Червонец басня о чем

Червонец басня о чем

Осенью 1811 года Иван Андреевич Крылов написал басню «Червонец». Министр народного просвещения граф А.К. Разумовский обращался к содержанию этой басни, высказывая свои суждения о вредном влиянии на русскую молодежь иностранного воспитания и чуждого веяния.

Каждый народ имеет свой исторический путь, живет в особых географических условиях, духовно воспитан определенной религиозной традицией, которая формирует в нем соответственную нравственность и культуру. Для Руси и для России, расположенных в Восточной Европе и Азии, для русских людей духовной матерью на протяжении более тысячелетия была Русская Православная Церковь. Православие способствовало сплочению русского народа, выделению его из семьи славянских народов. Благодаря духовным и нравственным качествам, воспитанным Русской Православной Церковью, русский народ смог объединить и сплотить более двухсот народов и народностей на пространствах России. При этом следует отметить: ни один народ не утратил своей самобытности и не подвергся истреблению (в отличие от коренных народов американского континента). Духовное сплочение и нравственная чистота помогали на протяжении тысячелетия отражать все внешние агрессии и погашать внутренние смуты.

В жестокий ХХ век с демонической злобой началось истребление Православия в России, прикрытое наукообразной атеистической фразеологией, принесенной с Запада. Все это предвидел Иван Андреевич Крылов более чем за сто лет. В день его памяти о его предвидении сказал Преосвященный Макарий, митрополит Московский, говоря о Крылове как о «русском мудреце»: «Братья соотечественники! Русский мудрец завещал нам безграничную любовь ко всему отечественному, к нашему родному слову, к нашей родной старине и ко всем началам нашей народной жизни. Развивайте ваши молодые силы и способности, воспитывайте и укрепляйте их во всем прекрасном, обогащайте себя разнородными познаниями, откуда бы они ни приходили, старайтесь усвоить себе все плоды общеевропейского образования. Помните, чтобы все это добро, вами приобретенное, принести в жертву вашей родной матери – России».

В системе образования, как и в здравоохранении, очень важно соблюдать принцип «не навреди». О таком предупреждении не навредить через образование повествует басня «Червонец».

Червонец

Полезно ль просвещенье?
Полезно, слова нет о том.
Но просвещением зовем
Мы часто роскоши прельщенье
И даже нравов развращенье:
Так надобно гораздо разбирать,
Как станешь грубости кору с людей сдирать,
Чтоб с ней и добрых свойств
у них не растерять,
Чтоб не ослабить дух их,
не испортить нравы,
Не разлучить их с простотой
И, давши только блеск пустой,
Бесславья не навлечь им вместо славы.
Об этой истине святой
Преважных бы речей на целу книгу стало;
Да важно говорить не всякому пристало:
Так с шуткой пополам
Я басней доказать ее намерен вам.

Мужик, простак, каких везде немало,
Нашел Червонец на земли.
Червонец был запачкан и в пыли;
Однако ж пятаков пригоршни трои
Червонца на обмен крестьянину дают.
«Постой же»,
думает мужик: «дадут мне вдвое;
Придумал кой-что я такое,
Что у меня его с руками оторвут».
Тут, взяв песку, дресвы и мелу,
И натолокши кирпича,
Мужик мой приступает к делу.
И со всего плеча
Червонец о кирпич он точит,
Дресвой дерет,
Песком и мелом трет;
Ну, словом, так, как жар,
его поставить хочет.
И подлинно, как жар, Червонец заиграл:
Да только стало
В нем весу мало,
И цену прежнюю Червонец потерял.

Конечно, полезно просвещение, но мы должны помнить о предостережении, чтобы оно не порождало в нас гордыню, дух противления Правде и Истине. Гордыня – это дух противления Богу, дьявольский дух. Попадая под влияние лукавого, человек встает на путь развращения нравов. Ослабляя веру, разрушая подлинную духовность, гордыня разрушает в человеке и нравственность. Гордыня ослепляет и разлучает человека с простотой, «давши только блеск пустой». «Об этой истине святой» многократно говорит Иван Андреевич Крылов в своих баснях. Так в басне «Бочка» он предостерегает:

Ученьем вредным с юных дней
Нам стоит раз лишь напитаться,
А там, во всех поступках и делах,
Каким ни будь ты на словах,
А все им будешь отзываться.

В этих словах звучит предостережение не только учащейся молодежи, но и тем, кто учит их. Это обращение к педагогам. Педагог – детоводитель, он должен по жизни привести ученика к Добру, к Правде и Истине.

При этом сам должен укрепляться в любви к Богу и ближнему, удаляя всякий греховный эгоизм, гордость, лицемерие и фальшь.

Наш народ в трудные годы испытания всегда вставал на защиту своей Родины с девизом «За Веру, Народ и Отечество!». Эта триада – залог сохранения России. Из века в век враги нашей Родины пытались и пытаются разрушить православную веру, внести разделения в народ и разорить наше Отечество. Из истории мы видим, что эти попытки велись и ведутся агрессивными военными методами, лукавыми политическими кампаниями, экономическими санкциями и, конечно, воздействием на умы нашей молодежи. По всем фронтам идет видимая и невидимая брань дьявола с Богом на этой земле. Завершим размышления словами из басни «Безбожники»:

Плоды неверия ужасны таковы;
И ведайте, народы, вы,
Что мнимых мудрецов кощунства
толки смелы,
Чем против Божества вооружают вас,
Погибельный ваш приближают час.

Очень бы хотелось, чтобы это назидание Ивана Андреевича Крылова было осознано нашей педагогической общественностью.

Источник

Червонец (Крылов И.А.)

Басня «Червонец» [ 1 ] (1811 г.) русского баснописца Крылова Ивана Андреевича (1769 – 1844).

Полезно ль просвещенье?

Полезно, слова нет о том.

Но просвещением зовем

Мы часто роскоши прельщенье

И даже нравов развращенье;

Так надобно гораздо разбирать,

Как станешь грубости кору с людей сдирать,

Чтоб с ней и добрых свойств у них не растерять,

Чтоб не ослабить дух их, не испортить нравы,

Не разлучить их с простотой

И, давши только блеск пустой,

Бесславья не навлечь им вместо славы.

Об этой истине святой

Преважных бы речей на целу книгу стало;

Да важно говорить не всякому пристало:

Так с шуткой пополам

Я басней доказать ее намерен вам.

Мужик, простак, каких везде немало,

Нашел червонец на земли.

Червонец был запачкан и в пыли;

Однако ж пятаков пригоршни трои

Червонца на обмен крестьянину дают.

Придумал кой-что я такое,

Что у меня его с руками оторвут».

Тут, взяв песку, дресвы и мелу

И натолокши кирпича,

Мужик мой приступает к делу.

Червонец о кирпич он точит,

Песком и мелом трет;

Ну, словом, так, как жар, его поставить хочет,

И подлинно, как жар, Червонец заиграл:

И цену прежнюю Червонец потерял.

Крылатые фразы из басни:

Примечания

↑ 1) Появление этой басни, вероятно, связано с теми мероприятиями по реформе образования, которые направлены были против иностранных пансионов и воспитателей (см. В. Кеневич «Примечания», стр. 103).

Впервые напечатана: в «Чтении в Беседе любителей русского слова», 1812 г., кн. V, стр. 55—56; написана не позднее середины ноября 1811 г. (ценз. разр. 17 ноября 1811 г.).

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1945—1946 (Том 3).

↑ 2) — легко рассыпающийся речной камень, употребляемый для полировки металлов.

Источник

Басня Червонец

Полезно ль просвещенье?
Полезно, слова нет о том.
Но просвещением зовём
Мы часто роскоши прельщенье
И даже нравов развращенье;
Так надобно гораздо разбирать,
Как станешь грубости кору с людей сдирать,
Чтоб с ней и добрых свойств у них не растерять,
Чтоб не ослабить дух их, не испортить нравы,
Не разлучить их с простотой
И, давши только блеск пустой,
Бесславья не навлечь им вместо славы.
Об этой истине святой
Преважных бы речей на целу книгу стало;
Да важно говорить не всякому пристало:
Так с шуткой пополам
Я басней доказать её намерен вам.

Мужик, простак, каких везде немало,
Нашёл червонец на земли.
Червонец был запачкан и в пыли;
Однако ж пятаков пригоршни трои
Червонца на обмен крестьянину дают.
«Постой же, – думает мужик, – дадут мне вдвое;
Придумал кой-что я такое,
Что у меня его с руками оторвут».
Тут, взяв песку, дресвы и мелу
И натолокши кирпича,
Мужик мой приступает к делу.
И со всего плеча
Червонец о кирпич он точит,
Дресвой* дерёт,
Песком и мелом трёт;
Ну, словом, так, как жар, его поставить хочет,
И подлинно, как жар, Червонец заиграл:
Да только стало
В нём весу мало,
И цену прежнюю Червонец потерял. *

Напечатана басня в 1811 году.

* Дресва – крупный песок, гравий.

* В басне развиваются мысли, в сущности, близкие к руссоистским, которые неоднократно варьировались и в русской просветительской литературе; ср., например, реплику Стародума в «Недоросле» Фонвизина: «Я боюсь вас, нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них всё то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель».

Источник

Мораль басни «Червонец» Крылова, анализ, суть, смысл

Червонец басня о чем. Смотреть фото Червонец басня о чем. Смотреть картинку Червонец басня о чем. Картинка про Червонец басня о чем. Фото Червонец басня о чем
Портрет И. А. Крылова.
Художник И. Е. Эггинк

Басня «Червонец» Крылова была впервые опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова» в 1812 г. (кн. V). Дата написания басни неизвестна

В этой статье представлены материалы о морали басни «Червонец» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Червонец» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Червонец» заключается в том, что, пытаясь улучшить какую-то вещь, важно не навредить и не испортить ее до такой степени, когда она может потерять свою ценность.

В частности Крылов имел в виду моду на иностранных преподавателей среди русского дворянства. Баснописец считал, что заграничные наставники нередко лишь развращали нравы молодых людей вместо того, чтобы развивать их лучшие качества, прививать им любовь к родной культуре, языку и т.д.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:

«В отечестве нашем давно простерло корни свои воспитание, иноземцами сообщаемое. Все почти пансионы в империи содержатся иностранцами, которые редко бывают с качествами, для звания сего потребными. Не зная нашего языка и гнушаясь оным, не имея привязанности к стране, для них чуждой, они юным россиянам внушают презрение к языку нашему и охлаждают сердца их ко всему домашнему, и в недрах России из Россиян образуют иностранца.»

«Говоря о воспитании, Крылов настойчиво советует, чтобы родители самым тщательным образом оберегали детей от дурных влияний. Баснями «Кукушка и Горлинка», «Крестьянин и Змея» Крылова ответил на увлечение современного ему общества всем иноземным и на обычай поручать воспитание детей иностранцам. Баснописец требует, чтобы подрастающее поколение воспитывалось в связи с преданиями и верованиями родной страны; он предупреждает, что родителям не будет утешения от детей, если воспитание из всецело вверено «наемничьим рукам». Крылов ценит просвещение, но советует и к нему относиться с большою осторожностью. («Червонец»).» (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре. «, Тифлис, 1895 г.)

«О вреде ложного просвещения говорит. басня Крылова. «Червонец».» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

«Воспитание, которое есть основа общественного благосостояния, богатства и славы целого государства, чаще всего занимало нашего баснописца, хорошо сознававшего, что если детям преподано хорошее и добродетельное воспитание, то эти дети впоследствии сделаются примерными гражданами своей страны. Но не то было у нас при жизни Крылова.

Но кроме того, что воспитатели-французы учили юношество любить только чужое, они, стараясь дать только наружное воспитание, заглушали добрые свойства души. Уча своих учеников изящным манерам, держаться развязно в обществе, они не только не развивали добродетельных сторон, но, напротив, они укореняли в своих воспитанниках некоторые пороки, как например, расточительность, праздность, презрение к труду и проч. Против всего этого Крылов восставал еще тогда, когда издавал свой журнал; теперь же он по этому поводу написал басню: «Червонец».

Подобно тому, как мужик вместе с пылью, мелом и кирпичом стер с червонца и много золота, так что червонец потерял даже свою цену, так поступали многие воспитатели со своими учениками, как сказано, давая внешнее воспитание, часто стирали хорошие качества души.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Источник

Басня «Червонец»

Червонец басня о чем. Смотреть фото Червонец басня о чем. Смотреть картинку Червонец басня о чем. Картинка про Червонец басня о чем. Фото Червонец басня о чемПолезно ль просвещенье?
Полезно, слова нет о том.
Но про­све­ще­нием зовем
Мы часто рос­коши пре­льще­нье [1]
И даже нра­вов развращенье:
Так надобно гораздо разбирать,
Как ста­нешь гру­бо­сти кору с людей сдирать,
Чтоб с ней и доб­рых свойств у них не растерять,
Чтоб не осла­бить дух их, не испор­тить нравы,
Не раз­лу­чить их с простотой
И, давши только блеск пустой,
Бес­сла­вья не навлечь им вме­сто славы.
Об этой истине святой
Пре­важ­ных бы речей на целу книгу стало;
Да важно гово­рить не вся­кому пристало:
Так с шут­кой пополам
Я бас­ней дока­зать ее наме­рен вам.

Мужик, про­стак, каких везде немало,
Нашел Чер­во­нец [2] на земли.
Чер­во­нец был запач­кан и в пыли;
Однако ж пята­ков при­горшни трои
Чер­вонца на обмен кре­стья­нину дают.
«Постой же», думает мужик: «дадут мне вдвое;
При­ду­мал кой-что я такое,
Что у меня его с руками оторвут».
Тут, взяв песку, дре­свы [3] и мелу,
И нато­локши кирпича,
Мужик мой при­сту­пает к делу.
И со всего плеча
Чер­во­нец о кир­пич он точит,
Дре­свой дерет,
Пес­ком и мелом трет;
Ну, сло­вом, так, как жар, его поста­вить хочет.
И под­линно, как жар, Чер­во­нец заиграл:
Да только стало
В нем весу мало,
И цену преж­нюю Чер­во­нец потерял.

При­ме­ча­ния
[1] Прельще́ние – дей­ствие по гл. прельсти́ть – воз­бу­дить страсть, вле­че­ние, оча­ро­вать (устар.).
[2] Черво́нец – денеж­ная еди­ница в Рос­сий­ской импе­рии и СССР. Назва­ние про­ис­хо­дит от сло­во­со­че­та­ния «чер­вон­ное золото» – наиме­но­ва­ния высо­ко­проб­ного вида золота. Чер­вон­цами в оби­ходе оши­бочно, начи­ная с начала XX века, тра­ди­ци­онно назы­вают банк­ноты номи­на­лом в десять еди­ниц, но в раз­ное время ему соот­вет­ство­вал раз­лич­ный экви­ва­лент в рублях.
[3] Дре­сва́ – легко рас­сы­па­ю­щийся реч­ной камень, упо­треб­ля­е­мый для поли­ровки металлов.

Время напи­са­ния: не позд­нее сере­дины ноября 1811 г.
Пер­вая пуб­ли­ка­ция: 1812 г.

Источ­ник: И.А. Кры­лов. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний в 3‑х томах. Т. 3: Басни, сти­хо­тво­ре­ния, письма и дело­вые бумаги. Книга пер­вая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. лите­ра­туры. 1946

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *