Черная комедия что это такое
Чёрная комедия
Чёрный юмор — особый вид юмора, в котором комический эффект вызывается тем, что в другой ситуации должно вызвать ужас. С чёрным юмором тесно связан абсурд в литературе.
Содержание
История
Термин «чёрный юмор» (фр. humour noir ) возникает у Гюисманса в 1880-е, активно употребляется в сюрреализме, начиная с 1936 года. Одним из первых его пропагандистов, составителем антологии чёрного юмора был Андре Бретон. Образцы чёрного юмора сюрреалисты обнаружили в литературе различных времён и стран: в античности, у Свифта («Скромное предложение»), Вольтера, маркиза де Сада, Кэррола и других, в традиции готического романа (весьма часто содержащего пародийные черты). Философские корни чёрного юмора, в понимании сюрреалистов, ведут к Гегелю и Фрейду.
В XX веке чёрный юмор активно воплощался в театре абсурда, сначала во Франции, а затем и в США. Немалую роль играет в современном кинематографе (чёрная комедия).
В русской фольклористике термин «чёрный юмор» часто используется для обозначения конкретной формы, через которую этот вид комического приходит в фольклор «садистских стишков»:
Маленький мальчик нашёл пулемёт —
Больше в деревне никто не живёт…
Только осталася бабка Матрёна
Эх, на неё не хватило патрона!
В русской культуре весомый вклад в развитие чёрного юмора (в том числе и конкретных фольклорных его форм) сделали Саша Чёрный, Даниил Хармс, Олег Григорьев и Григорий Остер.
Чёрный юмор в кинематографе
Есть немало кинофильмов, в которых чёрный юмор лежит в основе сюжета и воплощения. Ярким примером является британский кинофильм «Смысл жизни по Монти Пайтону», созданный в серии Monty Python, либо так же представитель английского кинематографа «Зомби по имени Шон». Известная серия короткометражных анимационных flash-фильмов Happy Tree Friends — пример чёрного юмора, стилизованного под детский мультфильм. Черным юмором отмечены фильмы Бертрана Блие, Гая Мэддина.
Много чёрного юмора можно видеть на телеканале 2×2 в «Ленор: маленькая мёртвая девочка», «Пол-литровая мышь», «Южный парк», «Беспечные лесные друзья».
См. также
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Чёрная комедия» в других словарях:
Чёрная Гадюка (телесериал) — Чёрная гадюка Blackadder Жанр историческая … Википедия
Чёрная Гадюка — Blackadder Жанр историческая ситуационная комедия Режиссёр Ричард Кёртис Роуэн Аткинсон Сценарист Ричард Кёртис Роуэн Аткинсон Бен … Википедия
Чёрная Гадюка (фильм) — Чёрная Гадюка Blackadder Жанр историческая ситуационная комедия Режиссёр Ричард Кёртис Роуэн Аткинсон Сценарист Ричард Кёртис Роуэн Аткинсон Бен … Википедия
Эдмунд Чёрная Змея — Чёрная Гадюка Blackadder Жанр историческая ситуационная комедия Режиссёр Ричард Кёртис Роуэн Аткинсон Сценарист Ричард Кёртис Роуэн Аткинсон Бен … Википедия
Чёрная кошка — Чёрная кошка, белый кот Чёрная кошка, белый кот Црна мачка бели мачор Жанр Комедия … Википедия
Чёрная кошка, белый кот — Црна мачка бели мачор … Википедия
Чёрная кошка, белый кот (фильм) — Чёрная кошка, белый кот Црна мачка бели мачор Жанр Комедия Режиссёр Эмир Кустурица Продюсер Карл Баумгартнер … Википедия
Чёрная роза — Эта статья о фильме Сергея Соловьёва. Об одноимённом альбоме группы «Аквариум» см. Чёрная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви (альбом). Чёрная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви … Википедия
8 лучших чёрных комедий
Список из 8 фильмов, которые можно назвать лучшими комедиями с чёрным юмором. Это истории, авторы которых смеются над копами и убийцами, над мафиози и безумцами, над клише и апокалипсисом, над жизнью и смертью. Здесь будут и закрученные сюжеты, и простые, но чаще совершенно безумные и абсурдные. Объединяет эти картины то, что все они высмеивают темы, над которыми обычно шутить не принято. Часто жёстко, но зато очень честно. Забудьте о правилах и включайте чёрные комедии!
Монти Пайтон и Священный Грааль
Дата премьеры в мире: 14 марта 1975
Производство: Великобритания
Жанр: фэнтези, комедия, приключения
В ролях: Грэм Чепмен, Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Гиллиам, Терри Джонс, Майкл Пэйлин
Режиссёр: Терри Гиллиам, Терри Джонс
Кинопоиск: 7,8
IMDb: 8,2
В 1975 году британские комики из группы «Монти Пайтон» решили снять фильм. Естественно, юмористический. Описывать сюжет картины дело совершенно неблагодарное, ведь события в ней абсурдны, логика персонажей настолько безумна, что с ней и поспорить невозможно.
Мелочиться создатели не стали и взяли за основу святая святых британского фольклора — легенду о короле Артуре, его верных рыцарях и поисках Грааля.
В этот полуторачасовой фильм уместилось всё возможное: на глазах зрителя бесстрашные воины сразятся с жутким белым кроликом, чёрным рыцарем, встретят настоящего чародея Тима и рыцарей репы, мечтающих о клумбе. Найдётся здесь время для зарисовок о чуме, непорочных монашек, охоты на ведьм, вечной вражды англичан и французов, священной гранаты и многого другого.
Фильм вроде бы не для всех, но точно на все времена.
Возможно, после просмотра захочется узнать, сколько же ласточек нужно, чтобы перенести один кокос.
Смерть ей к лицу
Дата премьеры в мире: 13 июля 1992
Производство: США
Жанр: фантастика, комедия
В ролях: Мэрил Стрип, Брюс Уиллис, Голди Хоун, Изабелла Росселлини
Режиссёр: Роберт Земекис («Форрест Гамп», «Назад в будущее»)
Награды: «Оскар» и премия Британской академии за лучшие визуальные эффекты, «Сатурн» за лучшие спецэффекты и Изабелла Росселлини получила «Сатурн», как лучшая актриса второго плана
Кинопоиск: 7,5
IMDb: 6,6
История начинается в конце 70-х, когда звезда Бродвея Мэдлин уводит у неказистой Хелен её жениха Эрнеста. Покинутая невеста тяжело переживает разрыв, сильно толстеет, через несколько лет даже попадает в психиатрическую лечебницу, а думать может только о предательстве бывшей подруги.
Идут годы и становится понятно, что жизнь Мэдлин тоже не сложилась. Брак оказался неудачным, Эрнест начал пить, потерял должность пластического хирурга и теперь работает в морге, а сама актриса отчаянно борется с возрастом. Любви между супругами нет, осталась только неприязнь.
Кажется, отличный сюжет для драмы, а не чёрной комедии.
Только вот случается так, что обе женщины получают дивный эликсир, который способен вернуть молодость, красоту, а в придачу, как оказалось, подарить бессмертие. Теперь несчастному Эрнесту придётся туго.
Смерть ей к лицу — роскошный фильм о любви, мести и вечной молодости, со звёздным составом, отличными для 1992 года спецэффектами, которые смотрятся достойно и почти тридцать лет спустя.
Убойные каникулы
Дата премьеры в России: 9 декабря 2010
Производство: Канада
Жанр: ужасы, комедия
В ролях: Тайлер Лабин, Алан Тьюдик, Катрина Боуден, Джесси Мосс, Филип Грэйнджер
Режиссёр: Илай Крэйг
Кинопоиск: 7,5
IMDb: 7,5
Или Такер и Дейл против зла, как называется фильм в оригинале.
Компания студентов приехала в лес, чтоб оттянуться и выпить. В глуши они находят мрачную хижину. Кто живёт в ней: безумные каннибалы, маньяки, охотники на людей? Ребята понимают, что они в большой опасности, тем более по дороге им встретились пугающие местные. Да и ходят слухи, что лет 20 назад здесь произошла трагедия. Ситуация обостряется, когда эти самые местные берут их подругу Эллисон в заложницы. Бросать её на растерзание маньякам студенты не намерены.
История похожая на классические слэшеры, но в этом фильме соседи оказываются простыми деревенскими ребятами Дейлом и Такером, которые купили себе домик в лесу, а теперь хотят обустроить его и порыбачить спокойно рядом с новой дачей. А красавицу добрый Дейл пытался спасти, она ударилась о камень и чуть не утонула. Пришлось принести её в дом и обработать рану. А тут вдруг друзья девушки начинают вести себя странно и безрассудно, совершенно не соблюдая технику безопасности.
Студенты мрут как мухи, уверенные, что всему виной маньяки. Дейл и Такер же не знают, как спасти ребят от группового самоубийства.
Из всего этого рокового недопонимания получается безумная чёрная комедия, высмеивающая типичные слэшеры.
Зомби по имени Шон
Дата премьеры в мире: 29 марта 2004
Производство: Великобритания, Франция
Жанр: ужасы, комедия
В ролях: Саймон Пегг, Ник Фрост, Кейт Эшфилд, Люси Дэвис, Дилан Моран
Режиссёр: Эдгар Райт («Скотт Пилигрим против всех», «Малыш на драйве»)
Награды: премия «Сатурн», как лучший фильм ужасов
Кинопоиск: 7,4
IMDb: 7,9
Главный герой фильма живёт настолько скучно, что не замечает момента, когда его родной город охватывает паника из-за таинственного вируса, а люди вокруг начинают превращаться в живых мертвецов. И тут Шон понимает, что обязан спасти всех, кем дорожит: свою мать, девушку, верного друга. Он берёт в руки всё, чем можно ударить зомби и прокладывает себе дорогу по головам живых мертвецов. Это не делает его эдаким суперменом, он остаётся обычным неудачником, которого обстоятельства заставили отбросить рутину и начать борьбу за выживание.
«Зомби по имени Шон» — британский фильм, в котором с чёрным юмором и необходимой долей драматизма рассказывается о парне, который наконец-то проснулся и начал жить, только во время апокалипсиса.
Типа крутые легавые
Лондонский констебль Николас Эйнджел — совершенство. Он владеет техниками рукопашного боя, метко стреляет, водит машину на уровне каскадёра и очень любит свою работу. Всё это настолько осточертело его начальству и коллегам, что Николаса повышают в должности и ссылают в тихий полицейский участок городка Сэндфорд. Здесь все знакомы, и никогда ничего не происходит, разве что подростки нарисуют граффити или живая статуя выйдет на улицу. За спокойствием следят местные старожилы, обсуждая на собраниях всё, что может помешать Сэндфорду в очередной раз стать «Деревней года».
Даже в этом болоте Николас не отчаивается и со всем своим рвением берётся за расследование преступлений — от превышения скорости до пропажи лебедя. Рядом с ним теперь его новый напарник — неуклюжий и наивный поклонник боевиков Дэнни, который мечтает однажды оказаться в перестрелке.
Вдруг в этом маленьком раю один за другим начинают происходить трагические несчастные случаи с летальным исходом. Коллеги Николаса не сильно встревожены, да и в городе всем больше любопытно, чем страшно. А вот сам констебль уверен — дело здесь нечисто и нужно проводить серьёзное расследование.
«Типа крутые легавые» под завязку наполнен не только юмором, но и отсылками к боевикам и фильмам ужасов.
Неслучайно у обеих картин выше один режиссёр и актёрский состав. Фильмы вместе с лентой «Армагеддец» входят в «Трилогию вкусов мороженого Корнетто». Так что можно выделить для них выходной, устроить настоящий марафон чёрных британских комедий и оценить перевоплощение актёров.
Добро пожаловать в Zомбилэнд
Поэтому страшно точно не будет, а вот посмеяться можно от души.
Святые из Бундока
Дата премьеры в мире: 4 августа 1999
Производство: США, Канада
Жанр: боевик, триллер, драма, комедия, криминал
В ролях: Уиллем Дефо, Шон Патрик Флэнери, Норман Ридус (Дэрил из Ходячих), Дэвид Делла Рокко
Режиссёр: Трой Даффи
Кинопоиск: 7,9
IMDb: 7,8
Фильм, который стал легендой среди зрителей, а вот на критиков впечатления не произвёл.
Братья МакМанус — хорошие ребята, которые всегда готовы помочь ближнему. Братья МакМанус — образованные люди, которые говорят на нескольких языках, включая русский. Братья МакМанус — простые работяги, которые трудятся на мясокомбинате. Братья МакМанус религиозны и не пропускают проповедей в своей церкви.
Именно там они слышат историю о безразличии хороших людей, после чего их настигает прозрение. Они должны помочь высшим силам и очистить город от преступности. Они избраны для этой работы, и ничто их не остановит.
Уверенные в том, что правда и господь на их стороне, братья начинают вершить суд. Они не мелочатся и идут уничтожать сразу самые крупные группировки. Журналисты восхищаются «святыми» и считают их героями. А полиция во главе с талантливым и язвительным агентом Полом Смекером следует за ними по пятам. Обделённые умом и ужасно говорящие на родном языке русские бандиты прилагаются к фильму. Но вся картина построена на высмеивании типичных сюжетов боевиков, поэтому такие персонажи её совсем не портят.
В своё время фильм прославился благодаря экспрессивной озвучке Дмитрия Пучкова.
Семь психопатов
Дата премьеры: 7 сентября 2012
Производство: Великобритания, США
Жанр: комедия, криминал
В ролях: Колин Фаррелл, Сэм Рокуэлл, Кристофер Уокен, Вуди Харрельсон
Режиссёр: Мартин МакДона («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Залечь на дно в Брюгге»)
Кинопоиск: 7,3
IMDb: 7,2
Фильм о писателе Марти, который должен сочинить сюжет для ленты «Семь психопатов». Вроде бы название есть — полдела сделано. Но беда в том, что у незадачливого сценариста пока только один психопат из семи, а остальных ему ещё предстоит придумать. Вместо этого герой начинает пить, впадает в творческий кризис и ругается с девушкой. Его друг Билли берётся помочь, а заодно и втягивает Марти в опасную авантюру.
Сам сюжет фильма разбит на несколько историй. События перескакивают от одного психопата к другому, возвращаясь к Марти. Некоторые персонажи сначала кажутся просто немного странными, а какие-то с первых кадров ведут себя как самые настоящие психи.
Каждая из этих маленьких историй, вписанных в фильм, по отдельности уже тянет на сюжет для добротного блокбастера. Тут непредсказуемый и безжалостный к людям гангстер, у которого похитили любимого пса, маньяк, нападающий только на преступников, серийный убийца, который потерял связь со своей подельницей много лет назад, а теперь пытается её найти.
«Семь психопатов» — фильм, в котором не понять, где кончается воображение персонажей и начинается история, где есть место для юмора, драмы, боевика, триллера.
Есть два режиссёра, работы которых заняли бы половину, если не весь перечень целиком, настолько много у них отличных чёрных комедий — это Квентин Тарантино и Гай Ричи. У нас уже есть отдельные топы, посвящённые именно их фильмам, поэтому эта подборка будет без них.
Анатомия жанра: чёрная комедия
Комедия как самостоятельный жанр существует с ещё незапамятных времён. И все мы знаем, что основной целью комедии является “рассмешить”. Нас читателей или ещё какую-нибудь прослойку населения – это уже другой вопрос.
Как известно, смех продлевает жизнь, добавляет мимических морщин на лицо и качает пресс в особо тяжёлых случаях хохота. И его литературное или кинематографическое проявление (то бишь комедии и все остальные фильмы в поджанрах) является одним из самых сложных категорий фильмов.
И вот, мы подошли к самой теме нашего сегодняшнего консилиума – вы представляете, если комедию писать тяжело, то как же тяжело создать произведение в таком замысловатом поджанре как чёрная комедия. И дело тут не только в восприятии этого жанра – по статистике каждый третий зритель до 18 при просмотре подобного материала просто не понимает, что за черт, а зрители более зрелого возраста, которые уже обосновались в жизни и знают, что она когда-нибудь да закончится, просто уже не смеются над такого рода вещами. Ведь взрослым и серьёзным людям свойственно бояться смерти и уже потихоньку готовиться к ней, а не смеяться.
Давайте же разберёмся, как нам, канатоходцам аудиовизуальной сферы, не ударить лицом в грязь и не очернить свое имя вместо своей комедии. Для начала обратимся к определению чёрной комедии.
Что такое черная комедия
Чёрная комедия – это произведение литературной или аудиовизуальной сферы, что затрагивает запрещённые и спорные темы.
Теперь вы сами понимаете, что одно неправильное слово – и вас скорее назовут расистом/сексистом/шовинистом и прочими “-истами”, и вам придётся долго отчитываться перед публикой. Как, например, Ларсу фон Триеру на одном из фестивалей в Каннах.
Как сделать хорошо?
Идём дальше: мы знаем, что такое humour noir и приблизительные темы, на которые можно писать и снимать свои произведения. Теперь определимся с основными принципами. И тут я бы выделила всего два принципа, которые помогут вам сочинить в нужном стиле.
1. Одним из вариантов написания чёрной комедии – это написание пародии на ваш любимый страшный и серьёзный фильм.
2. Или же описать в очень серьёзном ключе вашу любимую комедию. Понятное дело, что не все вещи могут сработать – тут уж надо полагаться на собственное чувство меры и юмора, а также делать скидку на аудиторию (мы же провели маркетинговое исследование и поняли, какой зритель посмотрит ваше кино).
Также есть главное правило – не пишите заведомо чёрную комедию – выберете более общий жанр и только потом добавьте “чёрных” деталей. Выберите, к примеру, просто комедию, а потом, чтоб она не переросла в что-то очень светлое и позитивное, добавьте туда “отягчающих обстоятельств”.
Можно писать наоборот серьёзную драму и после добавлять в нее что-то смешное и порою абсурдное. Нужно также понимать, что помимо чёрной комедии есть ещё один схожий и странный поджанр − трагикомедия. И тут нужно не путать одно с другим.
Чёрная комедия − это комедийный персонаж, который оказывается в сложной, серьёзной и спорной ситуации, из которой с юмором выходит.
Трагикомедия − это когда в забавных ситуациях может оказаться совершенно трагическая личность. Самым простым примером можно привести истории из жизни клоунов − они всю жизнь живут в веселье, но в веселье других людей. И, зачастую, самые смешные клоуны и юмористы в жизни же серьёзные и сложные люди со сложными судьбами.
Особенности написания
Теперь, когда мы определились с тем, что такое чёрная комедия и как не спутать её с другими жанрами, предлагаю ознакомиться с особенностями её написания.
В случае первого варианта чёрная комедия несёт в себе посыл − даже в самых сложных ситуациях можно найти повод, чтобы посмеяться, или же “в жизни бывает и хуже”, ну или “хорошие люди со всем справятся”. Если мы берём такой занятный архетип, как герой − придурок, то посыл в конце концов будет более жестоким − “каждый получает от жизни, что заслужил”, или “не о том человек заботится большую часть жизни − то, то ему нужно, у него уже давно есть”.
Далее, мы переходим собственно к теме и инструментам чёрной комедии. Суть чёрной комедии заключается в том, чтобы не смеяться над людьми в тяжёлой ситуации, а использовать иронию и идеализм, чтобы тема показалась не такой серьёзной и в некотором смысле даже забавной. И при этом тема должна сохранить некоторую серьёзность.
Также стоит опасаться чрезмерной серьёзности повествования − ранее, я уже писала, что мы выбираем серьёзную тему и добавляем “черноты”, тут же стоит отметить процент серьёзности и “черноты”. “Слишком много и слишком серьёзно” может быть не воспринято публикой.
Также стоит опасаться эмоциональной отдалённости персонажа. Это правило распространяется для всех жанров, и для чёрной комедии − не исключение. Вы можете писать социопата или не очень приятного во всех понятиях человека, но все же сопереживание к нему появляться должно. Иначе же представим чёрную комедию, где главный герой нисколько не симпатичен − вы не будете смеяться над его реакцией, а скорее скажете “так ему и надо”.
Такое можно попробовать проделать и в чёрной комедии, но надо тогда учесть, что в вашем фильме допускается или логическая несостыковка (заведомо заложенная) или некоторая неправдоподобность (я упал со скалы, но выжил благодаря корню дерева, что где-то там торчал).
Напоследок, для того, чтобы понять, что такое “чёрная комедия” я вам предлагаю посмотреть (или пересмотреть) фильм “Смерть ей к лицу”. Тут вам и персонаж “хороший парень в сложных обстоятельствах”, и тема смерти, которую раскрыли с неожиданной и забавной стороны, чёткое разграничение между серьёзностью и шутками (баланс силы). Ну и достаточно правильный финал − персонажи с галочками “придурок”, получили, что заслужили, а “хороший парень” нашёл выход из сложившейся ситуации.
10 черных комедий для тех, у кого с юмором все в порядке
Несколько комедий с черным юмором. Принимать с осторожностью, если шуточки на тему смерти, секса и прочих тонких материй ранят вашу душу.
Юная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская приезжает в Россию, чтобы выйти замуж за Петра III, сына Петра Великого. В голове у девушки Вольтер и гуманизм, однако по прибытии на новую родину ее ждет категорический когнитивный диссонанс и культурный шок. Если уже из описания вы поняли, что к исторической достоверности сериал имеет мало отношения, и вас это коробит, то лучше поберегите нервы. Это уморительная вольная фантазия на тему исторических анекдотов, с любовью украшенная отборнейшей клюквой.
Extra Ordinary, 2019
Инструктор по вождению Роуз более известна в городе как крутой экстрасенс, правда, она не практикует — надоели эти все паранормальные способности, от них одни неприятности. Однако, когда несчастный отец-одиночка Мартин находит свою дочь левитирующей по комнате в бессознательном состоянии и зовет на помощь Роуз, она соглашается тряхнуть стариной и найти злодея, который своим колдовством измывается над ребенком.
После бесчеловечных экспериментов, которые проделали с ним подпольные ученые, Уэйд Уилсон приобретает замечательные способности к регенерации, но при этом становится довольно страшненьким на вид. Решив, что такой некрасивый он любимой женщине не нужен, Уэйд берет себе имя Дэдпул и гоняется за главным злодеем, чтобы тот вернул ему красивую мордашку.
А потом у чокнутого Дэдпула появляется новый враг — мощный полукиборг Кейбл. В одиночку одолеть его не получается, но неунывающий болтун настроен решительно — он собирает команду очень странных супергероев.
После того, как рискованный юмор первого фильма зашел на ура, создатели сиквела разошлись не на шутку, и вторая часть получилась еще смешнее.
Коридорный Тедди выходит на дежурство в гостинице в канун Нового года. Он должен следить за покоем постояльцев и выполнять мелкие поручения. Гости в эту ночь попадаются очень странные, и некоторые явно не в своем уме.
What We Do in the Shadows, 2014
Псевдодокументальное кино о трех соседях по квартире, которые друг друга порядком достали. Дело в том, что они бессмертные вампиры и живут уже очень давно. А мир вокруг, между прочим, меняется — все сложнее оставаться в тени, все сложнее ориентироваться в новых правилах.
В идиллически тихом и спокойном городишке внезапно начинается череда кровавых событий. Отцу семейства Гарднеру Лоджу придется приложить немало усилий, чтобы сохранить жизнь своей семье.
The World’s End, 2013
История о том, как шестеро друзей детства собираются в родном городе, чтобы устроить пивной марафон. Они хотят выпить в каждом из двенадцати местных пабов. Друзья неплохо продвигаются вперед, даже несмотря на то, что вокруг начинает твориться какая-то чертовщина.
Чем занимается Беверли Сатфин, милая домохозяйка и мать семейства, когда остается одна? Разнообразно и изощренно убивает тех, чье поведение ей не понравилось: кто-то что-то не то сказал, носит неправильную одежду, не желает ставить хорошие оценки сыну или не хочет встречаться с дочерью. Серьезных причин не надо, потому что в душе Беверли — серийный убийца и любит это занятие.
Программист Пол знакомится в кафе с симпатичной девушкой Марси. Она приглашает нового друга к себе в гости, но свидание идет как-то нервно, и Пол решает, пока не поздно, слинять домой. Однако возвращаться ему приходится через квартал Сохо на Манхэттене — не лучшее место для ночных прогулок.
Две девчонки сбегают из психбольницы и по дороге сбивают социопата-педофила, диджей на радио достал всех своими тупыми шуточками, а жена, которой надоел муж, решает избавиться от него без таких скучных формальностей, как развод.