Чернышевский что делать очень кратко
Николай Чернышевский — Что делать:
Краткое содержание
Из рассказов о новых людях
Летней ночью 1856 года на мосту раздался выстрел. Тела самоубийцы не нашли, только его простреленную фуражку. В одной из гостиниц обнаружили его предсмертную записку. Им оказался Дмитрий Сергеевич Лопухов, молодой медик и муж Веры Павловны Розальской. Ей он отправил письмо, в котором обещал не мешать счастью Веры и своего друга, тоже медика, Александра Матвеича Кирсанова. Потрясенная его смертью Вера хочет круто изменить жизнь: уехать, забыть Кирсанова, самой зарабатывать на жизнь учительницей или гувернанткой.
Автор романа невысокого мнения о читающей публике. Всем подавай любовную интригу – он так и сделал. Но пишет он совсем для других людей: «добрых и сильных, честных», которым книга будет полезна.
Глава 1
Вера, красавица-смуглянка, выросла в семье управляющего Павла Константиновича Розальского и Марьи Алексеевны. С 13 лет она недурно шила, а с 16 лет давала уроки музыки. Ее отец управлял домом Сторешниковых, изредка давал деньги под залог, и собрал небольшой капитал. Его жена, «неученая и нечестная», проворачивала куда более сомнительные сделки, но и капитал ее был больше. Всю жизнь она боялась бедности, и требует, чтобы дочка влюбила в себя богатого хозяйского сына, офицера Михаила Сторешникова.
Сам Сторешников врет друзьям и «уличной женщине», француженке Жюли, что Верочка его любовница. Жюли не верит ему, ей жаль и Веру, и свою исковерканную жизнь.
Для Веры Сторешников лгун и подлец, она гонит его. Жюли становится ее подругой. Она предвидит, что отвергнутый Сторешников захочет жениться на Верочке. Но девушка хочет «быть независима и жить по-своему».
Глава 2
Федору, младшему брату Верочки, находят учителя Лопухова, студента-медика, гордого и смелого. Он хорошо зарабатывает уроками, мечтает после учебы не о приеме богатых пациентов, а о занятиях наукой. Таков и его друг Кирсанов.
Лопухов убеждается, что Верочка милая и смышленая девушка, с душой, не охотница до денег Сторешникова. Они дружат, беседуют о жизни, женской доле в обществе, об уничтожении бедности. Лопухов за разумный эгоизм: в делах должна быть польза, выгода для личностного и профессионального роста. Лопухов ищет Вере место гувернантки, чтобы она могла уйти от матери и «жениха» Сторешникова.
Первый сон Верочки
Видит Верочка, что она разбита параличом и сидит в подвале. И некая девушка по имени «Любовь к людям» исцеляет ее и выпускает на волю в поле. Незнакомка – «невеста» Лопухова, и у нее много имен. Вокруг радуются жизни другие узники подвалов.
Но днем Верочка узнает, что работы с проживанием для нее нет. Никто не хочет связываться с ее рассерженной матерью. Влюбленный Лопухов предлагает Верочке стать его женой. Она рада. Но уроки она не бросит, будет сама зарабатывать на жизнь.
Лопухов размышляет, какой будет их жизнь. О науке, учебе придется забыть, деньги нужней. Пару тайком рискнул обвенчать священник Алексей Мерцалов, хороший знакомый Лопухова. Грозную Марью Алексеевну Лопухов успокоил тем, что ему не нужно за Верочкой приданого. Автор видит в Марье Алексеевне корыстную, но безвредную женщину, которая делает все, как умеет, для благополучия семьи.
Глава 3
Вера Павловна, выйдя «из подвала», власти матери, организует швейную мастерскую на дому, нанимает швей. С первыми заказами ей помогает Жюли. Вера Павловна радуется новой жизни среди «чистых людей»: Кирсанова, Мерцалова с женой Натальей.
Второй сон Веры Павловны
Ей снится беседа мужа с Мерцаловым. Оба рассуждают о «реальной» и «фантастической» грязи: только из первой вырастает пшеница. Так и с людьми: богатство и безделье их портят. Без труда нет движения, нет жизни. Во сне она видит свою мать слабой, безвольной, себя в нищете и с каким-то повесой. Выходит, в действиях матери наяву есть своя правда, польза для всех. Опять появляется девушка-«Любовь к людям», объясняет, что «злые» разные. Когда-нибудь все они оценят и полюбят добро.
Доход швейной мастерской Веры Павловны за 3 года заметно увеличился. Швеи любят деловую и справедливую хозяйку. Прибыль делится поровну, без обид. Вопросы жилья, питания, помощи заболевшим, свадеб – все решается сообща. Во время работы мастерицы слушают лекции.
Кирсанов, тайно влюбленный в Веру Павловну, старается реже бывать у Лопуховых. Болезнь друга невольно сближает его с Верой. Кирсанов, как и Лопухов, «новый тип людей»: дельный, предприимчивый, надежный. Таких людей все больше, они будущее здорового общества.
Среди швей есть чахоточная Крюкова. Когда-то Кирсанов любил ее. Они расстались, чтобы не усугублять ее болезнь. Теперь она, уже умирающая, отвлекает его от безответного чувства к Вере.
Третий сон Веры Павловны
Вере снится, будто некая Гостья заставляет ее читать дневник. Оказывается, в нем Вера писала о том, что благодарна Лопухову за спасение «из подвала», уважает его, но не любит!
Вера в ужасе от такого сна. Лопухов постепенно понимает, что причина ее сна в Кирсанове. Она невольно сравнила с ним мужа. Лопухов чувствует, что в ней рождается чувство к Кирсанову. Он настаивает, чтобы друг бывал у них чаще, чтобы удостовериться, что эти двое всем сердцем любят друг друга. Потом он надолго едет по каким-то «заводским делам». И «стреляется» на мосту.
После трагической новости о Лопухове Веру Павловну поддержал друг семьи Рахметов. Это был человек, сделавший себя сам. С независимым умом, целеустремленный. Из породы «особенных» людей, «двигателей двигателей». Сам талантливый студент, он не чуждался черной работы, снабжал деньгами бедных, но одаренных студентов, много ездил по миру. Его прозвали Никитушкой Ломовым (бурлак-богатырь). Однажды он влюбился, но не стал связывать себя узами брака, и ушел от той женщины. Для него общее благо важнее личного.
У Рахметова еще одно письмо ото Лопухова. Кажется, из него Вера Павловна понимает, что Лопухов «сошел со сцены» ради ее счастья. Честнее расстаться, чем врать или враждовать. Автор агитирует читателей заниматься саморазвитием. Убеждает, что уровень Веры Павловны, Лопухова и Кирсанова легко достижим.
Глава 4
Труд, наслаждение и отдых – основа жизни всякого сознательного человека. Отдых – остаться наедине с самим собой, отдаться внутренней жизни. Лопухов не видел пользы в жертве жены, сохраняющей развалившийся брак. Более того, подыгрывать ей ему стало скучно. Он дал ей и себе свободу. Все это Вера Павловна узнала из письма неизвестного студента, знакомого Лопухова. Тот же человек написал Кирсанову, что Лопухов был бы рад счастью Кирсанова и Веры Павловны. Они так подходят друг другу.
Бегство Веры Павловны куда глаза глядят отменяется. Она венчается с Кирсановым, организует еще одну швейную мастерскую, открывает магазин. Вместе они рассуждают о том, что женский организм крепче, выносливее мужского. Слабость женщин в эмоциях и в привычке считать себя слабыми. Чтобы быть на равных, Вера Павловна берется изучать медицину. Оба помогают друг другу расти личностно и в профессии.
Четвертый сон Веры Павловны
Сон о том, как менялась роль женщины в истории, о приближении ее к равноправию. Сперва среди цветущей природы она видит царицу Астарту. Она рабыня мужчины. Потом является город, но царица Афродита в нем – лишь объект поклонения красоте, любви. В ней не видели человека. В Средневековье рыцарь поклонялся Прекрасной даме, царице «Непорочности», пока она не становилась его женой, «подданной», подчиненной.
В эпоху Просвещения явилась новая царица «Равноправность». В ней было все хорошее от прежних цариц, а еще – внутренняя свобода, жажда равенства. Вера Павловна узнает в лице этой богини себя. Потом ей показывают «Новую Россию», где свободные и счастливые мужчины и женщины трудятся для общей пользы в «раю на земле».
К Вере Павловне с просьбой помочь с открытием швейной мастерской обращается Катерина Полозова. Она восхищена порядками и разумной экономией в мастерских Веры Павловны.
Главы 5-6
После свадьбы Бьюмонты поселяются в одном большом доме с Кирсановыми. У Полозовой своя швейная мастерская. Вера Павловна готовится к экзамену на медика. Так они и живут: весело и дружно, работая и отдыхая. Круг «новых людей» вокруг них ширится.
Читательский дневник по роману «Что делать?» Чернышевского
Сюжет
Юная Вера Розальская, дочка управляющего Павла Константиныча, рвется из-под власти расчетливой матери Марьи Алексеевны, которая толкает ее к браку с богатым, но легкомысленным офицером Михаилом Сторешниковым. Вере снится сон, как она выходит из «подвала» на свободу. Наяву ее спасителем и мужем стал студент-медик Лопухов, которого наняли в семью учителем. Это «новый человек», материалист, здоровый эгоист, который живет трудом, наслаждением и отдыхом. Он бросает учебу ради заработка. Вера Павловна независима, тоже работает, открывает швейную мастерскую. В семью вхожи друзья: медик Кирсанов, венчавший их священник Мерцалов.
Во втором сне Вера узнает, что колосья, как и люди, растут из «грязи» реальной жизни, дел, движения. В третьем сне Вера признается самой себе, что уважает, но не любит Лопухова. Ей ближе Кирсанов. Сам Кирсанов давно безнадежно влюблен в нее. Лопухов инсценирует самоубийство на мосту, чтобы освободить всех. Через Рахметова, «особенного человека», чье время занято учебой и работой на пользу всех, Вера узнает, что Лопухов был бы рад ее счастью с Кирсановым. Она венчается с Кирсановым, открывает еще одну мастерскую и магазин, учится на медика, чтобы стать равной мужу. Он видит в ней не только женщину, но и личность.
В своем четвертом сне она видит, как на смену богиням Астарте, Афродите, Непорочности приходит царица Равноправность. Она видит себя, новый тип женщины, в этой царице. Через несколько лет выясняется, что Лопухов жив. Под именем торгового агента Бьюмонта он приезжает в Россию, женится на Катерине Полозовой, дочке миллионера. Полозова с помощью Веры Павловны организует собственную мастерскую. Семьи знакомятся, живут рядом, собирают вокруг себя все больше новых, полезных обществу, людей.
Отзыв
Роман о «новых людях», изменивший взгляды общества на жизнь, труд, любовь и выбор в браке, дружбу, роль женщин. Человек должен расти как личность, профессионал, приносить пользу как себе, так и обществу. Автор объясняет, что надо делать: любить добро, свою страну и народ, всю жизнь учиться и трудиться, ценить науку, жить с радостью в кругу единомышленников, искать свое призвание, уважать права женщин, строить семью на осознанном выборе. Автор предвидит, что новых людей станет еще больше, и тогда наступит рай на земле. Сны Веры Павловны – ступеньки к «Новой России», от «подвала», рабства, пустоты к свободному труду, торжеству разума и счастью. Рахметов – образ «особенного человека», для которого общее важнее личного. Он символ «нового человека» будущего.
«Что делать?» — краткое содержание и пересказ по главам романа Н. Г. Чернышевского
Краткие сведения о произведении
Сюжет романа составляет любовная история, но в нём отражены новые идеи того времени и есть намёки на грядущую революцию. Жанр произведения — роман-утопия.
Главные герои романа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Начинается роман с информации о том, что некий человек застрелился ночью на Литейном мосту. Далее рассказывается, что Вера Павловна узнала о трагической гибели мужа. Затем идёт рассказ о её взрослении в родительском доме, о сватовстве офицера Сторешникова и том, что девушка предпочла его студенту Лопухову. Брак с ним позволил ей вырваться от опостылевших родителей. Лопуховы стали жить на съёмной квартире.
Через несколько месяцев Вера решила организовать швейную мастерскую по пошиву дамских платьев. Прибыль справедливо распределяли между работницами мастерской. Вскоре многие из них стали жить в одной большой квартире, так как это было выгодно. У них был строгий распорядок труда и отдыха, часто ходили в театр, устраивали загородные прогулки.
Веру Павловну полюбил друг её мужа Кирсанов. Он перестал из-за этого бывать у них, но болезнь друга заставила часто их посещать.
Через некоторое время Вера Павловна поняла, что она не любит мужа, а только признательна ему за то, что вырвал её из родительского дома. Вера Павловна влюбилась в Кирсанова. Чтобы дать ей свободу выбора, Лопухов решил «сойти со сцены» и совершил самоубийство (об этом — в начале романа). Вера Павловна вышла замуж за Кирсанова. Она хотела быть независимой и увлеклась медициной.
Вера Павловна открыла магазин мод. Кирсанов стал профессором, помог вылечиться Екатерине Полозовой. Её отец, Полозов, познакомился с торговым агентом из США Чарльзом Бьюмонтом. Американец скупил акции Полозова и женился на Екатерине.
Затем выяснилось, что Бьюмонт — это Лопухов. Он не застрелился, а уехал в Америку. Бьюмонты и Кирсановы стали жить по соседству, их связывала тесная дружба.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
I. Дурак
Утром в одной из петербургских гостиниц у станции Московской железной дороги слуга постучался к постояльцу, который накануне велел разбудить его в 8 часов. Постоялец не открывал. Вызвали полицию, взломали дверь и нашли на столе записку, в которой постоялец сообщал, что в гостиницу не возвратится, что его услышат от 2 до 3 часов ночи на Литейном мосту и что «подозрений ни на кого не иметь».
Полицейский понял, что это написал человек, застреливший себя ночью на мосту. Когда на звук выстрела прибежали люди, никого не было на том месте, где прозвучал выстрел. Понятно стало, что кто-то застрелился и упал в воду. Тело в воде не нашли. Стали гадать, может кто-то подурачился — выстрелил и убежал. Но большинство решило, что застрелился. Кто-то говорил, что это был пьяный, а кто-то, что просто дурак. Сошлись на том, что если не пошалил, а застрелился, всё равно дурак.
II. Первое следствие дурацкого дела
В это же утро молодая дама шила в комнате маленькой дачи. Служанка подала Вере Павловне письмо. Прочитав его, дама зарыдала. Вошёл молодой человек, Вера Павловна сказала ему прочесть письмо. Это было прощальное письмо самоубийцы. Он писал, что «сходит со сцены», так как смущал их спокойствие. Молодой человек хотел утешить Веру Павловну. Она была в истерике и говорила, что она одна виновата и что на ней его кровь. Через час, успокоившись, молодая женщина сообщила, что уедет из Петербурга, так как всё тут будет напоминать прошлое.
III. Предисловие
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
I – IX
Жила Вера Павловна в многоэтажном доме, хозяином которого был Михаил Иваныч Сторешников (но только по документам, а фактически хозяйкой была его мать).
Отец Веры Павловны, Павел Константиныч Розальский, был управляющим этим домом и кроме того служил в каком-то департаменте.
Мать её, Марья Алексевна, была властная женщина, мужа и детей, Верочку и Федю, держала в строгости. Отец и мать Веры Павловны давали деньги под залог.
Верочку мать воспитывала подзатыльниками и криками, но всё же заботилась о её образовании, отдала в учение в пансион, наняла учителя музыки. В 16 лет Верочка уже сама начала давать уроки в пансионе и в других местах.
Мать стала наряжать Верочку, так как её собрался сватать начальник отца. Но что-то долго он собирался это сделать, а тут подвернулся другой жених — хозяйкин сын, Михаил Иваныч. Своим приятелям он сказал, что Верочка его любовница, и это оскорбило девушку. Она не согласилась выйти за него замуж.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
I – XI
Марья Алексевна наняла Феде учителя, медицинского студента Лопухова, который сначала считал Верочку холодной и расчётливой. Он думал, что девушка с помощью жениха хочет войти в высший свет, но скоро понял, что ошибся.
Лопухов и Верочка стали хорошими друзьями, а затем полюбили друг друга. Лопухов посоветовал ей делать то, что полезно именно для её личности и характера. Следуя этому совету, Верочка решила устроиться гувернанткой, чтобы уйти из дома, где ей было очень тяжело жить. Она попросила Лопухова подыскать ей место. Он нашёл хорошее семейство, нуждающееся в гувернантке, и сказал об этом Верочке. Ночью девушке приснился замечательный сон.
XII. Первый сон Верочки
Приснилось ей, что заперта она в подвале. Вдруг открылась дверь, и Верочка попала на поле, где стала бегать, резвиться. Затем приснилось, что она разбита параличом, и услышала голос, который говорил, что она сейчас будет здорова. И снова Верочка бегала и резвилась в поле.
Увидела она, что по полю идёт девушка, которая похожа на девушек разных национальностей сразу. Девушка сказала Верочке: «Я невеста твоего жениха». «Какого жениха?» — спросила Верочка, и незнакомка ответила, что не знает, что их у неё много, и пусть Верочка выберет себе жениха только из них.
Незнакомка сказала, что это она выпустила Верочку из подвала, вылечила её, и напомнила, что невыпущенных и невылеченных много, и пусть Верочка выпускает их и лечит. Ещё она сказала, что у неё много имён, но настоящее — любовь к людям.
Во сне Вера шла по городу, выпускала из подвала девушек, лечила разбитых параличом, и ей было весело с ними.
XIII – XVI
Госпожа, которая хотела нанять Верочку в гувернантки, узнала от Лопухова, что она хочет уйти из дома, потому что мать навязывает богатого жениха. Госпожа побоялась неприятных хлопот, если мать, воспользовавшись своим правом, начнёт судебный процесс.
XVII – XXIV
Лопухов сказал об этом Верочке и пообещал устроить так, что она уйдёт из дома, и мать не будет против этого.
За обедом в квартире Розальских Лопухов провозгласил такой тост, обратившись к Вере Павловне: «Здоровье моей невесты и вашего жениха!» Верочка догадалась, что он задумал.
Когда они остались вдвоём, Лопухов подтвердил, что хочет жениться на ней, чтобы она могла уйти из дома, так как мужа и жену не могут разлучить. Вера была в восторге, что скоро будет независима от родительского семейства.
Обвенчал их друг Лопухова, священник Алексей Петрович. И вот однажды Верочка отправилась с матерью в Гостиный двор, на улице попрощалась с ней и сказала, что будет жить у мужа, Дмитрия Сергеевича, и быстро уехала на извозчике. Мать так взбесилась, что прохожие приняли её за пьяную.
Вечером к родителям Веры пришёл Лопухов и очень умело успокоил их, особенно Марью Алексевну.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
I – II
Лопухов бросил учёбу в Академии и нашёл работу. Вера и Лопухов стали жить на квартире у пожилых супругов. Хозяева удивлялись, что молодожёны обращаются друг с другом очень вежливо и деликатно, заходят в комнаты друг к другу, только спросив разрешения.
Вера Павловна задумала завести швейную мастерскую. Лопухов одобрил её затею.
Однажды приснился Вере Павловне странный сон.
III. Второй сон Веры Павловны
По полю ходят Лопухов и его друг Кирсанов и рассуждают, что из одной грязи родится белая пшеница, а из другой не родится. Всё дело в том, что вторая грязь — загнившая.
Первую грязь они называют реальной, а вторую — фантастической. Затем делают вывод, что «движение — это жизнь», жизнь — реальность, а верный признак реальности — «дельность». Труд даёт содержание развлечению и отдыху.
Затем разные собеседники начали исповедоваться, и выяснилось, что ни люди неплохие, но у них «нездоровая почва».
IV
Швейная мастерская заработала. Вера Павловна не распоряжалась ничем, а только советовала и объясняла. Посоветовала она швеям устроить ссудный банк из запасного капитала, который появился от прибыли. Из этого же банка работницы могли брать ссуды, если срочно были нужны деньги. Затем основали комиссионерство для закупок продуктов, обуви и других вещей, так как покупки оптом были дешевле.
Года через полтора многие швеи жили уже в одной большой квартире, так как общее хозяйство было вести выгодно.
Вера Павловна часто читала девушкам вслух, и вскоре они решили делать перерыв перед обедом для слушания уроков. Преподавал Лопухов и несколько его хороших знакомых. Девушки устраивали вечера, загородные прогулки, вместе ходили в театр.
V – VI
Лопуховы жили хорошо, довольно часто у них бывали гости: люди разного возраста, но чаще — молодёжь. Лопуховы дружили с Мерцаловым и его женой Натальей Андревной, но Кирсанов, друг Лопухова по Академии, не бывал у них больше двух лет.
VII – XII
Однажды на загородной прогулке Лопухов простудился. Вера Павловна настояла, чтобы он пригласил медика, и Лопухов позвал Кирсанова. Тот, чтобы помочь Вере Павловне, остался ночевать возле больного. После его выздоровления Кирсанов стал бывать у Лопуховых, но предполагал бывать всё реже и реже. Уже несколько лет он был влюблён в жену друга и боролся с этим чувством.
XIII – XVIII
В швейной мастерской Кирсанов встретил Настеньку Крюкову, которую раньше любил. Она была смертельно больна. Жалея девушку, Кирсанов предложил ей переехать к нему. Когда она умерла, Вера Павловна старалась отвлекать Кирсанова от грустных мыслей. Он был намерен снова постепенно меньше бывать у Лопуховых, чтобы потом видеться с ними совсем редко.
XIX. Третий сон Веры Павловны
Во сне Вере Павловне явилась певица Бозно. Она упорно настаивала, чтобы Вера Павловна прочитала свой дневник (который на самом деле не вёлся, а был только во сне).
Вера Павловна по настоянию певицы читала свои записи, в которых видно её сомнение в любви к мужу. Молодой женщине становится понятно, что он для неё только избавитель, освободивший от мучительного существования в родительском доме. Из дневниковых записей видно, что Вера не любит своего мужа, а испытывает к нему чувство благодарности.
Вера Павловна в ужасе проснулась, прибежала к мужу, сказала, что ей снилось, будто она его не любит.
XX – XXIII
Хотя Лопухов сказал Вере, что это «пустой, смешной сон», он всё же понимал, что сновидение показало изменение отношения жены к нему. Лопухов видел, что не удержит за собой любви Веры.
Задумавшись о причинах её сна, он понял, что причиной явилось удаление Кирсанова. А причина его отдаления от их семейства было, как он догадался, то, что Кирсанов полюбил Веру.
Лопухов, видя, что Вере не хватает общества Кирсанова, который раньше часто сопровождал её в театр, пытался уговорить друга бывать у них. Тот согласился не сразу и с условием, чтобы Лопухов сопровождал их, если они куда-нибудь пойдут.
XXIV – XXIX
Когда Кирсанов возобновил свои посещения, Вера со временем поняла, почему он не был у них так долго. Догадавшись, что Кирсанов любит её, она поняла и то, что сама его любит.
Вера Павловна не скрыла этого от мужа, но сказала, что хочет любить только его, что не хочет видеться с Кирсановым.
Лопухов сказал, что со временем она успокоится и рассудит, как лучше для неё — быть с ним или с Кирсановым.
Вера Павловна пыталась победить в себе любовь к Кирсанову. Чтобы она разобралась в своих чувствах, Лопухов уехал на время к родителям в Рязань, затем возвратился и снова поехал в Москву по делам службы.
А через 2 дня на Литейном мосту кто-то застрелился, и произошла сцена на даче, которая описана в начале романа. После получения прощального письма Лопухова Вера Павловна решила уехать из Петербурга, но, успокоившись понемногу, вспомнила, что не может бросить мастерскую. Вера Павловна попросила Мерцалову руководить мастерской.
На дачу пришёл Рахметов, друг Лопухова и Кирсанова. Ему Лопухов поручил передать записку Вере Павловне. Дав прочесть её, Рахметов сжёг записку и дал Вере Павловне её копию. Автор не поясняет содержание записки, но всё же понятно, что в ней объясняется, что Лопухов инсценировал самоубийство, чтобы освободить Веру Павловну от брака с ним.
Глава 4. Второе замужество
I – XI
Вере Павловне и Кирсанову пришли письма из Берлина от отставного медицинского студента, друга Лопухова, которому тот поручил Вере Павловне объяснить, что их брак не удался из-за разности характеров: Вера Павловна общительна, а Лопухову общение с людьми не очень нужно. Он считал, что ломать свой характер в угоду другому человеку — это неправильно, будут несчастны оба. Из письма ясно, что его написал Лопухов.
Вера Павловна и Кирсанов поженились. Вера Павловна открыла вторую мастерскую. Её всё чаще посещают мысли о несправедливости социального неравенства мужчин и женщин. Она хочет заниматься таким делом, которое уравнивало бы её с мужчинами и решает учиться на медика.
XII – XV
Брак Веры Павловны и Кирсанова оказался счастливым, им интересно друг с другом. У них растёт сын Митя, Кирсанов занимается медициной, Вера Павловна — мастерскими и готовится к поступлению в Медицинскую академию.
XVI. Четвёртый сон Веры Павловны
Она видит шатры кочевников и роскошную женщину Астарту — богиню любви. В её время женщина была полностью подчинена мужчине. Затем Вера Павловна видит, как на колеснице едет афинский тиран. Незримая собеседница говорит Вере Павловне, что люди этого города считают женщину источником наслаждений и поклоняются Афродите. Затем появляются рыцари и девушка (её незримая собеседница назвала «Непорочностью»).
Эти три царицы — символы трёх эпох отношения к женщине, в которых ценились покорность, красота, бесплотный образ, но не её личность. Таинственная собеседница представилась четвёртой царицей, и Вера Павловна узнала, что это она сама. Она видит, как счастливо живут люди будущего в громадном дворце из стекла и алюминия. Работа на полях им в радость, так как всё делают за них машины, люди только руководят ими. В полях и во дворце много веселья и песен. Люди вольны, счастливы, женщины и мужчины равноправны. Затем Вера Павловна увидела «Новую Россию» на месте бывшей пустыни.
XVII
Обе швейные мастерские (первой руководила Мерцалова, второй — Вера Павловна) открыли свой магазин, и это было выгоднее.
Далее приводится письмо Катерины Васильевны Полозовой своей подруге. В нём говорится о её знакомстве с Верой Павловной. Полозова восхищена тем, как устроена деятельность мастерской. Она написала, что хочет тоже устроить такую же мастерскую.
Глава 5. Новые лица и развязка
I – VIII
Здесь говорится о Полозовой и её отце, который был миллионером, но разорился. Когда он ещё не потерял своего богатства, его 17-летняя дочь Катя вдруг стала слабеть и слегла. Доктор Кирсанов понял, что болезнь её от тоски — она влюбилась в Соловцова, который увивался за ней из-за богатства. Отец был категорически против их женитьбы. Тогда Соловцов стал писать Кате трогательные письма, и она, не имея возможности с ним видеться, стала чахнуть.
Кирсанов сказал её отцу, что если он не даст ей видеться с Соловцовым, она умрёт от тоски. Он уверил Полозова, что начав общаться с Соловцовым, она поймёт, что он хочет жениться на ней только ради богатства. В дальнейшем так и случилось, и Катерина Васильевна разорвала с ним отношения.
У девушки была романтическая натура, её тяготило шумное общество. Она хотела, чтобы её полюбили не из-за богатства, поэтому была даже довольна, что отец разорился.
IX – XVIII
Полозов, который был пайщиком и управляющим стеаринового завода, нашёл покупателя этого завода.
Агент лондонской фирмы, которая покупала завод, Чарльз Бьюмонт, родился и вырос в России, куда его отец переехал из Канады. Когда Чарльзу было 20 лет, они уехали в Америку. После смерти отца он стал служить в лондонской фирме и выразил желание получить место в России, так как он её знает как свою родину.
Познакомившись с дочерью Полозова, он заметил её задумчивость и из разговора с ней понял, что девушка скучает без дела. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой, которая в своей мастерской применяет принципы, выработанные в последнее время экономистами. Таким образом и произошло знакомство Полозовой с Верой Павловной.
Бьюмонт полюбил Катерину Васильевну, они очень подходили характерами друг к другу, были сдержанными людьми, ценящими спокойную жизнь.
XIX – XXI
Катерина Васильевна сообщила Вере Павловне, что послезавтра венчается, а нынче вечером приедет к Кирсановым с женихом. Она сказала Вере Павловне, что Бьюмонт, приехав в Петербург, очень хотел увидеться с ней, но отложил знакомство, так как хотел приехать к Кирсановым не один, а с невестой. Когда Катерина Васильевна сказала, что в Петербург он приехал для Кирсановых и что он очень хорошо говорит по-русски, Вера Павловна поняла, что Бьюмонт — это Лопухов.
Вечером Бьюмонт в гостях у Кирсановых рассказал о своей жизни в США. Затем они договорились, чтобы найти обоим семействам квартиры, которые были бы рядом.
Скоро они переселились в подходящие квартиры, а Полозов захотел остаться на квартире при заводе. Зять каждый день приезжал на завод, а с ним и дочь Полозова. На лето Кирсановы и Бьюмонты переселялись за город к Полозову.
XXII
Оба семейства живут в соседних квартирах. Они очень дружны, но уклад жизни у них разный — Бьюмонты больше любят покой, а у Кирсановых очень часто бывают гости.
Катерина Васильевна устроила свою швейную мастерскую. В обоих семействах растут сыновья.
Кирсановы и Бьюмонты работают и весело отдыхают. Однажды они поехали со своими друзьями на двух санях на зимний пикник на завод к Полозову. Одними из саней правила дама в чёрном. Она была очень весела. Когда приехали к Полозову, дама попросила Веру Павловну рассказать свою историю. Она была очень оживлена, но быстро устала и ушла отдохнуть в другую комнату. Но всё же она не уснула, сидела и о чём-то напряжённо думала (литературные критики предполагают, что «дама в трауре» — это прототип жены Чернышевского, заключённого в Петропавловскую крепость).
Когда она вышла к друзьям, то была снова весела и по их просьбе села за рояль, пела и завершила пение жизнеутверждающей песней о светлом будущем.
Глава 6. Перемена декораций
Прошло 2 года, и дама в трауре сейчас уже во всём розовом и белом. Она дождалась освобождения из тюрьмы своего друга, и сейчас автор собирается рассказывать о них, но читатель уверяет, что читать об этом не будет. Тогда автор решает отложить продолжение повествования до того времени, когда читателю угодно будет читать его, и надеется, что это время наступит скоро.
Заключение к краткому пересказу
Основная тема романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — свобода. В произведении отражены следующие темы:
Основная мысль (идея): по мнению автора романа, чтобы все люди были счастливы, нужна социальная справедливость и равноправие мужчин и женщин.
Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.