Чиновников больше чем в ссср

Неоправданно большое количество чиновников России тянут вниз ее экономику

В России насчитывается примерно 102 чиновника на 10 тыс. человек. Несмотря на снижение числа госслужащих почти на 100 тыс. по сравнению с 2009 годом, совокупные расходы на оплату их труда существенно выросли и продолжают расти. Самые большие аппетиты — у высших госслужащих, численность которых составляет около 40 тыс. человек.

Сколько в России чиновников

Наиболее точно оценить количество занятых в госсекторе в России и развитых странах Запада позволяет исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Government at a Glance 2013. Доля занятых в госучреждениях (general government) в России в 2011 году составила 17,7% от рабочей силы, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,5%, говорят данные ОЭСР.

В эту категорию попадают не только чиновники, но и все бюджетники — врачи, учителя, правоохранительные органы, военные и т. д. Однако отдельно подсчитывается число работников госкомпаний — их число в России выросло за тот же период с 10,4 до 12,9%. В результате сокращение численности занятых в госучреждениях компенсировалось ростом персонала госкорпораций, при этом общая занятость в госсекторе оставалась в 2011 году на уровне 30,6%.

Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, следует из оценок РБК на основании данных Росстата. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных — 246 тыс., в органах местного самоуправления — 498 тыс., финансовых и налоговых органах — 217 тыс., судах — 151 тыс., прочих органах — 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек.

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

Больше чем в СССР, но меньше чем в Канаде

Это не самый низкий показатель. Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек. То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек, или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Подсчитать число чиновников в различных странах затруднительно — таких данных в ОЭСР и других крупных международных организациях не оказалось, а национальная статистика в разных государствах имеет свои особенности. Тем не менее даже консервативная оценка, проведенная РБК, показывает, что в России далеко не самая большая численность бюрократии.

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Зачем России 33 миллиона бюджетников и чиновников?

Чиновников у нас, говорит Росстат, насчитывается 1 107,3 тыс. человек. Но в любом министерстве вы найдете еще и секретарш, уборщиц, работников столовых, водителей и прочих нечиновников. А зарплата им из бюджета капает. Если посмотреть, сколько физически людей сидит в красивых (и не очень) зданиях с гербом и флагом, заметим, что на одного настоящего бюрократа приходится один из «обслуги» (такую пропорцию вывел журнал «Вопросы экономики»). Вот вам еще миллион.

Армию мы сокращаем, полицию наращиваем. Россия меньше, чем СССР, а полицейских больше, чем тогдашних милиционеров. На огромную страну тогда приходилось лишь 628 тыс. «анискиных».

Что дал такой прирост полиции? Вопреки распространенному мифу, с преступностью в Союзе был полный швах. В 1989 году в РСФСР зафиксировано 12,4 убийства на 100 тысяч населения, а в Германии – лишь одно. СССР занимал пятое место в мире по этому печальному показателю, уступая пальму первенства только странам вроде Колумбии.

Но сегодня, хотя кадров в МВД больше, убийств тоже больше – 15 на 100 тыс. населения. Остается утешаться тем, что мы не Бурунди, там 22. А в Монако – ноль. Наверное, душат жители княжества противников в объятиях дружбы.

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

Сколько же получают российские чиновники

Опубликованы данные об уровне зарплат российских чиновников за первый квартал 2013 года. Оказалось, что самая высокая зарплата среди чиновников из Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов, а самая низкая – в Мордовии, Татарстане и Северной Осетии.

Росстат опубликовал данные об уровне зарплат российских чиновников. Среди регионов по уровню зарплаты в региональных исполнительных органах власти в тройку лидеров вошли Ямало-Ненецкий автономный округ – 133 596 рублей (рост за год на 27,6%), Ненецкий автономный округ – 117 84 рубля (рост на 2,8%), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – 113 811 рублей (рост на 5,2%).

При этом в данных регионах зарплата чиновников, работающих в территориальных управлениях федеральных органов власти, в разы ниже, чем у их коллег из региональных органов власти. Так, федеральные чиновники в НАО получают 46 251 рубль, в ЯНАО – 43 068 рублей, в ХМАО – Югре – 37 575 рублей, пишет «Взгляд».

Средняя зарплата чиновников региональных органов исполнительной власти составила 43 400 рублей, увеличившись на 9,7%. Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в регионах (региональной и федеральной власти) в первом квартале составила 30 тысяч рублей (рост на 9,3%), муниципальных служащих – 30 200 рублей (рост на 9,3%).Согласно данным статистического ведомства, самые низкие зарплаты в России среди региональных чиновников получают госслужащие в Мордовии (20 578 рублей, снижение на 2,3%), Республике Татарстан (22 843 рубля, рост на 5,6%) и в Республике Северная Осетия – Алания (23 991 рублей, рост на 10,7%).

Ранее в Росстате сообщали, что среднемесячная заработная плата гражданских служащих России в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года выросла на 23,5%. Она составила 63 800 рублей.

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Самые богатые чиновники — федералы: сотрудники правительства, Белого дома и Совета Федерации. В администрации президента (1.7 тыс. человек) получают в среднем 166 тыс. рублей, в кабинете министров (1.3 тыс. человек) — 163 тыс. рублей, в Совете Федерации (около 900 человек) — 77 тыс. руб. Средний доход сотрудника Госдумы — 55-67 тыс. руб.

Доход сильно зависит от министерства. Самые большие заработки у чиновников МЧС — 92 тыс. руб., Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств — 97 тыс. руб. и Минвостокразвития — 92 тыс. руб. В МВД, Минобороны, Верховном и Конституционном суде получают 75 тыс., в Счётной палате — 80.7 тыс. По сравнению с этими зарплатами, сотрудники менее влиятельных министерств получают смешные деньги: сотрудники ФСИН и Министерства по делам СНГ — 37 тыс., сотрудники Государственной фельдъегерской службы — всего 35 тыс.

Но это не предел. К 2018 году зарплата федеральных чиновников должна вырасти в 2.6 раза и превысить среднюю зарплату по стране в 1.7 раза. 135 млрд руб. на повышение заработков госслужащих уже заложено в бюджет 2017-2018 года. Тут Минфин пошёл на небольшую хитрость. Дело в том, что основная часть чиновничьего дохода — это премии. Оклад составляет всего 17.8% заработка. 135 млрд пойдут именно на премии, которые получат самые работящие и старательные. Таким образом Минфин хочет поощрить хороших чиновников, а дармоедов вынудить уволиться. Вот такое финансовое сито.

Цифры официальных зарплат меркнут по сравнению с реальными доходами. У многих чиновников, занимающих невысокие посты, есть свой бизнес. Например, простой депутат Госдумы Виктор Аникеев владеет мясоперерабатывающей компанией. Его доход – 1.11 млрд рублей. Бывший совладелец компаний «Лебедянский», ныне тоже простой депутат Госдумы, Николай Борцов в одиночку зарабатывает 970 млн руб., общий доход семьи исчисляется миллиардами — 1. 16 млрд руб.

Помощник президента Юрий Трутнев зарабатывает 210 млн руб. Самый богатый сенатор — Дмитрий Ананьев, член Совета Федерации от Ямало-Ненецкого округа. Его состояние оценивается в 1.7 млрд долларов. Он участник рейтинга Forbes.

Источник

О бюрократах в СССР и сейчас

Тему о чиновниках я поднимаю уже второй раз. Первая публикация на эту тему называлась «О чиновниках» Свидетельство о публикации №217062200035. Но тема настолько обширная и неисчерпаемая, что появились некоторые мысли на эту тему, которыми хочу поделиться со своими читателями.

Пытаясь разобраться в Интернете с численностью чиновников в СССР и в настоящее время, столкнулся с тем, что издания дают совершенно разные цифры, которые публикуются на интернет-ресурсах. Так каким из них верить, не пойму. Остается верить своим глазам. Количество чиновников на федеральном, региональном и муниципальном уровне растет, и это скрыть невозможно.

В одной таблице, которой захотелось поверить, приводятся цифры количества чиновников в России с конца 18 века. Тогда их было 0,6 на 1 тысячу жителей России. Потом цифры были более точные. 1857 год – 2 человека, 1897 год – 1,2, затем к 1913 году эта цифра достигла 1,6 чиновника на 1 тысячу жителей России. Но все это было при царском режиме.

А вот статистика при советской власти следующая. 1922 год – 5,2 чиновника, т.е. налицо очень большой рост. Как известно, над всеми хозяйствующими субъектами появились партийные смотрящие в лице парторгов в организациях, на предприятиях, и вышестоящие комитеты со своим штатом сотрудников. Из-за этого практически и удвоилось число лиц, входящих в категорию чиновников. И затем количество чиновников на 1 тысячу граждан в СССР продолжало расти, но не таким высокими темпами. 1928 год – 6,9 чиновника, 1940 год – 9,5, в 1950 году был самый высокий показатель чиновников – 10,2 чиновника на 1 тысячу. К 1985 году этот показатель снизился до 8,7 чиновника на 1 тысячу. По многим данным, общее число чиновников в эти годы колебалось в пределах 2 миллионов человек на более чем 300 миллионное население в ССССР.

Как известно, одним из лозунгов, под которым воевали с КПСС «демократы» и либералы в конце 80-х годов, было обвинение в огромном количестве чиновников, т.е. бюрократов. И вот Советский Союз рухнул, к власти пришли те самые демократы, и что же мы видим в последние 25 лет?

А эта подсказывает статистика. С 1994 года, когда появились первые точные о числе чиновников в «демократической» России, их число неуклонно росло и в 2012 году достигло отметки 2,2 миллиона человек, и это на 140 миллионов жителей нашей страны. Т.е. за 25 лет реформ в России число чиновников увеличилось почти в 3 раза. И это при том, что не раз раздавались обещания Президентов Путина и Медведева сократил то на 10, то на 20% численность чиновников в стране, но каждый раз происходил обратный процесс – их количество росло. И росла заработная плата бюрократов всех мастей. Вот что мне удалось разыскать.

А вот еще интересный взгляд на чиновничество.
Особенности бюрократической экономики
Коррупции в России особенно подвержены чиновники, отвечающие за рассмотрение и решение вопросов в сферах распределения и добычи природных ресурсов, осуществления внешнеэкономической деятельности, банковских операций, кредитования, использования средств федерального, региональных и местных бюджетов. А также приватизации, создания и регистрации предприятий малого и среднего бизнеса, проведения земельной реформы. И если даже число этих бюрократов сократят на 20%, то их в России останется еще 1,9 млн — почти в 5 раз больше на душу населения, чем в СССР.
«Помимо заработной платы, которая в несколько раз выше чем у ученых, преподавателей, врачей, библиотекарей, чиновник получают взятки — этот источник доходов является главным для бюрократии, — пишет в своей монографии ведущий научный сотрудник института экономики РАН Александр Потемкин. — по оценкам Минэкономразвития, на взятки уходит более 10% всех доходов страны. Это официальные цифры. Думается, что они занижены как минимум в 1,5;2 раза. С учетом же доходов бюрократической элиты от прямого и скрытого участия в хозяйственной деятельности госмонополий и олигархических структур, заработной платы чиновников и прочих расходов на содержание бюрократических аппаратов всех уровней, бюрократическая система поглощает до 35;40% доходов страны. И эти цифры с каждым годом увеличиваются.

Деньги, выплаченные чиновникам в виде взяток, изымаются из экономики страны: крупные взяточники хранят их на оффшорных счетах, мелкие — «в чулках». Мало того, взятки, которые чиновники берут с предпринимателей, учитываются в цене на продукцию их предприятий. В итоге рост цен за счет взяток составляет около 5% в год. Таким образом, годовой рост инфляции более чем на 40% обеспечивается «коррупционным налогом», которым чиновники обкладывают бизнес.
В России сформировалась беспрецендентная система хозяйствования — бюрократическая, представляющая собой конгломерат рыночной, планово-административной и феодальной систем. Таков окончательный итог реформ Гайдара и его команды».

Или почему, например, тот же Дальний Восток нужно непременно развивать с помощью отдельного министерства? Зачем тогда нужны губернаторы и вышеупомянутые полпреды?
В стране, где практически не осталось регулируемых цен, вполне уютно существует отдельная Федеральная служба по тарифам. Теперь ее вроде как «догадались» присоединить к ФАС. В стране, где нет государственной монополии на производство алкоголя, действует Росалкогольрегулирование.
В октябре 2015 года — в разгар кризиса, у нас создали очередное новое старое ведомство: госкорпорацию по поддержке малого и среднего бизнеса. В России за последние 20 лет неоднократно возникали такие специальные органы. В результате, доподдерживались так, что малый бизнес уже еле дышит. Но в России другая логика: под любую проблему, существующую, назревающую или даже отсутствующую, у нас тут же пытаются создать новое ведомство. Непременно государственное. Непременно отдельное. И непременно большое. Все хотят бюджетов, полномочий, штата сотрудников. Вот так в итоге и вырисовывается умопомрачительная цифра: 108 чиновников на 10 тысяч населения. В 2013 году было 102. Для сравнения, в СССР, считавшемся царством бюрократии, их было на максимуме 73 человека на 10 тыс. населения. При этом по рейтингу качества государственного управления Всемирного банка в 2013 году Россия занимала 120-е место среди 210 стран.

В регионах зарплаты скромнее, средний оклад чиновников 35 тысяч рублей. Больше всего получают в Тюменской области, на Чукотке и Магаданской области. Однако наибольшее превышение зарплаты чиновников над средней по региону наблюдается в Кабардино-Балкарии и Чечне. Бюрократия этих республик зарабатывает на 70–80% больше остальных работников, тогда как в среднем по России превышение 31%. Исключение – Сахалинская область. Оклады чиновников здесь почему-то на 50% ниже, чем у всех.

Мне по роду своей деятельности удалось побывать за границей и кое с чем сравнить. Например, в 1990 году врач, работающий чиновником в департаменте здравоохранения города Анкоридж, штат Аляска, США, имел годовую заработную плату 60 тысяч долларов (учтите, еще тех, «богатых» долларов, доинфляционных). А практикующий врач терапевтического профиля – 120 тысяч, а хирургического профиля – 180 тысяч. Вот поэтому врачи США в чиновники шли очень неохотно, в отличие от «демократической» России, где врачей, желающих занять кресло в местных органах власти, хватает. В мою пору чиновником краевого уровня, в отделе здравоохранз них врачей было около 2/3. А сейчас Минздрав края насчитывает больше 100 человек, и еще к этому добавьте примерно 40 человек в фонде медицинского страхования. И врачей в их составе не менее 50%.

Я далек от мысли, что в советское время все было идеально, но все же такого беспредела не было. Причем тоже на всех уровнях власти, но в разных республиках по-разному. Наиболее выраженное кумовство, мздоимство было на Кавказе и в Закавказье, республиках Средней Азии и в Прибалтике. А вот в Сибири и на Дальнем Востоке такая «конвертная» система в 80-е годы не получила большого распространения.

Вот что написал о бюрократии на самом высшем уровне в своей книге «Воспоминания и размышления» Виктор Степанович Пастернак, многолетний председатель Хабаровского крайисполкома.
«Коротко о бюрократизме в высших сферах власти. С каждым годом замечал, что больше и больше наших (местных) вопросов Центр замыкал на себя. Это, прямо скажу, вредило общему делу. Прежде всего, порождало иждивенчество на местах, терялось драгоценное время на решение несложных, но неотложных проблем. Бешено росли расходы на командировки в Москву, мы лишались оперативной возможности вносить коррективы в свою деятельность, учитывая реально складывающуюся обстановку и пр. Но зато были строго подконтрольны Центру, а, по сути дела, находились в руках его бюрократов. (Прим. – это наблюдалось в последние годы правления Брежнева, при Андропове, Черненко и Горбачеве)
Например, случилось наводнение или какое-то другое непредвиденное событие, но я, председатель крайисполкома, не имел права скорректировать титульный список жилищного строительства с тем, чтобы перенести строительство нескольких домов из благополучных районов в пострадавшие. Для этого надо было лететь в Москву, в Госплан РСФСР, пройти целый ряд бюрократических ступенек, каждого, с кем встречаешься, убедить (и не только на словах), а потом еще не быть уверенным, что с их мнением согласиться «высшее» начальство. (Прим. – такое есть и в настоящее время на муниципальном уровне. Помню, будучи директором Нефтеюганской больницы, увидел по итогам работы за полугодие небольшую экономию по статье на содержание больницы, произвел силами организации, обслуживающей больницу, ремонт отмостки вокруг здания до начала холодов, которые наступают рано в северных краях. За это получил нагоняй от городского руководства. Надо было подать заявку на проведение этих работ, объявить конкурс, выждать месяц и потом объявить победителя. И лишь потом уже в холодное время выполнять бетонирование отмостки. Абсурд! Я не потратил ни рубля денег сверх годовой сметы больницы, выполнил работы в благоприятное время с высоким качеством )

Однажды, набегавшись безрезультатно по многочисленным бюрократическим «ступенькам» Госплана РСФСР, потеряв неделю времени и ничего не решив, я пробился к председателю Госплана и в большом возбуждении высказал свое возмущение госплановским бюрократизмом. Он спокойно выслушал меня и так спокойно говорит: «Что ты напрасно расстраиваешься и ругаешь всякими страшными слова госплановских бюрократов? Бюрократы Госплану очень нужны. Если бы их не было, то вы (территории) за один бы день растащили весь Госплан. Ведь все вы ездите в Госплан только с просьбами: «Дай да дай!». И никто нам не скажет: «На, Госплан, возьми» Вот мы и вынуждены спасаться от вас за спинами своих бюрократов. Так что напрасно ты их ругаешь и так расстроился».

Вроде бы отшутился, а на самом деле обнажил суть существующей нашей системы. Подобные «шуточки» высказывались не только на республиканском уровне, но и союзном. Мне вспомнился разговор с одним из старейших и опытнейших начальников отдела Госплана СССР. Встретились мы в связи с тем, что ему первый заместитель Председателя Госплана поручил ответить на одну письменную просьбу Хабаровского крайисполкома. С руководством Госплана договорились, что решение будет положительным. За большим письменным столом сидел старенький, но очень симпатичный человек. Узнав от меня про письмо, он быстро (вслух) соображал: «Так, этот поручит этому, а этот – тому, тот тоже поручит «Иван Иванычу», а вот уж «Иван Иваныч» не может никому поручить. У него находится ваше письмо». Быстро дает команду молоденькой симпатичной секретарше соединить его с «Иван Иванычем». Тот – на «проводе». Следует (почти дословно) такой разговор:
— «Иван Иваныч», письмо Хабаровского крайисполкома по такому вопросу у вас?
— Да, уважаемый (имярек) у меня.
— Вы его рассмотрели?
— Да, уважаемый (имярек) и решили.
— Как?
— Отказом, естественно, уважаемый (имярек)!
— «Иван Иваныч», да как же вы так?!
Затем «старичок» говорить, что «шеф» считает наоборот, надо решить положительно. «Иван Иваныч» мгновенно отвечает, что сейчас все будет решено положительно и через 15 минут ответ будет у «старичка» на подписи.
Начальник отдела положил телефонную трубку и, мило улыбаясь, говорит: «Ну вот, все в порядке: через 15 минут вы будете иметь наше положительное решение. А пока «Иван Иваныч» идет, я вам, молодой человек (хотя мне было уже полсотни), дам одну рекомендацию. В наше время очень важно занимать такую должность, на которой будешь иметь замов. Не бойтесь давать согласие на любую высокую должность даже в организациях, в делах которых вы мало что смыслите». Я возникаю: «А как же руководить?». «Вот об этом я и хотел вам рассказать. Получаете вы важную «бумагу». Читаете и почти ничего не понимаете. Не теряйтесь, помните, у вас есть заместители и право давать поручения. Вы поворачиваете эту важную «бумагу» вот так, наискосок, и пишите фамилию вашего заместителя, подчеркиваете и потом пониже добавляете: «Для предложений». Затем ставите свою неразборчивую подпись и дату. Вот и всё. Помните: главное иметь право писать: «Для предложений».
Когда «Иван Иваныч» принес «положительное решение», я заглянул в наше письмо, там все (кроме «Иван Иваныча» написали резолюцию «Для предложений». А в ответе Госплана сообщалось, что разрешается в городе Хабаровске организовать колонию для заключенных на площадке, где будут строиться очистные сооружения городской канализации. Вот вам истинный крест, что я ничего не придумал. (Прим. – не кажется ли вам, уважаемые читатели, что у нас в стране сейчас и «Иван Иванычи» перевелись, есть только люди, которые могут только писать подобные резолюции – для предложений. И ничего не знают о тех производствах, которыми руководят).

У меня есть немало примеров, когда людей назначают на очень высокие должности лишь по принципу личной преданности, и они начинают «ломать дрова». Не буду писать о других отраслях народного хозяйства, только о медицине, где что-то понимаю. После Министра здравоохранения Шевченко, рядом с которым первым заместителем работал Вялков, прошедший все ступени служебной лестницы от врача до зам. Министра, в руководстве отраслью не было практических организаторов здравоохранения. Нельзя же назвать Министров Зурабова и Голикову врачами и организаторами здравоохранения. И нынешний Министр Скворцова научный работник, ни дня не работавшая в практическом здравоохранении. И он, и её подчиненные пошли по пути копирования американской медицины, даже не европейской, которая считается более совершенной. Не знаю, в угоду кому, но до такой степени сократили лечебно-профилактические учреждения в России, что больному попасть на прием стало сродни подвигу. Особенно на огромных просторах Сибири и Дальнего Востока. Не знаю, была ли Министр где-нибудь в этих краях? Где половина года зима с обильными снегопадами или непролазная грязь. Как добраться до больницы, получить помощь, если существовавший с 30-х годов ФАП закрыли. Но это непонятно чиновникам из Минздрава России.

На этом я заканчиваю свой очередной материал о деятельности чиновников в Советском Союзе и в России, в котором крайне мало положительных впечатлений, а в основном негатив. Но что делать, такова жизнь, я не сгустил краски, постарался написать объективно.

Источник

Чиновников больше чем в ссср

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в сссрЧиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср
Чиновников больше чем в ссср. Смотреть фото Чиновников больше чем в ссср. Смотреть картинку Чиновников больше чем в ссср. Картинка про Чиновников больше чем в ссср. Фото Чиновников больше чем в ссср

«С госслужбы не уходят»
Проректор РАНХиГС РФ Александр Сафонов рассказал Светлане Суховой, как меняется численность отечественного чиновничества / апрель, 2015

Если власть в России стремится к вертикали, то чиновниками она обрастает по синусоиде. © Ещё у Суховой

В распоряжение «Огонька» попал документ Росстата [апрель 2015 года], из которого ясно: несмотря на призывы к сокращению бюрократии, в регионах процесс идет с переменным успехом. Почему, объясняет проректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Александр Сафонов*.
— Александр Львович, о чем говорит такой показатель, как количество госслужащих на тысячу человек населения?

— Его весомость во многом зависит от того, как устроена система госслужбы в стране. К примеру, в России напрямую сравнивать регионы по числу чиновников сложно. Потому что следует также обязательно учитывать размер территории и численность населения, а что еще важнее — количество муниципальных образований.

— А разве муниципалитеты у нас не привязаны к численности населения?

— В том-то и проблема! Муниципальным образованием может быть район, а может — город или поселок. В Москве муниципальные образования — управы, которые между собой различаются как по территории, так и по количеству жителей. Одна столичная управа может превосходить иную область по численности населения.

* Александр Сафонов — проректор РАНХиГС, доктор экономических наук. Работал официальным представителем России в Международной организации труда, замминистра здравоохранения и соцразвития

— В истории новой России Кремль не раз пытался сократить число чиновников. Хоть раз удалось?

— И да, и нет: численность государственных гражданских служащих (ГГС) в современной России то нарастает, то сокращается — по синусоиде — в зависимости от экономической ситуации. И все же намерение Дмитрия Медведева сократить число госслужащих в 2011-м было, наверное, самым искренним и масштабным за всю историю современной России — до 20 процентов бюрократов. Правда, с тех пор федеральная власть приросла новыми министерствами и ведомствами — возникли МинКрыма, МинДальВосток, МинКавказ, Агентство по межнациональным отношениям вместо расформированного Минрегиона и т.д. А каждое из новообразований требовало какого-никакого аппарата. Да и региональная власть не отставала по части создания новых мест для чиновников. Тут, правда, надо оговориться: федеральные органы исполнительной власти уступают по численности региональным — в них около 40 тысяч человек. А самая многочисленная армия — это муниципальные чиновники: те самые, с кем россияне контактируют чуть ли не ежедневно по вопросам очистки дворов, вывоза мусора, ремонта квартир и т.д. И это факт: чиновников в современной России больше, чем в СССР, процентов на 20.

— В Союзе со всеми его республиками чиновников было меньше, чем в России?

— Если судить по официальным данным, то да. Но не грех помнить, что в СССР ряд общественных и партийных организаций входили де-факто в систему власти, выполняя ее функции. Например, профсоюзы — ВЦСПС, которые контролировали все вопросы охраны труда и занятости. Более того, многое из того, что во времена СССР делали предприятия, сейчас отдано на откуп муниципалитетам и госорганам, например, оплата больничного или выдача пенсий. Не было и многочисленной системы трудоустройства, зачем они в СССР при всеобщей-то занятости! Или, скажем, у советского Центробанка не было необходимости в большом штате сотрудников, так как у него отсутствовала функция контроля деятельности банков и страховых компаний.

— А может, просто все дело в том, что демократическому государству нужно больше чиновников, чем тоталитарному?

— В Великобритании уже не раз чиновников сокращали, стараясь повысить эффективность их работы. Именно там впервые и заговорили о том, что следует ввести показатели этой самой эффективности. Британцы их так до конца еще и не разработали (процесс крайне сложный), но добились перехода многих функций от центральной власти к местной. При этом центральный аппарат сократился, а региональный — не вырос. Это и позволило сократить бюджетные расходы. Но помимо экономической, была и политическая цель — такая реформа стала своего рода попыткой усовершенствовать систему госуправления при расширении электоральной базы правящей партии. В России идея понравилась, ее переняли.

— Так где все-таки больше чиновников: у нас или на Западе?

— Трудно сопоставлять. Хотя бы потому, что в Европе нет разницы между госслужащими и бюджетниками (врачами, учителями и прочими.). Там все госслужащие и получают зарплату из бюджета. Не удивительно, что тамошняя цифра ГГС значительно выше российской в расчете на тысячу человек.

— А почему в России госслужащих и бюджетников разделили?

— Потому что закон о госслужбе предусматривает преференции и ограничения для этой категории чиновников. Например, по величине зарплат, льготы по пенсиям (для выхода на нее достаточно стажа в 25 лет), дополнительное медобеспечение (санаторно-курортное лечение). Все это дать бюджетникам нереально — их 14,5 млн.

— А разве на Западе у всех чиновников равные льготы и схожие зарплаты?

— Нет, но там системы оплаты труда выстроена иначе. Там исходят из идеи социального партнерства: есть работодатель, есть представитель работников (профсоюз) и они заключают соглашение о зарплате, оговаривая МРОТ, индексации и т.д. Если кто недоволен принятым решением, идет бастовать. Помните, в Испании полицейские бастовали? Так вот, на Западе создана своего рода сетка зарплаты для госслужащих по всей стране. Ее верхняя строка — люди, занимающие высокие госдолжности. Плюс коэффициент надбавки по территориальному принципу для тех, кто трудится там, где жить дороже всего. Во Франции, понятно, самые высокие зарплаты будут в парижском регионе. В России же федеральная власть определяет размеры зарплаты для федеральных чиновников, а власти субъектов Федерации — для региональных госслужащих. Поэтому работа губернатора стоит по-разному в разных регионах — в соответствии с наполняемостью местной казны. То же — на муниципальном уровне. Если в Европе все стандартизировано, то у нас же зарплата хирурга в Москве может быть в два раза выше, чем оклад его коллеги с тем же стажем и уровнем образования из уездного города N.

— Вы сами сказали, на Западе тоже есть территориальные коэффициенты.

— В России это не коэффициент. У нас все упирается в бюджетные возможности субъекта Федерации.

— Это значит, что сокращение числа чиновников не ведет к высвобождению бюджетных средств?

— Нет. Как правило, фонд оплаты труда распределяется между теми, кто остается в штате. В некоторых ведомствах специально держат открытыми от 12 до 30 процентов вакансий с тем, чтобы из этого резерва платить премии. Уж так сложилось, что есть существенный разрыв в зарплате между «высшими» и «ведущими» группами должностей. Дабы обезопасить себя от кадрового голода, ведомствам приходится изворачиваться и сглаживать это неравенство с помощью тех же премий.

— Так регионам выгодно сокращать чиновников или нет?

— Региональный бюджет тоже не резиновый. Лет 5-6 назад Минфин был вынужден ввести ограничения из-за того, что самые дотационные субъекты, получавшие миллиарды рублей субсидий из федерального бюджета, имели и самые высокие зарплаты чиновников, подчас выше федеральных. И теперь, если регион дотационный, он обязан ориентироваться на федеральные стандарты по уровню чиновничьих зарплат. Впрочем, это лишь пожелание.

— Иными словами, «непослушных» деньгами не наказали?

— Проблема в том, что деньги, поступающие на так называемую бюджетную обеспеченность субъекта Федерации, не имеют разбивки — что должно пойти на фонд зарплаты, а что — на социалку, инвестиции или иные проекты. Все в руках губернатора — куда и сколько он направит. Проконтролировать можно, но придраться сложно. Вот и получается, что региональные чиновники с точки зрения их доходов могут жить лучше федеральных. Достаточно вспомнить Москву. И не удивительно, что в регионах чиновники потихоньку перетекают из федеральных структур в местные. Судите сами: в 2012 году оклад замминистра федерального правительства со всеми надбавками составлял примерно 123 тысячи рублей. А оклад министра столичного правительства в то же время — 250 тысяч рублей. С тех пор цифры подросли, но соотношение не изменилось. Доходами регионов — того же Чукотского АО, Магаданской области и т.д.,— показавших самое большее число ГГС из расчета на тысячу человек, как раз и объясняется рост тамошней бюрократии.

— А на Западе, как правило, наоборот: есть четкое соответствие зарплат чиновников всех уровней власти, а вершина пирамиды — федеральные бюрократы, куда все и стремятся. Но, возвращаясь к вопросу, о том, на что настроены регионы: сегодня они явно хотели бы сократить число чиновников. Московские власти, например, объявили о том, что госслужащих станет на 35 процентов меньше, а подмосковные решили сократить и того больше — аж 45 процентов. Хорошо, если вслед за этими сокращениями не образуются очереди за справками. Одно дело — Запад с его уровнем компьютеризации. В России же электронные услуги — все еще исключение, а огромное число документов и вовсе не оцифровано, вот и требуются справки и бумажные подлинники.

— Как по-вашему, чиновники в России — сила? Они способны дать отпор установке на сокращение?

— По моему мнению, не способны. Если такое решение принято премьером, то Минфин урезает объем бюджетного финансирования для конкретных ведомств. Хотя, конечно, тут нет автоматизма: знаю случаи, когда руководитель того или иного ведомства умудрялся отстоять штат, доказав необходимость именно того числа работников, которое в нем указано.

— Тем не менее чиновники все дороже обходятся россиянам?

— В относительных цифрах — да. Фонд зарплаты госслужащих всех уровней растет год от года. Не резко, но в пределах инфляции (около 6 процентов в год).

— А как же рост зарплат чиновников в сентябре 2014 года, о котором столько говорили?

— Это коснулось в первую очередь работников администрации президента (почти вдвое), аппарата правительства и Счетной палаты. Большинству федеральных чиновников зарплату проиндексировали, но не повышали.

— А насколько за последние годы изменилась эффективность работы чиновников?

— Тренд явно в лучшую сторону. За последние 10 лет выращено новое поколение профессионалов, пришедших на госслужбу после административной реформы 2004-2005 годов. До этого лучшие кадры госслужбу покидали из-за низких зарплат и непрестижности. Сейчас с госслужбы не уходят даже после ужесточения требований к чиновникам по части тех же иностранных счетов и недвижимости. Возможно, это мировой тренд и политики тут меньше, чем экономики: контролировать доходы чиновников, задавая им неудобные вопросы про «домик в деревне», проще, когда этот домик в российской деревне, а не в гавайской.

— Чиновник — по-прежнему опора власти. Или нет?

— Чиновники, безусловно, должны быть опорой власти. В этом их профессиональное предназначение. Но это прежде всего означает, что они должны служить интересам государства, граждан. И как опора власти в идеале чиновничество должно быть безупречным. Впрочем, если вспомнить историю того же СССР, то очевидно, что нет ничего более непрочного, чем «опора». Ведь госслужащие — не отвлеченное понятие, а люди, живущие в конкретных исторических реалиях. Вот в СССР у ЦК КПСС была серьезная опора в виде миллионов бюджетников, а страна изменилась в одночасье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *