Четыредесятница что это такое простыми словами

Святая Четыредесятница

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопиим» включительно (в последней стихире).

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный.

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую.

Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Источник

Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Часто спрашивают: Почему Великий пост называют святой Четыредесятницей, если длится он почти пятьдесят дней?

Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть фото Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть картинку Четыредесятница что это такое простыми словами. Картинка про Четыредесятница что это такое простыми словами. Фото Четыредесятница что это такое простыми словамиОтвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Потому что Великий пост состоит из двух неравных частей. Одна из них — святая Четыредесятница — называется так, потому что длится ровно сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчивается пост святой Четыредесятницы в пятницу перед Вербным воскресеньем. В этот день в одном из церковных песнопений поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче» — то есть мы переходим ко второй части Великого поста — Страстной седмице. По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа.

Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и другие события евангельской истории

Страстная седмица 2018

Богослужения Страстной седмицы

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Четыредесятница

Четыредеся́тница – 1) также Святая или Вели­кая четы­ре­де­сят­ница – первые сорок дней Вели­кого поста; 2) также Малая четы­ре­де­сят­ница — Рож­де­ствен­ский пост.

Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть фото Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть картинку Четыредесятница что это такое простыми словами. Картинка про Четыредесятница что это такое простыми словами. Фото Четыредесятница что это такое простыми словами

Первые 40 дней Вели­кого поста – время стро­гого воз­дер­жа­ния, при­го­тов­ля­ю­щее хри­стиан к долж­ной встрече празд­ника Пасхи. Вели­кий пост уста­нов­лен в вос­по­ми­на­ние соро­ка­днев­ного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соеди­не­нии со Страст­ной сед­ми­цей) 7 недель.

В это время не вку­ша­ется пища живот­ного про­ис­хож­де­ния (мясо, яйца и молоч­ные про­дукты), а также и рыба. В празд­ник Бла­го­ве­ще­ния и в Верб­ное вос­кре­се­нье раз­ре­ша­ется вку­ше­ние рыбы, а в Лаза­реву суб­боту – рыбной икры. Для бере­мен­ных женщин, кор­мя­щих мате­рей и боль­ных пост может быть ослаб­лен или отме­нен.

Сле­дует пом­нить, что суть и цель поста – воз­дер­жа­ние от стра­стей, при­ле­жа­ние к молитве, духов­ному чтению и бого­мыс­лию, чему спо­соб­ствует воз­дер­жа­ние в пище, сми­ря­ю­щее плоть. Поэтому подвиг поста сле­дует при­ни­мать с рас­суж­де­нием, учи­ты­вая состо­я­ние здо­ро­вья, опыт поще­ния, обсто­я­тель­ства жизни, сове­ту­ясь со свя­щен­ни­ком.

Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть фото Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть картинку Четыредесятница что это такое простыми словами. Картинка про Четыредесятница что это такое простыми словами. Фото Четыредесятница что это такое простыми словами

Вели­кому посту пред­ше­ствуют при­го­то­ви­тель­ные недели, кото­рыми Цер­ковь духовно (осо­быми служ­бами) и телесно (посте­пен­ным пере­хо­дом к стро­гому посту) гото­вит веру­ю­щих к св. Четы­ре­де­сят­нице.

Бого­слу­же­ние Вели­кого поста имеет свои осо­бен­но­сти. Утром совер­ша­ется утреня, часы и вечерня; вече­ром – вели­кое пове­че­рие. По поне­дель­ни­кам, втор­ни­кам и чет­вер­гам литур­гия не совер­ша­ется (кроме слу­чаев, когда на эти дни попа­дает боль­шой празд­ник); по средам и пят­ни­цам слу­жится литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, в вос­кре­се­нье – литур­гия св. Васи­лия Вели­кого, а по суб­бо­там – обыч­ная, св. Иоанна Зла­то­уста.

В первое вос­кре­се­нье Вели­кого поста празд­ну­ется Тор­же­ство Пра­во­сла­вия – празд­ник, уста­нов­лен­ный в 8‑м веке после победы над ересью ико­но­бор­че­ства.

Во второе вос­кре­се­нье совер­ша­ется память свт. Гри­го­рия Паламы, рас­крыв­шего учение о Небес­ном (Фавор­ском) свете, оза­ря­ю­щем души под­ви­за­ю­щихся в молитве и посте.

В третье вос­кре­се­нье, назы­ва­е­мое Кре­сто­по­клон­ным, совер­ша­ется покло­не­ние Свя­тому Кресту. В чет­вер­тое – память прп. Иоанна Лествич­ника, напи­сав­шего «Лествицу» – сочи­не­ние о вос­хож­де­нии к совер­шен­ству в доб­ро­де­те­лях.

Пятое вос­кре­се­нье посвя­щено вос­по­ми­на­нию прп. Марии Еги­пет­ской, явив­шей обра­зец истин­ного пока­я­ния остав­ле­нием гре­хов­ной жизни и обра­ще­нием к Богу.

Шестое вос­кре­се­нье (неделя ваий) – дву­на­де­ся­тый празд­ник, назы­ва­е­мый Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим или Верб­ное вос­кре­се­нье, в кото­рый празд­ну­ется тор­же­ствен­ное шествие Спа­си­теля на воль­ные стра­да­ния.

Осо­бен­ной служ­бой отли­ча­ются: поне­дель­ник-чет­верг первой сед­мицы – на вели­ком пове­че­рии чита­ется Вели­кий канон; пят­ница первой сед­мицы – память вмч. Фео­дора Тирона и бла­го­слов­ле­ние колива; чет­верг пятой сед­мицы – сто­я­ние Марии Еги­пет­ской, когда пол­но­стью поется Вели­кий канон и чита­ется житие пре­по­доб­ной; суб­бота пятой сед­мицы, назы­ва­е­мая Суб­бо­той Ака­фи­ста, – в похвалу Божией Матери совер­ша­ется пение ака­фи­ста; суб­бота шестой сед­мицы назы­ва­ется Лаза­ре­вой, т.к. посвя­щена вос­по­ми­на­нию вос­кре­ше­ния Гос­по­дом пра­вед­ного Лазаря ( Ин.11:1–46 ).

В суб­боты второй, тре­тьей и чет­вер­той седмиц (Роди­тель­ские суб­боты) совер­ша­ется поми­но­ве­ние усоп­ших. В дни Страст­ной сед­мицы совер­ша­ются особые службы, посвя­щен­ные вос­по­ми­на­нию пре­да­ния и стра­да­ний Спа­си­теля.

Источник

Святая Четыредесятница: что это в православии, и как ее проводить

В настоящее время множество людей обращается в православную веру. Это радует, однако новообращенным не все бывает понятно в уставе Церкви, особенностях Богослужения, правилах поведения в храме. Например, у всех на слуху выражение «Святая Четыредесятница», но что это такое, понятно не всем. Данная статья имеет своей целью разъяснение этого понятия.

Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть фото Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть картинку Четыредесятница что это такое простыми словами. Картинка про Четыредесятница что это такое простыми словами. Фото Четыредесятница что это такое простыми словами

Что такое Святая Четыредесятница

В третьем веке появились первые упоминания о Четыредесятнице.

Происхождение выражения

Само слово говорит за себя, оно состоит из слов: «четыре» и «десять». Это значит, что период состоит из сорока дней. Он восходит своими корнями к земной жизни Христа. Спаситель провел в строжайшем посте именно сорок дней в пустыне. В честь этого события и был создан самый главный пост у христиан. Он имеется у католиков и православных.

Значение понятия

История Появления Великого поста

В третьем веке был обычай принимать Таинство Крещение на Пасху. Перед ним оглашенные постились сорок дней по примеру поста Спасителя в пустыне. В знак солидарности с ними держали пост и остальные христиане. Также число «сорок» могло происходить и от количества часов, которые провел Спаситель во гробе.

На Востоке

На Западе

В Католической Церкви количество дней установилось не сразу. Сначала пост составлял 36 дней, позже ради числа «сорок» были добавлены еще четыре дня. Насчет воздержания в пище на Западе были не такие строгие правила, как в православии. Нельзя было вкушать только мясо, но позже ввелись запреты и на молочные продукты.

У католиков всегда существовал обычай вкушать пишу в пост только после вечерней службы. А поскольку это было не всем под силу, они стали служить ее раньше, после полудня. Позже было разрешено есть и по утрам. До наших дней на Западе сохранился такой режим питания в пост — одна обильная трапеза и две небольших.

Насчет строгости воздержания — у католиков пост более щадящий, чем у православных. В прошлом веке Папа официально издал указ — строго поститься только два дня (в Великую Пятницу и Пепельную Среду).

Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть фото Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть картинку Четыредесятница что это такое простыми словами. Картинка про Четыредесятница что это такое простыми словами. Фото Четыредесятница что это такое простыми словами

Как проводить Великую Четыредесятницу

Всем понятно, что это — время особого покаяния, осознания своих грехов, желания и попытки исправления своей жизни. Поэтому в такие дни надо отложить всякие развлечения, которые рассеивают ум.

Надо по возможности чаще ходить в храмы в этот период, читать духовные книги. Обязательно надо хотя бы раз поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Воздержание в пище способствует успокоению плоти, которая нередко мешает духовному восхождению. Ведь именно обилие жирной пищи и излишний покой расслабляют душу.

Однако, воздержание в пище не является самоцелью. Главное в посте — все же молитва и духовный рост.

Дата и сроки

Святая Четыредесятница состоит из пяти недель и пяти дней.

Великий пост каждый год имеет одинаковое количество дней и включает в себя:

Каждая неделя носит название по порядковому номеру (Первая седмица, Вторая седмица и т. д.). Каждый год пост начинается в разные дни, это зависит от того, в какой день празднуется Пасха. Как известно, празднование Пасхи связано с весенним полнолунием, а оно в каждый год приходится на новый день.

Этот пост может начаться в период с 15 февраля по 21 марта. В будущем году, например, он начнется 11 марта.

Подготовка к событию

К главному посту Церковь начинает подготавливать своих чад задолго, словно заботливая мать.

Подготовка состоит из трех недель:

Воскресенье последней недели (Масленицы) называется «прощеным», потому что в этот день все просят прощения друг от друга. На вечерней службе храмы облачаются в черный цвет, служится Чин прощения. Все — от настоятеля до прихожан — встают на колени и просят друг у друга прощения. Этот благочестивый обычай пришел из монашества — древние иноки уходили в затвор на весь период Великого поста и перед этим прощались со всеми.

Важно вступить в период поста, примирившись и попросив прощения у всех, особенно у тех, с кем мы были в ссоре.

Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть фото Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть картинку Четыредесятница что это такое простыми словами. Картинка про Четыредесятница что это такое простыми словами. Фото Четыредесятница что это такое простыми словами

Питание во время поста

Необходимо воздерживаться от скоромной пищи. Делается это для того, чтобы усмирить плоть, очистить душу и поднять дух. Все это имеет цель — с помощью молитвы приближение к Богу. Ведь непросто молиться и мыслить о духовном, если тело пресыщено пищей.

Что можно есть

Этот пост считается самым строгим, ведь он служит приготовлением к самому главному православному празднику — Пасхе. Возникает справедливый вопрос: что же можно есть в этот период?

Послабление поста допускается только по воскресеньям, субботам и праздникам. В эти дни можно есть горячую пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу рекомендуется сыроядение. В остальные дни можно есть вареную пищу без масла. На Первой и Страстной неделе устав предписывает вкушать только хлеб с водой. На праздник Благовещения и Вербное воскресенье разрешается рыба. В Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры. В первый день поста и Страстную пятницу обычно вообще ничего не едят.

Такой строгий устав рекомендуется только здоровым взрослым христианам. Больным же людям, беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым разрешается послабление. Строгость воздержания все индивидуальна, поэтому надо обязательно советоваться с духовником.

В пост разрешается пища растительного происхождения, а именно:

Что нельзя есть

Людям с некоторыми хроническими заболеваниями разрешаются молочные продукты, но мясо обычно не благословляется даже тяжело больным, за исключением редких случаев.

В этот период нельзя есть пищу животного происхождения, а именно:

Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть фото Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть картинку Четыредесятница что это такое простыми словами. Картинка про Четыредесятница что это такое простыми словами. Фото Четыредесятница что это такое простыми словами

Особенности Богослужения

Каждая неделя этого периода индивидуальна, носит свое название и имеет свои особенности в богослужениях. Великопостные службы отличаются красотой и неповторимостью. Весь период читается особая молитва с тремя великими (земными поклонами), которая называется «молитва Ефрема Сирина».

В этот период бывает особая служба — Литургия Преждеосвященных Даров. На ней причащают уже заготовленными заранее Святыми Таинами. Поэтому на этой службе нет евхаристического канона, а вместо Херувимской песни поют песнопение «Ныне Силы Небесные с нами».

Особенности каждой недели:

Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть фото Четыредесятница что это такое простыми словами. Смотреть картинку Четыредесятница что это такое простыми словами. Картинка про Четыредесятница что это такое простыми словами. Фото Четыредесятница что это такое простыми словами

Значение Святой Четыредесятницы

Надо понимать, что воздержание в пище — не самоцель, главное: очистить душу с помощью покаяния, избавиться от страстей, приблизиться к Богу и подготовиться к Празднику Праздников — Пасхе.

Важно не переборщить с ограничением в пище, чтобы не ослабить свое здоровье. Мы должны убивать не свою плоть, а страсти.

Поэтому не надо доводить себя до истощения, поститься следует разумно, в соответствии со своими физическими силами и состоянием здоровья. Как сказал один подвижник: «Тело наше как осел, не докормишь, не довезет до Царствия Небесного, а перекормишь — взбесится».

А для определения своей личной меры воздержания надо посоветоваться со священником.

Видео

Этот видеоролик поможет лучше понять суть поста.

Источник

II. О постах в новозаветной церкви

Учреждение постов в новозаветной Церкви

Новозаветная Церковь во всей силе приняла установление Церкви ветхозаветной о постах.

Учение Иисуса Христа о посте

В новозаветной Церкви первоначально пост освящен самим Спасителем и Апостолами. Подвигоположник спасения нашего пред вступлением в подвиг искупления постился 40 дней и 40 ночей, и подвигом поста победил все наветы диавола. Предначав сорокадневным постом ( Мф. 4:2 ) подвиг служения своего роду человеческому, Спаситель сам в продолжении проповедания своего нарочито не учреждал особенного поста своим ученикам; впрочем исправляя лицемерное пощение Фарисеев, показал существенное свойство поста и научил в истинном духе поститься. Фарисеи, дабы показаться постящимися в глазах людей, принимали на себя все мрачные признаки содержимого ими изнурительного поста, показывали мнимое самопогружение в томности глаз и лица, внутреннее самоосуждение в худой и разодранной одежде, совершенное отвержение обычных утешений в унылости всего внешнего положения. Заповедуя поститься для Бога, для внутренней чистоты, для укрощения чувственных стремлений и склонностей, Спаситель заповедует поститься пред взором Божиим, в сердечной собранности, во внутреннем самообладании, а потому во время поста не велит изменять внешнего вида наружными знаками фарисейского постничества, напротив простым, спокойными видом, приличным по состоянию одеянием и благообразным положением устранять мысль других, что мы постимся ( Мф.6:16–18 ). Говорит и положительно о посте, когда показывает необходимость молитвы в совокупности с постом для изгнания духа глухого и немого, чрез что в духовном смысле разумеются страсти, приводящие человека не в состояние ни говорить, ни слышать доброе, полезное, назидательное ( Мк.9:29 ). А говоря о последнем времени пришествия своего, каковым в частности для каждого есть час смертный, чрез ясное последствие показывает всю необходимость поста и воздержания от чувственных удовольствий, и трезвенности от житейских наслаждений, когда попечительно предостерегает нас, чтобы сердца наши, отягченные объедением и пьянством, и многоразличными страстями, не потонули в блате нечистот, потому повелевает неослабную всегдашнюю трезвенность и воздержание соединять с молитвою, дабы не постиг час смертный неожиданно, но в готовности стать пред судом Сына человеческого, Судии вселенной ( Лк.21:34,36 ).

Употребление поста в Церкви Апостольской

И вот видим, что св. Апостолы, сопроводив в восшествии Господа на небеса, тотчас принимаются за молитву, а вкупе и пост для достойного приготовления себя к принятию обещанного Утешителя. Как этот Утешитель есть Дух истины, наставник на всякую правду и истину, Дух святый, благий, правый: то и ожидают Его в прилежной – единодушной молитве, с которою без сомнения соединяем был соответственный пост и воздержание, как средство к очищению внешних чувств и к соблюдению в непорочности тела ( Деян.1:14 ). И св. Апостолы с пречистою Материю Иисусовой, братьями Его с св. женами мироносицами и прочим избранным собранием первенствующих христиан все время от вознесения Господа до снисшествия Духа Святаго пребывали в непрестанной – единодушной молитве и посте, дабы со священною алчбой и жаждою восприять Духа Святаго. С таковою духовною алчбой и жаждою они и восприняли живоносное нашествие Духа; напоенные живыми водами Духа, они в силе Духа изшли и для напоения вселенной водами Духа во спасение.

Другой пример употребления поста в апостольской Церкви видим в Церкви Антиохийской. Предстоятели Церкви Антиохийской, насажденной Варнавою и Павлом, пребывая в служении Господу, соединяли с молитвою пост для того, как последствие показывает, дабы испросить изволение Духа на дальнейшее проповедание Евангелия. На это молитвенное прошение последовал ответ Духа Святаго, который явил им, чтобы они отделили Варнаву и Павла на дело проповедания, на которое Дух Святый назначил их и призвал. Тогда предстоятели Церкви Антиохийской опять сотворили пост и молитву, и возложив руки на Варнаву и Павла, отпустили их на дело благовествования ( Деян.13:2–4 ).

Пример молитвы совокупно с постом, в Антиохийской Церкви показывает 1), что оный взять с примера Церкви Иерусалимской – Апостольской; во 2) то, что св. Апостолы, по первоначальному примеру ожидания Св. Духа, и в последующее время, когда исходили или отпускали кого для проповедания, всегда делали то после усердной молитвы и поста. А впрочем, как они, по восприятии Духа Святаго, постоянно находились в подвиге молитвы и проповедания Евангелия: то очевидно, что постоянно находились и в подвиге поста ( Деян.6:4 ), или паче постоянный подвиг проповедания был для св. Апостолов вкупе подвигом поста и всех трудов. До нынешнего часа, говорит Апостол Павел от лица всех Апостолов, и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся. ( 1Кор.4:11 ), т. е. что они с самого первого времени, как начали проповедовать веру во Христа непрестанно терпят и голод и жажду, и наготу, не потому, чтобы не могли быть в довольстве как Апостолы Христовы ( 1Фес.2:7,9 ), но потому, чтобы никого не отягчить собою и чтобы служение проповедания было беспорочно и благоуспешно, тщились во всем представлять себя, яко же Божии слуги, представлять как в многоразличных скорбях и теснотах, так и в трудах, во бдениях и постах ( 2Кор.6:5 ).

Учреждение постов определенных

Пример поста, какой содержал сам Спаситель и св. Апостолы, равно как и пример их жизни служил для верных первенствующей Церкви вообще примером к тому, чтобы в важных случаях поститься и воздерживаться, и испрашивая благословения Божия на нарочитые предприятия, с молитвою соединять пост.

Особенно важные события жизни и деяний Спасителя, равно Апостолов, яко учителей вселенной и другие знаменательные происшествия, касавшиеся жизни и деяний великих святых, в Церкви христианской были для первенствующих христиан в воспоминании драгоценными памятниками, на которых утверждалась св. Вера, учение и догматы веры, питалось и возвышалось благочестие, и уверенность в будущей жизни, как неотъемлемом наследии подвижников веры. Почему все таковые события, по свойству их, в известные дни и времена освящаемы были празднованием или радости и торжества, или духовной скорби и печали, и судя по важности их, были предваряемы, а некоторые и проводимы в воздержании, посте и тщательном хранении от всего, что могло возмущать и приводить в чувственное рассеяние; без сего несовершенною считалась молитва и несоответственным провождение празднования.

Таким образом, в след за тем, как время от времени учреждаемы были в Церкви христианской празднества в честь рождества Спасителя, Его божественных, спасительных страданий и живоносного Воскресения, равно в честь Божией Матери и Апостолов, с празднествами учредились и посты для достойного сретения и препровождения праздников.

Пост в среду и пяток

Происхождение великих годовых постов

В какое именно время по Вознесении Господнем явились и учреждены великие годовые посты, пост пред Рождеством Христовым, пост в честь Успения Божией Матери и Апостолов, не о всех обретаются ясные исторические указания. Об установлении поста в честь Апостолов говорится в постановлениях Апостольских (кн. 5. гл. 19), где предписывается после Пятидесятницы одну седмицу праздновать, а потом поститься.

О других двух постах нет столь определенного указания. Можно с несомненностью положить, что с учреждением в Церкви празднеств в честь Рождества Христова и в честь Успения Богородицы учреждены и посты, как достойное приготовление к празднованию оных.

Замечательна любомудрая мысль св. Отцов Церкви касательно четырех годовых постов в том отношении, что учреждение их, между прочим, приспособляется к четырем временам года. Св. Лев великий говорит: (в Беседе 18) церковные посты так расположены в году, что для каждого времени года положено свое особое правило воздержания. Так для весны весенний пост в четыредесятницу, для лета летний после пятидесятницы, для осени осенний – в седьмом месяце; для зимы зимний (пред Рождеством Христовым).

Действительно – четыре поста по времени продолжительные, по качеству употребления простой пищи и пития предписывающие более или менее строгое воздержание, с известным ограничением, в мудром учреждении Церковью прилично могут быть приспособлены к освящению четырех времен года, как приношение Господу для испрошения благословения его на каждое время года, дабы Господь в совершаемом в славу Его посте благословлял нас и здравием телесным, и успехом дел, и утверждением в сердцах наших попечения о спасении душ наших. В сей мысли пост св. четыредесятницы, всегда главною и большею частью продолжения своего приходящий на Март, первый весенний месяц, и по древнему ветхозаветному учреждению, совмещающемуся с новозаветным, первый в церковных месяцах, по важности времени, равно причины учреждения, простирается на освящение времени весны. Будучи чистым приношением Господу для освещения душ, он служит освящением начального времени, когда возбуждаемые от зимнего усыпления естественные силы, приводятся в действие, и все отселе приемлет начатие благословения, простирающегося и на последующее течение года. Пост в честь св. Апостолов, постоянно бывающий в Июне, первом летнем месяце, простирается на освящение летнего времени, дабы по молитвам св. Апостолов, своим учением, орошенным от Духа Святаго, насадивших на земле веру, распространивших Церковь и посредством церкви произрастивших в верующих всех народов и стран все плоды духовных совершенств и добродетелей, Господь послал плодоносие и плодов земных, и плодов душевных для произрастания в жизнь вечную.

Пост в честь Успения Божией Матери, хотя начинается в начале третьего летнего месяца, но, оканчиваясь в половине месяца, в преддверии осени, может быть почитаем приношением Господу для освящения осеннего времени, дабы Матерь Божия, принесшая нам плод зрелый, питающий души и телеса наши в жизнь вечную, испросила молитвами своими благословение и на собрание плодов земных и на собранные плоды, дабы нам употреблять оные не для питания только телес наших, ни для поддержания жизни плотской, чувственной, но и для духовного питания душ наших, и для поддержания жизни благодатной во славу Божию.

Пост в честь Рождества Спасителя, большею частью составляющих его дней, приходящий на Декабрь, на начало зимы, имея главною целью приготовить к восприятию великого таинства пришествия во плоти Сына Божия для спасения Мира и к деятельному участию спасительных плодов Его, по отношению ко времени года служит приношением Господу в освящение времени зимы, дабы Господь не попустил нам провождать жизнь в хладе духовного бесчувствия к спасению души нашей и бесплодия в истинных делах веры и благочестия, но даровал нам благодать сообразно времени божественного Рождения Спасителя нашего, возродиться к новой благодатной жизни. Конечно в последовании церковного богослужения в означенные посты – не выражается эта мысль, что каждый из этих постов составляет приношение Господу за время года, в которое совершается. Но это глубоко-созерцательная и духовно-нравственная мысль, кроме главных священных событий, какому каждый из постов посвящен, не отменно входила в соображение богодухновенных установителей сих душеспасительных учреждений.

Вообще надлежит сказать о постах, что все посты, учрежденные св. Церковью, и кратковременные и продолжительные, имеют основание свое в важности времени учреждения, свое достоинство в Апостольском, или ближайшем ко временам Апостольским, древне отеческом учреждении, свою душеспасительную цель в oбучении верных воздержанию и достойному провождению празднственного и непразднственного, посвященного для благоговения, времени.

Преимущественная важность поста святой Четыредесятницы

Преимущественная важность пред прочими постами Новозаветной Церкви, так называемого великого поста св. Четыредесятницы

Трехседмичное приуготовление Церкви к Четыредесятнице, как к великому духовному подвигу

Что великий пост и великопостное богослужение имеет особенную важность и назначение, чтобы ввести нас в познание своих грехов, поселить в нас заботу о очищении и исправлении греховной своей жизни и дел, это прежде всего ясно показывает то, что св. Церковь не просто вводит нас в св. Четыредесятницу, но особенным образом приготовляет к ней, как к великому духовному подвигу.

Как пред начатием сражения обыкновенно всеми оружиями снабжаются, всеми способами ограждаются, всеми мерами предостерегаются, всеми наставлениями возбуждаются воины, так и Церковь, приготовляя воинов к великому подвигу св. поста, к нарочитой борьбе и сражению с плотскими страстями и с духами злобы, еще за три седмицы начинает постепенно располагать к этому великому подвигу чад своих.

1-я Предуготовительная неделя о Мытаре и Фарисее

2-я о блудном сыне

3-я о страшном суде

4-я вводная в св. четыредесятницу, – сырная Седмица

После страшного представления всеобщего суда, как последнее предъочищение полагается пред вступлением в пост сырная седмица 16 с сыропустною неделею. Сырная седмица чрез отложение мясных яств день от дня приближает к посту постепенным воздержанием в пищи и питии, дабы и телесные чувства постепенно приготовить к простым, безыскусственным брашнам. Почему поется в первый день седмицы: «отверзошася предверия божественного покаяния, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа, призвавшего мир в царствие небесное» (На утрен. по 2-м стихосл. седал.). А еще более приближает последованием богослужения, которое в среду и пяток совершается уже в порядке великопостного богослужения: в эти два дня, за исключением преждеосвященной литургии, все поклоны и молитва св. Ефрема Сирина с долупреклонными и поясными поклонами, в положенных местах совершаются, как и в самую четыредесятницу.

Замечательно, что Церковь вместе с тем, как начинает Триодь, начинает приготовлять к посту, как к великому, особенному времени, в самом последовании чтений Евангелия и Апостола. Содержанию недельных Евангелий соответствуют и чтения из Апостола; в неделю о мытаре и Фарисее предлагается пример последования истинным добродетелям и злострадания за благочестие в противоположность успехам людей нечестивых в зле (зач. 296); в неделю о блудном сыне показывается зловредность для души и тела плотской нечистоты (зач. 135); в неделю мясопустную, также как и субботу сырную (зач. 115) дается наставление о благоразумном употреблении пищи без соблазна для других (зач. 140); в неделю сыропустную, соответственно наступлению светлого времени воздержания, внушается об отложении темных дел целомудрием и отвержением похотей (зач. 112).

В среду 18 на 6-м часе, и на вечерне, положено по паремье из пророка Иоиля; в 1-й паремье ( Иоил.2:12–26 ), заповедуется пост и общее собрание в храм для всенародной молитвы, от возрастных и мужей до млекопитающихся, и от старцев до новобрачных, и чтобы священники с плачем совершали служение и проносили Богу молитвы, дабы отъял Господь глад (по причине засухи и саранчи) и ниспослал земле благословение благоплодия. Во второй паремье ( Иоил.3:12–21 ), читаемой на вечерни говорится о ниспослании от Господа этого плодородия. В применении этих паремий к приготовительному времени поста внушается верным Нового Завета, что, если Господь с такою строгостью требовал поста в Ветхом Завете для умилостивления Его во время гневного посещения Его: кольми паче верным новой благодати единомысленно надлежит обращаться к посту и покаянию, когда Бог, по установлению Церкви своей, нарочито требует поста и покаяния, и когда пост и покаяние необходимы для очищения грехов всех и каждого. В пяток положена одна паремья на 6-м часе из пророка Захарии ( Зах.8:7–17 ). В этой паремье Господь обещает собрать народ свой от востока и запада, возвратить в Иерусалим, благословить дела рук каждого успехом, винограды и поля обилием, дом Иудов и Израилев честью пред языческими народами, требуя однако же, чтобы каждый говорил истину своему ближнему, чтобы судии наблюдали правосудие, и никто не питал в сердце своем злобы и клеветы против ближнего своего, как ненавистных Богу. В применении этой паремьи к приготовительному времени поста показывается в утешительных чертах, колико обильные должны последовать плоды для тех, которые, согласно воле Божией, при руководстве св. Церкви, достойно совершают поприще св. поста, не ослабевая в шествии по оному от начала до конца. Таковые и сами низведут на себя обильное благословение свыше, и для других соделаются благовестниками мира и спасения. В субботу сырную служба в честь святых – преподобных мужей и жен, в подвигах поста, покаяния и молитвы просиявших, с тем именно намерением положена, чтобы верным, уготовляемым к подвигу св. Четыредесятницы, представить многообразные примеры поста, покаяния и ангелоподобных подвигов в св. житии и деяниях упоминаемых святых. В общей службе святым – преподобными отцам и матерям 19 замечательна паремья, положенная на обычной вечерни субботы из пророка Захарии ( Зах.8:12–23 ) о постах четвертом, пятом, седьмом, десятом, в рассуждении которых дает Господь разрешение чрез Пророка, что дни этих постов, будучи учреждены во времена скорби, и быв проводимы в печали, отселе, по миновании тех скорбных обстоятельств, должны быть проводимы в радостном чувстве благодарения Богу, что, по благости Господа миновали эти скорби уничижения Иерусалима и Израиля; вследствие сего не только Иудеи, но и иноплеменные народы во множестве обратятся для поклонения Господу в храме иерусалимском, яко Господу всея земли. В применении этой паремьи к навечерию субботы и к прославлению памяти святых великих подвижников, сама собою представляется в объяснение такая мысль, что можно и должно поститься и не в дни печали и скорби. И тогда пост служит выражением духовной радости и должен быть провождаем не в скорби и сетовании, но в веселии духа и в чувстве благодеяний Божиих, также как и преподобные отцы и матери, просиявшие подвигами поста, совершали оный не в скорби, а в крепости и веселии духа; почему прославили своими подвигами Бога и прославлены от Бога, равно послужили своими наставлениями и примером спасению многих, и ближних и дальних.

Сырная неделя

В службе сырного воскресенья в трогательно-скорбных чертах представляется и печально воспевается горестное падение наших прародителей и изгнание их из рая сладости. Служба этого дня составляет также особенность, как и служба прочих предуготовительных недель, не относясь к службе ни предыдущих, ни последующих дней. Эта особенность состоит в том, что по всей силе церковного учения и Богослужебного порядка представляется падение прародителей, как мировое – несчастное происшествие, заключающее в себе главную причину всех обременяющих человечество злоключений, с тем вместе показывается существенная необходимость поста и воздержания. Падение прародителей произошло от того, что они, обольстившись видимою красотою запрещенного плода, увлеклись чаемою сладостью и предполагаемою надеждою достижения высшего блаженства от вкушения; в увлечении чувственным пожеланием ели от запрещенного плода, и вместо обещанного духом обольстителем блаженства, к неописанной горести, потеряли действительное блаженство. Отселе сама собою очевидна необходимость поста и воздержания для того, чтобы восстать из глубины падения и греховного омрачения, в каковом каждый из нас и по прирожденным, а паче деятельным грехам и неправдам находится. И св. Церковь, вследствие распространившегося падением прародителей на весь род человеческий нравственного зла, имея материнское попечение восставить каждого из нас из состояния собственного многоразличного и многообразного падения, вводит в св. Четыредесятницу, как тяжко больных в спасительную врачебницу, как непрестанно обуреваемых волнами страстей в благотишное пристанище, как расточивших на далекой стране имение Отца небесного, тщится ввести в себя, приблизить покаянием к Богу и исправлением возвратить в благодатный дом истинного служения и благоугождения воли Божией.

Все это четырехнедельное богослужебное приготовление к великому посту оканчивается за вечерней сырной недели общим прощением, каковое все и готовящиеся и недовольно готовящиеся к посту изъявляют и дают друг другу во взаимном лобзании, нередко и в земном поклонении, дабы во исполнение евангельского слова Спасителя: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный согрешения ваша ( Мф.6:14 ), вступить в великое поприще св. поста и покаяния всем и каждому во взаимном прощении оскорблений, и следовательно вступить в простоте незлобия, мира, и отложения всякого нарекания на ближнего.

Нарочитая цель учреждения св. Четыредесятницы, – нравственное исправление и духовное совершенство

При рассматривании важности поста в предшествующих и самых постных последовательных седмицах, можем с несомненностью утверждать, что великопостное Богослужение имеет двоякое значение, вероучительное, – догматическое и нравоучительное. Вероучительное: великий пост, будучи установлен в подражание 40 дневному посту Спасителя, в составе своего Богослужения изображает подвиги Спасителя, особенно крестные, искупительные, совершенные для нашего спасения, и, оканчиваясь седмицею страстей Христовых, представляет в продолжение сорокадневного времени весь путь служения Спасителя в важнейших действиях. Нравоучительное значение великого поста есть то, что в богослужении оного все направлено к тому, чтобы пробудить человека от его греховного усыпления, привести в раскаяние и сокрушение о своих грехах, очистить, исправить, уврачевать его греховные раны, и таким образом приблизить к Богу, из чада гнева и осуждения соделать сыном Божиим и наследником царствия небесного.

Четыредесятница есть деятельный путь покаяния, исправления, очищения

Соединяя то и другое значение, учительное и нравственное, великопостное Богослужение составляет в применении к деятельной жизни лествицу, ведущую человека от земли к небу; возбуждая к подражанию подвигам Спасителя, преднаписует нам путь покаяния во грехах, путь восстановления и исправления от грехов, путь очищения и восхождения к совершенству. Этот троякий путь деятельной жизни преднаписуется как вообще в великопостном богослужении, так с особенною определенною ясностью в чтениях паремий, читаемых в продолжение всей св. Четыредесятницы.

Троякий путь, – путь покаяния, исправления и нравственного совершенства, особенно выражается в паремьях великопостной службы

Паремьи в св. Четыредесятницу в обыкновенные дни поста, кроме субботы, воскресенья и праздников, постоянно читаются из книг: Исаии, Бытия и Притчей.

Паремии из книги Исаии читаются всегда на 6-м часе. Как 6-й день и час, по разумению Церкви, полагаются с одной стороны временем падения наших прародителей от искушения древнего змия, с другой временем распятия Христа на кресте, которым Он пригвоздил дерзновенный Адамов грех и раздрал рукописание грехов наших: то из этого очевидна цель чтений из пророка Исаии на 6 часе, – чтений грозных, обличительных против пороков и беззаконий человеческих; они, показывая существование и силу прирожденного греха, как корня нравственного растления, заражающего весь род человеческий, пророчески показывают и то, что Христос, как грядущий Мессия, страданиями своими имел искупить нас от греха и осуждения прародительского, а пришедши, – действительно вольным страданием на кресте, раздрал рукописание грехов наших, загладил пред разгневанным Правосудием, и прирождённые и деятельные грехи наши.

Паремьи из книги Бытия и Притчей читаются постоянно на вечерни и, в богослужебном порядке, в самое важное время, – именно пред пением известного стиха: да исправится молитва моя, – когда все молятся с преклонением колен. Чтение из книги Бытия и Притчей служит приготовлением и предрасположением к этому молитвенному покаянному действию и, соответствуя чтению Апостола и Евангелия, изображает, как можно судить из дневных стихов, которые поются на Господи возвах пред паремьями, и из прокимнов, – чтение из книги Бытия есть путь восстановления из падения милосердием Отца небесного к падшему человечеству, являемый в деятельной жизни праведных и святых патриархов; – чтение из книги Притчей преднаписует самый путь нравственного совершенства и образ деятельного восхождения к совершенству в правилах мудрости. Пред чтением этих паремий возглашение священнослужителем многознаменательного изречения с предшествующим: – премудрость прости: свет Христов просвещает всех, показывает, что шествие путем мудрости, который преднаписуется в Притчах, возможно для нас только при свете Ипостасной, Премудрости, – Христа, просвещающего всякого человека, грядущего в мир.

Таким образом, ясно, что паремьи преднаписуют нам троякий путь деятельной жизни, – путь покаяния, путь восстановления от растления греховного и путь восхождения к совершенству. На этот-то путь Церковь и хочет поставить нас в святую Четыредесятницу.

В паремьях из Исаии показывается состояние падения

Как же св. Церковь поприщем Четыредесятницы ведет нас к этой спасительной цели, – как поставляет нас на святой путь покаяния, исправления и совершенства? Для того, чтобы каяться и прийти в сокрушение и плачь о своих грехах, необходимо прежде твердо знать, верно понимать и живо чувствовать состояние своего падения, без чего не может быть никакого покаяния. Посему св. Церковь, чтобы возбудить нас к покаянию, во 1-х изображает пред мысленными взорами нашими состояние нашего падения, – изображает как во всем своем богослужении, так к особенности самыми резкими, сильными чертами в чтениях из книги Исаии.

В Паремьях из книги Бытия показывается путь восстановления

Во 2-х, чтобы утвердиться на пути покаяния, и постоянным, неуклонным шествием по оному восстановляться из состояния падения и исправляться, необходимо знать состояние восстановления человека; это состояние живописуется нам в чтениях из книги Бытия.

В Паремьях из книги Притчей, – путь нравственного совершенства

В 3-х, чтобы, идя путем покаяния и исправления, постепенно восходить к совершенству, необходимо знать путь и образ к совершенству; – этот путь изображается нам в чтениях из книги Притчей. Итак, великопостные Паремьи имеют свою особенную цель и назначение, именно: Паремьи из книги Исаии, в описываемом нечестии и беззакониях, показывают состояние падения человека; Паремьи из книги Бытия изображают состояние восстановления его; Паремьи из книги Притчей предписуют путь и образ к совершенству.

Чтобы видеть, что именно эта, а не другая какая цель чтения великопостных паремий, – для сего раскроем в применении к нашей мысли вообще значение и отличительное свойство каждой книги, из которой предлагаются чтения; – частное содержание и значение каждого дневного чтения покажется при частнейшем разборе каждой паремьи.

Великопостные паремьи из книги Исаии резким обличением пороков всякого рода изображают состояние падения человеческого

Книга Исаии есть книга, сколько пророчественная, столько же, если еще не более, обличительная против пороков и глубокого развращения как Иудейского и Израильского народа, так и соседних народов, Ассириян ( Ис.13:10 ), Египтян ( Ис.19:20 ), Финикиян ( Ис.19:23 ) и других. Пророк видит всю глубину и пространство растления, в которое впал как богоизбранный народ, так и все народы, к которым обращается со своим пророчеством ( Ис.24 ), предвидит наказания и бедствия, которые готовятся от Правосудия Божия погруженным в нечестие и нечистоты – во множестве всякого рода тяжких зол и напастей, и, описывая со всею силою состояние современного развращения, резкими обличениями пороков и сильными угрозами наказаний за пороки старается подвигнуть современников обратиться к Богу, за что и обещает благоволение и жизнь мирную и благополучную. Таково общее свойство чтений из книги Исаии, – свойство чисто обличительное; ибо в каждом почти чтении во-первых описываются пороки и жестоко обличаются, потом излагаются угрозы и казни за пороки, за тем предлагаются сильные убеждения к обращению и обещания от Бога прощения грехов, заглаждения беззаконий и ниспослания всеобщего мира и спасения. Таким образом, в чтениях Парений из пророка Исаии, содержащих тяжкие обличения человеческого развращения, можно видеть в ясном виде изображение состояния падения человека. С какою же ясностью изображается в великопостных паремьях из пророка Исаии состояние падшего и подвергшегося всякому растлению человека, увидим, при частнейшем изъяснении каждого дневного чтения оных.

Великопостные Паремьи из книги Бытия, представляя жизнь патриархов под непосредственным водительством Божиим, изображают путь восстановления

Книга Бытия, описывая первоначальное бытие мира и человека по премудрой, благой и святой воле Божией, и потом, плачевное падение человека, навлекшее проклятие и всякого рода бедствия на род человеческий, представляет и обетование о восстановлении падшего человечества. Сообразно сему в великопостных паремьях из книги Бытия, после начальных глав о сотворении мира и падении человека, предлагаются чтения, содержащие с одной стороны описания благочестивой жизни и правых путей водительства Божия патриархов, которые исполнением воли и закона Божия из состояния падения возвысились в состояние благодатного восстановления и оправдания; с другой стороны изображается состояние и действия людей нечестивых, своею неправедною и беззаконною жизнью показывающих свое падение и отпадение от Бога; причем пути жизни праведных и святых патриархов и составляют самый путь восстановления из греховного состояния, и путь водительства избранных к первобытному совершенству Богоугодной жизни. Таким образом, чтения из книги Бытия, показывая благодатное обетование о семени жены, имеющем некогда сокрушить главу змия – Искусителя, и восстановить человека в первобытное совершенство, в состояние первобытной Церкви и жизни патриархов, ясно изображают путь восстановления человека из состояния падения.

Великопостные Паремьи из книги Притчей Соломоновых, продолжением правил и путей мудрости, показывают путь к духов. совершенству

Введение в пост св. Четыредесятницы

Общий взгляд 22 на великопостную службу по Триоди

В последовании великопостной Триоди, положенном на Утрени, Часах и Вечерни, в покаянных стихах, в молитвенных песнях слышим вообще излияние умиленных и сокрушенных, уничиженных и плачевных, обличительных и самоукорительных чувств души исповедующейся Господу. Таковые чувствования безразлично разлиты в последовании всех седмиц постной Триоди, поелику главная цель во всем последовании неизменно одна и та же: впечатлить в сердцах важность поста, раскрыть очистительные действия его в мыслях, чувствованиях и действиях подвизающихся на поприще поста.

Общее свойство всех седмиц Четыредесятницы

Особенные черты каждой седмицы

Впрочем, в каждой седмице пост представляется и в особенных действиях, применительно и к обстоятельствам времени, к началу, продолжению, преполовению и окончанию поста, и к другим священным обстоятельствам, соединяющимся со временем поста, как то: применительно к поклонению св. Кресту, для поклонения которому в 3-ю седмицу шествующие подвигом поста приготовляются, а в 4-ю наставляются благоговейному и душеспасительному поклонению св. Кресту; применительно к воскресению Лазаря в 6-ю неделю ваий.

1-я Седмица великого поста в порядке последования постной Триоди

Первая седмица великого поста, как вступление в великий пост, как начало покаяния, как сосредоточение чувств для молитвы и благоговения, издревле общеупотребительным названием именуется чистою; как будто бы, особенно святою и чистою быв сама в себе, очищала и вступивших в поприще поста от всего порочного и нечистого; и действительно именуется так по особенному действию на собранность и введение в себя постящихся и, при духовной собранности, на отрешение от всего не только омрачающего чувства, но и от обычного ядения и пития, для прояснения и очищения чувств. По уставу Церкви в первые два дня до вечера среды вкушать не полается; затем для ревнителей поста трапеза отлагается до вечера пятка; при таком возбуждении ревности к посту, который по отношению к количеству пищи поставляется токмо в нужном поддержании сил, а по отношению к качеству пищи, в самых простых овощах, вообще же в сухоядении, первая седмица по справедливости называется чистою.

Посмотрим: как св. Церковь вводит нас в самое поприще св. Четыредесятницы.

Первая седмица Четыредесятницы особенно впечатлевает образ падения и призвания к обращению

За тем поставляя себя в самый порядок великопостного богослужения, обретаем в нем самый простой путь приближения нашего к Богу. Сообразно времени покаяния и смирения пред Богом и человеками, и богослужение Четыредесятницы во всех частях направлено к возбуждению чувств умиления и сокрушения о грехах, и смиренной, благоговейной молитвы. Состоя по большей части в чтении, тихо и медленно совершаемом, дабы содержать предстоящих в собранности и самовнимании, в пении протяжном, унылом, выражающем томность воздыхания души, сетующей о своих грехах, просящей у милосердого Бога помилования, оно при своей простоте составляет безмолвную беседу с Богом, и каждого внимательного к своему состоянию погружает в себя и в размышление о душевном, своем состоянии. Это простое, умилённое чтение и пение, при окончании каждой части богослужения, как то: Полунощницы, Утрени, каждого Часа дневной службы, для воскрыления духа крепостью и для возбуждения телесных чувств к бодрственности, как небесным возгласом, одушевляется молитвою преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, кратко представляющею пред взоры ума и сердца, чего каждый подвизающийся на поприще поста должен особенно просить себе у Господа, и какими мыслями и чувствованиями исполнять себя при самом богослужении. При чем каждое совершение этой молитвы с тремя земными и 12 поясными поклонами поставляет молящихся в некоторый опыт аскетического подвига и упражнения, в каковой силе и предписывается церковным уставом совершать молитву преподобного Ефрема не иначе, как возведши чувственные и умные очи к Богу и, неуклонно зря горе душевне и телесне, исполнять с умилением и страхом Божиим и даже со слезами, если кто имеет дарование слез.

При таковом последовании Богослужения, особенно выражающем глас призывания Божия к покаянию соответственным чтением и пением, в первых же стихах трипеснца в утро понедельника слышим плачевное воздыхание кающегося о своем отпадении от Бога: «Како ныне моего восплачу отпадения? Кое начало положу спасения моего, блудно поживый, Щедре! Ими же веси судьбами, спаси мя»; и показывается, какое близкое имеет отношение пост к падению Адама, имеет отношение, как врачевство к уврачеванию болезни. «Брашно Адам яде, и невоздержание изрину его из рая: нас же, Господи, прияв благоугодно пост, покажи, Человеколюбче, достойны покаяния», – покажи достойно Тебе кающимися. Согласно с сим в каноне св. Андрея Критского, читаемом в навечерии первых четырех дней, в первых же стихах канона выражается горькое рыдание оплакивающего себя грешника, что он, поревновав первозданному Адаму в преступлении, отчуждился от Бога, что душа грешная уподобилась в падении своем первой Еве; предаваясь грехам и беззакониям, она также видела и смотрела страстно, также пленилась красотою греховного плода гибельно, также коснулась древа, взяла с древа плод и дерзновенно вкусила бессловесные сведи.

О Апост. Древ. поста среды и пятка, кроме 69 пр. ап. и пост. ап. кн. 7. гл. 24 смот. свид. Отцев Воскр. Чт. т.III. 1839 в стат. о посте в среду и пяток № 37.

Блаж. Авг. слов. 35 о Святых. Блаж. Иероним слово о преставлении Богом. том 5.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *