Черчение что это за предмет
ЧЕРЧЕНИЕ
уч предмет в ср. общеобра-зоват школе, цель к-рого дать учащимся основы знаний по выполнению чертежей, эскизов, техн. рисунков, подготовить школьников к сознат использованию графич документации в трудовой деятельности Изучение Ч способствует формированию у учащихся техн. и образного мышления, пространств представлений, имеющих большое значение в производств деятельности и техн. творчестве При выполнении чертежей учащиеся учатся анализировать форму и конструкцию предметов и воссоздавать образ предмета по чертежу Раскрывается роль графич изображений в разл видах человеч деятельности в условиях НТР и информатизации общества Выполнение заданий по Ч полезно для воспитания культуры труда, освоения навыков рацион организации рабочего места, использования измерит.н. др. инструментов, применения справочной лит-ры и др. пособий Школьники знакомятся с важнейшими условными обозначениями и графич символами, принятыми в науч. и техн. лит-ре, в т.ч. узаконенными соотв ГОСТами и др. Эти навыки применимы на занятиях по разл уч предметам шк. курса
В нар. уч-щах Ч обучали также на уроках геометрии и гражд архитектуры Учебником по геометрии «Краткое руководство к геометрии» (1786). предписывалось по наглядным изображениям геоме-трич тел, приведенным в книге, чертить карандашом или тушью такие же изображения Теоретич изучение геометрии закреплялось в землемерных работах с выполнением чертежей Чертежи (планы, фасады зданий и пр). выполнялись и при изучении пособия M E Головина «Краткое руководство к гражд архитектуре или зодчеству» (1789), в к-ром впервые были правильно сформулированы осн.особенности проецирования объекта на горизонтальную и вертикальную плоскости проекций
По программе гимназий (и прогимназий). 1828 задачи обучения Ч и рисованию тесно переплетались Нач понятия по начертательной геометрии давались в курсе математики (до 1845). Осн.направление и содержание программы па рисованию и Ч, а также методика их преподавания сохранялись до реорганизации гимназий (1864).
В реальных уч-щах Ч было ведущим уч предметом наряду со спец. дисциплинами В 7-м, дополнит классе, открытом при осн.отделении реальных уч-щ для подготовки учащихся в высшие техн. уч заведения, изучались геометрич Ч, начертат геометрия, «черчение задач начертат геометрии», составление «исполнительных чертежей машин» В качестве учебников использовались «Начертательная геометрия» И И Сомова (1862), «Начала начертательной геометрии» К И Мамышева (1874), «Курс черчения геометрического, проекционного, перспективного» H II Нечаева (1874). и др.
После 1888, когда реальные уч-ща были причислены к ср. общеобразоват. уч заведениям, значение Ч снизилось, обучение сводилось к технике оформления чертежей без понимания их сущности, занятия проводил учитель математики Пересмотр программы 1895 и 1906 существ изменений в содержание и методику преподавания Ч в реальных уч-щах
В 1914 Ч вошло в уч. план коммерч уч-щ (3-й и 4-е кл). Предусматривались не только геометрич построения, но и формирование навыков по съемке чертежей с натуры, ознакомление со способами косоугольного проецирования
В единой трудовой школе (девятилетке). Ч в 1921 входило в курс математики 7—8-х кл Содержание обучения значит. ельно отличалось от предшествующих лет предусматривалось систематич. изучение раздела «начертательной геометрии в форме начал проекционного черчения» В области техн. Ч. ставилась задача научить учащихся выполнять рабочие чертежи производств деталей, реальных предметов окружающей действительности, а также разрезов несложных зданий и сооружений Большое внимание уделялось чтению чертежей
Программа по Ч для ФЗС (в городе). и ШКМ (1931). особо подчеркивала общеобразоват. и политехн. направленность предмета. Однако задача приобретения учащимися систематич. знаний и умений по Ч в ней не ставилась.
С 1980 на изучение Ч в ср. школе отводится 68 ч (по 1 ч в неделю в 7—8-х кл). Содержание курса составляют знания о прямоугольном проецировании на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и о построении аксонометрич проекций Учащиеся должны научиться читать и выполнять чертежи предметов и деталей машин, читать несложные сборочные чертежи и иметь общее представление о строит чертежах В процессе обучения реализуются межпредметные связи курса Ч с др. уч предметами Напр., при ознакомлении с геометрич построениями используются знания и умения, полученные учащимися на уроках математики, изучение методов гра-фич изображений опирается на опыт, приобретенный учащимися на уроках изобразит иск-ва, трудового обучения.
Программа по Ч включает перечень тем и вопросов для усвоения, перечни осн.требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по классам и список обязат графин и практич. работ, перечень кинофильмов и диафильмов, метод лит-ры В программе также приведены примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по Ч при устной проверке и при выполнении графич работ. С 1968 общеобразоват. школы страны работают по новому учебнику «Черчение в ср. школе» Ботвинникова, В H Виноградова, И С Вышнепольского (19794, с 1977 издается в цветном исполнении).
Расширение и углубление графич знаний, умений и навыков происходит на факультативных занятиях по выбору учащихся Разработаны и рекомендованы школам программы факультативных курсов для 9—10-х кл «Элементы начертательной геометрии», «Строит.н. топографич черчение», «Машино-строит черчение»
Методика преподавания Ч предусматривает проведение учителем рассказа и беседы, фронтальных графич упражнений, разл видов самостоят.работ уча щихся, применение на уроках совр. техн. средств обучения Изучение теоретич материала сочетается с выполнением графич и практич. работ индивидуального характера Для формирования у учащихся пространств представлений предлагаются такие задания, как составление чертежей по словесному описанию, изготовление разл моделей по чертежам и обратные задачи. Занятия по Ч в ср. школе проводятся в кабинетах черчения и изобразит иск-ва, оборудованных спец. ученич столами консольной конструкции
Введение в предмет «Черчение». Урок с применением презентации
Конспект урока №1
ТЕМА: Введение. История развития черчения. Значение черчения в практической деятельности человека. Инструменты и принадлежности. Правила оформления чертежей.
ТИП урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
ФОРМА урока: Урок с использованием презентации, беседа.
СОДЕРЖАНИЕ: Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изображений. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлежностей.
Специальные умения и способы деятельности: Знать краткую история графического общения человека, значения графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека.
Общеучебные умения и способы деятельности: Уметь логически рассуждать, обосновывать, аргументировать полученные знания.
ВИД контрольно-оценочной деятельности: текущий.
ФОРМА контрольно-оценочной деятельности: УО.
Цель урока: Содействовать в осознании учащимися значения и места курса черчения в жизни и профессиональной деятельности человека, заинтересовать учащихся предметом.
Оборудование для учащихся: тетрадь, учебник «Черчение»
План урока.
1. Вступительное слово учителя.
2. Организация рабочего места.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Сообщение новой темы урока. История развития чертежа.
5. Формирование новых знаний.
5.1. Виды графических и наглядных изображений.
5.2. Правила оформления чертежей.
6. Первичное усвоение и применение новых знаний.
7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя о курсе черчения.
СЛАЙД 1 Презентация «Введение в предмет. Урок №1».
Черчение в IX классе — обобщающая дисциплина, систематизирующая полученную ранее информацию о графических изображениях. Вместе с тем его изучение позволяет сформировать целостную систему знаний о правилах выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков, овладеть способами чтения графической информации, встречающейся во многих сферах деятельности человека.
Учебная дисциплина «Черчение» позволяет учащимся легче адаптироваться к продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, к овладению в будущем инженерно-техническими, технологическими, экономическими, педагогическими и другими специальностями, к участию в практической работе, в изучении основ графического языка как средства человеческого общения.
Знания и умения, полученные на уроках черчения, необходимы также при изучении геометрии, географии и других школьных дисциплин.
Количество часов. Количество графических (работа на форматах, практических работ (работа в тетрадях, тестирований (по разделам и итоговая промежуточная аттестация, контрольные работы (2 части: теоретическая и практическая).Оценивание работ: критерии видов работ. Оценивание по полугодиям (с учетом четвертных). Электронный журнал. Итоговые оценки в аттестат (протоколы).
2. Организация рабочего места.
Принадлежности: тетрадь в клетку (подписать карандашом, использование условных обозначений, альбом или папка для черчения, учебник. Инструменты (циркуль, карандаши разной твердости и мягкости – курс изобразительного искусства, линейка, транспортир, 2 треугольника).
Все перечисленные инструменты и принадлежности необходимы для выполнения и передачи графической информации.
3. Актуализация опорных знаний.
Виды информации. Дома, в школе, на улице человека окружают различные предметы, которые можно описать словами, сфотографировать, нарисовать.
Сведения об окружающих нас предметах и явлениях, их свойствах, состоянии называют информацией.
Визуальную информацию, представленную в форме графиков, чертежей, рисунков, схем и т. п., называют графическими изображениями.
4. Сообщение новой темы урока. История развития чертежа.
Изображения сопровождали человека на всех этапах его исторического развития.
Попытки людей изобразить окружающие предметы предшествовали письменности. Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота. Для указаний мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. До наших дней сохранилось одно из древнейших изображений охотничьего угодья Северного Кавказа, выгравированное на серебре. На рисунке изображено озеро и впадающие в него реки. Здесь же изображены звери, обитающие на склонах гор и в долинах. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.
Позднее, когда людям потребовалось изобразить предмет не только с натуры, но и создать что-то новое,когда стали строить большие сооружения: крепости, жилища появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись прямо на земле на месте будущего сооружения в натуральную величину. В дальнейшем такие планы-чертежи стали делать на пергаменте, дереве, холсте в уменьшенном виде. Вначале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз. Такой чертеж не содержал размеров, и судить по нему об изображенных предметах можно лишь приблизительно. Этот чертеж нуждается в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.
История чертежей и других графических изображений уходит в глубокую древность. Первые сведения о чертежах, напоминающих современные, относятся к XV в. Так, Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) — великий итальянский ученый и художник — в технических рисунках и эскизах раскрывал свои идеи в области техники и строительства. Однако дошедшие до нас выдающиеся памятники материальной культуры
свидетельствуют о более раннем применении чертежей как строительных документов. Такие сооружения, как древнеегипетский храм Луксор (XV-XIII вв. до н. э., древнегреческий храм Парфенон в Афинах (447-438 гг. до н. э., амфитеатр Колизей в Риме (75-80 гг. н. э.) не могли быть построены без заранее подготовленных проектов.
Значительное развитие строительные чертежи получили в XVI в. Известный итальянский архитектор Андреа Палладио в 1570 г. опубликовал разработанный им трактат «Четыре книги об архитектуре». Огромная заслуга принадлежит французскому инженеру Гаспару Монжу, опубликовавшему в 1798 году свой труд «Начертательная геометрия», который лёг в основу проекционного черчения, используемого и в настоящее время.
Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI века и содержится в описи царского архива, по которой самый древний чертеж относится к 1517 году.
Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени. Некоторые из них выполнены Петром I по правилам проецирования.
В эпоху Петра I были предприняты первые шаги в области обучения черчению в горнозаводских школах. Первая такая школа была открыта в 1721 году в Екатеринбурге. В горнозаводских школах черчение считалось одним из основных предметов. Такую школу окончили И. И. Ползунов, ставший впоследствии знаменитым механиком и изобретателем универсальной паровой машины. К. Д. Фролов – знаменитый строитель гидротехнических сооружений на рудниках.
Чертежи, содержащие фасады, планы и разрезы зданий, выполненные выдающимися русскими архитекторами В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым, А. И. Воронихиным и др., относятся к XVIII в.
Черчение изучалось в гимназиях в курсе геометрии. В этот период в России были открыты гимназии в Петербурге, в Москве и Казани. В 1828 году были объединены общей программой рисование и черчение. 1828 год считается годом введения преподавания черчения в средней школе.
В XX веке продолжают развиваться все виды чертежей и возникают новые — схематические или, короче,схемы: электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные. Большая трудоемкость и незначительная скорость ручного выполнения чертежей вынуждали искать средства механизации их выполнения. Совершенствуются различные чертежные приборы, разрабатываются разнообразные трафареты для вычерчивания окружностей, эллипсов,надписей и условных знаков для схем: создаются приборы для нанесения штриховки, построения аксонометрических проекций, портативные пишущие машинки для нанесения на чертежи цифр, знаков и букв. Механизация чертежных работ несколько повышает производительность труда конструктора, но не обеспечивает ощутимого выигрыша во времени.
Значительно ускорить выполнение проектно-конструкторских работ позволяет применение современной техники на основе ЭВМ и персональных компьютеров. Создается автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ). На основе АРМ создаются системы автоматического проектирования (САПР). Составной частью САПР является также машинная графика (МГ, включающая различные технические, языковые, программные, математические, информационные и организационные средства. САПР позволяет решать сложные расчетно-конструкторские и графические задачи и значительно ускорять разработку технической документации в самых сложных областях современной науки,техники и производства: космической, электронной, авиационной и др.
Индустриализация нашей страны, создание отечественного машиностроения и других производств, сооружение новых фабрик, заводов и городов привели к более широкому использованию чертежей, к разработке конструкторских проектов.
Но чертежи нужны не только в технике. Они являются постоянными спутниками многих профессий человека. По чертежам делают мебель, озеленяют города и поселки. Чертежи нужны врачу (для изучения медицинской техники, модельеру (для конструирования одежды и обуви, многим другим специалистам.
Чертежи как вид графической информации пересылают с завода на завод, из страны в страну. Человек любой специальности, если он умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины. Поэтому, чтобы стать технически грамотным человеком, нужно хорошо знать основы графической информации.
5. Формирование новых знаний.
5.1. Виды графических и наглядных изображений.
На уроках черчения мы будем изучать другие графические изображения.
Чертеж – это документ, содержащий изображение предмета, а также данные для его изготовления и контроля (запись в тетради)
Чертеж сборочный — чертеж, содержащий изображения изделия (сборочной единицы) в соединении.
Эскиз – это чертеж, выполненный от руки и на глаз с соблюдением пропорций детали.
Развертка — плоская фигура, полученная совмещением всех точек какой-либо поверхности с плоскостью.
Наглядное изображение предмета – это изображение, на котором мы видим предмет сразу с трёх сторон. Наглядное изображение предмета может быть выполнено в виде аксонометрической проекции и в виде технического рисунка.
Аксонометрическая проекция – это наглядное изображение предмета, выполненное по правилам построения аксонометрических осей.
Технический рисунок – это наглядное изображение предмета, выполненное от руки и в глазомерном масштабе.
5.2. Правила оформления чертежей.
Стандарты ЕСКД. Представьте, что было бы, если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил. Такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы этого избежать, во многих странах приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Государственные стандарты (сокращенно ГОСТ) обязательны для всех предприятий и организаций.
Каждый стандарт имеет соответствующее обозначение. Например, ГОСТ 2.301-68. Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием теории практики графических изображений.
Чертежи и другие конструкторские документы нельзя выполнять на листах произвольных размеров.
В школе вы будете пользоваться листами чертежной бумаги, размеры сторон которых 210×297 мм. Такой формат обозначают А4 (запись в тетради) Т – на полях в тетради уловное обозначение вопроса тестирования.
Основная надпись чертежа.
На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись. Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22×145 мм. Т.
6. Первичное усвоение и применение новых знаний.
Задание – оформить формат А4.
7. Контроль усвоения. Первичная проверка полученных знаний. Рефлексия.
Вопросы по новому материалу для анализа усвоения материала урока.
(на усмотрение учителя, по наличию времени)
1. Какой рисунок стал прародителем чертежа? Что способствовало развитию чертежа?
2. В каком веке стали применять чертежи в России? В каких областях хозяйства?
3. В каких сферах современного производства применяют чертежи?
4. Почему чертеж получил название – наглядное изображение?
5. Для чего установлены единые правила выполнения и оформления чертежей? Какими государственными документами они определяются?
6. С какими учебными предметами взаимосвязан предмет Черчение? Докажи.
7. С какой целью изучается Черчение в школе?
8. Что именно понравилось или не понравилось на уроке?
9. Что нового для себя взяли с урока? Какие выводы сделали по дальнейшей учёбе?
«Видеть» предметы насквозь, отремонтировать табурет и спроектировать дом. Зачем школьнику нужны уроки черчения?
Такие полезные линии
Черчение – предмет в наших школах многострадальный. То его переносят из одного класса в другой, то исключают из программы, сохраняя лишь кое-где факультативные занятия, то снова возвращают в расписание. Споры о необходимости или бесполезности черчения не утихают до сих пор. Мы решили выяснить, кому и зачем могут понадобиться полученные на таких занятиях знания.
Коллаж Ивана ТУМАША, «ЗН»
На все случаи жизни
В советской школе уроков черчения было значительно больше, чем сейчас. В послевоенное время этот предмет преподавали с 7-го по 10-й класс по одному часу в неделю, позже – в 7–9-м. В 1980-х годах он значился в расписании семи- и восьмиклашек. Существует мнение, что именно в возрасте 12–14 лет у детей формируются пространственные мышление и восприятие окружающего мира, и этому во многом способствуют именно начертательные азы.
В 1990-х годах ситуация складывалась неравномерно: в одних школах черчение преподавали так же, как и остальные предметы, в других – на уровне факультативов, где-то не было вообще никаких занятий. В начале 2000-х эти уроки на время убрали из школьной программы. В итоге выросло целое поколение школьников, которые в свое время не создали ни одного чертежа.
Техник по телекоммуникациям Татьяна Лозовая из Минска уверена: занятия по черчению школьникам необходимы. И не только для того, чтобы набить руку и научиться выводить ровные линии. Рано или поздно любой человек независимо от уровня образования и профессии в обыденной жизни может столкнуться с чертежами, которые нужно будет правильно прочитать. А что-то, возможно, придется начертить самому. Даже грамотно расставить мебель в комнате или спланировать ремонт – без развитого пространственного мышления не обойтись.
На школьных занятиях по черчению Татьяна научилась не только «видеть» предметы насквозь, но и красиво выводить чертежные буквы и цифры. Хотя обычный почерк, по ее признанию, не отличается особыми изысками. Да и сами схемы не были образцовыми:
– В школе мне ставили высокие оценки в основном за понимание предмета. Черчение интересно тем, что, изучив со всех сторон какую-то деталь, можешь изобразить ее на бумаге, сделать «прозрачной», показать внутреннее строение – это сродни волшебству. Считаю, чтобы развивать пространственное мышление, не нужно обладать каким-то особым талантом. Здесь помогут лишь знания и практика. Школьная программа помогла успешно освоить более сложные задания в колледже. Хотя там легкая небрежность в работах уже не прощалась, и приходилось старательнее орудовать карандашом и линейкой.
Умение разбираться в чертежах не раз выручало Татьяну и в повседневности. Сколотить ли табурет, сделать ли ремонт, спроектировать ли собственный дом – опыт подсказывал правильные решения. Даже объемную новогоднюю снежинку не смастерить без начертательных навыков.
– А на днях ремонтировала детскую игрушку с многоступенчатой зубчатой передачей. И справилась. Не методом тыка, а потому что откуда-то из глубины сознания всплыли знания, полученные на уроках черчения.
Тем же, кто в школе черчение не проходил, при обучении техническим специальностям в техникумах, колледжах и вузах порой было непросто. Возникали сложности даже при построении простейших схем. Оно и понятно – нужно постигать все с нуля. Сейчас же, когда черчением будут заниматься лишь 10- и 11-классники, с подобной проблемой могут столкнуться будущие выпускники базовой школы.
Менеджер по продажам строительных материалов Михаил Пинчук вспоминает:
– В школе у нас черчения не было. Поэтому инженерная графика, которую преподавали в машиностроительном техникуме, на первых порах давалась с трудом. Зато полученные знания использую до сих пор, хотя по специальности уже не работаю: без них не смог бы читать строительные чертежи.
Техник-механик Владислав Орловский черчение в школе тоже не изучал. А впоследствии в политехническом колледже приходилось осваивать много «чертежных» дисциплин. Признается: чтобы разобраться во всех хитросплетениях линий, потребовалось время. Но потом так вник в тему, что даже одногруппникам помогал строить детали на бумаге – от промышленных котлов до городских тепловых сетей. Да и в обычной жизни, говорит, начертательные умения пригодились:
– Нужен был шкаф для дома. Самостоятельно сделал чертеж, заказал распил и собрал. А недавно ремонтировал машину: без труда составил и вырезал из металла нужную мне деталь.
Для некоторых уроки черчения были своеобразной передышкой от математических задач, химических формул и исторических дат. Как, например, для воспитателя Веры Половинкиной. Она так увлеклась предметом, что выбрала его в качестве выпускного экзамена:
– Это был 2001 год. Тогда мы сдавали шесть дисциплин – четыре обязательные и две на выбор. Черчение я знала на отлично. Оно у нас преподавалось в средних классах, а потом я выбрала соответствующую специальность на УПК. У меня была хорошая учительница: она очень интересно вела предмет, поэтому теорию и практику осилить не составляло труда.
Вера вспоминает: школьницей застала еще времена, когда требовалось вручную оформлять на листе даже рамочку для чертежа – определенного размера, определенной толщины – и делать в ней подпись буквами и цифрами нужной ширины и высоты. Как ни странно, это всегда было самым сложным заданием.
Нынешние же школьники уверены: сейчас любые схемы можно создать на компьютере, поэтому в умении изображать детали на бумаге вручную нет острой необходимости. Но учителя школ придерживаются иного мнения. В беседе с нами они неохотно дискутируют на эту тему: не понимают, почему к предмету «черчение» такое неоднозначное отношение. Ведь полученные на уроках знания закладывают фундамент технического образования, логического мышления, воображения, а также помогают лучше разбираться в геометрических задачах.
Преподаватели технических колледжей в свою очередь отмечают, что в процессе обучения сталкиваются с объективной трудностью – слабой школьной подготовкой учащихся в геометро-графической области. Способностью пространственного воображения наделены все, но не у всех оно развито одинаково, и научить этому 17–20-летних учащихся гораздо сложнее, чем школьников.
Инна Кастелей, учитель трудового обучения и черчения средней школы № 62 Минска:
– Уроки черчения очень важны для развития пространственного мышления детей, помогают им в освоении некоторых разделов математики и позволяют подготовиться к дальнейшему выбору технических специальностей в средних специальных и высших учебных заведениях. Преподаватели вузов в один голос твердят: студентам, которые приходят к ним учиться, не хватает практики черчения от руки, им сложнее дается компьютерное проектирование. В некоторых учебных заведениях (например, на архитектурном факультете Белорусского национального технического университета и в Минском государственном архитектурно-строительном колледже) абитуриенты в обязательном порядке сдают черчение при поступлении.