Чернышевский кратко что сделал
Писатель Николай Гаврилович Чернышевский выдающийся революционер и философ публицист и литературный критик, глубоко занимавшийся теорией социализма. Наиболее прославило имя этого человека литературное произведение «Что делать?», в котором он по новому поставил важнейшие вопросы российской жизни своего времени. Идеи, изложенные в этой книге, глубоко повлияли на несколько поколений россиян, на общественно-политический и мировоззренческий выбор многих людей.
Детские и юношеские годы
Николай Чернышевский появился на свет 12 июля 1828 г. в Саратове. Его отцом был небогатый приходской священник. Он был хорошо образованным, всесторонне развитым человеком, которого отличала глубокая житейская мудрость. До 14-летнего возраста Николая учил в основном родной отец, имевший неплохое представление об азах всех школьных наук. И уже в ранние детские годы Чернышевский проявил большой интерес к литературе, посвящая чтению книг всё свободное время. Это позволило ему уже в отроческие годы поражать взрослых своей эрудицией и начитанностью.
Когда Чернышевскому исполнилось 15 лет, он приступил к учёбе в духовной семинарии в Саратове, отличившись в ней большими успехами и получая отличные оценки по всем дисциплинам. Несмотря на эти блестящие результаты в учёбе, через 3 года занятий в семинарии он бросил её и принял решение уехать в Санкт-Петербург, чтобы учиться на философском факультете столичного университета.
Переворот в мировоззрении
Став студентом, Чернышевский испытал серьёзный переворот в своём мировоззрении. На его взгляды в этот период, безусловно, повлияло участие в кружке Иринарха Введенского. Чернышевский стал интересоваться революционными идеями и постепенно превратился в сторонника демократии, социализма и философии материализма.
Успешно завершив университетский курс в 1850 г., Чернышевский получил место преподавателя во 2-м кадетском корпусе и приступил к написанию своих первых статей, которые охотно публиковали различные периодические издания.
Работа в «Современнике»
В скором времени после своих первых журналистских публикаций, создавших ему хорошую профессиональную репутацию, Чернышевский сумел устроиться на работу в редакцию журнала «Современник», где он близко познакомился с Добролюбовым и Некрасовым, разделявшими его революционно-демократические взгляды.
Несмотря на то, что Чернышевский прослыл среди царских чиновников и цензоров неблагонадёжным в политическом отношении журналистом, это не помешало ему получить диплом магистра словесности.
Философские и политические взгляды
В юные годы Чернышевский искренне придерживался православной веры и с большим интересом изучал Библию и другие церковные книги. Но после того, как он приобщился к классическим трудам французских и немецких философов-материалистов, он стал относиться к вере в Бога как к предрассудку и пережитку прошлого. Одновременно он стал критиковать и господство буржуазии в экономическом и политическом устройстве общества, встав на социалистические позиции.
Чернышевский стал последовательным противником крепостнических порядков, приравнивая положение крепостных крестьян в России к положению чернокожих рабов в Новом Свете. В своих публицистических статьях он призывал власти к реформам в целях полного освобождения людей. Он искренне полагал, что в этом случае уже через несколько десятилетий в государстве наступят социалистические порядки, которые станут следствием естественно хода вещей и добровольного выбора освобождённых людей. В последствие, те, кто изучал и осмысливал идейное наследие Чернышевского, как правило, оценивали эти его взгляды как утопические.
«Земля и воля»
Занимаясь пропагандой революционных, демократических и социалистических идей на протяжении многих лет, Чернышевский в итоге стал вдохновителем народнической организации «Земля и воля», которая постепенно становилось всё более популярной в кругах образованных людей, но не находила широкой поддержки среди крестьян. Чернышевский вступил в переписку с Герценом, который под давлением властей эмигрировал в Лондон и начал издавать там неподцензурный журнал «Колокол».
Арест
Своей бурной революционной публицистической деятельностью Чернышевский привлёк к себе пристальное внимание тайной полиции, которая установила за ним негласную слежку. В 1861 г. его арестовали, обвинив в авторстве прокламаций, дискредитирующих государственную власть. На время ведения следствия он был помещён в главную политическую тюрьму страны, располагавшуюся на территории Петропавловской крепости.
«Что делать?»
Чтобы не терять впустую долгое время тюремного заключения, Чернышевский взялся за написание романа, которому он дал название «Что делать?». При этом он задался целью изложить в этом произведении свои философские и политические идеи. Однако сделать это надо было таким образом, чтобы текст не напугал официальную цензуру. С этой задачей ему удалось справиться блестяще, вполне гармонично совместив жанры философско-политического трактата и любовного романа.
Судебный приговор
Суд первой инстанции приговорил Чернышевского к каторге и вечному поселению в Сибири. Но затем царь Александр II уменьшил этот срок до 7-летнего. Однако и этих лет хватило, чтобы серьёзно подорвать здоровье писателя. После отбытия каторги ему было разрешено жить только в небольших провинциальных городах. И большую часть остававшихся лет жизни он провёл в Астрахани. Лишь только в самые последние годы власти позволили ему поселиться на малой родине в Саратове.
Личная жизнь
Николай Чернышевский был женат только один раз. Его избранницей стала дочь Саратовского врача Ольга Васильева. Она была очень красивой, энергичной, смелой и жизнерадостной девушкой, которой доставляло нескрываемое удовольствие внимание многочисленных поклонников. Предлагая ей руку и сердце, Чернышевский самым ясным образом изложил ей свои взгляды на семейную жизнь. Будучи убеждённым сторонником эмансипации женщин, он подобно хиппи XX века, считал, что супружеский союз не даёт мужчине права ограничивать право своей избранницы на любовные отношения с другими мужчинами. Он считал своим долгом создать для жены достойные материальные условия. Своими статьями в прессе до своего ареста он неплохо зарабатывал, и львиная доля доходов от гонораров уходила на её расходы. У Чернышевских было три сына: Александр, Виктор и Михаил.
Кончина и посмертная слава
Николай Гаврилович Чернышевский скончался 17 октября 1889 г. от кровоизлияния в мозг и был погребён в Саратове на Воскресенском кладбище. Ему исполнился на момент кончины 61 год.
После свержения самодержавия в 1917 г. жизнь и творческая деятельность Чернышевского заняли серьёзное место в официальной коммунистической идеологии. Его называли предтечей большевизма. Считалось, что роман «Что делать?» существенным образом повлиял на формирование революционных взглядов Владимира Ульянова-Ленина, прочитавшего его ещё в гимназические годы. Этот роман в СССР был включён в обязательную школьную программу.
Чернышевский кратко что сделал
Николай Гаврилович Чернышевский Родился 12 [24] июля 1828, Саратов Дата смерти 17 [29] октября 1889, Саратов — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Биография
Родился в Саратове в семье священника, саратовского кафедрального протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского (1793—1861). До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».
Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения; влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.
В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.
Литературная деятельность
Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».
В начале 1854 г. он перешел в журнал «Современник», где в 1855—1862 являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вел решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».
С сентября 1861 г. находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков дает такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 г. в Петербурге.
В мае 1862 г. «Современник» был закрыт на 8 месяцев.
Арест и следствие
12 июня 1862 г. Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором.
В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне.
Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вел упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».
Каторга и ссылка
7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.
19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера. Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 году переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.
Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).
Смерть
Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.
Журналистская деятельность
Продолжая традиции критики Белинского, стремился раскрыть сущность общественных явлений, донести до читателя свои революционные взгляды.
Философские взгляды
Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».
По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика».
Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью».
Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.
Политическая идеология
Крестьянский вопрос
В опубликованных в 1858—1859 гг. трех статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землей без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землей, что постепенно приведет к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.
В то время как официальная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля 1861 на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из царского указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.
Социально-экономические воззрения
Для Чернышевского община — патриархальный институт русской жизни, в общине существует «товарищеская форма производства» параллельно с капиталистическим производством, которое со временем будет упразднено. Тогда будет окончательно утверждено коллективное производство и потребление, после чего община как форма производственного объединения исчезнет. Срок перехода от обработки земли частными силами отдельного хозяина к общинной обработке целой мирской дачи он оценивал в 20-30 лет. Использовал идеи Фурье и его главного ученика Консидерана. В «Очерках из политической экономики» с некоторыми оговорками передает учение утописта о труде, указывая на необходимость крупного производства, и разъясняет невыгодность труда наемного. Чернышевский считал, что «потребитель продукта должен являться и его хозяином-производителем». Согласно воззрениям Фурье, Чернышевский указывал на преувеличенное значение торговли в современном обществе и недостатках её организации. В романе «Что делать?» прямо изобразил фаланстер (Четвертый сон Веры Павловны).
Адреса в Санкт-Петербурге
19.06. — 20.08.1846 года — доходный дом Прилуцкого — Наб. Екатерининского канала (ныне — канал Грибоедова), 44;
21.08. — 07.12.1846 года — доходный дом Вяземского — Наб. Екатерининского канала (ныне — канал Грибоедова), 38, кв. 47;
1847—1848 — дом Фридерикса — Владимирская улица, 13;
1848 год — доходный дом Соловьёва — Вознесенский проспект, 41;
20.09.1849 — 10.02.1850 года — квартира Л. Н. Терсинской в доходном доме И. В. Кошанского — Большая Конюшенная улица, 15, кв. 8;
12.1850 — 12.03.1851 года — Офицерская улица, 45;
13.05 — 01.08.1853 года — Офицерская улица, 45;
1853—1854 — квартира И. И. Введенского в доходном доме Бородиной — набережная реки Ждановки, 7;
22.08.1855 — конец 06.1860 года — Поварской переулок, 13, кв. 6;
конец 06.1860 — 07.06.1861 года — доходный дом В. Ф. Громова — 2-я линия Васильевского острова, 13, кв. 7;
08.06.1861 — 07.07.1862 года — доходный дом Есауловой — Большая Московская улица, 6, кв. 4.
Отзывы потомков
В СССР Чернышевский стал культовой фигурой истории революционной борьбы в связи с высокими отзывами В. И. Ленина о романе «Что делать?».
Чернышевский как революционный идеолог и романист упомянут в высказываниях К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Х. Ботева и других исторических личностей.
Информация о Чернышевском содержится в воспоминаниях общественного деятеля России Л. Ф. Пантелеева.
Писатель В. А. Гиляровский после прочтения «Что делать?» сбежал из дома на Волгу — в бурлаки.
Один из наиболее выразительных памятников Чернышевскому создал скульптор В. В. Лишев. Памятник был открыт на Московском проспекте в Ленинграде 2 февраля 1947 года.
С элементами сатиры образ Чернышевского был представлен в романе «Дар» (1937) В. В. Набокова.
Педагогическая теория
В философско-педагогических взглядах Чернышевского можно проследить прямую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Чернышевский отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей.
Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.
Недостатками современной ему системы образования Чернышевский считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.
Чернышевский отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.
Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.
Цитаты
«Прогрессивные люди в Европе, так восхищавшиеся Северо-Американскими Штатами, с такой гордостью ставившие их в пример всем европейским нациям, смущены и скомпрометированы слабостями, какие обнаружились в их идеале» (Из рецензии (1861) Чернышевского на «Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов» американского экономиста Г. Кэри).
«Если бы экономисты отсталой школы понимали неизбежность влияния государства на экономические отношения, они, вероятно, вместо пустых толков об утопической системе невмешательства занялись бы определением истинно полезных предметов и действительно разумных границ неизбежного вмешательства» (Экономическая деятельность и законодательство).
Память о Чернышевском
В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.
Имя Н. Г. Чернышевского присвоено:
Саратовскому государственному университету;
Вилюйскому педагогическому училищу.
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет и Борисоглебский драматический театр носят имя Н. Г. Чернышевского.
В Саратове открыт Государственный дом-музей.
Чернышевский послужил прототипом Чернова — героя повести С. В. Ковалевской «Нигилист».
В селе Александровский Завод работает музей имени Н. Г. Чернышевского, расположенный в доме, где проживал писатель.
В городе Вилюйске установлен памятник.
Средняя Школа № 1 имени Н. Г. Чернышевского в городе Семипалатинске (Казахстан). Одна из старейших школ города, в 1928 году ей было присвоено имя писателя.
В память о Николае Гавриловиче Чернышевском названы:
проспект и площадь, станция метро «Чернышевская», а также сад имени Чернышевского в Санкт-Петербурге.
Поселок городского типа Чернышевский, расположен на реке Вилюй выше по течению от Вилюйска — места ссылки Чернышевского.
Драматический театр им. Чернышевского в Воронежской области, г. Борисоглебск.
Государственная республиканская библиотека имени Н. Г. Чернышевского (Фрунзе).
ряд улиц, площадей и переулков во многих городах.
Биография Чернышевского кратко о главном в жизни Николая Гавриловича
Чернышевский Николай Гаврилович (12 (24) июля 1828 – 17 (29) октября 1889) – русский философ материалистического направления, сторонник революционного движения, автор теоретических основ утопического социализма. Кроме политической деятельности был ученым и литератором.
Детские годы
Родителями будущего революционера были Евгения Егоровна Голубева и протоирей Гавриил Иванович Чернышевский.
До 14 лет обучался в домашних условиях своим отцом, который обладал энциклопедическими знаниями и сильно набожным человеком. Ему помогала двоюродная сестра Николая Гавриловича Л. Н. Пыпина. В детские годы к Чернышевскому был приставлен гувернер из Франции. В детстве молодой Коля очень любил читать и проводил за книгами большую часть свободного времени.
Формирование взглядов
В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.
Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.
В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.
Петербургский период
В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей – Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером. Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.
«Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки»
Небольшие революционные статьи
В 1855-1862 руководил выпуском журнала
После проведения в России «Великих реформ» Чернышевский выступает идейным вдохновителем народничества и хождения в народ. В 1863 году вон публикует в «Современнике» главный роман своей жизни, который называется «Что делать?
». Это самое главное произведение Чернышевского.
Ссылка и смерть
У Чернышевского биография изобилует тяжелыми моментами жизни. В 1864 году за свою социально-революционную деятельность и причастность к «Народной воле» Николай Гаврилович направлялся в 14-летнюю ссылку для работы на каторге. Спустя время срок приговора был в два раза уменьшен благодаря указу императора. После каторги Чернышевскому предписывалось пожизненно остаться в Сибири. Отбыв каторгу, в 1871 году ему предписывают местом жительства город Вилюйск.
В 1874 году ему предложили свободу и отмену приговора, но Чернышевский не стал отправлять императору свое прошение о помиловании.