Численность человечества на много порядков больше чем численность диктант
Рост населения нашей планеты – серьезная проблема. Она затрагивает самые глубокие проблемы истории (Тема: Итоговые диктанты)
Демографический переход
Рост населения нашей планеты – серьезная проблема. Она затрагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утвержденные многовековыми традициями. Установление взаимопонимания между гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.
Грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. Когда речь идет о громадных промежутках времени и всех людях, населяющих планету, невольно возникает вопрос, почему это важно для каждого из нас. Крупные по своему масштабу явления истории неминуемо отражаются на жизни каждого. В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход – превращение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.
Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и ее распространение в пределах популяции происходит генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путем социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всем пути его развития.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 10 класса
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 10 класса разработаны в соответствии с Программой по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор программы А.И.Власенков, Москва, Дрофа, 2011) и учебником «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»//А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова.
Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 10 класса»
Изложение лингвистического текста
Цель: выявить уровень владения приёмами информационной переработки прочитанного текста и умения представлять его в виде развёрнутого плана.
Языковая картина мира
Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.
Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.
Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников. (160 слов)
(По материалам научно-популярных ресурсов Интернет.)
Сжатое изложение с элементами сочинения
Цель: совершенствовать навыки написания сжатого изложения текста с высказыванием суждений по теме.
У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.
И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)
Напишите сочинение-рассуждение: Почему соплеменники не пытались спасти манкуртов?
Контрольная работа по теме «Фонетика»
Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными навыками, умением производить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разборы.
Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и её распространение в пределах популяции происходят генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путём социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всём пути его развития.
(132 слова) (По С. П. Капице)
1. Выполнить фонетический разбор.
Вариант I: (в) живой (предложение 2).
Вариант II: (с) речью (предложение 4).
2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).
Вариант I: произошло (предложение 1 второго абзаца).
Вариант II: приходится (предложение 2 второго абзаца).
3. Выполнить морфологический разбор.
Вариант I: практически (предложение 2 второго абзаца).
Вариант II: весь (предложение 2 второго абзаца).
4. Выполнить синтаксический разбор.
Вариант I: предложение 2.
Вариант II: последнее предложение текста.
Сочинение «Проблема ответственности личности за свою судьбу»
Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»
Цель: определить уровень изученного материала по теме «Лексика и фразеология»
Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.
На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.
В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.
(По материалам «100 великих чудес природы».)
Грамматическое задание по тексту:
• Определите тему и основную мысль текста.
• Определите стиль речи, обоснуйте свое мнение.
• Определите тип речи, обоснуйте свое мнение.
• Произведите фонетический разбор слов: Европа, опускаются, происхождение.
Контрольная работа по теме «Состав слова и словообразование»
Цель: определить уровень изученного материала по теме «Состав слова и словообразование. Орфография»
А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А2. Каков способ образования слова ПОДЛЁДНЫЙ?
А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?
1) рукавица, подручный
3) водянистый, подводить
А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) абон..мент, выб..рать, уед..нение
2) ув..дающая пр..рода, ч..столюбивый
3) по..стеречь, птицево..ческий, зо..чество
4) оз..рение, выр..внять грядку, расп..хнуть дверь
А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?
1) чес..ный, пору..чик, песчан..ый
2) лан..шафт, громоз..кий, извес..ка
3) прелес..ный, рас..читывать, искус..ный
4) аген..ство, словес..ный, ровес..ник
А6. В каком слове есть приставка РОС-?
А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
1) по прибыти.. поезда, в глубоком ущель..
2) рассказ о Юри. держись на расстояни..
3) деревья в ине. в течени.. суток
4) письмо из Дани. на знамен..
В1. Из данного фрагмента стихотворения А. А. Блока выпишите слова, образованные суффиксальным способом.
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
В2. Из третьей и четвёртой строк фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.
С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании А. Блоком образа Пушкина.
А1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А2. Каков способ образования слова ПРЕВЫШЕ?
А3. В каком ряду записаны однокоренные слова?
2) горюющий, пригорок
3) холодильник, прохладный
А4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пир..мида, предл..гатъ, выг..ревший
2) паст..ла, разв..вающ..йся флаг
3) во..зал, ко..ти, рю..зак
4) отч..тать, выж..гатъ, прим..рение
А5. В каком ряду во всех словах пропущена буква?
1) серебрян..ый, рас..чёт, гиган..ский
2) дилетан..ский, словес..ный, пьес..а
3) вес..ник, истин..ый, контрас..т
А6. В каком слове есть приставка ИС-?
А7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?
1) в полном молчани. быть в раздумь..
2) позвони Анастаси. по окончани.. сеанса
3) в продолжени.. вечера, о лицемери..
4) на пустош. в Суздал..
В1. Из данного фрагмента стихотворения М. Волошина выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Пройди по лесистым предгорьям,
По бледным полынным лугам
К широким моим плоскогорьям,
К гудящим волной берегам.
В2. Из данного фрагмента стихотворения (см. задание В1) выпишите слова, в корне которых может происходить чередование согласных звуков.
С1. Напишите о роли языковых особенностей текста в создании М. Волошиным образа природы.
Сочинение по теме «Спор поколений: вместе и врозь».
Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»
Вам, наверное, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к «Сказке о царе Салтане». Именно ту картину, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном каменистом острове. Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый город.
Вы, конечно, любовались Кремлём из-за Москвы-реки. Говорят, вся Москва была по главному архитектурному звучанию как этот уцелевший пока, хотя и не в полной мере, Московский Кремль.
Напрягите воображение, представьте ту давнюю панораму с Воробьёвых гор. Сотни островерхих шатров, розовеющих на закате, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. Нет, Москва имела своё, ещё более ярко выраженное, чем у Петербурга, лицо. Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле.
Может нравиться или не нравиться купольная златоверхая архитектура, как может нравиться или не нравиться, допустим, архитектура древнего Самарканда. Но второго Самарканда больше нет нигде на земле. Он уникален. Не было и второй Москвы.
(156 слов) (По В. А. Солоухину)
1. Выполнить фонетический разбор.
Вариант I: представьте (предложение 1 третьего аб заца).
Вариант II: сияние (предложение 2 третьего абзаца).
2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу).
Вариант I: издали (предложение 3).
Вариант II: островерхих (предложение 2 третьего абзаца).
3. Выполнить морфологический разбор.
Вариант I: уцелевший (предложение 2 второго абзаца).
Вариант II: уникален (предложение 3 последнего абзаца).
4. Выполнить синтаксический разбор.
Вариант I: предложение 1.
Вариант II: предложение 1 третьего абзаца.
Сочинение по теме «Вопросы, заданные человечеству войной»
Контрольная работа: написание эссе «Модно ли быть патриотом сегодня?»
Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте.
Цель: оценка коммуникативных качеств и эффективности речи
Однажды зимой офицеры гусарского полка собрались у ротмистра фон Ашенберга на именины. Среди прочих был в этой компании поручик Чекмарев, общий любимец и баловень. Веселый, щедрый, ловкий, красавец собою, великолепный танцор и наездник — словом, чудесный малый. Кроме того, он был очень богат и его кошелек всегда был в общем распоряжении.
Кто-то, вспомнил, что накануне граф Ольховский ездил к помещику играть в карты. Оказалось, что он выиграл полторы тысячи деньгами, каракового жеребца и золотые часы-брегет. Ольховский эти часы сейчас же и показал. Старинные часы, с резьбой, с украшениями, и если сверху надавить пуговку, то они очень мелодично прозвонят, сколько четвертей и который час. Ольховский немного заважничал.
— Это, — говорит, — очень редкая вещь. Я ее ни за что из рук не выпущу. Весьма вероятно, что подобных часов во всем свете не больше двух-трех экземпляров.
Чекмарев на это улыбнулся.
— Напрасно вы такого лестного мнения о ваших часах. Я вам могу показать совершенно такие же. Они вовсе не такая редкость, как вы думаете.
Ольховский недоверчиво покачал головой:
— Где же вы их достанете? Простите, но я сомневаюсь.
— Как вам угодно. Хотите пари? —С удовольствием. Вдруг есаул Сиротко ударил себя по лбу и воскликнул:
— Братцы мои! А ведь я совсем было забыл, что у меня нынче приемка обоза. Удирать надо, ребята. К восьми часам надо быть непременно. Ольховский, который час? Позвони-ка!
Ольховский стал шарил по карманам. Вдруг он проговорил озабоченным тоном:
— Вот так штука.
— Что такое случилось? — спросил фон Ашенберг.
— Да часов никак не найду. Сейчас только положил их около себя, когда снимал ментик. — А ну-ка, посветите, господа.
Зажгли огонь, принялись искать часы, но их не находилось. Всем почему-то сделалось неловко.
Искали около четверти часа и совершенно бесплодно. Ольховский, растерянный, сконфуженный, повторял ежеминутно:
— Ах, господа, да черт с ними. да ну их к бесу, эти часы, господа.
Но ротмистр Иванов прикрикнул на него:
— Дурак! Наплевать нам на твои часы. Понимаешь ли ты, что прислуги здесь не было?
Наконец офицеры сбились с ног в поисках и сели вокруг стола в томительном Молчании. Майор Кожин тоскливо обвел товарищей глазами и спросил еле слышно:
— Что же теперь делать, господа?
— Ну, уж это ваше дело, что делать, майор, — сурово сказал Иванов. — Вы между нами старший. А только часы должны непременно найтись.
Было решено, что каждый позволит себя обыскать, и все поочередно были обысканы. Остался один только Чек-марев.
— Ну, Федюша, подходи. что же ты? — подтолкнул его с суровой и грустной лаской Иванов.
Но тот стоял, плотно прислонившись к стене, бледный, с вздрагивающими губами, и не двигался с места.
— Ну, иди же, Чекмарев, — ободрял его майор Кожин. — Видишь, все подходили.
Чекмарев медленно покачал головой. Он с трудом выговорил:
— Я. себя. не позволю. обыскивать.
Ротмистр Иванов вспыхнул:
— Как, черт возьми? Пять старых офицеров позволяют себя обыскивать, а ты нет? Что же ты, лучше нас всех? Сейчас подходи, Федька, слышишь?
Но Чекмарев опять отрицательно покачал головой.
— Не пойду, — прошептал он.
Было что-то ужасное в его неподвижной позе, в мертвенном взгляде его глаз и в его напряженной улыбке. Иванов вдруг переменил тон и заговорил таким ласковым тоном, какого никто не мог ожидать от этого грубого солдата:
— Федюша, голубчик мой, брось глупости. Ты знаешь, я тебя, как сына, люблю. Может быть, ты как-нибудь. ну, знаешь, из-за этого дурацкого пари. понимаешь, пошутил. а?
Вся кровь бросилась в лицо Чекма-реву и сейчас же отхлынула назад. Губы его задергались. Он молча, с прежней страдальческой улыбкой покачал головой.
— В таком случае знаете, поручик. мы хотя и не сомневаемся в вашей честности. но, знаете. вам как-то неловко оставаться между нами.
Чекмарев пошатнулся. Казалось, он вот-вот грохнется на пол. Но он справился с собой и, поддерживая левой рукой саблю, глядя перед собой неподвижными глазами, точно лунатик, медленно, прошел к двери. Офицеры безмолвно расступились, чтобы дать ему дорогу.
Фон Ашенберг позвал денщиков и приказал им убирать со стола. Все молчали, точно еще ожидали чего-то.
Вдруг денщик хозяина воскликнул:
Все бросились к нему. Действительно, на полу, под котелком, лежал брегет Ольховского.
— Черт его знает, — бормотал смущенный граф, — должно быть, я их как-нибудь нечаянно ногой, что ли, туда подтолкнул.
Офицеры вышли на крыльцо. Какой-то человек быстро бежал к дому. Это оказался денщик поручика Чекмарева. Солдат был без шапки и казался страшно перепуганным. Еще на ходу он закричал, еле переводя дух:
— Ваше благородие, несчастье. Поручик Чекмарев застрелился!
Итоговая контрольная работа
Вариант I
1. Приведите в соответствие стили речи и сферы их использования:
Стиль Сфера использования:
научная и учебная литература
Официально-деловой
агитация, пропаганда, критика
Художественный
Разговорный
2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.
При телепатии получатель, или перципиент, должен, не прибегая к своим органам чувств, узнавать о том, что думает отправитель, или индуктор. При этом обычно подразумевается, что никаких специальных действий индуктор не производит. Иначе говоря, его мысли, желает он того или нет, становятся известными получателю без всяких усилий, направленных на передачу сообщения. (Ч.Хэнзел)
3. Подберите лексические значения следующим заимствованным словам, используя толкования, данные в скобках:
1.Палитра, 2.депозит, 3.дерматин, 4.бумеранг, 5.корнпапир, 6.реверс, 7.триумф, 8.ветеран, 9.мавзолей, 10.календарь.
( )Выдающийся, блестящий успех, победа; ( )подбор цветов; ( )большое надгробное архитектурное сооружение, памятник; ( )вид искусственной кожи; ( )метательное орудие; ( )система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы; ( )бывалый, опытный воин; ( )денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения; ( )бумага с зернистым строением поверхности; ( )оборотная сторона медали, монеты).
4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.
Раннее утро. Чуть брезжит рассвет. В комнате мягкий обволакивающий полумрак. Я подхожу к окну: дух захватывает от чудесной картины зимнего утра.
Вариант II
1. Покажите схемы параллельной и цепной (последовательной) связи предложений в тексте, поясните их.
2. Определите стиль и докажите справедливость своего суждения.
Прошу вашего согласия на произведение ремонтных работ по устранению неполадок в работе телефонной сети. Ремонтные работы будут проводиться в течение 2-х дней. Организация, производящая ремонт телефонных линий, гарантирует выполнение ремонтных работ качественно и в срок.
3. Исправьте тексты, заменяя повторяющиеся слова в целях разнообразия синонимами.
Мы говорим, что мы умны, а старики говорят: нет, мы умнее вас были. А сказка говорит, что когда еще наши деды не учились, а родители не родились, в некотором царстве, в некотором государстве жил-был такой старичок, который трех своих сыновей научил грамоте и всему книжному.
4. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу, сохраняя заданный тип текста (описание, повествование или рассуждение) и озаглавьте его.
Дайте-ка вспомнить, как это было… Я сижу на своем любимом месте у окна. Идет урок истории. Учитель вещает что-то мудрое и очень умное. Мне тоскливо и одиноко. И вдруг…
Численность человечества на много порядков больше чем численность диктант
Муса Айзятов запись закреплена
Приложение 2. Диктанты
14.12.11 Просмотров: 75481 2 Загрузок:1207
Меню категорий
Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)
Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (2 четверть)
Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Атамура
Поурочные планы по русскому языку 2 класс (Атамура)
Поурочные планы по русскому языку 3 класс
Поурочные планы по русскому языку 4 класс
Поурочные планы по русскому языку 5 класс
Поурочные планы по русскому языку 6 класс
Поурочные планы по русскому языку 7 класс
Поурочные планы по русскому языку 8 класс
Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Поурочные планы по русскому языку 10 класс
Поурочные планы по русскому языку 11 класс
Календарное планирование по русскому языку и литературе
Развивающие упражнения на каждую букву 1 класс
Контрольные работы
Карточки контроля по русскому языку
Самостоятельные работы по русскому языку
Изложения русский язык 2-3-4 класс (уч Атамура)
Памятки
Зачеты по русскому языку
Пособия по подготовке к ЕНТ
Уроки по русскому языку
Тесты закрытого типа по русскому языку
Методика преподавания русского языка
Тесты по русскому языку
Поурочные планы по русскому языку 7 класс с казахским языком обучения
Поурочные планы по русскому языку 4 класс с казахским языком обучения
Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс Казахстан
Поурочные планы по Русскому языку 11 класс с казахским языком обучения
Возможно, Вам еще будет интересно:
Порядок вывода комментариев:
По умолчанию
1
1 Полина • 07:37, 28.05.13
Почему «крест накрест» пишется раздельно?
1
2 краска))))))) • 17:08, 28.05.13
а это наверно опечатка
Войдите:
Добавьте свой материал на сайт и получите бесплатное свидетельство о публикации!
Добавить материал
Инструктивно-методическое письмо
Продам поурочные планы по биологии 10 класс Атамура (общественно-гуманитарное направление) на 2014-2015 уч. год. Образец представлю. E-mail: valeri1974@mail.ru
valtorЧитать далее
Особенно «Развитие познавательных процессов»
k_svetka79@mail.ru
К_СветланаЧитать далее
Результаты / Архив / Ответов: 1656
Последние сообщения на форуме:
Хостинг от uWeb Обратная связьГостевая книга
Контрольно-измерительные материалы
Название | Контрольно-измерительные материалы |
страница | 10/12 |
Дата публикации | 29.04.2014 |
Размер | 1.14 Mb. |
Тип | Документы |
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Диктант 3. Буквы З и С на конце приставок Низвергающийся водопад, рассерженный начальник, безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, взгляд исподлобья, безводная местность, вскочить от испуга, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, взмолиться о пощаде, нисходящий поток, отъявленный бездельник, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, размышлять о будущем, изредка посещает, взбежать по лестнице, сделать исподтишка. Дирижёрская палочка, работать шофёром, цитрусовые растения, шуба из цигейки, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь черепахи, жокейская шапочка, пацифистские убеждения, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря, шёлковое платье, стрекот цикад, большого рюкзака, костюм работницы, молочный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, пальцы хирурга, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые молодцы, редкие птицы. Опасаться инфекции, негодовать против рабства, терпим бедствие, поскорее выйдите из вагона, искупаться в речке, не знаешь печали, возмущаться и негодовать, приклеит марку, сжигает бумаги, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, приготовьте яичницу, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, не двигаться в автомобильной пробке, мягко стелет, начинать сначала, растаяли весной, ненавидеть ложь, записывать на диктофон, разбудит утром, надо стремиться вперёд, не гляди в сторону, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдёшь направо, посеет на грядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, попробовать салат, вежливо извиниться, не ешьте на ходу, не стоит сердиться, услышит издалека. Приключенческий фильм, преподаватель математики, сверхинтересный бестселлер, непреодолимая преграда, дезинфекция помещения, приоткрыть дверь, примерять пальто, телефон приятеля, взыскательный мастер, приклеить почтовую марку, пренеприятное известие, не прикоснуться к пище, прекрати притворяться, дисквалификация спортсмена, обыграть в шахматы, притормози у будки, собака сыщика, презирать негодяя, предыдущая глава, принять к сведению, изыскивать средства, пристанционный буфет, примирять спорщиков, преспокойно себя чувствовать, взимать налоги. и окончаниях существительных и прилагательных Свежего воздуха, современное оборудование, в пламени свечи, ветреный вечер, серо-зелёный о карманный фонарик, кожаная курточка, испуганный зайчонок, спросил об имени и фамилии, вождь племени, маляр-штукатур, злостный курильщик, отчаянная девчонка, нога в стремени, обходчик путей, истинная дружба, каблучок туфельки, ослиное упрямство, искусный мастер, заявление Анастасии Никитичны, зловещим предзнаменованием, клюквенный морс, зачинщики беспорядков, кольцевая автодорога, юго-западный ветер, парчовое одеяние, костяная нога, выкаченный из подвала бочонок, факты истории, рассохшаяся лодчонка, стеклянная посуда, с полным выменем, договорённость о продолжении, чугунная сковорода, очки миссис Хадсон, лихой извозчик, рыболовный сачок, писатель-деревенщик, душистый горошек, юная девушка, индусские обычаи, корешок сельдерея, безветренный день, французские фильмы, талантливый пианист. По обеим сторонам, столетний дуб, шестьдесят кило метров, пятиэтажный дом, двенадцать минут, восемнадцатая квартира, до девяноста градусов, в полутора миллиметрах, двести шестьдесят восемь миллионов, семью девятыми объёма, полтораста коробок, тридцать шесть шагов, миллиард человек, прибыть в одиннадцать часов, семнадцать тысяч четыреста экземпляров, с семерыми щенками, пятьюдесятью четырьмя годами, шестнадцати сантиметров, полутораста тоннами, к двумстам сорока шести прибавить восемьдесят, восемьюстами тринадцатью центнерами, десятеро школьников, в две тысячи четырнадцатом году. Никакой, кого-нибудь нарисуй, ни с чем, зайти к нему, ничто, кое с кем, спросил его, забрал у неё, что-либо слышал, самого лучшего, сколько-нибудь, некто в чёрном, несколько страниц, кое-кто придёт, чего-то не хватает, некого винить, никому не скажу, не с чем сравнить, их мнение, другого учебника. По-другому думаешь, во-первых, сказал. ; сделал волей-неволей, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал, давным-давно знаешь, по-зимнему холодно, настроен по-деловому, где-то забыл, обратился по деловому вопросу, мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко, читаю по-английски, куда-либо отправишься, видимо-невидимо грибов, живёшь бок о бок со школой, повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; откуда-нибудь приедешь, расположены справа налево, говоришь по-французски, по летнему времени, крепко-накрепко запомни. Контрольные диктанты Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и её распространение в пределах популяции происходят генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путём социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всём пути его развития. (132 слова) ( ^ По С. П. Капице ) 1. Выполнить фонетический разбор. Вариант I: (в) живой (предложение 2). Вариант II: (с) речью (предложение 4). 2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу). Вариант I: произошло (предложение 1 второго абзаца). Вариант II: приходится (предложение 2 второго абзаца). 3. Выполнить морфологический разбор. Вариант I: практически (предложение 2 второго абзаца). Вариант II: весь (предложение 2 второго абзаца). 4. Выполнить синтаксический разбор. Вариант I: предложение 2. Вариант II: последнее предложение текста. Вам, наверное, не раз приходилось видеть иллюстрации разных художников к «Сказке о царе Салтане». Именно ту картину, где изображается город, чудесным образом возникший за одну ночь на пустынном каменистом острове. Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый город. Вы, конечно, любовались Кремлём из-за Москвы-реки. Говорят, вся Москва была по главному архитектурному звучанию как этот уцелевший пока, хотя и не в полной мере, Московский Кремль. Напрягите воображение, представьте ту давнюю панораму с Воробьёвых гор. Сотни островерхих шатров, розовеющих на закате, сотни золотых куполов, отражающих в себе тихое сияние неба. Нет, Москва имела своё, ещё более ярко выраженное, чем у Петербурга, лицо. Более того, Москва была самым оригинальным, уникальным городом на Земле. Может нравиться или не нравиться купольная златоверхая архитектура, как может нравиться или не нравиться, допустим, архитектура древнего Самарканда. Но второго Самарканда больше нет нигде на земле. Он уникален. Не было и второй Москвы. (156 слов) ( ^ По В. А. Солоухину ) 1. Выполнить фонетический разбор. Вариант I: представьте (предложение 1 третьего аб заца). Вариант II: сияние (предложение 2 третьего абзаца). 2. Выполнить морфемный разбор (разбор слова по составу). Вариант I: издали (предложение 3). Вариант II: островерхих (предложение 2 третьего абзаца). 3. Выполнить морфологический разбор. Вариант I: уцелевший (предложение 2 второго абзаца). Вариант II: уникален (предложение 3 последнего абзаца). 4. Выполнить синтаксический разбор. Вариант I: предложение 1. Вариант II: предложение 1 третьего абзаца. Оглядываясь на свой долгий писательский путь, я нахожу на нём немало ошибок, неверных шагов и провалов. Но одна черта в некоторой мере искупает мои недостатки: абсолютная искренность. В качестве критика я, если бы даже хотел, не умел бы написать о том или ином литературном явлении хоть одно неправдивое слово. В писательской работе меня больше всего увлекает радость изобретения, открытия. Эту радость я впервые почувствовал, когда сочинял свои сказки, форма которых, уже не говоря о сюжетах, была в нашей литературе нова. Точно так же я не стал бы писать свои книги «Высокое искусство» или «От двух до пяти», если бы меня не окрыляла уверенность, что у нас ещё не было книг на подобные темы и что я таким образом иду по непроторённой дороге. И разве отдал бы я сорок лет своей жизни изучению Некрасова, если бы не сознание, что мне предстоит разрушить застарелые, рутинные представления о нём? Свою до сих пор не законченную книгу о Чехове я стал писать по такой же причине: Чехов, как и Некрасов, был одним из наиболее оболганных русских писателей. И я считал своим долгом освободить его образ от той многолетней лжи, которую горе-критики нагромоздили вокруг его имени. Ненавижу подражательность, эпигонство, рутину. «Открытия» могли быть микроскопически мелкими, и некоторые из них, как я вижу теперь, приводили к ошибкам, но я не мог бы писать ни о Николае Успенском, ни о Гаршине, ни о Валерии Брюсове, если бы меня не обуревало в ту пору желание сказать об этих авторах новое слово, отменяющее привычные представления о них. Тяга к новаторству, к преодолению косных, заплесневелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний. В этом-то и таится для нас праздничная радость работы, её главное очарование, её соблазнительность, и я от души благодарен судьбе, что мне было дано испытать эту ни с чем не сравнимую радость. (302 слова) (По К. И. Чуковскому) В свете ранней утренней зари море катило свои гладкие синие волны. За кормой, словно белый павлиний хвост, тянулись лёгкие пенистые струи, сверкавшие пузырями. Бледное небо начинало желтеть на востоке. Впереди неясным пятном проступала шоколадно-коричневая земля с бахромкой белой пены внизу. Это был Корфу. Напрягая зрение, мы вглядывались в очертания гор, стараясь различить долины, пики, ущелья, пляжи, но перед нами по-прежнему был только силуэт острова. Потом солнце вдруг сразу выплыло из-за горизонта, и всё небо залилось ровной голубой глазурью, как глаз у сойки. Море вспыхнуло на миг всеми своими мельчайшими волночками, принимая тёмный, пурпуровый оттенок с зелёными бликами, туман мягкими струйками быстро поднялся вверх, и перед нами открылся остров. Горы его как будто спали под скомканным бурым одеялом, в складках зеленели оливковые рощи. Среди беспорядочного нагромождения сверкающих скал золотого, белого и красного цвета бивнями изогнулись белые пляжи. Мы обошли северный мыс, гладкий крутой обрыв с вымытыми в нём пещерами. Тёмные волны несли туда белую пену от нашего кильватера и потом, у самых отверстий, начинали со свистом крутиться среди скал. За мысом горы отступили, их сменила чуть покатая равнина с серебристой зеленью олив. Кое-где к небу указующим перстом поднимался тёмный кипарис. Вода в мелких заливах была ясного голубого цвета, а с берега даже сквозь шум пароходных двигателей до нас доносился торжествующий звон цикад. (211 слов) ( ^ Дж. Даррелл ) Во время Отечественной войны 1812 года сокровища перевезли в Нижний Новгород. Сохранённые драгоценности после войны вернули в Москву и открыли для осмотра. Так в начале ХIX века Оружейная палата стала музеем, но сначала осматривать музей могли только лица дворянского и купеческого сословия. Новое здание Оружейной палаты построено в середине ХIX века. Здесь в девяти залах выставлены различные реликвии. Среди самых древних вещей — чаша Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Она из серебра, с изображениями святых. Другая реликвия — кольчуга Ермака, покорителя Сибири. Это тяжёлая железная рубаха, которая выделана из тысяч клёпаных колец, весит она почти пуд, то есть шестнадцать килограммов! Не каждый мог носить такую одежду. Оружейная палата — хранилище не только русского искусства, в ней собраны произведения многих зарубежных стран. Когда-то послы привозили в Кремль дары своих правительств, а сейчас эти вещи рассказывают об искусстве Турции, Германии, Англии, Ирана. (257 слов) ( ^ По В. С. Гончаренко ) Примечание. Цифры следует заменить именами числительными. Французский писатель Жюль Верн — основоположник жанра научно-фантастического романа. Он создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. Писатель интересовался новинками науки и техники, был знаком с учёными, изобретателями, посещал научные диспуты, доклады. 65 романов объединены общим названием «Необыкновенные путешествия». В них рассказывается об освоении Арктики, о завоевании обоих полюсов, о подводной навигации, об авиации и воздухоплавании, о межпланетных путешествиях. В его романах появился новый герой — рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый ради осуществления своей мечты на любой подвиг. Писатель считал, что именно наука способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо. Герои книг Жюля Верна, представители разных стран: англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы. — благородные, мужественные, сильные и великодушные люди. Среди них нет пустословов и ленивых бездельников. Писатель и сам был великим тружеником. Даже в старости, совсем ослепнув, он продолжал сочинять, надиктовывая свои книги. О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его высказывание: «Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. Их счастьем будет труд, их вдохновением — научные исследования, их идеалом — свобода, для которой создан человек». (191 слово) ( ^ По Е. П. Брандису ) Примечание. Цифры следует заменить именами числительными.
|