Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

10 научных вопросов, на которые каждый должен знать ответ

Научные исследования продолжаются. Уровень образованности населения растет. Окруженные технологическими чудесами, от носимой электроники до спутников связи, мы должны быть чертовски умными и разбираться в науке, не так ли? Проблема в том, что мы (ну хорошо, не мы, но многие) страшные невежды, если дело доходит до фундаментальных научных знаний. Только 53% людей знают, что Земля обращается вокруг Солнца за год, и только 59% людей знают, что первые люди и динозавры жили в разное время, а не как во «Флинстоунах». Только 47% людей точно отвечают, что 70% поверхности Земли покрыто водой.

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Очевидно, хотя мы прошли длинный путь, впереди предстоит еще много шагов, прежде чем мы достигнем универсальной научной грамотности. Но для тех из вас, кто отчаянно пытается сменить тему, когда кто-то упоминает бозон Хиггса, суперкомпьютеры или начинает спорить о том, что у динозавров были перья, есть хороший повод почитать эту статью. Эта статья про десять научных вопросов, ответы на которые должен знать каждый.

Почему небо голубое?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Но не будем отвлекаться. Небо кажется голубым из-за так называемого эффекта рассеяния. Солнечный свет должен пройти через земную атмосферу, наполненную газами и частицами, которые являются барьерами, о которые стукается солнечный свет. Если вы когда-нибудь держали в руках призму, вы знаете, что свет состоит из кучи разных цветов, каждый из которых имеет разную длину волны. У синего цвета длина волны относительно короткая, поэтому он проходит через этот фильтр легче, чем цвета с большими длинами волн, и в результате рассеивается более широко по мере прохождения через атмосферу. Вот почему небо кажется синим, когда Солнце находится высоко в небе.

На рассвете и закате, однако, солнечные лучи должны пройти большее расстояние, чтобы достичь своей позиции. Это сводит на нет преимущество длины волн синего цвета и позволяет видеть нам другие цвета — часто красные, оранжевые или желтые.

Вы спросите, почему небо не фиолетовое? У фиолетового длина волны еще короче. Но солнечный спектр неравномерный, и фиолетового цвета в нем меньше, к тому же глаз более чувствителен к синем и менее — к фиолетовому.

Каков возраст Земли?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Но все это пошло прахом вместе с открытием радиоактивности. Последующие расчеты показали, с какой скоростью распадаются разные радиоактивные вещества. Ученые Земли использовали эти знания для определения возраста горных пород Земли, а также образцов из метеоритов и камешков, привезенных с Луны астронавтами. Они смотрели на состояние распада изотопов свинца из камней, а затем сравнивали со шкалой, которая показывала, как меняются изотопы свинца со временем. Земля образовалась примерно 4,54 миллиарда лет назад с погрешностью менее одного процента.

Как работает естественный отбор?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

И есть одна идея, за которую цепляются противники эволюции: естественный отбор, центральное понятие Дарвина. Понять эту идею довольно просто. В природе мутации — то есть постоянное изменение генетической программы микроорганизмов, которое впоследствии будет отличать вид от его предшественника, — происходят случайно. Но эволюция, длительный процесс, в ходе которого животные и растения претерпели множество изменений в течение многих поколений, не случайна. Как правило, изменения в организмах становятся более распространенными со временем, если помогают организму выживать и размножаться.

К примеру, представьте, что некоторые жуки — зеленые, но вследствие мутации становятся коричневыми. Коричневые жуки сливаются с окружением лучше, чем зеленые, поэтому их нечасто едят птицы. Их выживает больше, они воспроизводятся в большем количестве, и эти изменения принимают не временный, а уже постоянный характер. Со временем популяция жуков станет коричневой. Но это простейший вариант. На практике же естественный отбор берет за основу среднестатистических, а не конкретных представителей, и выделить этот процесс не очень просто.

Погаснет ли Солнце когда-нибудь?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Это станет началом конца Солнца — ядро будет сокращаться, а внешние слои расширяться, и звезда станет красным гигантом. В заключительной вспышке Солнце поджарит Солнечную систему взрывом тепла, которое превратит в небесную сауну даже прохладные окрестности Плутона и пояса Койпера. Внутренние планеты, в том числе Земля, будут засосаны умирающим гигантом либо превратятся в пепел.

Впрочем, если люди не колонизируют Солнечную систему или другие звезды, никто и не узнает об этом финальном аде. Солнце, которое отжило уже половину своего жизненного срока, постепенно нагревается, и спустя миллиард лет будет на 10% больше. Увеличения солнечной радиации будет достаточно, чтобы испарить все земные океаны, оставив нас без воды и остальных радостей жизни.

Как работают магниты?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Люди знали о магнетизме с незапамятных времен. В природе магниты встречаются, и средневековые путешественники научились намагничивать стальные стрелки компасов, то есть создавали собственные магнитные поля. Такие магниты не были особо прочными, но в 20 веке ученые разработали новые материалы и зарядные устройства, которые привели к созданию мощных постоянных магнитов. Вы можете создать электромагнит из куска железа, обернув его электропроводом и присоединив его концы к полюсам крупной батареи.

Что вызывает радугу?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Теперь, конечно, ученым это хорошо известно. Радугу вызывают капли воды, которые остаются взвешенными в атмосфере после хорошего ливня. Плотность капель отличается от плотности окружающего воздуха, потому, когда солнечный свет попадает в них, они выступают в роли крошечных призм, разбивая свет на составные длины волн, а затем отражая их обратно. Рождается дуга с полосами цвета видимого спектра, которую мы видим. Поскольку капли должны отражать свет к нам, чтобы увидеть радугу, нужно находиться спиной к солнцу. Также нужно смотреть с земли под углом примерно в 40 градусов — таков угол отклонения радуги, то есть угол, под которым она преломляет солнечный свет. Интересно и то, что, находясь в самолете, вы можете увидеть радугу в виде диска, а не дуги.

Что такое теория относительности?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Вроде бы все понятно, хотя детали, конечно, сложнее. До Эйнштейна все в значительной степени считали, что пространство и время неподвижны и монотонны, никогда не меняются, с какой точки на Земле вы бы на них ни смотрели. Но Эйнштейн использовал математику, чтобы доказать, что абсолютный взгляд на вещи — иллюзия. На самом деле пространство и время меняются: пространство может сжиматься, расширяться, изгибаться, и время течет с разной скоростью в зависимости от скорости движения объекта или силы гравитационного поля.

Кроме того, проявление пространства и времени может зависеть от точки наблюдения человека. Представьте, например, что вы смотрите на старые тикающие часы. Теперь поместите эти часы на орбите Земли, чтобы они двигались с огромной скорость по сравнению с вашим положением на Земле. Часы на орбите будут тикать медленнее.

Часы идут медленнее из-за явления «замедления времени». Пространство и время на самом деле являются частями одного целого пространства-времени, которое может искажаться гравитацией и ускорением. Потому если объект движется очень быстро или на него воздействует очень мощное гравитационное поле, время для этого объекта будет идти медленнее по сравнению с объектом, который не подвергается такому же воздействию. С помощью математических расчетов можно предсказать, как будет замедляться время для быстро движущихся объектов.

Вероятно, это звучит странно. Но это правда. GPS-спутники, которые зависят от точного измерения времени и составляют карту Земли, хороший тому пример. Спутники летают вокруг планеты на скорости порядка 14 000 километров в час, и если бы инженеры не подкорректировали часы с учетом относительности, то уже через день карты Google ошибались бы почти на 10 километров во время позиционирования.

Почему пузыри круглые?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Что примечательно, ученые давно научились делать некруглые пузыри — кубические, прямоугольные (натягивая тонкий слой жидкости на проволочном каркасе), какие угодно.

Из чего сделаны облака?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Облака — ключевая часть гидрологического цикла нашей планеты, в процессе которого вода постоянно перемещается между поверхностью и атмосферой, сменяясь между жидким, твердым и газообразным состоянием. Если бы не этот цикл, жизни на нашей планете, возможно, не было бы.

В 1803 году метеоролог Люк Говард выделил четыре основных классификации облаков, которые сегодня имеют русские и латинские названия. Cumulus, или кучевые облака — это нагроможденные кусковые облака, которые мы часто видим в небе. Cirrus, перистые облака, что означает «волосы» на латыни, — это легкие перья на высоте, тонкие, как пряди волос. Плоские и невзрачные облака — это слоистые stratus, что означает «слой» на латыни. Есть также облака nimbus, низкие и серые дождевые тучи. Впрочем, подвидов и разновидностей облаков, а также их смесей чуть больше.

Почему вода испаряется при комнатной температуре?

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

И наоборот, когда воздух сухой, молекулы воды в вашей чашке могут прилипать к другим молекулам, проплывающим в воздухе. Этот процесс называется испарением. Если воздух достаточно сухой, больше молекул будет переходить от чашки к воздуху, нежели выпадать из воздуха в чашку. Со временем вода будет терять все больше молекул, и в конечном итоге вы окажетесь с пустой чашкой.

Способность молекул из жидкого состояния выпрыгивать в воздух и прилипать к нему называется давлением пара, потому что прыгающие молекулы оказывают силу, так же как газ или твердое вещество, которое давит на что-то. Различные жидкости имеют различное давление паров. У ацетона, например, этот показатель высокий, то есть он легко испаряется. Оливковое масло, наоборот, имеет низкий показатель давления пара и вряд ли будет испаряться при комнатной температуре.

Источник

Что следует знать перед тем как «увлечься» программированием

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Вступление

Этот хабратопик предназначается для всех тех, кто хочет с головой (или не очень) погрузиться в волшебный мир программирования, но пока не знает, с чего начать. Возможно, вы уже предпринимали попытки научиться программированию, однако безнадежно забуксовали.

Так получилось, что около четырех-пяти месяцев назад я решил слегка разнообразить свой досуг новым хобби и вплотную заняться веб-программированием. Как я докатился до жизни такой — это тема для совсем другой статьи, и речь сейчас пойдет не об этом. Речь пойдет о трудностях, с которыми я столкнулся, и к которым абсолютно не был готов. Возможно, этот топик поможет вам лучше подготовиться и не повторить моих ошибок.

Итак, после осознания навязчивого желания хотя бы немного да освоить это таинственное ремесло, каждый задает абсолютно логичный вопрос — «С чего же мне начать»? Ответов может быть множество — к услугам новичков скринкасты, книги, курсы, онлайн-обучение, форумы и прочее, и прочее. Учи-нехочу. И так как никакой общепринятой системы самообучения программированию не существует, можно смотреть и читать все без разбору, дни напролет. При желании, в чтении можно захлебнуться, однако для уверенного продвижения по лестнице знаний необходимо четко и эффективно расходовать свое время и силы, и если не знать с чего начать и куда двигаться — вы попросту забредете в дремучий лес, по которому можно блуждать неделями, пока, наконец, вы не выйдете на верную тропинку. Если выйдете вообще — велик шанс, что вам попросту все это дело быстро надоест.

Я и сам пошел по этому пути — скачивал тучи роликов, впридачу купил несколько книг, читал их и забрасывал, потому что мне все-равно не хватало знаний и подготовки, несмотря на то, что все материалы были предназначены для «новичков». Я постоянно гуглил разные мелочи, задавал нубские вопросы на форумах, хватая минусы, и это убивало во мне желание продолжать самообучение.

Да, любые знания и любой накопленный (нагугленный?) опыт вам, безусловно, поможет и пригодится, однако ваша цель научиться тому, чему вы хотите научиться, и увидеть мало-мальский результат в обозримом будущем ведь так?

Абсолютно все материалы, которые попадались мне на глаза, после краткого вступления немедленно бросались с места в карьер, предлагая читателю решения и примеры на заданную тему. Я чувствовал себя абсолютным двоечником в классе вундеркиндов, и постоянно сталкивался с одной и той же проблемой — авторы книг, впрочем как и любого другого образовательного материала, предполагали что я владею некоторой базой основ, которая, на первый взгляд, к непосредственному программированию не имеет никакого отношения.

Это как если вы пришли работать, скажем, крановщиком, вас в первый же день посадили в башню, и похлопали по плечу со словами «Ну, удачи!». А как же техника безопасности и базовое объяснение что делать, а чего делать не нужно? Как мне пользоваться инструментами? Что вообще у меня за инструменты в наличии? Что я должен знать перед тем как приступить к работе?

Статья носит сугубо рекомендательный характер, однако попадись мне подобный топик на глаза пол года назад, я бы значительно увеличил свою продуктивность, сэкономил уйму времени себе, а так же множеству людей с форумов, отвечавшим на мои абсолютно идиотские вопросы. К каждому пункту я добавил несколько ссылок, как отправных точек для начала обучения. Так как текст предназначается для абсолютных новичков (да и сам я еще таким себя считаю) — я буду изъясняться предельно просто и понятно, поэтому если вы — гуру, и вы нашли в моем тексте оплошность — судите, но не строго!

Итак, что же следует знать, перед тем как увлечься программированием?

1. Терминал

Для вашего дальнейшего успешного самообучения программированию вам необходимо научиться пользоваться терминалом. Помимо непосредственного взаимодействия с языками программирования, обучение пользованию терминалом поможет вам лучше, так скажем, понять язык компьютера и устройство файловой системы в целом, а это уже маленький шажок в нужную сторону. Более того вы скажете мне спасибо, после того как начнете обучаться по скринкастам, в которых терминал используется постоянно.

Самообучение

2. Регулярные выражения

Представьте себе, что вы решили выучить иностранный язык не вникая в его азбуку, алфавит или иероглифику. Конечно, это возможно. Но насколько это усложнит процесс и путь к пониманию сути вещей? Решение сомнительное, правда? Так вот, регулярные выражения (они же регексы, с ударением на первый слог) — это, объясняясь простым языком, в какой-то степени вспомогательная азбука любого программиста, или, выражаясь языком викисловаря — «формальный язык поиска и осуществления манипуляций с подстроками в тексте, основанный на использовании метасимволов».

Выглядеть регекс может, например, так:

Задача регулярных выражений — помочь программисту с поиском чего-либо. Сейчас объясню.

Если я в своей программе захочу найти все слова, частью которых является слово car (car, carrot, cartoon), мой регекс будет выглядеть так:

Если же меня интересует только слово car, я напишу:

Дальше — веселее. Можно фильтровать поиск через слово, через букву, исключать слова перед или же после искомого результата… Список возможностей фильтрации результатов при помощи регулярных выражений по-настоящему захватывает, и в паре с терминалом, про который я вам уже рассказал выше, эта штука просто невероятно крута. Несмотря на различающийся синтаксис отдельно взятых представителей ООП, многие из них поддерживают регексы и экономят уйму времени людям их использующим.

«Ну поиск, кому оно надо? Я же буду учиться программировать, а не искать слова!» — наверняка подумаете вы. Я вас услышал и даже понял. Так что если вы все еще сомневаетесь в необходимости заморачиваться с регулярными выражениями, просто поверьте мне на слово — они вам пригодятся. Многие книги и скринкасты используют регексы в примерах, вообще не объясняя, что происходит — авторы думают, что вы уже владеете этими азами и особенно не акцентируют внимание на разжевывании написанного.

Зубрить их совсем не обязательно, но, согласитесь, просмотр пары-тройки скринкастов на данную тематику вас явно не убъет.

Самообучение

3. Софт для разработки — знай свое оружие

Правило номер один — вы должны по-максимуму знать и владеть своими инструментами. Грамотно выбранный и изученный редактор, в котором вы вскоре обязательно начнете творить чудеса, я легко могу сравнить с превосходно подобранным самурайским мечом. Солдаты собирают и разбирают свои автоматы с завязанными глазами — вот насколько хорошо вы должны владеть софтом, которым пользуетесь! Пока вы буква за буквой пишете простую функцию, ваш враг, используя весь потенциал своего редактора, напишет несколько.

Для веб-разработки существует огромное количество програм, от простых текстовых редакторов до сложных облачных решений. В этой статье я не буду сравнивать эти редакторы между собой, вам придется сделать это самостоятельно — ведь вам с этим редактором жить, работать и смотреть на него и в горе и в радости. Я остановил свой выбор на редакторе Sublime Text 2. Помимо тонны возможностей, которыми обладает Sublime, необходимо отметить, что он условно-бесплатный и по нему существует множество отличной документации. Возможно совсем скоро, познав все хитрости Sublime и научившись подключать к нему плагины, подобная строка будет для вас обычным делом:

div>(header>ul>li*2>a)+footer>p (используется плагин Emmet, если кому интересно)

Самообучение

4. Система контроля версий

«Ну а это еще что такое?» — спросите вы. О, система контроля версий это прекрасная вещь, без которой в наши дни не обходится ни один серьезный девелопер. Википедия гласит — «Система управления версиями позволяет хранить несколько версий одного и того же документа, при необходимости возвращаться к более ранним версиям, определять, кто и когда сделал то или иное изменение, и многое другое.» Систем контроля версий существует достаточно много, поэтому сразу скажу — ниже речь пойдет исключительно о GitHub, самом большом сервисе для совместной разработки проектов.

Резонный вопрос: «Зачем мне этот Гитхаб осваивать, ведь мне пока нечего выкладывать?» А причин на то несколько. Помимо содержания собственных репозиториев, GitHub, во-первых, поможет вам осознать себя частью огромного сообщества разработчиков (возможно, кто-то из читающих сейчас ухмыльнулся, но поверьте, это действительно важно, особенно на ранних стадиях обучения!). Кроме того, вы сможете взглянуть на чужой исходный код и научитесь правильно его скачивать и «форкать» (копировать). В дальнейшем GitHub частенько будет всплывать в различных онлайн-курсах и скринкастах, и, конечно же, их авторы будут уверены в том, что вы знаете, как Гитхабом пользоваться. Поэтому если у вас найдется немного времени на неделе, сделайте себе одолжение — попробуйте Git.

Самообучение

5. История и культура

Этот пункт, скорее, вспомогательный, но если программиста которым вы восхищаетесь зовут Стив Джобс, то прошу вас, продолжайте чтение. Программирование имеет богатую и интересную историю (говорю вам как историк по первому диплому), в которой следует поковыряться хотя бы для общего образования. Занимаясь чем-либо, всегда полезно знать, откуда у этого чего-либо растут ноги. Кроме того, я искрене считаю, что без знания истории предмета невозможно полностью понять его суть, и, следовательно, достичь предельных успехов в его освоении. Поэтому если по прошествии некоторого времени такие имена, как Линус Торвальдс или же Грейс Хоппер не будут для вас пустым звуком — уважение вам и респект!

Помните — тот, кто не изучает историю, повторяет ее ошибки.

Заключение

Надеюсь, данный текст вас ни в коем случае не испугал, а наоборот, направил в нужную сторону, или же поможет в будущем избежать затруднений, которые постоянно встречаются на пути ученика. Я буду рад получить отзывы и комментарии, или же ссылки на дополнительные ресурсы, которые помогут новичкам в самообучении.

Источник

Пора начать учиться правильно

Статья посвящается всем тем, кто:

Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

Что значит «научиться»?

Прежде, чем говорить о том, как эффективно учиться, не помешает дать определение слову «научиться».

Научиться — значит быть способным извлечь знание из головы тогда, когда это нужно.
Значит, неважно как много вы тратите время на обучение, если оно не позволяет вам пользоваться знаниями — оно бесполезно.

Вот основное, о чём мы поговорим ниже:

Главные принципы обучения

Что стоит в основе эффективного обучения? Как бы парадоксально это не звучало, но основным двигателем в обучении является забывание. Именно забывание изучаемого материала способствует его освоению и запоминанию.

Давайте обсудим, как вообще происходит освоение нового материала.

Схема — «Этапы усвоения информации»
Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Смотреть картинку Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Картинка про Четкий вопрос относительно того что нужно изучить. Фото Четкий вопрос относительно того что нужно изучить

1 этап — кодирование

Это ваше ознакомление с материалом. Вы воспринимаете какую-то информацию через органы чувств, она интерпретируется в понятный для мозга вид. Теперь полученная информация хранится в вашей краткосрочной памяти и чтобы её закрепить, придется приложить усилия.

2 этап — консолидация

На этом этапе краткосрочные воспоминания закрепляются в долгосрочной памяти. Именно на текущем этапе мозг структурирует информацию, соотносит со старой, создаёт логические связи.

3 этап — припоминание

Припоминание — это усилие, которое вы делаете, когда пытаетесь вспомнить пройденный материал и именно при помощи припоминания мы лучше осваиваем и запоминаем информацию. Если же вы позволите себе немного забыть, что изучили, а потом постараетесь вспомнить — это даст большие результаты. Чем труднее нам даётся припоминание, тем сильнее эффект. Многократные припоминания способствуют лучшему усвоению материала — особенно, если это проходит через временные интервалы. Важно припоминать и то, что вы уже хорошо знаете. Ученые также выяснили, что чем проще вы что-то вспоминаете, тем хуже это откладывается в памяти. Если припоминание далось с трудом, то в памяти многое отложится. Именно поэтому стоит сначала попытаться вспомнить изученное, чем сразу получить готовый ответ.

Это наталкивает на мысль, что мозг ленив. Если мы никуда не подглядываем, когда пытаемся что-то вспомнить, мозг поймет, что информация важная и её следует закрепить. А если же вы сразу заглядываете в ответы… Тогда смысл её запоминать, если всегда можно подсмотреть?
Этот этап не является обязательным — можно обойтись и двумя. И в большинстве случаев мы так и поступаем — ознакомились с темой, что-то в нашу голову попало (это если тема нас реально интересовала и эмоционально затрагивала!), но большая часть бесследно забывается. То есть, время потрачено, тема «просмотрена», а знаний не остается.

Но перед тем как продолжить, нужно обсудить некоторые мифы, связанные с обучением.

Разрушаем мифы об «эффективном» обучении

Чтобы разобраться, как правильно учиться, нужно разобраться, как неправильно.

Итак, основой обучения, которое сейчас наиболее популярно являются следующие вещи:

Команду по бейсболу тренируют отбивать мячи. Один игрок бросает мяч, другой его отбивает при помощи биты. Мячи бросают разными способами, и задача того парня с битой — понять, какой же мяч к нему летит и отбить его. Группу спортсменов разделили на две части — одних тренировали так: сначала отрабатывается отбивания мяча одного типа броска, затем переходим к следующему типу броска. У спортсменов всё получается. Они легко приспосабливаются к каждому типу броска и довольны результатами.

Вторую группу тренируют иначе: типы бросков определяются случайно. Отбивающий не знает, какой тип броска будет следующим. Обучение сложнее и результаты во второй группе хуже, чем в первой. Вторая группа тренировками не довольна.

Проходит неделя. Всем спортсменам дают одно и то же задание — отбивать мячи определенного типа (раньше этим занималась только первая группа). Но происходит удивительное: справляются лучше те, кто тренировался во второй группе.

Делаем выводы.
Перемежающееся обучение казалось бы тормозило процесс научения. Но по итогам, процент усвоенных знаний по сравнению с обычным обучением был огромным. Знание, полученное разными способами, усваивается лучше и может применяться в разнообразных ситуациях, чего не скажешь об одностороннем знании.

Зубрёжка
Этот способ усвоения знаний знаком всем. Также всем известно, что после того, как мы что-то вызубрили, то с таким же успехом всё забудется спустя небольшой промежуток времени.

Метод зазубривания имеет следующие проблемы:

Перечитывание/Пересматривание
Что мы делаем, когда что-то подзабыли? Если нам неизвестны методы эффективного обучения, то скорее всего, мы не станем лишнего напрягаться и, вместо того, чтобы вспомнить, полезем в записи/конспекты, но в этом и заключается проблема. Если вы хотите запомнить материал, то нужно стараться припомнить всё самому.

Когда мы возвращаемся к пройденному материалу в виде конспекта, мы его быстро просматриваем. Создается ощущение, что всё элементарно и просто, что предмет нам понятен, ведь всё так легко вспоминается. К сожалению, это самообман.

Процесс припоминания — это тренировка перед реальной жизненной ситуацией, когда знание понадобиться здесь и сейчас. Если сейчас не будет попыток вспомнить информацию, то шанс, что вы когда-то воспользуетесь изученным материалом крайне мал. «Тренируйтесь, как будете играть, — и тогда сыграете, как тренировались».

Метод 1. «Зарубки»

Вы читаете текст и встречаете фрагмент, который нужно запомнить. Что вы делаете? Сейчас вы должны оставить «зарубку». Зарубка — это составленный вами вопрос. Например, если мы читаем книгу про ООП и встречаем определение понятия «абстракция», мы ставим зарубку — заносим в отдельный документ вопрос «Что такое абстракция?» и записываем определение. Не обязательно записывать только одни лишь определения, вопросы можно задавать какие угодно — чем сложнее, тем лучше. Вообще практика составления вопросов очень важна. Поставьте себе вопрос: «какая главная мысль этой главы?» и после прочтения попробуйте дать ответ.

Дидактические карточки

Наверное уже многие слышали, что с помощью карточек удобно изучать английские слова. С одной стороны мы пишем слово, с другой — перевод слова на наш язык. Этот метод также эффективен и в нашем случае. Тем более, что оставляя «зарубки», о которых шла речь выше, у нас уже готовы вопросы и ответы (вот как удобно!). Конечно, все мы очень ленивые, поэтому привожу название замечательного приложения для этих целей — Anki, к тому же оно бесплатное. Кроме очевидного преимущества тестирования, Anki работает по принципу «интервального повторения». Если хотите узнать подробнее об этом способе обучения, то в интернете полно информации, я лишь кратко его опишу.

Интервальные повторения — это припоминание информации через некоторые промежутки времени, которые со временем необходимо увеличивать. Таким образом, в Anki у вас есть свой набор карточек с вопросами. После удачного ответа вы можете выбрать, что вспомнить это было легко и Anki не будет показывать эту карточку некоторое время. Если вы не можете вспомнить ответа как бы не старались, то укажите об этом Anki и теперь карточка станет появляться чаще.

Всё очень просто и эффективно — то, что хорошо известно будет появляться реже, а что известно плохо — чаще. Дидактические карточки — является одним из эффективных способов тестирования, так как не требует много времени на их составление. Но если у вас есть желание, то можете воспользоваться другими способами самопроверки.

Мнемотехника

Мнемотехника — это набор приемов, позволяющие вам вспомнить информацию. При помощи мнемотехники вы создаете своего рода зацепки, которые позволят вам добраться до какого-то знания. Наиболее известными мнемоническим правилом является стишок для запоминания последовательности цветов радуги. В интернете можно найти массу примеров, как применять мнемотехнику, но больше всего меня впечатлил особый метод — «дворец памяти», поэтому именно о нём я и расскажу.

Подбор ассоциаций — очень эффективный метод запоминания. Если мы потрудимся подобрать какую-то яркую ассоциацию к понятию, которое хотим запомнить, то после этого забыть его будет не просто. Но если мы хотим запомнить много связанных понятий, то их нужно где-то хранить. Дворец памяти — именно то место, где будут «жить» ваши ассоциации. Дворцом может быть всё что угодно: ваша квартира, подъезд, магазин, фильм(!) и так далее. Главное, чтобы «дворец» был вам знакомым. После того, как вы определитесь с дворцом, определите маршрут, по которому вы будете проходить дворец каждый раз. Это позволит вам разместить ассоциации так, чтобы всё не перепуталось. Таким образом, вы можете воспроизвести сложные понятие просто прогулявшись по своему дворцу.

Не сомневайтесь, что изложенный выше метод работает. Вся суть заключается в том, чтобы создать ту зацепку, которая вытащит из нашей головы необходимые знания и вышеизложенный метод — один из эффективных. Стоит добавить, что когда знания будут извлекаться из головы легко, надобность в зацепках пропадает.

Генерация

Идея данного метода заключается в том, что вы пытаетесь дать ответ ещё перед тем, как изучили тему. Это очень странно, но даже если вы совсем не знаете что вас ждёт, а всё же что-то попытались решить, то восприимчивость информации сильно возрастёт.

Разностороннее изучение

Если заметили, что с головой ушли в бесконечное повторение одной и той же темы — прервите эту тенденцию. Чередуйте изучение разных предметов, наработку разных навыков. Перемеживание однотипных задач развивает у вас способность различать их и выделять то общее, что есть между ними.

Вот и всё. Необязательно применять всё подряд — выберите хоть что-то, главное, чтобы вы перестали бесконечно подглядывать в ответы — вспоминайте!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *