Чернь скань эмаль фреска что лишнее
Олимпиада по истории 7 класс для окружного этапа
Школьный тур Олимпиады по истории России
1. Какой из русских городов был основан в XII ?
Г) Великий Новгород Всего 2 б. ______
2. Кто оставил об Индии эти записи?
«Тут есть Индийская страна, и люди ходят все нагие, а голова непокрыта, а волосы заплетены в одну косу. Детей родят каждый год, а детей у них много. А мужи и жены все черные. Куда я ни пойду – за мной людей много: дивятся белому человеку»
А) Н.Н. Миклухо-Маклай Б) Афанасий Никитин
В) В. Беринг Г) Владимир Атласов Всего 2 б. ______
3. Назовите полководцев, которые участвовали в битве на р. Неве:
А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович
Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян
В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,
Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский
Г) Игорь Святославич, Всеволод, Кончак, Юрий Кончакович Всего 2 б. ______
4. Соотнесите храмы и их местонахождение:
А) Десятинная церковь
Б) храм Покрова на Нерли
В) Георгиевский собор Юрьева монастыря
Г) Храм Покрова на Рву
Д) Архангельский собор
Е) церковь Вознесения
1. село Коломенское
2. Красная площадь в Москве
3. Московский Кремль
5. Назовите реформы и мероприятия, относящиеся к времени правления Ивана Грозного
А) создание стрелецкого войска
Б) отмена кормлений
В) разгром церковных ересей в Москве и Новгороде
Г) присоединение Крымского ханства
Д) присоединение Твери
Е) созыв Земского собора Всего 5 б. ______
6. Определите позиции, характеризующие положение князя в Новгородской земле
А) осуществлял сбор дани в зависимых от Новгорода землях
Б) являлся главой Совета трехсот золотых поясов
В) осуществлял с помощью дружины судебно-административные функции в Новгородской земле
Г) отстранял своей волей должностных лиц Великого Новгорода
Д) осуществлял общее руководство обороной Новгородских земель Всего 3 б. ______
7. Расположите события в хронологической последовательности:
А. Принятие христианства в Древней Руси.
Б. Съезд князей в Любече, утверждение принципа «каждый держит отчину свою».
В. Введение «уроков и погостов».
Г. Создание Правды Ярослава.
Ответ: ___________________________ Всего 5 б. ______
8. По какому принципу образованы ряды?
А) Рядович, смерд, закуп
Б) Сухий, Травень, Червень, Листопад _______________________________________________________________
В) Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________
Всего 6 б.__________
9. По какому принципу образованы ряды? Что и почему является лишним?
А) Скань, зернь, фреска, эмаль______________________________________________________________________
Б) Филипп Нянька, Евпатий Коловрат, Петр Ослядюкович, Юрий Всеволодович____________________________
В) Коломна, Великий Новгород, Тверь, Ярославль______________________________________________________
10. Восстановите отрывок, вставив пропущенные слова
Первый князь Древнерусского государства______________постепенно присоединил к ________________большую часть восточнославянских земель. Под его властью оказался путь «__________________________». В _________ году князь совершил поход на столицу Византии ____________________. В нем участвовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули гавань ____________________ и укрылись за стенами города.
Тогда русский князь повелел вытащить корабли на берег и __________________________. Попутный ветер погнал парусники руссов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь ___________в знак победы _____________________________ к вратам города. Результатом похода стал торговый договор с Византией, который был заключен в ______________ году.
Всего 10 б.________
11. Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.
«И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышан был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские боем как по воздуху … и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
1. О каком событии идет речь в отрывке?
2. Когда оно произошло?
3. Как звали полководца, одержавшего победу в этом сражении?
4. В чем вы видите причины победы?
Всего 10 б. ________ _
Подпишите имена русских князей и расположите в хронологической последовательности их правления:
А)_________________ Б)_______________ В)_______________
Г)_______________ Д) ____________ Е) ______________
Всего 18 б._ _________
13. Подпишите название архитектурных памятников, изображенных на иллюстрациях, и поставьте цифру на карте рядом с городом, где они находятся ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
3. 4.
5.
Всего 20 б.______________
14. Укажите утверждения, с которыми Вы согласны. Внимание! Ответ записывается числом, без скобок и знаков препинания, цифры располагаются в порядке возрастания!
1. При Владимире I произошло крещение Руси . 2. В городах Руси большую роль играло вече. 3. Значение Куликовской битвы состояло в разгроме главных сил Золотой Орды. 4. Нашествие Батыя не затронуло Новгородскую и Псковскую земли. 5. При Иване III собирается Земский собор. 6. Присоединение к Московскому государству Западной Сибири произошло в правление Ивана III. 7. В XV в. обширные черноземные степи назывались Диким полем.
Всего 5 б.____________
Составила Краснова Е.М., учитель истории ГБОУ СОШ с.Елшанка.
4. А-4, Б-6, В-5, Г-2, Д-3, Е-1 (5-6 правильных ответов: 6 б.; 4: 4 б.; 3: 2б.; 1-2: 0 б.).
7. ВАГБ. За правильный ответ 5 баллов. Любая ошибка 0 баллов.
8. По какому принципу образованы ряды?
А)Перечислены категории зависимого населения Древней Руси.
Б)Перечислены названия месяцев древнерусского календаря.
В) Перечислены древнерусские имена.
Всего 6 б. (2 б. за каждый правильный ответ)
9. Что выпадает из логического ряда?
А) Фреска- роспись по сырой штукатурке. Остальное – ювелирная техника.
В) Коломна – присоединена к Московскому княжеству при Данииле Александровиче (как вариант в XIII веке). Остальные – при Иване III (в XV веке).
Всего 6 б, по 2 за каждый правильный ответ.
10. Первый князь Древнерусского государства Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Под его властью оказался путь «из варяг в греки». В 907 году князь совершил поход на столицу Византии Царьград (Константинополь). В нем участвовало 2 тысячи судов, на которых размещалось 80 тысяч воинов. Византийцы, узнав о приближении русской рати, замкнули гавань цепью и укрылись за стенами города.
Тогда русский князь повелел вытащить корабли на берег и поставить их на колеса. Попутный ветер погнал парусники руссов к стенам византийской столицы. Испуганные греки запросили мира. Князь Олег в знак победы прибил щит к вратам города. Результатом похода стал торговый договор с Византией, который был заключен в 911 году.
Всего 10 баллов: 1 б. За правильно указанный пропуск
11. 1. Ледовое побоище
2. 5 апреля 1242 года
3. Александр Ярославич Невский
4. Полководческий талант Александра Невского, патриотизм новгородцев и чуди, неподготовленность рыцарей Ливонского ордена к битве в подобных условиях и тому подобное.
Всего 10 баллов. За 1-3: по 2 балла; 4-4 балла.
12. А. Александр Невский; Б. Дмитрий Донской; В. Иван III; Г. Иван Грозный; Д. Святослав; Е. Ярослав Мудрый. Правильная последовательность: ДЕАБВГ.
13. Всего 20 баллов. 5 баллов за правильно указанное соответствие.
1) Софийский собор в Киеве
2) Дмитриевский собор во Владимире
3) Колокольня Ивана Великого в Московском кремле
По какому принципу образованы ряды? Что и почему является лишним? А)Скань,зернь,фреска,эмаль Б)Филипп Нянька,Евпатий Коловрат,Пе
он был велике царём и зачем ты у нас спарашиваешь зял написал вапрос и вышло
Ответ:
Поводом послужило строительство Ново-Илецкой линии, состоящей из 29 укреплений. Лучшие земли в районе Урала и Илека были отобраны у казахов рода табын и отданы под казачьи хутора. Кроме того, продолжали удерживать в плену хана Арынгазы и многих старшин Младшего жуза. Отчаявшись добиться их освобождения и возвращения земель мирным путем, Жоламан начинает военные действия против России. Казахи Младшего жуза, поддержавшие призыв Жоламана, начали совершать нападения на пограничные укрепления и аулы султанов-правителей. Карательные экспедиции не имели успеха. Особый размах восстание приняло в 1835 г. Жоламан всячески оказывал помощь другим предводителям восстаний – И. Тайманову, С. Касымову (брат Кенесары), К. Касымову.
Объяснение:
Крестьянская война 1773—1775 годов (Пугачёвщина, Пугачёвское восстание, Пугачёвский бунт) — восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.
Территория, охваченная восстанием, включала Оренбургский край, Урал, Приуралье, Западную Сибирь, Среднее и Нижнее Поволжье, что позволяет считать его крестьянской войной. Среди восставших, помимо русских, были калмыки, башкиры, татары, чуваши и другие народности Заволжского края. Социальный состав около 100 тыс. повстанцев — крестьяне, трудовые слои казачества, частично городская беднота и рабочие мануфактур. Основное ядро восстания — яицкие казаки и примкнувшие к ним крестьяне, горожане, недовольные усилением налогового гнета, а также работный люд, обеспечивавший повстанцев артиллерией.
Лозунги восставших вначале ограничивались возвращением привилегий казачеству, но по мере роста движения и включения в него крестьян и работных людей появились требования освобождения крестьян от крепостной неволи, от поборов и податей, передача им земли. Ни в одном из документов восставших не ставилось задачи изменить формы государственной власти (монархии) ; повстанцы рассчитывали «извести возмутителей империи и разорителей крестьян» (дворян) и посадить при этом на трон «хорошего царя».
Причины поражения восстания, кроме его слабой организованности, недостаточности и устарелости вооружения, отсутствия ясных целей и конструктивной программы восстания, таились в его разбойном характере, жестокость восставших вызывала негодование в обществе. Пугачеву было суждено потерпеть поражение и потому, что государственный механизм работал достаточно слаженно, и Екатерине II удалось быстро мобилизовать необходимые ресурсы для подавления восстания.
Крестьянская война не привела к каким-либо изменениям социального положения крестьянства, не облегчила его жизнь. Напротив, свои выводы сделало правительство: в 1775 в стране была проведена новая губернская реформа, увеличившая количество губерний. Автономия казачьих войск была ликвидирована раз и навсегда. Река Яик переименована в Урал. Но страх новой «пугачевщины» заставил образованное общество обсуждать пути решения «крестьянского вопроса», что подтолкнуло дворянство впоследствии смягчить, а затем и отменить крепостное право в 1861.
Обобщающее повторение Феодальная раздробленность на Руси
Повторение по теме «Феодальная раздробленность Руси. Начало монголо-татарского нашествия»
1. Какие три из перечисленных ниже памятников зодчества были построены в Северо-Восточной Руси в XII в.?
1) Успенский собор во Владимире 2) Архангельский собор в Москве
3) Дмитриевский собор во Владимире 4) церковь Спаса на Нередице
5) церковь Параскевы Пятницы на Торгу 6) церковь Покрова на Нерли
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A) чернь, скань, эмаль Б) кириллица, глаголица B) фреска, мозаика Г) летописи, сказания
1) жанры древнерусской литературы
2) виды ювелирной техники
3) виды письменности в Древней Руси
4) виды древнерусской живописи
5) архитектурные стили
A) «Слово о законе и благодати» Б) «Повесть временных лет» B) «Поучение детям» Г) «Задонщина»
2) Владимир Мономах
4. Установите соответствие между жанрами древнерусской литературы и относящимися к ним произведениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) былины Б) летописи В) сказания Г) автобиографические повести
1) «Повесть временных лет»
3) «Поучение Владимира Мономаха детям»
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают должностных лиц Новгородской республики.
1) посадник, 2) городовой, 3) тысяцкий, 4) архиепископ, 5) князь. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.
6. Ниже приведён перечень имён русских князей. Все они, за исключением одного, относятся к XI—XIII вв.
1) Юрий Долгорукий, 2) Александр Невский, 3) Дмитрий Донской,
4) Андрей Боголюбский, 5) Ярослав Мудрый, 6) Владимир Мономах.
7. __________________— повинность, отбываемая крепостными
и временнообязанными крестьянами в пользу землевладельца за предоставляемую в аренду землю. Заключалась в работе на полях и в хозяйстве помещика без оплаты и собственным инвентарем.
8. __________________— одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате ренты землевладельцу и государству продуктами или деньгами.
9. __________________— вид феодальной собственности на землю, возникший в Древнерусском государстве не ранее XI в. как наследственное семейное владение.
10. _________________— земельное владение, даваемое при условии несения военной и государственной службы без права наследования, продажи, обмена.
11. Раскройте причины государственной раздробленности Древней Руси (XII—XIII вв.). Укажите не менее трёх причин раздробленности. Назовите не менее двух крупнейших политических центров Древней Руси этого периода.
12. Сравните положение Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII—XIV вв. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).
13. Историческим центром многих старых западноевропейских городов является рыночная площадь и здание ратуши. Историческим центром старого русского города является детинец (кремль). Объясните, чем различалось социальное устройство и управление средневековых западноевропейских и русских городов (приведите три объяснения).
14. Одной из особенностей становления и развития русской государственности считается соседство Руси с Великой степью. Укажите не менее трёх положений, раскрывающих значение такого соседства для развития русских земель до XIII в.
15. Существует следующая точка зрения на вопрос о последствиях политической раздробленности Руси: политическая раздробленность имела серьёзные негативные последствия.
16. Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.
17. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 1.
18. Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.
19. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период
2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели
3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет
4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства
5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость
6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства
20. Напишите имя полководца, который командовал войском, отмеченным на схеме цифрой 1.
21. Напишите имя полководца, командовавшего войском, отмеченным на схеме цифрой 2.
22. Напишите год, когда произошло сражение, изображённое на схеме (см. рис. 5).
23. Какие суждения, относящиеся к событию, обозначенному на схеме (см. рис. 5), являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) битва состоялась во время нашествия монголо-татар на юго-западные русские земли
2) один из полководцев, участвовавших в битве, впоследствии был канонизирован Русской церковью
3) битва являлась примером междоусобных войн на Руси периода политической раздробленности
4) в битве одной из сражавшихся сторон был отряд половцев
5) результаты битвы имели большое значение для укрепления внешнеполитического авторитета
6) земли, на которых происходила битва, принадлежали Великому Новгороду
Рассмотрите схему и выполните задания.
24. Напишите имя полководца, возглавлявшего русские войска в битве, указанной на схеме.
25. Напишите название озера, обозначенного на схеме цифрой 1.
26. Напишите год, в который произошла битва, отражённая на схеме.
27. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести
1) сражение состоялось поздней осенью
2) войска ордена использовали клин («свинья») в качестве боевого построения
3) русские войска одержали победу в сражении
4) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость
5) часть рыцарей ордена утонули в ходе сражения
6) войска ордена воевали с войсками Владимиро-Суздальского княжества
Задания по олимпиаде «История»
Выбранный для просмотра документ Задания по истории.docx
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ
2015/206 учебный год
1. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.(6б)
Б) смерд, рядович, закуп
В) Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор
А) Избранная рада, Боярская дума, приказы, вече,
Б) Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий
В) 1237, 1380, 1480, 1497
3. Ответьте на следующие вопросы.(4б)
А) Что на Руси называли «мягким золотом»
Б) что такое «Юрьев день»
4. Что из перечисленного впервые появилось в правление Ивана IV?(2б)
5. Ранее других произошло событие. Ответ подчеркните.(6б)
Княжение В. Мономаха в Киеве
Княжение Ярослава Мудрого
Битва на реке Калке
1) Куликовская битва
2) Введение Юрьева дня
3) Стояние на реке Угра
1) княжение Василия 3.
2) княжение Ивана Калиты
3) княжение Василия Темного
4) княжение Ивана 3
6. Объясните смысл нижеследующих исторических понятий (6б)
а) владения младших членов княжеского рода
б) плата, которую вносили крестьяне помещику, уходя в Юрьев день
в) изображение посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток и других материалов
7. Решите историческую задачу.(5б)
В 1598 году боярин Юрьев обратился к царю с челобитной о возвращении беглого крестьянина, который убежал от него в годы опричнины и теперь живет среди посадского населения, занимаясь торговлей. Удовлетворят ли его просьбу? Ответ обоснуйте.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ
2015-2016 учебный год
1. По какому принципу образован ряд? Дайте краткий ответ.(6б)
Б) смерд, рядович, закуп
В) Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Колокольня Ивана Великого
Г) Барклай де Толли, Багратион, Тормасов, Кутузов
А) Сенат, Синод, коллегии, Табель о рангах
В) К. Булавин, И.Болотников, С. Разин, А. Меншиков
Г) Тильзит, Малоярославец, Москва, р.Березина
3. Ответьте на следующие вопросы.(6б)
А) Что на Руси называли «мягким золотом»
Б) что такое «Юрьев день»
В) «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было религиозным или юридическим документом?
4. Выберите один неправильный ответ.(6б)
I. Для изобразительного искусства Древней Руси были характерны следующие виды:
II. Последствия установления монголо-татарского ига на Руси:
Отрыв и изоляция русских земель от Европы
Восстановления единства русских земель
Власть князей приобрела авторитарные, «восточные» черты
Искусные мастера-ремесленники угонялись в Орду
III. Для складывания государства у восточных славян характерно:
Наличие угрозы со стороны воинственных соседей
Прохождение через земли славян транзитных торговых путей
Сложные природные и климатические условия для занятия земледелием
Занятие кочевым скотоводством
В 1598 году боярин Юрьев обратился к царю с челобитной о возвращении беглого крестьянина, который убежал от него в годы опричнины и теперь живет среди посадского населения, занимаясь торговлей. Удовлетворят ли его просьбу? Ответ обоснуйте.
6. Соотнесите понятия и определения(8б)
1. Вотчина 3. Местничество
2. Поместье 4. Кормление
а) порядок занятия государственных должностей в соответствии со знатностью рода
б) порядок содержания местной власти за счет средств, собираемых с местного населения
в) земельное держание, даваемое при условии несения службы государю
г) земельное владение, принадлежащее крестьянам
д) земельное владение, передающееся по наследству
7. Дайте краткий ответ.(8б)
1. Правительство, действовавшее в самом начале правления Ивана IV называлось ____________________________________________________________________________
2. Крупное предприятие, основанное на ремесленной ручной технике, но имеющее разделение труда, называется _______________________________________________________________
3. В русском государстве полурегулярное войско, несущее гарнизонную службу, имевшее на вооружении пищали и бердыши, называлось ____________________________________________________
4. Назовите имя русского царя, впервые избранного Земским собором ___________________________________________________________
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ
2015/2016 учебный год
1. По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.(6б)
а) 1497, 1550, 1581, 1649
б)1918, 1924, 1936,1977
в) 882, 912, 980, 1019
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.(4б)
а) Н.П. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов
б) посадник, тысяцкий, архиепископ
3.Кто или что является лишним в ряду? Объясните ответ.(6б)
а) необходимость объединения, солидарности народов, исповедовавших православие; необходимость сохранения крестьянской общины в России; необходимость сохранения крепостного права; отличие пути развития России от путей развития Запада.
б) чернь, скань, эмаль, фреска
4.Установи соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями.(4б)
А. Иванов А. 1) «Всадница»
Б. Брюллов К. 2) «Хованщина
В) Глинка М. 3) «Жизнь за царя»
Г) Федотов 4) «Явление Христа народу
5.Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.(6б)
а) рядовичи, закупы, дьяки, холопы, смерды
б) Аристотель Фиораванти, Софья Палеолог, Хан Ахмат, Сергий Радонежский
в) операция « Багратион», операция «Тайфун», операция «Морской лев», операция «Цитадель»
6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях.(5б)
а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) иконопись е) рекрутчина
ПОЛКОВОДЦЫ НАЗВАНИЯ ВОЙН
1) П.И. Багратион А) Крымская война 1853-1856гг.
2) М.Д. Скобелев Б) Русско- турецкая война 1877-1878гг.
3) В.А. Корнилов В) Русско- турецкая война 1768-1774гг.
4) А.А. Брусилов Г) Первая мировая война 1914-1918 гг.
Д) Отечественная война 1812 г.
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ
2015/2016 учебный год
1. По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.(6б)
б) 1768-1774; 1787-1791; 1806-1812; 1828-1829
в) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав
2.Ответьте на вопросы.(4б)
а ) в 18 веке в Москве на театральных афишах перед фамилией актера или актрисы ставили букву «г», что означало господин или госпожа. Но бывало, что эта буква не ставилась. В каких случаях?
б ) При каком из правителей, и в каком году Православная Церковь была лишена своего главы- патриарха?
в) Какому храму 11-13 вв. посвящен следующий отрывок стихотворения
«Он стоял здесь давно,
Золотясь в поднебесной прохладе,
Посредине села, да у тех ли базарных рядов,
Он стоял здесь не хуже,
Чем главный собор в Царьграде,
И держал бы осанку на станах любых городов
Был страшный век, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя- внука Чингис-хана,
Свое соседство с ним кляня…
3.Установи соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями.(4б)
А. Иванов А. 1) «Всадница»
Б. Брюллов К. 2) «Хованщина
В) Глинка М. 3) «Жизнь за царя»
Г) Федотов 4) «Явление Христа народу
4.Установи события в хронологической последовательности.(5б)
1.Первое летописное упоминание о Москве
2. Княжение Ивана Калиты
3.Установление монголо- татарского ига
4. Ютландское сражение
5. Куликовская битва
5. Ответьте на вопросы.(8б)
а) какое событие можно считать генеральной репетицией Куликовской битвы? (назовите его и укажите дату)
б) по какому принципу образован ряд: РСФСР, УССР,БССР,ЗСФСР?
в) кто из названных лиц никогда не принадлежал к числу церковных иерархов: Фотий, Гергомен, Филарет, Аввакум, Никон
г) какие из перечисленных государственных учреждения не существовали в 18 в.? Государственная Дума, Сенат, Верховный тайный совет, Министерство народного просвещения, Малороссийская коллегия
6. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях. (5б)
а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) отруб; е) рекрутчина
7.Объясните смысл нижеследующих исторических понятий(6б)
а) документ, определявший размеры и местонахождение надела освобожденных от крепостной зависимости крестьян;
б) должностное лицо в хозяйстве князя, его слуга, домоправитель;
в) политика преобразования сельского хозяйства в к.20-30-е гг. 20 века на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйствования
8.Изложи свои мысли (свою точку зрения) по поводу затронутой автором высказывания проблемы. Рассуждение должно опираться на материал отечественной истории и курса всеобщей истории.(10б)
. « Как не судить о личном поведение Грозного, он останется как государственный деятель и политик крупною величиной». (С. Платонов )
Критерии оценки эссе:
Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).
Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.
Точность и аргументированность выводов.
Логичность изложения материала.
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ
2015/2016 учебный год
1.По какому принципу образованы хронологические ряды? Дайте краткий ответ.(6б)
а) 1478, 1485, 1514, 1521
б) 1768-1774; 1787-1791; 1806-1812; 1828-1829
в) Синодик опальных, Земский собор, Стоглав
2.Кто или что является лишним в ряду? Объясните свой ответ.(8б)
а) Уставная грамота, временнообязанные крестьяне, отрезки хутор
б) Л. Яшин, И. Роднина, Г. Каспаров, Л. Кассиль
в) Успенский собор, Архангельский собор, Дмитровский собор во Владимире, Благовещенский собор
г) операция « Багратион», операция «Тайфун», операция «Морской лев», операция «Цитадель»
3.Установи события в хронологической последовательности.(4б)
1.появление Устава В.Мономаха
2. «Русская Правда» Ярославичей
3.появление «Слова о полку Игореве»
4. появление «Слова о законе и благодати»
4 . Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях. (6б)
а) вероисповедание; б) булава; в) еретик; г) волостель; д) отруб; е) рекрутчина
5. Кто из этих исследователей жил в 18 веке?(2б)
А) Е. Хабаров,; б) Д.и Х. Лаптевы; в) С Челюскин ; г) С. Дежнев; д) А.Колчак; е) А. Чириков
6. Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.(4б)
«В воздух взметнулись тысячи разноцветных прожекторов. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая их темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…»
О каком сражении вспоминает маршал? В каком году оно произошло?
7.Объясните смысл нижеследующих исторических понятий(6б)
а) документ, определявший размеры и местонахождение надела освобожденных от крепостной зависимости крестьян;
б) порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками
в) политика преобразования сельского хозяйства в к.20-30-е гг. 20 века на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйствования
8.Изложи свои мысли (свою точку зрения) по поводу затронутой автором высказывания проблемы. Рассуждение должно опираться на материал отечественной истории и курса всеобщей истории.(10б)
. «Разумеется не все намеченное Александру 2 удалось выполнить.. какие- то реформы оказались куцыми, какие-то извращены бесталанными, зачастую и недобросовестными исполнителями… И все же, несмотря на всю критику, отдадим предпочтение тем, кто считает Александра 2 великим реформатором». ( Я. Длуголенский)
Критерии оценки эссе:
Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).
Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.
Точность и аргументированность выводов.