Через озеро железная дуга перекинутая что это
Попов Владимир Александрович (1934 – 1995) 1 страница
ЛИТЕРАТУРА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ХРЕСТОМАТИЯ
III класс
Токарева Н.Н.
Уважаемые читатели!
Хрестоматия «Литература Республики Коми» для учащихся третьего класса позволит вам расширить, систематизировать и углубить знания по темам: «Устное творчество коми народа», «Сказки финно-угорских народов», «Мой край родной», «О родной природе», «О жизни детей», полученные в первом и втором классах.
Предлагаемые произведения позволят расширить ваши представления о природе коми края, культуре, нравственных ценностях, характере коми народа. Пособие можно использовать на уроках литературного чтения, краеведения, музыки, изобразительной деятельности, во внеклассной работе, для самостоятельного домашнего чтения вместе с родителями.
Вопросы и задания к текстам помогут понять художественные особенности произведений и авторский замысел. Выполнение творческих заданий позволит вам выразить собственное отношение к прочитанному. Работая с хрестоматией, обязательно используйте книги: сборники произведений устного народного творчества, сборники авторские и тематические.
За помощью вы можете обратиться к разделам «Об авторах», «Словарь», а проверить знания вам поможет рубрика «Проверь себя».
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
? – Ответь на вопросы. Выполни задание.
*– Загляни в словарь
УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА КОМИ
ЗАГАДКИ
ПРЕДМЕТЫ БЫТА, ИНСТРУМЕНТЫ
Лает, лает, а придёт домой – под лавку ляжет.
Стоглазый, а ничего не видит.
Среди двора стоит дом без ската.
Через озеро железная дуга перекинута.
Один поёт, другой играет, третий скрипит, двое стоят, двое лежат.
Всё лето по полю бегает, придёт зима – на стене повиснет.
Без числа и счёта в воде тонет.
В лес идёт – стелет холст, из лесу идёт – мотает холст.
Пень, на пне – ступа, на ступе – шар, а на шаре – лес.
Между двух пней лодка опрокинулась.
Полные полки белых куропаток.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ, ЖИВОТНЫЙ МИР
Как ни идёт, а задние лапы всегда обгоняют передние.
Старик в пушистом совике в прорубь смотрит.
Крылья есть, но не летает, ног нет, а не догонишь.
Клад положил, жемчуг снял.
Зимой и летом в одной одежде.
Среди тёмного леса ворона сидит.
Около реки красные напёрстки.
Задания:
Отгадайте загадки. Какие загадки было сложно отгадать? Почему?
Какие особенности животных, растений подмечены в загадках?
Какие слова и выражения помогают ярко представить предметы, о которых говорится в загадках?
Как предметы показаны в загадках: через внешний вид, их свойства, звучание, действия, сравнение с чем-то или кем-то?
Вспомни загадки русского народа об этих же растениях и животных, предметах быта, инструментах, человеке. Какие признаки отмечены в них?
В каких загадках отмечаются особенности жизни, отношения к предметам быта, растениям, животным коми народа?
Запомни понравившиеся загадки. Загадай их своим друзьям.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
О Родине, родном доме
Своя родина – мать, а чужая – мачеха.
Родное гнездо каждому дорого.
Свой дом всегда свой, его даже лошадь знает и корова знает.
На своей родине каждое дерево улыбается.
Каждая птица возвращается в своё гнездо.
Задания:
Что объединяет эти пословицы и поговорки? Объясни их смысл.
Какие из пословиц и поговорок тебе уже знакомы?
С кем и чем сравнивает народ родину, родной дом? Почему?
Вспомни, какие пословицы и поговорки о родине сложил русский народ? Чем они отличаются, а чем похожи на коми народные?
О человеке и его делах
На то и голова, чтобы соображать.
Лучше ничего не делать, чем делать плохо.
У проворного человека ноги земли не касаются.
Куница чёрная, но дорогая, заяц белый, но дешёвый.
Виноватого глаза выдают.
Не хвались уловом, пока рыба на дне водоёма.
Нет болезни страшнее лени.
Задания:
Вдумайтесь в смысл этих пословиц и поговорок.
О каких качествах характера народ сочинял половицы и почему?
О чём коми народ предупреждает в своих пословицах и поговорках? Какие советы даёт?
Почему в коми народных пословицах и поговорках человек часто сравнивается с животными?
Об отношении к труду
Работящему человеку бобры – соболи сами в дом идут.
Не хвались, идучи на охоту, хвались, когда добычу принесёшь.
Как посеешь, так и пожнёшь.
Плохую работу никуда не спрячешь.
Эта работа – не нарты тащить.
Напромышляешь, так наешься – напьёшься.
Задания:
Объясните смысл пословиц и поговорок.
Что вы узнали об особенностях жизни, труда коми народа из этих пословиц и поговорок?
Какая пословица популярна и у русского народа?
Какие пословицы ты хотел бы запомнить? Почему?
В какой ситуации можно использовать эти пословицы и поговорки?
Об учении
Его учить, что ольху гнуть.
Прежде нашей грамотой были ручка пилы и топорище.
Учение спины не горбит.
Без ученья в люди не выйдешь.
Без падения кататься не научишься.
Оленей не учат искать мох.
Задания:
Подумай над смыслом пословиц и поговорок.
Выдели пословицы и поговорки близкие по смыслу.
Какие поговорки знакомят нас с некоторыми особенностями жизни коми народа.
Учись правильно читать пословицы: определи смысл пословицы и выбери тон чтения, выдели голосом главные слова, соблюдай паузы, следи за повышением и понижением голоса.
КОМИ СТАРИННЫЕ ИГРЫ
Жмурки
Эта широко распространенная старинная игра имеет множество вариантов и наименований: куру, ловля овец, ложка-ложка, жмурить глаза и т.д. Бросив жребий, один из игроков становится водящим, остальные убегают от него. Водящему завязывают полотенцем или какой-то тряпицей глаза и кружат его на месте, одновременно приговаривая:
Если угодно, лови нас,
Да только не вздумай поймать!
Покружив водящего, отталкивают в сторонку, а остальные тихонько, на цыпочках перебегают с одного места на другое. Водящий на ощупь начинает искать игроков. Если поиски затягиваются, прячущиеся подают голос: холодно, морозно (если водящий уходит в сторону), тепло, горячо (когда водящий приближается вплотную к игрокам). Кого поймает, тот и будет водящим в следующий раз.
А на Сысоле, когда игра проводилась в старом доме, кто-либо из игроков подбегал к печи и выкрикивал: «Мы у печки блины греем!» Водящий подойдет к печи, а кто-то подбежит в это время к столу и снова кричит: «Мы у стола блины студим!» Так и гоняли водящего по всему дому. (Играют 3 — 5 человек)
Воробей
По жребию выбирают водящего — воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:
Прилетел к нам воробей
И запел, как соловей.
Эй, ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай.
В медведя
Бросают жребий. Выбирают медведя, остальные — сборщики ягод. Медведь становится на четвереньки на полу. Его накрывают шубой либо одеялом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают ягоды в посуду и при этом поют:
Медведушка — бабушка, медведушка — бабушка,
Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берем,
Плохие ягоды выбрасываем.
После этих слов медведь сбрасывает с себя покрывало и ловит кого-нибудь из ягодников. Тот, кого поймал внутри круга, становится медведем. Если же поймать никого не удалось, то снова остается медведем. (Играют одновременно 10 — 12 человек)
Городки в снегу
Играют только зимой. Как и в обычных городках, вычерчивают на расстоянии 6-10 метров друг от друга две небольшие площадки, на обеих площадках расставляют равное количество городков (5-10 штук). Вместо биты используется специально заготовленная палка — швырялка.
Делают ее следующим образом. Берут елочку примерно в 1,5 метра. Отсекают все ветки, ошкуривают и осколками стекла отшлифовывают. Толстый конец заостряют, другой конец (хвост) очень тонкий и гибкий. Затем несколько раз окунают палку в прорубь и выдерживают на морозе. Играющие делятся на две команды, определяют по жребию, кому начинать первым и начинают поочередно обмениваться швырками с одной и другой стороны. Играющий берет палку-швырялку так, чтобы нос и хвост ее уравновешивались на руке. За это место он хватает ее не очень крепко рукавицей, а хвост палки, также свободно, зажат подмышкой. Затем с разворотом вправо с силой швыряют палку вперед так, что она скользит по подмышкам, сквозь рукавицы. Затем швыряет палку представитель противоположной команды. Чей квадрат первым очистится от всех городков, та команда и выигрывает. (Играют 4-6 человек)
Задания:
Познакомьтесь с правилами игры. Подготовьте необходимые предметы для организации игр.
Какие особенности игр указывают на то, что это коми народные игры: обратите внимание на героев-участников игр, их характеры, на содержание слов, которые произносят играющие.
Выберите водящего, используя считалки. Распределите роли.
Выучите слова, которые нужно будет повторять во время игры.
Повторите еще раз правила игры, убедитесь в том, что они понятны всем играющим.
Теперь можете приступать к игре. Предложите поиграть в эти игры своим друзьям во дворе.
КОМИ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Марпида-царевна
Шел однажды по лесу старик и увидел под елкой девочку-красавицу. Рассказала девочка, что она Марпида-царевна, невеста Пипилис сокола. Мачеха ее в чащу бросила на съедение зверям.
Старик взял девочку на воспитание. Он был с ней ласков. А его жена-старуха стала обижать девочку. Старуха была злая-презлая, притесняла царевну, как могла.
Подросла Марпида, стала просить:
— Матушка, матушка, дай ты мне какой-нибудь старый сарафан.
Мать в насмешку ей отвечает:
— Лезь на печь, Марпида, натереби пух с рябчика*, из него сарафан сотки.
Марпида-царевна заплакала, но ничего не сказала.
Однажды пошла она в голбец*, а там Сокол сидит. Ударился он о землю, превратился в доброго молодца. Они с Марпидой были еще детьми, когда их нарекли женихом и невестой. Стал Сокол звать Марпиду на одинокую гору, где его дом стоит. Побоялась девушка, отказалась. Тогда обещал Сокол каждый день к ней прилетать, каждое желание невесты исполнять.
Как-то раз приемная мать пошла в церковь.
Марпида-царевна побежала в голбец, кликнула Сокола. Попросила ей наряд принести. Тот прилетел, принес девушке платье.
Сказал Сокол птичье слово, и Марпида-царевна прошла сквозь воду и землю. Очнулась она в церкви, встала в первом ряду. Ни поп, ни дьякон не могли служить, люди не могли молиться, все удивляются:
-Откуда такая красавица?
Когда служба кончилась, Марпида-царевна выбежала на паперть, проговорила птичье слово, прошла сквозь землю и воду и вернулась на печь.
Старуха, приемная мать, пришла из церкви и говорит:
— Ты ведь, дочка, ничего не знаешь, а сегодня в церковь приходила такая красивая девушка, не знаю, как и назвать. Попы не могли петь, люди не могли молиться.
Марпида-царевна слушает и только смеется. На следующий день приемные родители опять пошли в церковь. Марпида снова забралась в голбец. Прилетел Сокол, одел ее в сарафан, расшитый бисером. Снова девушка прошла сквозь землю и воду, очутилась в церкви, стала впереди всех. Опять люди не могли молиться, только глядели на Марпиду и удивлялись: в таком она богатом наряде.
Когда служба кончилась. Марпида-царевна опять исчезла. Дома она сняла новый наряд и забралась на печь. Мать пришла и говорит:
— Ты ничего не знаешь.
А Марпида-царевна ей:
— Вы ничего не знаете, а я знаю! Это ведь я была!
— А откуда у тебя такой наряд?
И рассказала все о Соколе-женихе.
Жадная старуха решила поймать Сокола и взять себе все наряды.
Наутро узнал об этом Сокол, оставил Марпиде узорчатый платок, а сам скрылся неведомо куда. Поплакала Марпида-царевна, потом отправилась искать Сокола. Шла, шла, дошла до маленькой избушки. Зайти туда никак нельзя: избушка без окон и дверей.
Увидела Марпида дырочку, через которую могла пройти только мышь, сказала птичье слово, съежилась и влезла в избу. А в избе сидит Ёма-баба, носом пол дырявит.
— Чего ходишь-бродишь, Марпида-царевна?
— Ищу я Сокола, не залетал ли он сюда?
— Здесь побывал, но улетел дальше.
Марпида-царевна дальше побрела и опять добралась до маленькой избушки. Марпида зашла туда и видит: Ёма-баба носом печь топит. Заметила царевну и спрашивает:
Чего ходишь по белу свету, Марпида-царевна?
— Сокол не являлся сюда?
— Был здесь, да скрылся. Иди по лесу на восток — увидишь под сосной избушку. Твой милый там.
Марпида-царевна опять побрела и добралась, наконец, до маленькой избушки. Зашла туда, а там Ёма-баба носом хлебы в печь ставит.
— Марпида-царевна, чего ходишь по белу свету?
— Сокол не бывал ли здесь?
— Недавно был да улетел за синее море.
Ёма-баба дала Марпиде-царевне три пары сапог-котов*, три яйца — медное, серебряное и золотое — и сказала:
— Обуй первую пару котов да иди вперед, дойдешь до огненного луга, там обуешь вторую пару. Они износятся, когда дойдешь до луга из горячих углей. Там обуешь третью пару. Когда доберешься до синего моря, кликни ворона, он перенесет тебя через море-окиян.
Марпида-царевна бросила медное яйцо на землю. Яйцо покатилось, она за ним пошла. Три пары сапог-котов износила, прошла огненный луг и луг из горячих углей. Добралась царевна до моря и стала кликать ворона:
И над головой Марпиды-царевны закаркал ворон.
— Перенеси меня на тот берег, я тебе дам серебряное яйцо.
Ворон взял яйцо и закаркал:
— Держись за меня! Карр! Карр!
Царевна села ворону на спину, полетел ворон над волнами и опустил девушку на другом берегу.
Марпида-царевна бросила на землю золотое яйцо. Оно покатилось, девушка за ним побежала и добралась до избушки. Зашла, а там Ёма-баба сидит. Марпида-царевна спрашивает:
— Сокол не прилетал сюда?
А Сокол спрыгнул с печи, сбросил с себя перья, превратился в молодца. Марпида-царевна спросила:
— А зачем ты рассказала матери обо мне?
— У меня теперь одна дорога — в птичье царство, да ты, боюсь, заскучаешь там. Лучше я отнесу тебя в царский дворец к отцу. Умерла твоя мачеха, и ты станешь жить во дворце весело да богато.
И полетели они справлять свою свадьбу.
Задания к тексту:
Что случилось с Марпидой-царевной и почему?
Кто, как и почему помогал девушке?
Какой ты представляешь себе Ёму-бабу? В чём её необычность в этой сказке?
За что была наказана Марпида-царевна?
Почему она не захотела возвращаться во дворец к отцу?
Прочитай начало и конец сказки. Сравни с зачином и концовкой русских народных сказок.
Тридцать женихов
Жили-были старик со старухой. У них было тридцать женихов-сыновей. Трудно было с ними — ведь для всех нужно тридцать шапок, тридцать кафтанов, тридцать пар сапог. Выросли братья, умными стали, работящими. Не успели старик со старухой на них нарадоваться, как старший Иван говорит:
— Решили мы жениться на тридцати сестрах и пойдем по белу свету невест искать.
Ну, делать нечего. Принялись родители снаряжать парней в дорогу. Иван взял клубок ниток, бросил его на землю и проговорил: « Отыщи нам невест-сестер. Куда ты покатишься, туда и мы пойдем».
Клубок покатился, за ним братья пошли, через горы перелезли, через реки переплыли, через леса прошли и добрались до полянки, где изба стоит, на пороге старушка сидит, шерсть прядет.
Узнала она, что надобно братьям, и говорит:
— У меня пять внучек — пять сестер, идите-ка дальше к моей тетушке, у нее тоже есть девушки. Сколько их — не знаю, не считала, только помню, что много.
Иван снова бросил клубок на землю. Он покатился по горам и долам, за ним братья пошли.
Долго они брели, наконец, добрались до лесной полянки, где под елью избушка стоит, на пороге старуха сидит, волчью шерсть прядет. Увидела она тридцать братьев и спрашивает:
— Далеко ли вы отправились?
Братья ей все без утайки рассказали. Хозяйка их в бане попарила, накормила, напоила, потом говорит:
— Придется вам дальше идти туда, где вас ждут тридцать невест. У меня только двадцать девушек есть. Да ничего, клубок приведет вас к озеру, где живет моя тетушка. У нее как раз тридцать девушек в доме живет.
Опять клубок покатился, за ним братья пошли и очутились на берегу озера. Там, на берегу, избушка стоит, на пороге старуха сидит, шерсть прядет. Увидела братьев и спрашивает:
— Куда вы путь держите?
Братья все рассказали.
Выбежали из дома девушки, одна краше другой.
Принялись братья невест выбирать: этому нравится та, другому — другая.
А Иван-младший промолвил:
— Мне дайте ту невесту, какая останется.
Настала ночь. Иван велел братьям лечь под лавки. Они так и сделали. А Иван не спал.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 1058 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Попов Владимир Александрович (1934 – 1995) 1 глава
ЛИТЕРАТУРА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ХРЕСТОМАТИЯ
III класс
Токарева Н.Н.
Уважаемые читатели!
Хрестоматия «Литература Республики Коми» для учащихся третьего класса позволит вам расширить, систематизировать и углубить знания по темам: «Устное творчество коми народа», «Сказки финно-угорских народов», «Мой край родной», «О родной природе», «О жизни детей», полученные в первом и втором классах.
Предлагаемые произведения позволят расширить ваши представления о природе коми края, культуре, нравственных ценностях, характере коми народа. Пособие можно использовать на уроках литературного чтения, краеведения, музыки, изобразительной деятельности, во внеклассной работе, для самостоятельного домашнего чтения вместе с родителями.
Вопросы и задания к текстам помогут понять художественные особенности произведений и авторский замысел. Выполнение творческих заданий позволит вам выразить собственное отношение к прочитанному. Работая с хрестоматией, обязательно используйте книги: сборники произведений устного народного творчества, сборники авторские и тематические.
За помощью вы можете обратиться к разделам «Об авторах», «Словарь», а проверить знания вам поможет рубрика «Проверь себя».
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
? –Ответь на вопросы. Выполни задание.
*–Загляни в словарь
УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА КОМИ
ЗАГАДКИ
ПРЕДМЕТЫ БЫТА, ИНСТРУМЕНТЫ
Лает, лает, а придёт домой – под лавку ляжет.
Стоглазый, а ничего не видит.
Среди двора стоит дом без ската.
Через озеро железная дуга перекинута.
Один поёт, другой играет, третий скрипит, двое стоят, двое лежат.
Всё лето по полю бегает, придёт зима – на стене повиснет.
Без числа и счёта в воде тонет.
В лес идёт – стелет холст, из лесу идёт – мотает холст.
Пень, на пне – ступа, на ступе – шар, а на шаре – лес.
Между двух пней лодка опрокинулась.
Полные полки белых куропаток.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ, ЖИВОТНЫЙ МИР
Как ни идёт, а задние лапы всегда обгоняют передние.
Старик в пушистом совике в прорубь смотрит.
Крылья есть, но не летает, ног нет, а не догонишь.
Клад положил, жемчуг снял.
Зимой и летом в одной одежде.
Среди тёмного леса ворона сидит.
Около реки красные напёрстки.
Задания:
Отгадайте загадки. Какие загадки было сложно отгадать? Почему?
Какие особенности животных, растений подмечены в загадках?
Какие слова и выражения помогают ярко представить предметы, о которых говорится в загадках?
Как предметы показаны в загадках: через внешний вид, их свойства, звучание, действия, сравнение с чем-то или кем-то?
Вспомни загадки русского народа об этих же растениях и животных, предметах быта, инструментах, человеке. Какие признаки отмечены в них?
В каких загадках отмечаются особенности жизни, отношения к предметам быта, растениям, животным коми народа?
Запомни понравившиеся загадки. Загадай их своим друзьям.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
О Родине, родном доме
Своя родина – мать, а чужая – мачеха.
Родное гнездо каждому дорого.
Свой дом всегда свой, его даже лошадь знает и корова знает.
На своей родине каждое дерево улыбается.
Каждая птица возвращается в своё гнездо.
Задания:
Что объединяет эти пословицы и поговорки? Объясни их смысл.
Какие из пословиц и поговорок тебе уже знакомы?
С кем и чем сравнивает народ родину, родной дом? Почему?
Вспомни, какие пословицы и поговорки о родине сложил русский народ? Чем они отличаются, а чем похожи на коми народные?
О человеке и его делах
На то и голова, чтобы соображать.
Лучше ничего не делать, чем делать плохо.
У проворного человека ноги земли не касаются.
Куница чёрная, но дорогая, заяц белый, но дешёвый.
Виноватого глаза выдают.
Не хвались уловом, пока рыба на дне водоёма.
Нет болезни страшнее лени.
Задания:
Вдумайтесь в смысл этих пословиц и поговорок.
О каких качествах характера народ сочинял половицы и почему?
О чём коми народ предупреждает в своих пословицах и поговорках? Какие советы даёт?
Почему в коми народных пословицах и поговорках человек часто сравнивается с животными?
Об отношении к труду
Работящему человеку бобры – соболи сами в дом идут.
Не хвались, идучи на охоту, хвались, когда добычу принесёшь.
Как посеешь, так и пожнёшь.
Плохую работу никуда не спрячешь.
Эта работа – не нарты тащить.
Напромышляешь, так наешься – напьёшься.
Задания:
Объясните смысл пословиц и поговорок.
Что вы узнали об особенностях жизни, труда коми народа из этих пословиц и поговорок?
Какая пословица популярна и у русского народа?
Какие пословицы ты хотел бы запомнить? Почему?
В какой ситуации можно использовать эти пословицы и поговорки?
Об учении
Его учить, что ольху гнуть.
Прежде нашей грамотой были ручка пилы и топорище.
Учение спины не горбит.
Без ученья в люди не выйдешь.
Без падения кататься не научишься.
Оленей не учат искать мох.
Задания:
Подумай над смыслом пословиц и поговорок.
Выдели пословицы и поговорки близкие по смыслу.
Какие поговорки знакомят нас с некоторыми особенностями жизни коми народа.
Учись правильно читать пословицы: определи смысл пословицы и выбери тон чтения, выдели голосом главные слова, соблюдай паузы, следи за повышением и понижением голоса.
КОМИ СТАРИННЫЕ ИГРЫ
Жмурки
Эта широко распространенная старинная игра имеет множество вариантов и наименований: куру, ловля овец, ложка-ложка, жмурить глаза и т.д. Бросив жребий, один из игроков становится водящим, остальные убегают от него. Водящему завязывают полотенцем или какой-то тряпицей глаза и кружат его на месте, одновременно приговаривая:
Если угодно, лови нас,
Да только не вздумай поймать!
Покружив водящего, отталкивают в сторонку, а остальные тихонько, на цыпочках перебегают с одного места на другое. Водящий на ощупь начинает искать игроков. Если поиски затягиваются, прячущиеся подают голос: холодно, морозно (если водящий уходит в сторону), тепло, горячо (когда водящий приближается вплотную к игрокам). Кого поймает, тот и будет водящим в следующий раз.
А на Сысоле, когда игра проводилась в старом доме, кто-либо из игроков подбегал к печи и выкрикивал: «Мы у печки блины греем!» Водящий подойдет к печи, а кто-то подбежит в это время к столу и снова кричит: «Мы у стола блины студим!» Так и гоняли водящего по всему дому. (Играют 3 — 5 человек)
Воробей
По жребию выбирают водящего — воробья. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:
Прилетел к нам воробей
И запел, как соловей.
Эй, ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай.
В медведя
Бросают жребий. Выбирают медведя, остальные — сборщики ягод. Медведь становится на четвереньки на полу. Его накрывают шубой либо одеялом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают ягоды в посуду и при этом поют:
Медведушка — бабушка, медведушка — бабушка,
Твою чернику собираем, твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берем,
Плохие ягоды выбрасываем.
После этих слов медведь сбрасывает с себя покрывало и ловит кого-нибудь из ягодников. Тот, кого поймал внутри круга, становится медведем. Если же поймать никого не удалось, то снова остается медведем. (Играют одновременно 10 — 12 человек)
Городки в снегу
Играют только зимой. Как и в обычных городках, вычерчивают на расстоянии 6-10 метров друг от друга две небольшие площадки, на обеих площадках расставляют равное количество городков (5-10 штук). Вместо биты используется специально заготовленная палка — швырялка.
Делают ее следующим образом. Берут елочку примерно в 1,5 метра. Отсекают все ветки, ошкуривают и осколками стекла отшлифовывают. Толстый конец заостряют, другой конец (хвост) очень тонкий и гибкий. Затем несколько раз окунают палку в прорубь и выдерживают на морозе. Играющие делятся на две команды, определяют по жребию, кому начинать первым и начинают поочередно обмениваться швырками с одной и другой стороны. Играющий берет палку-швырялку так, чтобы нос и хвост ее уравновешивались на руке. За это место он хватает ее не очень крепко рукавицей, а хвост палки, также свободно, зажат подмышкой. Затем с разворотом вправо с силой швыряют палку вперед так, что она скользит по подмышкам, сквозь рукавицы. Затем швыряет палку представитель противоположной команды. Чей квадрат первым очистится от всех городков, та команда и выигрывает. (Играют 4-6 человек)
Задания:
Познакомьтесь с правилами игры. Подготовьте необходимые предметы для организации игр.
Какие особенности игр указывают на то, что это коми народные игры: обратите внимание на героев-участников игр, их характеры, на содержание слов, которые произносят играющие.
Выберите водящего, используя считалки. Распределите роли.
Выучите слова, которые нужно будет повторять во время игры.
Повторите еще раз правила игры, убедитесь в том, что они понятны всем играющим.
Теперь можете приступать к игре. Предложите поиграть в эти игры своим друзьям во дворе.
КОМИ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Марпида-царевна
Шел однажды по лесу старик и увидел под елкой девочку-красавицу. Рассказала девочка, что она Марпида-царевна, невеста Пипилис сокола. Мачеха ее в чащу бросила на съедение зверям.
Старик взял девочку на воспитание. Он был с ней ласков. А его жена-старуха стала обижать девочку. Старуха была злая-презлая, притесняла царевну, как могла.
Подросла Марпида, стала просить:
— Матушка, матушка, дай ты мне какой-нибудь старый сарафан.
Мать в насмешку ей отвечает:
— Лезь на печь, Марпида, натереби пух с рябчика*, из него сарафан сотки.
Марпида-царевна заплакала, но ничего не сказала.
Однажды пошла она в голбец*, а там Сокол сидит. Ударился он о землю, превратился в доброго молодца. Они с Марпидой были еще детьми, когда их нарекли женихом и невестой. Стал Сокол звать Марпиду на одинокую гору, где его дом стоит. Побоялась девушка, отказалась. Тогда обещал Сокол каждый день к ней прилетать, каждое желание невесты исполнять.
Как-то раз приемная мать пошла в церковь.
Марпида-царевна побежала в голбец, кликнула Сокола. Попросила ей наряд принести. Тот прилетел, принес девушке платье.
Сказал Сокол птичье слово, и Марпида-царевна прошла сквозь воду и землю. Очнулась она в церкви, встала в первом ряду. Ни поп, ни дьякон не могли служить, люди не могли молиться, все удивляются:
-Откуда такая красавица?
Когда служба кончилась, Марпида-царевна выбежала на паперть, проговорила птичье слово, прошла сквозь землю и воду и вернулась на печь.
Старуха, приемная мать, пришла из церкви и говорит:
— Ты ведь, дочка, ничего не знаешь, а сегодня в церковь приходила такая красивая девушка, не знаю, как и назвать. Попы не могли петь, люди не могли молиться.
Марпида-царевна слушает и только смеется. На следующий день приемные родители опять пошли в церковь. Марпида снова забралась в голбец. Прилетел Сокол, одел ее в сарафан, расшитый бисером. Снова девушка прошла сквозь землю и воду, очутилась в церкви, стала впереди всех. Опять люди не могли молиться, только глядели на Марпиду и удивлялись: в таком она богатом наряде.
Когда служба кончилась. Марпида-царевна опять исчезла. Дома она сняла новый наряд и забралась на печь. Мать пришла и говорит:
— Ты ничего не знаешь.
А Марпида-царевна ей:
— Вы ничего не знаете, а я знаю! Это ведь я была!
— А откуда у тебя такой наряд?
И рассказала все о Соколе-женихе.
Жадная старуха решила поймать Сокола и взять себе все наряды.
Наутро узнал об этом Сокол, оставил Марпиде узорчатый платок, а сам скрылся неведомо куда. Поплакала Марпида-царевна, потом отправилась искать Сокола. Шла, шла, дошла до маленькой избушки. Зайти туда никак нельзя: избушка без окон и дверей.
Увидела Марпида дырочку, через которую могла пройти только мышь, сказала птичье слово, съежилась и влезла в избу. А в избе сидит Ёма-баба, носом пол дырявит.
— Чего ходишь-бродишь, Марпида-царевна?
— Ищу я Сокола, не залетал ли он сюда?
— Здесь побывал, но улетел дальше.
Марпида-царевна дальше побрела и опять добралась до маленькой избушки. Марпида зашла туда и видит: Ёма-баба носом печь топит. Заметила царевну и спрашивает:
Чего ходишь по белу свету, Марпида-царевна?
— Сокол не являлся сюда?
— Был здесь, да скрылся. Иди по лесу на восток — увидишь под сосной избушку. Твой милый там.
Марпида-царевна опять побрела и добралась, наконец, до маленькой избушки. Зашла туда, а там Ёма-баба носом хлебы в печь ставит.
— Марпида-царевна, чего ходишь по белу свету?
— Сокол не бывал ли здесь?
— Недавно был да улетел за синее море.
Ёма-баба дала Марпиде-царевне три пары сапог-котов*, три яйца — медное, серебряное и золотое — и сказала:
— Обуй первую пару котов да иди вперед, дойдешь до огненного луга, там обуешь вторую пару. Они износятся, когда дойдешь до луга из горячих углей. Там обуешь третью пару. Когда доберешься до синего моря, кликни ворона, он перенесет тебя через море-окиян.
Марпида-царевна бросила медное яйцо на землю. Яйцо покатилось, она за ним пошла. Три пары сапог-котов износила, прошла огненный луг и луг из горячих углей. Добралась царевна до моря и стала кликать ворона:
И над головой Марпиды-царевны закаркал ворон.
— Перенеси меня на тот берег, я тебе дам серебряное яйцо.
Ворон взял яйцо и закаркал:
— Держись за меня! Карр! Карр!
Царевна села ворону на спину, полетел ворон над волнами и опустил девушку на другом берегу.
Марпида-царевна бросила на землю золотое яйцо. Оно покатилось, девушка за ним побежала и добралась до избушки. Зашла, а там Ёма-баба сидит. Марпида-царевна спрашивает:
— Сокол не прилетал сюда?
А Сокол спрыгнул с печи, сбросил с себя перья, превратился в молодца. Марпида-царевна спросила:
— А зачем ты рассказала матери обо мне?
— У меня теперь одна дорога — в птичье царство, да ты, боюсь, заскучаешь там. Лучше я отнесу тебя в царский дворец к отцу. Умерла твоя мачеха, и ты станешь жить во дворце весело да богато.
И полетели они справлять свою свадьбу.
Задания к тексту:
Что случилось с Марпидой-царевной и почему?
Кто, как и почему помогал девушке?
Какой ты представляешь себе Ёму-бабу? В чём её необычность в этой сказке?
За что была наказана Марпида-царевна?
Почему она не захотела возвращаться во дворец к отцу?
Прочитай начало и конец сказки. Сравни с зачином и концовкой русских народных сказок.
Тридцать женихов
Жили-были старик со старухой. У них было тридцать женихов-сыновей. Трудно было с ними — ведь для всех нужно тридцать шапок, тридцать кафтанов, тридцать пар сапог. Выросли братья, умными стали, работящими. Не успели старик со старухой на них нарадоваться, как старший Иван говорит:
— Решили мы жениться на тридцати сестрах и пойдем по белу свету невест искать.
Ну, делать нечего. Принялись родители снаряжать парней в дорогу. Иван взял клубок ниток, бросил его на землю и проговорил: « Отыщи нам невест-сестер. Куда ты покатишься, туда и мы пойдем».
Клубок покатился, за ним братья пошли, через горы перелезли, через реки переплыли, через леса прошли и добрались до полянки, где изба стоит, на пороге старушка сидит, шерсть прядет.
Узнала она, что надобно братьям, и говорит:
— У меня пять внучек — пять сестер, идите-ка дальше к моей тетушке, у нее тоже есть девушки. Сколько их — не знаю, не считала, только помню, что много.
Иван снова бросил клубок на землю. Он покатился по горам и долам, за ним братья пошли.
Долго они брели, наконец, добрались до лесной полянки, где под елью избушка стоит, на пороге старуха сидит, волчью шерсть прядет. Увидела она тридцать братьев и спрашивает:
— Далеко ли вы отправились?
Братья ей все без утайки рассказали. Хозяйка их в бане попарила, накормила, напоила, потом говорит:
— Придется вам дальше идти туда, где вас ждут тридцать невест. У меня только двадцать девушек есть. Да ничего, клубок приведет вас к озеру, где живет моя тетушка. У нее как раз тридцать девушек в доме живет.
Опять клубок покатился, за ним братья пошли и очутились на берегу озера. Там, на берегу, избушка стоит, на пороге старуха сидит, шерсть прядет. Увидела братьев и спрашивает:
— Куда вы путь держите?
Братья все рассказали.
Выбежали из дома девушки, одна краше другой.
Принялись братья невест выбирать: этому нравится та, другому — другая.
А Иван-младший промолвил:
— Мне дайте ту невесту, какая останется.
Настала ночь. Иван велел братьям лечь под лавки. Они так и сделали. А Иван не спал.
Иван разбудил братьев, те вылезли из-под лавок, и он показал им разрубленные метлы.
— Если бы не я, ведьма всем нам отрезала бы головы.
Едва Ёма-баба захрапела, как Иван пошел во двор, Ёминых коней вычистил, накормил-напоил. Он понимал их язык. И одна лошадь сказала ему человечьим голосом:
— Нас, Иван, Ёма бьет. А когда она заставит запрягать, ты меня не бей, я подарю тебе за это жеребенка.
Так оно и вышло. Ёма заставила братьев каждый день три недели подряд лошадей запрягать, дрова возить, не жалеть лошадей, кнутом хлестать и за это обещала каждому по коню.
Но Иван кобылу жалел, ни разу не ударил.
Пришел срок расплаты. Ёма разрешила братьям взять по коню. Братья взяли по доброму коню, Иван выбрал себе жеребенка. Едут братья верхом, Иван пешком идет, тащит за повод жеребенка.
А клубок вперед катится. Остановился он перед царским дворцом.
Пришли они к царю, и царь принял их на службу, братьев одного отца.
За ум и храбрость полюбил он старшего Ивана, а братьев сделал конюхами.
Позавидовали братья Ивану, принялись на него царю наговаривать.
Однако царь их наветы не слушал. Братья прослышали, что есть ковер-самолет, сядешь и полетишь. Они рассказали об этом царю.
Пошел Иван на конюшню. Жеребенок увидел, что он печальный. Стал расспрашивать, отчего хозяин не весел. Тот и поведал жеребенку, что надо ему добыть ковер-самолет у Ёмы-баба.
Вскочил Иван на жеребенка, а жеребенок превратился в доброго коня, полетел над горами, над долами и очутился возле озера Ёмы-бабы, где братья сватали невест.
— Зайди, Ёма-баба спит.
Иван привязал коня к ограде. А ковер над головой Ёмы-бабы.
Иван вытащил ковер да так, что Ёма-баба и не слыхала. Потом сел Иван на коня, помчался во дворец.
Проснулась ведьма, кинулась догонять, да где там!
Иван привез ковер-самолет старому царю, тот наградил парня, велел дать Ивану чашу с вином. А братьям еще обиднее стало.
Попритихли немного и снова говорят царю:
_ Ой, царь-государь, за тридевять морей есть царевна-красавица Марпида. Наш Иван хотел привезти ее соседнему царю.
Распалилось царское сердце. Начал всех о красавице расспрашивать, а потом позвал Ивана и велел ему привезти Марпиду-царевну. А не привезешь, мол, голову долой.
Пошел Иван опять к коню. Все ему поведал.
— Служба еще впереди.
Сел Иван на коня, конь помчался, а впереди клубок катится. Одно царство за другим мелькает.
Наконец, приехали в ту страну, где живет Марпида. Конь велел Ивану спрятаться.
Лишь зорька засияла, царская дочь вышла в сад и стала коня ловить. Конь лег, и царевна села в седло. Вскочил Иван на коня и вместе с Марпидой прискакал к царю. Она и ахнуть не успела. Ну, царь наградил Ивана золотом и мехами.
А братья все еще в конюхах, от зависти не спят, не едят. Старый царь говорит Марпиде:
— Давай обвенчаемся, красавица!
— Как же обвенчаемся, ты-то старый, я молодая, и, кроме того, у меня подвенечного платья нет, меня к тебе молодец в старом сарафане привез.
— Мой наряд дома остался. Кто меня привез, тот пусть и наряд мой добудет.
Царь послал Ивана за подвенечным платьем. Иван запечалился и все рассказал коню. Конь голову повесил:
Мчится Иван снова за подвенечным платьем. Ехал, ехал, наконец прискакал в Марпидину страну и узнал, что подвенечное платье лежит в церкви под престолом, а там как раз служба идет.
— Я превращусь в золотого попа, народ удивится и повалит из церкви на меня глядеть. А ты возьми в то время наряд.
Конь золотым попом обернулся и стал ходить вокруг церкви.
Народ дивится: «Что за чудо». Вот и попы, дьяконы ушли из храма, и прихожане, а золотой поп все молится. Улучил Иван минуту, схватил царевнино платье, вскочил на коня и ускакал.
Тут все спохватились:
— Да ведь это тот молодец, что увез царскую дочь, а теперь подвенечное платье стащил. Да не догонишь его.
Вернулся Иван к царю, привез подвенечный наряд. Обрадовался царь.
Но лукавая красавица Марпида все еще не соглашается:
— Ты старый, я молодая. Я хочу, чтобы и ты помолодел. У меня есть тридцатилетняя кобылица, она доит 30 ведер молока, если это молоко вскипятишь и окунешься туда, станешь таким молодым, как я.
Царь опять зовет Ивана:
— Надо привести тридцатилетнюю кобылицу. Я кобылье молоко вскипячу, окунусь и стану молодым красавцем.
Иван все рассказал коню. Тот заражал:
— Ой, эта служба последняя. Да не знаю, как и поймать эту кобылицу. Ну, езжай, попытай свое счастье.
Сел Иван на коня, поскакал на луг, где у реки кобылица паслась. Ехал, ехал, добрался лишь к вечеру. Солнце закатилось, а светло. Это грива кобылицы сияет. Увидела их кобылица, как бросится навстречу, человечьим голосом молвит коню:
— Милый мой сынок, о тебе я много слышала, тебя везде искала, ведь я родная мать тебе.
Вот обрадовался Иван! Кобылица сама за ними пошла.
Во дворце надоили тридцать ведер молока, вскипятили и в котел налили. А кобылица предупредила Ивана:
— Ты тоже выкупайся в молоке, только не сразу лезь в котел, позови сначала меня, будто проститься хочешь. А я трижды фыркну в молоко, оно остынет, тогда ты ныряй.
Вот принесли котел с кипящим молоком. Страшно стало царю. Велел окунуться сначала Ивану.
— Приведи коня и кобылицу, хочу с ними попрощаться.
Привели и коня и кобылицу, Кобылица три раза фыркнула, Иван бросился в котел с молоком.
Вылез, люди глазам не верят, каким он стал пригожим. Только вылез — молоко в котле вновь сделалось горячим.
Царь скорей кинулся туда же.
Иван обвенчался с красавицей Марпидой и вместо царя стал страной править. Отца с матерью к себе вызвал. А коня и кобылицу нежил и холил.
Задания к тексту:
Как Иван спас себя и братьев от Ёмы-бабы?
Почему Иван понравился царю?
Что удивило вас в поведении братьев? Почему они так относились к старшему брату?
Почему Ивану удалось выполнить все поручения царя? Кто ему в этом помог?
Попытайтесь объяснить смысл сказки. О чём предлагает задуматься народ, сочинивший эту сказку?
Сказку какого автора напоминает вам это произведение? Чем?
Медвежьи няньки
У одной медведицы было трое медвежат. Трудно приходилось ей с малыми.
Так три дня прошло, а на четвертый говорит медведица медведю:
Ой, лесной человек, коли не достанешь трех нянек, я от тебя на девятое болото сбегу!
Испугался медведь. Созвал зверей и птиц, принялся советоваться с ними, где найти нянек для медвежат.
Не знали звери и птицы, только ведала одна лиса, где нянек найти. Говорит лиса:
-В лесной избушке живет охотник. У него есть три дочери. Младшая — стряпуха*, такой сур* изготовляет, только выпьешь глоток — захмелеешь.
— Ну, что ж, девушка подходит в няньки! – заревел медведь.
— Средняя сестра хорошо поет. Только прясть начнет, только песню заведет, даже вьюга перестанет выть.
— Старшая сестра – умница, кого хочешь уму- разуму научит!
— И эта нам подходит! – заревел медведь.
Пошел медведь в чащу. Там под старым мухомором жила Ёма-баба.
Как узнала в чем дело, так подарила медведю лукошко, веретенце*, шелковый клубок и сказала:
— Эти вещи не простые, а волшебные, они помогут заманить девушек в берлогу.
А три сестры ни о чем и знать не знали.
На заре собралась младшая в лес по ягоды. Говорит ей старшая:
— Не ходи, сестрица, сегодня совы в лесу радовались, кричали, волки выли, знать, Ёма какую-то беду добрым людям готовит.
Не послушалась младшая, пошла в лес.
Вдруг увидела: по земле лукошко катится.
Догоняет девушка волшебное лукошко, а догнать не может. Ведь Ёма-баба сделала его. Вдруг лукошко прыгнуло под корни корявой сосны. Девушка за ним, и очутилась в медвежьей берлоге. Стала она медвежьей нянькой.
Старшая всю ночь не спала, о младшей сестре беспокоилась. А на другое утро собралась в лес средняя сестра. Говорит ей старшая:
— Останься дома, сестрица! Младшая заблудилась, и ты можешь заблудиться. Сегодня совы кричали, медведи ревели, волки выли, а Ёма плясала на лугу. Не ходи, посиди в избе.
— Очень надо мне в душной избе сидеть, лучше стану прясть у лесного ручья, вместе с птицами петь.
Вдруг увидела – катится веретенце. Побежала за веретенцем девушка, догоняет его, да никак не догонит.