Черные маруси что это

Черная Маруся

Вороно́к (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, черная Маруся) — жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений:

Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), с 1938 его модификацию ГАЗ-М1-V8, выполненную специально для нужд НКВД, а с 1940 модификацию ГАЗ-11-73. Все эти модификации выпускались только чёрного цвета.

…живой к техническим веяниям, Архипелаг не опоздал перенять черного ворона, а ласковей — воронка. На еще булыжные мостовые наших улиц первые воронки вышли с первыми же грузовиками. Они были плохо подрессорены, в них сильно трясло — но и арестанты становились не хрустальные. Зато укупорка уже тогда, в 1927 году, была хороша: ни единой щелки, ни электрической лампочки внутри, уже нельзя было ни дохнуть, ни глянуть. И уже тогда набивали коробки воронков стоя до отказу. Это не так, чтобы было нарочито задумано, а — колёс не хватало.

Много лет они были серые стальные, откровенно тюремные. Но после войны в столицах спохватились — стали красить их снаружи в радостные тона и писать сверху «Хлеб» (арестанты и были хлебом строительств), «Мясо» (верней бы написать — «кости»), а то и «Пейте советское шампанское!»

Внутри воронок может быть просто бронированным кузовом — пустым загоном. Может иметь скамейки вкруговую вдоль стен. Это — вовсе не удобство, это хуже: втолкают столько же людей, сколько помещается стоймя, но уже друг на друга как багаж, как тюк на тюк. Могут воронки иметь в задке бокс — узкий стальной шкаф на одного. И могут целиком быть боксированы: по правому и левому борту одиночные шкафики, они запираются как камеры, а коридор для вертухая.

А. Солженицын — Архипелаг ГУЛаг (Часть вторая. Вечное движение. Глава 1. Корабли Архипелага)

Этимология

Слово «воронок» произошло от вороной масти (коня). Вероятно, это также было распространённое имя вороного коня. С появлением автомобилей привычка давать личные имена не пропала. А поскольку первые автомобили были чёрного цвета, имя Воронок им подходило.

Источник

На чем увозили в лагеря? Машина-легенда «Черный воронок»

Этот символ красного террора уже много лет ассоциируется у обывателей с мрачными застенками Лубянки. При виде ГАЗ М1 или «Черного воронка» в 30-е годы прохожие лишь задавались вопросом: «За кем приехали на этот раз?».

Неприятный скрежет шин и рокочущий звук мотора во дворе – настоящий кошмар каждого советского человека, заставшего сталинскую эпоху. Как всадники апокалипсиса чекисты въезжали на черных машинах во дворы спящих граждан. Стремительно задергивались шторы, выключались лампы и светильники, во всем доме гасли окна — можно было лишь разглядеть бледные лица, выглядывающие из-за занавесок. Приезд «воронка» означал только одно – очередной арест, очередная поломанная судьба и безвозвратно искалеченная жизнь.

Нам, в 2019 году, подобная история кажется чем-то далеким или, может, абсурдным, а вот советским гражданам было не смеха: при виде «черного воронка» у людей кровь стыла в жилах. Что же это за «воронок» такой и почему его все боялись? Давайте разбираться.

В знаменитом «Реквиеме» Анны Ахматовой, пережившей расстрел первого мужа, арест сына и второго мужа, есть строки:

Звезды, смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Интересно, что не все «воронки» были черными. Хотя и было принято красить служебные автомобили в черный цвет, редко чекисты могли приехать и на бежевом предвестнике неприятностей.

Спросите, почему сотрудники НКВД так полюбили «Эмку»? Двигатель V8, два возможных варианта объема – 3,6 и 3,9 литров, 95 лошадиных сил – очень и очень хорошие характеристики для того времени. В то время количество автомобилей в России составляло примерно 1 на 1000 человек, так что для многих жертв репрессий поездка с чекистами была первым и последним опытом поездок на машине. Интересно, что такие автомобили использовались и в качестве настоящих такси: до войны по Москве, развозя пассажиров, колесили почти 2800 Марусь.

На смену «черному воронку» пришла новая модель «Эмки» — ГАЗ 11 с 6-ти цилиндровым рядным двигателем и сотней лошадиных сил под капотом. По утверждениям экспертов, прототипом автомобиля послужил Dodge D5 Export. Внешне он отличался от предшественника за счет выпуклой решетки радиатора. Но во время войны их производство значительно сократилось, так как все мощности были направлены на борьбу с державами Оси, а в 1942 году выпуск «Эмок» и вовсе прекратился. Сегодня «воронок» выставляется в музеях и ценится коллекционерами, до сих пор являясь одним из символов кровавых расправ 30-х годов.

Источник

Новое в блогах

Черные маруси что это. Смотреть фото Черные маруси что это. Смотреть картинку Черные маруси что это. Картинка про Черные маруси что это. Фото Черные маруси что это

Приложения пользователя

Вчера, слоняясь по книжному магазину в поисках счастья, из любопытства пролистала 14-е переиздание школьного учебника для 11 класса «Русская литература XX века» под редакцией академика В.В. Агеносова.

Черные маруси что это. Смотреть фото Черные маруси что это. Смотреть картинку Черные маруси что это. Картинка про Черные маруси что это. Фото Черные маруси что это

Восемь переизданий назад я заметила в главе об Анне Ахматовой погрешность из тех, что называют «оговоркой по Фрейду». «Оговориться» заставили саму Анну Андреевну.

Цитата из знаменитого цикла «Реквием» в совместном исполнении А.Ю. Леонтьевой, кандидата филологических наук, написавшей главу, и поэтессы звучала так:

Звезды смерти стояли над нами.
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под крышами черных марусь.

В оригинале вообще-то «под шинами черных марусь». Но, видимо, литературовед или корректор или кто-то еще решил, что «черные маруси»— это не «эмки», фирменные машины сталинского террора, а какая-нибудь мощная бандитская группировка. Поэтому слово «крыша» тут будет уместней, да и современным детям понятней.

В 14-м переиздании «крыша» никуда не уехала, а находилась все по тому же адресу: на странице 330. Предположить, что за 15 лет существования учебника никто, кроме меня, не ушибся об эту строчку, было бы гордыней.

Черные маруси что это. Смотреть фото Черные маруси что это. Смотреть картинку Черные маруси что это. Картинка про Черные маруси что это. Фото Черные маруси что это

Скорей всего, его просто не читают ни школьники, ни учителя, ни редакторы при переизданиях. Стоит себе на полке и стоит, есть не просит, создает правильную атмосферу.

Я рассказала эту историю не для того, чтобы лишить составителей каких-нибудь благ типа роялти за допечатки или хорошего настроения. Она не про «о tempora, o mores!» Она про рождения и смерти несловарных смыслов, которые в нашей эзоповой стране иногда докладывают об обстановке в ней честнее всех прочих источников.

Так, эпоха шин, изъятых из стихотворения Ахматовой, без сомнения была пострашнее эпохи «крыш». Шины только давили, «крыши» могут и давить и защищать. Как договоришься.

Но что в середине 1990-х (время написания учебника) последние заняли место первых не только в классических строчках, но и в сознании и даже подсознании граждан— очевидно.

Другой пример. Если бы в СССР существовало звание «бестселлер», то оно бы из года в год присуждалось книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». Взрослое население открывало ее на любой странице и зачитывало друг другу вслух про «люблю чеснок, он пахнет колбасой», «бог есть, но я в него, конечно, не верю», «Илья Тимуровец», «И сказал колдун Олегу: „Ты умрешь от своего коня“. И тогда повел Олег коня в колхоз».

Каждый гражданин СССР без посторонних подсказок и подмигиваний догадывался о скрытом смысле названия «От двух до пяти»: столько лет давали за хранение и распространение антисоветской литературы. Нынче разве эрудиты из «Что? Где? Когда?» сообразят, как связаны сборник трогательного детского языкотворчества со сборником статей Уголовного кодекса СССР.

То же со словом «нагрузка». Когда-то оно означало «платный довесок к дефициту»: к скатерти за 15 рублей прилагался, например, абажур за 11 рублей, к растворимому кофе— консервы «Завтрак туриста», к бутылке водки биография Бернарда Шоу, к книге «Домоводство» брошюры «Организация и оплата труда работников МТС» и «Блокнот агитатора Астраханского обкома партии».

Сегодня слово «нагрузка» избавилось от унизительного смысла и принудительного союза с дефицитом, магическим понятием брежневской эпохи.

Теперь при слове «нагрузка» многие россияне представляют себе тренажерный зал, и это, независимо от того, посещают они его или нет, неопровержимо доказывает, что нация идет или, если стоит, то по крайне мере лицом к правильному пути здоровья и бодрости.

Источник

Проектная работа «Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

« Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов «

Кобзарь Артёма Вячеславовича

Преподаватель: Карлышева Наталья Валерьевна

Дата выставления оценки

Глава 1 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») (ГАЗ-М1 («Эмка»)).5

История создания автомобиля ГАЗ М1……………………………………..5

Технические характеристики ГАЗ М1………………………. 11

Глава 2 Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов…………………………………………………. 12

2.1 Общая характеристика литературного процесса 20-30-х годов XX века.12

2.2 «Чёрная Маруся» в стихотворении А.А.Ахматовой «Реквием»……….13

2.3 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»……………………………………..15

2.4 «Чёрная Маруся» в романе «Мастер и Маргарита»………………..…18

Список использованных источников…………………………. ………………21

А ну-ка, парень, подыми повыше ворот,

Подыми повыше ворот и держись.

Ой, «черный ворон», «черный ворон», «черный ворон»

Переехал мою маленькую жизнь.

Наибольший страх вызывали автомобили — об этом много написано в воспоминаниях о сталинской эпохе, — принадлежавшие НКВД. Такую машину называли то «черная Маруся», то «черный воронок».

Именно это и является актуальностью данного проекта.

Цель проекта: изучение автомобиля «Чёрная Маруся» («черный ворон», «воронок») произведениях русских писателей и поэтов

Для достижения этой цели поставлены задачи:

1. Выяснить, какие автомобили назывались «Чёрная Маруся» («черный ворон», «воронок») и почему

2. Проанализировать технические характеристики данных автомобилей

3. Привести примеры из произведений русских писателей и поэтов, описывающие данные автомобили

4. Создать буклет по теме «Образ «Чёрной Маруси» (автомобиль) в произведениях русских писателей и поэтов»

Методы исследования : анализ, синтез, наблюдение, обобщение

Практическая значимость: материал можно использовать на уроках литературы, а также при освоении спецдисциплин по устройству автомобилей

Глава 1 «Чёрная Маруся» («воронок», «чёрный ворон») (ГАЗ-М1 («Эмка»))

Для перевозки арестованных использовались служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), в СССР их называли «чёрный ворон», «воронки».

Когда же и в чьем гнезде появилась на свет эта жуткая птица? Француз Жак Росси, автор двухтомного «Справочника по ГУЛАГу», утверждал, что «черные вороны появились в Москве, в 1927 г. Это были полуторатонки, выпущенные первым советским заводом АМО. Во время ежовщины появились огромные, 5-тонные черные вороны, окрашенные в темный цвет и ездившие только ночью».

Если между «вороном» и «вороненком» разница была в размерах, то «ворон» и «воронок» подразумевали одну и ту же машину. Автозак (еще одно миленькое определение – «автомобиль для перевозки заключенных!») могли назвать и «черным вороном», и просто «вороном», и «воронком» – от перемены названий содержание не менялось…

Эпитет «черный» не всегда указывал на цвет – хотя вначале машины действительно окрашивались в мрачно-темные тона. Однако в конце 30-х «воронки» стали маскировать под машины для перевозки продовольствия. Их красили в веселенькие светлые цвета, на бортах красовались надписи «ХЛЕБ» или «МЯСО» (причем, на русском, английском, немецком и французском языках). Надписи могли варьироваться – в зависимости от фантазии чекистов. В связи с этим «сидельцы» сначала пытались отличать мрачные автозаки от веселых «хлебных» фургончиков.

История создания автомобиля ГАЗ М1

Черные маруси что это. Смотреть фото Черные маруси что это. Смотреть картинку Черные маруси что это. Картинка про Черные маруси что это. Фото Черные маруси что это

Черные маруси что это. Смотреть фото Черные маруси что это. Смотреть картинку Черные маруси что это. Картинка про Черные маруси что это. Фото Черные маруси что это

Воронка́ми в СССР называли служебные автомобили НКВД ГАЗ-М1 («Эмка»), выполненные специально для нужд НКВД, выпускались они только чёрного цвета, отсюда и название.

В начале 1932 года с конвейера Горьковского автозавода сошли первые грузовики. Это были копии заокеанских моделей, что оправдывалось необходимостью срочного создания автопромышленности — почти с нуля.

Новая машина «ГАЗ-М1», была спроектирована в грузовом варианте, оснащена усиленным двигателем, мощной рамой, продольными рессорами вместо поперечных, штампованными дисками колес вместо проволочных спиц, шинами низкого давления. Грузовую «эмку» начали производить в январе 1932 года.

Осенью 1933 года в экспериментальном отделе ГАЗа начали работу над будущим автомобилем. Первые три опытных образца М1, что расшифровывается как «Молотовец первый». Внешне они отличались от серийных машин иной облицовкой радиатора, лючками на боковинах капота, колесами с проволочными спицами.

Гениальный старик Генри Форд был консерватором и не любил изменять однажды найденным удачным решениям. Потому выпуск в 1932 году модели 40 с V-образным восьмицилиндровым двигателем казался несколько неожиданным. Впервые удалось отлить цельный блок мотора V8. Однако конструкция шасси Ford-40 во многом была заимствована у предыдущих моделей фирмы — А и Т — и не соответствовала «революционному» двигателю.

Базовой машиной для ГАЗа стала версия с закрытым цельнометаллическим четырехместным кузовом, несомненно более комфортабельным, чем открытый у ГАЗ-А. Серьезные изменения были внесены в конструкцию шасси. Переднюю и заднюю поперечные рессоры заменили четырьмя продольными, что позволило отказаться от конструкции трубы, в которую был спрятан кардан, передававшей толкающий момент от заднего моста непосредственно на раму. Появились гидравлические амортизаторы одностороннего действия, иное рулевое управление. Колеса обрели штампованные диски взамен спицованных.

Главным новшеством стал кузов – четырехдверного типа, закрытый цельнометаллический. Деревянной оставалась лишь одна деталь – боковой брус крыши. Кузов был установлен на раму, выштампованную из стали толщиной 3 мм. Детали рамы соединялись двумя способами: электродуговой сваркой и заклепками. Такая схема обеспечивала прочность и жесткость конструкции на изгиб, что способствовало меньшей усталости металла. Элементы кузова тоже штамповались, но соединялись уже точечной сваркой, поскольку нагрузки там в отличие от рамы были значительно меньше. Крыша была брезентовой, с теплоизолирующей прокладкой. Двери имели удобные ручки, мягкую обивку и открывались назад.

Система зажигания — батарейного типа, с центробежным регулятором опережения угла установки. Подача горючего осуществлялась диафрагменным топливным насосом. За счет изменения геометрии каналов в головке блока удалось улучшить наполнение цилиндров. При таком же рабочем объеме, как у ГАЗ-А, новый двигатель, получивший обозначение ГАЗ-М, стал мощнее (50 л.с. против прежних 40 л.с.) благодаря измененным фазам газораспределения и повышенной с 4,2 до 4,6 степени сжатия. Эта степень сжатия соответствовала тогда наиболее распространенному в СССР сорту автомобильного бензина с октановым числом 59-65. Двигатель ГАЗ-М с 1938 года стал монтироваться и на модернизированных грузовиках ГАЗ-АА, получивших индекс ГАЗ-ММ.

Завод обновил и коробку передач – ввел шестерни постоянного зацепления на второй ступени и скользящую зубчатую муфту включения второй и третьей передач. Толкающщие усилия от заднего моста на раму у ГАЗ-М1 передавала не труба карданного вала, как у ГАЗ-А, а рессоры. Поэтому труба стала легче, получила скользящее телескопическое сочленение и воспринимала только реактивный момент заднего моста.

Значительное увеличение жесткости рамы было достигнуто не только у величением сечений лонжеронов и траверс, но и введением Х-образной поперечины. Более мягкие, чем у ГАЗ-А, рессоры сочетались с гидравлическими рычажными амортизаторами одностороннего действия. Изменения коснулись и рулевого механизма, а также тормозов. Они получили механический привод — от педали или рычага поворачивался специальный вал, усилие от которого через систему тяг и тросов передавалось на тормозные колодки всех колес.

Новые передние крылья сильно изменили облик автомобиля. Водитель мог отрегулировать сиденье под длину своих ног, механический указатель уровня бензина заменили электрическим, на всех дверях имелись форточки, были в наличии прикуриватель и пепельница. Переключатель света фар находился под ногой. 16 марта 1936 года с конвейера сошла первая «эмка», а на следующий день еще два автомобиля отправлены в Москву для показа руководству страны. Сталину, Молотову, Ворошилову и Орджоникидзе новый автомобиль понравился.

За годы выпуска у ГАЗ-М1 видоизменялись капот, облицовка радиатора, бамперы. Самая же серьезная модернизация произошла в 1938 году. В середине 30-х годов стало ясно, что резервы дальнейшего совершенствования двигателя ГАЗ-М исчерпаны. Директор ГАЗа С.С. Дъяконов в докладной записке на имя заместителя наркома тяжелой промышленности указал на необходимость скорейшего развертывания производства нового двигателя ГАЗ-11. Он был шестицилиндровым (3485 см3, 76 л.с. при 3400 об/мин) нижнеклапанным и предназначался для нового поколения автомобилей ГАЗ, легковых и грузовых. Опытные образцы легковых моделей были готовы в середине 1938 года, и в 1941 году завод намечал их серийный выпуск. В их число входили ГАЗ-11-73 с кузовом типа седан, представлявший собой модернизированный ГАЗ-М1 с двигателем ГАЗ-11, а также ГАЗ-11-40 (модификация ГАЗ-11-73 с кузовом фаэтон), пикап ГАЗ-11-41 и легковые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-61. Мотор прожил долгую и счастливую жизнь — его устанавливали (с небольшими переделками) на ГАЗ-12 (ЗиМ), ГАЗ-51, ГАЗ-63, другие автомобили, дрезины, автобусы и погрузчики. Выпуск этого двигателя завершился совсем недавно — с уходом на пенсию грузовика ГАЗ-52.

Автозак (фургон «Чёрная маруся», душегубка, его также именуют и «черный ворон») пришел на службу тюремной системе еще в 20-е годы. До этого заключенных переправляли пешим этапом. Людными городскими улицами шла колонна, сопровождаемая усиленным конвоем. Это было зрелище. Организованная толпа зеков под лай собак и окрики перекрывала проезд, надолго загораживала тротуары, вызывала массу зевак. В середине 20- х автозаки, впрочем, как и обычные грузовики, для России еще были редкостью. Горьковский автозавод не мог угнаться за аппетитом ГУИТУ СССР (Главного управления исправительно-трудовых учреждений). Поначалу спецавтомобиль был пустым стальным загоном, в который зеков набивали, словно селедку в банки. Это имело свой резон. Когда ноги и руки зажаты соседними телами, и ты стоишь, помимо воли вытянувшись в струну или же скорчившись у стенки, возникает лишь мысль доехать в добром здравии. Зек, решив бежать, физически не сможет продвинуться к двери или попытаться раздолбить днище. Положение рук и ног изменялось лишь на дорожных ухабах.

Чуть позже появились скамейки вкруговую у стен. Конвой не имел права сопровождать подследственных (подсудимых или уже осужденных) внутри салона: их просто вталкивали внутрь и закрывали стальную (иногда бронированную) дверь. «Воронок» имел зловещий серый цвет и строгую внешнюю конфигурацию. После войны, когда страна вновь бодро зашагала под барабаны и трубы, его стали окрашивать в обыденные тона. На стальных стенах появлялись надписи «Мясо», «Хлеб», «Аварийная служба газа», «Пейте советское шампанское!» и тому подобное.

Черные маруси что это. Смотреть фото Черные маруси что это. Смотреть картинку Черные маруси что это. Картинка про Черные маруси что это. Фото Черные маруси что это

С конца 30-х по нынешний день «черный ворон» уже практически не изменялся (разве что окошек прибавилось). Но, возможно, это – лишь свидетельство его совершенства?

Технические характеристики ГАЗ М1

Кузов автомобиля мог вместить 5 человек. Силовой агрегат был 4-цилидровым объемом в 3,2 л. Мощность его составляла 50 лошадиных сил, а коробка переключения передач имела 3 скорости. Максимальная скорость составляла 105 км/ч, а до 80 километров в час автомобиль мог разогнаться за 24 секунд. Расход топлива составлял 14,5 литров на 100 километров пути. Длина составляла 4625 миллиметров, ширина – 1770 миллиметров, высота – 1780 мм. Масса автомобиля – 1370 килограммов.

Источник

Чёрная Маруся

Смотреть что такое «Чёрная Маруся» в других словарях:

МАРУСЯ — Утони, Маруся! Жарг. мол. Презр. Требование замолчать. Максимов, 441. Чёрная Маруся. Жарг. угол. Грузовой автомобиль, оборудованный для перевозок заключённых. Балдаев 2, 142; Росси 1, 202 … Большой словарь русских поговорок

Воронок (арго) — У этого термина существуют и другие значения, см. Воронок (значения). Воронок (также ворон, чёрный ворон, чёрный воронок, чёрная Маруся) жаргонное слово (выражение), имеет несколько значений: Автомобиль для перевозки арестованных… … Википедия

Никифорова, Мария Григорьевна — Мария Григорьевна Никифорова в 1909 году, из тюремного архива Дата рождения 1885 год(1885) Место рождения Александровск, Екатеринославская губерния … Википедия

Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

Пиль, Гарри — Гарри Пиль Harry Piel Имя при рождении … Википедия

Высший пилотаж (сериал) — Высший пилотаж сериал, премьера которого состоялась на телеканале «Россия 1» в 2009 году. Высший пилотаж Высший пилотаж Режиссёр(ы) Александр Щурихин Сценарист(ы) Дмитрий Каморин В главных ролях Борис Щерб … Википедия

Высший пилотаж (телесериал) — Высший пилотаж сериал, премьера которого состоялась на телеканале «Россия 1» в 2009 году. Высший пилотаж Высший пилотаж В главных ролях Борис Щербаков Сергей Карякин Ольга Ломоносова Мария Горбань Александр Ермаков Анатолий Калмыков Сергей… … Википедия

Лучко, Клара Степановна — Клара Лучко Лучко Клара, 1968 год Имя при рождении: Клара Степановна Лучко Дата рождения: 1 июля 1925(1925 07 01) … Википедия

Лучко — Лучко, Клара Степановна Клара Лучко Лучко Клара, 1968 год Имя при рождении: Клара Степановна Лучко Дата рождения: 1 июля 1925(1 … Википедия

Ермоловы (телесериал) — Ермоловы Жанр драма мистика мелодрама В главных ролях Дмитрий Щербина Анна Миклош Елена Захарова Ада Роговцева Всеволод Болдин Владимир Симонов Анна Большова Страна Россия … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *