Четверговая свеча что это такое

Четверговая свеча что это такое

Смесь благочестия и суеверий

В народе огонек этой свечи считался святым. По окончанию службы свечу не тушили, каждый нес ее домой горящей. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечку иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем копотью или дымом ставили крестики на матице, над входной дверью и окнами, «чтобы не угасла благодать Господня в доме». Со свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась.

Наибольшая магическая сила приписывалась свече, которую зажигали во время церковной службы не только в четверг, но и в пятницу при выносе плащаницы, а также на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи). Огарок свечи хранили весь год, на следующий Великий Четверг от него поджигали утром дрова в печи. Его зажигали перед иконами утром в день первого выгона скота. Страстной свечой благословляли молодых, зажигали ее во время пожара и больших гроз, чтобы уберечь дом от молнии, при тяжелых родах или во время болезни ее давали в руки страдающему от боли, чтобы облегчить мучения. С этой же целью больного поили водой, которой обливали огарок свечи. Но если никакие средства не помогали, и больной умирал, огарок свечи зажигали, когда душа начинала отлетать.

В Пермской губернии, чтобы уберечь скот от несчастий и получить от него хороший приплод, с огарком четверговой свечи его провожали в Егорьев день первый раз на пастбище. В некоторых местах крестьяне верили, что в Иванову ночь с огарком этой свечи можно раздобыть цветок папоротника и шапку-невидимку, при помощи которых можно стать богатым. Воду, которой обливали свечу, использовали и как приворотное средство. Если муж не любил жену или жена мужа, пермские крестьяне советовали напоить его или ее этой водой.

Следует понимать, что приписывание четверговой свече магических свойств является суеверием и идет вразрез с учением Православной Церкви, согласно которому помощь и исцеление подается не посредством неких магических действий, а по молитве и обращению к Богу, с готовностью принять Его волю, какова бы она ни была.

В то же время благочестивый обычай относиться с особым трепетом к огню свечи, горевшей при чтении Двенадцати Страстных Евангелий, приносить его домой и возжигать от него домашние лампады не содержит в себе ничего дурного.

Источник

Чистый четверг: откуда пошла традиция зажигать свечу?

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

Обычай ставить свечу перед иконой является очень древним. Все знают, что непременно следует это сделать, но о причинах, по которым совершается этот обряд, знает не каждый. Страстная свеча после вечерней службы в четверг, что с ней делают. Для чего нужна, и какую пользу можно получить.

Страстная свеча после вечерней службы в четверг, что с ней делать

Пасхальные обычаи и обряды очень многообразны. Многие из них происходят из дохристианских времен, и были одними из главных праздников наших предков. Позднее они весьма органично вошли в христианский праздник и сохранились до сих пор.

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

Традицию зажигать свечи в храмах появилась в России еще в ветхозаветные времена и пришла из Византии. Светильники служили символом водительства Божия, зажигали их вечером пред Господом в период священослужения. Закон Божий есть светильник человеку в его жизни.

Со временем сформировались правила возжигания свечей в храмах. Изначально свечу зажигали перед выносом Евангелия, а под час самого чтения принято было зажечь все свечи.

После зажжённые свечи стали ставить перед гробами мучеников, священными предметами, и иконами.

Такая традиция существует и в наши дни. Многие даже не задумываются зачем ставят свечу, что это значит такие действия.

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

Свеча- символ молитвы, зажигают ее перед иконой в знак устремления к Богу. Сам же воск, из которого и делают церковные свечи, и есть символом раскаянья в своих грехах. Готовностью к послушанию перед Богом.

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

Сами свечи не стоит ставить бездумно у всех святынь церкви, стоит осознать, ощутить любовь в сердце перед тем, кому ставиться свеча. Купленная в церкви свеча это символ веры.

Страстная свеча после вечерней службы в чистый четверг

Четверговая свеча (четвережная, страстная, страшная свеча, огонь евангельский) – свеча, которая наделена необычными свойствами. Свеча зажжённая в Чистый четверг, на вечернем богослужении в период чтения 12 Евангелий, состоящая из вечера четверга и утрени Великой Пятницы.

Знак горячей любви верующего к самому Спасителю.

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

Огонек такой свечи считают святым, и ее после службы стараются принести домой, горящей. Существует примета, кто сможет донести горящую свечу до дома весь год будет счастливым а нет, с человеком будет беда.

Свечу окружали фонариком желтого или красного цвета в надежде укрыть от ветра.

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

В доме первым делом зажигали лампаду, и ставили крестик копотью от свечи крестик на двери, «чтобы не угасла благодать Господня в доме». Для защиты всего своего хозяйства и семьи, очищая от нечисти, обходили с зажжённой свечей все уголки своего двора.

Магическую силу свечам, зажженным во время церковных служб как в четверг, в пятницу при выносе плащаницы, и на утрене Светлого Воскресенья (Пасхи).

Огарком от такой свечи поджигали печь, зажигали перед иконами в доме.

Страстной свечой благословляли молодых, зажигали когда болели, или защищали от молнии, ее давали для облегчения страданий в тяжелых родах. Такой огарок зажигали даже когда умирал человек.

В деревнях для сохранения поголовья скота с четверговой свечой провожали в поле.

Некоторые считали, что с помощью этой свечи показывается цвет папоротника в Иванову ночь.

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

Стоит помнить, что церковь против всех магических свойств, и все это скорее суеверие. По учению Православной Церкви исцеление приходит благодаря обращению к Богу, и принятии воли его, а не магическим действиям.

Источник

Что такое страстная свеча и что с ней делать, рассказали священники

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

Чистый четверг у православных в 2019 году наступил 25 апреля. В этот день принято совершать омовение, заготавливать четверговую соль и принести из храма страстную свечу. Священники рассказали, что такое страстная свеча и что с ней делать.

Великий четверг перед Пасхой всегда считался у наших соотечественников важным днем. Вся неделя перед Пасхой называлась Белой или Чистой. Одним из самых важных дней этой недели считаетсяч Чистый четверг, который называют еще Светлым, Великим, Страстным.

Что такое страстная свеча?

Четверговая свеча (четвережная, страстяная, страшная свеча, огонь евангельский) — свеча, наделявшаяся особыми свойствами, зажигаемая в Чистый четверг в церкви на вечернем богослужении, состоящем из вечери четверга и утрени Великой пятницы, во время чтения 12 Евангелий. Православная церковь видит в ней знак горячей любви верующих к Спасителю.

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

В четверг, возвращаясь из церкви, все старались не погасить свою свечку. Для этого делали специальные пасхальные фонарики из раскрашенного стекла. Красные, синие и зеленые фонарики в форме звезды, Луны или церкви были отличным украшением тихой православной ночи.

Пламенем страстной свечи выжигали на стене дома крест. Если сделать такой крест на воротах дома, то нечистая сила не сможет забежать в дом.

Говорят, что с помощью такой свечки можно было увидеть домового в темном углу или за печкой.

Наши предки верили, что страстная свеча имеет магическую силу: она помогает в трудную минуту.

Страстную свечу зажигали перед образами, когда вся семья была напугана. Зажигали свечу, если кто-то в семье заболел, а также во время тяжелых родов. Страстную свечу давали в руки умирающему.

Как христианские каноны пересекаются с языческими обрядами

Чистый четверг — время зажечь свечу. О том, какие религиозные традиции и народные обычаи существуют в этот важный день, рассказал священник Александр Борисов.

Четверговая свеча что это такое. Смотреть фото Четверговая свеча что это такое. Смотреть картинку Четверговая свеча что это такое. Картинка про Четверговая свеча что это такое. Фото Четверговая свеча что это такое

В этот день во время пасхальной трапезы, которую Иисус совершил на день раньше обычного, было установлено великое таинство Евхаристии. С этого дня на протяжении двух тысяч лет в разных уголках земного шара священниками совершается это таинство. Во время богослужения православным верующим предлагается причаститься Тела и Крови Христа, которые подаются им под видом хлеба и вина. Католики причащают своих прихожан только особым освященным хлебом – облатками.

Великий четверг на Руси издревле оброс различными языческими обычаями. В ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Великий четверг один раз в году готовили четверговую соль.

Этот обычай имеет древние корни. Он известен с праславянских времён, когда за солью признавали возможность отпугивать тёмные силы. В сборнике постановлений церковного Собора XVI века «Стоглаве» рассказывается об использовании четверговой соли. Традиция была распространена в Нижегородской, Ярославской, Московской и Владимирской губерниях, откуда распространилась и на Сибирь.

Огонь, по народным представлениям, также обладал очистительной силой. В некоторых деревнях Енисейской губернии для придания огню большей силы в печь клали «воскресные» дрова, которые хозяйка заготавливала в течение Великого Поста, откладывая по одному полену каждое воскресенье. Этот день считался подходящим для общения с нечистой силой.

Важное значение придавалось четверговой свече: горящую свечу приносили после вечерней службы домой и дымом чертили на воротах, окнах и потолке кресты, чтобы уберечь дом от летних гроз, нечистой силы и всякого зла. Изо всех этих языческих ритуалов в народной памяти осталась, пожалуй, лишь четверговая свеча.

Источник

Сайт Свято-Георгиевского прихода

Ныне служба 12-ти Евангелий представляет собой особое богослужение Страстной седмицы, которое включает 12 отрывков из всех четырех Евангелий. Эти отрывки повествуют о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечере и кончая погребением Его и приставлением воинской стражи к Его гробу. Согласно указанию современного русского Типикона, во время чтения каждого Евангелия все молящиеся должны держать в руках зажженные свечи [3]. «Вынесение» же из храма и особое почитание «четвергового огня» относится к числу народных традиций, связанных у восточных славян с Великим Четвергом.

Обязательно ли мыться в Чистый четверг?

В народном быту в Страстной четверг совершалось множество языческих по своей сути ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год [4].

Говоря о восприятии Великого четверга в русской народной традиции, В. Г. Холодная отмечает: «Идея очищения духовного и физического пронизывает весь праздник, чрезвычайно богатый разнообразными народными обычаями и обрядами, имевшими профилактический, превентивный (предупредительный), продуцирующий и очистительный характер. Многие из них дохристианского происхождения. По их количеству и значению Великий четверг иногда сравнивают с древнерусским новым годом, отмечавшимся в первых числах марта.

В 19 в. обрядность Чистого четверга в большей степени была связана с представлениями о границе, отделяющей Великий Пост, период безвременья, когда жизненные проявления были сведены к минимуму, от периода возрождения и обновления природы, начинавшегося с Пасхи. Подобная грань в древности отделяла старый земледельческий год от нового в преддверии весенних хозяйственных работ. В момент перехода от старого года к новому старый мир становился неустойчивым, рушился, теряя свою привычную структуру, а в человеческое пространство проникали существа потустороннего мира: предки и нечисть. Чтобы подтвердить и установить заново утраченный порядок, надо было прежде всего защититься от нечисти, очистить от нее человеческое пространство, устранив таким образом причину несчастий, в тоже время появлялась возможность заручиться поддержкой высших сил или предков, приобрести достаток и благополучие» [5].

У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях в этот день хозяйка отправлялась к ближайшему источнику — реке или ручью — за водой для умывания. Идти за водой нужно было до восхода солнца. Женщина старалась не встретить никого по дороге, а если уж встречала, то сохраняла полное молчание.

Чтобы увеличить магические очистительные свойства воды, во многих местностях в нее дома опускали серебряный (а если могли — то и золотой) предмет: монету, кольцо или серьги. Все домашние умывались этой водой, дабы в течение года быть здоровыми и не страдать от различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов и др.), а также чтобы «жить весь год богато». Умываясь с серебра, крестьянки приговаривали: «Как серебро не портится, не ржавеет, так же бы и моя жизнь прошла хорошо». Девушки умывались в надежде, что четверговая вода придаст лицу особую белизну.

Набранной в Чистый четверг водой обычно обливались на улице, несмотря на то, что в это время года бывало еще довольно холодно. Для маленьких детей воду слегка подогревали и затем купали их в избе. В южнорусских губерниях было принято умываться или купаться обязательно в проточной воде, в ручьях и реках, чтобы «смыть болезни». В Вятской губернии на рассвете топили бани и мылись, а оставшейся от первого пара водой кропили детей.

Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари. На рассвете в этот день или в канун его хозяйки белили печи, мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т. д. [6]

Как отмечал С. В. Максимов, в народе Чистый четверг «признается не просто днем Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте и опрятности. В этот день, по народному убеждению, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и бабы считают своим долгом мыть ребят, а иногда и поросят, а также чистить избы. «Если в Чистый четверг вымоешь, — говорят они, — весь год чистота в избе водиться будет». Кроме всеобщего мытья, крестьяне стараются приурочить к Чистому четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делается на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый четверг, сохраняет мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время»» [7].

Таким образом, «мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту» [9]. Обрядовое же значение имела и уборка избы.

Иными словами, обязательное проведение «генеральной» уборки в Великий четверг является не «предписанием» Православной Церкви, а языческим по происхождению обычаем.

«Освященный огонь» и магический круг

Выше было сказано о ритуалах Чистого четверга, связанных с водной стихией. Немало очистительных обрядов Страстного четверга было связано и с огнем, в первую очередь на Русском Севере и в Сибири. В Сибири кое-где добывали трением так называемый «деревянный огонь», считавшийся священным. Им поджигали «Богородишну траву» или собранный до рассвета сор из муравейника и муравьев, а иногда и навоз, и дымом окуривали скот с целью защитить его от чумы и порчи.

Окуривание (как один из способов очищения и изгнания нечисти) было распространено повсеместно. В лесных местах в Чистый четверг до восхода солнца специально ходили в лес за можжевельником (вересом), который считался обладающим чудодейственной силой [10]. Кое-где крестьяне рассказывали, что войти в лес надо со словами: «Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и род», затем надо идти «не умывшись, не помолившись, и соблюдать строжайшую тайну, чтобы никто не приметил. Дома же принесенное надо разбросать по двору и хлевам, и только в таком случае не постигнет семью никакая напасть и не стрясется никакой беды над скотиной». Впрочем, в некоторых местностях, например, в старой Новгородчине, эти меры считались недостаточными, и, для окончательного успокоения и уверенности, нужно было сделать следующее: «принесенный из лесу верес, ранним же утром, до восхода солнца, зажигают на сковороде или жестяном листе посредине избы, на полу, и все члены семьи скачут через этот огонь, запасаясь на весь год здоровьем и окуриваясь от дьявольщины, которая в этот день в особенности хлопотлива и проказлива» [11]. Можжевельником окуривали также скот и хозяйственные постройки.

К Страстному четвергу было приурочено в России приготовление некоторых веществ и предметов, обладавших, по поверью, лечебной силой. Так, свойствами исцеления различных болезней и защиты от сглаза наделяли «четверговую соль». Целительную силу приписывали также остаткам хлеба, испеченного к Страстному четвергу; говорили, что этот хлеб благословил Сам Господь. Крестьяне Тобольской губернии верили в особую чудодейственную силу лучины, которой вечером в Великую среду из печи доставали «первый огонь», зажигая им свечу или лампу. Эта обожженная лучина называлась «четвережный огарок» и, по убеждению крестьян, защищала скот от водяных и леших. Чтобы они не тронули скотину, ею ставили кресты на копытах и лбах животных, выпуская их в первый раз пастись [12].

Одним из способов установления магической границы было так называемое «закрещивание» (известное также и в другие праздники, например, в Крещение). В Новгородской губернии, чтобы не допустить нечистую силу в дом, хозяин чертил в избе и в хлеву перед матицей ножом крестики по числу «дырочек» в доме и на дворе (двери, окна, печь и т.д.) и приговаривал три раза: «Во Имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь!» [13]. Эти действия должны были защитить «отверстия» в доме, которые воспринимались как наиболее уязвимые для проникновения злых сил места.

Часто предметом, с которым совершали сходный по значению обряд, была «четверговая» свеча [14]. В ряде губерний существовал обычай вечером Чистого четверга приносить из церкви свечу, с которой слушали чтение «Страстей Господних». Огонь этой «четверговой» свечи в народе считался святым. До дома «четверговую» свечу старались донести так, чтобы она не погасла. Верили, что, если свеча потухнет, с человеком случится несчастье, а тот, кто донесет огонек до дома в целости, спокойно доживет до следующего года. Чтобы защитить от ветра, свечу иногда окружали бумажным фонариком красного, желтого или оранжевого цвета. Дома от нее сначала зажигали лампаду, а затем ею коптили крестики на матице, над входной дверью и окнами. С горящей свечой в руках хозяин обходил дом, двор, хлев, заглядывая в каждый темный уголок, освещая его. «Обход со свечой и закрещивание были призваны защитить хозяйство и семью от сглаза и нечистой силы, подкрепить и заново обозначить границы внутреннего пространства, недоступного для нечисти, защитить его от опасных влияний внешнего мира в момент, когда граница между потусторонним и реальным мирами раскрывалась». [15]

«Четверговую» свечу положено было зажигать в особо важных случаях, например, во время летних гроз и бурь, чтобы сберечь дом от попадания молнии. Эту свечу давали в руки умирающим, ставили перед иконой во время трудных родов. Ей приписывалась сила уничтожать чары колдунов и лечить лихорадки.

«Четверговая» свеча называлась также «страстной», или «страшной». Впрочем, иногда крестьяне говорили, что не всякая четверговая свеча может называться страстной, и собственно страстной свечой считали ту, которая горела по крайней мере «на трех страстях» [16].

Ту же, что и «закрещивание» копотью свечи, цель имело мазание крестов смолой на дверях изб и хлевов, чтобы преградить дорогу колдунам.

Вообще же, пишет Т. Золотова, в народной обрядности «вода, огонь и крест имели универсальное очистительно-предохранительное значение». Поэтому во всех календарно-обрядовых циклах использовались приемы возжигания огня, окуривания, окропления, купания, применения креста для отпугивания нечисти [18].

Итак, распространенные в народе представления об «освященном» огне и о чудесной силе свечей восходят к языческим временам. Богослужебная же традиция Православной Церкви не знает никакого «освящения» «четвергового огня» или обряда нанесения копотью крестиков над дверями дома.

Святитель Иоанн Златоуст, говоря о магических приемах, предупреждал: «Если и имя Святой Троицы призывают на таковых действиях, если будет призывание святых, если и знамение крестное наводится, бежать подобает таковых и отвращаться» [22]. Также и церковным авторам древней Руси приходилось выступать против суеверного, магического использования крестного знамения [23].

«Мнят себя христианами, а поганские дела творят. «

До принятия христианства у восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших. С распространением христианской веры он был приурочен в народе к четвергу Страстной седмицы. Отсюда происходит украинское название Великого четверга: Навський Великдень (или Мавський Великдень, Мертвецький Великдень) [26], и белорусское Наўскi Вялiкдзень, то есть «Пасха мертвецов».

Предназначавшиеся для мертвецов продукты съедали сами хозяева на Пасху, полагая, что погостившие покойники уже отведали подношений. Целью таких жертвоприношений едой было задобрить умерших пращуров, заручиться их покровительством [29].

Обычай оставлять в бане ведро воды и веник для «родителей» или для «хозяина» (банника) просуществовал в России до конца XIX в. [31] В качестве примера пережитков языческих представлений об умерших можно также привести существовавшее среди украинских крестьян верование, что в Великий четверг «мертвецы встают из своих гробов и собираются в церковь по звуку колокола, который ударяет всего только один раз. Собравшись вместе, они становятся перед храмом. Из среды их выходит священник и громогласно произносит какую-то молитву, по окончании которой двери храма отворяются сами собой. После этого мертвецы входят в храм и собор священников начинает совершать литургию. По окончании литургии мертвецы христосуются друг с другом и затем выходят из храма. Священник произносит молитву, после чего двери храма сами собою затворяются и мертвецы возвращаются на кладбище» [32].

Как писал И. П. Калинский, в народных поверьях и обычаях, приуроченных к Великому четвергу, «весьма явно пробивается древнеязыческое понятие наших предков о целебной силе огня и воды и о влиянии этих стихий на здоровье человека, особенно ввиду наступающей весны, которая считается временем возбуждения и оживления всех сил природы.

Не напрасно поэтому Стоглав сильно восстает против этих обрядов и называет их «прелестью и хулою еретичества»» [33].

Учитывая сказанное выше, становится также понятно, почему епископ Новосибирский Сергий (Соколов) на вопрос, будет ли он брать себе домой «четверговый огонь», ответил: «Я не огнепоклонник» [36].

[1] Желтов М. С., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы).

[2] Валентина Зандер. Христос – Новая Пасха. Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи.

[3] См.: Желтов М. С., свящ. Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы).

http://www.bogoslov.ru/text/398799.html; он же.

Общая композиция служб Страстной седмицы. http://www.bogoslov.ru/text/397608.html;

Великая Пятница. http://www.pravenc.ru/text/150067.html;

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. М., 1991 [Репринт]. С. 682; Типикон. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/typokon_r.htm;

О богослужении Страстной седмицы. Настольная книга священнослужителя.

[4] Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75

[5] В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

[6] В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75

[7] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 209

[8] В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг).

[10] В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75

[11] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 208

[12] В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75. О «четверговой» соли подробнее см.: Что такое «четверговая соль»? http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Bogoslovie_10/01127_Chto_takoe_chetvergovaya_sol.htm

[13] В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг).http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm;

Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 76

[14] Иначе называлась «четвережной», «страстяной» свечой, «огнем евангельским»

[15] В. Г. Холодная. Четверговая свеча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm

[16] И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489; В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; Татьяна Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. С. 75; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 116

[17] В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

[18] Татьяна Золотова. Сгинь, нечистая сила. Как защищались от «злых сил» сибирские старожилы // Родина. 2003. № 2, с. 76

[19] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996, с. 115

[20] См.: Ольга Богданова. Сияние греческой Пасхи. http://www.taday.ru/text/367302.html

[21] См.: «Сретенские» свечи и чин их освящения. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Hram_i_bogosluzhenie/01128_Sretenskie_svechi.htm

[22] Цит. по: Протоиерей Александр Новопашин, Валерий Мельников. Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян. http://azbyka.ru/vopros/svyatye_otcy_otvety_09-all.shtml.

См. также Матфей Властарь. Алфавитная Синтагма. О чародеях.

[23] См.: Рыбаков Б.А. Дом в системе языческого мировоззрения.

[24] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 208

[26] В. [В.] И[ванов], В. [Н.] Т[опоров]. Навь // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997. Т. 2, с. 195

[27] Елена Грузнова. Место, где все равны. Социокультурный феномен русской бани // Родина. № 9. 1995. С. 102

[30] Стоглав. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html

[31] В. Г. Холодная. Чистый четверг (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

[32] А. Балов. Колокольный звон в народных верованиях // Живописная Россия, 1903. № 142. С. 446. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 262. См. также: Демонология. http://rus.ridna-ukraina.com.ua/demon

[33] И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489

[34] В Москве состоялась пресс-конференция на тему «Как правильно подготовиться и провести Пасху». http://www.patriarchia.ru/db/text/1126687.html

[35] Епископ Иларион (Алфеев): Христос учит нас жить в мире и проповедовать миру Его воскресение. http://www.pravmir.ru/article_2857.html

[36] Прот. Николай Афанасьев о происхождении диаконского служения.

Новости

Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых в кафедральном соборе г. Днепродзержинска.

Прощеное воскресенье в Днепродзержинске.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *