Четки с черепом что означают
Даже спокойный человек иной раз вздрогнет при взгляде на нечто с пустыми глазницами и зловещим оскалом. Тем более шокирующей может показаться мысль использовать изображение черепа в качестве изящного кулона или кокетливой броши. Однако находится немало желающих примерить подобное.
Здесь дело не только в желании выделиться из толпы и продемонстрировать свою оригинальность. К такому выбору всегда подталкивают явные или скрытые ассоциации. Череп – один из древних символов, и притом весьма неоднозначных. С течением времени его смысл неоднократно менялся, однако общие тенденции часто оставались прежними.
Бренность земного и путь к просветлению
Чаще всего череп воспринимается как олицетворение смерти, что вполне логично. Его изображение с древности призвано было служить напоминанием о конечности пребывания на земле. Кроме того, созерцание зловещего символа должно было помочь преодолеть страх смерти. Для воинов это было очень актуально.
Но конечен не только человек – рано или поздно к финалу подойдёт существование всей цивилизации. Поэтому популярность изделий в виде черепа нередко становилась своеобразным отражением эсхатологических настроений. Ожидающие конца света видели в мёртвом оскале символ приближения конца земной истории. Подобные настроения и в наши дни имеют место.
Череп выступал и как знак отречения от земных радостей в целях достижения просветления. Так он воспринимался индийскими йогами. У тибетских монахов бытовали чётки, где каждая из бусин выглядела как миниатюрный череп. Окостеневшая голова была атрибутом грозных божеств, которые одновременно воспринимались и как защитники.
Жизненная энергия и защита от зла
Череп нередко был жизнеутверждающим символом и наделялся таинственными свойствами приносить здоровье и богатство. Здесь присутствует определённая логика. Кости головы являются наиболее прочными и сохраняются очень долго – даже когда остальной скелет рассыпается прахом. Поэтому череп воспринимался как вместилище энергии.
Кельты считали, что изображение черепа способно придать необходимые силы в нужный момент. Похожие поверья были и у американских индейцев. В китайской традиции череп был местом средоточения энергии ян. Поэтому даосских бессмертных изображали с головой огромного размера – это служило знаком безграничных жизненных сил.
Для кого-то элегантный череп на цепочке станет амулетом, защищающим от происков тёмных существ, враждебных человеку. Такое назначение данного атрибута является очень древним. Не оставляют без внимания череп и желающие примерить на себя образ тибетского монаха или даосского отшельника – здесь налицо связь с этническим направлением в моде.
Дизайнеры украшений не оставляют без внимания стремление жителей XXI века к экстравагантности. Появляются ювелирные цепочки, где каждое звено – маленький череп. Он нередко изображён достаточно стилизованно, поэтому приходится приглядеться, чтобы увидеть его очертания.
Перстни, цепи, браслеты из недрагоценных металлов – настоящая находка для любителей всего одиозного. Жаждущие романтики усмотрят параллель с пиратской символикой, особенно с легендарным «Весёлым Роджером», без которого не обходятся морские приключения.
Каждый волен решать, надевать такие украшения или нет. Однозначно не стоит носить их с деловым костюмом в официальной обстановке. В других случаях следует взвесить ряд аспектов, прежде всего отношение окружающих людей. Не все воспринимают подобную символику как положительную, а чужие чувства и взгляды необходимо уважать.
ШКОЛА ШАКТИ
Школа Ашрам Каула Тантра Йоги
Четки
Джапа-Мала или Чётки
«Садхака украшенный [малой с] человеческими черепами является самим деватой».
Мала (чётки) являются неотъемлемой частью садханы, их используют для подсчета мантр, во время самостоятельной джапа медитации, на муртии или изображении деваты и также янтры.
Чётки также играют роль опознавательного знака для посвящённых, указывая на принадлежность к определённой ачаре и бхаве, а также тип духовной практики хозяина чёток.
«Четки из великой раковины (т.е. из человеческой кости), дающие исполнение всех желаний, используются [только] героями (Вира-бхава), в местах [пребывания] героев, о Прекраснотелая! [Никто другой] не должен их использовать, они порождают беспокойства. Поэтому лучшими садхаками для джапы используются четки из горного хрусталя.» /II.152-153/ Свачханда тантра
Чётки практикующих тантра-садхану изготавливаются с красной нитью и кистью, и зачастую выглядят в форме черепа. И это не случайно, ведь череп это символ смерти, и чем больше человек медитирует о смерти и принимает её, тем более плодотворной становится его жизнь и садхана. Через такую практику по-другому воспринимается жизнь и истинные ценности – служение другим, любовь, радость каждого мгновения. Мала из кости в виде черепов, является постоянным напоминанием о смерти. Только тот кто не боится смерти, способен стать бессмертным, но и не стремится собственно к бессмертию, может достичь Высшего Освобождения.
Начинающим же садхакам, хорошо подойдут чётки из рудракши или горного хрусталя.
Джапа медитацию необходимо начинать с очищения себя, внешне и внутренне, причём без очищения пранаямой, а только лишь физически, тело не считается очищенным и готовым к практике, ну и конечно также необходимо сделать обычные ньясы.
«Мала (чётки) из тридцати частей даруют богатство;
из двадцати семи – здоровье;
из двадцати четырех – освобождение;
из пятнадцати – силу подчинять;
а из пятидесяти – все совершенства».
Почтив чётки и троекратно посвятив им тарпану с вином из шри-патры и с мула-мантрой, следует, полностью обуздав свой ум, делать джапу.
Перед использованием малы, её следует очистить освящением.
Мантры для освящения чёток даёт непосредственно Гуру, но мы приведём основные:
Раковины: Om Hrim Hrim Om Muktamalini Shrim Shrim Svaha.
Жемчуг: Om Hrim Hrim Om Muktamalini Shrim Shrim Svaha.
Горный хрусталь: Om Ah Hram Hram Arkamale Hram Svaha.
Рудракши : Om Ah Shrim Hrim Rum Rudrakshamalini Shuddha Bhava Svaha.
Туласи: Om Shrim Om Strim Tulasi Vaishnavi Vaushad Svaha.
Рубин: Om Trom Dhum Manimale Manohare Svaha.
Семена лотоса: Om Prim Om Padma Akshamalini Hsauh Svaha.
Кость: Hrim Shrim Klim Hram Sauh Dantamale Mundamale Prim Strim Hsauh Svaha.
После очищения чёток с соответствующей мантрой, приступают к джапе используя свою ишта-мантру, данную во время дикши. Если у вас нет посвящения-дикши и соответственно нет ишта-мантры, то читать любую понравившуюся мантру не стоит, это может быть не только бесполезно, но и опасно.
«Те, которые не будучи посвящены, совершают пуджу, джапу и обряд — шудра [и он] отправится в ад, брахман последует низшим путем.
Не будет удачи для них, подобных непророщенному семени. Без Деви дикши, нет сиддхи, нет истинного пути. Поэтому со всем старанием, следует быть посвящённым учителем. Необходимо исследовать [мантру посредством] чакры. Непосвященный после смерти отправится в ад Раурава, поэтому следует всегда старательно выполнять дикшу [согласно] тантрам. /III.13-16/ Рудраямала тантра
Поэтому адикшита (непосвящённым) садхакам во время джапы следует читать
пятислоговую мантру (паньчакшара) «Намах Шивайя», посвящения в которую нет необходимости.
Паньчакшара-мантра бывает шести видов: стхула-паньчакшара (Намах Шивайя), сукшма-паньчакшара (Ши-вайя намах), карана-паньчакшара (Шивайя-Шива), маха-карана-паньчакшара (Шивайя), махаману-, или мукти-паньчакшара (Ши).
Можно совершать джапу с любой мантрой из этих шести видов.
Сидеть следует в падма-сане или сукхасане, лицом на восток или север, в тихом месте или комнате. Повторяйте паньчакшару и медитируйте на образ Господа Шивы. Удерживайте сознание на образе янтры в сердце или в промежутке между бровями.
При выполнении джапы большой палец способствует достижению освобождения;
указательный – уничтожению врагов;
средний – обретению богатства;
безымянный – приносит успех в умиротворяющих ритуалах;
мизинец – в сдерживающих ритуалах и все пальцы – подчиняющих ритуалах.
При тантрической Джапа медитации используют только правую руку. Важно правильное положение пальцев. Держать малу следует между большим и средним пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони», указательный палец и мизинец оттопырены и держаться ровно. Большой палец собирает бусины внутрь, так как другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до главной бусины «Меру» или «головы мала», направление меняют, чтобы не потерять собранную энергию.
В основном мантры читают на уровне сердца. Но если мантры используют для умножения силы, ума и богатства, то тогда чётки перебирают на уровне пупка.
Часто малу держат у сердца потому, что во время чтения мантр бусины пропускаются между пальцами в резонанс с ударами сердца. Так производится звук, который постепенно усиливается и развивается сила мантры внутри самого себя.
При чтении мантры после каждого раза передвигают одну бусину в сторону тела, и тогда энергия направляется прямо в область сердца. В обратном направлении, то есть от тела наружу, бусины перемещают в тех случаях, когда нужно остановить внешние негативные энергии и воспрепятствовать их проникновению.
Завершается джапа в обычным тантрическим методом, с размещением дыхания в сердце. При использовании чёток и для приобретения плода джапы следует также использовать антар тратаку концентрируясь на главном аспекте янтры. Циклы повторения мантры должны быть 27:54:108 и более, в соответствии с волей или рекомендацией Гуру.
Джапа-мала это Божественная суть, и к ним следует относится как к Богу, и в них энергия Бога и того кто практикует джапу, поэтому чётки следует держать на безопасном расстоянии от других людей, когда ними не используются.
В основном малу носят на шее, не давая остыть без человеческого тепла и тем самым всегда памятуя о садхане, также возможно для хранения малы использовать специальный мешочек.
Мала никогда не должна касаться земли. Если это произойдет, чётки должены быть переосвящены. Тоже самое касается таких моментов когда рвётся нить или разрушается бусина.
Практикуя джапа медитацию регулярно, ваше сердце очистится. Все самскары и грехи будут сожжены полностью. Вы достигнете шива-йога-ништхи, или нирвикальпа-самадхи. Вы обретете прославленную Шивападу, или Шивагати и станете едины с Шивой и Шакти. И насладитесь вечным блаженством ананды и станете бессмертны.
Символ: Череп
Как и кем используется символика черепа
Сегодня и в обозримом прошлом эта символика объединяет, пожалуй, самые непохожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо. и многие другие группы используют череп в своей символике.
В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами. У байкеров и военных череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности.
Ну и конечно же, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности. Например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока.
Символический смысл
Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ смерти и бессмертия, является поводом для различных трактовок и философствований на эти темы.
Череп это символ смерти и символ противостояния ей. Устойчивость костных тканей к разложению и тлению ещё в самых древних культурах символизировала жизненную силу.
При этом череп всегда рассматривался как вместилище души. Считается, что душа продолжает жить в пределах черепа после смерти человека. Если вы владеете черепом другого, то вас уже двое, поэтому череп может принести обладателю победу в экстремальных столкновениях.
Культ черепа
Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем души. Голову убитого врага не хоронили вместе с телом, а ставили на почетное место в жилище, объясняя это тем, что отныне она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого.
Череп поверженного красили в яркие цвета, чтобы он не чувствовал себя «обиженным». У кельтов Череп почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство.
Человеческая голова использовалась во многих предсказательных ритуалах. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. Убеждение в том, что череп обладает силой умершего человека отражено в многочисленных мифических историях.
В среде майя практиковался так называемый «культ черепов»: отделенная от тела голова очищалась, а в черепе сверлилось отверстие для ношения в качестве кулона. В воинских обрядах кельтов, скифов и гуннов культу человеческого черепа отводилось центральное место. Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но они служили в качестве украшения жилищ. Число подвешенных черепов на поясе кельтского или гуннского воина было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя.
По мнению кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья.
Кельтские всадники шли в бой, прикрепив головы на копья и упряжь лошадей. Когда вождь кельтов убивал предводителя вражеского войска, он отрезал ему голову и преподносил ее храму. Смертельно раненному товарищу также отрубали голову, чтобы она не попала в руки врага.
В христианстве
В христианской иконографии при изображении святых и апостолов череп используется для обозначения отшельников. Изображение с черепом свидетельствует об их размышлениях о смерти.
Символическое значение черепа с костями в православии — это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости — адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.
По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. Его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество — даруя возможность спасения.
Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.
В живописи
В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»).
Рядом с черепом часто изображали еду. «Спешите творить добро, — говорят нам авторы таких натюрмортов, — ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, не долгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь.
В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.
Пираты
Корабли и флот появились в первую очередь для военных целей, поэтому была разработана система цветов флагов. Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции, желтый — символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия.
Общеизвестное название пиратского флага — «Весёлый Роджер». Многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце.
Элемент военной формы
Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях в эпоху романтизма, в XVIII веке. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее.
Стоит упомянуть и об употреблении символики смерти частями красноармейцев и анархистскими отрядами Нестора Махно. В этом случае искажено подлинное значение черепа в воинской традиции. Череп используется для устрашения разрушения и смерти. На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».
Германская армия — «Тотенкопф»
Впервые Череп как атрибут военной формы использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.
В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (tоtеnkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных рот и танковых батальонов. «Тотенкопф» была личной эмблемой летчика-аса германских люфтваффе Георга фон Хантельмана.
После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе добровольческих корпусов Веймарской Германии, сражавшихся против немецких большевиков, что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. Символика смерти появилась также на машинах и касках членов «черного рейхсвера».
Русская армия — «Адамова голова»
В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями.
В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами. Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в.
В мае 1917 года, проходивший съезд солдатских депутатов фронта принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей». «Батальоны смерти» были призванны своим примером воодушевить остальные войска и тем самым удержать фронт от распада.
Первоначально добровольческие формирования не имели единой формы. Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» — изображение черепа со скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии.
Зачем нужны четки?
Зачем нужны четки?
Четки в христианстве и в других религиях
Очень часто в храм приходят люди с просьбой благословить им чтение молитв по четкам: «Вот, купил четки, теперь хочу попытаться по ним молиться». «Очень хорошее дело, – говорю я, – но покажите ваши четки».
И очень часто мне показывают буддистские или мусульманские четки. Когда говорю об этом людям, те недоумевают: «А что, они тоже молятся по четкам. »
Молятся или нет, не знаю, но четки есть действительно практически во всех религиозных традициях. Четки помогают отмерить количество положенных молитв, а также, при непрестанной молитве, удержать внимание и не заснуть.
Мысль сделать об этом очерк в блоге пришла мне в голову во время посещения выставки «Духовные традиции мира», которая проходила в Музее истории религии в Санкт-Петербурге. Здесь же я сделал фотографии буддистских, мусульманских и лютеранских четок. Оттуда же таблички с пояснениями. Остальные фотографии – из моего фотоархива.
Думаю, что познакомиться с практикой молитвы по четкам, принятой в разных религиях и разных христианских конфессиях, будет и интересно, и полезно. Уж во всяком случае, теперь, покупая четки, не ошибетесь и купите те, которые вам нужны
Вот так выглядят мусульманские четки.
А вот объяснение, зачем они нужны и как по ним мусульмане молятся.
Буддистские четки. Ниже я помещаю табличку из музея.
А это католические четки, или, как их еще иногда называют: Розарий. Этим же словом, означающим в переводе с латинского «венок из роз», называется и молитва, читаемая по этим четкам.
Смысл Розария в том, что человек 150 раз читает молитву Богородице: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария. После каждого десятка католик размышляет о каком-то событии из жизни Богоматери. Таким образом, за все время чтения Розария молящийся 15 раз вспоминает о том или ином таком событии.
Многие благочестивые католики читают Розарий ежедневно.
Полезность подобной молитвы отмечали и многие православные святые отцы. Так, сестрам своей обители рекомендовал по 150 раз читать Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария. преп. Серафим Саровский. Только на каждом десятом зерне он советовал не размышлять о жизни Пресвятой Богородицы, а читать молитву Отче наш.
Лютеранские четки. Кажется невероятным, но полвека назад и лютеране придумали свои четки. Просто вместо молитвы, перебирая бусинки, человек должен размышлять о тайнах веры и жизни. (К слову: когда какой-нибудь протестант – баптист, евангелист и проч. – будет в вашем присутствии иронизировать над тем, что православные монахи или некоторые христиане «носят намотанные на руку бусы» – а они посмеиваться над этим любят, – можете доброжелательно объяснить ему, что он не очень просвещен в этом вопросе. Что четки есть и у самих протестантов. Увидите его потрясение.)
Старообрядческие четки, или лестовки (что в переводе означает лестница).
Эти четки состоят из кожаных ступенек. Выпуклость этих кожаных ступенек происходит от того, что в каждой из них зашит маленький свиток тонкой бумаги с молитвой.
Когда я учился в Духовной семинарии, нам в руки попала ветхая старинная лестовка. Мы тихонько распороли одну из кожаных ступенек и достали бумажный свиток. Миниатюрным почерком, буквами едва больше макового зернышка, там была написана молитва Иисусова.
Лестовки изготавливают и сегодня. Они продаются во всех старообрядческих храмах.
Кстати сказать, по лестовкам предпочитали молиться не только древние русские отцы, но и преп. Серафим Саровский.
Наши, православные, современные четки. У меня дома около десятка четок разного размера и вида. Их характеристики: десять бусин (или узелков) и разделительная бусинка. На конце четок – Крест Христов.
Православный человек молится по четкам, отсчитывая количество прочитанных молитв Иисусовых.
С глубокой древности было замечено. что во время молитвы человек должен занимать свое тело какой-то механической деятельностью. Если этого не делать, то возникнет неприятное психическое напряжение, закружится голова, перестанет хватать кислорода для дыхания.
Древние монахи занимались во время молитвы каким-то рукоделием.
Впоследствии были придуманы четки, то есть веревка с узелками. Перебирая эти узелки, монаху легче держать сосредоточенным ум на молитве.
Кроме того, перебирание четок препятствует сонливости.
Многие спрашивают: А можем ли по четкам молиться мы, миряне?
Конечно, можете!
Правда, для этого нужно получить благословение вашего духовника.
Если я вижу, что у меня благословение молиться по четкам просит адекватный и психически здоровый человек, я такое благословение даю. Для начала благословляю читать каждый день по 1 50 молитв Иисусовых и 50 молитв Богородице Дево.
Если какое-то время человек этот молитвенный темп выдерживает, можно увеличить правило.
Через какое-то время молящийся по четкам человек свидетельствует о большой духовной радости и новых горизонтах в вере и молитвы, которые ему открываются.
Для желающих познакомиться с традицией молитвы по четкам рекомендую прекрасную книгу: «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу».
Сегодня в Греции можно найти даже четки для детей.
Хотя бы минимальное молитвенное правило могут нести и малыши.
А теперь вопрос (как вы заметили, я вообще люблю задавать вопросы ). Во время недавнего посещения Святого Афона мое внимание привлекли странные сувениры. Они продавались во всех магазинчиках, и, похоже, это был очень модный сувенир.
Что это? Четки? Да нет, вроде не четки. А, может быть, все же четки или что-то вроде того?
За разъяснением я обратился к продавцам. Они рассеяли мое недоумение. А теперь вопрос к вам, дорогие: что это может быть?