Черный козел символ чего

Козел

Козел издревле играл важнейшую роль в ритуалах древних скотоводов, но его символическое значение зависело от половой принадлежности животного. Коза была символом материнской заботы, а козел олицетворял плодовитость и жизненную силу.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

В Шумере козел не только был символов важнейших богов местного пантеона, но и стал частью вымышленного животного, соединившись с рыбой и превратившись в мифического козерога. Позднее в Древней Греции козерога отождествили с козлоногим богом Паном. В древнеегипетском городе Мендес существовал культ козла, которого греки рассматривали как местную вариацию поклонению их Пану.

В Древней Греции козлы были спутниками бога Диониса, членами его свиты вместе с козлоногими и козлобородыми рогатыми сатирами. Учитывая оргастический характер мистерий в честь этого бога, в данном случае козлы символизировали мужскую сексуальность.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

У христиан козел стал трактоваться как нечистое животное. В их представлениях языческая свита Диониса постепенно трансформировалась в образы чертей с козьими рогами на голове. Еще раньше христиане считали козла символом грешника. В Новом Завете сказано, что на Страшном суде Господь отделит праведников от грешников как агнцев от козлищ.

Козел Азазеля

У древних евреев существовал обычай на праздник Йом-киппур («день искупления») приносить в жертву двух козлов. Одного козла закалывали для бога Яхве. На второго переносили все грехи племени и отпускали в пустыню, посвятив животное злому демону Азазелю. Козел стал символом переноса вины и очищения от позора.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

В некоторых культурах Америки и Африки роль козла в данных ритуалах играли парии общества — рабы и преступники, на которых перед жертвоприношением заклинаниями переносили чужие грехи. У чехов существовал обычай на Ивана Купалу сбрасывать с колокольни козла с позолоченными рогами. Свадебные обряды болгар предусматривали принесение в жертву козла после первой брачной ночи.

Козье копытце

У древних славян существовал обычай приносить в жертву богине Макошь младенца. Позднее место человека в этом обряде занял козленок, которого пеленали и надевали на копыта сандалии. Переход от человеческой жертвы к животной сопровождался ритуальным уподоблением козленка ребенку и ребенка козленку. Русская сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» зафиксировала один из таких обрядов — питье воды из козьего следа, посредством которого человеческая душа переселялась в тело жертвенного животного.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

Козья колесница

У индоевропейцев козел, как и баран, был сакральным животным, связанным с огненным богом-громовержцем. У древних индусов козел являлся атрибутом ведического бога огня Агни, которому жертвовали это животное. В древнегерманской скандинавской мифологии бог грозы и плодородия Тор ездил на колеснице, запряженной козами. На такой же колеснице ездил бог-громовержец древних балтов Перкунас и славянский Перун.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

Созвездие и зодиакальный знак Козерога

Восхождение созвездия Козерога означало приход зимы. Именно в это время люди рядились в коз. Соломенные чучела этих животных изготавливали в Европе для зимнего праздника зерна, который затем перешел в Святки. Греки верили, что созвездие Козерога— это бог Пан, которого Зевс вознес на небо. На Крите козел считался богом убывающего года. Астрологи верят, что люди, родившиеся под знаком Козерога, отличаются спокойствием, консерватизмом, властностью, склонностью к карьеризму и жестокостью.

Источник

Культ черного козла – противника Солнца

Тема превращения человека в тотемное животное и обратное превращение в человека обыгрывается во многих древних мифах. При этом сам тотем может являться обозначением бога плодородия или грозы. Вот, скажем, взять хотя бы распространенный сюжет превращения человека в козла. Очевидно, этот сюжет был также приурочен к Иванову дню. Он связан еще и с сексуальной магией. Об этом свидетельствует широкое индоевропейское распространение этого тотема. Так, греческий Дионис превращается в козла, а в свиту Диониса входит козлорогий и козлобородый Пан. Понятное дело, что эти персонажи являлись праобразами черта, который опять же отличался непомерной похотливостью. Недаром существовало у славян представление, что буйство водяного можно усмирить шерстью черного козла. В народе равным образом было распространено мнение, что домовой мучает всех животных, кроме козла и собаки. Существует вдобавок представление, что дьявол имеет козлиные копыта, на что указывает и метафорическое уподобление дьявола козлу. У некоторых народов во время ритуала похорон в жертву приносился черный козел, который должен был служить искупительной жертвой. Эта жертва поможет умершему возродиться в новом теле. Таким образом, настоящие и предполагаемые грехи умершего человека «берет на свои плечи» приносимый в жертву. Сохранилось даже выражение «козел отпущения», которое соответствует библейскому выражению «козел для отпущения грехов». Мотив жертвоприношения черного козла можно усмотреть и в обрядовом действии на Иванов день. Быть может, в стародавние времена вместо козла, дабы «освободить солнце», в жертву приносили человека. В сказке об Аленушке и братце Иванушке мы видим похожие мотивы. При этом готовящееся убийство Иванушки в облике козленка изображается как некое жертвоприношение: «Огни горят горючие, котлы кипят кипучие, точат ножи булатные, хотят козла зарезати…» Старые выражения типа «забивать козла», «драть козу», «драть как Сидорову козу» вполне четко указывают на возникновение таких выражений – на ритуальное заклание козла или козы. Весьма сходны с этим и обряды, проводимые на рождество и масленицу, когда «стрелок» обходит «туровня» по кругу и пытается поразить его палкой или стрелой. При этом после ритуального убийства козла он чудесным образом оживает.

Весьма интересно происхождение самого слова «тур». Очевидно, оно обозначает козла – тотемного животного древних тюрков. В скифо-сарматское время под «страной Тура» понимали обширные земли, лежащие к северу от Ирана. Страна Тура простиралась весьма далеко и захватывала весь степной Казахстан, а также Узбекистан и Туркменистан. Эта страна была населена туранцами, или народом тура, которые совершали бесконечные набеги на Иран и другие соседние страны и вероломство которых заклеймил Зороастр в своей страстной проповеди. Очевидно, памятуя о былом величии Турана, младотурки и первый президент турецкой республики Кемаль Ататюрк предложили создать новый Туран под патронажем Турции. Это новое светское государство должно было объединить всех этнических турок.

Культ козла был распространен в древности намного шире. Козел уподоблялся божеству грозы. Эгис, козья шкура, является атрибутом Зевса, Афины и Аполлона. Эгис являлась также олицетворением черной грозовой тучи. Ежегодно в акрополе в жертву Афины приносился черный козел. Шкура, снятая с этого животного, возлагалась на статую Афины. По другой версии греческого мифа эгис – это огнедышащее чудовище, символ грозы, порожденное богиней земли Геей и убитое Афиной. Черный козел также был ездовым животным Диониса и Афродиты, что указывает на функцию плодородия. В Индии черный козел ассоциировался с богом Варуной – хозяином космических вод. Варуне противостоял Митра – божество, олицетворяющее огонь и солнце. Здесь мы видим все тот же мотив борьбы солнечного бога со своим противником, олицетворением ночи и грозы. Культ козла также имел место у тибетцев, о чем свидетельствуют выбитые на скалах тотемные изображения горных козлов.

Таким образом, жертвоприношение черного козла, по-видимому, должно было давать дорогу солнцу. Это олицетворяло окончательную победу солнечного бога над своим змеевидным противником. В этой связи можно вспомнить и аналогичные ритуалы у индейцев Америки, когда богу солнца приносили кровавые человеческие жертвоприношения.

В русской сказке из сборника Афанасьева «Сопливый козел» мы находим все тот же мотив. Распрекрасная дева по настоянию своего батюшки вышла замуж за сопливого козла. Она ему слюни и сопли платочком подтирает и завидует, что ее сестры вышли замуж за добрых молодцев. Вот зовет красну девицу ее батюшка на свадьбу старших дочерей – ее сестер. А муж и говорит красной девице: «Езжай ты наперед, а я позже приеду». Уехала красна девица, а муж сбросил с себя козлиную шкуру и предстал добрым молодцем и в качестве гусляра на свадьбу прибыл. Но смекнула девица, что этот гусляр – ее муж, побежала она домой раньше него. Прибежала – нет козла дома, одна козлиная шкура на печи лежит. Девица, недолго думая, эту шкуру в печи спалила, воротился назад ее муж – удалец-молодец, а козлиная шкура в огне уж сгорела. Так они и стали жить-поживать да добра наживать.

Козлиная шкура здесь ассоциируется с черной водяной тучей, а молодец-удалец – с ясным солнцем.

Весьма интересно, что культ козла был и у скифов, и у иранцев. Такое почитание козла наравне с оленем, быком, медведем, волком и прочими тотемами уходит своими корнями в глубокую древность. Так, согласно археологическим данным, в степях Монголии и Забайкалья уже во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. сложился особый «звериный стиль», в котором в аллегорической зооморфной форме была зашифрована борьба солнечных богов со своими демоническими противниками. Этот стиль широко распространился на запад, на восток и юг. Он попал в Европу и Китай, в Иран и Индию, а также в Малую Азию и Северную Африку.

«Звериный стиль» обычно считают визитной карточкой скифов, живших в середине 1-го тысячелетия до н. э. в степях Причерноморья. Однако зона действия скифских племен распространялась гораздо дальше этой локализации. Как писал в свое время А. П. Окладников в своей книге «Открытие Сибири», раскопки в Туве, возглавляемые знатоком раннего металла М. Грязновым, «потрясли нас не только выразительностью и монументальностью погребального сооружения, но и тем ярким светом, который был брошен на социальные проблемы древнейшей, как оказалось, скифо-сибирской культуры».

Огромный курган Аржан в Туве, расположенный чуть южнее границы с Красноярским краем, представляет из себя огромный архитектурный комплекс. Он является некрополем для множества захороненных в нем людей, разных сословий, а также коней и домашних животных. Этот могильник имел в своем центре богато украшенный саркофаг главного лица – царя скифов. От него строго радиально, как лучи от солнца, отходили ряды других захоронений. При этом это были захоронения вельмож, одетых в роскошные одежды иноземного, древневосточного происхождения. По мысли исследователя Грязнова, это были «добровольно соумиравшие» вельможи. Они лишили себя жизни, дабы сопровождать своего патрона-царя на тот свет. Подобные захоронения встречаются, например, в Японии и Китае, где военачальника или царя сопровождают в последний путь его приближенные. Опираясь на данные изучения этого богатого захоронения, Окладников делает вывод, что на Алтае в VIII веке до н. э. существовало развитое общество во главе с царем. Подобное зафиксировано и в более поздние времена у причерноморских скифов времен Геродота. Окладников пишет по этому поводу: «Самое главное заключалось в том, что скифское общество Тувы, как и Алтая, на этой ступени принадлежит неожиданно раннему этапу, оно много старше, чем царские курганы Причерноморья». Отсюда Окладников делает еще один важный вывод: «Глубинная азиатская Скифия Аржана и Пазырыка представляет собой не какое-то захолустье, а видный влиятельный центр социального и культурного развития во всем сакском и скифском мире».

Весьма интересна и архитектура могильников – она указывает на распространенный культ солнца. Не столь давно в этих местах, на высокогорном плато Укок, археологи выкопали «алтайскую принцессу», о которой уже говорилось. А совсем недавно там же найдено еще одно захоронение – это воин, погребенный вместе со своим конем. Археологам удалось извлечь мумию прямо в глыбе льда, после чего она была отправлена в Новосибирск, а потом в Москву. После того как мумию освободили ото льда, выяснилось, что это погребение не столь богато, как погребение «принцессы». На поясе у воина обнаружили бронзовое зеркало, головной убор украшен резьбой с изображением животных и покрыт тонким золотом. Весьма интересно, что рядом с воином был обнаружен не настоящий меч, а его деревянная модель. Как вы понимаете, сражаться на том свете деревянным мечом с настоящими противниками – дело заведомо проигрышное. Вероятно, это является свидетельством деградации культа предков и связанной с ним идеи реинкарнации. Нечто похожее обнаруживается позже и в Китае, когда рядом с умершим кладут не настоящие предметы быта и орудия, а их бумажные модели.

На плече воина четко прочитывается татуировка – изображение культового оленя – символа солнца. Это свидетельствует о том, что у алтайских скифов по-прежнему сохранился культ оленя. Воин имел светлые, рыжеватые волосы, заплетенные в косички. Перед нами типичный европеоид. Погребение относится к самому позднему этапу существования пазырыкской культуры – III–II вв. до н. э., незадолго до вторжения гуннов на Алтай. По сообщению китайских летописей, светлокожие и русые, рыжеволосые европеоиды, динлины, обитали в 1-м тысячелетии до н. э. на северных рубежах Китая, в районе Алтая-Саян.

Очевидно, был особый резон хоронить в высокогорье. Ближе к Небу – легче восходить в обитель избранных. Как показали данные аэрофотосъемки и использование особых приборов, фиксирующих захоронения, в районе плато Укок выявлено свыше 500 могильников, относящихся к 1-му тысячелетию до н. э. В начале XX века о существовании развитой цивилизации европеоидов в Передней Азии писал отечественный ученый В. Е. Грум-Гржимайло. Он утверждал, что европеоиды широко селились на северо-западе Китая, на Памире и в областях, прилегающих к Тибету.

Источник

Черный козел символ чего

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

Олицетворяет мужество, изобилие жизненной силы, созидательной энергии. Козел может меняться местами в смысле символики с газелью или антилопой. Живя на высотах, он также олицетворяет собой превосходство.
Коза означает женскую производительную силу, плодовитость и изобилие.

У китайцев козел является омофоном от ян и становится мужским принципом, добром и миром.

Дикий козел посвящен Артемиде и является атрибутом или одним из обликов Диониса. Сатиры являются наполовину козлами и имеют козлиные рога. Пан имеет ноги, рога и бороду козла. Козел посвящен также Фавну.

У евреев козел олицетворяет похотливость и распутство.

В скандинавской и тевтонской мифологии колесница бога грозы и плодородия Тора запряжена посвященными ему козлами.

В шумеро-семитской тоадиции козел часто появляется с Мардуком и с богинями-охотницами и является эмблемой вавилонской Нингирсу. Козел, или рыба-козел, олицетворяет владыку водных пучин Эа-Оаннеса.

Символика козы и козла различна. Символика козы положительная, в то время как символика козла может быть и положительной, и отрицательной.

Коза воплощает животворные космические силы, она символизирует плодовитость и заботу о пропитании.

Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия, а её вознёс на небо (звезда Капелла в созвездии Возничего). В критской пещере Амалфея была спрятана за то, что устрашила некогда титанов.

Шкура Амалфеи служила Зевсу щитом-эгидой в борьбе с титанами, отсюда Зевс-Эгиох. Рог изобилия был символом богини мира Эйрене и бога богатства Плутоса.

В восточном двенадцатилетнем цикле козе посвящен седьмой год.

Козел как символ дьявола имеет очень древнее происхождение.

Он олицетворяет животную сторону половой стихии, и именно так, согласно Диодору Сицилийскому и некоторым другим классическим историкам (Геродот, Плутарх), он понимался египтянами.

Фрагмент картины «Michaelsaltar» (1510) Герарда Давида, фламадско-нидерландского живописца раннего Северного Возрождения.

Культ козла в египетском Мендесе возник, если верить Манефону, при девятом преемнике первого исторического фараона Египта, а затем распространился по всему древнему миру.

Сохранилось немало рассказов о явлениях злых духов именно с козлиными ногами. Центральное место в этих рассказах занимают легенды о шаб

Источник

Рогатый демон. Религиозный и магический символизм козла

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

В животных с древнейших времен человек различал отражения некоторых из своих собственных качеств. Благодаря этому образы зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся уже на заре истории начали использоваться как символы, передающие определенные «человеческие» смыслы. В качестве примера можно взять некоторые египетские иероглифы, имеющие вид животных или птиц.

С точки зрения магического учения человек, являющийся микрокосмом – образом Вселенной и самого Творца – безусловно включает и словно носит в себе остальных живых существ. Все они являются частными гранями его души, отколовшимися на каком-то этапе космогонического процесса и с тех пор воплощающимися в отдельных существах, внешность и поведение которых становится выразителем этих граней.

Хотя в повествовании Торы человек был сотворен позже остальных живых существ, именно ему было предоставлено право дать им имена. Если вдуматься в это утверждение, быстро родится вывод: поскольку человек содержит качество каждого из существ в самом себе, именно он способен раскрыть его в этих существах, по-настоящему познать их. Ведь в строгом смысле слова никто из нас не в силах познать что-либо за пределами самих себя; однако, познавая других существ, человек по сути познает себя в различных аспектах, и именно благодаря этому оказывается способен раскрыть изнутри себя имена – те, которыми в дальнейшем нарекает животных.

Козел как носитель греха. Демоны в образе козлов

Название козла в переводе с иврита[1] указывает на такие качества как смелость, дерзость и сила. Это слово «эз» (עז), взятое отдельно, чаще означает козу, а не козла. Однако общее его значение – весь вид, включающий как самцов, так и самок. В тексте Торы, когда указывают именно на козла-самца, используется выражение «сеир изим» (שעיר עזים), что можно дословно перевести как «пушистый из коз». Очевидно, козлов ассоциировали с их шерстью. Также часто используется и просто слово «сеир», взятое отдельно.

Это слово «עז» как прилагательное имеет такие значения как «дерзкий», «смелый». Отсюда же происходит слово «оз» (עוז), означающее силу или мощь, а также широко известное имя Боаз (בועז), являющееся одновременно и названием одной из колонн Храма.

Однако очень быстро мы находим, что с древних времен в еврейской религии козел был символом греха и порока. Согласно законам Торы козлы являются чем-то вроде магнитов, притягивающих к себе все дурное, что есть в человеке, и от чего человек стремится избавиться. В первую очередь это выражается в том, что именно козла приносили в жертву, нацеленную на очищение грехов. Существовало несколько видов жертв: 1) всесожжение – как акт чистого дара Богу, направленного на установление связи с Ним; 2) Мирные жертвы – ради установления мира и благополучия; 3) Благодарственные и различные прочие жертвы. В большинстве случаев животным, возносимым на жертвенник, оказывались бараны или быки.

Козел приносился лишь в жертве, нацеленной на очищение грехов. Фактически, ее название переводится просто как «грех» (хатат, חטאת). Человек, зарезающий козла, словно перекладывал на него свою вину, а затем сжигал.

Впрочем, самым ярким примером того, как козел впитывал чужие грехи, является козел отпущения, на который перекладывались грехи всего народа в День Искупления (Йом Кипур). Этот козел отсылался в пустыню, куда он уносил с собой все переложенное на него зло. Параллельно с этим в тот же день приводили и другого козла, которого обычным образом приносили в жертву для очищения.

«И возьмет двух козлов, и поставит их пред Богом у входа шатра соборного. И положит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Бога, а жребий другой – для Азазеля. И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Бога, и принесет его в грехоочистительную жертву. Козел же, на которого вышел жребий – к Азазелю, пусть поставлен будет живым пред Богом, чтобы совершить через него искупление, для отправления его к Азазелю в пустыню… И, окончив очищение святилища и шатра соборного, и жертвенника, подведет он козла живого, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и признается над ним во всех беззакониях сынов Израиля и во всех преступлениях их, во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет с посланником в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в страну необитаемую; и да отправит он козла в пустыню» (Ваикра 16:7-22).

Само выражение «козел отпущения» стало одним из наиболее известных и распространенных среди всех, пришедших из Торы: обычно так называют человека, на которого перекладывают чужую вину. Это дополнительно закрепило в коллективном сознании символ козла как носителя вины или греха (необязательно своего).

Азазель – это ни кто иной, как демон пустыни, который принимал у себя отправленные к нему грехи. Среди мудрецов Израиля в древности бытовало мнение, что отсылка козла к Азазелю была чем-то наподобие взятки или подкупа, помогающего помешать демону свидетельствовать против еврейского народа на небесном суде. В «Главах раби Элиэзера» (гл. 46) Азазель фактически отождествляется с Самаэлем – главой демонического мира. В этом тексте обыгран диалог между Богом и Самаэлем, в котором последний жалуется, что ему не была дана власть над евреями. Когда же он получает свою «взятку» в виде козла отпущения с грехами, он сам начинается хвалить евреев перед Богом, говоря: «Есть у Тебя народ на земле, подобный ангелам небесным».

Здесь необходимо отметить, что имя Азазель (עזאזל) начинается с тех же букв, из которых состоит название коз \ козлов. По-видимому, этот демон и сам представлялся чем-то навроде большого козла, поскольку подобное притягивает к себе подобное. Это предположение вдвойне оправдано, так как демоны вообще имеют обыкновение принимать облик козлов, и в тексте Торы также неоднократно называются «козлами». Если это утверждение верно в отношении Азазеля, которого, как уже сказано выше, древний мидраш отождествляет с Самаэлем, становится неудивительно, что и самого Самаэля в магической традиции Запада всегда было принято представлять с козлиной головой.

Буквально в следующей главе Торы после законов о козле отпущения дается другой закон: все жертвы, которые были зарезаны в поле, должны быть принесены в храм и предложены Богу:

«Дабы приносили сыны Израиля жертвы свои, которые они режут в поле, и представляли Богу… и дабы не резали больше жертв своих козлам, которыми они увлекаются» (Ваикра 7:5-7).

Комментаторы, практически без каких-либо разногласий, утверждают, что под «козлами» здесь подразумеваются демоны. Из слова «больше» делают вывод, что прежде евреи и в самом деле приносили жертвы демонам. Рамбан считает, что происходило это, еще когда евреи пребывали в египетском рабстве. Он также объясняет причину того, почему демоны в Писании названы козлами: «Наиболее вероятно, из-за того, что сумасшедшие видят их в образе козлов» (комментарий к Ваикра 17:7).

В таком же смысле понимают «козлов» из описания, которое пророк Ишайя дает Вавилону после того, как Бог наведет на него захватчиков, и они разрушат его до основания:

«И будут лежать там звери пустыни, наполнятся дома их филинами, поселятся там страусы, и демоны (козлы) будут танцевать там» (Ишайя 13:21).

Козел в черной магии

Убедившись, таким образом, что демоны с древних времен являлись человеку в обличии козлов, мы уже не будем удивлены тем, что маги, желавшие вступить с ними в контакт, использовали те же образы в своей ритуальной практике. Подобно древним евреям, которые «увлекались козлами», они приносили жертвы и воскурения, чтобы привлечь демоническую силу на свою сторону.

Безусловно, средневековая европейская магия перенимает каббалистическую модель Вселенной. Во многом она является наследницей тех древних формул и символики, которые христианство в свое время заимствовало у иудаизма. Можно встретить немало талисманов и пентаклей, содержащих в себе символы козла. Как правило, в таком виде различные демонические существа являлись в духовном зрении тем, кто практиковал черное искусство.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чегоТалисман из гримуара “Черная Курица”

В гримуаре «Черная Курица» мы видим талисман с козлом, словно вылезающим откуда-то из-под земли – очевидный намек на проникновение демонов в наш мир из нижних духовных царств. Талисман окружен именами нескольких демонов на латинском.

Не менее известен и демон Люцифуг Рофокаль, представленный в «Великом Гримуаре». Его изображение помещено в заголовок этой статьи: там он выглядит танцующим козлом с чем-то вроде бубна и обруча на шее[2]. В этой же книге встречаются и другие образы Люцифуга – отчасти они выглядят человеческими, отчасти козлиными, но всегда имеют рога.

Впрочем, «люцифуг» является нарицательным именем, а не собственным. Это слово по смыслу противоположно «люциферу». Если Люцифер – это несущий свет, то Люцифуг – бегущий от света. Многих демонов можно назвать люцифугами: за этим термином скрывается не обычное вульгарное представление о том, будто бы демоны являются лишь ночью, а более глубокая каббалистическая истина – демоны сопротивляются возвращению в божественный мир. После разбиения сосудов в духовных мирах, описанного каббалистами, они создали собственный мир клипот, и теперь их реинтеграция в миры света во многом зависит от усилий человека, использующего для этого магические средства (подробнее эта тема освещена в статье «Гоэтия. Порядок и хаос»).

Элифас Леви, вероятно, был первым, кто связал морду козла с фигурой пентаграммы. Воздавая хвалу этому сильнейшему магическому знаку, он восклицает:

Наглядную демонстрацию этих утверждений можно увидеть уже в «Практической Магии» Папюса, который с юных лет был страстным последователем Элифаса Леви. В разделе о талисманах Папюс приводит два начертания, предназначенных для благоприятных и разрушительных операций соотвественно.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чего

Пентаграмма с фигурой человека внутри уже использовалась в «Оккультной Философии» Г. К. Агриппы (книга 2, гл. 27), где она была призвана отразить различные пропорции человеческого тела. Здесь же она окружена буквами י-ה-ש-ו-ה. В прочтении христианских каббалистов так пишется Йешуа, то есть имя Иисус на иврите[3]. В центральной же части помещены имена Адама и Евы по-латински.

Что касается перевернутой пентаграммы с козлиной головой, здесь в центре видны имена Самаэля и Лилит – главной пары демонов, стоящей на вершине иерархии клипот. Ранее уже давалась ссылка на «Главы раби Элиэзера», где Азазель отождествляется с Самаэлем. Эта древняя еврейская демонология, которую вобрала в себя Каббала, послужила и для составления данного талисмана, на котором Самаэль представлен мордой козла. На ободке вокруг пентаграммы изображены буквы ל-ו-י-ת-ן, образующие слово Левьятан (Левиафан).

Козерог и буква Аин

Как символ козел не обошел стороной и астрологию. Один из зодиакальных знаков – Козерог – в древности представлялся как козел с рыбьим хвостом. Такой образ происходит из греческих мифологических представлений, которые позже были заимствованы и арабами. Арабский астролог аль-Бируни в своей «Книге наставлений» относит к «четвероногим» знакам Овна, Тельца, Льва, заднюю половину Стрельца (Кентавр) и переднюю половину Козерога[4]. Все это также указывает на то, что греческие и ранние арабские астрологи отмечали в данном зодиакальном знаке, помимо основной земной стихии, также и некоторое наличие водной.

В еврейской же астрологии Козерог представлялся как козленок (גדי), без какого-либо рыбьего хвоста. Самая ранняя из дошедших до нас книг по Каббале – Сефер Ецира – ставит еврейские буквы в соответствие всем знакам Зодиака, а также планетам и стихиям. С Козерогом, таким образом, связана буква Аин. Само ее изображение напоминает поднятые кверху рога.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чегоБуква Аин в виде черепа с рогами – выражение ее дьявольской природы

За этой буквой в каббалистической традиции также закрепилось представление как о «злой» букве. Ее «злобность» легко понять по аналогии с уже рассмотренной пентаграммой, повернутой двумя лучами кверху. Как объясняют мастера оккультизма, такая форма указывает на то, что на вершине царит двойственность. Единое начало скрыто и подменено непреодолимым дуализмом враждующих принципов. Когда на вершине пребывает единство, можно рассчитывать на то, что оно примирит и объединит и все частные силы, находящиеся под его властью; если же дуализм проник на самый верх, это сулит разделение и конфликт также и для всех остальных сил.

Однако в буквальном переводе название буквы Аин означает вовсе не рога, а глаз. Уже в Талмуде она стала использоваться как намек на «дурной глаз», то есть наведение сглаза и порчи. Известно высказывание одного из мудрецов Талмуда (Бава Меция 107 б): «Девяноста девять умирают от дурного глаза, и лишь один – от земных причин». В книге Зоар (Берешит 2 б) рассказывается, как все буквы одна за другой приходили к Всевышнему, и каждая просила, чтобы именно ею Он сотворил мир. Творец отверг все буквы, кроме Бет. Каждую из них Он выслушивал, а затем отвечал, почему не станет принимать ее для создания мира. Однако букву Аин Бог даже слушать не стал – Он сразу прогнал ее, заявив, что с нее начинается слово «грех» (עון). После всего, что мы изучили ранее, такой вывод представляется совершенно логичным. Аин – это Козерог, знак козла, который как раз и несет на себе все грехи и сам, в некотором смысле, становится всемирным владыкой греха.

На самом деле не только слово «грех» начинается с этой буквы, но и слово «козел» (עז), которое уже обсуждалось в начале статьи, а также имя Азазеля. Все эти наблюдения четко выстраиваются в единую смысловую линию.

То, что именно Козерог как один из двенадцати секторов эклиптики, стал воплощением этой «дьявольской» силы, не является случайным совпадением. Качества каждого знака Зодиака определяется в астрологии тем, к какой стихии он принадлежит, а также планетами, которые имеют в нем обитель или экзальтацию. Если рассмотреть Козерога с этой точки зрения, причина его характеристики быстро прояснится. Будучи знаком земной стихии, Козерог служит обителью для Сатурна и местом экзальтации для Марса. Две эти планеты являются «злыми» в классической астрологии. Средневековые астрологи называли их Вредителями, противопоставляя Благодетелям – Юпитеру и Венере. Тот факт, что сразу обе планеты-вредителя получают усиление от своего пребывания в Козероге, тем самым раскрывая некое родство своих энергий с этим знаком, красноречиво свидетельствует и о природе самого Козерога. На всем зодиакальном круге нет другого такого знака, который «приютил» бы у себя обе эти вредоносные планеты.

Акран Дьявол в колоде Таро

В английской системе Таро букве Аин и знаку Козерога соответствует старший аркан «Дьявол». После всего, что было показано ранее, это соответствие можно считать лишь подтверждением очевидного. В различных колодах Дьявол изображается по-разному в зависимости от того, что хотят подчеркнуть. В наиболее известной и популярной колоде А. Уэйта, вслед за более ранним Марсельским Таро, Дьявол изображен фигурой козла на троне, к которому цепями или веревками привязаны мужчина и женщина – Адам и Ева после грехопадения. Здесь Дьявол показан как поработитель, лишающий свободы; проявлена сатурнианская составляющая из общей энергии Козерога – идея ограничения, фатализма, давлеющего рока.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чегоАркан Дьявол в Таро Уэйта

Между рогов Дьявола в колоде Уэйта изображена перевернутая пентаграмма – та самая, о которой мы читали у Элифаса Леви и Папюса. Во всех случаях Дьявола в Таро обычно изображают с крыльями, намекающими на то, что это падший ангел, который некогда был сотворен для жизни небесной.

Марсианский аспект Козерога лучше отражен в «Еврейском Таро», где на этой карте нарисована сцена борьбы Яакова с Самаэлем. Согласно комментаторам, то существо, поединок с которым описан в Торе (Берешит 32), как раз и был Самаэлем – ангелом, покровительствующим его брату Эсаву[5]. Здесь уже нет сатурнианской идеи ограничения и лишения свободы, но возникает намек на энергию борьбы, свойственную Марсу, которая также присутствует в Козероге.

Каббалисты традиционно связывают Марс с пятой сфирой на древе жизни – Гвура. Ее название указывает на силу и мужество. Именно здесь мы находим подтверждение того, с чего начали этот анализ: в иврите слово «козел» (עז) в своем первоначальном смысле означает дерзость, смелость и силу. Также и пентаграмма, как фигура с пятью углами, принадлежит пятой сфире. Быть может, здесь и следует искать глубокий божественный смысл, скрывающийся за этой мрачной фигурой.

Черный козел символ чего. Смотреть фото Черный козел символ чего. Смотреть картинку Черный козел символ чего. Картинка про Черный козел символ чего. Фото Черный козел символ чегоАркан Дьявол в Еврейском Таро

Именно эта смелость и дерзость привела демонов к их падению. Желая бесконечной свободы, они оказались причиной ограничений и рабства. Но это пламя свободы не угасло: оно по прежнему горит в виде факела Прометея, изображенного в руке Дьявола в Таро. Этот бунтарский дух не позволяет человеку уснуть, он словно толкает всю природу, заставляя ее двигаться. Пока этот всемирный Козел – изображенный пророком танцующим на руинах Вавилона, а в древних мистериях показанный танцующим на природе богом Паном – продолжает свой танец, человек будет и дальше стремиться, искать, бороться. Присутствие зла не оставляет места для покоя, однако зло – лишь неправильная форма, за которой скрывается желание к жизни. В итоге эти поиски и стремления, обусловленные остающейся в душе человека тьмой, неизбежно приводят его к раскрытию света. Тогда, как говорили учителя Талмуда, «ангел смерти превратится в святого ангела».

Примечания

[1] Согласно традиции, Адам использовал язык, который впоследствии стал известен как еврейский (иврит). Буквами и словами этого языка Бог творил мир, а человек стал продолжателем этого творческого процесса.

[2] Быть может, танцующим он показан вслед за «танцующими демонами» на руинах Вавилона, которых упоминает пророк Ишайя, процитированный нами ранее.

[3] На самом деле Йешуа должно писаться иначе: יהשוע или ישוע. Каббалисты, разработавшие написание, которое представлено на пентаграмме у Папюса, исходили из того, что в имени Иисуса должно присутстсовать имя Бога (י-ה-ו-ה), а буква Шин, вставленная посередине его, символизирует Святой Дух.

[4] Это странно, поскольку если даже и в самом деле разделить Козерога на половины, то в его передней половине останутся лишь две ноги, а не четыре. В случае со Стрельцом такой проблемы нет, так как у кентавра «передняя половина» представлена человеческим торсом с руками, а «задняя» – лошадиным телом, у которого есть четыре ноги.

[5] Самого Эсава прозвали словом «Сеир» из-за того, что у него был волосатое тело. Это же слово, как мы видели ранее, используется в Торе как название козла-самца. Таким образом, козел стал символом Эсава и произошедшего от него народа. Земля, на которой жили потомки Эсава, также стала называться «страной Сеир» (страной Козла). В этой связи логично было изобразить и ангела-покровителя Эсава в виде крылатого козла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *