Чигирь звезда это что
Что такое денница в мифологии?
Что такое денница, знают немногие, потому что это слово является, с одной стороны, поэтическим, а с другой – еще и устаревшим, то есть не употребляемым в сегодняшнем обиходе. Тем более что имеет оно не одно значение, а несколько, хотя и близких друг к другу. О том, что такое денница, и будет рассказано в статье.
Слово в словарях
Как уже было сказано выше, словари указывают, что денница – слово устаревшее, сохранившееся, в основном, в стихах и в мифологии. В них, как правило, дается два значения. Это:
Этимология слова уходит далеко в глубину веков. Образовалось оно от слова «день», пришедшего сначала из праиндоевропейского в древнеиндийский, а затем и в праславянский, в древнерусский, и в русский. А также (с некоторыми вариациями в произношении) в украинский, белорусский, болгарский, словенский, сербохорватский.
Синонимами «денницы» являются: заря, рассвет, аврора, звезда, свет, светоносица, брезг, светанье.
Денница у славян
У славян денницу еще называют утренницей, заряницей, светлуссой, зоринкой, Чигирь-звездой. Она символизирует утреннюю звезду, полуденную зарю. А также является устаревшим названием планеты Венеры, которая гаснет на небосклоне последней.
В славянских мифах существует несколько вариантов персонификации Денницы, например, таких как:
Денница является предвестницей восхода солнца, она выводит солнце на небо, а затем постепенно исчезает в его ослепительных лучах. В преддверии утра Денница сияет ярче других светил, помогая месяцу.
С Денницей, или Чигирь-звездой, русские связывали ряд примет.
Аналоги Денницы имеются и в древнегреческой мифологии (Фосфор), и в римской (Люцифер), и в германско-скандинавской (Аурвандил). Сначала рассмотрим, что такое Денница у древних греков?
Фосфор, значит, несущий свет
Согласно Цицерону, «утреннюю звезду» называли «Фосфор». В переводе с древнегреческого языка это значит «несущий свет». Согласно другим источникам, Фосфор отождествлялся с Геспером – «вечерней звездой». Именно так называли планету Венеру, которую из-за ярких лучей солнца видно лишь на заре и на закате. В древности считали, что это две разные планеты.
Когда же было установлено, что и Вечерняя звезда, и Утренняя – это один и тот же объект, Фосфора окончательно отождествили с Геспером. По имени Фосфора назвали светящийся в темноте химический элемент, открытый в 1669 году.
Согласно Гесиоду, Фосфор являлся сыном богини зари Эос и титанида Астрея. Его считали любимцем богини Афродиты, сделавшей его охранителем своего святилища. Фосфор был отцом двух сыновей – Дедалиона и Кеика. Он символизировал собой Восток, а Геспер – запад.
Люцифер
Образ Люцифера нашел свое отражение и в христианстве. Так, о нем упоминается в книге пророка Исайи, где имеется в виду человек – вавилонский царь. Однако в других толкованиях это сатана, упавший с неба. В русском синодальном переводе он обозначается словом «Денница», тогда как в переводе Вульгаты используется латинское «Люцифер». Этот перевод был осуществлен Иеронимом, который имел авторитет в христианском мире, и именно он дал ту основу, которая послужила к отождествлению Люцифера с именем Сатаны.
В XIV веке была издана поэма Данте Алигьери «Божественная комедия», посвященная христианской тематике. В ней Люцифер предстает в образе вмерзшего в лед существа, имеющего три пасти. Он грызет изменников и предателей, величайшими из которых являются – предавший Христа Иуда, Брут, Кассий. Начиная с XVII века, Люцифер является аналогом Сатаны и дьявола – падшего ангела.
Аурвандил
Это слово в переводе с древнеанглийского означает «луч, сияющий свет». Англосаксы применяли этот термин к утренней Венере. В англосаксонских «Бликлингских проповедях», относящихся к X веку, Иоанн Креститель называется «новым Эоренделем». Ведь он, подобно утренней звезде, предвещающей солнечный рассвет, является предтечей Иисуса Христа.
У других германских народов также встречается персонаж, подобный Эаренделу. Так, например, в «Младшей Эдде» упоминается Аурвандил, являющийся спутником бога Тора. Аурвандил, после того как отморозил палец, бросил его в небо, где тот превратился в звезду.
Чигирь звезда это что
СЛАВЯНСКИЙ МИР запись закреплена
ЧИГИРЬ ЗВЕЗДА. Так поселяне называют Венеру. Предание о сей планете заключается в том, что она показывает человеку счастие и несчастие, что делать и чего нет. Наши грамотные старики записали о ней следующее: «Сия бо звезда едина именем Чигирь есть, меж всеми звездами 10 мест во всяком месяце имеет, а по трижды приходит на всякое место коегождо месяца. Сие есть великая мудрость. Аще кто добр горазд и разумеет месячному нарождению, той видит и кий круг ведает сия звезда Чигирь. Аще кому ехати, или идти куда, или селиться, смотри, на которую сторону та звезда стоит: аще она станет противу, и ты противу ее не езди никуды. Во дни 1, 11 и 21 стоит Чигирь на востоце, и ты храмины не ставь, на дворе главы своей не голи. Во дни 2, 12, 22 стоит Чигирь меж востоком и полуднем, и ты с женою не спи; ино рожденное будет курчя и бесплодно. Во дни 3, 13, 23 стоит Чигирь на полудни, и ты в те дни в полдни не купайся, в баню не ходи: изойдешь лихом, или учинится переполох».
САЖАР ЗВЕЗДА. Сажаром поселяне называют Медведицу. Они думают, что это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей и что медведи живут под ее защитой. За воровство и кражу Сажары наводят сон на медведей во всю зиму. Когда Сажары глядят на землю, тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека. Основываясь на этом предании, охотники пускаются в лес только при появлении Сажар.
ГНЕЗДО УТИНОЕ ЗВЕЗДА. Так поселяне называют Плеяды. Они думают, что Гнездо населено духами, в последний день новолуния горит ярким огнем, и что тогда там бывает праздник. По яркому свету поселяне угадывают о погоде всего месяца.
КИГАЧИ ЗВЕЗДА. Так поселяне называют Орионов пояс. В Костромской губернии по этому созвездию поселяне узнают время. В степных селениях говорят, что Кигачи ездят впятером по небу на колесницах, по тысяче верст на час. Где они станут на небе на постой, на земле поют петухи. Кигачи такие же люди, как и мы; только ростом и дородством непохожи на нас.
ЖЕЛЕЗНОЕ КОЛЕСО. Так поселяне называют Арктический пояс. Они думают, что там заключены татары и что их избавлению не будет конца. Заключены они, татары, в железный дом; а дом тот стоит от земли до неба, на железном колесе.
ДЕВИЧЬИ ЗОРИ. Так и поселяне называют три звезды подле Млечного Пути. Они рассказывают: «Жили когда-то на белом свете три родные сестры; а были те три сестры родством и дородством сестра в сестру: что глядеть на одну, то увидишь и на другой. Жили те три сестры в одном доме, без отца и без матери, сами правили домом, сами пахали, сами хлеб продавали. Приходили сваты и свахи сватать тех сестер за молодых ребят; придут сваты к воротам, ворота сами растворяются; пойдут к избе, двери сами отойдут настежь, взойдут в избу, в избе нет ни живого, ни мертвого, как после мора. Постоят, постоят, так и пойдут ни с чем. Выйдут на улицу, посмотрят на окна, а у окон сидят три сестры вместе, прядут одну кудель. Вот и придумали бабы сжить тех трех сестер: они, де, поведьмились, оттого и живут врозь от народа крещеного. Сдумано и сделано. Пойдут ночью зажигать городьбу, глядят—городьбу и огонь не берет. Зажгут избу, и изба не горит. Пытались бабы достать и живой огонь в Ивановскую ночь; и тот огонь не берет их. Ходили по знахарям и колдунам; и те ума не приложат, что с тремя сестрами делать. Уж какие кудесы не строили над ними? Им все ничего. Вот раз и видят бабы: летит огненный змей по селу и прилетел прямо в избу к трем сестрам. Что ж, скажите, змей в избу влетел? Не тут-то было: побегал, побегал вокруг избы, да и прочь полетел. «Вот так народец,— думают бабы,— и змей не берет их». Ну, где тут сладить бабам? Дознались бабы, что померли те три сестры. Хочется бабам поглядеть на тех трех сестер, да как войти в избу? Страшно и подумать, кому идти наперед. Всякому своя жизнь дорога. Сжалились мужики над бабами, да и пошли сами вперед. Подходят к городьбе, городьба расступилась на четыре стороны; подходят к избе, изба рассыпалась на мелкие щепки. Тут-то мужики догадались, что те три сестры были прокляты на роду. Да и после смерти им худое житье: досталось весь век гореть зорями. Вот их уж немножко осталось: только три красных пятнышка. Ништо им проклятым: таковская и честь».
КОСАРИ. Так поселяне называют голову Млечного Пути. Они думают, что у Млечного Пути голова состоит из четырех косарей. Эти косари секут и рубят всякого встречного на пути.
СТАНОВИЩЕ. Так поселяне называют Млечный Путь. Они думают, что Становище наполнено старыми служивыми, басурманского отродья. По тому-то Становищу хаживали татары на святую Русь прямо от железных гор. В Тульской губернии старики рассказывают, что татары хаживали на Русь по Комаринской дороге. Это самое записано и в древней Русской Идрографии. Неподалеку от Тулы есть и Комаринский брод чрез Упу-реку. Чрез этот брод татары прихажива-ли к сему городу. О самом Млечном Пути наш народ рассказывает: «Когда-то на Становище басурманка мать кормила свое дитя грудным молоком. Басурманское отродье не умело сосать молока, которое будто бы разлилось по небу. Потом из этого молока развелись по Становищу старые служивые. А эти служивые до того дожили, что не владеют от старости ни руками, ни ногами. Зато вместо них поставлены настороже четыре Косаря, которые секут и рубят всякого».
МАНЬЯК Так поселяне называют падающие звезды. Наши грамотные деды этот Маньяк величали Белым путем. О Маньяке наши поселяне рассказывают разные предания. Одни говорят, что Маньяк всегда падает с неба на тот двор, где девица потеряла невинность. Другие утверждают, что в его виде летают нечистые духи посещать одиноких баб, когда их мужья пускаются в дальний путь на заработки. Тогда они, при виде Маньяка, говорят: «Аминь! рассыпься!» Третьи со страхом уверяют, что это блуждают проклятые люди и что они сгоняются с места на место до тех пор, пока будут прощены.
Большой Шигирский идол
Каждую нашу встречу мы начинаем с фразы:
«Урал — это колыбель цивилизаций!»
Нет, мы не хвастаемся своей Родиной, мы лишь говорим то, с чем всё ближе и ближе сталкиваемся. Летопись Урала уходит своими корнями далеко за пределы официальной истории и ехидно посмеивается над современной академической наукой через призму найденных артефактов. Сегодня мы расскажем о Шигирском идоле, чье деревянное «тело» насмехается над Великими пирамидами Египта и мы пройдемся новой туристической тропой.
ШИГИРСКИЙ ЛИ ИДОЛ?
Официальная версия и описания Шигирского идола доступна каждому в Википедии, я лишь сделаю пару отправных точек, которые соберут воедино мой рассказ.
Большой Шигирский идол — археологический памятник, древнейшая сохранившаяся деревянная скульптура в мире (возраст оценивается в 11 тыс. лет), выполнена из лиственницы в эпоху мезолита (IX тысячелетие до н. э.), хранится в Свердловском краеведческом музее в Екатеринбурге.
Большой Шигирский идол обнаружен в ходе добычи золота, начатой во второй половине XIX века на Шигирском торфянике, на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга, близ деревни Калата (ныне город Кировград) — в это время там открыли месторождение россыпного золота, и рабочие начали находить необычные предметы из рога, кости, дерева, камня, глины. Все предметы были в прекрасной сохранности. Предметы находили на разных приисках Шигирского торфяника.
Сам идол был найден 24 января (5 февраля по новому стилю) 1890 года на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырёх метров и по распоряжению владельца территории графа Алексея Александровича Стенбок-Фермора также был передан УОЛЕ. Поскольку дерево сохранилось плохо, его извлекали из торфа по частям. Когда скульптура попала в музей, это была просто груда обломков. Было непонятно как идол выглядел. Первую реконструкцию идола выполнил тогдашний хранитель археологической коллекции музея УОЛЕ Дмитрий Иванович Лобанов. Он произвольно соединил часть фрагментов и получил фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещёнными ногами, при этом некоторые части фигуры между собой не были связаны, а ряд фрагментов не использовались вовсе. В 1914 году археолог Владимир Яковлевич Толмачёв выполнил научную реконструкцию идола. В своей реконструкции он использовал все фрагменты скульптуры. По реконструкции В. Я. Толмачёва идол представлял собой фигуру высотой 5,3 метра с объемной скульптурной головой, туловом в виде доски и объёмным основанием, затесанным на конус. Позднее нижняя половина тулова идола длиной 195 см по неизвестным причинам была утрачена. Сейчас высота идола составляет около 3,4 метра. Об утерянной части идола мы можем судить по рисунку В. Я. Толмачёва.
Рис. 1. Реконструкции Большого Шигирского идола: 1 – рисунок идола (по В.Я. Толмачеву); 2 – схема положения выявленной личины на оборотной стороне идола; 3 – рисунок оборотной стороны сохранившейся половины идола (по В. Я. Толмачеву).
На протяжении ста лет не утихали споры о датировке Большого Шигирского идола. Мнения были самые разные: от неолита (V—VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н. э.) и даже раннего железного века (I тыс. до н. э.). В 1997 год поверхность идола стала осыпаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как её осуществить, было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоёв древесины. Анализ проводился в лаборатории Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Ганны Ивановны Зайцевой и в лаборатории Геологического института РАН (Москва), под руководством Леопольда Дмитриевича Сулержицкого. Результаты экспертиз совпали: идол был выполнен в средине мезолита — среднего каменного века. Все три некалиброванные радиоуглеродные даты ложатся в диапазон 8,8—8,5 тысяч лет, что соответствовало калиброванным датам 7820—7590 до н. э. — то есть идол гораздо старше египетских пирамид. Полученные даты вызвали дискуссию. Многие учёные высказывали сомнения в столь раннем возрасте скульптуры и считали необходимым проведение дополнительных исследований, что неоднократно было озвучено в том числе в научных публикациях. Выдвигались предположения, что идол был изготовлен из ствола, пролежавшего в торфянике несколько тысяч лет, и, следовательно, возраст идола может быть значительно моложе. Чтобы разрешить эти вопросы требовались новые дополнительные исследования скульптуры. Новое датирование скульптуры было выполнено в Центре археометрических исследований им. Клауса-Чира Гейдельбергского университета (Германия). Проведённый в 2015 году радиоуглеродный анализ с уточнённой калибровочной кривой, выполненный в Германии с использованием метода ускорительной масс-спектрометрии, привёл к датировке 11 тыс. лет назад. Таким образом, возраст скульптуры оказался более древним, чем считалось ранее.
Помимо радиоуглеродного анализа комплексная программа включала дендрологический и технико-трасологический анализ. Технико-трасологический анализ — изучение поверхности идола под микроскопом, выполненный М. Г. Жилиным и С. Н. Савченко, позволил установить набор инструментов, которыми была изготовлена скульптура, выявить приёмы обработки и последовательность их применения. Но основной сенсацией стало обнаружение на идоле ещё одного нового изображения. Дендрологический и технико-трасологический анализы доказали, что скульптура была изготовлена из свежесрубленного дерева, следовательно, даты полученные по древесине, указывают на время изготовления идола.
Таким образом, проведённые исследования доказали, что на сегодняшний день Большой Шигирский идол является самой крупной и древнейшей монументальной деревянной культовой скульптурой в мире, выдающимся ключевым артефактом для понимания духовного мира населения каменного века Евразии.
ЧИГИРЬ-ЗВЕЗДА
Чтобы понять, насколько Шигирский идол был значим для тех жителей Среднего Урала, окунемся в его топонимику. Шигирь (Чигирь) — это старославянское название последней «утренней звезды», гаснущей на небе, ныне планета Венера.
В славянской мифологии Денница выступает как мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому её ревнует солнце (мотив «небесной свадьбы», характерный и для балтийской мифологии). В сербских народных песнях упоминается как сестра солнца или месяца, иногда как солнцева дочь, Кралевич Марко называет Денницу названной сестрой.
Денница предвещает восход солнца, ведёт солнце на небо и тает в его ярких лучах. Под утро Денница светит ярче всех, помогает месяцу.
…А от косарей по Становищу души усопших — из звезд светлее светлых, охраняя пути солнца, повели Денницу к восходу — Ремизов А. М. К Морю-Океану
У русских известны были приметы, связанные с Денницей, или Чигирь-звездой:
«Аще кто добр горазд и разумеет месячному нарождению, той видит и кий круг ведает сия звезда Чигирь. Аще кому ехати, или идти куда, или селиться, смотри, на которую сторону та звезда стоит: аще она станет противу, и ты противу её не езди никуды. Во дни 1, 11 и 21 стоит Чигирь на востоце, и ты храмины не ставь, на дворе главы своей не голи. Во дни 2, 12, 22 стоит Чигирь меж востоком и полуднем, и ты с женою не спи; ино рождённое будет курчя и бесплодно. Во дни 3, 13, 23 стоит Чигирь на полудни, и ты в те дни в полдни не купайся, в баню не ходи: изойдешь лихом, или учинится переполох.» — Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровы
Аналог Денницы в древнегреческой мифологии — Фосфор, в римской — Люцифер.
Венера классифицируется как землеподобная планета, и иногда её называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами и составом. Однако условия на двух планетах очень разнятся. Атмосфера Венеры, самая плотная среди землеподобных планет, состоит главным образом из углекислого газа. Поверхность планеты полностью скрывают облака серной кислоты, непрозрачные в видимом свете. Споры о том, что находится под густой облачностью Венеры, продолжались до XX века. В то же время атмосфера Венеры прозрачна для радиоволн, с помощью которых впоследствии и был исследован рельеф планеты.
В глубокой древности Венера, как полагают, настолько разогрелась, что подобные земным океаны, которыми, как считается, она обладала, полностью испарились, оставив после себя пустынный пейзаж с множеством плитоподобных скал.
Основываясь на этой информации можно смело предположить, что наши предки, которые проживали на территории нынешнего Среднего Урала, знали и умели «пользоваться звёздным небом», мало того, они еще идолов изготавливали под свои путеводные «звезды». И это всё на рубеже межледниковья, из дерева и «каких-то» 11 000 лет назад.
Я не утверждаю, что Шигирь — это Чигирь, но при глубоком изучении вопроса по Шигирскому идолу и топонимике Уральского хребта, возникает всё больше и больше интересных умозаключений, которые еще нам предстоит понять.
ТАВОЛОЖСКАЯ ПИСАНИЦА
Я не адепт современных направлений по альтернативной истории, я привык брать факты и сопоставлять их со своей реальностью, через призму полученного опыта. В случае с Шигирским идолом, я могу сказать одно — это уникальная загадка, которую нам «подкинул Урал» и эту загадку нужно разгадывать вкупе с Великими пирамидами Египта и Мексики, смотреть на причудливые фигуры плато Наска и пытаться найти общее с нашим Шигирским идолом, брать всю мировую историю и, по крупицам, искать тождественное. Только так мы сможем понять, кто были наши предки, кому они поклонялись и что хотели донести до своих будущих поколений своим «идолом».
Отойдем немного от науки и вернемся к первой фотографии — копия Шигирского идола, которая установлена в деревне Нижние Таволги. Почему копию установили тут, а не в Кировограде? Логичнее же установить было там, где нашли?
Отвечаю: данная копия — это дань окрестностям Невьянска, которая полна тайн и загадок, уходящая далеко за рубеж в 11 000 лет. Помимо Шигирского идола, который нашли относительно недалеко, в районе Нижних и Верхних Таволг есть россыпь артефактов, начиная от первых икон старообрядцев, заканчивая зубами мамонтов, которые находят и по сей день.
Это очень ценная земля Урала, которая таит немало тайн. Поэтому и стоит там Шигирский идол, посматривая за своими окрестностями.
Наскальные рисунки недалеко от деревни Нижние Таволги
МАРШРУТ: ПО СЛЕДАМ ШИГИРСКОГО ИДОЛА
Вместо эпилога: я считаю, что туристический маршрут, который будет рассказывать о невероятной истории Родного Урала просто обязан появиться в этом месте Самоцветного кольца Урала. Он должен дать обычному туристу чувство гордости за свою страну и привить каждому значимость современной России в мировом архиве истории.
Скала Ермака. Деревня Нижние Таволги
Мы должны понимать, что Урал — это не только опорный край державы, который производит танки, это и гигантский пласт истории всего человечества!
Чигирь звезда это что
Имя знака главное: «Чигирь-звезда». Другие имена: «Зелёная звезда», «Изумрудная звезда». Также: «Чигирь-дракон», «Изумрудный дракон».
Имя знака : «Звезда Славы».
На дощечках «Книги Велеса» Ю.П. Миролюбов нашёл изображение только этого знака: Семиконечной звезды (солнца). В письме, посланном в
феврале 1954 года из Бельгии в США А. Куренкову: «III-я дощечка имеет изображение Солнца с семью лучами» Очевидно, что этот знак стоял напротив слов: «И бьёт крыльями Матерь Слава», с
которых эта дощечка начиналась. Это говорит о том, что это также знак Солнца, отождествляемого с Матерью Славой. В другом тексте, в
Прославлении Триглава:30, говорится о том, что Матерь Слава сияет семью
цветами (радуги), которые суть Завет от Бога. Чуть ранее перечисляются семь цветов её перьев: красный (черёмный), синий, рыже-бурый (мондрый),
жёлтый, серебряный, золотой и белый. Зелёный здесь не упомянут, и сами цвета не семицветье радуги, к тому же белый и серебряный, а также жёлтый и золотой — это один и тот же цвет. Что это означает понять сложно (проще всего предположить, что не все цвета перьев упомянуты и особой
семицветной символики в этом перечислении нет). Полагаю. всё это означает, что у сей звезды есть два образа: один символ лика Велеса (Ночного Солнца).
И это Зелёная Звезда Завета, У Велеса семь ликов: Асила, Финист, Семаргл,
Валья, Вритья, Дон, Рамна (он — Семаргл Семиликий). И семь лучей — как раз и есть эти его семь ликов. Второй лик: Дневное Солнце, дающее после дождя семицветную Радугу, как знак Завета Бога. Иногда, вероятно, её и изображали семицветной (либо внутри помещали цветик-семицветик).
Чигирь звезда это что
Сказания русского народа
собранные Иваном Петровичем Сахаровым
В степных селениях с сего дня наблюдают появление звезд с полудня и полуночи. Наша народная астрономия очень мало известна грамотным людям, и многие даже не верят ее существованию. Все подробности, мне известные, будут изложены в Русской символике; здесь предлагаю одни приметы о звездах.
Чигирь звезда. Так поселяне называют Венеру. Предание о сей планете заключается в том, что она показывает человеку счастие и несчастие, что делать и чего нет. Наши грамотные старики записали о ней следующее: «Сия бо звезда едина именем Чигирь есть, меж всеми звездами 10 мест во всяком месяце имеет, а по трижды приходит на всякое место коегождо месяца. Сие есть великая мудрость. Аще кто добр горазд и разумеет месячному нарождению, той видит и кий круг ведает сия звезда Чигирь. Аще кому ехати, или идти куда, или селиться, смотри, на которую сторону та звезда стоит: аще она станет противу, и ты противу ее не езди никуды. Во дни 1, 11 и 21 стоит Чигирь на востоце, и ты храмины не ставь, на дворе главы своей не голи. Во дни 2, 12, 22 стоит Чигирь меж востоком и полуднем, и ты с женою не спи; ино рожденное будет курчя и бесплодно. Во дни 3, 13, 23 стоит Чигирь на полудни, и ты в те дни в полдни не купайся, в баню не ходи: изойдешь лихом, или учинится переполох».
Сажар звезда. Сажаром поселяне называют Медведицу. Они думают, что это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей и что медведи живут под ее защитой. За воровство и кражу Сажары наводят сон на медведей во всю зиму. Когда Сажары глядят на землю, тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека. Основываясь на этом предании, охотники пускаются в лес только при появлении Сажар.
Гнездо утиное звезда. Так поселяне называют Плеяды. Они думают, что Гнездо населено духами, в последний день новолуния горит ярким огнем, и что тогда там бывает праздник. По яркому свету поселяне угадывают о погоде всего месяца.
Кигачи звезда. Так поселяне называют Орионов пояс. В Костромской губернии по этому созвездию поселяне узнают время. В степных селениях говорят, что Кигачи ездят впятером по небу на колесницах, по тысяче верст на час. Где они станут на небе на постой, на земле поют петухи. Кигачи такие же люди, как и мы; только ростом и дородством непохожи на нас.
Железное колесо. Так поселяне называют Арктический пояс. Они думают, что там заключены татары и что их избавлению не будет конца. Заключены они, татары, в железный дом; а дом тот стоит от земли до неба, на железном колесе.
Девичьи зори. Так и эселяне называют три звезды подле Млечного Пути. Они рассказывают: «Жили когда-то на белом свете три родные сестры; а были те три сестры родством и дородством сестра в сестру: что глядеть на одну, то увидишь и на другой. Жили те три сестры в одном доме, без отца и без матери, сами правили домом, сами пахали, сами хлеб продавали. Приходили сваты и свахи сватать тех сестер за молодых ребят; придут сваты к воротам, ворота сами растворяются; пойдут к избе, двери сами отойдут настежь, взойдут в избу, в избе нет ни живого, ни мертвого, как после мора. Постоят, постоят, так и пойдут ни с чем. Выйдут на улицу, посмотрят на окна, а у окон сидят три сестры вместе, прядут одну кудель. Вот и придумали бабы сжить тех трех сестер: они, де, поведьмились, оттого и живут врозь от народа крещеного. Сдумано и сделано. Пойдут ночью зажигать городьбу, глядят—городьбу и огонь не берет. Зажгут избу, и изба не горит. Пытались бабы достать и живой огонь в Ивановскую ночь; и тот огонь не берет их. Ходили по знахарям и колдунам; и те ума не приложат, что с тремя сестрами делать. Уж какие кудесы не строили над ними? Им все ничего. Вот раз и видят бабы: летит огненный змей по селу и прилетел прямо в избу к трем сестрам. Что ж, скажите, змей в избу влетел? Не тут-то было: побегал, побегал вокруг избы, да и прочь полетел. «Вот так народец,— думают бабы,— и змей не берет их». Ну, где тут сладить бабам? Дознались бабы, что померли те три сестры. Хочется бабам поглядеть на тех трех сестер, да как войти в избу? Страшно и подумать, кому идти наперед. Всякому своя жизнь дорога. Сжалились мужики над бабами, да и пошли сами вперед. Подходят к городьбе, городьба расступилась на четыре стороны; подходят к избе, изба рассыпалась на мелкие щепки. Тут-то мужики догадались, что те три сестры были прокляты на роду. Да и после смерти им худое житье: досталось весь век гореть зорями. Вот их уж немножко осталось: только три красных пятнышка. Ништо им проклятым: таковская и честь».
Косари. Так поселяне называют голову Млечного Пути. Они думают, что у Млечного Пути голова состоит из четырех косарей. Эти косари секут и рубят всякого встречного на пути.
Становище. Так поселяне называют Млечный Путь. Они думают, что Становище наполнено старыми служивыми, басурманского отродья. По тому-то Становищу хаживали татары на святую Русь прямо от железных гор. В Тульской губернии старики рассказывают, что татары хаживали на Русь по Комаринской дороге. Это самое записано и в древней Русской Идрографии. Неподалеку от Тулы есть и Комаринский брод чрез Упу-реку. Чрез этот брод татары прихажива-ли к сему городу. О самом Млечном Пути наш народ рассказывает: «Когда-то на Становище басурманка мать кормила свое дитя грудным молоком. Басурманское отродье не умело сосать молока, которое будто бы разлилось по небу. Потом из этого молока развелись по Становищу старые служивые. А эти служивые до того дожили, что не владеют от старости ни руками, ни ногами. Зато вместо них поставлены настороже четыре Косаря, которые секут и рубят всякого».
Маньяк. Так поселяне называют падающие звезды. Наши грамотные деды этот Маньяк величали Белым путем. О Маньяке наши поселяне рассказывают разные предания. Одни говорят, что Маньяк всегда падает с неба на тот двор, где девица потеряла невинность. Другие утверждают, что в его виде летают нечистые духи посещать одиноких баб, когда их мужья пускаются в дальний путь на заработки. Тогда они, при виде Маньяка, говорят: «Аминь! рассыпься!» Третьи со страхом уверяют, что это блуждают проклятые люди и что они сгоняются с места на место до тех пор, пока будут прощены.
- Чигири что это такое
- Чигирями ходить это значит что