Чернышевский что делать о чем
Анализ «Что делать?» Чернышевский
Всего получено оценок: 125.
Всего получено оценок: 125.
Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие – “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1862 – апрель 1863.
История создания – Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.
Тема – В произведении можно выделить две главные темы – любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.
Композиция – Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа – жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.
Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей – романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.
Направление – Реализм.
История создания
Над анализируемым произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывался как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определённое сходство.
Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приёмам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввёл в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.
В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивать читателя к самостоятельным выводам.
Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.
Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.
Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать её замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым её дочь не обретёт счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наёмный труд. Героиня сделала девушек, работавших у неё, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.
Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка полюбила другого – друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.
Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаём, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.
Композиция
В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.
Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Что делать?».
Жанр произведения – роман, так как в нём есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остаётся открытой. Характеры главных героев даются в развитии. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нём переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения – реализм.
История создания
Николай Чернышевский в свое время слишком радикально высказался в адрес властвующей верхушки. За это его заключили в Петропавловскую крепость, где он и написал свой роман. Работу автор начал в 1862, а закончил книгу через год. История создания романа «Что делать» была связана с произведением «Отцы и дети» Тургенева, где появился образ нового человека — нигилиста Базарова. Хотя персонаж закончил свою судьбу трагически, ему в противовес Чернышевский создал Рахметова. Его герой обладал таким же складом ума, но при этом занимался делами, а не страдал по Одинцовой.
Для обмана судебной комиссии и слишком бдительных читателей автор ввел любовный треугольник в политический сюжет. Отношениям он посвятил большую часть книги. Чиновники запутались в сюжете и разрешили опубликовать произведение. Обман раскрылся слишком поздно: идея романа «Что делать» стала известной тысячам читателей благодаря журналу «Современник». Запреты оказались бессильными — книга продолжала распространяться уже в виде рукописных копий.
И только в 1905 году власти официально разрешили публиковать произведение. Но на русском языке впервые его напечатали в Женеве еще в 1867 году. Роман оказался значимым для читателей того времени. Ленин говорил, что произведение заставило его по-новому посмотреть на окружающие его вещи.
Литературное направление
Направление и жанр книги отличаются. Произведение «Что делать» относится к социологическому реализму, при этом это утопия. В этом романе тесно связаны настоящие события и вымыслы автора, будущее. Из-за этого читатели восприняли книгу неоднозначно, их пугали перспективы, которые выдвинул Чернышевский.
Роман считается также философско-публицистическим. Автор использует в тексте много скрытых смыслов, тщательно прячет их в любовной линии. Чернышевский не был профессиональным писателем, он просто облек в литературную форму свои мысли о будущем справедливом социальном строе.
В романе рассматриваются философские вопросы, заметен публицистический накал страстей. Беллетристический сюжет только прикрывает истинные мысли автора от придирчивых цензоров. Сам смысл названия романа Чернышевского «Что делать» заключается в том, что произведение является инструкций для революционеров. Писатель подталкивает их к определенным действиям.
Сюжет романа
Действие романа начинается с самоубийства молодого прогрессивно мыслящего человека, которого зовут Дмитрий Лопухов. Он выстрелил в себя, к чему его подтолкнули проблемы в любви и дружественных отношениях. После выстрела он упал в реку.
В следующей главе появляются главные персонажи. Вера Павловна живет вместе со своей семьей, где бразды правления взяла в свои руки властная и алчная мать. Ее супруг работает в доме богача управляющим. Женщина мечтает выдать дочь замуж за сына этого зажиточного человека, ради этого она согласна даже пожертвовать честью девушки.
Но гордая Вера ищет просвещения и спасения у репетитора своего брата — того самого Лопухова. Парень согласился заключить с ней фиктивный брак и помог девушке сбежать из дома. На самом деле интимных отношений и любви между ними нет, пара живет как брат и сестра.
Муж и жена часто гуляют в компании единомышленников, где Вера знакомится с Александром Кирсановым — лучшим другом супруга. Между ними вспыхивают чувства, но они не позволяют им развиваться. В это время Дмитрий привязывается к своей жене. Она кажется ему интересной и сильной личностью.
Девушка не желает зависеть от него материально, поэтому с помощью друзей открывает швейную мастерскую. Здесь читатель знакомится с описанием образов многих женщин, узнает об обстоятельствах их жизни, проблемах. Каждой из швей приходится бороться за свои права, отстаивать честь.
Дмитрий узнал, что между его супругой и другом особенные отношения. Он уважает и искренне любит Веру, но решает не мешать ее счастью. Лопухов инсценирует самоубийство, но автор намекает, что на самом деле парень уехал за границу.
В день мнимой смерти Дмитрия к Вере пришел Рахметов — идеал революционера. Писатель рассказывает, что этот человек продал все, что у него было ради помощи народу. Именно его характеристика и лежит в основе книги. В финале романа возвращается в город Лопухов. Он воссоединяется с товарищами и продолжает вести прошлый образ жизни.
Характеристика персонажей
Для детального анализа «Что делать» Чернышевского нужно ознакомиться с характерами персонажей романа. Автор изобразил главных героев честными, умными, отзывчивыми, преданными своим идеям. Во главе всех стоит Рахметов — личность с революционной сущностью. Основные персонажи книги:
Вера Павловна предстает перед читателем как красивая смуглая девушка с темными длинными волосами. В семье она всегда чувствует себя виноватой и чужой, так как ее матери не терпится выдать ее замуж за богатого жениха. Героиня книги спокойна, вдумчива, уравновешена.
Но при этом она может быть хитрой, проявлять силу воли и непреклонность. Хотя она принимала ухаживания, не прекращала хотеть свободы, искала выход из ситуации. Благодаря полученному образованию и хорошим друзьям она преображается внутренне и внешне, несколько раз Вера видела вещие сны. Это девушка нового типа — она занимается собственным бизнесом, развивает свой интеллект.
Интеллигент Александр Кирсанов стал первой любовью брюнетки. Сначала он стесняется своих чувств, ведь Вера — жена его друга. Молодой человек не хочет предавать товарища, он избегает встреч с девушкой. Именно он стал вдохновителем Рахметова на революционное самоотречение. После инсценированной смерти Лопухова Кирсанов поддерживал Веру.
Рахметов до 1917 года был обычным человеком, но позже занялся своим образованием, развивался интеллектуально и физически. Он приблизился к народу, решил закалить характер спартанскими условиями: ел простую еду, спал на войлоке, отказался от дорогой одежды. Рахметов трудился ради счастья других, а сам довольствовался малым.
О таких персонажах приятно читать, ведь они добры, искренни и ответственны. Но последний герой все же возвышается над остальными, он задает им новую планку, заставляет проявлять оптимизм в трудных ситуациях. Рахметов — настоящий революционер, который может повести за собой менее целеустремленных людей.
Тема произведения
В романе «Что делать» раскрыто сразу несколько тем. Автор сделал так, чтобы под любовной линией читатели смогли заметить пути решения политических проблем. Основные темы книги:
Силу воли проявил в книге Рахметов. Он отказался от вредных привычек, богатства, общества красивых женщин. Вместо этого молодой человек посвятил себя решению проблем народа. Любовь в романе открывается с новой стороны. Один из треугольника уступает свою жену другому ради ее счастья. Такое самопожертвование создавалось Чернышевским специально, ведь в реальной жизни люди не уступают друзьям тех, которыми увлечены сами.
Отзывчивость и равнодушие отражаются в поступках Лопухова и матери Веры. Последняя не считалась с дочерью, а думала только о наживе. Дмитрий — чужой девушке человек — озаботился ее судьбой и помог выйти из сложной ситуации. Писатель таким образом разделил старое поколение алчных мещан и новых бескорыстных людей.
Тема революции раскрывается во снах Веры и образе Рахметова. Девушка видит по ночам смысл жизни нового поколения: нужно выводить других из-под влияния тиранов. Счастливое существование заключено в просвещении, новых знаниях, обретении свободы. Молодые люди в книге умны, образованы, они с удовольствием учатся. Но на этом они не останавливаются — Дмитрий, Рахметов, Вера занимаются с другими, помогают им обрести правильный жизненный путь.
Проблематика книги
Для читательского дневника обязательно нужно разобрать проблематику романа. Чернышевский умело составил обзор человеческих мыслей того времени, выстроил события в правильном хронологическом порядке. Он использовал множество приемов для раскрытия сразу нескольких проблем:
Первая проблема, которая освещается в «Что делать», — это положение женщины в обществе. Девушкам приходится выходить замуж по расчету или даже подрабатывать проституцией. К гувернанткам пристают их хозяева, которые остаются за это безнаказанными.
Вера также могла стать жертвой офицера, но ее спас Дмитрий. Он относился к девушке так, что она была равна ему. Это и стало символом независимости женского пола.
Впервые о несостоятельности монархии заговорили декабристы еще в 1825 году. Народ тогда противился таким мыслям, но позже у него проявилась жажда революции. И хотя царская власть пыталась побороть иносказание и инакомыслие, каждое новое поколение становилось все сильнее в своих убеждениях.
Нравственный выбор Чернышевский также описывает в своей книге. Кирсанов разрывается между чувствами к Вере и ответственности перед другом. Лопухов тоже стоит перед выбором — уступить Александру или оставить все как есть. Но все персонажи принимают правильные решения. Автор высмеивает воспитание людей, которые выросли под гнетом монархии. Мать Веры согласна даже на то, чтобы офицер обесчестил ее дочь и женился после этого. Она считает, что более богатые могут управлять бедными, как рабами. Такая ситуация называется социальным неравенством.
Описана в книге и проблема нищеты. Мать в романе из-за материальных проблем начала морально деградировать. Она беспокоится о том, как выжить в сложившейся ситуации, где взять деньги на существование. Ее не интересуют проблемы народа, смена власти и моральные ценности. Таблицу своих духовных потребностей она сократила до минимума, так как на них не остается ни времени, ни усилий.
Роман Чернышевского — это книга для молодежи. В ней описаны персонажи, на которых следует равняться. Произведение «Что делать» можно смело назвать гимном нового человека, желающего решить проблемы своей страны и народа. Согласно автору, настоящий революционер должен жить просто, помогать окружающим словом и делом.
Краткое содержание «Что делать?»
Всего получено оценок: 2398.
О произведении
Роман «Что делать?» Чернышевский написал в 1862 – 1863 годах. Произведение создано в рамках литературного направления «социологический реализм». Историки литературы относят роман к жанру утопии.
Центральной сюжетной линией книги является любовная история с положительным концом. Параллельно в произведении затрагиваются социальные, экономические и философские идеи того времени, темы любви, отношений отцов и детей, просвещения, важности человеческой силы воли. Кроме того, в романе есть множество намеков на грядущую революцию.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Что делать?». Подробный пересказ по главам будет полезен при подготовке к уроку литературы, для читательского дневника.
Место и время действия
События романа происходят в середине XIX столетия в Петербурге.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
I. Дурак
«Поутру 11 июля 1856 года прислуга одной из больших петербургских гостиниц у станции московской железной дороги была в недоумении». Накануне, в 9 часов вечера у них остановился некий господин. Утром он не отозвался. Выломав двери, нашли записку: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
II. Первое следствие дурацкого дела
III. Предисловие
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Вера Павловна выросла в многоэтажном доме на Гороховой, который принадлежал Сторешниковым. Розальские – управляющий домом Павел Константиныч, его жена Марья Алексевна, дочь Вера и «9-летний сын Федя» жили на 4-м этаже. Павел Константиныч также служил в департаменте.
К девушке решил свататься начальник Павла Константиныча, однако слишком долго собирался. Вскоре к Розальским начал ходить хозяйский сын Сторешников, много внимания стал уделять Верочке. Чтобы устроить их брак, Марья Алексевна даже взяла дорогие билеты в оперу в ту же ложу, где был и сын хозяйки с друзьями, они что-то бурно обсуждали на французском. Верочке было неловко и она, сославшись на головную боль, ушла раньше.
Когда на следующий день к Розальским пришел Сторешников, Вера намеренно говорила с ним по-французски, чтобы мать ничего не поняла. Она сказала, что знает: вчера он решил «выставить» ее своим приятелям как любовницу. Вера попросила не бывать у них и поскорее уйти.
Жюли вместе со Сторешниковым приехали к Вере, так как даме нужна была учительница фортепьяно для ее племянницы (но это был лишь выдуманный повод). Жюли рассказала Марье Алексевне, что Михаил заключал с друзьями на Веру пари.
V – IX
Глава 2. Первая любовь и законный брак
Чтобы подготовить младшего брата Веры к поступлению в гимназию, отец нанял медицинского студента Лопухова. Во время уроков 9-летний Федя рассказал учителю все о Вере и ее потенциальном женихе.
III – VI
Марья Алексевна пригласила Лопухова на «вечерок» – на день рождения дочери. На вечере во время танцев Лопухов разговорился с Верой. Он пообещал помочь ей «вырваться из этого унизительного положения», связанного с грядущей свадьбой.
VII – IX
X – XI
Лопухов и Вера знали, что за ними следят. По просьбе Веры Лопухов подыскивал ей место гувернантки. Кирсанов помог найти нужный вариант.
XII. Первый сон Верочки
XIII – XVI
Женщина, к которой Верочка должна была пойти в гувернантки, отказала, так как не хотела идти против воли родителей девушки. Расстроенная Вера думала о том, что если будет совсем тяжело, то она выбросится в окно.
XVII – XVIII
Вера и Дмитрий решают пожениться, обсуждают дальнейшую жизнь. Девушка хочет зарабатывать собственные деньги, чтобы не быть рабой мужа. Она хочет, чтобы они жили как друзья, у них были отдельные комнаты и общая гостиная.
XIX – XIX
Пока у Лопухова были дела, Вера жила дома. Как-то она вышла с матерью до Гостиного двора. Неожиданно девушка сказала матери, что повенчалась с Дмитрием Сергеичем, села к первому попавшемуся извозчику и сбежала.
XX- XIV
За три дня до этого они действительно повенчались. Лопухов договорился, чтобы их повенчал его знакомый Мерцалов. Он вспомнил, что в церкви целуются и, чтобы там не было слишком стыдно, они поцеловались заранее.
Сбежав от матери, Вера поехала в найденную Лопуховым для них квартиру. Лопухов сам съездил к Розальским и успокоил их относительно случившегося.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
«Дела Лопуховых шли хорошо». Вера давала уроки, Лопухов работал. Хозяева же, у которых жили супруги, были удивлены их укладом: как будто они не семья, а брат и сестра. Лопуховы входили друг к другу только стучась. Вера же считала, что это только способствует крепкому браку и любви.
III. Второй сон Веры Павловны
Затем приснилась ей мать. Марья Алексевна со злобой в голосе говорила, что заботилась о куске хлеба для дочери и, если бы она не была злой, дочь не была бы доброй.
«Мастерская Веры Павловны устроилась». У нее сначала было три швеи, которые затем нашли еще четырех. За три года их мастерская только развивалась и расширялась. «Года через полтора почти все девушки уже жили на одной большой квартире, имели общий стол, запасались провизиею тем порядком, как делается в больших хозяйствах».
V – XVIII
Как-то после прогулки Дмитрий Сергеич сильно заболел воспалением легких. Кирсанов с Верой дежурили у постели больного, пока тот не выздоровел. Кирсанов был уже давно влюблен в Веру, поэтому до болезни друга очень редко бывал у них.
XIX. Третий cон Веры Павловны
ХХ – XXI
XXII – XXVIII
XXIX – XXX
Глава 4. Второе замужество
I – III
Берлин, 20 июля 1856. Письмо Вере Павловне от «отставного медицинского студента» в котором он передает слова Дмитрия Сергеича. Лопухов понимал, что их отношения с Верой уже не будут такими, как прежде, размышлял над своими ошибками и говорил, что его место должен занять Кирсанов.
IV – XIII
Чтобы быть равной мужу во всем, Вера занялась медициной. На тот момент еще не было женщин-медиков и для женщины это было делом компрометирующим.
Вера и Александр отмечают, что со временем их чувства только становятся сильнее. Кирсанов считает, что без жены он бы давно перестал расти в профессиональной сфере.
XVI. Четвертый сон Веры Павловны
Проводница Веры сказала, что царства тех цариц падают, и теперь пришло ее время. Вера понимает, что проводницей и новой царицей является она сама. Проводница говорит, что ее можно выразить одним словом – равноправность. Вера видит во сне Новую Россию, где люди счастливо живут и трудятся.
XVIII
Письмо Катерины Васильевны Полозовой. Она пишет, что познакомилась с Верой Павловной и в восторге от ее мастерской.
Глава 5. Новые лица и развязка
II – V
Когда Кате было 17 лет, она неожиданно начала худеть и слегла. Как раз за год до венчания с Верой Кирсанов был среди врачей, которые занимались здоровьем Кати. Александр догадался, что причина нездоровья девушки – несчастная любовь.
Полозов был категорически против брака дочери с Соловцовым: считал, что лучше пусть она умрет.
VI – VIII
Полозов решил продать стеариновый завод и после длительных поисков нашел покупщика – Чарльза Бьюмонта, который был агентом лондонской фирмы Ходчсона, Лотера и К.
XI – XII
Полозов пригласил Бьюмонта на обед. Во время беседы Катя высказалась, что хочет заниматься каким-то полезным делом. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой, но после рассказать о том, как обстоят ее дела.
XIII – XVIII
Бьюмонт стал очень часто бывать у Полозовых. Полозов считал его неплохой партией для Катерины. Катерина и Чарльз полюбили друг друга, однако не проявляли своей страсти, были очень сдержаны.
Чарльз сделал Катерине предложение, предупредив, что уже был в браке. Девушка поняла, что это была Вера. Катерина дала ему согласие.
XIX – XXI
На следующий день Катерина поехала к Вере и сказала, что познакомит ее со своим женихом. Кирсановы, узнав, что это Лопухов, очень обрадовались (Дмитрий инсценировал самоубийство, изменил имя, уехал в Америку, но вот вернулся). «В тот же вечер условились: обоим семействам искать квартиры, которые были бы рядом».
XXIII
Глава 6. Перемена декораций
«- В Пассаж! – сказала дама в трауре, только теперь она была уже не в трауре: яркое розовое платье, розовая шляпа, белая мантилья, в руке букет». Она ждала этого дня более двух лет. Но, автор, не желая продолжать, заканчивает свое повествование.
Заключение
Главная героиня книги, Вера Павловна, предстает не обычной для того времени женщиной. Она решается пойти против воли родителей, не боится осуждения общества, открывая свои мастерские, а затем и становясь медиком. Она вдохновляет других женщин и окружающих людей на саморазвитие, служение общему делу.
Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Что делать?», а прочесть роман Чернышевского в полном варианте.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: