы, инструменты, приспособления.

— Правила работы с инструментами.

— Экономно расходовать — значит бережно относиться к и спользуемому материалу,

или времени, или силам человека.

Дети читают действия, перечисленные на

лепестках, поясняют их, а учитель демонстрирует изделия, выполненные с помощью описанных действий и при необходимости даёт свой комментарий.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

4. Работа над изделием.

1) Отбор материалов и инструментов.

— Что это за изделие? Для чего оно может пригодиться?

— Из какого материала выполнена подставка?

— Понадобятся для изготовления подставки клеёнка?

— Понадобятся ли ножницы? Для чего? Нужен ли клей?

2) Выполнение изделия.

Оформление изделия учащиеся делают самостоятельно. Учитель демонстрирует все этапы работы, контролирует работу учащихся и даёт необходимые пояснения.

1. Сгибание заготовки. Положите перед собой бумагу вертикально, сложите лист пополам от себя так, чтобы нижний край листа совпал с верхним краем, хорошенько

прогладьте линию сгиба. Положите заготовку так, чтобы согнутый край оказался наверху. Сложите каждый слой бумаги к верхнему краю. Сначала первый слой, затем переверните заготовку и сложите второй слой. Раскройте. Перед вами сложенный прямоугольник с линиями сгиба на каждой стороне.

2. Разметка отверстия. Положите перед собой заготовку, возьмите карандаш и нарисуйте треугольник (можно два) примерно посередине на линии сгиба.

3. Вырезание отверстия. Не разворачивая заготовку, вырежьте треугольник. Ножницами работайте аккуратно.

Закончив работу, отложите закрытые ножницы в сторону. Работайте только над столом.

4. Оформление изделия. Для большей устойчивости можно сделать опоры, загнув края к основной линии сгиба. Поставьте свою подставку и проверьте её на устойчивость. Оформите изделие по своему выбору. Можете нарисовать на подставке геометрические фигуры или оформить её цветами, кому как нравится.

Дети рассматривают изделие и отвечают на поставленные вопросы: подставка понадобится на уроках технологии, чтобы по окончании работы ставить в неё кисточку.

— А если это бумага, то какие инструменты и приспособления нам могут пригодиться в работе?

Дети определяют, что им понадобятся следующие инструменты и приспособления: клеёнка; карандаш; ножницы; кисточка.

Выполняя работу, дети сравнивают своё изделие с образцом учителя.

Источник

Конспекты уроков по технологии 1 класс

Цели : продолжить знакомство с учебником, рабочей тетрадью, их персонажами

Планируемые результаты : дети научатся узнавать некоторые условные обозначения в учебнике, работать в паре, осуществлять сотрудничество, выполнять разные социальные роли.

Оборудование : памятки для учащихся.

Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Ребята, какой предмет мы начинаем изучать? ( Предмет «Технология».)

— О чем нам может рассказать обложка учебника? ( Наверное, мы будем лепить из пластилина, потому что видим овощи из пластилина. Еще нам будут нужны карандаш, ножницы, стека, линейка, кисточка. Наверное, помогать нам будет Совенок, который держит кисточку, как указку.)

— Давайте прочитаем, кто написал для нас этот красочный учебник. ( Авторы Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И. П. Фрейтаг.)

— Как и в любом учебнике, здесь есть условные обозначения. Давайте рассмотрим их.

(Дети рассматривают значок, учитель читает, что он обозначает.)

— Посмотрите на следующую страницу. Нас встречают ребята. Как их зовут? Узнаем об этом, прочитав обращение авторов учебника на с. 4.

— Кто запомнил, как зовут наших героев? ( Аня и Ваня.)

— Аня и Ваня — юные дизайнеры и экспериментаторы. Куда они нас приглашают? (Отправиться в увлекательное путешествие.)

— Чему вы будете учиться на уроках технологии? ( Лепить из пластилина, из глины, вырезать из бумаги фигурки животных, делать из ткани и ниток мягкие игрушки.)

— Рассмотрите игрушки на с. 5. Назовите их. Из чего они сделаны? (Лиса и поросенок — из пластилина, русалка — из ниток, гусеница — из ткани.)

— А вы уже умеете мастерить какие-нибудь игрушки, поделки? Из чего? (Высказывания детей.)

— В учебнике будут встречаться и другие условные обозначения. Давайте рассмотрим их на с. 6.

(Дети рассматривают условные обозначения сложности выполнения изделия, затрат времени на его изготовление, оценки своего изделия.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Еще один помощник на уроках технологии — рабочая тетрадь. Рассмотрите обложку. Чем похожи обложка тетради и обложка учебника? ( Такое же красочное оформление, те же поделки — овощи в тарелке, те же инструменты, те же авторы и т. д.)

— Тетрадь тоже содержит условные обозначения. Откроем тетрадь на с. 4 и прочитаем их значения.

(Учитель читает обращение авторов.)

— Может быть, кто-то уже видел такие обозначения? Где? (Враз- личных журналах и в книжках-самоделках есть вкладыши.)

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели,

Раз — присели, два — присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

Рядом с партою идем,

И садимся мы потом.

( Дети садятся за парты.)

Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику С. 7. Заполнение анкеты

— Аня и Ваня хотят поближе познакомиться с вами. Да и нам нужно узнать больше друг о друге. Давайте познакомимся с анкетой Ани. Что такое анкета? (Высказывания детей.)

Анкета — это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его составлял. Анкета нужна для сбора сведений путем получения ответов на определенные вопросы.

Рассмотрите анкету Ани. Что вы можете о ней рассказать? (Ответы детей.)Выполнение заданий в рабочей тетради С. 5

Попробуем так же, как Аня, рассказать о себе. Рассмотрите анкету в рабочих тетрадях. Заполните ее.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Учебник — это учебная книга. В конце учебного года нам следует сдать ее в библиотеку, чтобы по ней занимались будущие первоклассники. Как нужно обращаться с учебником, чтобы сохранить его? Какие правила следует соблюдать? (Ответы детей.)

(Учитель может познакомить детей с памятками о бережном обращении с книгой, а затем раздать их каждому ученику.)

Памятка. Как пользоваться учебником

Дорогие ребята! Каждый день вы берете в руки учебники, которые открывают вам путь к вершинам познания. Смело вступайте в увлекательный мир знаний. Образование, которое вы получите, станет вашим богатством. На всем этом пути рядом с вами будет ваш учебник.

Учебник — ваш друг и помощник. В его создание вложен труд многих людей.

Помните, что после вас им будут пользоваться ваши младшие товарищи. Бережно и аккуратно сохраняйте его. Для защиты обложки необходимо обернуть учебник. Пользуйтесь закладкой. Дома храните учебник на книжной полке. В конце учебного года проверьте учебник, приведите в порядок. Докажите, что ваши учебники лучшие.

Единые требования к учащимся по использованию и сохранности учебников

Оберни учебник специальной обложкой.

Подпиши свой учебник.

Не клади в учебник карандаши, ручки и другие предметы.

Не загибай углы, не рви, не рисуй, не делай никаких пометок.

Не перегибай учебник.

Испорченный или утерянный учебник обязан заменить.

Если книга порвалась, подклей ее.

Какое задание на уроке было интересным?

Оцените свои достижения на уроке.

Подведение итогов урока

Какой предмет мы будем изучать?

Какие условные обозначения учебника запомнили?

Кто будет путешествовать вместе с нами? ( Аня и Ваня.)

Поспешишь — людей насмешишь. Дело не силой делается, а умом. Где хотенье, там и уменье.

Самое полезное в жизни — это собственный опыт.

Нужный камень не тяжел.

По крыльям — полет, по делам — почет.

Без веретена пряжи не спрядешь.

Без работы день годом станет.

Без ремесла как без рук.

Была бы охота, а работа найдется.

Всяк своим разумом кормится.

Всякая работа мастера хвалит.

Всякое уменье трудом дается.

Дело заделано, надо доделывать.

Для добра трудиться — есть чем похвалиться.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Каждое дело любовью освещается. Мастерство везде в почете. Не привыкай к безделью, учись рукоделью. Порядок дела не портит. Усердие — мать удачи.

Усталость пройдет, а добрая слава останется.

Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он? Как его зовут?

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он? Как его зовут?

Кто на все века и годы

Настоящий царь природы?

Царь полей, заводов, руд?

Кто он? Как его зовут?

Урок 2. Материалы и инструменты. Организация рабочего места

Цели: раскрыть содержание понятий «материалы», «инструменты», «приспособления»; познакомить с правилами организации рабочего места.

Планируемые результаты: дети научатся правилам организации рабочего места, называть инструменты и материалы, работать в паре и группе, соблюдая правила сотрудничества.

Оборудование: на карточках слова: ма-те-ри-а-лы, инст-ру- мен-ты, на доске пословица: «Порядок на столе — порядок в голове», в конверте загадки, памятка «Правила работы в группе».

I. Организационный момент

— Какой сейчас урок? ( Технология.)

— Что вы можете сказать о значении труда в жизни каждого человека? (Ответы детей.)

— Вспомним, что гласит народная мудрость о труде. Я называю начало пословиц, а вы продолжите их.

Землю красит солнце, а человека. <труд).

Труд кормит, а лень. (портит).

Самоопределение к деятельности

— Ребята, прочитайте слова, которые нам предлагают наши помощники Аня и Ваня.

(На карточках слова: ма-те-ри-а-лы, инст-ру-мен-ты.)

— Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы детей.)

— О чем мы будем говорить на уроке? (Высказывания детей.)

— Прочитайте тему урока в учебнике на с. 8. (Материалы и инструменты.)

Работа по теме урока

1.Работа по учебнику

— Труд человека преобразует природу. Человек создает предметы, продукты, необходимые для своего существования. Все окружающие нас вещи сделаны из материалов и с помощью инструментов. Аня нас хочет познакомить с материалами. Перечислите, какие материалы вы видите на иллюстрации. (Пластилин, нитки, листья, бумага, ткань.)

— Какие материалы вы еще знаете? (Древесина, глина, кожа, мех, камень, резина, пластмасса и т. д.)

— Ваня нас знакомит с инструментами. Рассмотрите инструменты на иллюстрациях на с. 9 и назовите их. (Ножницы, линейка, стеки, карандаши, кисточки.)

На уроках технологии нам нужны будут и приспособления. Перечислите их. (Скотч, клей, скрепки, кнопки, баночка для воды, салфетка, точилка, резинка.)

2.Выполнение заданий в рабочей тетради

— Давайте откроем тетради на с. 6. Отметьте галочкой материалы, инструменты, приспособления, которые пригодятся на уроках технологии.

(Дети выполняют работу самостоятельно. Фронтальная проверка: учитель называет все предметы, а ученики хлопают только в том случае, если поставили галочку около данного предмета. Можно попросить перечислить все материалы, инструменты,

— Рассмотрите рисунки на с. 7. Назовите, из каких материалов сделаны эти предметы. (Ответы детей.)

Соедините предметы, сделанные из одного материала. Проверьте друг у друга. ( Книга и журнал — из бумаги; футболка и брюки — из ткани; мяч и шина — из резины, горн и ключ — из металла, конструктор и опрыскиватель — из пластмассы.)

Продолжение работы по теме урока

— Как понимаете такой девиз?

Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!

— Мы с вами учимся работать в группе. Повторим правила работы в группе.

Примерные правила работы в группе

1.Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2.Предлагая способ решения, говори спокойно и четко, только по делу.

3.Умей внимательно слушать других, уважай мнение собеседника.

4.Называй собеседника по имени.

5.Если не согласен с мнением других, НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

6.Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

7.В группе согласуется общее решение. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

— Объединитесь в группы и объясните смысл пословицы. • Порядок на столе — порядок в голове.

(Дети работают в группе. От каждой группы выслушивают по одному человеку.)

2.Работа по учебнику С. 10

Знакомство с правилами организации рабочего места

Ваня и Аня предлагают вам посмотреть, как они приготовили свое рабочее место к уроку.

(Дети работают по заданию учебника.)

3.Выполнение заданий в рабочей тетради С. 8-9

— Давайте прочитаем правила организации рабочего места. (Чтение в тетради на с. 8. Выполнение задания на с. 9.)

— Аня и Ваня принесли вам загадки. Попробуйте отгадать их. (Дети отгадывают загадку и определяют, что это — материал

Я салфетки вышиваю,

Нитку за собой таскаю,

Вдев в стальное ушко.

Штопаю твою футболку.

Я же швейная. (иголка). (Инструмент.)

Мы работаем вдвоем,

Вяжем шарфики и шапки,

Кофточки, носки, перчатки,

Свитера и рукавицы.

Мы старательные. (спицы). (Инструмент.)

В рукоделье пригодится,

Мастерицам очень рад.

Дружат с ним сестренки-спицы

И крючок, их младший брат.

Катится, как Колобок,

Мягкий шерстяной. (клубок). (Материал.)

На труде я не скучала,

Я цветочки вырезала,

Птичек, звездочки, картинки.

Помогли мне. (ножницы). (Инструмент.)

Я предмет для школы важный.

Чтобы сделать куб бумажный,

Самолет, картонный дом,

Аппликацию в альбом,

Ты меня не пожалей.

Я липучий, вязкий. (клей). (Приспособление.)

Вылепить весь мир готов —

Дом, собаку, двух котов,

Самолет, луну, машину.

Мастерю я не из глины,

Я леплю из. ( пластилина). (Материал.)

Надо постараться мне.

И фонарики на елку,

Для гирлянды флаги

Вырезаю из картона

И цветной. (бумаги). (Материал.)

— Какое задание было интересным?

Подведение итогов урока

— Из какого материала сделан стол? (Из древесины)

— Из какого материала сделана одежда? (Из ткани, кожи)

— Из какого материала сделана линейка? (Из пластмассы)

Инструменты и материалы

Инструмент — орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины. Различают инструменты: ручной, станочный и механизированный (ручные машины). Инструментами называют также приборы, устройства, приспособления, применяемые для измерений и других операций, в медицине и ветеринарии для хирургических операций.

Первые инструменты были изготовлены миллионы лет назад. Они были сделаны из камня или дерева, а также из острых шипов или бивней (клыков) животных охотниками и служили для того, чтобы разделывать туши убитых животных.

Ручное рубило было первым великим изобретением древнего человека, значительно облегчившим его жизнь. При помощи рубила, держа его то за тупой, то за острый конец, можно было растирать и размельчать растительную пищу, соскабливать и очищать кору, раздроблять орехи, отделять корни и ветви, взрыхлять землю в поисках корнеплодов, убивать мелких животных.

Материал — предметы, вещества, идущие на изготовление чего-нибудь. Основной источник материалов — это природа. Лист бумаги и карандаш, стол и стулья были когда-то деревьями в лесу, а различные железные предметы пришли к нам из подземной кладовой — месторождения железной руды. Бензин для машин был раньше нефтью, которую люди выкачали из-под земли, из нефтяного месторождения. Прозрачное оконное стекло было речным песком. Природа — наш щедрый друг: она отдает нам свои богатства. Благодаря своему уму люди научились их использовать, создавать и новые материалы, которых нет в природе. Они называются искусственными, синтетическими.

Почему все вещи сделаны из разных материалов? Все дело в том, что у разных материалов разные свойства и разные характеры. Один материал боится кислоты, другой — воды, третий любит, чтобы с ним обращались осторожно, а четвертый не боится ни толчков, ни ударов. Когда нужно сделать вещь, надо сообразить, какая жизнь ей предстоит: будет ли она в покое или ею с первого дня начнут колотить по чему попало; будет ли она иметь дело с водой или кислотой и т. д. и т. п. А смотря по этому и выбирают материал для изготовления вещи.

Урок 3. Что такое технология. Профессии

Цели : раскрыть содержание понятий «технология», «свойства», «природный материал»; дать представление о мире природы и о предметном мире, созданном человеком; расширить представления учащихся о профессиях, природном материале.

Планируемые результаты : дети получат представления о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, научатся называть некоторые профессии, использовать разные способы поиска для получения информации.

Оборудование: анаграммы: ЯИГОЛОНХЕТ, ИИССЕФОРП, тема урока записана на доске, мешочек с природным материалом для игры «Волшебный мешок», электронное приложение к учебнику.

Самоопределение к деятельности

— Расшифруйте слова. ( Технология, профессии. Слова читают наоборот.)

— О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Высказывания детей.)

— Прочитайте тему урока. ( Что такое технология. Профессии.)

Работа по теме урока

— Как вы поняли, что такое технология? (Высказывания детей.)

— Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя

и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий — технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!

Технология — это совокупность производственных методов и процессов в определенной области производства, а также научное описание способов производства.

2.Работа по учебнику

— Давайте посмотрим в «Словарике юного технолога», что означает слово технология. (Технология — знания о способах и средствах изготовления различных вещей и предметов.)

— Какой необычный цветок мы видим на с. 11! На его лепестках записано, чему мы будем учиться на уроках технологии. Прочитаем.

(Можно предложить прочитать по цепочке.)

— А чему будем еще учиться на уроках технологии? ( Учиться работать друг с другом, помогать друг другу, готовить и убирать свое рабочее место, быть аккуратным, узнавать новое о материалах, из которых будем выполнять изделия, и т. д.)

— Проверим себя. Прочитаем текст и рассмотрим иллюстрации на с. 12 учебника.

(Учитель читает текст. По иллюстрациям дети говорят, какие поделки будут выполнять.) Какая поделка вам больше всех понравилась? Почему? (Ответы детей.)

3.Беседа о профессиях

— Назовите в нашем классе предметы, сделанные руками человека. (Ответы детей.)

-Люди каких профессий их сделали? ( Плотники, мебельщики, строители, штукатуры, маляры, художники и т. д.)

— Кем работают ваши мамы и папы? Что они делают? (Ответы детей.)

Кто в дни болезни Всех полезней И лечит нас

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

Веселая работа, Завидно от души! Свисти, когда охота,

— Профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит? (Ответы детей.)

— Людям каких профессий надо трудиться? ( Трудиться надо всем.)

Как вы считаете, сколько существует профессий? (Много.)

— Я вам покажу букву, а вы назовете дело (профессию) человека на эту букву.

А — аптекарь, архитектор (проектирует дома), астроном (изучает звезды), археолог (занимается раскопками).

Б — бетонщик (кладет бетон), булочник, балерина, барабанщик, библиотекарь, бухгалтер.

О — окулист, оператор (ответственный за телефонные звонки).

П — певица, повар, проводник, пилот, пастух, пожарные.

Т — телефонист, тракторист, телеведущий.

У — учитель, уборщица.

X — хореограф, художник.

Э — электрик, экономист.

Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы! И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.

— Расскажите, кем бы вы хотели стать и почему. (Можно предложить выполнить рисунок по этой теме.)

Продолжение работы по теме урока

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

На одной ножке. (Гриб.)

Золотые монетки. (Осенние листья.)

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы.)

Хоть он совсем нехрупкий,

А спрятался в скорлупку.

Заглянешь в серединку —

Из плодов он тверже всех,

Зелен, а не трава. (Мох.)

Что с земли легко поднимешь,

А далеко не закинешь? (Перо, пух.)

— Что объединяет все отгадки? (Это все взято из природы, природный материал.)

2.Работа по учебнику

— Давайте прочитаем о природном материале в нашем учебнике. (Учитель читает диалог Ани и Вани. Дети отвечают на вопросы учебника.)

— Кто уже выполнял поделки из природных материалов? (Ответы детей.)

3.Выполнение заданий в рабочей тетради

— Давайте посмотрим, какие интересные поделки показаны в ваших рабочих тетрадях.

(Дети рассматривают, выясняют из чего они сделаны. Учитель может предложить ребятам провести в классе конкурс поделок из природных материалов.)

4.Упражнение для глаз

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту глядим.

И снова наверх — где там муха летит?

Глазами повертим, поищем ее.

(Посмотреть по сторонам.)

И вновь за работу! Позже поиграем еще.

5.Игра волшебный мешочек

— Узнайте на ощупь содержимое мешочка. (В нем желуди, шишки и т. п.)

— Как назвать словами с общим значением все, что мы достали из мешочка? ( Природный материал.)

— Природа богата и щедра. И мы с вами, пользуясь всеми ее богатствами, должны беречь природу, заботиться о ней. А что значит беречь природу? (Высказывания детей.)

— Вам нужна природа? А как вы считаете, природа нуждается в нас? Чем мы можем помочь ей, как сделать так, чтобы ее сохранить? (Ответы детей.)

6.Работа по учебнику

— Чтобы ваше изделие долго радовало окружающих своей красотой, нужно правильно подготовить природный материал. Посмотрите, как следует правильно засушить листья.

(Дети рассматривают иллюстрации учебника.)

(Учитель может воспользоваться электронным приложением к учебнику. Тема: «Сушка под прессом».)

— Какое задание было интересным?

Подведение итого урока

Как вы поняли, что такое технология?

— Чему можно научиться на уроках технологии?

На уроках технологии вы узнаете:

— из каких материален человек дел пет необходимые вещи, дома, машины;

— какими свойствами обладаю! я н материалы;

— почему для изготовления разных предметов используют разные материалы;

— какие существуют способы обработки материалов;

— какими инструментами их обрабатывают;

— как устроены, сконструированы некоторые вещи, предметы, строения, машины;

— как надо сделать ту или иную вещь, предмет, строение, машину.

— Что такое профессия?

— Я читаю вам начало предложения, а вы продолжаете.

Трактор водит. ( тракторист).

Стены выкрасит. (маляр).

Доску выстругал. (столяр).

В доме свет провел. (монтер).

В шахте трудится. (шахтер).

В жаркой кузнице. (кузнец).

Кто все знает — молодец!

Рекомендации для работы дома

Собрать листья и высушить их под прессом.

Стихи о профессиях

Он рассказывает внятно,

Он экскурсию ведет.

Нам становится понятно

То, что он экскурсовод.

Пассажирам я служу.

Я не токарь, не горнист

— Я веселый машинист.

Шью я куртки и штаны,

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,

Потому что я портниха.

Потушу пожар любой,

Быстро справлюсь я с бедой.

За опасный этот труд

Нас пожарными зовут.

Я бегун, прыгун, пловец,

Я здоровый молодец.

Жду рекордных перемен,

Потому что я спортсмен.

У меня одеться рад

И артист, и депутат.

Ловко шью своей иглой —

Ведь недаром я портной.

Я грузы кранами вожу,

В высокой будке я сижу.

Я не привык ходить пешком,

Меня зовут крановщиком.

И коврижек, и рожков.

Вот такой имею дар:

Очень тщательный уход

За животными ведет:

За коровами — доярка,

А за свинками — свинарка.

Я за компьютером сижу,

Счета, балансы подвожу

Во всех конторах там и тут.

Меня бухгалтером зовут.

Хочешь свежих помидоров —

С недостатком витаминов

Строю дом и детский сад,

И больницу строить рад,

И у цирка я не зритель,

Так как я его строитель.

Урок 4. Природный материал. Изделие «Аппликация из листьев»

Цели : раскрыть содержание понятия «аппликация»; учить выполнять аппликацию из листьев.

Планируемые результаты: дети научатся навыкам сотрудничества со сверстниками, правилам техники безопасности при рабою с клеем, составлению плана работы по фотографиям в учебнике. Оборудование: разрезные слоги: ци, ап, ка, я, пли (1 комплект на парту), электронное приложение к учебнику, аудиозапись песни «Листья желтые» (слова И. Шаферана, музыка Р. Паулса), на доске записана тема урока.

Эмоциональный настрой (через музыкальное восприятие)

(Звучит первый куплет песни «Листья желтые». Учитель читает стихотворение.)

Осень, осень. Листопад.

Листья желтые кружат.

Все, что летом зеленело, —

Вот уж спелая пшеница

Желтым золотом искрится.

Солнце, солнце, веселей

Посвети еще, погрей.

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай.

Осень, осень. Листопад.

В школу школьники спешат.

(Учитель загадывает по одной загадке каждому ряду.)

Осенью кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают, а тут и гниют. (Листья.)

Осенью опадают. (Листья.)

— Листья каких деревьев вы собрали?

2.Выполнение заданий в рабочей тетради

Соедините стрелкой название дерева с его листом. Раскрасьте листья.

Назовите листья, из которых собраны аппликации.

Самоопределение к деятельности

— Попробуйте из слогов составить слово. ЦИ, АП, КА, Я, ПЛИ

(У каждого на парте лежат карточки со слогами. Дети работают в паре.)

— Что у вас получилось? (Аппликация.)

— Чему будем учиться на уроке ? ( Наверное, выполнять аппликацию из листьев.)

— Прочитайте тему урока. (Аппликация из листьев.)

(Она написана на доске, но до этого момента закрыта.)

Продолжение работы по теме урока

— Что такое аппликация? (Ответы детей.)

— Где мы можем посмотреть точное определение этого понятия? (Дети могут предложить и словарь С. Ожегова, и Интернет,

и словарик в конце учебника.)

Аппликация — изготовление рисунка, картины из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи.

В переводе с латинского слово «аппликация» означает «прикладывание». Действительно, картину или орнамент, выполненные этим способом, отличает то, что все они имеют подложку (основу), к которой прикладываются вырезанные из другого материала элементы изображения. Аппликации можно делать почти из всех материалов: ткани, соломки, бересты, бумаги.

— А у нас из чего будет аппликация? (Из листьев.)

2.Работа по учебнику

— Рассмотрим технологию изготовления аппликации Аней в учебнике. Составим план работы. (Приготовим цветную бумагу, листья, клей. Выложим на бумаге аппликацию из листьев. Приклеим листья. Оформим работу.)

(Дети комментируют процесс работы по фотографиям.)

— Что еще можно выложить из листьев?

(Дети предлагают свои варианты: бабочку, рыбку, медвежонка, ежика и т. д.)

Продолжение работы по теме урока

1. Знакомство с техникой безопасности

— Прежде чем приступить к работе, повторим правила безопасности при работе с клеем. «Правила безопасности при работе с клеем».

Эй, спасайтесь поскорей —

Убежал из кухни клей!

Никого он не жалеет:

Всех, кого ни встретит,

Склеил вешалку и шляпу,

Склеил лампу и пальто,

К стулу он приклеил папу —

Не отклеишь ни за что!

Гаснут в городе огни —

Тоже склеились они.

И глаза слипаться стали,

Чтобы все скорее спали.

(Дети самостоятельно выполняют свою аппликацию. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

— Что было для вас трудным?

Оценка своего изделия

(Защита своей работы в форме рассказа-описания поделки.)

— Что такое аппликация?

Как можно использовать свою поделку? ( Аппликация может быть использована в качестве украшения, подарка.)

На них шапки зелены.

Лист опадет. (Береза.)

А вся дрожит. (Осина.)

Пуговки остались. (Рябина.)

С какого дерева лист?

Яркие цвета осени возникают благодаря лиственным деревьям. Осенние листья меняют свой зеленый цвет на красный всех оттенков, а также на оранжевый и золотой.

Листья бывают самых разных форм и размеров. По ним мы можем различить растения. Например, кленовый лист имеет форму пальчиков, но его «пальчики» не разделены между собой; листья ясеня и рябины состоят из нескольких «пальчиков»; листья вишни имеют овальную форму, по краям листика есть зубчики.

Экскурсия по теме «Природный материал»

Цели : способствовать новым открытиям детьми красоты родной природы, воспитывать бережное отношение к ней; закрепить знания учащихся о правилах сбора, сортировки и хранения природного материала; раскрыть содержание понятий «природный материал», «пресс», «аппликация».

Мыс вами пойдем на экскурсию в лес, давайте к ней подготовимся. Подумайте и скажите, что окружает нас за городом. (Природа.)

Природа — это трава, цветы, деревья, озеро, река и многое другое. Человек и природа — единое целое. Условно природу можно разделить на земное, водное и воздушное пространства. Природа богата и разнообразна. Она щедро делится с человеком своими дарами. Человек получает

от природы разные растения, рыбу, птиц, зверей, сырье для изготовления материалов, из которых он делает различные предметы.

— Как следует вести себя на природе?

Правила охраны природы

1.Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2.Не повреждай кору деревьев.

3.Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

4.Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков, они полезны.

5.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз, других насекомых.

6.Не разоряй муравейник.

7.Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны.

8.Не лови диких животных и не уноси их домой.

9.Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнезда.

10.Не шуми. Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

11.Соблюдай чистоту! Не бросай в водоемы мусор и разный хлам.

Кроме правил охраны природы, необходимо соблюдать правила поведения школьников на экскурсии.

1.Участники экскурсии идут группой за учителем, не обгоняя его и не отставая.

2.Все движения должны быть по возможности бесшумны — необходимо слушать голоса леса.

3.По первому знаку педагога все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг педагога в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения учителя.

4.Разговоры недопустимы. Вопросы задавать вполголоса.

5.Без разрешения не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.

(В зависимости от местных условий и того, куда будет организована экскурсия (в парк, лес, во двор школы и т. д.), ее содержание и объем информации будут разными. Основной объем следующий:

деревья (древесина) используются для строительства дома, изготовления мебели, игрушек, в качестве топлива, шпал на железной дороге, столбов для проведения электричества, а также для изготовления бумаги;

кустарники — для плетения корзин, коробов, мебели и т.д.

травы — для корма животных;

семена растений — для питания, выращивания новых растений;

опавшая листва идет на перегной и очень полезна для роста растений.)

(Дети рассматривают гербарий листьев разных деревьев.)

Узор на поверхности листа образуют жилки. Жилки — это трубочки, по которым бежит вода. Самая большая жилка проходит по центру каждого листика и называется главной.

Сбор природного материала

(Учитель предлагает детям собрать красивые опавшие листья, травинки, веточки, шишки, желуди и т. д., чтобы использовать их в дальнейшем для создания красивых аппликаций.)

Сушка природного материала

(Вернувшись в класс, дети под руководством учителя перекладывают собранные листья листами бумаги и кладут под пресс для просушки. Шишки, желуди хранят в полиэтиленовых пакетах.)

Какие вы знаете природные материалы?

Почему нельзя срывать природный материал, а нужно собирать его?

Как следует готовить его для дальнейшего использования?

Урок 5. Пластилин. Изделие «Ромашковая поляна»

Цели : познакомить детей со свойствами пластилина; раскрыть содержание понятий «пластилин», «приемы работы», «сборка»; учить работать по плану.

Планируемые результаты: дети научатся поиску информации, работать по плану, сотрудничать, слушать и понимать других, анализировать предлагаемые задания, организовывать свою деятельность, оценивать результат деятельности: проверить изделие в действии, корректировать при необходимости.

Самоопределение к деятельности

— Попробуйте из данных Пуки выложить слово. Какое слово у вас получилось? ( Пластилин.)

— Сегодня мы будем работать с этим материалом. А что будем из него делать, узнаете, если отгадаете загадку.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички

Белые реснички. (Ромашка.)

— Предположите, что мы будем делать на уроке. ( Наверное, лепить из пластилина ромашку.)

— И не просто ромашку, а целую ромашковую поляну. Прочитайте название изделия с доски. («Ромашковая поляна».)

Работа по теме урока

1.Работа по учебнику

— Рассмотрите фотографии. Назовите материалы. (Глина, пластилин.)

— Какими одинаковыми свойствами они обладают? ( Они пластичны, из них можно лепить.)

— Глина — природный материал для лепки. А пластилин? Прочитаем об этом в «Словарике юного технолога» на с. 126. (Пластилин — искусственный материал для лепки.)

Пластилин — пластичный материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения эскизов, небольших моделей, произведений малых форм.

— Кто уже знает, как называются инструменты, которые нам помогают при работе с пластилином? (Стеки.)

— Рассмотрите их на с. 17 учебника.

— Рассмотрите приемы работы с пластилином на с. 18—19. Расскажите по очереди друг другу правила работы с пластилином. Какой прием непонятен?

(Дети работают в паре. Если есть вопросы, учитель показывает этот прием.)

— Кто уже работал с этим материалом? Расскажите по своему опыту, какие правила работы с пластилином нужно соблюдать. (Ответы детей.)

«Правила поведения при работе с пластилином».

Составим план работы. Ответьте на вопросы юного технолога в учебнике на с. 21. ( Примерный ответ: 1. Буду делать ромашковую поляну. 2. Мне понадобятся пластилин, стека, пластиковая крышка. 3. Буду выполнять работу, размазывая пластилин по крышке, использую приемы скатывания и сплющивания. 4. Буду работать по готовому плану в учебнике на с. 20. 5. Изделие украсит мой творческий уголок в комнате, можно подарить другу, бабушке. 6. Научусь выполнять аппликацию из пластилина.)

Продолжение работы по теме урока

Давайте подготовим свои пальчики работе.

Пара ножниц есть у нас,

Пригодится нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный?

(Дети сжимают кулачки, выпрямляют указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают «резать» ими воображаемую бумагу. Упражнение повторить 3—4 раза.)

(Дети самостоятельно выполняют свое изделие. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

Оценка своего изделия

(Дети выходят к доске с поделками по рядам.)

— Какая поделка вам больше всего понравилась? Почему?

— Какие приемы работы с пластилином вы запомнили?

Урок труда идет у нас.

Из пластилина лепит класс

Медведей, зайцев и собак,

А у меня опять никак,

Никак не получается!

Урок уже кончается.

Ко мне учитель подошел

И вдруг воскликнул:

Ребята, все смотрите,

Какой верблюд у Вити!

Ребята смотрят на меня,

Как будто видят чудо.

Ведь я коня лепил, а не верблюда!

Из чего делают пластилин?

Давай вместе подумаем, из чего можно сделать пластилин. Из дерева? Нельзя, дерево хрупкое. Из камня? Нельзя, камень твердый. Из песка? Нельзя, песок рыхлый. Из глины? Можно! Глина мягкая, в руках податливая. Лучший материал для получения пластилина.

Но глина сохнет. А сохнет она оттого, что содержит воду. Вода испарилась, глина затвердела, потрескалась, рассыпалась. Пластилин никогда не сохнет, не трескается, не рассыпается. Значит, пластилин содержит не воду, а что-то еще. Что? Молоко? Нет, молоко тоже испаряется. Бензин? Нет, и бензин испаряется. Смолу? Нет, смола твердеет. Воск? Да! Воск не сохнет и легко размягчается от тепла, даже от прикосновения теплой руки. Пластилин тем и хорош, что легко мнется руками. Чем больше его мять, тем мягче он становится.

Но глина желтая. Воск тоже желтый. А пластилин бывает красный, синий, зеленый, голубой. Почему? Об этом легко догадаться. Одежда,

которую мы носим, тоже разноцветная. Почему? Стекла на светофоре разноцветные. Почему? Карандаши разноцветные. Почему? Потому что в них добавлена краска.

Вот теперь мы знаем, из чего состоит пластилин. Из глины. Из воска. И еще из краски.

Как выбрать материалы для лепки

Пластилин. В магазинах канцтоваров и в художественных салонах продают много различных материалов для лепки. Прежде всего, это большой выбор пластилина различного качества и назначения, выпускаемого различными фирмами, разные виды глины и пластики. Часто молодые родители, желая приобщить ребенка к искусству, покупают ему для лепки яркий и красивый, но незнакомый материал, совершенно не представляя, можно ли что-либо из него сделать. Чтобы было меньше проблем, учить лепить надо на знакомом материале. Это детский пластилин, который знают все дети, даже те, которые до школы не посещали детский сад (хотя бы слышали о нем и видели).

Не все фирмы делают его с одинаково хорошими лепными качествами. В одних наборах цвета яркие, радостные, в других — темные и тусклые. Да и лепится он по-разному. Один в руках словно тает, разминается быстро, без усилий, зато никак не хочет сохранять форму. Другой даже папины сильные пальцы могут с трудом расплющить, он часто трескается и ломается, его ни раскатать, ни вытянуть. Для лепки надо выбирать пластилин по его лепным качествам. Цвет должен играть второстепенную роль, вспомогательную, хотя в готовом изделии яркие цвета смотрятся лучше. Пластилин, который довольно легко разминается, хорошо держит полученную форму, не липнет к рукам, при сгибании не ломается и не трескается, выпускают многие производители, как отечественные, так и зарубежные.

Рабочая доска. Дети лепят на рабочей доске. Это не только подкладка, чтобы не пачкать парту, — это рабочий инструмент. На доске раскатывают все исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками. Часто дети приносят пластиковые доски, которые продают в магазинах канцтоваров как специальные для лепки. Они хороши, но под них надо подкладывать толстую бумагу или ткань — на гладких партах они скользят, а раскрываемый пластилин к ним прилипает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *