Чернышевский что делать суть и смысл произведения

«Что делать» Н.Г. Чернышевского: идейные терзания в неволе

Выход романа Н.Чернышевского «Что делать?» всколыхнул весь литературный мир, вызвав неоднозначную реакцию среди современников писателя. Скрыв за любовной линией идейный смысл романа «Что делать», Чернышевскому удалось обмануть не только цензоров, но и некоторых литераторов. Многие из них посчитали творение Чернышевского аморальным, разрушающим нравственные устои общества. Разобраться, в чем заключается истинный смысл романа Что делать и почему автор выбрал для своего творения такое название, поможет глубокий анализ произведения.

Краткое содержание

Автор не совсем последовательно подает произошедшие события, начав повествование со сцены самоубийства неизвестного молодого человека и оставленной им записки. Чуть позже он возвращает повествование назад, рассказывая о событиях, предшествующих начальным эпизодам.

Вспомнив кратко сюжет романа «Что делать», будет легче вникнуть в смысл произведения.

Сюжет романа строится вокруг молодой женщины – Розальской Веры Павловны.

Юность Веры

Семья девушки была небогатой, поэтому мать Веры мечтала выдать удачно замуж дочь, чтобы поправить дела семьи. Веру такая участь не прельщала, она мечтала вырваться из родительского дома и самой зарабатывать себе на жизнь.

На помощь девушке приходит учитель брата – студент Дмитрий Лопухов, предложив ей фиктивный брак.

Перед свадьбой Вере снится сон, в котором она помогает выбраться из подвала незнакомым девушкам.

Первый брак Веры и новая любовь

Молодые люди живут счастливо. Вера решает начать собственное дело, открыв швейную мастерскую. Девушки, работающие на Веру, являются такими же владелицами, как и она. Прибыль делится между всеми поровну. Постепенно мастерская разрастается, принося все больше прибыли.

Вере снится второй сон, где мать оправдывает свое поведение низким происхождением и нуждой.

Однажды, во время болезни Лопухова, Вера знакомится с его другом – медиком Кирсановым. Молодые люди начинают испытывать друг к другу симпатию. Кирсанов резко прекращает свои визиты к Лопуховым.

Увидев очередной сон, Вера начинает понимать, что к мужу испытывает лишь благодарность, а любит Кирсанова.

Записку, оставленную Лопуховым, приносит Вере Павловне его знакомый – Рахметов. Это довольно необычный молодой человек, исповедующий идеи социалистов-утопистов. Распродав имение, Рахметов раздал имущество бедным.

Интересно! Произведение «Что делать» было ответом Чернышевского Тургеневу на его роман «Отцы и дети». Поэтому в Рахметове многие узнают черты Базарова.

Второй брак и развязка

Вера Павловна выходит замуж за Кирсанова. Образ жизни новой семьи практически ничем не отличается от прежней. Оба работают и вместе отдыхают.

Вере Павловне снится четвертый сон, раскрывающий смысл романа Что делать. В нем Вера видит картины будущего, где все трудятся и счастливы.

У Кирсановых часто собираются единомышленники. Однажды они знакомятся с четой Бьюмонт – Екатериной и Чарльзом. На одном из вечеров выясняется, что Чарльз Бьюмонт на самом деле Дмитрий Лопухов. Инсценировав самоубийство, молодой человек уехал в Америку, сменив имя. Все счастливы.

Объяснение сюжета

У читателей, впервые взявших в руки книгу Чернышевского «Что делать», возникает закономерный вопрос – в чем смысл такого заглавия романа. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с персонажами романа.

На первый взгляд главной героиней кажется Вера Павловна, которой отводится центральная роль. Но на самом деле ключевым героем книги является Рахметов, образ которого раскрывает скрытый смысл романа что делать.

Образ «особенного человека» является свидетельством того, что истинной целью автора было не изображение любви и семейных отношений обычных людей, а прославление революционных идей.

Через образ Рахметова писатель выразил необходимость перемен. Эта же мысль показана через сны Веры Павловны.

Темы, затронутые Чернышевским, оказались актуальными и злободневными:

Единственный выход из сложившейся ситуации автор видит в изменении существующего строя. Таким образом, в названии романа, смысл которого заключается в поисках решения проблем, поднятых в романе, выражена главная мысль произведения «Что делать».

В чем суть концовки

Роман заканчивается счастливым «воскрешением» Лопухова. Каждый персонаж обрел настоящее счастье. Но ради обретения личностной свободы им пришлось пройти через многие трудности.

Последняя глава романа, названная «Переменой декораций», выводит на сцену новое лицо – загадочную даму.

Интересно! Образ дамы Чернышевский списал со своей жены – Ольги Сократовны, грустившей из-за расставания с мужем, заключенным в Петропавловскую крепость.

Монолог дамы кажется вполне невинным и многим непонятным. Но такой финал романа «Что делать», усложняющий понимание смысла концовки, был необходим автору, для того, чтобы обмануть цензоров.

Творение Чернышевского было предназначено для молодого поколения. Через жизнь и поступки своих персонажей писатель показал построение нового общества. Но для этого нужны «новые люди» типа Рахметова, способные реально изменить положение. В этом и заключался главный смысл романа Чернышевского «Что делать».

Источник

Анализ романа Чернышевского «Что делать?»

Автор: Guru · Опубликовано 08.04.2017 · Обновлено 08.10.2017

На уроках литературы, как правило, нечасто уделяют внимание произведению Чернышевского «Что делать». Отчасти это правильно: копаться в бесконечных снах Веры Павловны, анализировать сюжет, который служит лишь обрамлением для главной мысли произведения, пытаться сквозь скрежет зубов разобрать не самый высокохудожественный и легкий язык автора, спотыкаясь чуть ли не через каждое слово — занятия долгие, нудные и не совсем оправданные. С точки зрения литературоведения это не самый удачный выбор для рассмотрения. Но какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли 19 века! Прочитав его, можно понять, чем жили самые прогрессивные мыслители того времени.

История создания

Николай Чернышевский за свои радикальные высказывания в адрес действующей на тот момент власти был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Там же родилось его произведение. История романа «Что делать» началась в декабре 1862 года (дописал его автор в апреле 1863). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Евгения постиг трагический финал, но в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал по Анне Одинцовой, а занимался делом, и весьма продуктивно.

Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Этим трюком он запутал чиновников, и те дали разрешение на публикацию. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Запрет не остановил ни распространение книги, ни подражание ей. Его сняли лишь в 1905 году, а через год официально выпустили отдельные экземпляры. Но впервые на русском она была опубликована задолго до этого, в 1867 году в Женеве.

Стоит привести некоторые цитаты современников, чтобы понять, насколько эта книга оказалась значимой и необходимой для людей того времени.

Писатель Лесков вспоминал: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».

Анархист Кропоткин восторженно отзывался о произведении:

Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем

Даже Ленин удостоил её своей похвалы:

Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь.

В произведении есть антитеза: направление романа «Что делать» — социологический реализм, а жанр – утопия. То есть, правда и вымысел тесно соседствуют в книге и порождают смесь настоящего (объективно отраженных реалий того времени) и будущего (образ Рахметова, сны Веры Павловны). Именно поэтому он вызвал такой резонанс в обществе: люди болезненно восприняли перспективы, которые выдвинул Чернышевский.

Кроме того, «Что делать» — философско-публицистический роман. Этот титул он заслужил благодаря скрытым смыслам, которые исподволь внедрил автор. Он и писателем то не был, просто использовал понятную всем литературную форму для распространения своих политических взглядов и выражения своих глубоких мыслей о справедливом социальном устройстве завтрашнего дня. В его произведении очевиден именно публицистический накал, освещены именно философские вопросы, а беллетристический сюжет служит лишь прикрытием от пристального внимания цензоров.

О чём роман?

Суть предыстории «Что делать» такова: главная героиня Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать. Она хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери. Спасения нравственная и гордая девушка ищет у репетитора брата, студента Лопухова. Тот тайком занимается и ее просвещением, жалея светлую голову. Он же устраивает ее побег из дома под эгидой фиктивного брака. На самом же деле молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.

«Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – Кирсановым. Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Девушка, например, не желает сидеть на его шее и хочет самостоятельно устроить свою жизнь, открыв швейную мастерскую, где женщины, оказавшиеся в беде, могли бы честно заработать. С помощью верных друзей она реализует свою мечту, и перед нами открывается галерея женских образов с жизненными историями, характеризующими порочную среду, где слабому полу приходится бороться за выживание и отстаивать честь.

Дмитрий чувствует, что мешает друзьям, и инсценирует свое самоубийство, дабы не стоять у них на пути. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Но по ряду намеков от автора мы понимаем, что Лопухов спокойно уехал заграницу и вернулся оттуда в финале, воссоединившись с товарищами.

Отдельной смысловой линией является знакомство компании с Рахметовым – человеком новой формации, который воплощает идеал революционера, по мнению Чернышевского (он пришел к Вере в день, когда она получила записку о самоубийстве мужа). Революционны не действия героя, а сама его сущность. Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.

Главные герои и их характеристика

Прежде всего, роман примечателен своими героями, а не сюжетом, который был нужен для отвлечения внимания цензоров. Чернышевский в произведении «Что делать» рисует образы сильных людей, «соли земли», умных, решительных, смелых и честных, людей, на плечах которых позже и понесется во всю прыть неистовая машина революции. Таковы образы Кирсанова, Лопухова, Веры Павловны, которые являются центральными персонажами книги. Все они — постоянные участники действия в произведении. Но над ними особняком высится образ Рахметова. На контрасте с ним и троицей «Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна» писатель хотел показать «обычность» вторых. В последних главах он вносит ясность и буквально разжевывает для читателя свой замысел:

«На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите»

Главные герои «Что делать» благородны, порядочны, честны. Таких характеров не так уж много в литературе, о жизни и говорить нечего, но Чернышевский идет дальше и вводит чуть ли не утопический характер, показывая тем самым, что порядочность — далеко не предел развития личности, что люди обмельчали в своих стремлениях и целях, что можно быть еще лучше, тверже, сильнее. Все познается в сравнении, и, добавляя образ Рахметова, писатель повышает читателям планку восприятия. Именно так, по его мнению, выглядит настоящий революционер, способный повести за собой Кирсановых и Лопуховых. Они сильны и умны, но недостаточно созрели для решительных самостоятельных действий.

Проблематика

Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.

Смысл романа

Автор создал молодежи пример для подражания, чтобы показать, как нужно себя вести. Чернышевский дал России образ Рахметова, в коем и собрано большинство ответов на животрепещущие вопросы «что предпринять», «кем быть», «к чему стремиться» — Ленин увидел это и предпринял ряд действий, которые и привели к удачному перевороту, иначе бы он не отзывался о книге столь восторженно. То есть, главная мысль романа «Что делать» — это восторженный гимн новому типу деятельного человека, который сможет решить проблемы своего народа. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения тех конфликтных ситуаций, которые его раздирали. По его мнению, нужно было делать так, как поступал Рахметов: отказываться от эгоизма и сословного высокомерия, помогать простым людям не только словом, а рублем, участвовать в больших и глобальных проектах, способных реально изменить положение.

Настоящий революционер, по мнению Чернышевского, обязан сам жить той жизнью, которой живет простой человек. Люди, стоящие у власти, не должны быть возведены в отдельную элитную касту, как это часто происходит. Они — слуги народа, который их назначил. Примерно так можно выразить позицию автора, которую он передал и своему «особенному» герою и которую хочет донести через него читателю. Рахметов — аккумуляция всех положительных качеств, можно сказать, «сверхчеловека», как у Ницше. С помощью него выражается идея романа «Что делать» — светлые идеалы и твердая решимость отстоять их.

Тем не менее, Чернышевский предупреждает читателя о том, что тернист и «скуден личными радостями путь» этих людей, «на который они зовут вас». Это люди, пытающиеся переродиться из человека в отвлеченную идею, лишенную личных чувств и страстей, без которых тяжела и безрадостна жизнь. Писатель предостерегает от восхищения такими Рахметовыми, называя их смешными и жалкими, потому что они пытаются объять необъятное, променять полную земных благ судьбу на долг и безответное служение обществу. Но между тем автор понимает, что без них жизнь совсем потеряла бы свой вкус и «прокисла». Рахметов — не романтический герой, а вполне реальный человек, которого творец рассматривает с разных сторон.

Источник

Смысл романа Чернышевского — Что делать

Роман русского философа Николая Чернышевского «Что делать?» вызвал много споров среди литературных критиков. Автор находился в заключении в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Именно в этот непростой жизненный период и появилась книга «Что делать?» В чем же истинный смысл произведения?

Смысл названия книги «Что делать?» Н. Чернышевского

«Что делать?» На первый взгляд, странное заглавие. Автор словно стоит на перепутье. Его окружают сомнения и противоречия. Однако можно сказать точно, что это название обращено к будущему. Среди множества проблем, препятствий, при любых сложных обстоятельствах нужно искать выход. Н. Чернышевский с помощью своего романа учит читателей с надеждой и верой смотреть в завтрашний день. Никогда не поздно начать все с чистого листа. Главное, чтобы было желание и стремление к переменам.

С помощью вопроса, которым и называется произведение, Николай Чернышевский задаёт тон всему роману. На месте главной героини может оказаться любая девушка. Какой выбор следует делать сотням представительниц прекрасного пола, когда они попадают в беду. Своим заглавием автор намерен сказать всем, что выход есть всегда. Шансы есть всегда. Иногда следует остановиться, оглядеться, проанализировать ситуацию и сделать следующий правильный шаг.

Смысл произведения «Что делать?» Н. Чернышевского

Произведение «Что делать?» Николая Чернышевского стало резонансным в литературных кругах. Некоторые читатели увидели в романе лишь любовную линию. Однако истинный смысл книги «Что делать?» гораздо глубже. Рассмотрим основные темы, которые освещает Николай Чернышевский в своём произведении.

Тема свободы

Вера — главная героиня произведения. Автор в своём романе показывает границы личностной свободы девушке. Однако это произведение не только о прекрасной девушке, которая оказалась перед нелегким выбором. Тема свободы раскрывается в романе с разных сторон. Это и свобода отдельно взятой личности, и свобода всего народа, и свобода при принятии решения. Николай Чернышевский уверен, что в любом представленном аспекте свобода имеет право на существование и никто не может забрать ее у человека.

Персонажи романа «Что делать?» преодолели себя, свой страх и обрели истинное счастье. Свобода сделала главную героиню независимой, сильной и уверенной в себе личностью.

Тема равенства

В мире Николая Чернышевского нет места частной собственности. Ведь по мнению автора все люди равны. Персонажи Н. Чернышевского ведут аскетичный образ жизни, они не гонятся за материальным достатком. Им чужда жажда наживы. Они довольствуются самым необходимым. Поэтому в таком мире отсутствуют ненависть, зависть, притворство. Не случайно Вера, находясь на должности начальницы, спокойно и дружелюбно общается со своими работниками. Ведь все вокруг понимают, что несмотря на должность, у всех одинаковая зарплата, равные условия труда.

Любовная тема

Красивая трогательная любовная линия. Однако даже это светлое глубокое чувство осквернено собственничеством. Люди совершают свои поступки инстинктивно. Николай Чернышевский предлагает забыть о чувстве ревности и уйти от формального понятия «брак». Персонажи романа счастливы, ведь у каждого из них есть личное пространство, никто не принадлежит никому.

Тема дружбы

Николай Чернышевский в своём романе показал порядочных и честных мужчины, которые верны своему слову и делу. Для них дружба — это не пустой звук. Персонажи произведения готовы наступить на горло собственных интересов ради просьб и желаний товарища. Только при наличии чести, достоинства, свободы выбора возможна искренняя бескорыстная дружба.

Тема семьи

Не последнее место в романе отведено и семье. Устоявшаяся насколько прочна, настолько и безнравственна. Супруги ущемляют интересы друг друга. Николай Чернышевский предлагает принципиально новую модель семьи. Отношения между супругами основаны на взаимном доверии и уважении. Никто из героев не переходит границы личностной свободы каждого. Лишь в этом случае у персонажей появляется потенциал для роста и развития. У каждого члена семьи есть надёжный тыл, плечо, на которое можно опереться в любой сложной жизненной ситуации.

Смысл финала произведения «Что делать?» Н. Чернышевского

В своём романе «Что делать?» Николай Чернышевский осветил многие проблемы. В чем же смысл финала произведения? Что должен понять для себя читатель после изучения книги? Персонажи романа обрели настоящее счастье. Однако ради светлого безоблачного существования им предстояло пройти нелёгкий путь. Благодаря личностной свободе, отсутствию жадности и зависти, нежеланию мириться с мнением большинства герои научились двигаться вперёд.

Автор полностью уверен в том, что женщины должны иметь те же права, что и представители сильного пола. Нельзя ущемлять интересы ни руководителей, ни простых работяг. Людям нужно стремиться к избавлению от страхов и навязчивых мыслей. Общественное влияние на выбор каждого должно быть минимальным. Лишь в этом случае люди могут обрасти истинное счастье. Лишь в этом случае жизнь народа обречена на светлое и осмысленное существование.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 7

Источник

Анализ романа «Что делать?» (Н.Г. Чернышевский)

Роман «Что делать» стал резонансным событием в мире русской литературы. Его появление совпало с расцветом новых для России идей — философии Фурье. Поэтому многие люди радостно приветствовали прогресс в отечественном искусстве и позитивно восприняли те предначертания о будущем общества, которые описал автор. Но большинство читателей были настроены более консервативно и раскритиковали произведение, упрекая Н. Г. Чернышевского в аморальности и разрушении традиционных ценностей. Кто же был прав? Многомудрый Литрекон не судит, но предлагает подробный разбор книги.

История создания

Николай Гаврилович Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг. Осужденный за революционную деятельность, Чернышевский показал «новых» людей, которые в будущем построят идеальную Россию.

Конечно, его произведение было проверено вдоль и поперек, но цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать. Он был опубликован в «Современнике». Только после распространения сотен экземпляров цензурный орган понял ошибку Бекетова (цензора Чернышевского) и отстранил его от службы. Все выпуски журнала с запретным чтивом были по возможности изъяты из оборота, но было уже поздно: книга быстро распространилась в рукописном варианте, а ее запрет стал лучшей пиар-акцией для продвижения писателя. Всем был любопытен «запретный плод». Замысел романа «Что делать» вдохновил многих других писателей на подражание или полемику. Книга стала знаковым событием, и некоторые литературоведы даже выдвигали теорию, что ее специально пропустили в печать, но не все чиновники разделяли положительное мнение о ней, поэтому произведение породило конфликт интересов.

Творческая история романа «Что делать» на этом не закончилась: книга была опубликована в 1867 году в Женеве, ее перевели на самые популярные мировые языки. В России запрет на ее публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным на всей территории СССР, его перевели даже на фарси.

Жанр, направление

Жанр романа «Что делать» можно определить как «роман-утопия». Автор пишет не о настоящем времени, а о счастливом и безмятежном будущем, где женщины будут свободны, мужчины — не ревнивы, а предпринимательство, основанное на социалистическом подходе, — доступно для всех. Чернышевский явно идеализирует завтрашний день, основанный на коммунистических принципах. Именно поэтому роман утопичен, а не реалистичен, ведь вместо героев у писателя не люди, а идеи, живущие в образах.

Направление — социалистический реализм. Чернышевский был далек от социализма, как и Россия в те времена, но он усвоил зарубежные идеи и был пленен «свободой, равенством и братством». Каждая строчка его произведения говорит о необходимости перехода от капитализма, где каждый сам за себя, к социализму, где все равны и счастливы. Недаром Вера организует мастерскую, принадлежащую не ей, а всем работницам: это проект нового экономического устройства страны, где не будет частной собственности. Именно поэтому реализм Чернышевского «социалистический», то есть направленный на раскрытие новых идей.

Смысл названия

Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время). Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?

Чтобы быть понятым, он берет в качестве примера житейскую ситуацию: что делать Вере, чтобы выйти замуж по любви и не продавать себя? Что делать сотням девушек, попавшим в беду? Решение есть, и автор видит его в социализме, когда собственность, ради которой люди продают и неволят собственных детей, станет общей.

Суть: о чем?

Сперва мы узнаем о загадочном самоубийце, который застрелился на мосту. Потом повествование переходит к комнату Веры, которая готовится к свадьбе. Девушка винит себя в произошедшей трагедии. Затем автор раскрывает историю этой девушки. Она жила в небогатой семье со слабохарактерным отцом, деспотичной матерью и братом. Марья Алексеевна, мать Веры, очень расчетлива и корыстна, поэтому она хочет свести дочь и сына начальника ее мужа вопреки желанию Веры. Михаил, предполагаемый жених, хочет лишь позабавиться с красавицей, а вот Марья Алексеевна готова продать честь дочери, чтобы потом принудить молодого человека к браку.

Тем временем к брату Веры приходит репетитор — студент Лопухов. Однажды они разговорились, и герой понял, как несчастна девушка. Он решил помочь ей выбраться из дома, но не смог найти службу, где она могла бы заработать на жизнь. В итоге он украл ее из дома и женился на ней, договорившись с матерью обойтись без суда, но и без приданого. Их семейные узы были на новый лад: они спали в разных комнатах и не заходили без стука. Иногда к ним заходил друг Лопухова, Кирсанов, но потом он начал избегать встреч. Он и Вера стали понимать, что любят друг друга. Сны подсказали Вере, что она испытывает к Дмитрию лишь благодарность. Поняв это, герой уходит из жизни, а его друзья женятся.

Но не только любовь занимает Веру: она решает организовать мастерскую, чтобы помогать таким же девушкам, как и она сама. На это ее тоже вдохновляют сны, где объясняется, что многие люди по сути своей хорошие, но неправильные условия жизни искажают их натуру. Швейная мастерская принадлежит не Вере, а всем работницам, благодаря чему дело идет в гору и быстро растет. В свободное время героиня ездит с друзьями на пикники, ведет ученые беседы и учится медицине.

В финале она встречается с иностранцем, который женился на русской девушке из их круга. Он — тот самый Лопухов, который инсценировал самоубийство, чтобы дать друзьям свободу. Все счастливы.

Главные герои и их характеристика

«Что делать?» отличается новизной взглядов в отношении семейных норм, женского вопроса и устройства общества. Главные герои произведения свободны от общественных предрассудков, своим трудом добиваются успеха, они честны и благородны. Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов, любовный треугольник которых создаёт главную интригу произведения, по мысли Чернышевского, — лучшие представители интеллигенции. Они стараются как можно больше вложиться в «общее дело».

содержанка. это образ отражает порабощение женщины. только продавая себя в браке или на панели, девушка могла выжить, ведь честной работы для нее не было, а общество видело в ней лишь самку.

михаил столешниковжених веры. это собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам. он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя. во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить. пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место.настенька крюкова

девушка с теми же жизненными проблемами, с которыми столкнулась вера. ее спасает александр кирсанов, и с этого момента героиня начинает новую свободную жизнь, основанную на свободе и равенстве.

Тематика романа «Что делать» интересна и занимательна даже сегодня:

Тематика произведения необъятна, и, чтобы не затягивать статью, Многомудрый Литрекон предлагает сделать так: если Вы нуждаетесь в дополнении этого раздела, напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика романа «Что делать» столь же многогранна, поэтому если здесь перечислены не все интересующие Вас темы, напишите об этом в комментариях, и Литрекон дополнит разбор.

Основная идея

Таким образом, «внутренний» сюжет романа «Что делать?», повествующий о жизни Рахметова, является центральным для всего произведения. Автору было важно показать новый тип людей, способных изменить жизнь общества, стать примером для многих. Они живут не для себя, а для народа, и в этом их нравственное величие. Рахметов — это следующая стадия развития человека после Кирсанова и Лопухова. Так автор дает понять, что главная роль в революции принадлежит рабочему классу — людям дела, а не слова. Чернышевский писал о Рахметове:

“Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.

Значит, главная мысль романа «Что делать» — это необходимость революции в своем сознании и в стране.

Чернышевский показывает будущее социалистическое общество в поступках и словах персонажей, в необычной организации швейной мастерской, в 4-ом сне Веры Павловны. Вера Павловна тоже трудится – организует работу швейной мастерской. Её предприятие – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна. Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник. Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну. В этом и заключается смысл романа «Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.

Новаторство и особенности

Художественное своеобразие романа «Что делать» заключается в наличии интересных новых персонажей, которые не типичны для русской литературы. Автор, в отличие от большинства коллег, не осуждал рациональный эгоизм, а защищал его. Он же показал, что нигилизм — это не безнравственность, а пересмотр устаревших ценностей.

Также Чернышевский избрал незаурядную форму повествования. Он часто напрямую беседует с читателем, издеваясь над его возможными возражениями. Полемика с ним — едва ли не самая важная часть романа. Он поясняет каждое действие героя и посмеивается над самим сюжетом, ведь любовный треугольник — лишь ширма, за которой речь идет о революции и коренных переменах в обществе.

Критика

Далеко не всем критикам понравился роман «Что делать». Так, Н.С. Лесков даже написал роман, опровергающий главные постулаты произведения Чернышевского — «На ножах». Он высмеял его надежды и стремления, хотя не отрицал того, что книга — довольно смелый эксперимент. Он подчеркнул популярность «Что делать»:

О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. — все на разные тоны.

Цензор П.И. Капнист вскоре после выхода книги Чернышевского писал министру внутренних дел П.А. Валуеву о том, что роман «Что делать?» «имел большое влияние даже на внешнюю жизнь некоторых недалеких и нетвердых в понятиях о нравственности людей, как в столицах, так и в провинции. Были примеры, что дочери покидали отцов и матерей, жены — мужей.»

Композитор и общественный деятель Ф.М. Толстой написал рецензию в правительственное издание «Северная пчела» и критиковал произведение довольно резко:

«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи»

Известный поэт А. Фет высказал не более позитивные мысли:

«Скудность изобретения, положительное отсутствие творчества, беспрестанные повторения, преднамеренное кривлянье самого дурного тону и ко всему этому беспомощная корявость языка превращают чтение романа в трудную, почти невыносимую работу»

Однако революционеры того времени были солидарны с автором «Что делать». О произведении высказался анархист князь Кропоткин:

Для русской молодёжи того времени она [книга «Что делать?»] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем.

В.С. Курочкин (публицист) тоже выступил в защиту книги Н.Г. Чернышевского и отметил, что особо яростные критики даже не дочитали роман до конца и не поняли его смысла.

Революционно настроенный поэт В. Маяковский, ставший одним из самых известных советских литераторов, очень ценил книгу:

Одной из самых близких ему книг была «Что делать?» Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. «Что делать?» была последняя книга, которую он читал перед смертью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *