Черное зеркало что это
«Черному зеркалу» — 10 лет. Рассказываем, какие эпизоды сериала воплотились в реальность
Метавселенная («Пятнадцать миллионов заслуг» / Fifteen Million Merits)
Несмотря на то что концепт вызвал бурную реакцию в СМИ и соцсетях, поклонникам «Черного зеркала» он вряд ли покажется новаторским. Элементы дополненной реальности и VR-технологии встречаются в сериале повсеместно. Достаточно вспомнить геймифицированную жизнь Дэниела Калуи в роли Бинга в эпизоде «Пятнадцать миллионов заслуг». Герой просыпается и засыпает в крошечной комнате, однако практически всю свою сознательную жизнь проводит в виртуальном пространстве — в проекции мультяшного мира с реалистичными аватарами, цифровыми деньгами и возможностью внутриигровых покупок.
Некоторые из представленных явлений, в частности электронные деньги и оплата «лицом», в том числе в московском метро, уже нам доступны. Как быстро ее заполнят другие фишки дополненной реальности — остается только догадываться. Ясно одно: нам для перехода потребуются специальные устройства — как минимум VR-шлемы, очки или линзы, — а вот герои «Черного зеркала» обходились без них. Между прочим, изображения будущей метавселенной из презентаций и анонсов Facebook даже по стилю напоминают VR-среду из «Пятнадцати миллионов заслуг».
Робособаки («Металлист» / Metalhead)
Избегая философских вопросов о роли людей в будущем и тотальной автоматизации, заметим, что существа из эпизода «Металлист» уже имеют аналоги в реальном мире. Звероподобных роботов активно конструирует американская компания Boston Dynamics. Одна из их самых популярных разработок называется Spot и предназначена в основном для разведывательных целей. При этом Boston Dynamics продвигает идею, что роботы не должны вредить человеку.
Система социальных рейтингов («Нырок» / Nosedive)
В 2018 году в Китае 17,5 млн человек было отказано в покупке билетов на общественный транспорт из-за социального рейтинга. Начисление баллов за «хорошее поведение» и снятие за проступки — реальность, которая стала возможной благодаря большим базам данных. Теперь они определяют судьбу граждан самой густонаселенной страны мира.
О том, насколько это нормальная идея, еще несколько лет назад рассуждал Чарли Брукер, написавший сценарий к одному из самых утопических эпизодов «Черного зеркала». Заложницей подобной системы, организованной на базе соцсетей, стала героиня эпизода «Нырок» Лейси. Заветные 4,5 балла (у нее было лишь 4,2) дали бы ей возможность подняться на вершину социальной лестницы и купить шикарный «умный» дом. Для этого требовались расположение и «лайки» привилегированных людей.
Резкий спад рейтинга не позволил Лейси ни получить желанный дом, ни купить билет на самолет, чтобы попасть на свадьбу к суперуспешной подруге. Погоня за баллами, с одной стороны, принесла героине репутацию аутсайдера, с другой — сделала ее более свободной. Как в реальной жизни на социум повлияет рейтинг общественной надежности, кажется, узнаем совсем скоро.
Беспилотный доставщик («Крокодил» / Crocodile)
В эпизод «Крокодил» вписано сразу несколько несчастных случаев на дороге. Один из них связан с грузовиком — доставщиком пиццы на автопилоте. Беспилотники таких размеров еще не прижились в реальном мире (возможно, к счастью, ведь в сериале автомобиль насмерть сбил пешехода), но самоуправляемые доставщики поменьше уже вовсю работают.
В 2020 году в Москве активизировались роботы-курьеры от «Яндекса», а чуть позже подобные мини-авто выехали на улицы города Хьюстона в США в рамках коллаборации Domino’s Pizza и Nuro. Пилотные проекты по автоматизированной доставке запускались за границей и раньше. Например, в Америке в рамках одной из таких программ еще в 2017 году тестировали беспилотный Ford Fusion.
Несмотря на то что мы пока не видим автомобилей, идентичных версии Чарли Брукера, Минтранс планирует к 2024 году запустить специальную полосу на трассе М-11 для беспилотных грузовиков. По‑видимому, «умные» автомобили будут возить не только пиццу.
Искусственные пчелы и ульи («Враг народа» / Hated in the Nation)
Третий сезон «Черного зеркала» завершился знакомством зрителей с потенциально безграничными возможностями дронов. В сериале эти летательные аппараты имеют мало общего с устройствами, которые сегодня используются для съемок: вместо привычной угловатой летательной конструкции средних размеров в эпизоде «Враг народа» орудуют дроны-пчелы. По виду, размеру и частично даже функционалу они копируют настоящих насекомых. Искусственные пчелы даже строят ульи по принципу 3D-принтеров.
На самом деле подобные разработки уже существуют и даже применяются в сельском хозяйстве. Первую робопчелу изобрели в Гарварде еще в 2013 году, однако пока возможности таких микророботов ограничены. Выглядят эти аналоги не столь реалистично, как в «Черном зеркале», однако ученые активно работают над проектом по созданию дронов-пчел, которые смогут выполнять широкий спектр задач. Так, уже проводятся эксперименты по внедрению летательных аппаратов, способных опылять растения.
Кроме того, через несколько лет после выхода эпизода «Враг народа» израильский стартап Beewise представил роботизированный улей, основанный на искусственном интеллекте. И хотя он не способен сам делать свои 3D-копии, у него есть автономная система управления и контроля за средой внутри улья.
Роботы, имитирующие поведение людей («Я скоро вернусь» / Be Right Back)
Поставив в центр «Черного зеркала» типичный для новейшей истории вопрос, заменит ли робот человека, создатели сериала пошли дальше и усложнили эпизод «Я скоро вернусь» дополнительной философской задачей — может ли умерший человек ожить в виде робота? На выходе получился робот, полностью копирующий умершего человека, вплоть до привычек и стиля общения. Это не волшебство, а возможности облачных данных: в основе технологии лежат алгоритмы, способные имитировать поведение человека на основе информации с его устройств. Чистый Transhumanism Inc. Пелевина.
Пока воссоздание исторических личностей и образов ушедших из жизни людей с помощью технологий не реализовано на практике. Тем не менее японские разработчики уже создали робота-андроида Эрику с реалистичным лицом, естественной мимикой и способностью вести диалог. Роботизированную девушку уже ставили ведущей новостей, а теперь хотят снять в фантастическом фильме с незатейливым названием: b.
Чёрное зеркало.
Чёрное зеркало.
снова здрасьте. пишу обещанную статью про черное зеркало
Множество слухов окружает зеркало вообще как предмет. оно и портал в загробный мир, и накопитель плохих энергий, и живут в нём привидения и бабайки, и разбивать его нельзя и так далее и тому пободное. и всё это почти правда, а почти-потому что на самом деле всё ещё хуже. там не бабайки с суккубами, а ещё кто пострашнее будет, да и вообще бывало за 2 часа с зеркалом душу теряли и разум навсегда. ну да ладно. тема, у нас другая.
Чёрное Зеркало. Общая информация.
это магический предмет, которых широко используется магами, колдунами, ведьмами различных духовных убеждений уже не одну сотню лет. в моих и близких мне практиках оно так же называется Ведьминым зеркалом, Зеркалом Гекаты и Глазом мертвеца. но если первое и второе названия-это просто и понятно, то Глаз мертвеца это немножечко(!) из другой более древней оперы. дело в том, что пока городские и дворцовые барышни имели возможность секретным образом заполучить «нормальное» черное зеркало, деревенские колдуньи и любительницы наливали воду в закопчённую до черна чашу. таким образом эта черная глубина в чаше и носила название Глаза мертвеца. но я глубоко убеждена, что это если не тоже самое, то крайне похожее.
Изготовление.
Черное зеркало вполне можно купить, заказать по почте у умельцев или сделать самому. наиболее распространённые виды-это конечно же:
1)шлифованный отполированный абсидиан (абсидиановое зеркало).
2) стекло покрытое с обратной стороны чёрным лаком, краской, либо сзади на стекло приклеевается обычная фольга, так же покрытая черным лаком или краской.
3)шлифованный черный агат/оникс. это редко.
не стоит думать что если зеркало из абсидиана, то есть камня, значит оно сильнее, а стекло с черной фальгой слабее. это неверно. тут можно долго рассуждать, но мы не будем, поверьте на слово. в конечном итоге всё равно выигрывает тот магический предмет, в которого хозяин вложил больше своего. ну хотя бы больше труда.
абсидиановое зеркало вполне можно купить, стоит оно порядка 3-3,5 тыщ рублей. вот оно какое:
а зеркало из стекла и краски(или фольги и краски) думаю вы вполне можете сделать сами.
для этого берём кусок стекла, промываем его под родниковой или очищенной водой, высущиваем и ждём полнолуния. в полнолуние кладём его под лунный свет на всё время полнолуния и затем на дни Гекаты(4 дня когда не видно Луны, это 2 первых и два последних дня лунного цикла,время когда вылезают все страхи,слёзы,болезни и психи ). после этого покрываем одну сторону стекла черной эмалью или лаком(в любом случае лучше с глянцевым эффектом) и сушим. когда высохло вырезаем кусок плотной ткани по размеру зеркала и приклеиваем на эмаль, чтобы она не царапалась и не повреждалась. примерно так.
так же для черного зеркала обязательно нужна подставка и чёрный кусок ткани. подставка может быть любая, но обязательно прочная. разбить ведьмино зеркало нельзя. подставка может быть и на подобии книжной и как рамка и как для тарелок. кусок материала плотный и черный. после каждого общения с зеркалом его необходимо накрыть тканью и убрать как можно дальше, отвернув его от себя.
делаем зеркало рабочим.
это очень важный момент. если вы относитель к нему с юмором, то можете пожалеть об этом. в ночь, когда почувствуете что пора, отделитесь ото всех, никто не должен мешать. возьмите чёрную, белую или красную свечу, зажгите, выключите или сильно приглушите свет. сядьте перед зеркалом и поставьте свечу сбоку от него. можно использовать немного благовоний или тихую музыку без слов, если вам это помогает. вы должны быть глубоко спокойны и полны духовных сил. если вы болеете или сильно устали(для первого раза усталость не годится, а вот для последующих,более уверенных может пригодится) или у вас сильный стресс-не беритесь за это. у вас не должно быть страха-стоит помнить о том, что тёмные сущности не выскочат оттуда и не вцепятся в вас, и если вы и увидите чтото для вас страшное, то вы всего лишь УВИДИТЕ это. и сможете сделать выводы. не стоит мистифицировать всё сильнее нужной грани, бойтесь маньяков с ножом, а не духов, которые не виноваты в том, что выглядят как то неприятно для вас. сядьте расслаблено и посмотрите в зеркало, не вглядываясь чётко в отражения и глубину, а просто смотрите пристальным взглядом, желаельно не сводя его с одной точки. через некоторое время-у кого то 5 минут, у кого то час, смотря как быстро вы сможете успокоится, отмести всё и сосредоточится, у вас начнёт расплываться зрение, не пытайтесь поймать фокус обратно в исходное положение, позвольте случаться тому, что случается. если вы занервничали (у новичков так часто) и все таки восстановили фокус обратно, то пробуйте ещё раз и ещё раз. когда вы позволите зрению помутнится достаточно оно начнёт размывать окружающие предметы и комнату в целом, может показаться что вы в жидком воздухе но НЕ НАДО ПАНИКОВАТЬ не надо боятся, начинать моргать или крутить головой, не надо пытаться разглядеть предметы-вы всё собьёте и придётся начинать сначала. просто смотрите в зеркало. если вы спокойны и всё происходит успешно, то далее появится ощущение отсутствия тела, вам покажется что вы не чувствуете как сидите и на чем сидите, будто вы не весите ничего и вы есть одно ваше зрение, могут пропасть звуки музыки. это норма. тогда напрягите зрение ещё сильнее, представляя до боли вашего существа что вы проваливаетесь в глубину черного зеркала. входите туда спокойно и безбоязненно, не торопливо но всё дальше и дальше. визуализируйте, как вы входите туда и очень скоро вы заметите что зеркало вовсе не такое уж маленькое, оно начинает заполнять комнату, расширятся. смотрите перед собой-кого или что вы видите тут. вы можете увидеть многих или одного, вы можете увидеть поляну, подземелье, дом или лес,или скопище душ или одно лицо или одинокой дерево, что угодно. и когда картина того что явилась вам-не важно сущность ли это или это например камень или океан, станет реальной задайте вопрос. чтото вроде»я рада видеть тебя/вас! могу ли я работать с тобой/вами и вернуться ещё?» и ждите реакции. вы совершенно точно поймёте и согласие и отказ. в любом случае скажите, что для вас было честью увидится с ним/с ними. затем постепенно визуализируйте что выходите тем же путём что и входили. чернота будет сужаться, вы постепенно начнёте чувствовать немного тело, потом могут вернутся звуки и под конец сфокусируйте зрение. всё. ответ должен быть получен. отдохните немного, закройте зеркало тканью и уберите, погасите свечу пальцами или колпачком. можете принять душ и подышать любой из защитных трав, полынью например.
если всё вышло удачно, тогда по запросу могу написать медитации на различные тёмные аспекты с помощью черного зеркала. так же через черное зеркало к вам приходит помощник из чудесного народа(см. позапрошлую мою статью).
советую помнить, что вставать на этот путь, лучше не из праздного любопытства, а осознанно и ответственно.
Почему вы должны посмотреть «Чёрное зеркало»
Так Чарли Букер, создатель и главный сценарист сериала-антологии «Чёрное зеркало», объясняет его название. Лучше и не скажешь.
С каждым столетием человечество ищет ответы на свои вопросы всё нетерпеливей. Мы раскрутили колесо прогресса, будущее уже здесь, встречает нас и улыбается (или лучше сказать — скалится?). Но прогресс ничего не изменил в человеческих душах. Любовь, ненависть, отвращение, стыд — всё, что делает нас людьми, осталось прежним. Универсальный язык эмоций понятен как древнему греку, так и современному хипстеру.
Сериал «Чёрное зеркало» говорит на этом языке и напоминает нам о главном. О том, что это такое — быть человеком.
Людей постоянно окружают экраны. Но если их выключить, останутся лишь чёрные зеркала
Это сериал о технологиях и их влиянии на нас
«Чёрное зеркало» — британский фантастический сериал. На момент, когда написана эта статья, он состоит из шести серий и одного рождественского спецвыпуска. У каждого эпизода свой набор актёров, свои место и время повествования и даже в каком-то смысле своя реальность. Другими словами, это сериал-антология.
Но, в отличие от классических телеантологий (например, «Сумеречной зоны»), здесь нет ни общих персонажей, ни даже рассказчика, который вводил бы нас в историю. Что же объединяет эпизоды «Чёрного зеркала»? Чарли Брукер, создатель и главный сценарист сериала, отвечает так:
Технологии будущего, которое стало настоящим, и то, как мы живём с ними или станем жить через несколько минут, если будем неосторожны.
Некоторые из технологий «Чёрного зеркала» похожи на наши. Вот, например, виртуальный человечек почти как из Xbox Live
Уровень технологического прогресса в мирах «Чёрного зеркала» сильно разнится от серии к серии. Начинается рассказ с современного общества: центральная тема — интернет, социальные сети и незащищённость информации. Но с каждым эпизодом в историю вплетаются новые элементы. Устройство, которое может прокручивать перед глазами владельца любой момент его жизни. Искусственный разум на основе общения в соцсетях. Андроиды. Классическая антиутопия. Каждый эпизод выбирает один из возможных векторов развития человечества и акцентирует внимание на чём-то своём.
При этом мир вокруг персонажей не выглядит оторванной замкнутой системой, которая плавает в вакууме и не имеет привязки к реальности. Хоть мы и видим только небольшие элементы общей картины, происходящее на экране ощущается как органичная часть чего-то большего, чего-то возможного и практически существующего. Более того, единым ощущается и сам сериал. Оно и неудивительно, ведь в разных технологических декорациях фактически показаны одни и те же люди. Мы с вами.
А другие технологии незнакомы и вызывают внутреннее отторжение одним своим видом
Он ставит сложные вопросы о нашем обществе
В финском языке есть отличное слово myötähäpeä — «общее чувство стыда», неловкость за поступки другого человека. Вы с приятелями пошли в караоке-бар, друзья напились и фальшиво поют «Ласковый май», радостно гогоча. Они чувствуют себя отлично, а стыдно почему-то вам. Или ваш однокурсник вышел на экзамен и несёт несусветную чушь перед преподавателями. Вам стыдно за него, пусть вы и сидите на задней парте и вообще ни при чём.
Представили? Именно это чувство вам предстоит испытывать при просмотре каждой серии «Чёрного зеркала». Муж, который в приступах ревности впадает в безумие. Вдова, поддавшаяся зову плоти вскоре после гибели мужа. Человек, который изменил принципам и продал свой мир. Ревущая безжалостная толпа. Причины будут самые разные, но результат схожий.
Общество способно быть подлинным чудовищем. В серии «Белый медведь» это хорошо показано
В подобные моменты так и хочется залезть внутрь экрана и привести всё в порядок, крича: «Эй, вы там! Мне тут неудобно и чертовски неуютно. Ведь должен быть способ сделать всё хорошо и правильно!». Но быстро приходит осознание, что такого волшебного способа просто нет, в этих историях не существует однозначно верного решения.
Перед нами не тест с набором правильных ответов, а пугающе реалистичное изображение жизни в её самых неприглядных проявлениях. И руководствоваться мы можем только своими моральными принципами. Помните дилемму, с которой столкнулся Джоэл в конце игры The Last of Us? Нечто подобное происходит с героями «Чёрного зеркала».
Традиционные для фантастики вопросы, вроде парадокса «корабля Тесея», тут тоже не забыты
Даже когда выбор сделан до начала серии и на экране мы видим лишь последствия, сериал всё равно задаёт неудобные вопросы. Пожертвовать репутацией и браком ради жизни незнакомого человека? Или остаться в стороне, но обречь жертву на гибель (при том, что все узнают об этом)?
Стоит ли перевоспитывать нарушителей закона и пытаться изменить их образ мысли, а вместе с ним и жизни? Или природа людей извращена, и лучший способ перевоспитания — причинить преступникам ту же боль, что нанесли они? Может ли общество иметь человеческое лицо или у него всегда оскал безумного зверя, жаждущего хлеба и зрелищ? «Чёрное зеркало» в каждом случае показывает лишь одну сторону медали, но даёт понять, что их несколько.
Герои сериала вызывают осуждение. Но легко рассуждать о морали, сидя у экрана, и куда сложнее оставаться принципиальным, когда вам самим приходится рисковать. Помните, как герой романа Оруэлла «1984» вёл себя в министерстве любви? В «Чёрном зеркале» полным-полно таких ситуаций.
Нередко герои оказываются совсем не такими, какими виделись поначалу
Сериал вызывает сильнейшие эмоции
Конечно, неловкость за других людей — далеко не единственное чувство, которое возникает во время просмотра сериала. Эмоциональный спектр «Черного зеркала» очень широк: здесь и тоска, и светлая печаль, и возмущение, и радость, и недоумение. В этом большая заслуга актёрского состава и авторов диалогов, которые смогли создать реалистичные и одновременно вонзающиеся в душу сцены.
Отличная актерская игра заставляет сопереживать главным героям, как бы они себя ни вели
Прогресс ускоряется с каждым годом, поэтому возникла гипотеза о технологической сингулярности. Согласно ей, однажды прогресс станет недоступен пониманию людей, станет слишком быстрым и сложным. Учёные считают, что сингулярность наступит с появлением искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин (привет, «Скайнет»!) или с усилением человеческих возможностей благодаря биотехнологиям (Deus Ex, и тебе привет).
Но ни один учёный не говорит про сингулярность эмоциональную, и это объяснимо. Эмоции иррациональны, мы не всегда понимаем их причины. Два плюс два всегда четыре, но отчего на душе тоскливо или радостно, не всегда легко понять. Это не значит, что эмоции надо препарировать и изучить. Они чудесны в своей иррациональности. Технологии делают нас быстрее, выше и сильнее, но при этом порабощают. Наши эмоции — чуть ли не единственное, что позволяет нам оставаться свободными.
Безэмоциональные маски людей, уткнувшихся в гаджеты: жутковатый образ будущего. Или настоящего
И его обязательно стоит посмотреть
На первый взгляд кажется, что «Чёрное зеркало» вызывает в основном отрицательные эмоции. После каждой серии сидишь по пять-десять минут, уставившись в чёрный слепой экран перед собой, а душу захлёстывают волны безысходности. Если смотреть сериал ночью, да ещё и в одиночестве, ощущение обречённости усиливается (любители эмоционального экстрима, берите на заметку).
Я знаю нескольких человек, которые бросали сериал, потому что им было неприятно. «Зачем себя мучить? — говорили они. — Я буквально заставляю себя включать новую серию». Их реакция понятна, но смотреть «Чёрное зеркало» нужно обязательно. И вот почему.
Некоторые чувствительные люди бросали просмотр после первой же серии — той, что про премьера и свинью. И напрасно!
Каждый эпизод «Чёрного зеркала» — это древнегреческая трагедия, не по формату, но по сути. Здесь есть все её характерные атрибуты: в конце сюжет почти всегда приходит к катастрофическому исходу, общество и люди показаны далеко не с лучшей стороны. А главное — происходящее на экране вызывает сострадание и страх, необходимые для катарсиса.
Почему это важно? Потому что катарсис, если верить древним грекам (в частности, Аристотелю), очищает душу человека, возвышает и воспитывает её через сопереживание. Тягостное чувство во время просмотра призвано не испортить настроение, а напомнить, что мы сами нередко ведём себя как герои сериала. Ревность, тщеславие, зависть, страх — наши пороки встают перед нами в полный рост, и от этого становится не по себе. Однако в наших силах этому противостоять. Стыд — это не повод закрыть глаза и отвернуться, а, наоборот, вызов стать лучше.
Кроме того, Чарли Брукер известен едким и пессимистичным чувством юмора. «Чёрное зеркало» напичкано метафорами и сатирой на современный социум. Как вам, например, общество, где люди выполняют заведомо бесполезную работу ради виртуальных баллов, которые сразу тратят, чтобы выполнять работу ещё лучше? Происходящее на экране порой напоминает классические антиутопии «451º по Фаренгейту» или «1984» — с той поправкой, что перед нами не воображаемое общество будущего, а сатира на наш дивный старый мир.
Кого люди будут слушать охотнее: реального политика или милого мультяшного персонажа?
В сентябре 2015 года интернет-канал Netflix приобрёл права на «Чёрное зеркало» и анонсировал третий сезон, в который войдёт целых 12 серий. Выходит, что нас ждёт в два раза больше эпизодов, чем в первых двух сезонах вместе взятых, и это вызывает разумные опасения насчёт их качества. Не превратится ли сериал в бездушный конвейер?
Едва ли. Над сериалом по-прежнему трудятся Чарли Брукер и его команда. Да и Netflix, подаривший нам «Карточный домик», «Сорвиголову» и «Очень странные дела», пока не подводил своих зрителей. Хочется верить, что всё получится. Потому что аналогов «Чёрному Зеркалу» — качественной остросоциальной фантастики с чёрной сатирой на наше будущее и настоящее — сейчас почти нет.
Если сомневаетесь, понравится ли вам «Чёрное зеркало», попробуйте начать с серии «Белый медведь». Это, пожалуй, самый известный эпизод сериала
Читайте также
Чёрное зеркало, 3 сезон: больше сатиры, больше оптимизма
Сериал сменил формат, и это пошло ему на пользу. Теперь он похож на антологию фильмов, каждый из которых исполнен в своём жанре и стиле.
Как «Чёрное зеркало» сбывается в реальности
Дополненная и виртуальная реальность больше не фантастика, а веб-камеру уже пора заклеивать.