Чин литии что это

Лития́

Лития́ (от греч. λιτή, усерд­ное моле­ние) – в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии в совре­мен­ной прак­тике:

«Нынеш­ний устав знает четыре вида литии, кото­рые по сте­пени тор­же­ствен­но­сти можно рас­по­ло­жить в таком порядке:

а) «лития вне мона­стыря», поло­жен­ная на неко­то­рые дву­на­де­ся­тые празд­ники и в Свет­лую сед­мицу пред литур­гией;
б) лития на вели­кой вечерне, соеди­ня­е­мой с бде­нием;
в) лития по окон­ча­нии празд­нич­ной и вос­крес­ной утрени;
г) лития за упокой после буд­нич­ной вечерни и утрени.

По содер­жа­нию молит­во­сло­вий и чину эти виды литии очень раз­личны между собою, но общее у них именно исхож­де­ние из храма. Исхож­де­ние это в первом виде (из пере­чис­лен­ных) литии бывает полное, а в осталь­ных непол­ное. Но там и здесь совер­ша­ется оно бли­жай­шим обра­зом с целью выра­зить молитву не только сло­вами, но и дви­же­нием, пере­ме­нить ее место для ожив­ле­ния молит­вен­ного вни­ма­ния; даль­ней­шею целью литии явля­ется выра­же­ние – уда­ле­нием из храма – нашего недо­сто­ин­ства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вра­тами св. храма, как бы пред вра­тами небес­ными… подобно Адаму, мытарю, блуд­ному сыну». Отсюда несколько пока­ян­ный и скорб­ный харак­тер литий­ных молитв.

Нако­нец, в литии Цер­ковь исхо­дит из своей обла­го­дат­ство­ван­ной среды во внеш­ний мир – в соб­ствен­ном смысле – или же в при­твор, как часть храма, сопри­ка­са­ю­щу­юся с этим миром, откры­тую для всех, не при­ня­тых в Цер­ковь или исклю­чен­ных из нее, с целью молит­вен­ной миссии в этом мире. Отсюда все­на­род­ный и все­лен­ский харак­тер (о всем мире) литий­ных молитв».

Сущ­ность и зна­че­ние Литии

Важной частью пра­во­слав­ной службы явля­ется лития. Лития от греч. литэ, усерд­ное моле­ние, по цер­ков­ному сло­во­упо­треб­ле­нию озна­чает моле­ние вне храма. По содер­жа­нию молит­во­сло­вий и чину виды литии очень раз­личны между собою, но общее у них именно исхож­де­ние из храма.

Свя­ти­тель Симеон Солун­ский гово­рит:
«Лития совер­ша­ется в при­творе в празд­нич­ные дни и суб­боты, а во время какой-нибудь нашед­шей язвы или несча­стия поется при сте­че­нии народа или среди города, или вне его, около стен»

Исхож­де­ние литии бывает полное (это в первом виде), а в осталь­ных непол­ное. Но там и здесь совер­ша­ется оно глав­ным обра­зом с целью выра­зить молитву не только сло­вами, но и дви­же­нием, пере­ме­нить ее место для ожив­ле­ния молит­вен­ного вни­ма­ния; даль­ней­шею целью литии явля­ется выра­же­ние — уда­ле­нием из храма — нашего недо­сто­ин­ства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вра­тами св. храма, как бы пред вра­тами небес­ными… подобно Адаму, мытарю, блуд­ному сыну». Отсюда несколько пока­ян­ный и скорб­ный харак­тер литий­ных молитв.

Нако­нец, в литии Цер­ковь исхо­дит из своей обла­да­ю­щей бла­го­да­тью среды во внеш­ний мир — в соб­ствен­ном смысле — или же в при­твор, как часть храма, сопри­ка­са­ю­щу­юся с этим миром, откры­тую для всех, не при­ня­тых в Цер­ковь или исклю­чен­ных из нее, с целью молит­вен­ной миссии в этом мире. Отсюда все­на­род­ный и все­лен­ский харак­тер (о всем мире) литий­ных молитв.

По пер­во­на­чаль­ному назна­че­нию лития была молит­вою во время обще­ствен­ных бед­ствий в местах, пора­жа­е­мых или угро­жа­е­мых ими; такою была лития и в уставе Вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской церкви, и в Запад­ной Церкви только таким моле­ниям усво­я­ется имя литии. Но рядом с этими лити­ями суще­ство­вали уже в III в. очень близ­кие к ним моле­ния радостно-тор­же­ствен­ного харак­тера, состо­я­щие, как и те, в заго­род­ных про­цес­сиях, кото­рым впро­чем не усво­я­лось имя литий и лита­ний.

Особое раз­ви­тие эти про­цес­сии полу­чили в Иеру­са­лим­ской Церкви, где они совер­ша­лись, должно быть, сна­чала празд­ни­ками в озна­ме­но­ван­ные празд­ну­е­мыми собы­ти­ями, а затем, уже в IV в., стали при­над­леж­но­стью каждой вос­крес­ной вечерни; эта лития (тоже не назы­вав­ша­яся так) состо­яла в про­стом повто­ре­нии второй, молит­вен­ной, части вечерни, в разных св. местах.

Нынеш­ние литии перед литур­гией — оста­ток празд­нич­ных иеру­са­лим­ских литий, а на вечерне и утрени — прямое насле­дие вос­кресно-вечер­ней литии, при­няв­шей, под вли­я­нием Вели­кой церкви и древ­ней повсе­мест­ной прак­тики, эле­менты из пока­янно-молит­вен­ной литии.

Лития на вели­кой вечерне сла­га­ется из трех эле­мен­тов: обря­дов, песней и молитв.

Обряд литии состоит в тор­же­ствен­ном выходе свя­щен­но­слу­жи­те­лей и народа в при­твор.
Так как «при­твор назна­ча­ется для каю­щихся и огла­шен­ных», то «Цер­ковь, как бы нося образ каю­щихся и огла­шен­ных, сми­ря­ясь пред Богом и испра­ши­вая Его поми­ло­ва­ния, совер­шает в при­творе неко­то­рую часть службы». «Стоя пред свя­щен­ным храмом, как бы пред небес­ными вра­тами, умо­ляем Его».

Выход этот — настолько суще­ствен­ная при­над­леж­ность литии, что в сла­вян­ских руко­пи­сях Иеру­са­лим­ского Типи­кона вместо тер­мина лития посто­янно упо­треб­ля­ется «исхо­же­ние». Этот выход совер­ша­ется по чину, близ­кому к вечер­нему входу. Свя­щен­ник с диа­ко­ном, как и там, выхо­дят север­ными дверьми, при закры­тых (по Слу­жеб­нику) св. дверях.

Диакон идет рядом со свя­щен­ни­ком, держа кадило. Пред ними несут два све­тиль­ника. Певчие сле­дуют за свя­щен­но­слу­жи­те­лями. Все это совер­ша­ется при пении поло­жен­ных на литии стихир. По при­ходе в при­твор диакон «кадит св. иконы, насто­я­теля и лики и ста­но­вится на своем месте», т. е. впе­реди свя­щен­ника немного направо.

Источник

Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Хри­сте́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

По молит­вам свя­тых отцов наших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте Боже наш, поми­луй нас.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Душе́ и́стины, И́же вез­де́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, при­и­ди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спа­си́, Бла́же, ду́ши на́ша. (молит­ва Свя­то­му Духу не чита­ет­ся от Пас­хи до Дня Свя­той Троицы)

Царь Небес­ный, Уте­ши­тель, Дух Исти­ны, вез­де пре­бы­ва­ю­щий и всё напол­ня­ю­щий, Сокро­вищ­ни­ца благ и жиз­ни Пода­тель, при­ди и все­лись в нас, и очи­сти нас от вся­кой сквер­ны, и спа­си, Бла­гой, души наши.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (три́жды)

Свя­той Боже, Свя­той Креп­кий, Свя­той Бес­смерт­ный, поми­луй нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне, и все­гда, и во веки веков. Аминь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти гре­хи́ на́ша; Влады́ко, про­сти́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посе­ти́ и исце­ли́ не́мощи на́ша, и́мене Тво­е­го́ ра́ди.

Пре­свя­тая Тро­и­ца, поми­луй нас; Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наши; Вла­ды­ка, про­сти без­за­ко­ния наши; Свя­той, посе­ти и исце­ли немо­щи наши, име­ни Тво­е­го ради.

Го́споди, поми́луй (три́жды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небе­си́ и на зем­ли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам дол­ги́ на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не вве­ди́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Отче наш, Кото­рый на небе­сах! Да свя­тит­ся имя Твоё; да при­дёт Цар­ство Твоё; да будет воля Твоя и на зем­ле, как на небе; хлеб наш насущ­ный дай нам сего­дня; и про­сти нам дол­ги наши, как и мы про­ща­ем долж­ни­кам нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но избавь нас от лукавого.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

При­ди­те, покло­ним­ся Царю наше­му, Богу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Хри­сту́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

При­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем ко Хри­сту, Царю, наше­му Богу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Само­му́ Хри­сту́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

При­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем к Само­му Хри­сту, Царю и Богу нашему.

Псало́м 90

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от сло­ве­се́ мяте́жна, плещ­ма́ Свои́ма осени́т тя, и под кри­ле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от стра­ны́ тво­ея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится теле­си́ тво­е­му́. Я́ко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упо­ва́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

Живу­щий помо­щью Все­выш­не­го под кро­вом Бога небес­но­го водво­рит­ся. Ска­жет Гос­по­ду: «Заступ­ник мой Ты и при­бе­жи­ще моё, Бог мой и упо­ваю на Него». Ибо Он изба­вит тебя от сети лов­цов и от вести тре­вож­ной. За пле­ча­ми Сво­и­ми сокро­ет тебя, и под кры­лья­ми Его будешь наде­ять­ся, – как ору­жие окру­жит тебя исти­на Его. Не убо­ишь­ся от стра­ха ноч­но­го, от стре­лы, летя­щей днём; от опас­но­сти, во тьме блуж­да­ю­щей, от несча­стья и демо­на полу­ден­но­го. Падёт рядом с тобою тыся­ча, и десять тысяч спра­ва от тебя, но к тебе не при­бли­зят­ся. Толь­ко оча­ми тво­и­ми посмот­ришь и воз­да­я­ние греш­ни­ков уви­дишь. Ибо Ты, Гос­по­ди, надеж­да моя! Все­выш­не­го сде­лал ты при­бе­жи­щем тво­им. Не под­сту­пит­ся к тебе зло, и бич не при­бли­зит­ся к шат­ру тво­е­му, ибо Он Анге­лам Сво­им запо­ве­да­ет о тебе сохра­нить тебя на всех путях тво­их, – на руках поне­сут тебя, что­бы ты не спо­ткнул­ся о камень ногою тво­ею. На аспи­да и васи­лис­ка насту­пишь и попи­рать будешь льва и дра­ко­на. «Ибо на Меня он упо­вал, и избав­лю его, при­крою его, ибо он познал имя Моё. При­зо­вёт Меня, и услы­шу его, с ним Я в скор­би, избав­лю его и про­слав­лю его, дол­го­ден­стви­ем испол­ню его и явлю ему спа­се­ние Моё».

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)

Тропа́рь, глас 4‑й:

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Тво­е­го́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

Со духа­ми пра­вед­ных скон­чав­ших­ся душу раба Тво­е­го [или: рабы Тво­ей], Спа­си­тель, упо­кой сохра­няя её в бла­жен­ной жиз­ни, той, что у Тебя, Человеколюбец.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Тво­е­го́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

В месте упо­ко­е­ния Тво­ем, Гос­по­ди, где все свя­тые Твои обре­та­ют покой, упо­кой и душу раба Тво­е­го [или: рабы Тво­ей], ибо Ты Один – Человеколюбец.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́шу раба́ Тво­е­го́ упоко́й.

Ты – Бог наш, сошед­ший во ад и муки узни­ков пре­кра­тив­ший, Сам и душу раба Тво­е­го [или: рабы Твоей]упокой.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.

Еди­ная чистая и непо­роч­ная Дева, Бога во чре­ве носив­шая неиз­ре­чен­но, хода­тай­ствуй о спа­се­нии души раба Тво­е­го [или: рабы Твоей].

Седа́лен, глас 5‑й:

Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Тво­е­го́, и сего́ все­ли́ во дво­ры́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.

Конда́к, глас 8‑й:

Со святы́ми упоко́й, Хри­сте́, ду́шу раба́ Тво­е­го́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

Со свя­ты­ми упо­кой, Хри­сте, душу раба Тво­е­го [или: рабы Тво­ей], там, где нет ни боли, ни скор­би, ни сте­на­ния, но жизнь бесконечная.

И́кос:

Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка, земни́и у́бо от зем­ли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко зем­ля́ еси́, и в зе́млю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.

Ты Сам – один бес­смерт­ный, сотво­рив­ший и создав­ший чело­ве­ка: мы же, смерт­ные, из зем­ли были созда­ны, и в ту же зем­лю пой­дем, как пове­лел Ты, создав меня и ска­зав мне: «Ты зем­ля, и в зем­лю отой­дешь», куда все мы, смерт­ные, пой­дем, над­гроб­ное рыда­ние пре­тво­ряя в песнь «Алли­лу­ия, алли­лу­ия, аллилуия!»

Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Достой­но есть поис­ти­не вос­хва­лять Тебя, Бого­ро­ди­цу, веч­но бла­жен­ную и пре­не­по­роч­ную и Матерь Бога наше­го. Честью выс­шую Херу­ви­мов и несрав­нен­но слав­ней­шую Сера­фи­мов, дев­ствен­но Бога Сло­во родив­шую, истин­ную Бого­ро­ди­цу, Тебя прославляем.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Хри­сте́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

По молит­вам свя­тых отцов наших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте Боже наш, поми­луй нас.

Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Тво­е­му́ (и́мя), и сотво­ри́ ему́ ве́чную па́мять.

Во бла­жен­ном успе­нии веч­ный покой подай, Гос­по­ди, усоп­ше­му рабу Тво­е­му, и сотво­ри ему веч­ную память!

Ве́чная па́мять. (три́жды)

Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ в род и род.

Душа его [или: её] сре­ди благ водво­рит­ся, и память его [или: её] в род и род.

Источник

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Лития — это что такое? Лития, совершаемая мирянином

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Лития является очень важной частью православной службы. В переводе с греческого она означает усердное моление. По церковным канонам она совершается только вне храма. Бывают разных видов, как по содержанию, так и по чину. Но у них всегда есть одно общее схождение — это молитва вне храма.

Чин литии что это. Смотреть фото Чин литии что это. Смотреть картинку Чин литии что это. Картинка про Чин литии что это. Фото Чин литии что это

Если изучить православное богослужение, то можно заметить, что лития для мирян обычно совершается в праздничные субботние дни или во время какого-нибудь массового несчастья или нашествия (например, чумы, холеры). Тогда батюшка поет усердное молитвенное обращение к Господу среди народа в центре города.

Лития, совершаемая мирянином, как это было

Раньше первоначальным назначением литии было помолиться в общественных местах, где произошло какое-то бедствие, угроза, поражение. Но так же существует такие богослужения радостно-торжественного характера, которые обычно проходили за городом. Особенно началось развитие этого вида богослужения в Иерусалимской Церкви, где литиями заканчивались все воскресные вечери в разных святых местах.

На сегодняшний день — это небольшой остаток старых иерусалимских усердных молитвословий. Состоят они с молитв, песней и особых обрядов. Этот обряд состоит в основном только из торжественного выхода священнослужителей в притвор.

Также можно отметить особенный вид литии заупокойной, совершаемой мирянином. Этот вид установлен специально для моления по усопшим, которое совершается при выносе гроба из дома, а также непосредственно в любом другом месте и любое время по желанию родственников.

Наиболее часто лития совершается мирянином дома, на кладбище и по возвращении домой после захоронения.

Заупокойная лития

Когда все приготовлено, тело умершего приносят в храм. При вынесении покойника из дома читается заупокойное последование, которое должно соответствовать чину обычной литии. Когда тело выносят из дома отпуст возглашает «Премудрость», а затем пение «Чистейшую». Раньше наши предки всегда перед выносом совершали семипоклонный начал. На сегодняшний день данной традиции практически не придерживаются

Лития на кладбище и как правильно относится к могиле православного

Кладбища по канонам православной церкви являются святейшими местами. На них покоятся тела усопших до будущего воскресения. Придя на кладбище, обязательно нужно зажечь свечу и совершить литийное молитвословие. Для совершения чина усиленного моления желательно пригласить священника. Тем не менее, краткий чин мирянин может провести и сам.

Как это сделать? Для литии, совершаемой мирянином на кладбище, необходимо:

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз.)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)»

Это усиленное молитвенное обращение необходимо проводить три раза день:

Еще несколько правил:

Помните, что заупокойная лития по умершим имеет очень важный смысл не только со стороны христианской веры, но и духовный и психологический подтекст.

Источник

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

М оли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

С ла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

С вяты́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

П ресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Г о́споди, поми́луй. (Трижды)

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О тче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Г о́споди, поми́луй. (12 раз)

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

П рииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

П рииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

П рииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

П салом 90

Ж ивы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́. Яко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Яко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

А ллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (Трижды)

Т ропарь, глас 4-й:

С о ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Т ы еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Е ди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.

С едален, глас 5-й:

П око́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.

К ондак, глас 8-й:

С о святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

И кос:

С ам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка, земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, Созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́, и в зе́млю отъи́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.

Д осто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Приснобла́же́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Г о́споди, поми́луй. (Трижды) Благослови́.

М оли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

В е́чная па́мять. (Трижды)

Д уша́ его́ во благи́х водвори́тся, и па́мять его́ в род и род.

Источник

Заупокойные службы: панихида, лития, отпевание — в чем разница?

Заупокойное богослужение — любое, посвященное умершим. Церковь постоянно молится о своих умерших чадах, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений. Подробнее — в Слайдах Фомы.

Панихида

Панихида — заупокойное богослужение с поминовением умерших, которая совершается как до, так и после погребения. Служится на кладбище и в храме. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни. Гражданская панихида — светское прощание с покойником, которое не имеет никакого отношения к Церкви. В советскую эпоху она воспринималась как альтернатива церковному поминовению, хотя могла и не быть ей. Например, похороны Н. А. Некрасова сопровождались гражданской панихидой с речами в его память, но было и церковное отпевание.

Парастас

Парастас — особая (великая) панихида, которая совершается накануне родительских суббот в пятницу на вечернем богослужении.

Лития

Лития — самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в чин полной панихиды, фактически это ее завершающая часть. Ее служат как в храме, так и на кладбище и дома. Ее могут совершать как священнослужители, так и миряне.

Чин погребения (отпевание)

Чин погребения (отпевание) — особое богослужение, которое обычно совершается на третий день после смерти христианина, то есть в день похорон. Таким образом Церковь с близкими провожают умершего в иной мир, просят у Бога милости о нем и утешения в скорби для себя. Отпевание совершается в храме над покойником в гробу и только как исключение — дома или на кладбище. Отпевать людей вне храма стали в советское время, чтобы не привлекать к себе внимания безбожной власти. Сейчас эта практика прижилась в виде отпеваний в моргах и крематориях, но это противоречит смыслу богослужения. Есть четыре вида погребений (различаются текстом молитв) — для мирян, монахов, священников и младенцев.

Заочное отпевание

Отпевание умершего после похорон, которое совершается в исключительных случаях по благословению священника. Например, во время войны или при чрезвычайных ситуациях. Часто такую «услугу» без повода предлагают ритуальные агентства. В этом случае отпевание становится вдвойне заочным: на нем нет ни гроба с телом, ни молящихся за усопшего. В такой ситуации нельзя быть уверенным, что отпевание действительно состоялось. Важно личное участие близких и их молитва за умершего человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *