Четырехстопный амфибрахий что это
Занятие 34. Размер стиха
Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:
Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)
Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):
В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).
Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.
Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)
Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.
Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.
(пример пятистопного дактиля.).
А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:
В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)
Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:
Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)
Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:
Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)
Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.
Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.
В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).
Графическое изображение десяти размеров стиха:
ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:
1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.
Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.
Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…
В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.
Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев
ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»
Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин
Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов
«Неповторимая дней благодать. «
Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов
Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва
Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов
В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин
Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин
А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин
Схема октавы: АБАБАБВВ.
. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов
Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский
Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин
Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.
Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)
Схема триолета: АБАААБАБ.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский
Занятие 4. Амфибрахий
1. Определение амфибрахия.
2. Распространённые амфибрахические размеры.
3. Равносложные амфибрахические размеры.
4. Разностопные амфибрахические размеры.
5. Разнообразие амфибрахических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки.
Количество стоп и слогов в строках амфибрахия, в зависимости от вида рифм, и схемы ударных и безударных слогов приведены в таблице, приведённой выше:
В отдельных стопах реального амфибрахия на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на теоретически ударных слогах.
Рассмотрим двустопный амфибрахий.
Старинные розы
Несу, одинок,
В снега и морозы,
И путь мой далек.
Расставим ударения в четверостишии:
СтарИнные рОзы
НесУ, одинОк,
В снегА и морОзы,
и пУть мой далЕк.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
Во всех строках идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: двустопный амфибрахий: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
1.2. Строки амфибрахия могут быть и более длинными:
За нашей спиною остались паденья, закаты, –
ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется думать, что черные наши бушлаты
дадут нам возможность сегодня увидеть восход.
Расставим ударения в четверостишии:
За нАшей спинОю остАлись падЕнья, закАты, –
ну хоть бы ничтОжный, ну хоть бы невИдимый взлЕт!
МнЕ хОчется дУмать, что чЕрные нАши бушлАты
дадУт нАм возмОжность сегОдня увИдеть восхОд.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «МнЕ» и «нАм» знаками плюс «+»:
Ключевой является первая строка, поскольку представляет собой идеальный пятистопный амфибрахий. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/14 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
2. Самыми распространёнными являются 3-х и 4-х стопный амфибрахий.
Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь
В объятья…
Приведём авторское пятистишие к традиционному четверостишию.
Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь в объятья…
Расставим ударения в четверостишии:
КогдА умирАет любОвь,
ВрачИ не толпЯтся в палАте.
ДавнО понимАет любОй –
НасИльно не брОсишь в объЯтья…
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
Во всех строках идеальный трёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 8/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Расставим ударения в четверостишии:
Над мИром вечЕрних видЕний
МЫ, дЕти, сегОдня царИ.
СпускАются длИнные тЕни,
ГорЯт за окнОм фонарИ,
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «МЫ» знаком плюс «+»:
Во всех строках, кроме второй, идеальный трёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
В ЛЮКСЕМБУРГСКОМ САДУ
Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умевших и шпагу держать, и копье, –
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное – женское – счастье мое!
Расставим ударения в четверостишии:
Я жЕнщин люблЮ, что в боЮ не робЕли,
умЕвших и шпАгу держАть, и копьЕ, –
Но знАю, что тОлько в пленУ колыбЕли
обЫчное – жЕнское – счАстье моЕ!
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
Во всех строках, кроме первой, идеальный четырёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/11 слогов; рифмовка: перекрёстная: ж/м.
3. Равносложный амфибрахий.
Любовь и вино
Нам нужны равно;
Без них человек
Зевал бы весь век.
Расставим ударения в четверостишии:
ЛюбОвь и винО
НАм нУжны равнО;
Без нИх человЕк
ЗевАл бы вЕсь вЕк.
Выделим в строках стопы:
ЛюбОвь и – винО
НАм нУжны – равнО;
Без нИх че –ловЕк
ЗевАл бы – весь вЕк.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «НАм» и «вЕсь» знаками плюс «+»:
В первой и в третьей строках идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: двустопный амфибрахий: 5/5 слогов; рифмовка смежная: м/м.
3.2. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
Вот старый Роб Моррис. А кто он таков?
Король за столом, старшина стариков.
Он славится стадом коров и свиней
И дочкой – отрадой своей и моей.
Расставим ударения в четверостишии:
Вот стАрый РОб МОррис. а ктО Он такОв?
КорОль за столОм, старшинА старикОв.
Он слАвится стАдом корОв и свинЕй
и дОчкой – отрАдой своЕй и моЕй.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в имени собственном «РОб» и в местоимениях «ктО», и «Он» знаками плюс «+»:
Ключевыми строками, позволяющими безошибочно идентифицировать четырёхстопный амфибрахий, являются чётные строки. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 11/11 слогов; рифмовка смежная: м/м.
По улице Горького –
Что за походка! –
Красотка плывет,
Как под парусом лодка!
Прическа – что надо!
И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком
Губная помада!
Для определения размера стихов приведём авторское восьмистишие к традиционному четверостишию.
По улице Горького – что за походка! –
Красотка плывет, как под парусом лодка!
Прическа – что надо! И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком губная помада!
Расставим ударения в четверостишии:
По Улице ГОрького – что за похОдка! –
КрасОтка плывЕт, как под пАрусом лОдка!
ПричЕска – что нАдо! и свИтер – что нАдо!
С моднЕйшим оттЕнком губнАя помАда!
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
В первой строке фигурирует безударная стопа. Остальные строки представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/12 слогов; рифмовка смежная: ж/ж.
А вот примеры пятистопного амфибрахия:
Усните блаженно, заморские гости, усните,
Забудьте, что в клетке, где бьемся, темней и темнее.
Что падают звезды, чертя серебристые нити,
Что пляшут в стакане вина золотистые змеи…
Расставим ударения в четверостишии:
уснИте блажЕнно, замОрские гОсти, уснИте,
ЗабУдьте, что в клЕтке, где бьЕмся, темнЕй и темнЕе.
Что пАдают звЕзды, чертЯ серебрИстые нИти,
Что плЯшут в стакАне винА золотИстые змЕи…
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически:
Все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
Когда зарыдала страна под немилостью божьей
И варвары в город вошли молчаливой толпою,
На площади людной царица поставила ложе,
Суровых врагов ожидала царица, нагою.
Расставим ударения в четверостишии:
КогдА зарыдАла странА под немИлостью бОжьей
и вАрвары в гОрод вошлИ молчалИвой толпОю,
На плОщади лЮдной царИца постАвила лОже,
СурОвых врагОв ожидАла царИца, нагОю.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы строк схематически:
И здесь все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
4. Разностопный амфибрахий.
Осы;пались листья над вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
Вы всё-таки мой.
Расставим ударения в четверостишии:
осЫпались лИстья над вАшей могИлой,
и пАхнет зимОй.
ПослУшайте, мЕртвый, послУшайте, мИлый:
ВЫ всЁ-таки мой.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВЫ» знаком плюс «+»:
Первые три строки – идеальный, хотя и разностопный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный амфибрахий: 12/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
А много ль рассветов ты встретил в лесу?
Не больше, чем два или три,
Когда, на былинках тревожа росу,
Без цели бродил до зари.
Расставим ударения в четверостишии:
а мнОго ль рассвЕтов тЫ встрЕтил в лесУ?
Не бОльше, чем двА Или трИ,
КогдА, на былИнках тревОжа рОсу,
Без цЕли бродИл до зарИ.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимении «тЫ» и в двусложном союзе «Или» знаками плюс «+»:
Ключевыми строками являются последние две, в них амфибрахий идеален. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/8 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ
Сегодня не слышно биенье сердец –
оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
подумать успев напоследок:
Расставим ударения в четверостишии:
СегОдня не слЫшно биЕнье сердЕц –
онО для аллЕй и бесЕдок.
Я пАдаю, грУдью хватАя свинЕц,
подУмать успЕв напослЕдок:
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
Все строки, кроме третьей, идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Над нами ветра
И рыдают и пляшут,
Бормочут дожди
В темноте.
Спят наши любимые,
Воины наши,
А нас обнимают…
Не те.
Объединим полустроки в полные строки четверостишия.
Над нами ветра и рыдают и пляшут,
Бормочут дожди в темноте.
Спят наши любимые, воины наши,
А нас обнимают… не те.
Расставим ударения в четверостишии:
Над нАми ветрА и рыдАют и плЯшут,
БормОчут дождИ в темнотЕ.
СпЯт нАши любИмые, вОины нАши,
а нАс обнимАют… не тЕ.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в глаголе «СпЯт» знаком плюс «+»:
Все строки, кроме третьей, представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 12/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
5. Разнообразие строф амфибрахия.
Предстала, и старец великий смежил
Орлиные очи в покое;
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном все земное!
Над дивной могилой не плач, не жалей,
Что гения череп – наследье червей.
Примечание: зане – (союз. церк.) ибо, для того, потому что, т.к.
Расставим ударения в шестистишии:
ПредстАла, и стАрец велИкий смежИл
орлИные Очи в покОе;
ПочИл безмятЕжно, занЕ совершИл
В предЕле земнОм всЕ земнОе!
Над дИвной могИлой не плАч, не жалЕй,
Что гЕния чЕреп – наслЕдье червЕй.
Выделим в строках стопы:
Представим стопы шестистишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВсЁ» знаком плюс «+»:
Во всех строках, кроме четвёртой, идеальный амфибрахий. Размер шестистишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9/11/9/11/11 слогов; рифмовка сложная: м/ж/м/ж/М/М.
6. Задания для самостоятельной проработки.
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.
Я плаваю в желтом пруду
И бредень тягаю за клячу.
Потом через поле иду
И с братом о карпах судачу. С. 100.
На красное зарево еду,
Устало роняя весло.
От лодки, неслышным следом,
Расходятся волны светло. С. 13.
Минута, другая – и солнце взойдет.
Туман опадет и растает сверкая.
Глядишь – и река золотая такая,
и чайкой береза стремится в полет. С. 68.
Даурский Багульник! Реликтовый старец.
Как пахари, трудятся корни твои.
Живучий, колючий, упрямый кустарник
на северных склонах сибирской земли. С. 46.
Спасибо тебе за рассеяность звездную, ночь,
тебе, подорожник-трава, что царапины лечит.
Спасибо за лепет дождя, за язык человечий,
а проще спасибо за то, что хотели помочь. С. 160.
Послушай, послушай,
ну разве же мы виноваты,
что спели до нас (но и все же не смолк
соловей) –
про белые ночи,
скупую улыбку заката,
про черные очи и гордые дуги бровей. С. 143.
Ты небо о тучах
молила
Своим растревоженным
взглядом:
Дождем осыпалась
малина
И яблоки сыпались
градом. С. 164.
На карте Союза она не нужна,
Речонка Таруса – две пяди до дна. С. 57
С утра то и дело
в колодце гремела бадья,
да церковь белела,
бокастая, как попадья. С. 144.
А город уходит. Рябая на нем
Рубаха топорщится дыбом.
И знаешь, опять то, что было огнем,
Мелькая, становится дымом. С. 149.
Скрипели колеса. По пыльным ухабам
Телега прошла за село.
Легко было, может быть, едущим бабам,
Зато лошадям – тяжело. С. 90.
Сломалась береза.
Потом ее люди под корень срубили.
Но там,
где была не земле ее длинная тень,
еще и поныне восходят цветы голубые,
и копятся росы,
и вечером бродит олень. С. 45.
Амфибрахий: стихотворный размер и примеры стихов
Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в котором ударный слог, второй, окружен двумя безударными. Амфибрахический ритм – неспешный, величественный, склонный затрагивать за живое, вызывать грусть. Благодаря этому амфибрахий популярен среди поэтов-мыслителей и поэтов-философов.
Пример стихов, написанных амфибрахием – «Ворожея» Данила Рудого
Происхождение термина
Хотя у слова «амфибрахий» довольно необычное звучание, значение термина объясняется просто. Пришел он из греческого языка, с которого «ἀμφίβραχυς» переводится как «с обеих сторон краткий», то есть в этом случае название говорит само за себя.
Второе название амфибрахической стопы – брахихорей (т.е. «короткий хорей»), но данный термин в современном литературоведении почти не употребляется.
Как устроен амфибрахий
В отличие от двусложных стихотворных размеров ямба и хорея, стопа амфибрахия состоит из трех слогов в следующем порядке: безударный – ударный – безударный. Схематически это можно представить как UÚU| UÚU| UÚU| UÚU. Например:
Есть в ру́сской| приро́де| уста́ла|я не́жность,
Безмо́лвна|я бо́ль за|таённой| печа́ли…
Амфибрахий является достаточно употребительным среди трехсложных размеров. Это объясняется его большой словесной емкостью. Ритмическая группа может начинаться словом со вторым ударным слогом (таких в русском языке около 40%), а может заменить первый безударный слог односложным «вспомогательным» словом и далее использовать слова с первым сильным слогом (а это еще 40%).
Амфибрахий используется как с женскими, так и с мужскими окончаниями, т. е. полномерный и усеченный.
Разновидности амфибрахия
В зависимости от количества стоп, используемых в каждой строке, стихи, написанные амфибрахием можно разделить на несколько типов, приведенных ниже вместе с примерами.
Двухстопный амфибрахий
Размер этот довольно редок (как и вообще двухстопники) ввиду сложности. Состоящая из двух слов строка имеет лишь один словораздел. Например:
Отпе́то|е го́ре
Усну́ло| в груди́,
Свобо́да| и мо́ре
Горя́т впе|реди́.
Трехстопный амфибрахий
Размер достаточно распространен в числе амфибрахических. В «чистой» строке – три слова и, следовательно, два словораздела. Рифма встречается женская и мужская:
Лишь Те́рек| в тесни́не| Дарья́ла,
Гремя́, на|руша́л ти|шину́…
В звучании и выразительности трехстопного амфибрахия именно расположение словоразделов играет существенную роль.
Отличный пример трехстопного амфибрахия – песня «Была не была» на стихи Юлия Кима из шедевра советского кинематографа «Человек с бульвара Капуцинов»:
Четырехстопный амфибрахий
Также широко распространенный размер. Вот, например, мужские и женские окончания в парном чередовании:
В песча́ных| степя́х а|рави́йской| земли́
Три го́рды|е па́льмы| высо́ко| росли́.
Родни́к меж|ду ни́ми| из по́чвы| беспло́дной,
Журча́, про|бива́лся| волно́ю| холо́дной.
Весьма распространено сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Вот мужской четырехстопник с женским трехстопником:
Как ны́не| сбира́ет|ся ве́щий| Оле́г
Отмсти́ть не|разу́мным| хаза́рам.
Их се́ла| и ни́вы| за бу́йный| набе́г
Обрёк он| меча́м и| пожа́рам.
Примером четырехстопного амфибрахия является и известная песня Юрия Шевчука «В последнюю осень»:
Только не перепутайте эту композицию с другой популярной песней группы ДДТ «Что такое осень»: та, в свою очередь, написана пятистопным хореем.
Пятистопный амфибрахий
Этот размер встречается гораздо реже, хотя отличается большой словоемкостью и гибкостью и хорошо вмещает сложную фразу. Вот пример с женскими и мужскими окончаниями:
Стыдли́вый| подсне́жник| над пре́лью| весе́нних| прота́лин.
Набу́хши|е по́чки| гото́вы| пробры́знуть| листво́й.
Иногда пятистопный амфибрахий встречается в соединении с более короткими строками, например, равномерно чередуясь с трехстопным и четырехстопным:
И ску́чно,| и гру́стно,| и не́ко|му ру́ку| пода́ть
В мину́ту| душе́вной| невзго́ды…
Жела́нья. | что по́льзы| напра́сно| и ве́чно| жела́ть.
А го́ды| прохо́дят| — всё лу́чши|е го́ды!
Великий русский поэт Александр Башлачев, неоправданно рано ушедший из жизни в конце XX века, использовал пятистопный амфибрахий в своем шедевральном лирическо-сатирическом стихотворении-песне «Похороны шута»:
Но будьте внимательны! Обратите внимание на построфные переходы от размеренного, наспешного описательного повествования к стремительным, язвительным выпадам. В этих случаях пятистопный амфибрахий меняется на трехстопный дактиль.
Шестистопный амфибрахий
Редко встречающийся размер. Представляет собой удвоенный трехстопник. Используется с обязательной цезурой после девятого слога. Вот пример с мужскими окончаниями:
Я ви́дел| норве́жски|е фьо́рды| // с их жёсткой| безду́шной| красо́й.
Я ви́дел| доли́ну| Ара́гвы,| // омы́ту|ю све́жей| росо́й…
Семистопный амфибрахий
Крайне редкий стихотворный размер, по сути являющийся соединением четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Обязательна цезура после четвертой стопы:
По у́ли|цам у́зким,| и в шу́ме,| и но́чью,| // в теа́трах,| в сада́х я| броди́л.
И, в я́вствен|ной ду́ме| гряду́ще|е ви́дя, // за жи́знью,| за су́щим| следи́л.
В данном примере рифма мужская, но возможны и другие окончания, а также усечение или наращение левого полустишия.
Амфибрахий в русской поэтической традиции
Языковая реформа XVIII столетия не сразу открыла амфибрахию свободный путь в русскую поэзию. Ломоносов основное внимание уделял дактилям и анапестам. Неуверенны и как бы случайны обращения к этому размеру и у Сумарокова.
Таким образом, в XVIII веке амфибрахических стихов было очень мало, до 1840-х годов встречаются лишь единичные примеры. Но уже скоро он стал одним из наиболее востребованных размеров.
Стихотворения, написанные амфибрахием, начали обретать популярность во времена Пушкина. Трехдольник отлично подходил для создания длинных стихотворений. С его помощью писали поэмы Некрасов и Тихонов. В качестве примера можно привести строфы из известной некрасовской поэмы «Мороз, Красный нос»:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц.
Не менее охотно поэт пользовался и четырехстопником: во второй части «Русских женщин» две разновидности амфибрахия органично сочетаются между собой.
Этот размер не так музыкален, как хорей, и скорее напоминает обыкновенную разговорную речь. Амфибрахий более «спокоен», чем другие размеры: двудольники ямб и хорей, трехдольники дактиль и анапест.
Четырехстопный амфибрахий получил распространение и в творчестве других поэтов XIX века. Его часто использует Лермонтов, как в чистом виде, так и с пропусками:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Активно использовался амфибрахий и в переводах. Например, выполненный Фетом перевод известного стихотворения Р. Фроста «Другая дорога». Поэт сумел перевести произведение, сохранив его смысл, ритмику, настроение: сдержанное и вместе с тем торжественное.
В осеннем лесу на развилке дорог
Стоял я, задумавшись, у поворота.
В конце XIX – начале XX столетия моду задавали символисты: амфибрахий лежал в основе стихов Блока, Бальмонта. Последний называл амфибрахий певучим и пленительным. Часто использовал амфибрахий и Маяковский, с характерными паузами внутри стиха. Благодаря этому его стихи отличаются большой звучностью.
В начале XX века произошло некоторое снижение популярности размера, но все же поэты продолжали экспериментировать с его звучанием. К примеру, знаменитое стихотворение-призыв «Мужество» Ахматовой написано четырехстопным амфибрахием.
Торжественность амфибрахия как нельзя лучше подошла и для философского реквиема Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну».
Амфибрахий в современной русской поэзии
Поэзия более позднего периода, в том числе современная, стремится искать новые формы за рамками классических метров, поэтому амфибрахий в современных стихах встречается редко. Однако русский поэт-философ XXI века Данил Рудой активно использует этот размер в своем творчестве.
В неё я влюбился быстрей, чем стрела
Амура с тугого срывается лука.
Гармония власть надо мной обрела,
И невыносима с ней стала разлука.
И, бросив любовниц засохший букет,
Как будто алмаз приобрёл за латунь, я
Услышал, как люди кричали мне вслед:
“Куда ты? Погибнешь! Она же колдунья!”
В далекой, чужой им обеим стране,
На злой, непонятной, ненужной войне
Столкнулись две армии, пеплом засыпав поля.
Сражаясь как будто в безвыходном сне,
Солдаты молились богам, сатане,
Но всех хоронила сырая от крови земля.
О, как ты эффектна в зеркальных очках!
Мне мил их серебряный цвет.
Всего, что обычно мелькает в зрачках,
На гладкой поверхности нет.
Хрустальные линзы блестят, как слеза –
К ним зайчик лучистый приник.
Ты смотришь как будто мне прямо в глаза –
И в сторону в этот же миг.