Чип тюнинг что это такое

Что такое чип-тюнинг: достоинства и недостатки, гарантия дилера

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

На «чиповку» собственной машины решаются немногие, особенно если речь идет об автомобилях, находящихся на гарантии, к тому же обладающих «достаточной», по мнению водителей, мощностью двигателя. Однако вопросы «что такое чип-тюнинг?», «зачем его делать?», «как это повлияет на характеристики машины?» и «не повлечет ли это за собой отказ в гарантийном обслуживании?» все равно актуальны для владельцев самых разных автомобилей, желающих получить от них чуть больше, чем готов им дать производитель.

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Первое знакомство с чип-тюнингом

Само понятие «чип-тюнинг» произошло от двух английских слов: chip – микросхема, и tuning – настройка. Это самый безопасный, самый бюджетный и самый простой способ придать своей машине чуть больше «огонька». И все по одной простой причине — в рамках чип-тюнинга не требуется механическое вмешательство в мотор. А значит, не нужна установка дополнительного оборудования и прочие серьезные работы, которые, если их проводят непрофессионалы, могут закончиться для автомобильного «сердца» крайне печально.

Суть этой процедуры – изменение настроек в так называемом ЭБУ — электронном блоке управления двигателем. Иногда его называют «мозгами» мотора. Изначально прописанные в нем параметры задаются инженерами завода-изготовителя. А они исходят из средне-оптимальных показателей работы мотора и, кроме того, настраивают силовой агрегат в жесткой привязке к действующим экологическим нормам, что ощутимо бьет по динамическим характеристикам любой, даже изначально мощной машины. Именно поэтому абсолютно неэкологичный Dodge Charger 70-х с «древним», казалось бы, мотором лишь на секунду уступает в разгоне до сотни намного более мощному и современному Chrysler 300C SRT-8.

В ходе чип-тюнинга меняется от 50 до 1000 установок. В частности, отключаются кислородные датчики и катализаторы, после чего двигатель может «вздохнуть полной грудью». Однако это делает мотор менее экологичным. Специалисты, занимающиеся такими операциями, обращают внимание на то, что чип-тюнинг – это не забава для стритрейсеров, а своего рода «апгрейд» для тех, кто хочет получить от машины чуть больше мощности, тяги и эластичности. Ведь меняется не только динамика машины. Например, более плавно начинает работать коробка-«автомат». Сама процедура обычно занимает около получаса, а если результат не оправдал ожиданий, настройки можно вновь вернуть к заводским параметрам.

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Достоинства и недостатки чип-тюнинга

У многих сомневающихся, стоит ли решаться на такую процедуру, возникает вопрос: «А не уменьшает ли чип-тюнинг ресурс двигателя?». Вроде бы производитель, как никто другой, знает, как должен быть настроен его мотор, и вносить изменения в эти настройки, значит, губить двигатель. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Специалисты тюнинг-ателье и автосервисов, где производятся такие операции, разумеется, уверяют, что после чип-тюнинга ресурс даже увеличивается. Но по-своему правы и те, кто отмечает, что если машина стала быстрее, то и ездить на ней будут резче, уменьшая таким образом ресурс не только мотора, но и всех остальных узлов, испытывающих дополнительные нагрузки.

Теперь о главном: насколько увеличивается мощность, напрямую зависит от типа двигателя. Если это бензиновый «атмосферник», то в среднем на 5-10%. Если же дизельный или бензиновый агрегат, оснащенный турбонаддувом, то его можно сделать мощнее на 20-40%, например, за счет изменения давления в турбине.

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Любопытно, что подобные программы предлагают не только тюнинг-ателье, но и специализированные СТО и даже некоторые официальные дилеры. Например, один столичный автосервис, занимающийся обслуживанием пост-гарантийных Porsche Cayenne, путем изменения прошивок увеличивает мощность на 50-60 л.с.

А дилеры Volvo предлагают своим клиентам установить пакет Polestar Performance. Например, у модели S60 с бензиновым турбомотором T6 мощность увеличивается на 25 л.с., а у XC60 с турбодизельным D5 – на 15 л.с. Фактически, этот пакет и есть ни что иное, как чип-тюнинг. Только «добро» на него дает уже сам производитель, настройки меняются мягко, «без экстрима». Но заплатить за это придется дороже, чем за аналогичную операцию у сторонних сервисов.

Однако для чип-тюнинга не обязательно иметь изначально мощный спортивный автомобиль. Относительно недорогая «чиповка» делает Ford Ranger мощнее на 40 л.с., также увеличивая крутящий момент на 70 Нм, что для пикапа зачастую важнее количества лошадиных сил.

Чип-тюнинг и гарантия

Самая главная проблема чип-тюнинга – отказ в гарантийном обслуживании практически с вероятностью 100%. В частности, один из крупнейших российских дилеров оставляет гарантию только на лакокрасочное покрытие и лишает ее техническую «начинку» автомобиля.

Специалисты по чип-тюнингу уверяют, что обнаружить измененные настройки невозможно. Однако мастера в дилерских автосервисах, в свою очередь, утверждают: дата любого изменения кодов в ЭБУ фиксируется в «мозгах» машины, так что скрыть факт чип-тюнинга не удастся.

Именно поэтому многие владельцы новых машин к сторонним ателье предпочитают не обращаться, а если и улучшают динамические показатели своих моторов, то с помощью специальных прошивок, одобренных производителем. Что касается машин, сошедших с гарантии, то здесь поле для экспериментов безграничное. И к чип-тюнингу прибегают не только владельцы спорткаров, но и вполне утилитарных или сугубо городских машин – начиная с Ford Focus и Chevrolet Cruze и заканчивая Renault Kangoo и Peugeot Partner.

Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

Источник

Что такое чип тюнинг и как он делается — история изнутри на примере моего Стингера.

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Данный пост написан после моих экспериментов с моим Kia Stinger. Ваш опыт может отличаться от моего, прошу быть добрым и вежливым.

За неконструктивную беседу, идиотизм по типу: «поставь январь», «не надо трогать было», «осуждение меня с вашего уровня знаний» — БАН.

Любые адекватные вопросы приветствуются.

По данной схеме был создан блок управления Motec M142 для Kia Stinger GT компанией «Powertune Australia», цена разработки 10-ки тысяч долларов и срок разработки около года. Цена блока управления около 7000$. И да на таком блоке есть машина в России, которая оказалась самой быстрой мире. И эту машину настраивал я.

И так теперь начинаем разговор про чип тюнинг Stinger.

В современном мире крупные компании типа «Бош» или «Сименс» или некоторые другие создают мозги для автомобилей, производители ставят эти мозги и настраивают их с помощью своего программного обеспечения, которое никогда в жизни не попадет к простому смертному. Простым смертным достаются мозги и…возможность слить (если повезет через ОБД разъем, если нет с потрошением мозгов) их содержание в виде бинарного файла, выглядит это как то вот так:

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Т.е. по сути несвязанный набор цифр в 16-ти ричном виде.

А далее происходит реверс инжиниринг.

Один из вариантов провести полное дисассемблирование софта, в кратце используются специальные программы Гидра или ИДА, которые переводят бинарный код в ассемблер (погуглите что это за язык программирования), а далее сотни часов на работу с кодом или так называемый реверс инжиниринг. Но и тут с нашими мозгами не все просто. Почему, я …пропущу этот момент. Скажем так, конфиденциальная информация.

Поэтому перейдем к более «простым вариантам«.

Если у вас блок управления «Бош», то вам скорее всего несметно повезло и …магическим образом появляется на черном рынке на продажу так называемый файл-описание (функшен шрамен). Файл размером на несколько десятков тысяч страниц. И для каждой прошивки он свой. Также в качестве попутного результата сборки прошивки на заводе, появляется A2l файл с описанием расположения карт, или не появляется. А потом из этого получается Дамос / Map Pack для редактора Winols. И продают это за вменяемые или не очень вменяемые деньги.

Но на Стингере нам не повезло, у нас Сименс-континентал и у нас нет никакого описания (т.е. у Сименса не воруют файлы и их не сливают в продажу). Т.е. мы имеем тупо вот такой бинарный файл и какие то более менее описанные прошивки для других сименсов, что лет на 10 старше Стингера.

А далее мы тратим 10-ки часов на сопоставление бинарного файла от другой машины со Стингером с поиском нужных нам карт (предварительно читаем несколько тысяч карт от другой машины и пытаемся понять что же там есть и что основное нам нужно) и тесты этих изменений.

Выглядит это вот так:

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Слева одна машина, справа другая, далее в специальном редакторе, который стоит 1200 евро, сверяем куски файла в зависимости от душевного настроя и…ищем карты / коээфициенты.

Если карту размером 12х12 найти относительно просто, даже если отличается содержимое на 20%, то найти нужный нам коэффициент из одной цирфы, которая выглядит «1A90» или как то так, мягко говоря поиск иголки в стоге сена.

А еще интересный момент, все данные у нас лежат в бинарнике и к 10-чной системе исчисления имеют мало отношения. Вот например карта некоторой топливной смеси для одного из 100500 режимов работы машины:

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Вроде бы понятные цифры, но…это код который приводится к нормальному виду с помощью безумного коэффициента пересчета (на фото обведен красным цветом, и те кто понимают, откуда берется этот коэффициент, пж-та не надо умничать):

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Так вот когда мы потратили 10-ки часов на перенос нужных нам вещей мы приступаем к тестам.

Тут нам нужна тестовая тачка, а тестовый Стиг стоит 2 миллиона и есть он …эм…мало у кого.

Но чтобы тестить, нам надо демонтировать турбину и установить внешний датчик EGT (exhaust gas temperature или датчик температуры выхлопных газов) и датчик противодавления. Мы засверливаем коллектор и ставим их туда. Это а) дорого б) сложно. Но без этого можно спалить мотор со 100% вероятностью. Когда программисты из одной горе конторы правили прошивку оптимы ГТ, то естественно они не ставили никакие датчики. В результате только на Д2 десяток сожженных моторов. Это мой опыт с Оптимой ГТ.

А далее 10-ки разочарований. Что машина не едет. Что-то происходит, что…вообще невозможно понять.

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

для G70 Genesis моего товарища skyarch

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Если посмотреть на картинку, то видно, что было 73 версии софта Ст.3 (вдумайтесь, только Ст.3, а до этого было 80 версий ст.2 и штук 40 ст.1), а теперь представьте. Каждую версию надо залить, покататься на ней как минимум один прогон, чтобы понять что изменилось, а в случае сложных изменений нужно покататься не менее 100-150км, чтобы сработали все адаптации машины.

На данный момент мне все понятно с нашими машинами.

А еще интересный момент, все прошивки по разному скомпилированы, т.е. в разных прошивках, годах выпуска и рынках софт как бы один и тот же, но скомпилирован по разному, а карты находятся в абсолютно разных частях файла. Чтобы перенести необходимые карты и найти их, это по сути заново провести тесты.

Для управления стингером на Ст1 по минимуму используются около 70-80 карт-коэффициентов. Это не затрагивая многие аспекты управления машиной. Если перекраивать целиком, то несколько сотен карт.

Далее, сколько же стоит такая работа.

Под Стига я купил Стига, купил весь хард / софт (чтобы читать, писать), редакторы и так уже около года или более, и у меня опыт настройки машин 10 лет.

Источник

Стоит ли делать чип-тюнинг?

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

«Стоит делать чип-тюнинг или это бесполезная трата времени и денег?» Вопрос наверное много кого интересует, и эта процедура имеет как поклонников, так и противников. Но для того, чтобы разобраться в этом, надо определиться с терминами, которые здесь будут упомянуты.
Итак:

Чип-тюнинг – это всего-навсего настройка режимов работы электронных контроллеров путем коррекции внутренних управляющих программ (firmware). В основном понятие применяется для обозначения коррекции программы блока управления двигателем автомобиля с целью увеличения мощности, но это так сказать распространенное мнение. Вообще, под словосочетанием «чип-тюнинг», надо понимать любое изменение внутреннего ПО блока управления с определенной целью (например: изменение границ температурных режимов включения вентилятора, отключение мониторинга катализатора, отключение клапана EGR и прочее…)

Каталитический нейтрализатор — (обиходное название – катализатор) в составе выпускной системы предназначен для снижения выброса вредных веществ в атмосферу с отработавшими газами. Каталитический нейтрализатор применяется как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. Нейтрализатор обычно устанавливается непосредственно за выпускным коллектором или перед глушителем. Короче не из дешевых запчасть =)

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

EGR — Exhaust Gas Recirculatiоn (Система рециркуляции отработавших газов)
Эта система предназначена для снижения образования оксидов азота, образуемых при работе двигателя. Образование этих веществ имеет место быть при очень высокой температуре. Для снижения температуры и, следовательно образования оксидов азота, небольшое количество выпускных газов возвращается обратно в двигатель.

А теперь по порядку:

Есть мнение, что «Чипануть» — это добавить коней хренову тучу под капот. Это не совсем правда! Например для стокового атмосферного двигателя увеличить крутящий момент реально на 5-12% и на этом всё (например результат с прибавкой для двигателя мощностью 70л.с. составит 73.5-78.4 соответственно) этого действительно мало, но если учесть, что при грамотной настройке уходят недочеты заводских настроек и появляется уверенная тяга «на низах» то по ощущению и со слов клиентов, это гораздо больше чем 12% =) Думаю на миф про «аццки дикую прошивку с дополнительным табуном коней» можно смело забить.

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Существует еще один миф про то, что чип-тюнинг «убивает моторы и сокращает его жизнь». И это тоже не совсем правда. Почему? На этот вопрос ответ очень прост: ввиду того, что в интернете огромная куча статей о том «как сделать чип своего ТАЗа в домашних условиях быстро и недорого» на сегодняшний день каждый второй автолюбитель сам себе «шиночиповщик», но вот ведь не задача, заливать ПО научились, а вот какое ПО да чтобы не дорого, а еще лучше на халяву приобрести и запихать – это проблема. Вот тут то самое интересное и начинается… В поисках халявы человек в интернете нарывается на отломанные редакторы калибровок, но что, как и какие параметры крутить – это познается методом научного тыка… Вот и создаются разного рода сообщества, интернет-помойки и прочие ресурсы посвященные данной теме, где любой желающий что-то исправил, выложил для скачивания, а остальные льют и радуются что бесплатно, напевая хвалебные меморамбы автору, и глубоко по боку, что двигло в мусорку. =) А еще существует особый тип людей, которые пользуясь чужим именем, зарабатывают себе псевдоавторитет и в название файла и в идентификатор прошивки включают всем известные бренды (например: paulus, ADACT, ledokol, SVV…) тем самым делая антирекламу тем,
кто НЕ ЯВЛЯЕТСЯ автором свободнораспространяемого «творения». И таких людей, могу уверенно сказать – огромное количество. Потом появляются автомастерские, которые льют всякую херню с подобных сайтов в впаривают всем подряд, особенно такой контингент выдаёт очень низкая стоимость процедуры перепрограммирования, типа «работаю за пиво», «лучше количество, чем качество» или например такие предложения в каком-нибудь профильном клубе: «Чуваки, а давайте по 500 скинетесь толпой (как правило от 10 человек и более), а я вас всех чипану «. Итак, вывод очень прост: Прежде чем прошивать своего железного питомца у кого-нибудь в сервисе, можно предварительно и почитать интернет, глянуть на отзывы и особенно на список РЕАЛЬНО существующих представителей в вашем конкретном регионе и городе. Другого способа подтвердить, то что прошивка действительно авторская, а не с какого-нибудь халтая, лично я не вижу.

А вот еще одна и не мало важная сторона вопроса – экономическая.

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Бывает такое, что ввиду мягко говоря «херового» бензина в некоторых регионах, ну или просто подходит конец срока службы каталитического нейтрализатора, стоимость которого довольно-таки не маленькая, машина начинает ехать и разгоняться очень вяло, а иногда даже возникают проблемы с холостым ходом или вообще с запуском. В таком случае существует только четыре способа решения:

1)Купить новый и заменить – это наиболее дорогой вариант (запчасть+стоимость работы+через какое-то время повторная замена)
Для примера стоимость катализатора можно глянуть на сайте — co-ch.ru/
ну или просто в любом поисковике набрать «катализатор автомобильный купить»
2)Выкинуть датчик и поставить «обманку» — последнее время много от кого слышал (запчасть+стоимость работы по удалению катализатора физически+стоимость работы электрика) На счет долговечности, качества работы и ценника данной приблуды, к сожалению, однозначной информацией не располагаю.
3)Тупо пробить и выкинуть — самый дешевый способ (только стоимость работы по удалению катализатора физически) если авто было оснащено 2-я и более датчиками кислорода на одном выпускном тракте, то тупо ездить с горящим чеком и выбитым каталиком, а если стоял 1 ДК, то хозяевам таких авто повезло.
4)Чип — самый оптимальный (стоимость перепрограммирования+стоимость работы по удалению катализатора физически+раз сделал и забыл про данную деталь) под «евро2» или если этого позволит логика ПО, возможность редактора, а также рационализм для определенного блока, то можно и «евро0» она же «Р-83». Стоимость процедуры в среднем зависит от стоимости отключаемых программно запчастей.

У некоторых клиентов бывают предрассудки по поводу того, как чип-тюнинг отразится на прочих системах управления (ABS, ESP, SRS)– ответ НИКАК, так как изменение программы затрагивает только блок управления двигателем, остальными системами управляют свои отдельные для этого блоки управления.

Миф о том, что прошивка слетает и возвращается на заводскую, ну или может слететь – также является полным бредом незнающих. Простой пример: блок управления имеет свою флеш-память, только меньшим объемом в отличии от обычной флешки, на которые много кто пишет всякую информацию, так вот, если записать на обычную флешку скажем группу «Краски», то спустя какое-то время на ней не будут петь песни «Золотое кольцо». =)

Исходя из всего, вышеописанного, можно сделать однозначный вывод, что чип-тюнинг это не пустая трата бобла и времени, а все-таки эффективное инженерное решение большинства дорогостоящих проблем, а также получение дополнительного запаса мощности и немного комфорта, например, по возможности снижается ощутимое отсутствие тяги при езде с кондиционером, более мягкая работа двигателя на холостом ходу, устраняется проблема с холодным запуском и так далее… Но не стоит забывать, что прежде чем делать чип, — в обязательном порядке необходимо пройти компьютерную диагностику ДВС на предмет выявления возможных дополнительных проблем и только после этого, если всё в порядке, то приступать к репрогу, причем желательно делать это не у «Дядей Васей» в шиномонтажке за 500 рублей.

А на вопрос где, как и у кого, могу только посоветовать Региональные представители
так как сам являюсь представителем PAULUS’a, а про других авторов ничего не могу сказать, ввиду того, что после репрога прошивкой данного автора, клиенту больше ничего не требовалось переделывать или дорабатывать, и соответственно хозяин авто всегда расставался со своими кровными легко, а не с чувством, что его нае***и. =)

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

ЗЫ
Данная статья не претендует на нобелевскую премию и не является постулатом, к прохожим с высказываниями: «Я делал, хз где – короче фуфло это всё», «Да я знаю где каталики за 1000рэ можно купить», «Да нафиг, пусть едет – пока едет»… Просьба проходить мимо, можно и через лесной массив. =)
А тем кому не безразлична данная тема и есть вопросы, то задавайте их в комментах и по возможности ответы будут добавлены и раскрыты в самой статье или для этого будет отдельная тема =)

Источник

Чип-тюнинг: что это и для чего он предназначен?

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Чип тюнинг что это такое. Смотреть фото Чип тюнинг что это такое. Смотреть картинку Чип тюнинг что это такое. Картинка про Чип тюнинг что это такое. Фото Чип тюнинг что это такое

Большинство статей про чип-тюнинг написано компаниями, которые занимаются чип-тюнингом. Эти статьи медленно и верно приводят вас к мысли, что «чипование» – это один жирный плюс.
Мы предложим вам альтернативный вариант статьи, незаинтересованной. Сделаете ли вы после нее чип-тюнинг или нет – нам без разницы. Итак, часто задаваемые вопросы про чип-тюнинг.

Чип-тюнинг – это изменение программы управления двигателем ради повышения мощности, экономичности или исправления ошибок. Работой двигателя управляет ЭБУ – электронный блок управления, который поддается перепрограммированию (в аналогии с компьютерами – это переустановка операционной системы).

📌 Если с двигателя можно снять большую мощность, поменяв лишь «прошивку», почему этого не сделают прямо на заводе? Неужели производители глупее чип-тюнеров?

Нет, не глупее. Однако для производителей удельная мощность не является главным критерием. Двигатели редко форсируют на 100% их физических возможностей, и причины могут быть самые разные. Иногда выбирают мощность, выгодную с точки зрения налогов, либо «душат» мотор, чтобы снизить выбросы СО2 – от них в Европе зависят налоги.
Бывает, один и тот же мотор выпускают с разными степенями форсировки. Например, двигатель Ford 1.6 Duratec Ti-VCT может быть 105-сильным или 125-сильным, хотя конструктивно версии не отличаются.
В России из-за ступенчатого роста транспортного налога Ssang Yong Actyon может комплектоваться 2-литровым дизелем мощностью 175 л.с. или его дефорсированной до 149 л.с. версией.
В современных моторах все большее значение приобретают экологические характеристики. Очень часто для снижения вредных выбросов приходится одновременно жертвовать и мощностью, и экономичностью. Это позволяет улучшить отдачу мотора, поступившись его эко-стандартом.
Иногда речь идет о банальной ошибке в программе или «придушенности» мотора ради возможности использовать менее качественный бензин.
Чип-тюнеры ищут подобные лазейки и стараются увеличивать мощность и момент в тех пределах, которые производители не использовали по политическим или экологическим мотивам.

Во-вторых, ресурс современных моторов «по железу» (к примеру, цилиндро-поршневой группы) составляет сотни тысяч километров, так что первого-второго владельца некоторое падение ресурса обычно не волнует.
Наконец, в большей степени на ресурс влияет качество масла и топлива, чем изменения картографии мотора.
Впрочем, все это справедливо для грамотного чип-тюнинга, авторы которого не жадничали. Естественно, неудачная программа может сказаться на ресурсе мотора или просто вывести его из строя.
Кроме того, чип-тюнинг может перегрузить крутящим моментом коробку передач: например, шестиступенчатый автомат Aisin для автомобилей Volkswagen в версии 09G рассчитан на момент 250 Н*м. До таких значений некоторые чип-тюнеры предлагают форсировать двигатель 1.4 TSI (122 л.с.), что сделает нагрузку на коробку передач предельно-допустимой. При этом у автомата Aisin есть усиленные версии, например, 09K, способные выдержать 400-450 Н*м, однако они отличаются несколько иной конструкцией (количеством фрикционов в том числе). В чип-тюнинге главное – это чувство меры и доскональное знание возможностей мотора.
Никакой объективной страховки от поломки вам не предложат, поэтому остается уповать лишь на солидность фирмы-чиповщика. Крупные компании, через которые прошли сотни машин, стараются не рисковать репутацией и форсируют автомобиль до безопасных пределов либо официально предупреждают о возможности негативных последствий. Тем не менее гарантировать надежную работу они смогут вам лишь на словах.

📌Лишусь ли я заводской гарантии, если проведу чип-тюнинг?

Скорее всего, да: безграмотный чип-тюнинг может вывести мотор из строя, и производитель вряд ли захочет покрывать расходы на подобный ремонт.
Чип-тюнеры в основном напирают на «незаметность» процедуры: мол, никто не определит. Ведь «чипованные» программы обычно пишут на базе заводских, так что обнаружить изменения можно, лишь задавшись целью. Если вы обратились за гарантийным ремонтом подвески, вряд ли дилер будет искать причину поломки в измененной программе компьютера (хотя исключать этого нельзя).
Гарантию на силовой агрегат вы потеряете почти наверняка. В случае каких-то проблем с мотором дилер скорее всего определит измененную версию «прошивки», а это как минимум повод для тщательного разбирательства.
Иногда дилерские центры предлагают свои программы чип-тюнинга, однако цены у них обычно выше, при этом очень часто заводская гарантия на мотор все равно прекращается.
Некоторые чип-тюнеры обещают собственную гарантию, которая в основном распространяется на сами устройства для тюнинга, например, модули увеличения мощности (тюнинг-боксы).

📌Насколько можно поднять мощность и момент за счет чип-тюнинга?

Для атмосферных моторов пределы небольшие – обычно 3-7%, иногда до 10-15%. Обычно при чип-тюнинге безнаддувных двигателей большее внимание уделяют не максимальной мощности, которая используется редко, а крутящему моменту в среднем диапазоне оборотов. Это делает двигатель более «живым».

Лучше поддаются чип-тюнингу наддувные моторы, как бензиновые, так и дизели – здесь удается выжать 25-30%, иногда – до 50%.
Ниже приведены внешние скоростные характеристики двигателя Volkswagen 1.8 TSI до и после чип-тюнинга: как видите, мощность выросла со 155 л.с. до 199 л.с., крутящий момент – с 253 Н*м до 326 Н*м, причем пик его сместился к низким оборотам.

📌Какие именно параметры меняются во время чип-тюнинга?

Меняются калибровочные коэффициенты, отвечающие за зависимости углов опережения зажигания (впрыскивания для дизелей), коэффициента избытка воздуха, фаз газораспределения (в двигателях с их автоматическим регулированием), алгоритм работы перепускного клапана системы наддува, а также ряд других параметров.
В чем смысл чип-тюнинга безнаддувных моторов, если прибавка мощности невелика?
Выжать большую мощность из атмосферного мотора, не принося в жертву его ресурс, очень сложно. Поэтому максимальная мощность после чип-тюнинга обычно меняется незначительно.
Основное внимание тюнеры уделяют кривой крутящего момента, стараясь поднять ее в зоне средних оборотов, которые чаще всего и используются при обычной езде. Условно говоря, уделяют большее внимание не объективной динамике (по секундомеру), а субъективной. Двигатель становится более эластичным, иногда острее реагирует на газ, и это создает ощущение, что мотор ощутимо прибавил в мощности.
Иногда на кривой крутящего момент наблюдаются очевидные провалы, появление которых обусловлено заботой об экологии или ошибками в программе. Ниже приведена внешняя скоростная характеристика двигателя Chevrolet Lacetti 1.4 до и после чип-тюнинга. Мощность поднялась всего на 1 л.с., крутящий момент на 5%, однако кривая крутящего момента стала более «полной», особенно в зоне до 4000 об/мин.

Некоторые чип-тюнеры обещают одновременное увеличение мощности и улучшение топливной экономичности. Возможно ли это в принципе?
В принципе, возможно, например, за счет снижения экологических параметров двигателя. Так, выбросы окислов азота зависят от максимальной температуры в цилиндре. При уменьшении угла опережения зажигания ниже оптимального значения содержание окислов азота падает, но снижаются и мощность, и экономичность. Увеличивая угол, иногда удается одновременно поднять и мощность, и экономичность, но ценой экологичности двигателя. Понятное дело, что большинство клиентов она не волнует.
Чип-тюнеры иногда делают акцент на повышении экономичности при постоянной мощности, однако надежных экспериментальных данных об эффективности данных мероприятий мы не нашли.

📌Сколько стоит чип-тюнинг?

Зависит от автомобиля и сервиса: «гаражные» спецы предлагают чиповку от 1000 рублей, серьезные компании, которые пишут программу специально под ваш автомобиль, просят обычно от 7-12 тысяч за 1,6-литровый атмосферник до 20-30 тысяч за мощный многолитровый двигатель. Иногда чип-тюнеры акцентируют внимание на относительную дешевизну дополнительных «лошадей»: так, увеличение мощности двигателя Porsche 911 Carrera (997) с 325 л.с. до 350 л.с. позволяет приблизить ее динамику к модели Carrera S. Стоимость чип-тюнинга – порядка 26 тысяч рублей, разница в цене между моделями – около полумиллиона.
В целом для двигателей, хорошо поддающихся чиповке, стоимость дополнительной лошадиной силы составляет порядка 300-1000 рублей.
Зачем делают чип-тюнинг?
Львиная доля обращений – это желание улучшить динамику машины, к которому иногда примешивается стремление сэкономить на транспортном налоге, ведь он платится «по паспорту». Экономичность – второй мотив.
Некоторые стремятся исправить характеристику мотора, убрать провалы и «подвисания» двигателя на определенных оборотах или повысить отзывчивость на педаль газа: впрочем, для последний задачи лучше подходят специальные устройства (см. ниже).
Иногда чип-тюнинг нужен для исправления ошибок программы, которые, например, приводят к неустойчивой работе в холодном состоянии или рывкам при переключении передач.

📌Как убедиться, что чип-тюнинг дал результат?

В чип-тюнинге, как и в медицине, силен эффект плацебо: даже если в машине ничего не изменилось, владельцы чувствуют чумовую прибавку мощности. Просто потому, что больше крутят мотор и чаще давят педаль газа в пол.
Поэтому серьезные чип-тюнинговые компании располагают стендами для снятия внешней скоростной характеристики. Более дорогие стенды позволяют работать с полноприводными моделями, некоторые оснащены вентиляторами обдува, чтобы двигатель не перегревался при многократных повторениях. Кстати, имейте в виду, что если вентилятора нет, повторные измерения с малым интервалом могут привести к перегреву мотора.
Для грамотного чип-тюнинга снятие внешних скоростных характеристик до и после обязательно в том числе ради обеспечения надежности «чипованного» мотора.
Помимо этого иногда чип-тюнеры проверяют динамику разгона автомобиля с помощью измерительного комплекта (например, RaceLogic) и сравнивают ее с характеристиками до чип-тюнинга.

📌Как делают чип-тюнинг в специализированных фирмах?

Сначала автомобиль проходит диагностику, чтобы исключить неисправности, которые помешают чипованию.
Если все хорошо, снимается внешняя скоростная характеристика. Исходная программа ЭБУ сохраняется, и обычно, если клиент остается недоволен новой программой в течение 1-2 недель эксплуатации, чип-тюнеры заливают прежнюю версию и возвращают деньги. Это один из признаков серьезности компании.
Затем данные об автомобиле и его программа передаются специалистам, которые пишут новую программу, опираясь на предыдущий опыт работы с данной моделью.
После этого автомобиль проходит стендовые измерения с новой программой, и если обнаруживаются какие-то нюансы – программа дорабатывается. Иногда для получения желаемого результата требуется несколько «итераций».

📌 Можно ли с помощью чип-тюнинга сделать педаль газа более «острой»?

Да, можно. Однако если задача только в этом, можно использовать корректор электронной педали газа. Это небольшой электронный блок, который включается в цепь между датчиком положения педали газа и ЭБУ. Он модулирует сигнал от педали газа, обычно удваивая его: если педаль газа выдает сигнал 10%, корректор увеличивает его до 20% и передает в ЭБУ.
Современные машины нередко кажутся более «тупыми» по сравнению с автомобилями аналогичной мощности, выпускаемыми в 90-х годах. Во многом это связано с настройками акселератора ради улучшения экологичности мотора на переходных режимах. Корректоры позволяют отчасти решить эту проблему и сделать автомобиль субъективно быстрее, иногда – проще в управлении. Впрочем, обычно корректоры увеличивают расход топлива (водитель чаще ездит на полном газу), а для иных машин создают лишь дискомфорт.
Один из плюсов корректора – возможность снять его, например, перед посещением дилерского центра. Эффективность корректора зависит от конкретного автомобиля и ваших предпочтений: в идеале, сначала лучше взять корректор на «тест-драйв» и потом уже отдавать 5-10 тысяч рублей.
У некоторых корректоров есть кнопка отключения, чтобы сделать педаль менее «острой»

📌Есть ли варианты чип-тюнинга, позволяющие не вмешиваться в стандартную программу управления?

Да, например, с помощью так называемых тюнинг-боксов: блоков, модулирующих сигнал от контроллера к исполнительным устройства, например, форсункам. Чаще всего боксы предлагаются для дизелей, улучшая их мощность или экономичность. В самом двигателе не меняется ничего, и «бокс» всегда можно снять и переставить, к примеру, на другую машину.
По заявлению производителей, боксы, ориентированные на экономичность, позволяют снизить расход топлива на 10-12%, при этом немного улучшить отдачу мотора. «Мощностные» боксы обеспечивают прибавку мощности на 20-30%, а некоторые модели позволяют плавно менять степень форсирования двигателя, выбирая между стандартной программой, экономичными или мощностными режимами.
Так, один из боксов на пикапе Mitsubishi L200 во время стендовых испытаний показал следующие значения: нулевой режим – мощность 130 л.с.; момент 265 Н*м, что примерно соответствует паспортным данным. Самый форсированный 8-й режим – 152 л.с. и 306 Н*м.
Современные боксы позволяют управлять режимами с сотового телефона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *