Чихание в исламе что означает
Правда ли, что Аллах любит чихание?
Религия Ислам регулирует образ жизни каждого мусульманина и даёт ответы на все его вопросы. Ислам затрагивает каждую сферу жизни мусульманина, чтобы у него не оставалось вопросов. Поэтому в Исламе принято соблюдать правила поведения в любой ситуации.
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إنّ الله يُحِبُّ العُطاسَ ويَكْرَهُ التثاؤبَ
«Поистине, Всевышний Аллах любит чихание и не любит зевоту». (Имам Ахмад 2/265, Бухари 6223)
Как указывают учёные богословы, смысл этого хадиса заключается в том, что достойна похвалы причина чихания. Чихание вызывается лёгкостью тела, являющаяся следствием умеренности в еде, придерживаться которой рекомендует шариат, поскольку это ослабляет силу страсти и помогает заниматься поклонением Аллаху, тогда как зевота представляет собой полную противоположность чиханию.
В том, что Всевышний Аллах любит чихание, у нас не может возникнуть сомнения, ибо об этом недвусмысленно говорится в вышеприведённом хадисе, который приводится в нескольких сборниках достоверных хадисов. Кроме того, у чихнувшего человека, или у того, кто присутствовал рядом с чихнувшим, есть возможность получить ещё и вознаграждение от Всевышнего.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк ﷺ сказал:
إنّ الله يُحِبُّ العُطاسَ ويَكْرَهُ التّثاؤُبَ فإذا عَطَسَ أحَدُكمْ فَحَمِدَ الله كانَ حقّاً على كلِّ مُسْلِمٍ سَمِعَهُ أنْ يَقولَ لهُ يَرْحَمُكَ الله
«Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, то каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): «Ярхамука-Ллах» – «Да помилует тебя Аллах«». (Имам Ахмад, 2/428; Бухари в 6226; Абу Дауд, 5028; Тирмизи, 2747)
Как сказано в вышеприведённом хадисе, ответить на чихание словами «Ярхаму-ка-Ллах», если чихнувший воздал хвалу Всевышнему Аллаху (произнёс «Аль-Хамду ли-Ллах»), является обязанностью мусульманина перед другим мусульманином.
Если кто-то рядом чихнул и не воздал хвалу Всевышнему Аллаху, то человеку, который находится рядом, не следует отвечать ему благопожеланием (ташмитом).
От Анаса Ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаётся:
عطس رجلان عند النبي صلى الله عليه وسلم، فشمت أحدهما ولم يشمت الآخر، فقال الذي لم يشمته: عطس فلان فشمته، وعطست فلم تشمتني، فقال: «هذا حمد الله تعالى، وإنك لم تحمد الله تعالى
«Ярхаму-ка-Ллах«, а когда чихнул я, ты не сказал мне этого?» В ответ ему Пророк ﷺ сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалу Аллаху Всевышнему не воздал«». (Бухари, Муслим)
Также от Абу Мусы Аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إذا عطس أحدكم فحمد الله تعالى فشمتوه، فإن لم يحمد الله فلا تشمتوه
«Если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, обратитесь к Аллаху с мольбой за него, а если он не воздаст Аллаху хвалы, то не делайте этого». (Муслим)
Согласно указанию, которое содержит в себе этот хадис, не следует говорить ничего тому, кто, чихнув, не воздаст хвалу Аллаху.
Исходя их этого, самому чихнувшему следует по меньшей мере произнести слова хвалы достаточно громко, чтобы их услышали те, кто будет находиться рядом с ним. Благодаря этому человек получит право на благопожелание, на которое он должен будет дать соответствующий ответ.
Всё, о чём говорится в вышеприведённых хадисах, является желательным, а не обязательным. Большие учёные нашего мазхаба указывали, что благопожелание чихнувшему (ташмит), то есть произнесение слов «Ярхаму-ка-Ллах» относится к категории суннат аль-кифая, что если эту сунну выполнит кто-либо из присутствующих, то этого будет достаточно для остальных.
Несомненно, если эти слова произнесёт кто-то из присутствующих, этого будет достаточно, но будет лучше, если это скажет каждый. На это указывает буквальный смысл вышеприведённых слов Пророка ﷺ : «…каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): «Ярхаму-ка-Ллах»».
Исходя из всего этого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах любит чихание и причины, вызывающие чихание. Помимо этого, каждому чихнувшему или тому, с кем рядом чихнул человек, даётся возможность получить вознаграждение, воздав хвалу Всевышнему или ответив на это ташмитом.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Адабы чихания
Кому, когда и что говорить?
Попросить у Аллаха милости для чихнувшего – одна из пяти обязанностей, возложенных на мусульман Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение.
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-нибудь из вас чихнет, то пусть скажет: «Альхамдулиллях (Вся хвала Аллаху)», и пусть его брат или друг ответит ему: «Ярхамукаллах (Да помилует тебя Аллах)». Если он скажет: «Ярхамукаллах», то пусть (чихающий) скажет: «Яхдикум Аллах ва йуслиху балаакум (Да наставит вас Аллах и улучшит ваше состояние)» (Бухари, 6224)
Что говорить чихнувшему?
Тот, кто чихнул, должен обязательно (ваджиб) восхвалить Всевышнего Аллаха. В достоверных хадисах были переданы разные формы восхвалений:
Альхамдулиллях – Вся хвала Аллаху
Альхамдулилляхи аля кулли халь – Хвала Аллаху в любом случае
Альхамдулилляхи Раббиль алямин – Хвала Аллаху Господу миров
Не стоит забывать, что при чихании следует обязательно прикрывать рот рукой или платком. Нужно стараться не издавать при этом громких звуков. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, при чихании всегда прикрывал рот рукой или платком. И при этом всегда понижал голос (Абу Дауд, Адаб, 98).
Что отвечать чихнувшему?
Если человек чихнул и сказал: «Альхамдулиллях», услышавший его должен сказать: «Ярхамукаллах» (да смилостивится над тобой Аллах). Тот, кто не скажет «Ярхамукаллах» чихнувшему, после того как тот восхвалит Всевышнего фразой «Альхамдулиллях», тот совершит греховное. Кроме того, если чихнувшего услышит много людей, и никто ему не ответит, то бремя греха падет на всех присутствующих.
Когда не следует отвечать чихнувшему?
1) если чихнувший – немусульманин
Абу Дауд передал такие слова Абу Мусы Аль-Ашари, да будет доволен им Аллах: “Евреи чихали в присутствии Пророка, мир ему и благословение, а он [хотя и] мог призвать на них милость Аллаха, на их чихание отвечал словами: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный и да наставит Он на истину ваш разум”.
По мнению Ибн Дакика Аль-`Ида, если учитывать, что ответ чихающему означает пожелание ему добра, то мусульмане могут отвечать немусульманам, которые чихают, но по-другому. Они должны попросить, чтобы Всемогущий Аллах направил их [немусульман] на истинный путь, как поступал Пророк, мир ему и благословение.
Нет ничего плохого в том, чтобы сказать: «Будь здоров!», поскольку, говоря так, мы желаем хорошего — здоровья. Однако лучше всего все делать соответственно Сунне Пророка, мир ему и благословение.
2) если мусульманин не восхвалил Всемогущего Аллаха после чихания
В воспоминаниях Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, говорится, что как-то сразу два человека одновременно чихнули. Одному Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал «Ярхамукаллах», а второму нет. Тот, кому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, ничего не сказал, спросил у него:
— О Посланник Аллаха! Тот чихнул, вы ему пожелали милости Аллаха, а мне вы ничего не сказали?
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, ответил:
— Тот сказал «Альхамдулиллях», а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал (Бухари, Адаб, 127)
3) если чихнувший простужен и чихает постоянно
«Если ваш товарищ чихнет три раза, скажите ему «Ярхамукаллах». Если он чихает больше трех раз, значит, у него насморк» (Абу Дауд, Адаб, 92).
В случае, когда человек чихает несколько раз, то первые три раза мы говорим: «Ярхамукаллах». После четвертого – просим Аллаха об исцелении для этого человека. Ученые расходятся во мнениях о том, сколько раз (один или три) надлежит ответить тому, кто [трижды] чихнул последовательно и после этого неоднократно восхвалил Аллаха. Самое надежное мнение – за него можно вознести мольбу трижды.
4) если кто-либо чихнул во время произнесения молитвы Всемогущему Аллаху
5) если чихнувший присутствует на пятничной проповеди
Как отвечать на «Ярхамукаллах»?
Ответом человеку, который помолился за чихнувшего, может быть:
Все эти варианты достоверны, и мусульманин может выбирать из них.
Хадисы по этой теме можно почитать на Fatwa Online
Что говорить чухнувшему во время намаза?
Если человек чихнет во время намаза и скажет «Альхамдулиллях», его молитва не становится недействительной (Хашияту т-Тахтави, с. 324). Однако, будет лучше, если он воздержится от произнесения каких-то лишних слов во время молитвы. Когда он завершит молитву, тогда он может сказать: «Альхамдулиллях» (Табиинуль Хака’ик, том 1, с. 168).
Если же человек чихнет в намазе, и кто-то скажет ему: «Альхамдулиллях», а он ответит: «Ярхамукаллах», его намаз будет считаться недействительным. Аналогичным образом, если чихающий человек ответит на сказанные ему кем-то слова «Ярхамукаллах», сказав «Яхдикумуллах ва юслих баалякум», его намаз также будет недействительным (Хашияту т-Тахтави, стр. 325).
В этом хадисе Пророк, мир ему и благословение, не упрекнул чихнувшего за то, что он сказал: «Альхамдулиллях». Тем самым, это указывает на то, что если человек чихнёт в намазе, то ему дозволено сказать: «Альхамдулиллях» (Фетвы ибн Усеймина, 13/342).
Всевышний Аллах знает лучше
При копировании этой статьи гиперссылка на MuslimClub.ru обязательна
Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь в социальных сетях!
Этикет чихания
В Исламе принято соблюдать правила поведения в любой ситуации, заложенные Пророком Аллаха (мир ему и благословение). У чихания, как и у всего важного по Исламу, есть свой этикет, который желательно знать верующему, так как многие могут чихнуть не только в безлюдном месте, но и в обществе. В Исламе чихание считается хорошим признаком, указывающим на любовь Аллаха к этому человеку, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن الله يحب العطاس ويكره التثاؤب
Смысл: «Аллах любит чиханье и не любит зевание» (Имам аль-Бухари). Учёные видят мудрость этого высказывания в том, что чихание указывает на лёгкость в теле, а зевание – на вялость и леность. Но чихание, которое указывает на любовь Аллаха, должно возникнуть не по причине каких-то внешних воздействий (например, пыль попала в ноздри), а само по себе.
Если человека тянет чихнуть, то не нужно сдерживаться, однако не желательно поднимать голос, потому как:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا عطس وضع يده أو ثوبه على فيه وخفض أو غض من صوته
Смысл: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда чихал, подставлял ко рту руку или одежду, чтобы уменьшить звук» (Абу Давуд, ат-Тирмизи), некрасиво, когда человек издаёт сильные звуки при чихании. Также желательно восхвалить Аллаха во время чихания, потому как в хадисе сказано:
فإذا عطس أحدكم وحمد الله
Смысл: «…и если кто-либо из вас чихнул и воздал хвалу Аллаху», это продолжение начатого выше хадиса. Не нужно каких-то лишних и некрасивых высказываний, как некоторые позволяют себе.
По мазхабу имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) воздать хвалу Аллаху чихнувшему является сунной (желательным), однако в мазхабе имама Малика (да смилуется над ним Аллах) некоторые учёные считают, что воздать хвалу Аллаху после чихания является обязательным.
Что делать окружающим?
Если рядом кто-то чихнул и произнёс «альхамдулилях», то желательно ответить со словами «Ярхамукаллах», что означает «Да смилуется над тобой Аллах», как сказано в хадисе:
فإذا عطس أحدكم وحمد الله، كان حقًا على كل مسلم سمعه أن يقول له: يرحمك الله
Смысл: «Если кто-либо из вас чихнул и произнёс хвалу Аллаху, то долг услышавшего ответить словами: «Да смилуется Аллах над тобой»» (Имам аль-Бухари). Если рядом группа из двух или более мусульман, то довольно ответа одного из них. Если же чихнувший не произнёс хвалу Аллаху, то не нужно ничего говорить, Ибн аль-Араби (да смилуется над ним Аллах) по этому поводу сказал:
«Не нужно отвечать тому человеку, который не сказал слова хвалы Аллаху, возможно, он произнёс их очень тихо, поэтому окружающие просто не услышали его».
В таком случае желательно напомнить чихнувшему восхваление Аллаха, произнеся вслух «Альхамдуллилях» так, чтобы тот услышал и повторил.
После того, как чихнувшему ответили на его восхваление Аллаха, ему желательно произнести «Яхдиякумуллах», что означает «Да наставит вас Аллах», так как Пророк (мир ему и благословение) сказал:
فإذا قال له يرحمك الله فليقل : يهديكم الله و يصلح بالكم
Смысл: «Если ему (чихнувшему) сказали: «Да смилостивится над тобой Аллах», то пусть скажет чихнувший: «Да наставит вас Аллах и улучшит ваши намерения»» (Имам аль-Бухари).
Если чихнул более трёх раз
Если человек чихнул более трёх раз подряд, то уже желательно тем, кто услышал, сказать «Ишфикаллах», что означает «Да исцелит тебя Аллах», вместо «Ярхамукаллах», ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
فهو مزكوم إذا عطس أحدكم فليشمته جليسه ، وإن زاد على ثلاث فهو مزكوم ، ولا تشميت بعد ثلاث مرات
Смысл: «Если кто-то из вас чихнул, то пусть рядом сидящий ответит ему (см. выше), а если же чихнул более трёх раз, то пусть уже не отвечает, потому что этот человек уже простуженный» (имам Муслим). То есть, если чихнул более трёх раз, то уже желательно пожелать излечения.
Если чихнул в молитве и при исправлении нужд
В молитве желательно постараться не допустить чихание или зевание, но, если человек чихнул в молитве, пусть произнесёт «альхамдулиллях» сердцем, мысленно. Если же чихнул при исправлении малой или большой нужды, при выполнении супружеского долга, то восхваление произнесёт так же, мысленно.
Что говорят мусульмане чихнувшему вместо «Будь здоров!»
В исламской традиции самопроизвольное чихание слывёт хорошим знаком, поскольку считается, что подобным образом Аллах проявляет свою любовь к чихнувшему человеку.
Именно поэтому согласно шариатским нормам поведения и этикета, тот, кто чихнул должен в обязательном порядке обратиться к Всевышнему и восхвалить его за милость.
В зависимости от риваята, то есть версии одного и того же хадиса, переданного разными пересказчиками, в качестве слов благодарности могут звучать следующие фразы:
Кстати, в соответствии с имамом аль Бухари, при произнесении последней фразы чихнувший смеет надеяться, что у него не при каких обстоятельствах не будут болеть живот, язык и уши.
В ответ на одну из этих формул восхваления Аллаха, находящийся рядом с чихнувшей личностью человек обязан попросить для него милость у Всевышнего, произнеся слово «Ярхамукаллах», что означает «Да помилует тебя Аллах».
Если магометанин не скажет чихнувшему этого своеобразного аналога выражения «Будь здоров!», то он совершит грех, нарушив одну из пяти обязанностей, возложенных на правоверного Пророком Мухаммадом.
В случае если человек чихнул в окружении большого числа людей, то достаточным будет, если на его «Альхамдулиллях» ответит кто-нибудь один из них, если же никто из присутствующих не отреагирует на его восхваление Аллаха, то тяжесть греха ляжет на плечи всех.
Но следует учесть, если чихнувший не произнёс «Альхамдулиллях», то и услышавшим его чих людям не надо отвечать «Ярхамукаллах».
Ответ на «Ярхамукаллах»
К слову, чихнувшемучеловеку не стоит оставлять без внимания тот факт, что для него была выпрошена милость у Аллаха, и на каждое «Ярхамукаллах» он должен откликнуться одной из таких фраз:
— «Йархамуна Аллаху ва иййакум ва йагфир лана ва лакум» – Да помилует вас и нас Аллах, да простит Он нас и вас;
— «Яхдикум Аллах ва йуслиху баалакум или Йагфир Аллаху лана ва лакум» – Да помилует вас и нас Аллах;
— «Аафана Аллах ва иййакум минаннар, йархумукум Аллах» – Да спасет нас и вас от огня ада Аллах.
Чихание при намазе и пятничной проповеди
По размышлениям Хашияту т-Тахтави, имамов Ахмада, Аш-Шафии и Малика человек, чихнув при совершении намаза, может сказать «Альхамдулиллях» и молитва от этого слова не утратит своей силы. Однако они расходятся во мнении, следует ли произносить «Альхамдулиллях» вслух или мысленно. Так имам Ахмад настаивает, что делать это нужно вслух, но максимально тихо, чтобы никто не услышал этого слова и оно не помешало намазу окружающих. В качестве доказательства правомерности подобного действия, он ссылается на хадис Абу Хурайры, в котором записана фраза: «Если кто-то из вас чихнет, то пусть скажет «Альхамдулиллях»».
Согласно Табиинуль Хакаик, будет важнее, если магометанин в течение молитвы не будет произносить лишних слов, а воздаст хвалу Аллаху после намаза.
Но в любом случае, молящиеся люди, услышав, что чихнувший сказал «Альхамдулиллях» не должны отвечать ему «Ярхамукаллах» иначе намаз будет признан недействительным. Объясняется этот факт тем, что Аллах завещал Пророку Мухаммаду: «Поистине – это молитва, и в ней не допускаются людские разговоры, напротив, это тасбих, такбир и чтение Корана».
Кроме того, не рекомендуется произносить «Альхамдулиллах», при чтении непрерывной молитвы фатихи, а если чихнувший всё же сказал его, то намаз нужно начать заново.
Нет однозначного мнения и относительно того, как вести себя при чихании во время пятничной проповеди. По мнению Ибн Дакика Аль-Ида, в таких ситуациях проявляется противоречие между двумя обязанностями правоверных сосредоточенно внимать речи имама и не игнорировать чихнувшего человека. Но в подавляющем большинстве, верующие предпочитают не нарушать ход проповеди, оставив обращение к чихавшему на потом.
«Будь здоров» не мусульманину
Несколько иначе должен поступить мусульманин, если он услышал, как чихнул человек другого вероисповедания.
Можно в подобном случае сказать ему нейтральную фразу: «Будь здоров!», пожелав ему умножения жизненных сил, но лучше последовать Сунне Пророка. Переданная устами Абу Мусы Аль-Ашари она повествует о том, что Мухаммад говорил чихавшим при нём евреям фразу: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный и да наставит Он на истину ваш разум».
Больше трёх раз
Определённый этикет существует в отношении людей, чихающих вследствие простуды.
По версии Абу Дауда, если мусульманин чихнет подряд три раза, то на его «Альхамдулиллях» обязательно надо сказать «Ярхамукаллах», но если после этого он продолжит чихать, значить у него насморк и следует попросить Всевышнего даровать ему исцеление.
Однако до сих пор не решён вопрос сколько раз возносить милость Аллаху за чихнувшего человека: один раз по окончании серии его чихов или трижды – после каждого чихания отдельно.
Правда ли, что Аллах любит чихание?
Ислам – это образ жизни, свод предписаний, который дает ответы на все вопросы. Он регулирует каждую сферу жизни мусульманина так, чтобы у него не оставалось вопросов. Имея в распоряжении предписания относительного всякой вещи, даже самой обыденной и вроде бы незначительной, такой как чихание, например, мусульманин может выполнять ее наилучшим образом и получать за это награду. Это ли не благо и милость Аллаха?
«Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту. Поэтому если кто-то из вас чихнёт, пусть воздаст хвалу Аллаху» (Ахмад).
Ответить на чихание является обязанностью мусульманина перед другим мусульманином.
«Четыре вещи для мусульманина является обязательным выполнить по отношению к своему брату мусульманину: навестить его, если он заболел; присутствовать (на его погребальной молитве), если он умер; ответить ему, если он пригласил, и обратиться за него с мольбой, если он чихнул» (Бухари).
Что делать чихнувшему?
1. Прикрыть лицо ладонями.
«Если кто-либо из вас чихает, то пусть прикроет свое лицо ладонями, чтобы приглушить звук» (Хаким).
«Если кто-либо из вас чихнет, то пусть скажет: «Альхамду ли-Лляхи Раббиль-алямин (Хвала Аллаху – Господу миров)».
3. Ответить на «Ярхамука-Ллах».
«А он пусть им ответит: Яхдикуму-Ллах ва юслиху балякум (Да поведет вас Аллах прямым путем и приведет в порядок ваши дела)» (Ахмад).
«А он пусть им ответит: Ягъфиру-Ллаху ляна ва лякум (Да простит Аллах нас и вас)» (Табарани).
Что делать, если кто-то рядом чихнул?
«А ему (тому, кто чихнет) следует сказать: Ярхамука-Ллах (Да помилует тебя Аллах)» (Табарани).
«Если кто-либо из вас чихнет и восхвалит Аллаха, то обратитесь за него с мольбой, а если он не восхвалит Аллаха, то не обращайтесь» (Муслим).
«Однажды два человека чихнули в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одному он сказал: Да помилует тебя Аллах! /Йархаму-кя-Ллаху!/, другому же он этого не сказал. Тот, кому он этого не сказал, спросил: (Почему когда) чихнул такой-то, ты сказал: «Да помилует тебя Аллах!», а (когда) чихнул я, ты не сказал мне этого? (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Этот воздал хвалу Аллаху, а ты хвалы Аллаху не воздал!» (Бухари).