Через тернии к звездам что это
«Через тернии к звездам»: значение выражения
Публикация посвящена выражению «через тернии к звездам», значение и происхождение которого рассмотрим подробно, используя исторические факты и общепринятые тезисы. Нам, людям, нужны в жизни правильные приоритеты, у каждого должно быть свое несокрушимое кредо, направляющее человека к заветной цели. Именно это выражение, а точнее, его смысловой посыл, словно маяк в кромешной тьме, освещает дорогу жизни.
Происхождение выражения
Эту фразу Сенека впервые использовал в своем произведении «Неистовый Геркулес». Учение стоицизма, которое в буквальном смысле слова было пронизано идеей его произведения, призывает своих последователей иметь твердую позицию в жизни, несмотря на превратности судьбы. Именно так философ смог объяснить значение «через тернии к звездам». Так родилось на свет знаменитое крылатое выражение, которое и по сей день не потеряло всей актуальности и продолжает вдохновлять миллионы людей.
Смысловой посыл
Если рассматривать значение фразы «через тернии к звездам», хотелось бы обратить внимание на уникальное, на наш взгляд, сочетание двух слов, олицетворяющих собой два противоположных понятия. Эти слова – тернии и звезды. Что же такое тернии? Это колючий кустарник, на ветвях которого растут острые иглы. В переносном значении используют слово «тернии» как определение сложного и тяжелого пути, в процессе которого предстоит пережить боль ран, которые наносит сама жизнь своими острыми шипами. А с чем у вас ассоциируется слово «звезда»? Величественная, недосягаемая, прекрасная и, безусловно, еще более желанная мечта или цель, а возможно, для кого-нибудь и смысл всей жизни. Значение крылатого выражения «через тернии к звездам» в том, что в краткой, емкой и лаконичной форме собраны основные и, конечно же, главные жизненные основы ценностей человека.
Значение выражения
Для того чтобы объяснить значение выражения «через тернии к звездам», следует правдиво ответить на такой вопрос: стоит ли жить, не имея мечты? Ведь жизнь так быстротечна и так требовательна к нам, людям, в ней преобладающую часть занимают обязанности, что, безусловно, отделяет каждого из нас от истинных своих желаний. А выражение «через тернии к звездам» и представляет собой то устойчивое жизненное кредо, которое помогает нам, отсеивая, заметьте, дорогой читатель, не переступая, на пути все лишнее, уверенно идти к заветной мечте. Что бы это ни было, то ли новенький сверкающий автомобиль, то ли покорение вершины Эвереста, а может быть, и приобретение собственного дома на побережье Средиземного моря. И главное, чтобы ваш путь «к звездам» стал успешным, что в конечном итоге приведет к еще одной важной трансформации – вы сможете стать тем человеком, которым всегда хотели быть.
Фильм
Выражение «через тернии к звездам», значение которого не оставляло равнодушными миллионы и более людей не одну сотню лет, нашло отклик в сердцах людей и стало вдохновением для создания фильма с одноименным названием, который был снят в 1980 году режиссером Ричардом Викторовым. Фантастическая приключенческая кинолента посвящена теме спасения планеты от экологической катастрофы, где тандем землян и инопланетян был успешен. В этом фильме был показан путь преодоления неимоверных трудностей, название картины «Через тернии к звездам» отождествляет ее сюжет и смысл крылатой фразы. Очевидно, что это движение вперед к самой цели с приложенными мыслимыми и немыслимыми усилиями человека.
В нашей жизни
Сегодня выражение «через тернии к звездам», значение которого сводится к преодолению жизненных трудностей и достижению заветных целей, находит отклик в современном виде искусства – тату. По разным причинам люди наносят татуировки на тело: кто-то стремится стать более удачливым или, скажем, отдать дань моде, но при этом главным образом происходит выражение собственного «я». Люди верят, что тату, особенно в виде надписи, способно утроить удачу или даже улучшить судьбу. Но, опираясь на мнение экспертов в этой области, отметим, что если это действительно для вас именно так, то будьте честны в первую очередь с самим собой, ответьте на такой вопрос: а готовы ли вы, нанеся надпись на тело, пройти через тернии, а сможете ли, а нужно ли это именно вам, крепок ли ваш дух, хватит ли у вас сил?
Так, нанесенная надпись на вашем теле, как вы должны понимать, и есть тот самый вызов судьбе. Но следует помнить, что большинство людей, которые выбирают это выражение как девиз в своей жизни, любят бросить вызов судьбе. Всем мыслимым и немыслимым преградам в жизни ради достижения триумфа. И самое главное заключается в том, чтобы связать свои цели и желания с жизнью всеобщей и связать свои мечты с признанными ценностями, стать человеком полезным и нужным людям. Вопрос сложный. И есть ли вероятность его решения? Возможно, что человек будет мыслить именно так после удовлетворения личных потребностей. А сколько их будет? Вопрос риторический.
Заключение
Через тернии к звездам
Через тернии к звездам
С латинского: Per aspera ad astra |пэр аспэра ад астра).
Предполагается, что в основу этого выражения легла фраза из сочинения «Неистовый Геркулес» римского философа-стоика Сенеки (Луиия Аннея Сенеки Младшего, ок. 4 до н. э. — 65 н. э.): «Не гладок путь от земли к звездам!»
Смотреть что такое «Через тернии к звездам» в других словарях:
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ — «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1980, цв., 146 мин. Фантастика. XXIII век. Патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает космический корабль, на борту которого среди погибших инопланетян находится искусственный человек… … Энциклопедия кино
Через тернии к звездам — Через тернии к звёздам Жанр фантастика драма Режиссёр Ричард Викторов Автор сценария Кир Булычёв Ричард Викторов … Википедия
Через тернии к звездам (фильм) — Через тернии к звёздам Жанр фантастика драма Режиссёр Ричард Викторов Автор сценария Кир Булычёв Ричард Викторов … Википедия
Через тернии к звёздам (фильм) — Через тернии к звёздам … Википедия
Mafia II — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Буяльский — Буяльский, Илья Васильевич Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789 год(1789) Дата смерти … Википедия
Буяльский И. В. — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство … Википедия
Буяльский Илья — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство … Википедия
Буяльский, Илья — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство … Википедия
Буяльский И. — Илья Васильевич Буяльский Дата рождения: 1789(1789) Дата смерти: 1866 Гражданство … Википедия
Через тернии к звёздам
«Через тернии к звёздам» — советский двухсерийный фантастический фильм (внезапно — с элементами хоррора!) титана советской кинофантастики Ричарда Викторова по сценарию другого титана — Кира Булычёва. Отличался передовыми для своего времени спецэффектами и хорошо продуманным сюжетом, поднимающим вопросы гуманизма, создания искусственных людей и защиты окружающей среды (задолго до того, как пришла хорошая девочка Грета и всё опошлила). Заслуженно стал хитом советского проката в 1980 году, успев блеснуть и за рубежом. Утверждают, будто сам Ридли Скотт приезжал в СССР, дабы причаститься к опыту советских коллег.
Содержание
Сюжет [ править ]
Девушка постепенно осваивается среди землян, всей душой привязывается к семье Лебедевых, а к сыну Сергея, Степану, со временем начинает испытывать явно романтические чувства. Она называет себя Нийей и своё прошлое помнит лишь отрывочно — угрюмые пейзажи гибнущей планеты, отравленная вода, кислотные дожди, седовласый учёный, подаривший ей жизнь… Надежда, продолжающая изучать Нийю, обнаруживает в ее мозгу центр подчинения, с помощью которого можно управлять девушкой. Нийю это приводит в отчаяние, и после одного из экспериментов Надежды она даже пытается покончить с собой, но Степан спасает её.
Тем временем на Землю с просьбой о помощи прибывают люди по имени Ракан и Торки — посланцы с планеты Десса, которая стараниями алчных промышленников превратилась в свалку токсичных отходов. Жители Дессы ютятся в подземельях и носят противогазы, питаются синтетической пищей, воду и воздух приходится очищать искусственно, а многие дети рождаются мутантами.
Высадив успевшего всех заколебать Пруля на родной планете, земляне вместе с Нийей наконец прибывают на Дессу, где успешно приступают к очистке экосистемы, однако на их пути встаёт зловещий карлик Туранчокс, сколотивший капитал на торговле масками, противогазами и синтетической пищей, которые в случае успеха спасательной миссии станут никому не нужны. Опасаясь за свою власть, гнусный делец решает во что бы то ни стало погубить экспедицию. А в подвалах института Глана, где окопался Туранчокс, бурлит чудовищная биомасса, использовавшаяся для создания клонов…
Сюжетные элементы и тропы [ править ]
В оригинальном сценарии Кира Булычёва Нийя лишь повторяет слова Глана, а диалог завершался так:
— Мой отец не был палачом. — Он был наивен. А палачом его сделала бы логика событий.
Что ещё тут есть [ править ]
Версия 2001 года [ править ]
Сын Ричарда Викторова Николай решил восстановить лучшую работу своего отца. Однако выяснилось, что ещё в начале 90-х новоявленные Туранчоксы, выкупившие павильоны Совэкспортфильма, натурально вышвырнули ящики с плёнками под дождь. Энтузиасты перетащили их в неотапливаемые ангары, где они и хранились, портясь от холода и времени. Словом, нормально отреставрировать фильм на основе имеющихся материалов оказалось невозможным — сильнее же всего пострадал звук. Николай Викторов принял волевое решение полностью переписать его, пригласив для переозвучания актёров, которые на тот момент были ещё живы, а также задействовав новых. Ну а дальше, решив уж не мелочиться, доработал спецэффекты, переснял некоторые сцены, а другие вообще убрал (в том числе, обрезал сцену купания), в результате чего фильм сократился на целых двадцать минут. Утверждения Николая Викторова о том, что он-де выбрасывал лишь ненужные эпизоды с идеологической окраской оставим на его совести: никакой советской пропаганды в фильме отродясь не было. В результате получился натуральный эффект Йетса пополам с пыткой увеболлом, где сюжет распадался на части из-за кривых монтажных решений Викторова-младшего (кстати, обнажёнка, благополучно пережившая советскую цензуру, была им безжалостно вырезана — для расширения аудитории, что ли?), а дубляж, выполненный в худших традициях озвучки голливудского ширпотреба, но вперемешку с голосами оригинальных актёров, резал слух. Пришлось к тому же и записывать новый саундтрек, поскольку часть музыкальных тем Алексей Рыбников использовал для рок-оперы «Юнона и Авось», что создало путаницу с правами; новую музыку написал сын композитора Дмитрий, на котором природа всё же несколько отдохнула. Тем не менее, из-за ужасного качества оригинальной версии (звук был такой, что казалось, будто головы всех героев обмотаны стегаными одеялами) автору статьи пришлось начинать своё знакомство именно с этого недоразумения. Некоторые фанаты создавали комбинированные версии.
К счастью, Николай Викторов быстро понял, что получилась какая-то фигня. В 2015-м году «Мосфильме» обнаружилась приемлемая копия оригинальной версии, которую при участии Николая отлично отреставрировали безо всяких купюр и недавно выложили в свободный доступ. И да, фраза о том, что пейзажи Дессы сняты на Земле, там теперь есть.
Через тернии к звездам (Per aspera ad astra)
Человечество покинет Землю менее чем через 600 лет. У нас заканчивается пространство для жизни, и единственный выход из этой ситуации — колонизация других миров. Пришло время исследовать другие звездные системы.
А куда деваться? Конечно, к новым звездам! Ведь до ближайшей звезды, можно сказать, рукой подать (по галактическим масштабам): всего лишь каких-то четыре с небольшим световых года. Поэтому она так и называется — Проксима (от лат. proxima — ‘ближайшая’) и относится к звездой системе Альфа Центавра. Кстати, как говорят астрономы, около этой звезды вращается очень подходящая планета массой в 1,3 массы Земли.
Но прежде всего нужно преодолеть притяжение нашего Солнца, иначе говоря, выбраться из его потенциальной ямы (см. рисунок). И тут на помощь может прийти само Солнце — точнее, идущие от него потоки квантов света и частиц (солнечный ветер).
Схема перелета с околосолнечной орбиты, из точки А, на орбиту вокруг другой звезды, в точку В (черный квадрат — планета-спутник звезды, сюда еще надо «приземлиться», но это не цель данной статьи). В нижней части рисунка — вид на траекторию полета «сверху»; в верхней части рисунка слева — вид «сбоку» на траекторию аппарата, выбирающегося из потенциальной ямы; зеленая кривая — траектория полета к звезде; красная кривая — зависимость радиальной компоненты скорости v, соответствующая предельному случаю убегания (когда v∞ → 0). Обозначения: R — радиус Солнца, Rα — радиус желанной звезды, r — расстояния от их центров, r0 — радиус начальной круговой орбиты аппарата, 1/r — сечение потенциальной ямы
Почему именно с парусом? Да потому, что это самый «бесплатный» вид тяги, не требующий сложного оборудования. Конечно, при помощи солнечного излучения невозможно взлететь с Земли, так что необходим предварительный вывод летательного аппарата на орбиту при помощи более мощных средств.
Итак, пусть летательный аппарат, движущийся вокруг Солнца по круговой орбите радиусом r0, развернул парус площадью S, ориентированный перпендикулярно лучам света. Согласно одному из законов небесной механики, а именно второму закону Кеплера, моменты импульса тела в поле тяготения, или площади, заметаемые радиусом-вектором тела в равные промежутки времени, остаются постоянными (см. два заштрихованных сектора на рисунке). Это значит, что в любой точке траектории нашего паруса
где u — окружная (линейная) компонента скорости. Напомним, что вектор скорости имеет окружную u и радиальную v компоненты. С момента раскрытия паруса кинетическая энергия будет увеличиваться за счет работы силы давления излучения Солнца. Найдем эту работу.
Каждый квант частотой ν, как известно, имеет импульс \(\frac
Далее, если на первоначальной круговой орбите вокруг Солнца (орбита Земли) радиусом r0 плотность потока его излучения равна q0, то на расстоянии r имеем
Заметим, что эта зависимость от радиуса точно такая же, как и для силы тяготения, действующей на единичную массу:
где M — масса звезды, G — постоянная тяготения. А работа силы тяготения при переходе из точки r0 в точку r равна разности потенциалов, т.е. значений потенциальной энергии в расчете на единицу массы перемещаемого тела:
Значит, работа силы давления излучения будет равна
Теперь мы можем записать важную мысль: изменение суммы потенциальной и кинетической энергий единицы массы аппарата равно работе сил давления света на парус при перемещении от r0 до r:
Используя соотношение между окружными скоростями, запишем азимутальную часть кинетической энергии в виде
а начальную орбитальную скорость на круговой орбите вокруг Солнца найдем из второго закона Ньютона
В результате для радиальной компоненты скорости получим
Здесь введена мощность излучения звезды \( Q = 4πr^2_0q_0 \). Видно, что достаточно далеко от звезды (при \( \frac
При этом предполагается, что плоскость начальной круговой орбиты содержит прямую, проходящую через центры Солнца и желанной звезды.
Пусть начальная радиальная скорость аппарата равна нулю (v0 = 0) — он вращается по круговой орбите и никто не подталкивает его в радиальном направлении, кроме развернувшегося паруса. Тогда из последнего равенства можно получить интересный результат — предельное значение поверхностной плотности массы паруса \( \frac\), при котором излучение поможет едва выбраться из потенциальной ямы звезды, так что аппарат остановится на бесконечности (v∞ = 0):
Видно, что сюда вошли две фундаментальные константы — скорость света c и гравитационная постоянная G, а также единственная характеристика звезды, описывающая поток квантов, — ее удельная мощность излучения \( \frac
Более тяжелый парус не «выберется» из сферы влияния Солнца. А ведь этот парус должен нести не только себя, но еще и некий полезный груз. Поэтому предлагается подталкивать корабль мощным электромагнитным излучением (например, лазером) с Земли. А по мере удаления от Солнца — использовать специально расположенные заранее зеркала, подсвечивающие пролетающий мимо межзвездный аппарат отраженным солнечным светом. А еще.
И тут, как и во всех великих проектах, возникают дополнительные соображения. Помимо рассмотренного выше электромагнитного излучения, существует корпускулярное излучение Солнца — поток протонов со скоростью около 450 км/с, оказывающих давление \( p_0 \sim 2·10^<−7>·(\frac
Далее, проблема еще в том, что обсуждаемая здесь цель полета не находится в плоскости эклиптики, и это потребует дополнительных маневров. А по поводу рассматриваемой теории великий Галилей непременно постарался бы внести принципиальное «уточнение»: если свет, распространяющийся со скоростью с, падает на парус, уже обладающий радиальной скоростью v, то их относительная скорость должна быть меньше с. Однако современная физика утверждает, что скорость света в любой системе координат равна с. Что же изменится в сравнении со случаем паруса на круговой орбите? Может изменится частота фотона, а значит, и его энергия и импульс — фотон «покраснеет» с удалением от гравитирующего его источника?
А поэты. что им ближайшая Проксима:
Живет она, дошедшая от дедов,
Особая сжигающая страсть:
Влечет к себе туманность Андромеды
Сквозь немоту космических пространств.
Но до Андромеды полтора миллиона световых лет! Здесь и субсветовые скорости аппарата маловаты: свет Андромеды, дошедший сейчас до нас, покинул ее, когда на Земле еще не было человечества. Но тут забрезжила надежда: астрофизики открыли в Пространстве «кротовые норы», через которые.
А чтобы во всем этом разобраться, нужно поступить на Физтех или в МГУ и окончить их физические факультеты.
Через тернии к звездам (фильм)
Через тернии к звездам (фильм)
Через тернии к звёздам | |
Жанр | |
---|---|
Содержание
Сюжет
XXIII век. Звездолёт дальней разведки обнаруживает в космосе погибший корабль неизвестного происхождения, на нём — гуманоидных существ, искусственно выведенных путём клонирования. Одна девушка оказывается жива, её доставляют на Землю, где учёный Сергей Лебедев поселяет её в своём доме.
Девушка живёт в доме Лебедева, осваивается в его семье, состоящей из пожилых родителей Сергея (отец — океанолог, мать — профессор медицины, педиатр, известный специалист по детским болезням) и его сына Степана — курсанта школы космонавтики. Вскоре Нийя (так зовут девушку) обнаруживает некоторые сверхчеловеческие способности, в частности, она может телепортировать на небольшие расстояния и усилием воли останавливать летящие в неё предметы. Осуществляющая контроль профессор Надежда Иванова обнаруживает у Нийи в мозгу центр, с помощью которого людьми-клонами возможно управлять. Сама Нийя почти ничего не может рассказать о себе; из-за взрыва, погубившего корабль, у неё полностью пропала память о прошлом, лишь иногда в мозгу девушки всплывают отдельные эпизоды прошлого.
По телевидению показывают репортаж о визите посланника Ракана с планеты Десса. Он прилетел, чтобы просить у Земли помощи: на Дессе местные бизнесмены в погоне за наживой растратили все минеральные ресурсы и уничтожили всю живую природу, планета находится под угрозой скорой гибели. Увидев Ракана, Нийя узнаёт в нём старого друга её отца, профессора Глана, и вспоминает свою родную планету — это Десса.
Нийя проникает на корабль «Астра», посланный восстановить атмосферу планеты и начать восстановление её биосферы. По случайному совпадению на этом корабле оказываются её знакомые: Надежда Иванова входит в число специалистов, отправленных на Дессу, а Степан Лебедев, у которого как раз началась практика, опоздал на свой корабль и был переведён на «Астру». На этом же корабле возвращаются домой Ракан и его помощник. Ракан рассказывает Нийе о том, что её отец Глан создал своих детей-клонов, чтобы они остановили гибель планеты. Не понятый соотечественниками, Глан был вынужден бежать в космос, где и погиб.
Оказавшись на Дессе, земляне начинают операцию по спасению планеты. Но не всем это нравится. Местный олигарх Туранчокс, боясь потерять прибыль (его заводы производят, в частности, противогазы, маски, чистый воздух и воду), через своих агентов настраивает местных жителей против землян, распространяя слухи, что те прилетели уничтожить остатки населения планеты и захватить её. На Нийю совершается нападение, к счастью, безуспешное.
В ролях
Новая версия фильма
В 2001 году сыном режиссёра была выпущена переработанная версия фильма. [1] Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску.
Заметно сокращены следующие сцены:
Композитор Алексей Рыбников при написании музыки к оригинальному фильму использовал мелодии, написанные им для оперы «Юнона и Авось». В новой версии по соображениям охраны авторских прав все они были заменены музыкой Д. Рыбникова, сына Алексея Львовича.