Число и количество в чем разница
Различие множества, количества, и числа
Множество – бесконечная неопределенность. В самом абстрактном смысле множество это отрицательное тождество единичности, неизвестность всех его свойств, которая доводит разум до ступени отрицания единственно известного сущностного свойства множества – множественности как таковой, и, в самом абстрактном варианте только чисто словесно, семантически, множественность привязана к своей идее, но без привлечения конкретных, эмпирических данных в свое содержание, понятие множества, лишается своего объекта и тем самым смысла. Бесконечность множества это простое правило разума, которое требует два элемента множества – начало и конец – (элементы конечности, то, что и делает множество конечным), между которыми находится неопределенный хаос элементов, то есть, грубо говоря, это два конца запутанного клубка лески. Так вот отсутствие у запутанного клубка лески (как пример множества) двух видимых концов есть бесконечность множества, а сама запутанность, хаотичность этой лески между неизвестными двумя концами есть неопределенность множества. Это пространственный момент неопределенности то есть не ясно, ни сколько элементов множество, ни какие с какими из них соприкасаются друг с другом.
Количество – конечная неопределенность.
Только через выпрямление этой лески мы доказали ее непрерывность. И теперь дискретные зерна связаны непрерывной леской. Делимые объекты объединились через необратимость времени, сквозь которое и входе которого и происходило восприятие этих объектов (элементов множества).
Теперь мы доказали что это множество конечно, но оно осталось неопределенным. Резюмируя можно сказать, что количество это схватывание в единую линию (временную, леска это пространственная метафора временного схватывания), и деление на равные части, элементов множества.
Число – определенная конечность.
Неопределенная конечность это состояние количественной, линейной связанности выровненных между собой элементов множества. Мы знаем, что количество имеет начало и конец, и этим оно отличается от множества, тем, что оно непрерывно, однако что его отличает от числа? Различие между числом и количеством заключается в счете. Каждый шаг счета это следование по дискретному пространственному множеству (зернам), через непрерывную временную линию (леску). Если множество это пространственная дискретность единичности некого объектного поля, то количество это временная его непрерывность и заданность в начальных и конечных точках, тогда как счет это синтез этих двух моментов – множественной пространственной статики и количественной временной динамики (леска это временной вектор, которая пронизывает статичную дискретность зерен). И теперь представим себе счет: поток сознания по Уильяму Джемсу, эта та самая незримая леска, а осознание прерывности и есть момент счета. То есть расстояния между статичными числами заполнены временной динамикой. Тем самым счет привносит в количественный момент, момент качества. И дискретный элемент множества, перейдя через непрерывность количества, отождествился в своем положении во времени и в пространстве и стал (момент) смыслом – объектом который может быть означен, и отождествлен с сознанием.
Чем же отличается предел, исходя из вышеизложенного от конца, тем, что предел это смысл (благодаря ему мы можем ответить на вопрос «сколько»?), а конец (начало) это всего лишь констататор непрерывности множества.
Исходя из вышеизложенного мы приходим к тому, что число это синтез дискретности и непрерывности в пространстве и времени, оконеченное количеством, определенное счетом, в качестве уникального смысла, и как следствие вербализировано в языке особыми словом и знаком.
Функция как основания различия числа, множества и количества.
Определение Эйлера : «Когда некоторые количества зависят от других таким образом, что при изменении последних и сами они подвергаются изменению, то первые называются функциями вторых».
Определение Лакруа: «Всякая величина, значение которой зависит от одной или многих других величин, называется функцией этих последних».
Исходя из высказанных выше соображений, можно привести несколько идей о смысле функций в теории множеств. Приведенные два определения функции сводятся к простому утверждению, что функция это связь элементов одного множества с элементами другого. Если учесть что функции это закон взаимосвязей множеств через разные методы оперирования ими, то есть интегрирование, логарифмы, показательные уравнения, тригонометрия – все это сводима к функциональным зависимостям, то мы можем признать функцию, главным оператором множеств. С чем работает функция? Она работает с обобщенными множествами и с неконкретными количествами. Не алгебра, как методология извлечения известного из неизвестного, из множества смысл, но оперирование с множествами как с неопределенностями.
Итак, чем прямее линия, отражающая функциональную зависимость, тем яснее и определеннее для нас количество, если эта линия совсем прямая, то количество для нас настолько определенно, что оно может обозначаться не x, но смыслом, то есть максимально точным и определенным числом.
И. Арнольд «Теоретическая арифметика».
Г. Гегель «Наука логики».
Число и количество в чем разница
Число и количество. Значение слов
Одинаковы ли по значению и употреблению слова количество и число?
Если мы обратимся к толковым словарям русского языка, то увидим, что в некоторых своих значениях существительные количество и число совпадают, хотя по общей смысловой структуре они значительно отличаются друг от друга.
Слово количество имеет два основных значения. Во-первых, это философская категория, в которой предметы материального мира характеризуются со стороны их измеримости. Например: переход количества в качество.
Во-вторых, количество — это величина, объем, масса; то же, что и число. Например: большое количество народа, большое количество экспонатов и т. п.
Что касается слова число, то его «семантический спектр» значительно шире: оно имеет не два, а пять основных значений.
В первом значении число — это математическое понятие, с помощью которого ведется счет. Например: целое число, четные и нечетные числа и т. п.
Во втором значении число — это день месяца, по порядку счета. Например: в первых числах мая, в последних числах июня.
В третьем значении число — это численный состав кого или чего-либо; то же что количество. Например: число посетителей, число выступлений и т. п.
В четвертом значении число — это совокупность лиц или предметов, объединяемых каким-либо признаком. Например: быть в числе приглашенных, входить в число передовиков И т. д.
Наконец, в пятом значении число — это грамматическая категория. Например: единственное число, множественное число, остатки двойственного числа.
Совпадая в одном из значений, слова число и количество могут употребляться в одних и тех же конструкциях как полные синонимы. Например: большое количество людей и большое число людей-, количество принятых заявок и число принятых заявок.
Надо заметить, однако, что слово число в своих сочетаниях более ограничено, чем слово количество. Объясняется это тем, что слово число, в соответствии со своим смыслом, употребляется преимущественно в таких сочетаниях, где предметы и явления поддаются счету или предполагают счет. Например: число посетителей, число койко-мест в больницах и т. п. А вот слово количество может употребляться не только в тех же самых «счетных» конструкциях, но и при обозначении объема, массы, общего наличия чего-нибудь и т. п. Мы можем сказать не только количество посетителей или количество койко-мест, как в предыдущих фразах, но также — количество воды, количество топлива, минерального сырья и т. п. В этих последних конструкциях нельзя применить слово число, поскольку речь идет о явлениях, не исчисляемых «поштучно».
Мы одинаково можем сказать: в равном числе и в равном количестве, из этого числа и из этого количества — независимо от того, идет ли речь об одушевленных или неодушевленных предметах. Однако в некоторых устойчивых оборотах применяется лишь одно из описанных нами слов: брать не числом, а уменьем; нет числа чему-нибудь (т. е. очень много); в количестве таком-то-, в больших количествах и т. п.
Различны и словообразовательные связи слов количество и число.
Слово количество имеет едва ли не единственное образование того же корня — прилагательное количественный.
А вот у слова число этот круг однокоренных слов достаточно широк; численность, численный, числовой, числитель, числиться и числить и мн. др
Как мы выражаем идею количества
Раз словечко, два словечко…
Предлагаем следующий вариант изучения поля количественности. Сделать это можно в 6-м классе после знакомства с темой «Числительное». В сильных классах этот материал может предшествовать рассмотрению числительных или быть дополнением к нему.
В русском языке существует целая система средств выражения количества. Мы понимаем, как важно человеку уметь считать, знать количество (число) предметов. Математика имеет дело с цифрами, числами, а в языке для этого существует специальный класс слов – числительные. Но для выражения идеи количества используются и другие средства языка. Они объединены в поле количества (количественности).
Охарактеризуем центр и периферию поля количественности. В этом поле 2 центра:
1) лексико-грамматический разряд слов – числительные;
2) грамматическая категория числа изменяемых слов всех частей речи.
Можно предложить детям проявить фантазию в изображении поля с его двумя центрами и периферией в виде круга, эллипса, лица человечка и т.д.
Вначале обратим внимание на смысловые связи числительных с уже известными грамматическими способами выражения количественной семантики, т.е. с категорией числа изменяемых слов: существительных и связанных с ними в предложении прилагательных, причастий, местоимений, глаголов.
Следует показать разграничение лексического и грамматического способов выражения идеи числа. Числительные самим словом, его лексическим значением выражают идею числа, количества: один, двое, пять целых и две десятых, сто. Грамматически же количественность передается при помощи формальных средств – окончаний, суффиксов, переносом ударения, изменением основы: дом – дома, брат – братья, река – реки, человек – люди.
Стоит обратить внимание школьников на то, что категория числа существительных более тесно связана с семантикой количества, ведь именно она чаще всего указывает на реальное количество лиц, предметов, а у остальных слов категория числа носит согласовательный характер: один / новый дом стоит – два новые/новых дома стоят.
Периферию составляют лексико-грамматические средства: местоимения, указывающие на количество (сколько, столько и производные от них слова), слова много, мало и образованные на их основе.
К периферийным лексическим средствам относятся:
сложные слова с первой частью пол/полу (полдня, полукруг);
слова разных частей речи, образованные от числительных (двойка, двойной, удвоить, вдвоем, во- вторых);
слова, называющие единицы измерения (метр, литр, тонна, минута);
слова, выражающие в сочетании с существительными неопределенно большое или малое количество (уйма дел, капелька терпения, море огней, масса времени).
Количественная семантика передается также словообразовательными средствами: суффиксами существительных со значением единичности (изюмина, жемчужина), со значением уменьшительности или увеличительности (столик, сапожище), со значением собирательности (учительство, мошкара, комарье, пролетариат). Выражают количественные отношения и глагольные приставки (например, накупить, поразбросать, переволноваться) или суффиксы (мигнуть, стукнуть).
В разговорной речи мы часто используем устойчивые, фразеологические сочетания (полным-полно, кот наплакал и др.).
Можно изобразить на схеме эти средства в виде лепестков (эллипсов и т.д.), окружающих оба центра.
Представляется целесообразным показать более четкую систему отношений внутри поля количества, назвав такие противопоставления: единичность – множественность (один – больше / меньше, чем один), точное – приблизительное число (три дня – дня три, десять книг – (не) больше / меньше десяти книг, приблизительно восемь / около восьми), определенное – неопределенное (два дня – несколько / сколько-то дней), целое – дробное (пять – пять и одна вторая / пять десятых). Для наглядности эти типы отношений можно отразить в таблице:
Каждое значение выражается специфическими средствами, они образуют микрополя. Для наглядности можно изобразить эти микрополя парами внутри поля количества.
Далее следует разработать систему заданий и упражнений для наблюдения над разными средствами выражения количества. Это значительно обогатит представления школьников о системности передачи количественных значений, научит различать единицы разных уровней и видеть взаимодействие таких элементов в тексте. Основным принципом подачи материала должно быть сравнение, установление связей, сходства, смыслового и стилистического различия между единицами. Так формируются и закрепляются правила выбора средств выражения в определенных ситуациях и стилях речи.
Наблюдения над употреблением тех или иных средств выражения количества обязательно включают аспект повторения уже знакомого материала: способов словообразования, морфемного состава, отнесения тех или иных компонентов к частям речи, вопросы орфографии этих слов и выражений.
Предлагаем некоторые виды заданий.
Изучение каждого типа количественной семантики можно предварить пословицей, поговоркой, фразеологизмом, спросив детей, с каким типом значения связан тот или иной эпиграф: Уж сколько раз твердили миру… (И.А. Крылов). Бей не числом, а уменьем (А.В. Суворов). Ни то ни се, ни рыба ни мясо. Семь раз отмерь – один отрежь. Ни два ни полтора. Точность – вежливость королей. Полезно предложить школьникам самим определить, о каком типе значения пойдет речь, а затем продолжить этот ряд устойчивых выражений.
1. Распределите слова по группам в зависимости от отношения к категории числа: чтобы проверить их свойства, приведите примеры предложений с этими словами.
Студенчество, дело, сутки, такси, бег, ворота, посуда, любовь, макароны, машина, железо, сын, каникулы, кофе, молоко, очки, лист, листва, студент, фойе, кроссовки, тишина.
2. Определению числовой семантики слов, у которых число не выражено формой, помогают формы других слов: глаголов, прилагательных, числительных, местоимений.
Определите, как выражено число в следующих случаях:
Открылось новое кафе. – Открылись новые кафе. Подъехало такси. – У гостиницы стояло несколько такси. – Рядом состановкой стояли такси. В зоопарке был кенгуру. – Кенгуру живут в Австралии. Мама купила мне красивое пальто. – Все пальто висят в шкафу.
Приведите сами аналогичные предложения, сделайте выводы.
3. Особую группу составляют существительные, имеющие формы только множественного числа (pluralia tantum), а также называющие парные предметы или предметы, состоящие из двух частей. Грамматическое число у них не соответствует логическому, реальному количеству.
Сравните примеры, установите грамматическое число и реальное количество предметов:
Тебе очень идут эти очки. – В магазине «Оптика» продаются очки. Примеряла туфли. – Купила модные туфли. – Принесла двое туфель (две пары туфель) и сапоги (пару сапог, одни сапоги). Надел новые джинсы/брюки/шорты. – Взял с собой светлые джинсы/брюки/шорты. – Купил двое джинсов/брюк/шорт.
4. Имена собственные называют, как правило, единичные, уникальные реалии и потому не изменяются по числам. Обычно такие слова стоят в форме или единственного, или множественного числа. Исключение составляют имена и фамилии людей: они имеют формы множественного числа, если не относятся к знаменитым личностям (в этом случае они тоже не изменяются по числам).
Определите отношение имен собственных к категории числа:
Россия, Германия, Рейн, Волга, Гейдельберг, Вологда, Капри, Крым, Урал, Альпы, Жигули; Бетховен, Шаляпин, Пушкин, Гете, Иванов, Мюллер, Екатерина, Петр Первый; гостиница «Москва», фабрика «Красный Октябрь», повесть «Капитанская дочка», Бородинская битва, Веймарская республика, МГУ.
5. Вещественные существительные, т.е. слова, называющие вещество как массу, которая не подвергается счету, имеют форму только единственного числа (singularia tantum), обычно не изменяются по числам. Если они обозначают сорта, разновидности, виды, то употребляются в формах множественного числа. Абстрактные существительные, как правило, имеют форму только единственного числа, во множественном числе они приобретают конкретное значение.
Сравните сочетания, определите, в чем разница в значениях:
сливочное масло – смазочные масла, голландский сыр – твердые сыры, уличный шум – шумы в области сердца, мощность двигателя – производственные мощности, радость в жизни – первые радости, женская красота – красоты природы.
6. Единичные существительные, образованные от вещественных при помощи суффиксов и называющие единичные предметы, имеют формы множественного числа.
Сравните пары слов, как выражена в них идея количества, назовите суффиксы, помогающие передать идею единичности:
горох – горошина, изюм – изюмина, град – градина, жемчуг – жемчужина; снег – снежинка, пух – пушинка, пыль – пылинка, солома – соломинка.
7. Формы числа употребляются в основном (прямом) или переносном значении. Единственное число может иметь обобщенное значение, называя класс предметов. Множественное число могут иметь существительные, которые называют предметы, состоящие из двух частей (парные предметы). Вещественные существительные во множественном числе называют сорта, виды, разновидности.
Назовите, в каком значении употреблены формы числа существительных, распределите их по указанным выше группам:
Ворота в парк открыты. Человек смертен. Птицы рады приходу весны. Железо является металлом. Сестра работает врачом. Врач дает клятву Гиппократа. Волк – хищное животное. Минеральные воды полезны.
8. Формы одного числа могут использоваться в значении другого. Единственное число употребляется вместо множественного, а множественное – вместо единственного для большей выразительности или обобщенности, для передачи эмоционального отношения говорящего к описываемому событию.
Разграничьте прямое и переносное значения числа, определите функцию переносного употребления:
Швед, русский – колет, рубит, режет (А.Пушкин). Иди в огонь за честь Отчизны (Н.Некрасов). Человек – часть живой природы. И чему только вас в университетах учат! Рыба дышит жабрами. Ходят тут всякие, мешают. К тебе пришли – соседка Марина. – У вас есть дети? – Да, одна дочь. Цыплят по осени считают. По радио сообщают прогноз погоды. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
9. В русском языке существует система терминов для обозначения единиц измерения: длины, площади, объема, веса, времени, стоимости и т.д.
Продолжите данные ряды слов:
В сильных классах или сильным, интересующимся языком ученикам можно дать задание узнать о старых русских единицах измерения и о происхождении современных терминов.
10. Идея числа может выражаться грамматически (формами числа подлежащего и сказуемого) и только по смыслу, логически. В последнем случае форма слова не всегда соответствует значению.
Определите, как выражено число в данных примерах, с чем связаны различия в значении и выражении:
Мы пришли. – Пришло всего три человека. Росло два дуба. – Выросли двое сыновей. Пальто висит в шкафу. – Пальто висят в шкафу. Открылось несколько новых магазинов. – Выпущен ряд учебников. Большинство студентов сдало экзамены хорошо. Кафе закрыто. – Ворота закрыты. Молчалины блаженствуют на свете! Как мы себя чувствуем, детка? Все, у кого была машина, заторопились. Эти чиновники не чисты на руку.
11. В русском языке существует большое количество пословиц и поговорок с количественными словами.
Объясните их значение, скажите, в каких ситуациях мы их употребляем.
Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. У семи нянек дитя без глазу. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Семь раз отмерь, один отрежь. Первый блин комом. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Седьмая вода на киселе. Обещанного три года ждут. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
12. Можно провести конкурс «Кто больше?» (кто приведет больше выражений с количественными словами).
13. Объясните значение выражений с количественной семантикой, подберите к ним синонимы:
У тебя семь пятниц на неделе. Знаю родной город как свои пять пальцев. Остался один на один со своей бедой. Он нам – седьмая вода на киселе. Детей в семье пятеро, мал мала меньше. Сидит бабушка дома одна одинешенька.
Работа с текстом ведется под девизом: «Заглянем вглубь». Сначала это могут быть короткие тексты, в которых мы только находим интересующие нас разные средства выражения определенной семантики. Например:
Прочитайте текст, найдите средства, относящиеся к анализируемому полю, определите их значение, форму и функцию.
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык – один и нос – один.
– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня все по два, а язык один и нос один?
– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Или шутливые стихотворения:
Если ты не знаешь арифметику,
Могут обмануть тебя родители.
Скажут: «Съешь, сынок, четыре ложечки», –
А подсунут восемь с половиною.
Вот причина, по которой многие
Крепкие, упитанные мальчики
С детства ненавидят арифметику.
Есть на свете немало
Поучительных книг.
Пусть тебя не пугает
Этих книг толщина.
Если толстую книгу
Пополам разорвать,
То в два раза быстрее
Ее можно прочесть.
Если по уши влюбилась,
Берегись любви несчастной.
Почему влюбляться надо
Непременно в одного?
Лучше в нескольких влюбляйся –
Сразу больше вероятность,
Что один из них оценит
Сердце верное твое.
Можно предложить детям самим составить короткие тексты, например, в жанре сказки или миниатюры, в которых будут использованы разнообразные средства выражения идеи количества.
В более сильных, подготовленных классах можно обратиться к анализу художественного текста для определения не только содержательной, но и художественной, экспрессивной роли интересующих нас языковых единиц. Несомненно, подбор текстов, связанных тематически и эстетически с тем или иным типом семантики, потребует много времени и усилий, но все старания послужат благородной цели: оживить «скучную» грамматику, показать реальную жизнь языковых единиц в речи, тексте, увлечь ребят изучением родного языка.
В заключение можно провести небольшую проверочную работу по всей теме. Вот некоторые задания для подобной работы.
1. Определите, к какой части речи относятся слова:
три, тройка, тройник, тройной, тройственный, трилистник, втроем, утроить, в-третьих, втрое, трижды, на троих.
2. Какие значения выражены в сочетаниях, включите их в предложения:
большинство одноклассников, минимум усилий, ряд проектов, некоторые успехи, два с половиной дня, четвертый час, полтора метра, несколько суток.
3. Как различаются значениями следующие формы? Покажите это на примерах употребления:
листы и листья, цветы и цвета, зубы и зубья, учителя и учители, сыновья и сыны.
4. Образуйте формы множественного числа:
котенок, цветок, заяц, курица, дерево, крыло, чудо, судно, ухо, господин, гражданин.
5. Составьте предложения со словами:
много, мало, немного, несколько, многие, некоторые.
6. Известны ли вам эти литературные произведения (в названиях – слова с количественной семантикой). Кто их авторы? Какие еще подобные названия вам знакомы?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Тридцать восемь попугаев», «Семнадцать мгновений весны», «Три поросенка», «Три мушкетера».
Морфология
Морфология. Части речи и образцы их морфологического разбора
Морфология — раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.
Морфология и синтаксис составляют грамматику.
Самостоятельные части речи
ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.
Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.
Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.
Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не).
Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.
Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
1) обобщенное значение,
2) морфологические признаки,
3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.
Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.
Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:
В комплексе 3 выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное — это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.
Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, — местоимение и числительное.
В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто), прилагательными (этот, какой), числительными (сколько, несколько).
В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.
Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи — категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).
Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.
В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет, вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого) и некоторые другие слова.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые
1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.
Разряды существительных по значению
В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению — группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.
У существительных выделяют две группы разрядов по значению:
1) собственность / нарицательность;
2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).
Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).
Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы — вещи (стол), лица (Марина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок).
Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва) или лиц (детвора).
Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом — дома). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например:
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.
Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.
Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение — выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами — см. морфемику). Морфологические признаки слов могут выражаться
1) внутрисловно — формообразующими морфемами самого слова (стол- — стол-ы),
2) внесловно — формообразующими морфемами согласуемых слов (нов-ое пальто — нов-ые пальто),
Оба этих средства выражения могут быть представлены вместе. В этом случае одно грамматическое значение выражается в предложении несколько раз — и внутрисловно, и внесловно (нов-ый стол- — нов-ые стол-ы).
Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:
1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;
2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.
В русском языке представлены существительные с колебанием по одушевленности: у них В. п. может совпадать как с И. п., так и с Р. п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать персонаж-и / персонаж-ей, существ-о / существ-;
У существительных женского и среднего рода, имеющих формы только единственного числа, одушевленность формально не выражена (молодежь, студенчество), формально они не охарактеризованы по одушевленности.
Одушевленность имеет и внесловное выражение: окончание согласуемого с существительным прилагательного или причастия в В. п. различается в зависимости от одушевленности или неодушевленности существительного, ср.: (вижу) нов-ых учеников, но нов-ые столы.
Внесловное выражение одушевленности существительных более универсально, чем внутрисловное: оно выражает одушевленность даже в случае неизменяемости существительного: (вижу) красив-ых мадам, но красив-ые пальто.
Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными — неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:
Одушевленность, как уже было сказано, постоянный признак существительного. При этом необходимо иметь в виду, что разные значения одного слова могут быть различно оформлены по одушевленности, например: вижу гени-я (человека) — ценю гений- (ум).
Род как морфологический признак существительного
Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Основное выражение морфологического рода внесловное — окончания согласуемых с существительным прилагательных, причастий в позиции определения и слов с непостоянным признаком рода в позиции сказуемого, в первую очередь глагола в прошедшем времени или условном наклонении, а также краткого прилагательного или причастия.
К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:
мужской | нов-ый ученик приехал- |
женский | нов-ая ученица приехал-а |
средний | больш-ое окно раскрыт-о |
тво-я невежа пришл-а.
Такие существительные относят к общему роду.
Есть в русском языке существительные, обозначающие название лица по профессии, которые при обозначении лица мужского пола выступают как слова мужского рода, т. е. присоединяют согласованные слова с окончаниями мужского рода; когда же они обозначают лицо женского пола, определение употребляется в мужском роде, а сказуемое употребляется в женском роде (преимущественно в разговорной речи):
нов-ый врач пришел- (мужчина),
нов-ый врач пришл-а (женщина).
Эти слова — «кандидаты» в общий род, их род иногда называют переходным к общему, однако в словарях они охарактеризованы как слова мужского рода.
В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе — мужской / средний род, шампунь — мужской / женский род.
Существительные только множественного числа (сливки, ножницы) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы — стол-ы).
Таким образом, основное выражение рода — внесловное. Внутрисловно род последовательно выражается только у существительных — субстантивированных прилагательных и причастий: часовой, мороженое, столовая: в формах единственного числа у этих слов представлены окончания, однозначно указывающие на их родовую принадлежность. Для существительных II склонения мужского рода и III склонения женского рода специфической является вся система их окончаний, что же касается окончаний отдельных падежных форм, то они могут быть не показательны, ср. стол- — ночь-.
Для всех неодушевленных существительных (а таких существительных в языке около 80%) род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью.
Среди одушевленных существительных — названий лиц или животных род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама — папа, сын — дочь, корова — бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных — названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов — названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).
Определенную сложность представляет определение рода сложносокращенных слов (аббревиатур) и несклоняемых существительных. Для них установлены следующие правила.
Родовая характеристика аббревиатур зависит от того, к какому типу относится данное сложносокращенное слово.
Род аббревиатур, образованных сложением начальных частей (завхоз), начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк) и начала первого слова с началом и/или концом второго (торговое представительство ® торгпредство), определяется родовой принадлежностью главного в исходном словосочетании слова: хорош-ая оргработа, российск-ое торгпредство, нов-ый сбербанк.
Род аббревиатур, состоящих из начальных звуков (ГУМ) или букв (МГУ), а также аббревиатур смешанного типа, у которых начальная часть первого слова соединена с первыми буквами или звуками остальных слов (главк), определяется неоднозначно. Первоначально они также приобретают род главного в исходном словосочетании слова, например, Братск-ая ГЭС. Однако в процессе употребления первоначальную родовую характеристику последовательно сохраняют только аббревиатуры из первых букв исходного словосочетания. Аббревиатуры же, состоящие из первых звуков, ведут себя по-разному. Некоторые из них приобретают родовую характеристику в соответствии с внешним видом слова. Так, слова БАМ, вуз, МИД, НЭП, загс и некоторые другие стали словами мужского рода и приобрели возможность склоняться по II склонению, как существительные типа дом. У других заканчивающихся на согласный аббревиатур со стержневым словом среднего и женского рода возможно колебание: они могут иметь родовую характеристику в соответствии с родом главного слова и при этом не склоняться (в наш-ей ЖЭК) или, склоняясь, употребляться как слова мужского рода (в наш-ем ЖЭКе). Аббревиатуры, оканчивающиеся на гласный звук, не склоняются и преимущественно относятся к среднему роду (наш-е РОНО — районный отдел народного образования).
Несклоняемые имена существительные, попадая в русский язык или образуясь в нем, должны приобрести родовую характеристику, которая будет проявляться только при выборе согласованных с существительным прилагательных, причастий и глаголов.
Существуют следующие закономерности выбора такими существительными родовой характеристики: род зависит либо от значения слова, либо от рода другого русского слова, которое рассматривается как синоним или как родовое наименование для данного неизменяемого слова. Для разных групп существительных ведущими являются разные критерии.
Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро. Однако женского рода авеню (так как улица), кольраби (так как это капуста), кофе — с колебанием — мужской / средний, мужской род — пенальти, евро.
Если существительное обозначает животное, то оно обычно относится к мужскому роду: шимпанзе, какаду. Исключения: иваси, цеце — женский род (так как селедка, муха).
Если существительное обозначает лицо, то его род зависит от пола этого лица: слова месье, кутюрье мужского рода, так как обозначают мужчин; слова мадам, мадемуазель женского рода, поскольку обозначают женщин, а слова визави, инкогнито общего рода, так как могут обозначать и мужчин, и женщин.
Если существительное обозначает географический объект, то его род определяется родом русского слова, которое обозначает тип объекта: Тбилиси мужского рода, так как это город (слово мужского рода), Миссисипи женского рода, так как это река, Лесото среднего рода, так как это государство. Все сказанное относится только к словам несклоняемым, поэтому Москва — существительное не мужского рода, а женского рода, хотя это и город, так как оно изменяемое.
Число как морфологический признак существительного
Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т. е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т. е. число для них — постоянный признак.
Число — морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов.
С точки зрения обозначения количества объектов в русском языке представлены существительные счетные (обозначаемые ими реалии можно посчитать штуками) и несчетные.
Счетные существительные, как правило, имеют формы обоих чисел: форма единственного числа у них обозначает один предмет (стол), а форма множественного — множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа (столы — множество предметов, каждый из которых стол).
Среди счетных существительных представлены:
1) конкретные существительные, обозначающие дискретные предметы:
а) «нормальные» существительные с формами обоих чисел (стол),
б) существительные типа сани, у которых как по отношению к одному предмету, так и по отношению к множеству предметов употребляется форма множественного числа (одни сани — множество саней);
2) абстрактные существительные (в меньшей своей части): мысль — мысли, звук — звуки;
3) собирательные существительные типа армия: у них форма множественного числа обозначает противопоставленные единицы (ср.: реформа армии — на операцию брошено пять армий).
Счетные существительные обозначают, как уже сказано, реалии, которые можно посчитать штуками. Однако есть существительные, которые обозначают реалии, существующие или только в количестве один, или только в количестве два и более:
1) слова, обозначающие уникальные, единичные реалии (Москва, Луна в значении спутника Земли) имеют преимущественно форму единственного числа; надо иметь при этом в виду, что среди собственных есть слова типа Сокольники, у которых форма множественного числа не имеет значения множества предметов и обозначает один объект;
2) слова, обозначающие реалии, включающие несколько объектов, каждый их которых имеет свое название: только мн. число имеет слово супруги в значении супружеская пара (супруг + супруга, а не супруг + супруг или супруга + супруга).
Счетным противопоставлены несчетные существительные, обозначающие реалии, лишенные идеи счета. Несчетные существительные не сочетаются с количественными числительными. Это вещественные существительные, большинство абстрактных и большинство собирательных существительных. Эти слова имеют формы только единственного или только множественного числа, однако ни то, ни другое числовое оформление не несет смысловой нагрузки, связанной с идеей количества: