Через что одноклеточные получают кислород

Выберите один из вариантов ответов:

1. Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не имеющий постоянной формы тела:
а) инфузория-туфелька
б) амеба обыкновенная
в) эвглена зеленая
г) лямблия

2. Органоид одноклеточных, выполняющий функцию хранения наследственной информации:
а) оболочка
б) цитоплазма
в) ядро
г) сократительная вакуоль

3. Какой из данных организмов использует микотрофный способ питания, то есть смешанный:
а) инфузория
б) амеба
в) эвглена
г) малярийный плазмодий

4. Способ передвижения инфузории-туфельки:
а) псевдоподии
б) реснички
в) жгутики
г) ложноножки

5. Органоид клетки с помощью которого эвглена улавливает свет:
а) стигма
б) сократительная вакуоль
в) ядро
г) клеточный рот

6. Образование клетки, которое участвует в регуляции водно-солевого обмена:
а) сократительная вакуоль
б) пищеварительная вакуоль
в) ядро
г) цитоплазма

7. Определите о чем речь: свойство всех живых организмов реагировать на раздражения внешней среды:
а) симметрия
б) раздражимость
в) дыхание
г) выделение

8. Что нового появляется у инфузории в отличие от амебы и эвглены?
а) ядро
б) сократительная вакуоль
в) порошица
г) пищеварительная вакуоль

9. Где у одноклеточных происходит переваривание пищи?
а) в цитоплазме
б) пищеварительной вакуоли
в) в ядре
г) в цисте

10. Через что одноклеточные получают кислород?
а) легкие
б) клеточный рот
в) жабры
г) через мембрану

11. Какой орган у инфузории принимает участи в половом размножении клетки?
а) микронуклеус
б) макронуклеус
в) цистой
г) реснички

12. Для перенесения неблагоприятных условий среды простейшие образуют:
а) цисту
б) гамету
в) зиготу
г) порошицу

13. Выберите одноклеточный организм, который не является паразитом:
а) малярийный плазмодий
б) лейшмания
в) дизентерийная амеба
г) эвглена зеленая

14. Определите заболевание, вызванное простейшими по признакам: на коже появляется нарыв, который лопается и гноится:
а) малярия
б) дизентерия
в) лейшманиоз
г) лямблиоз

15. Какие простейшие вызывают кишечное заболевание человека?
а) дизентерийная амеба
б) инфузория-туфелька
в) амеба
г) лейшмания

16. Какие простейшие вызывают заболевание, которое разносят комары из рода анофелес?
а) лейшмания
б) лямблия
в) трипаносома
г) малярийный плазмодий
17. Какие животные относятся к типу саркомастигофоры классу корненожки:
а) амеба и арцелла
б) эвглена и вольвокс
в) инфузория
г) малярийный паразит

18. Какие животные относятся к типу саркомастигофоры классу жгутиковые?
а) лейшмания и эвглена
б) амеба и арцелла
в) инфузория
г) дизентерийная амеба

19. Определите тип простейшего инфузории-туфельки:
а) саркомастигофоры
б) споровики
в) жгутиковые
г) ресничные

20. Выберите животное, относящееся к типу споровики:
а) малярийный плазмодий
б) лейшмания
в) дизентерийная амеба
г) лямблия​

Источник

Урок по биологии на тему «Дыхание организмов»

Тема: Дыхание организмов.

«Биология. Биологические системы и процессы», Теремов А.В., Петросова Р.А.

Цель : доказать значимость дыхания как основного свойства живого.

— обеспечить освоение учащимися понятий о газообмене, дыхании растений и эволюционном направлении в изменении дыхательных структур у животных;

— развивать навыки самостоятельного поиска знаний при групповой деятельности в работе с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.

— создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения

отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.

Оборудование: информационные листы; презентация, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: частично – поисковый, проблемный.

Изучение нового материала

Газообмен у беспозвоночных

Газообмен у позвоночных

Первичное закрепление знаний

Эволюционное развитие органов дыхания у позвоночных

(Презентация)– Биология – это наука о жизни.

Какими свойствами должны обладать животные, для того чтобы жить на Земле? (Питаться, дышать, двигаться, расти, размножаться)

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить.

Кто под солнцем иль луною

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может.

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь – ты живой!

Сегодня на уроке мы вместе выясним, какова роль дыхания для организма и в каком направлении шло эволюционное развитие органов дыхания у животных, обитающих на нашей планете

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Итак, тема нашего урока « Дыхание организмов»

2.Проверка домашнего задания.

2.1. Питание растений.

2.2. Питание позвоночных на примере строения пищеварительной системы человека.

2.3.Письменная работа по вопросам:

— Питание одноклеточных и кишечнополостных.

— Питание кольчатых червей.

— Работа с терминами.

3.Изучение нового материала

Прочтите про себя текст учебника на с.183- 1абзац сверху.

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Что такое дыхание, или газообмен?

Значение дыхания для организма?

Различают дыхание воздушное и водное.

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Давайте вспомним, каким образом происходит газообмен у растений.

Водные растения дышат кислородом, растворенным в воде. Кислород поступает к ним через всю поверхность тела путем диффузии. Многие водные растения (кувшинка) имеют воздухоносные полости, которые обеспечивают проведение воздуха к органам и тканям и удерживают растение в толще воды.

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Как происходило развитие системы дыхания у животных (одноклеточных, беспозвоночных и позвоночных )? Сейчас вы, поработав в группе, ответите сами на этот вопрос.

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Первая группа получает информационный лист 1 и таблицу “Тип Простейшие”, Тип “Кишечнополостные”.

Информационный лист 1.

Тип дыхания: клеточное.

Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); черви.

Механизм дыхания: Одноклеточные организмы и некоторые многоклеточные (тип Кишечнополостные, тип Кольчатые черви…) поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела .

Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.

Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Ответ спикера по плану.

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Вторая группа работает с информационным листом 2 и таблицей “Тип Членистоногие. Класс Насекомые”.

Информационный лист 2.

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Тип дыхания: трахейное.

Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи).

Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец . От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи , которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Третья группа работает с информационным листом 3 и таблицей “Тип Хордовые. Класс Рыбы. Внутреннее строение рыбы”, “Тип Членистоногие. Внутреннее строение рака”

Информационный лист 3. (Стр. учебника 70)

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислородЧерез что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Тип дыхания: жаберное.

Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски).

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.

Ответ спикера по плану.

4.Для каких организмов характерно.

5.Как происходит процесс дыхания?

Четвёртая группа получает информационный лист 4 и таблицу “Тип Хордовые. Класс Земноводные”

Информационный лист 4.

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Тип дыхания: кожное.

Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …).

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.

Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.

Ответ спикера по плану.

4.Для каких организмов характерно.

5Как происходит процесс дыхания?

Пятая группа получает информационный лист 5 и таблицы “Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся..»

Информационный лист 5.

Тип дыхания: лёгочное.

Организмы : наземные позвоночные (пресмыкающиеся)

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

Ответ спикера по плану.

4.Для каких организмов характерно.

5. Как происходит процесс дыхания?

Шестая группа получает информационный лист 6 и таблицы

“ Тип Хордовые. Класс птицы».

Информационный лист 6.

Тип дыхания: лёгочное.

Организмы: наземные позвоночные (птицы)

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

Ответ спикера по плану.

4.Для каких организмов характерно.

5.Как происходит процесс дыхания?

Седьмая группа получает информационный лист 7 и таблицы “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.»

Информационный лист 7.

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Тип дыхания: лёгочное.

Организмы: наземные позвоночные (млекопитающие, человек)

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

Ответ спикера по плану.

4.Для каких организмов характерно.

5.Как происходит процесс дыхания?

2. Защита групповой работы

Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть фото Через что одноклеточные получают кислород. Смотреть картинку Через что одноклеточные получают кислород. Картинка про Через что одноклеточные получают кислород. Фото Через что одноклеточные получают кислород

Информацию докладывает один из группы по плану, используя наглядное пособие. Второй ученик у доски записывает данные в таблицу, (учащиеся также заполняют таблицу в тетрадях, начиная, тем самым оформлять опорный конспект темы) После защиты групповой работы на доске и в тетрадях появляется опорный конспект темы.

Эволюция органов дыхания у одноклеточных, беспозвоночных и позвоночных животных

Вся поверхность тела

1.Замена пассивного дыхания активным.

3.Развитие всасывающего дыхательного насоса

4.Дифференциация структуры легких и дыхательных путей.

Источник

Тестовое задание по теме: » Простейшие» 7 класс

Тест по теме: Одноклеточные животные 1 вариант.

Выберите один из вариантов ответов:
1. Чем животные отличаются от растений?
А — Способностью к активному передвижению. Б — Постоянством температуры тела. В — Способами питания.
2. Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не имеющий постоянной формы тела: а) инфузория-туфелька
б) амеба обыкновенная в) эвглена зеленая г) лямблия
3. Какой из данных организмов использует микотрофный способ питания, то есть смешанный: а) инфузория б) амеба в) эвглена
г) малярийный плазмодий
4. Способ передвижения инфузории-туфельки: а) псевдоподии б) реснички в) жгутики г) ложноножки
5. Органоид клетки с помощью которого эвглена улавливает свет:
а) глазок б) сократительная вакуоль в) ядро г) клеточный рот
6. Выберите животное, относящееся к типу споровики: а) малярийный плазмодий б) лейшмания в) дизентерийная амеба г) лямблия
7. Жгутиковые имеют: А — Один жгутик. Б — Два жгутика.
В — Более двух жгутиков.

Тест по теме: Одноклеточные животные. 2 вариант.

Выберите один из вариантов ответов:
1. Способ передвижения амёбы: а) псевдоподии б) реснички в) жгутики
г) ложноножки
2. Где у одноклеточных происходит переваривание пищи? а) в цитоплазме б) пищеварительной вакуоли в) в ядре г) в цисте
3. Через что одноклеточные получают кислород? а) легкие б) клеточный рот в) жабры г) через мембрану
4. Для перенесения неблагоприятных условий среды простейшие образуют: а) цисту б) гамету в) зиготу г) порошицу
5. Выберите одноклеточный организм, который не является паразитом: а) малярийный плазмодий б) лейшмания в) дизентерийная амеба г) эвглена зеленая
6. Какие простейшие вызывают кишечное заболевание человека?
а) дизентерийная амеба б) инфузория-туфелька в)амеба г) лейшмания
7. С помощью жгутиков передвигаются: А) Амеба. Б)Эвглена. В) Инфузория.

Источник

ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: Подведем итоги Стр 46

Выполните задания

№ 1. Объясните, почему клетка простейших является самостоятельным организмом.

Клетка простейших является самостоятельным организмом, потому что она выполняет все функции, которые характерны для него, а именно: дыхание и питание, движение и размножение, выделение и обмен веществ.

№ 2. Охарактеризуйте среды обитания одноклеточных. Какое условие является обязательным для их существования?

Одноклеточные организмы могут обитать в самых разных средах. Однако главным условием является достаточный уровень влаги. Поэтому такие организмы широко распространены в морских и пресных водоёмах, в придонных слоях, в толще воды и влажного песка. Немало простейших живет и в почве, а именно в тонких пленках воды, которые окружают почвенные частички, в моховых «подушках» на болотах. Некоторые из них являются паразитами, а потому обитают в растениях и организмах животных, человека.

№ 3. Объясните, в чем заключаются функции вакуолей в организме одноклеточных.

Вакуоли являются органеллами в организме одноклеточных, которые участвуют в формировании внутренней среды клетки. Например, пищеварительная вакуоль нужна для того, чтобы захватывать пищу и переваривать ее, а после выносить ненужные остатки наружу из организма. Сократительная вакуоль накапливает вредные вещества с водой, а при достижении определенного размера, продвигается к поверхности тела клетки и выбрасывает свое содержимое во внешнюю среду.

Таким образом, главными функциями вакуолей в одноклеточном организме являются: транспорт ионов, регулирование водно-солевого обмена, запас питательных веществ, утилизация продуктов обмена и фрагментов клетки.

№ 4. Установите взаимосвязь строения и способов движения одноклеточных.

Одноклеточные организмы свободно передвигаются при помощи ложноножек, ресничек, жгутиков, нитевидных образований – миофибрилл.

У инфузории-туфельки, которая относится к активно передвигающимся организмам. Движения ей обеспечивает большое количество ресничек, которые расположены по всему периметру тела, слаженно «работают» и задают направление перемещения клетке. Медленнее плавает эвглена зеленая. У нее веретеновидная форма тела, а для передвижения есть жгутик.

Ползающий образ жизни ведет амеба протей, которая словно парит в воде. Передвигается она при помощи ложноножек, которые выпускает в определенном направлении.

№ 5. Назовите черты приспособленности простейших к неблагоприятным условиям.

При наступлении неблагоприятных условий простейшие образуют цисту – специальную оболочку, которая оберегает их организм от внешних факторов, и пережидают в ней определенные моменты жизни.

№ 6. Назовите меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

К мерам предупреждения заболеваний, которые вызывают простейшие, относятся:

Соблюдение личной гигиены, регулярное мытье рук перед едой, после посещения улицы и т.д.

Употребление в пищу только тщательно помытых овощей и фруктов.

Употребление кипяченой, очищенной воды (не пить воду из крана, природных источников).

Во время купания не глотать воду из водоемов.

Качественно обрабатывать продукты, перед употреблением их в пищу (термическая обработка рыбы, мяса и т.д.).

Стр. 47

Какие утверждения верны?

1. Клетка простейших выполняет роль самостоятельного организма.

2. Размножение у амёбы бесполое, а у инфузории — туфельки и бесполое, и половое.

3. Органоидами движения инфузории-туфельки являются ложноножки.

4. Эвглена зелёная является переходной формой от растений к животным: имеет хлорофилл, как у растений, а питается гетеротрофно и передвигается, как животные.

5. Амеба имеет в организме ядра двух типов.

6. Малое ядро у инфузории участвует в половом размножении, а большое отвечает за жизнедеятельность.

7. Дизентерийную амебу переносят комары.

Стр. 47. Выберите все правильные ответы

№ 1. Среда обитания паразитических организмов:

г) организм.

Ответ: г.

№ 2. Взаимоотношения рака-отшельника и других организмов называют:

а) взаимовыгодными;

Ответ: а.

№ 3. Начальным пищевым звеном являются:

а) растительноядные животные;

в) растения – одноклеточные водоросли;

Ответ: в.

№ 4. Клетка животных, в отличие от растительной клетки, не имеет:

а) вакуолей с клеточным соком;

в) хлоропластов;

г) клеточной оболочки.

Ответ: в, г.

№ 5. В отличие от растений, животные имеют ткань:

б) нервную;

г) мышечную.

Ответ: б, г.

№ 6. К подцарству Простейшие относятся:

а) инфузории;

г) амебовые и эвгленовые.

Ответ: а, г.

№ 7. Среди простейших наиболее сложно устроены:

б) инфузории;

Ответ: б.

№ 8. Заболевания человека могут вызывать такие простейшие, как:

а) лямблии;

б) дизентерийная амеба;

г) малярийный плазмодий.

Ответ: а, б, г.

Стр. 48. Вопросы для обсуждения

№ 1. Какая область зоологии для вас наиболее интересна и почему?

Наиболее мне интересна такая область зоологии, как морфология. Она занимается изучением внешнего строения организмов, включая форму, структуру, цвет и т.д., а также его составных частей и внутреннего строения. Мне очень интересно узнавать о строении организмов, определять их по морфологическим признакам.

№ 2. Почему можно сказать, что простейшее животное представляет собой клетку-организм?

Потому что простейшие животные – это одноклеточные организмы, то есть, их тело состоит только из одной клетки. И эта клетка представляет собой полноценный живой организм, который выполняет характерные для него функции: дышит, питается, передвигается, размножается, выделяет продукты обмена.

№ 3. Каково значение многообразия животных в природе?

Многообразие животных играет важную роль в природе. Во-первых, являясь травоядными, некоторые из них поедают растения, регулируя их распространение по земному шару. Сами травоядные животные являются пищей для хищников. Хищники же участвуют в регулировании численности остальных животных, поедая слабых и больных особей.

Также животные наряду с бактериями принимают участие и в образовании почвы. Муравьи, дождевые черви и прочие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчая их и способствуя образованию перегноя. Через норы и ходы таких животных корни растений легко проникают вглубь почвы, а также получают достаточно воды и воздуха, которые необходимы им для роста и развития.

Питаясь плодами растений, животные переносят их семена на дальние расстояния. Также на своей шерсти, лапках они переносят пыльцу, споры грибов и семена растений, тем самым участвуя в их расселении на новых территориях.

Однако есть среди животного мира виды, которые наносят вред растениям и некоторым животным, например, паразиты.

№ 4. Какое значение имеют животные в жизни человека?

Животные играют немаловажную роль в жизни человека. Они дают ценные продукты питания (мясо, молоко, яйца и т.д.), которые необходимы для поддержания здорового существования человека, а также служат сырьем в промышленности, для изготовления одежды и обуви.

Еще с древних времен человек приручил сильных животных для помощи в хозяйстве. Лошади, буйволы, верблюды используются для перевозки грузов и выполнения различной тяжелой работы. Песцов, коз, лам и овец разводят, чтобы получать мех и шерсть. От крупного рогатого скота люди получают шкуры, которые можно использовать для кожаных изделий. Ездовые собаки помогают перевозить грузы и людей, собаки-поводыри помогают незрячим людям ориентироваться в пространстве, а собаки-водолазы участвуют в спасении людей.

С развитием техники и науки животные стали использоваться человеком в качестве объекта для медицинских и научных исследований. Чаще всего это крысы, мыши, мухи дрозофилы, но есть и другие представители животного мира. Сегодня с этим активно борются по всему миру.

Но некоторые виды животных могут приносить вред человеку. Например, вредители продуктов питания и сельскохозяйственных культур. Также есть виды, которые являются переносчиками болезней, а некоторые даже паразитами.

Стр. 48. Темы проектов

№ 1. Направления исследований в области зоологии.

Зоология занимается изучением представителей царства Животные, а именно: их строения, разнообразия, процессов жизнедеятельности, распространения и значения, как в природе, так и в жизни человека. В зависимости от объектов изучения выделяют несколько направлений исследований в области зоологии:

Гельминтология – изучает паразитических червей;

Протозоология – изучает одноклеточных животных;

Арахнология – изучает паукообразных;

Энтомология – изучает насекомых;

Герпетология – изучает земноводных и рептилий;

Ихтиология – изучает рыб;

Орнитология – изучает птиц;

Териология – изучает млекопитающих.

Также, исходя из области изучения, выделяют несколько разделов зоологии:

Морфология (строение животных);

Сравнительная морфология (сравнение строения разных групп животных);

Этология (поведение животных);

Зоогеография (распространение животных);

Экология (взаимоотношения животных с окружающей средой и между собой);

Физиология (жизнедеятельность животных);

Систематика (описание многообразия видов и классификация их по определенным признакам);

Палеозоология (изучение животных, которые существовали в прежних геологических эпохах).

№ 2. Животный мир родного края.

Животный мир моего края достаточно разнообразен. Среди животных часто можно встретить белку, соболя, лису, горностая и даже бурого медведя. Белка хоть и является типичным лесным зверьком, но живет и в парках, скверах многих городов. Питается она орехами, желудями, грибами, семенами ели и сосны, ягодами.

Соболь относится к ценнейшим пушным зверям, которые занимают видное место в составе промысловой фауны моего края. Мышевидные грызуны – основной рацион его питания, которых он находит в корягах, завалах, вывернутых корнях деревьев и т.д. чтобы соболь вовсе не исчез с нашей планеты, в специально созданных заповедниках, например, в «Баргузинском», проводятся работы по его охране, увеличению численности и расселению.

Медведь – это крупный, сильный хищник. Несмотря на то, что кажется неуклюжим, он достаточно подвижен, может делать большие прыжки и бегать. В качестве пищи для бурого медведя служат лягушки, яйца разных птиц, муравьи, грызуны. Но может нападать и на крупных диких или домашних животных, например, на кабана, оленя или корову. Живет бурый медведь в горах и в глухих дремучих лесах, а зимой впадает в спячку. В этот период живут он за счет своего жира, который был накоплен в организме еще с осени.

№ 3. Роль животных в окружающей среде.

Животный мир нашей планеты разнообразен. Животные обитают практически везде – в почве, в воде, на суше. Почвенные животные во время того, как роют себе норы, разрыхляют землю. Благодаря этому она хорошо насыщается кислородом, который необходим корням растения. В сочетании с бактериями они образуют органические вещества, которые удобряют почву, делая ее плодотворной.

Еще одно значение животных для природы – санитарное. Многие представители животного мира помогают очистить нашу планету от больных и мертвых животных, насекомых и т.д. Например, птицы, муравьи, волки. Не зря их называют санитарами леса.

Животные помогают и в размножении растений. Поедают их плоды, переносят семена на шерсти, лапках, способствуют расселению их на новых территориях.

№ 4. Подготовка таблицы «Ткани животных и их функции».

ТканьФункции
Эпителиальная (покровная)Защитная; секреторная; образование роговых покровов (перья, чешуя) и шерсти, рогов и копыт; ограничивающая (разделение внутренней среды организма и внешней среды).
СоединительнаяЗащитная, транспортная, запасающая, опорная.
МышечнаяЗащитная, опорная, двигательная.
НервнаяВозбудимость, проводимость, взаимодействие органов, восприятие сигналов из внутренней и внешней среды.

№ 5. Взаимосвязь органов и систем органов

Разные органы в живом организме тесно связаны между собой и объединены в системы органов. Каждая отдельная система, например, пищеварительная или дыхательная, выполняет ряд важных для жизнедеятельности организма функций.

Благодаря дыхательной системе, которая представлена жабрами или легкими, трахеей и бронхами, организм снабжается жизненно необходимым кислородом. А вот пищеварительная система, которая представлена ротовой полостью, языком, пищеводом, желудком, кишечником (толстый и тонкий), печенью, желчным пузырем, поджелудочной железой и прямой кишкой, осуществляет не только переваривание пищи путем ее механической и химической обработки, но и всасывание продуктов расщепления через слизистую оболочку в лимфу и кровь, а также выведение непереваренных остатков пищи во внешнюю среду.

Работа каждого органа в системе органов, как и системы органов в целом организме слажена. И если имеются нарушения в каком-то органе, то страдает и сама система, и все остальные.

№ 6. Паразитические простейшие и их влияние на жизнедеятельность организмов.

Паразитические простейшие – это одноклеточные организмы, которые имеют ядра и питаются за счет других живых организмов, принося им вред и не редко доводя до гибели. Представителями таких паразитических простейших, которые могут поражать, как животных, так и человека, являются: дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, лямблии, микроспоридии и т.д.

Одним из самых распространенных является малярийный плазмодий – переносчик малярии. Паразитирует он в клетках многоклеточных организмов, включая человека. Заражение происходит из-за укуса комаров определенного вида – малярийного комара. Попадая в кровь животного или человека, плазмодий достигает печени, где начинается увеличиваться в размерах и размножаться. Возвращаясь в кровь, клетки плазмодия начинают поражать эритроциты, также размножаясь там и питаясь. А когда они выходят из эритроцитов, то отходами своей жизнедеятельности заполняют кровяное русло и отравляют организм.

Еще один распространенный представителей паразитических простейших – дизентерийная амеба, которая в отличие от амебы обыкновенной, имеет более толстые и короткие ложноножки. Она живет и питается в толстом кишечнике и до определенного времени совершенно безвредна. Но, когда дизентерийная амеба начинает внедряться в стенки кишечника и разрушать эритроциты крови, то диагностируется дизентерия. Заражение происходит при помощи цист простейшего, которые попадают с пищей в желудочно-кишечный тракт. В результате воспаляется кишечник. А попадая с током крови в печень, паразиты только усугубляют заболевание.

Большинство видов лейшманий вызывают у человека кожный лейшманиоз, при котором на кожных покровах образуются язвы. Заражение происходит в результате укусов москитов, которые являются переносчиками этих паразитов.

Глава 4. Тип Кишечнополостные

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *