Черниговская что такое мозг
Добро пожаловать в матрицу: лекции Татьяны Черниговской о мозге, его способностях и загадках
«Что есть сознание?», вопросы соотношения языка и мышления (что первично?), исследование механизмов понимания, памяти человека, формирования, хранения и передачи информации – все эти аспекты предстали перед учёными в новом свете с учётом развития современных технологий (систем искусственного интеллекта, робототехники, прикладной математики), психологии, нейрофизиологии, семиотики, философии.
Monocler опубликовал интересную подборку лекций и интервью от одной из самых ярких представительниц российской когнитивной науки Татьяны Черниговской – профессора, доктора филологических и биологических наук, заведующую лабораторией когнитивных исследований СПБГУ и неутомимого популяризатора науки, одной из немногих, кто работает сегодня в междисциплинарной области когнитивистики — на пересечении лингвистики, психологии, искусственного интеллекта и нейронаук.
Все эти лекции прочитаны в разное время для разных аудиторий, но их объединяет одно – разговор о мозге, его способностях и загадках. Сразу стоит оговориться, что смотреть все лекции подряд вряд ли имеет смысл – многие примеры повторяются, делаются отсылки к одним и тем же источникам, потому что предмет разговора остаётся неизменным. Но каждое выступление посвящено конкретной проблеме – и именно через призму этой проблемы учёный рассказывает о мозге. Так что лучше выбрать лекции Татьяны Черниговской на самые интересные для вас темы и послушать именно их. Приятно просмотра и добро пожаловать в матрицу.
Почему изучение мозга займет центральное место в 21 веке?
На известной образовательной площадке Ted Talks Татьяна Владимировна Черниговская рассказывает о том, что мы успели узнать о себе и о мозге, как эти знания изменили картину реальности и какие биологические опасности поджидают нас в новом веке после всех открытий (манипуляции с памятью, создание индивидуальных генетических портретов и др.)
Творчество как предназначение мозга
Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку Альцгеймера и дедушку Паркинсона». А ещё вы узнаете, что разделение людей на левополушарных и правополушарных давно не имеет никакого значения, по какой причине общая шкала измерения способностей не применима к гениям (ЕГЭ, IQ) и почему нам стоит научиться снимать когнитивный контроль, то есть позволять мозгу думать, о чём он думает.
Нить Ариадны, или пирожные Мадлен: нейронная сеть и сознание
Все знают, что такое сознание, только наука не знает.
На 7-м Фестивале науки Татьяна Владимировна углубляется в проблему определения сознания, которая насчитывает историю в тысячи лет, объясняет, как парадоксально устроена наша память, каким образом она влияет на социальную эволюцию и почему роман Пруста «В поисках утраченного времени» — настоящий учебник для тех, кто занимается изучением мнемы. Кроме того, профессор рассказывает о значении для нашего вида нейроэволюции и самой крупнейшей проблеме в когнитивистике, касающейся субъективной реальности.
Что такое Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект
Что является критерием ума — образование, эрудиция, хорошая память? Может ли человек быть умным и глупым одновременно? В чем разница между умом, мудростью, интеллектом? Как влияют накопленные нами знания на нашу судьбу? Чем отличается «хороший» мозг от «плохого»? Кто кем командует — мы мозгом или он нами? Насколько мы свободны и насколько мы запрограммированы? Можно ли создать искусственный мозг и чем опасны компьютерные игры? Об этом и многом другом Татьяна Черниговская рассказывает в передаче канала ТВЦ «Повелитель интеллекта».
Метальный лексикон
В очередной публичной лекции Татьяна Владимировна Черниговская объясняет, как устроена нейронная сеть, где в ней содержится информация, какую роль для этой сети играет язык, почему именно языковая способность (language competence) — это наша основная характеристика как биологического вида (хотя большинство людей даже не пользуются в полной мере своим языком, а общаются штампами) и что мы можем назвать «тёмной материей нашего мозга».
Конь и трепетная лань: учёный на стыке наук
В лекции, прочитанная на симпозиуме «Актуальные вопросы нейрофилософии», Татьяна Черниговская рассказывает, какой круг вопросов встаёт пред исследователями XXI века в сфере нейрофилософии, в числе которых проблема понимания, воздействия науки и искусства на наш мозг, мифов, окутывающих знания о работе мозга, переключения языковых кодов. Также спикер обращает внимание на вопрос, что отличает человека от киборга, и почему проблема существования ментального уровня — это проблема, которая может указывать на то, что привычная физическая картина мира ошибочна.
Как научить мозг учиться
В рамках проекта «Открытое пространство» Татьяна Черниговская выступила с лекцией, в которой осветила антропологические изменения, произошедшие в мире, рассказала о проблемах, которые ставит перед человечеством увеличивающийся поток информации, и об изменениях, необходимых образованию в новой ситуации (отказаться от «заучивания логарифмов» и учить детей «метавещам» — работе с информацией, контролю внимания и памяти и т.д.).
Способности мозга. Откровения нейролингвиста Татьяны Черниговской
Количество информации в современном мире растет в геометрической прогрессии. Только на Facebook в месяц появляется 30 млрд новых источников. По расчетам международной аналитической компании IDC, количество информации в мире каждый год возрастает минимум вдвое.
Большую часть сведений сегодня легко найти в Google, поэтому ценность энциклопедических знаний снижается. Как должен мыслить человек, чтобы быть эффективным и составить конкуренцию компьютерам, рассуждают два специалиста нейрокогнитивной науки — Барбара Окли и Татьяна Черниговская. «Хайтек» записал их дискуссию на EdCrunch 2019 о том, как должно выглядеть современное образование, какие умения будут востребованы в будущем, а также грозят ли человечеству тотальная роботизация и технологический апокалипсис.
Татьяна Черниговская — доктор наук по физиологии и теории языка, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ. С 2008 по 2010 годы — президент Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований. Окончила отделение английской филологии филологического факультета СПбГУ, специализация — экспериментальная фонетика. В 1977 году защитила кандидатскую диссертацию «Особенности восприятия человеком низкочастотной амплитудной модуляции звука и амплитудно-модуляционных характеристик речи» по специальности «Физиология», в 1993 году — докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты» по специальностям «Теория языкознания» и «Физиология».
Барбара Оркли — профессор Оклендского университета. В сфере ее научных интересов — изучение стволовых клеток и проектирование инженерного оборудования, исследования в области педагогики и техника обучения.
Язык — основа мышления
Татьяна Черниговская: Вопросы «Откуда взялся язык? И что это такое?» — не меньшая загадка, нежели всё, что связано с самим мозгом. Если любого человека на улице спросить, что такое язык, 99 из 100 ответят, что это средство коммуникации. И это так. Но средства коммуникации есть у всех живых особей, даже у инфузории туфельки. У людей язык не только способ коммуникации, он средство мышления, инструмент для строительства мира, в котором мы живем.
Как бы вы ни старались, всё равно не сможете обучить курицу человеческому языку. Для этого необходим специальный мозг, генетические механизмы которого проделают работу, непосильную всем лингвистам земли. Когда рождается ребенок, его мозг должен расшифровать код, в который он попал.
Еще один аспект: язык как средство коммуникации многозначен. В азбуке Морзе что передал, то и приняли. В языке так не получится. Все зависит от того, кто и кому говорит. От образования собеседников, от их позиции по отношению к миру и друг к другу.
Есть объективная вещь, которую произносят или пишут. Но ее расшифровка зависит от огромного количества факторов. Язык подразумевает множественные трактовки.
Барбара Окли: Чтобы взрослому овладеть таким уровнем языка, нужно получить докторскую степень. Освоить новый язык сложно. При этом ваш мозг очень сильно изменяется. То же происходит, когда познаете чтение. На томограмме легко отличить мозг человека, который умеет читать. Часть мозга, ответственная за распознавание лиц, мигрирует из одного полушария в другое, и именно тогда вы получаете навык понимать письменные буквы.
Если поместить ребенка в среду взрослых, он просто подхватит язык. Но если оставить его с кучей книг, он не научится читать. Вот для чего нужно обучение.
Чтобы эффективно обучать, нужно понимать процесс обучения
Барбара Окли: Очень важно приносить идеи из нейробиологии и когнитивной психологии в процесс обучения. Именно нейронаука объясняет, что происходит с вашим мозгом, когда вы обучаетесь.
Попросите университет запустить курс «Как обучаться эффективно». Они сделают две недели часов о том, как учится ребенок, две недели о теории и истории обучения. И, может быть, совсем немного добавят в конце, как люди на самом деле учатся. Но не включат ничего из нейробиологии, так как это слишком сложно.
Мы сделали наоборот. Начали с основ нейробиологии. Используем метафоры, чтобы донести идеи яснее. Люди получат фундаментальные и очень ценные идеи легко и быстро. Этот курс отличается от того, что мы привыкли считать процессом обучения, но в то же время очень практический и берет начало прямиком из нейробиологии.
Нейробиология — наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы.
Когнитивная психология — наука, изучающая познавательные процессы и функции (память, внимание, мышление, воображение и прочие). Также в сферу интересов когнитивных психологов входит моделирование познавательных процессов: распознавание образов, обучение и принятие решений.
Татьяна Черниговская: В условиях современного мира наша задача — использовать знания о том, как мозг запоминает и обрабатывает информацию. Любой мозг делает это идеально: мозг ребенка, взрослого, умного или не очень. Если нет физиологической патологии, любой мозг делает это безупречно.
Современный мир — это среда, которой раньше не было. Что мы будем делать с текущими двухлетками, когда им стукнет шесть и они пойдут в школу? Им нужны компьютерные технологии, они уже знают, как получить информацию. Им не нужен учитель, который скажет: «Это называется книга».
Им будет нужен не учитель, а больше формирователь личности, воспитатель. Или он будет учить тому, о чем говорит Барбара: как учиться обучаться. Объяснит, что процесс обучения дает полное право совершить ошибку, сделать неточности. Нет безупречных людей, дети должны иметь право ошибаться.
Преимущество человека перед машиной — решение нестандартных задач
Барбара Окли: Нужно решать нестандартные и неоднозначные задачи, ребусы. Я знаю студентов, которые с легкостью решают математические задачи. Но, когда приходит этап приложить задачу к реальной жизни, они часто оказываются в тупике. Это намного сложнее.
Зависит от того, как вы получали образование — если привыкли решать нестандартные задачи наравне со стандартными и формальными, в реальном мире вы более гибки в решении проблем.
Например, я прошу студентов, которые решают задачи из биномиального распределения, придумать какую-нибудь забавную метафору к проблеме. Некоторые легко придумывают множество метафор. Другие смотрят с удивлением. Они никогда об этом даже не думали. Думаю, в современном мире как раз ценен творческий подход к решению задач.
Биномиальное распределение показывает распределение вероятностей того, что некоторое событие будет происходить во время серии повторных независимых испытаний.
Татьяна Черниговская: Несколько лет назад я развивала проект, в котором сотрудничала с талантливыми разработчиками. Я узнала, что они просили соискателей вакансий решить метафорическую задачу. Им не нужны люди, которые умеют быстро считать или быстро печатать. С этими задачами отлично справится компьютер. Нужны были люди с другим взглядом, способные смотреть на задачи с неожиданных сторон. Только такие люди и могут решить задачи, на первый взгляд нерешаемые.
Вот этому мы и должны учить людей. Великий ученый Сергей Капица говорил, что обучение — это не запоминание, обучение — это понимание.
Сергей Капица — советский и российский физик, сын нобелевского лауреата Петра Капицы. Редактор журнала «В мире науки», ведущий передачи «Очевидное — невероятное».
А сейчас экзамен выглядит как тест с одним или несколькими вариантами ответа. Великие открытия не были сделаны с помощью стандартных алгоритмов. Великие открытия совершались, когда яблоко падало на голову Ньютону.
Барбара Окли: Томас Кун сказал, что великие открытия совершают либо очень юные исследователи, которые еще не погрузились в предмет, либо более пожилые его меняют. Например, Фрэнсис Крик, который изначально был физиком, потом занялся биологией, которую считал ключом к религиозному, духовному пробуждению.
Когда вы погружаетесь в новую область исследований, привнося в нее знания из предыдущей, это тоже в своем роде метафора. Это помогает быть креативным, продуктивным, и это часть успеха.
Томас Кун — американский историк и философ науки, автор книги «Структура научных революций».
Фрэнсис Крик — британский молекулярный биолог, биофизик, нейробиолог. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине.
Татьяна Черниговская: Среди студентов я замечаю тех, кто на вопрос «Сколько будет два плюс три?» ответит не пять. Тех, кто скажет: а зачем вы спрашиваете? Что такое пять? Что такое три? Что такое сумма? Вы уверены, что сумма будет именно пять? Они, конечно, получат двойки в современной системе, но они мыслят нестандартно и тем интересны.
Увидим ли мы технологический апокалипсис? Конечно, если не вернемся обратно к чувствам. Технологии интеллекта уже выходят за рамки нашего контроля. Компьютеры обучаются все время, они не напиваются, не влюбляются, не пропускают занятия. Мы не соперники компьютерам в том, что они хорошо делают.
Чтобы выжить как биологический вид, нам нужно развивать в детях способность жить в изменяющемся мире. До такой степени, что мир вечером будет не тем, что был утром. Если мы будем пытаться всё подсчитывать, то проиграем.
Повторение — мать учения
Барбара Окли: Когда меня спрашивают, как я тренирую свой мозг и какие технологии рекомендую, могу сказать, что никаких сложных методик здесь нет. Я использую технику, которая, по сегодняшним исследованиям, позволяет учиться наиболее быстро и эффективно — упражнения повторения.
Когда вы получаете новую информацию, она попадает в гиппокамп и неокортекс. Гиппокамп быстро работает, но информация там не держится долго. Неокортекс — это долговременная память, но он долго запоминает.
Ваша задача — проложить дорожки в этой долговременной памяти. Возвращаетесь во времени, спрашиваете себя, например, в чем была основная идея сегодняшних дискуссий? Или что вы только что прочитали на странице. Оглянитесь, попробуйте достать эту информацию из долговременной памяти, и это построит новые нейронные связи. Именно это и позволяют делать упражнения повторения.
Гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга, которая в том числе отвечает за внимание и переводит кратковременную память в долговременную.
Неокортекс — основная часть коры головного мозга, которая отвечает за сенсорное восприятие, мышление и речь.
Татьяна Черниговская: Добавлю, что если и есть что-то, чего мозг не может сделать, так это перестать учиться. Обучение не запускается за партой или у доски, оно происходит абсолютно в каждый момент. Я обучаюсь постоянно. Хочу расслабиться на секунду. Но никак.
Татьяна Черниговская: как тренировать мозг, память, мышление?
Интервью с Татьяной Черниговской о развитии когнитивных способностей мозга и некоторых особенностях его работы.
(Татьяна Владимировна Черниговская (1947) — советский и российский филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ (2010))
МОЗГ НЕ УМЕЕТ НЕ УЧИТЬСЯ
— Зачем книга нужна мозгу?
— Мозгу, как и всему другому в организме, нужна пища. Но он питается информацией из идеального мира, а не жирами-белками-углеводами. Книга является такой пищей, одной из лучших.
— Какова ключевая альтернатива книги для мозга? Интернет, прямая закачка в мозг, 25 кадр? Есть ли такая альтернатива вообще?
— 25 кадр – разговоры на кухне. Остальные перечисленные вами вещи – не альтернатива. Строго говоря, все равно – читаете ли вы бумажную книгу или папирус, или страницу в браузере. Но тип процесса, который происходит, когда вы читаете электронные вещи, другой. Недавно я узнала от крупного офтальмолога, что раньше приходили дети с последствиями удара по лицу (во дворе играли и ударили в глаз), а сегодня таких почти нет, но массово идут дети с близорукостью. Она вызвана круглосуточным просмотром разных гаджетов – планшетов, телефонов и т.п. Это другая работа не только мозга, но и глаза.
— Зачем человеку нужна книга в эпоху информационного цунами?
— Вот многим и не нужна! Я сноб, мне важно держать в руках книгу. Но я, увы, провожу за компьютером много часов в день. Работаю, пишу, читаю. Но мне никогда не придет в голову читать Бродского или Гоголя с монитора. Если вдруг и придет – я пойму, что сошла с ума и пойду сдаваться врачам. Это совершенно другое занятие. Это не черпание информации. Это изящная, изысканная работа. Для сравнения: можно рассматривать альбом с дешевыми репродукциями, а можно пойти в Эрмитаж и там любоваться подлинниками.
— Мозг «вытесняет» книгу, как атавизм? Или снижение количества читателей имеет другие причины?
— Мозг не причем. Проблема в общем падении культуры. Некоторые согласны на продукцию фастфуда вместо того, что делает хороший шеф-повар. Если мы согласны есть попкорн – тогда все в порядке.
— Могут ли книги являться инструментами стимулирования нейрогенеза? Или возникновение новых нейронов возможно только в ситуации практического нового опыта?
— Все, с чем сталкивается мозг, влияет на нейрогенез! Вот мы с вами сейчас общаемся. У вас и у меня много чего «загнулось» и образовалось. Это жизнь мозга так выглядит. Другой вопрос – какие связи? Это сложные ассоциативные связи человека, который много читал, знал, думал, пил разные напитки и слушал разную музыку и шум моря – тогда у него поле обширное, широкое и богатое. А если он смотрит в маленькое окошечко телефона – то тогда и мозг будет «плохой».
Единственное, чего мозг не умеет – не учиться. Он учится все время! Вопрос только в том, что ему предлагают. «Пищу» высокого класса или низкого качества – такой и будет мозг.
С КНИГОЙ МЫ ОТДЫХАЕМ?
— Мозг может отдыхать во время чтения? Или это нагрузка?
— Смотря как читать. Если у вас какие-то проблемы и вы читаете – вы можете пролистать несколько страниц, глазами вы их прочли. Но мозгом вы их не прочли и не знаете, о чем сюжет. Это было механическое сканирование текста! И в этом случае мозг занят другой работой. А если это настоящее чтение – не знаю, как это назвать, работа или отдых? Чудесная литература – это отдых? Я не уверена.Я не уверена, что мозг знает, что такое отдых. Это смена занятий. И что тут является отдыхом, а что работой? Не формальная договоренность, мол, когда я слушаю музыку – это отдых. А может быть, это гораздо более сложная работа, нежели решение математической задачи?
— Полезно ли или вредно читать сразу несколько книг?
— Точного ответа нет. Зависит от человека. Кто к чему привык. Я всегда читаю несколько книг одновременно. И научных, и художественных. Параллельно. Я так привыкла.
— В чем разница между чтением научной и художественной литературы?
— В том, какую вы ставите цель. Если это не философская книга, а какая-то более техническая вещь, тогда моя цель выяснить: что человек делал, каким способом и как это получить. Технически – относительно простая задача.
Для примера: я смотрю много фильмов разных лет про Шерлока Холмса. Уж явно не потому, что я не знаю сюжета, все это у меня давно в печенках сидит. Мне интересно, как действуют герои – как они говорят, как ходят, как думают, как разговаривают. У меня другая задача, и она сложна. Это непростая работа. И это полностью относится к книге.
Меня поражает, что люди – такие существа, которые в отличие от других соседей по планете, живут в неменьшей мере во второй действительности, нежели в реальном мире. Появившись на свет, мы начали создавать произведения искусства, они играют для нас большую роль. Мы переживаем о героях романа порой больше, чем о происходящем в реале.
А уж говоря про мозг – так я совершенно точно могу сказать, ему все равно: он реально это испытывает или вспоминает или вообще выдумывает. Эту поразительную мысль сказала не я, а И. Сеченов в конце 19 века. Тогда не было томографов, которые сегодня умеют фиксировать мои сильные внутренние переживания при воспоминаниях о чем-либо. А сегодня они фиксируют такую же мозговую активность, как если бы это происходило на самом деле.
Вот так мозг и развивается – при чтении хороших книг. Или чем-то аналогичном, например, разговорах с умными людьми. Интеллект развивается (технически пошлым образом скажу) – при помощи переработки интеллектуальной информации, поступающей в ваш мозг любым способом. Это может быть фильм, танец, разговор, что угодно. Но книга, конечно, главный игрок, о чем говорить! Важнее ее нет ничего в нашей цивилизации. Пусть она не бумажная, а в виде пикселов, но она все равно книга. Хотя мой выбор однозначен.
ЧЕЛОВЕК И ИНФУЗОРИЯ
— Можно ли рассматривать деятельность мозга человека отдельно от сознания, ума? Создает ли мозг мысли? Или это делает сознание?
— Тут ответ простой: никто не знает, что делает сознание.
Не верьте тому, кто скажет, что знает это. Нет договоренности о том, что мы будем считать сознанием. Огромный разброс мнений на эту тему! Некоторые люди считают, что сознание присуще всему живому. В т.ч. и инфузории-туфельке. Но очень простое. А если мы говорим, что сознание очень сложная вещь – надо признать, что большинство людей им не обладают. Косвенно могу ответить вот так: у нас нет свидетельств, что сознание может появиться где-то, кроме мозга.
Наука требует доказательств, и пока ничего не намекает на то, что они появятся.
Наука ведь подразумевает повторяемость явлений, проверяемость и статистическую достоверность.
Существуют тысячи свидетельств от художников и поэтов, которые чуть ли не отрицают свое авторство (речь о том, что сознание витает где-то в космосе). Дикое количество «свидетельств», которые говорят – я проснулся ночью, что-то вроде написал, а на листе бумаги гениальное стихотворение.
Что это? Трудно сказать. Научным образом я бы ответила так – всякие открытия и такие состояние интеллектуальных и художественных прорывов проходят в каком-то тумане, не в ясном состоянии. Поскольку ты не контролируешь этого, появляется ощущение, что «я только записал», будто это кто-то другой делает.
А кто автор? Это сложный вопрос. И это без всякой мистики! Я не имею в виду фей, но метафорически… Да, явилась и да, водила. Рука сама по себе ничего не делает. Если мозг не прикажет. Хозяин у этой истории – один, это мозг. И он не очень допускает до своих тайн.
Лига психотерапии
4.2K постов 22.6K подписчика
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.
О опять тут эта «ученая» выдающая свои философские домыслы за факты.
Мне нравятся ее работы. В моем журнале ЖЖ есть интервью с ней, которое мне понравилось. Но я сходу не согласен, что мозгу нужна только информация. Только прекратить в мозг приход крови, мы будем иметь серьезные проблемы сразу же. Мозговым клеткам нужно питание как и всем остальным. Мозг нуждается в постоянном поступлении кислорода и других питательных веществ.
Такс… Похоже у вашего покорного слуги окончательно крыша поехала. Сегодня речь пойдет о различных видах психологической зависимости. В этой статье я объединил на первый взгляд несовместимые вещи. Без исключения, каждый из этих пунктов имеет непосредственное отношение к радости, даже когда мы говорим об абьюзе и депрессии. Далее будет яснее.
Дело в том что наш мозг весьма прожорлив к ресурсам нашего организма и в пике своей активности потребляет до 60% всей энергии организма. Конечно обычно потребление не столь велико, но даже 20% в «крейсерском» режиме у взрослого человека тоже весьма внушительно. Проблема такого аппарата заключается в том что если его активность не ограничивать, то остальному организму попросту не хватит энергии. По этому заботливая природа придумала лень, которая призвана оградить наш организм от прожорливого мозга.
Но не кажется ли вам что природа как то излишни заботится о нас, и мы начинаем порой начинаем жить в дороге от холодильника до телевизора и обратно. Так себе экономия, не правда ли? По моему, перебор.
Для объяснения этого явления, предлагаю ввести термин, который я не встречал в литературе, но однажды слышал его в переводе выступления на tedx. Если очень упрощенно рассмотреть наш нейрон, то у него есть «порты» для входа и выхода сигналов. Тут все как в транзисторе, когда мы на базу подадим ток, то через транзистор откроется. Но если наш транзистор будет слишком чувствительным, то в нем попросту не останется места для логики и наш нейрон попросту реагировал бы на малейший раздражитель. Поэтому в нем предусмотрен механизм, за счет которого он игнорирует лишние (слишком слабые) сигналы. Для каждого нейрона есть так называемый уровень пороговой стимуляции. Это тот порог, который сигналу необходимо преодолеть, для того чтобы нейрон отреагировал на входящий сигнал.
Сразу внесу чуть ясности между понятиями привыкания и зависимости, ведь это кардинально разные вещи. Привыкание это процесс при котором мозг адаптируется к раздражителю и перестает на него реагировать или не реагирует так ярко как раньше. Зависимость же, это явление, при котором у мозга возникает необходимость получать стимул вновь и вновь. Нередко зависимость приходит вместе с привыканием, и в таком случае, нам постоянно приходится повышать «дозу» стимула.
Для более полного понимания картины, нам придется разобраться с механизмом получения того самого удовольствия.
Исходя из описанных выше свойств дофаминовой системы, можем сделать вывод, что события и явления связанные с дофамином, потенциально уже могут вызывать психологическую зависимость.
Вот такой вот экскурс в мир нейротрансмиттеров, эндорфинов и зависимостей. Надеюсь, нашлись люди, которые дочитали до этого момента ибо статью переписывал 3 раза и потратил немало времени и сил. Для тех, кому интересен подобный контент, у меня есть канал в телеграмме, на котором много подобных постов на тему мозга и кофеина. https://t.me/caffeine_club_channel
Спасибо за уделенное мне время, всем добра!